Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния системы социальной поддержки жителей города Нижний Тагил
Муниципальная программа "Социальная поддержка жителей города Нижний Тагил 2014 - 2020 годы" разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, задачами, поставленными Указами президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основными направлениями стратегии социально-экономического развития города до 2020 года.
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития города, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки жителей города.
Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан являются приоритетными направлениями.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, должны носить адресный и дифференцированный характер.
Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки, учитывающая особенности категорий получателей в том числе:
1) с учетом особых заслуг перед обществом (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, граждане, награжденные иными знаками отличия, почетными званиями);
2) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк");
3) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью, сиротством, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий и другими причинами;
4) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях;
5) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности, предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций, однако, на муниципальном уровне существует необходимость принятия дополнительных мер социальной поддержки наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, малообеспеченных. Нуждаются в социальной поддержке и те граждане, которые в силу своих индивидуальных особенностей или объективных причин оказываются в трудном положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.
Муниципальная социальная политика выстраивается в русле государственной и должна быть направлена на "сглаживание" экономического состояния различных уязвимых групп населения и повышение качества жизни людей.
Местное самоуправление предназначено для удовлетворения социальных нужд населения, для решения вопросов местного значения, таких как охрана здоровья, образование, безопасность, реабилитация и защита малоимущих. В противном случае местными социальными вопросами придется заниматься органам государственной власти, что не всегда будет эффективно.
Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.
На территории города необходимо создавать социально-экономические условия для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, содействовать социальной адаптации и творческой реализации пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Нижнем Тагиле, по данным управления Пенсионного фонда, проживает более 112 тысяч получателей пенсии, из них порядка 87,1 тысяч человек - старше трудоспособного возраста, при этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа.
В нетрудоспособном возрасте основной доход граждан составляет пенсия. В городе и Пригородном районе на 1 января 2013 года средний размер пенсии составлял 9847,19 рублей (на 01.01.2012 - 8901,34 рублей). По итогам года отмечается увеличение размера пенсии на 945,85 рублей.
Согласно Закону Свердловской области "Об установлении прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2013 год" величина прожиточного минимума составляет 6131 рубль в месяц, что соответствует прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера в среднем по России.
С 1 января 2010 года неработающим пенсионерам, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области, установлена социальная доплата. Число получателей социальной доплаты на 1 января 2013 год - 6555 человек, что больше аналогичного показателя начала 2012 года на 284 получателя.
При этом минимальный потребительский бюджет в I квартале 2013 года в расчете на одного жителя Свердловской области равнялся 14855 рублей в месяц, для трудоспособного населения - 17605 рублей в месяц, для пенсионеров - 13525 рублей в месяц.
Только в последние годы индексация пенсий стала проводиться относительно регулярно. Не смотря на постоянный рост среднего размера пенсии, неуклонно возрастают показатели роста стоимости минимального потребительского бюджета и прожиточный минимум. Таким образом, средний доход пенсионеров хотя и превышает прожиточный минимум, но до сих пор не достиг размера минимального потребительского бюджета.
Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, но главная - это проблема низкого материального обеспечения.
Нуждаемость граждан пожилого возраста в адресной помощи возрастает вследствие многих причин. Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения.
Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины. В старшем поколении численность женщин составляет почти 70 процентов, одиноко проживают более 80 процентов пожилых женщин.
В трудной жизненной ситуации пенсионеры в первую очередь обращаются к Главе города. Следовательно, Администрации города, несмотря на закрепление функций социальной защиты за регионом, необходимо изыскать возможность оказывать материальную поддержку отдельным категориям пенсионеров из средств местного бюджета.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Приоритетным в работе по оказанию социальной поддержки данных граждан является максимальное продление их активной жизни.
Пожилые люди принимают активное участие в жизни города, стараются все свое свободное время заполнить добрыми и полезными делами, найти друзей и как можно больше влиться в общественно-политическую жизнь города. Участие тагильчан старшего поколения в решении социально-значимых проблем города позволяет сохранить их активную жизненную позицию, повысить значение вклада ветеранов в развитие традиций преемственности поколений.
Первостепенную роль в развитии социальной поддержки таких граждан занимает защита их прав и интересов, повышение социальной активности через функционирование объединений пожилых людей.
Качество жизни - понятие масштабное. Это не только финансовая стабильность, но и качественное образование, здравоохранение, доступное жилье, решение экологических, демографических проблем и многое другое.
Современное качественное доступное здравоохранение - одно из условий развития общества и государства. Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений, однако, в первую очередь, определяется уровнем профессиональной подготовки и квалификации специалистов, наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров.
На территории города Нижний Тагил в настоящее время осуществляют деятельность 94 медицинских учреждения, из них: 25 - государственные и 69 - негосударственные (частные, ведомственные).
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция сокращения численности медицинских работников (врачи), трудоустроенных в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города.
По состоянию на 1 января 2013 года в государственных учреждениях здравоохранения работали 769 врачей, что на 5,1% менее показателя численности по состоянию на 1 января 2012 года (810 врачей).
Укомплектованность государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города, врачебными кадрами, с учетом работы по совместительству по состоянию на 1 января 2013 года составила 45%, в том числе: в поликлиниках - 52,37%, в стационарах - 40,2%. Коэффициент совместительства у врачей составляет 2,07, в том числе: в поликлиниках - 1,85, в стационарах - 2,3.
Обращает на себя внимание опережающее сокращение числа физических лиц работников по сравнению со штатной численностью персонала, как по врачам, так и средним медицинским работникам. Кроме того, ежегодно увеличивается число работающих врачей пенсионного возраста, доля которых в 2012 году составила 30,2%. При этом число работающих врачей до 30 лет за 2012 год составляет 12,05%.
На сегодняшний день в высших учебных заведениях Министерства здравоохранения Российской Федерации в Уральском регионе обучаются 228 студентов-тагильчан. Согласно данным статистических отчетов, около 1/3 выпускников-тагильчан не возвращаются в государственные учреждения здравоохранения города. Сохраняется отток специалистов в другие сферы экономической деятельности, внутренняя и внешняя миграция врачей.
Реализация отдельных мероприятий Программы направлена на создание условий, для привлечения и закрепления медицинских специалистов для работы в сфере здравоохранения, что будет способствовать доступности оказания медицинской помощи населению.
Проблема носит комплексный характер и требует создания условий для профессионального роста персонала, повышения уровня социальной защищенности медицинских кадров (включая обеспечение жильем), а также повышение престижа профессии медицинского работника.
На территории города наблюдается тенденция ухудшения здоровья населения: каждое следующее поколение обладает меньшим потенциалом здоровья.
Низкая средняя продолжительность жизни обусловлена увеличением смертности лиц (преимущественно мужчин) трудоспособного возраста, в первую очередь вследствие неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания и другие), и внешних причин (травмы и отравления); большинство этих причин смерти предотвратимо путем эффективной профилактики, раннего выявления, адекватного лечения и пропаганды здорового образа жизни.
Численность постоянного населения города по сравнению с 2008 годом (375,7 тыс. человек) уменьшилась на 13,3 тыс. человек и по состоянию на 01.01.2013 составила 362,5 тыс. человек.
Тенденция снижения численности постоянного населения города сохраняется, при этом отмечается положительная динамика к улучшению демографической ситуации.
Показатель общей смертности снизился на 0,2% и составил 14,2 промилле (в 2008 году - 14,4). Положительную динамику демонстрируют и показатели рождаемости. Так, рождаемость увеличилась на 1286 человек по сравнению с 2008 годом и составила 5122 человек. Рост рождаемости обусловлен, прежде всего, вступлением в активный репродуктивный возраст женщин 80-х годов рождения, а также мерами стимулирования рождаемости в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
В городе отмечается увеличение зарегистрированных браков. Но при этом количество разводов тоже увеличилось. Показатель "количество разводов на 1000 браков" в 2012 году возросло по сравнению с 2008 годом на 6,3, и составил 538,3 по сравнению 532,0 в 2008 году.
Вместе с тем, отмечается значительное увеличение числа многодетных семей (803 семьи в 2008 году и 1699 - в 2012 году).
В нынешней экономической ситуации семьи не могут сами справиться с множеством проблем, которые появились в результате стремительного изменения общества. Финансовый кризис и экономическая нестабильность, неуверенность в будущем, существенные изменения ценностей, новые возможности и вызовы - в результате этого значительно уменьшились способности семьи приспосабливаться к новым обстоятельствам. Это проявилось в виде распространения неблагоприятных тенденций таких, как рост числа разводов и незарегистрированных браков, рост количества внебрачных детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Происходит изменение целостных ориентаций. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей. Уменьшается число детей в семье.
Наблюдается тенденция к увеличению числа детей, рожденными женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке.
Развитие общества, опирающегося на социальный опыт успешной семьи, пропагандирующего и сохраняющего семейные ценности и традиции, может быть чрезвычайно эффективным фактором решения многих социальных проблем, в том числе и проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В обществе сохраняются устойчивые неблагоприятные факторы, способствующие увеличению количества семей "группы риска", дающих наибольшее число безнадзорных детей, возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков (разводы, лишение родительских прав, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата и в устойчивых семьях).
Семья зачастую не только перестает выполнять свою базовую экономическую функцию, но, напротив, становится фактором риска в развитии бедности, а самый высокий риск бедности имеют семьи с высокой социальной нагрузкой, прежде всего, это многодетные и неполные семьи.
Особое внимание со стороны государства требуется и к семьям, в которых воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдается увеличение количества социально незащищенных категорий семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в поддержке.
Современная ситуация требует структурированного подхода к решению социальных проблем семьи и детей.
Все чаще возникает вопрос юридической ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей.
Профилактическая работа с семьями, где родители уклоняются от воспитания своих несовершеннолетних детей, проводится инспекторами ПДН совместно с заместителями директоров по правовому воспитанию образовательных учреждений.
В течение 2012 года сотрудниками ПДН получено 549 информаций о неблагополучных семьях от субъектов системы профилактики, из них более половины (297, то есть 54,1%) - от сотрудников образовательных учреждений.
Всего в 2012 году на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних поставлен 731 (АППГ 702, + 4,1%) родитель, не исполняющих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей. На учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних на конец отчетного периода состоит 524 (АППГ 457, +14,7%) родителя, уклоняющихся от воспитания детей.
За отчетный период сотрудниками милиции составлено 1343 (АППГ - 1326, +1,3%) административных протокола по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями и законными представителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних).
На 1 января 2013 года на территории города Нижний Тагил проживало 828 детей, находящихся под опекой и попечительством (в 2010 году - 973 ребенка, в 2011 году - 883 ребенка). Наблюдается ежегодное снижение численности детей, переданных под опеку (попечительство). В течение 2012 года передано под опеку всего 22 ребенка, против 57 детей, переданных 2011 году.
В учреждениях государственного воспитания в 2012 году находилось 487 детей (491 - в 2011 году). Основными причинами определения несовершеннолетних в систему государственного воспитания остаются:
- социальное неблагополучие родителей;
- уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей (алкоголизм, наркомания родителей);
- отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
- отказ от ребенка в роддоме и согласие родителей на усыновление;
- попадание родителей в места лишения свободы.
- трудная жизненная ситуация родителей (безработица, отсутствие средств на содержание детей).
Самыми социально незащищенными из семей являются семьи с детьми инвалидами. В 2012 году в городе проживало 1452 ребенка-инвалида (в 2011 году - 1489).
С появлением в семье ребенка-инвалида возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств. В этих семьях матери чаще не имеют возможности работать, а душевой доход состоит только из пенсии ребенка. Анализ показал, что среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют неполные материнские семьи.
В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовало расширение законодательной базы на региональном уровне. Усилия муниципальной власти должны быть направлены на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов, в том числе и детей.
На сегодняшний день проблемы семьи находятся в ведении органов социальной политики, и основное внимание уделяется семьям, нуждающимся в социальной защите или находящиеся в зоне социального риска. Нормальная, трудоспособная семья оказалась вне поля зрения органов государственной власти и общественности.
Общество заинтересовано в здоровой, активно функционирующей семье, способной реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие, создавая тем самым условия для развития общества в целом. Необходима поддержка такой семьи.
Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Вместе с тем, именно семья должна создавать условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализация, максимально возможной самореализации.
Сегодня государство стремиться больше внимания уделять интересам одного человека и отдельной семье.
Современное социально-экономическое положение характеризуется преобладанием позитивных процессов в социальной и экономической сферах. При этом сохранились такие проблемы, как:
1) низкий уровень материального обеспечения отдельных категорий населения;
2) низкий уровень качества жизни и активности населения;
3) отсутствие равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для
инвалидов и других маломобильных групп населения;
4) низкий уровень обеспеченности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Цель данной муниципальной программы - повышение уровня и качества жизни жителей города.
Качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.
Анализ сложившейся проблемной ситуации и тенденций социально-экономического развития позволяет сформировать следующие задачи:
1) предоставление дополнительных (к государственным) муниципальных мер поддержки отдельным категориям граждан;
2) обеспечение выполнения государственных полномочий Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
3) создание условий для привлечения и закрепления медицинских специалистов в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Нижний Тагил;
4) создание условий, способствующих привлечению жителей города к участию в социально-значимых мероприятиях;
5) оздоровление жителей города, в том числе детей, в муниципальном бюджетном учреждении "Оздоровительный центр санаторий-профилакторий "Сосновый бор";
6) управление реализацией муниципальной программы, включая реализацию мер, направленных на выполнение подведомственными учреждениями функций по обеспечению реализации программ.
Последовательная реализация Программы позволит направить социальные меры поддержки на создание равных условий для всех членов общества, повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Муниципальная программа "Социальная поддержка жителей города Нижний Тагил 2014 - 2020 годы" разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, задачами, поставленными Указами президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основными направлениями стратегии социально-экономического развития города до 2020 года.
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития города, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки жителей города.
Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан являются приоритетными направлениями.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, должны носить адресный и дифференцированный характер.
Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки, учитывающая особенности категорий получателей в том числе:
1) с учетом особых заслуг перед обществом (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, граждане, награжденные иными знаками отличия, почетными званиями);
2) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк");
3) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью, сиротством, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий и другими причинами;
4) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях;
5) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности, предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций, однако, на муниципальном уровне существует необходимость принятия дополнительных мер социальной поддержки наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, малообеспеченных. Нуждаются в социальной поддержке и те граждане, которые в силу своих индивидуальных особенностей или объективных причин оказываются в трудном положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.
Муниципальная социальная политика выстраивается в русле государственной и должна быть направлена на "сглаживание" экономического состояния различных уязвимых групп населения и повышение качества жизни людей.
Местное самоуправление предназначено для удовлетворения социальных нужд населения, для решения вопросов местного значения, таких как охрана здоровья, образование, безопасность, реабилитация и защита малоимущих. В противном случае местными социальными вопросами придется заниматься органам государственной власти, что не всегда будет эффективно.
Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.
На территории города необходимо создавать социально-экономические условия для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, содействовать социальной адаптации и творческой реализации пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Нижнем Тагиле, по данным управления Пенсионного фонда, проживает более 112 тысяч получателей пенсии, из них порядка 87,1 тысяч человек - старше трудоспособного возраста, при этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа.
В нетрудоспособном возрасте основной доход граждан составляет пенсия. В городе и Пригородном районе на 1 января 2013 года средний размер пенсии составлял 9847,19 рублей (на 01.01.2012 - 8901,34 рублей). По итогам года отмечается увеличение размера пенсии на 945,85 рублей.
Согласно Закону Свердловской области "Об установлении прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2013 год" величина прожиточного минимума составляет 6131 рубль в месяц, что соответствует прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера в среднем по России.
С 1 января 2010 года неработающим пенсионерам, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области, установлена социальная доплата. Число получателей социальной доплаты на 1 января 2013 год - 6555 человек, что больше аналогичного показателя начала 2012 года на 284 получателя.
При этом минимальный потребительский бюджет в I квартале 2013 года в расчете на одного жителя Свердловской области равнялся 14855 рублей в месяц, для трудоспособного населения - 17605 рублей в месяц, для пенсионеров - 13525 рублей в месяц.
Только в последние годы индексация пенсий стала проводиться относительно регулярно. Не смотря на постоянный рост среднего размера пенсии, неуклонно возрастают показатели роста стоимости минимального потребительского бюджета и прожиточный минимум. Таким образом, средний доход пенсионеров хотя и превышает прожиточный минимум, но до сих пор не достиг размера минимального потребительского бюджета.
Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, но главная - это проблема низкого материального обеспечения.
Нуждаемость граждан пожилого возраста в адресной помощи возрастает вследствие многих причин. Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения.
Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины. В старшем поколении численность женщин составляет почти 70 процентов, одиноко проживают более 80 процентов пожилых женщин.
В трудной жизненной ситуации пенсионеры в первую очередь обращаются к Главе города. Следовательно, Администрации города, несмотря на закрепление функций социальной защиты за регионом, необходимо изыскать возможность оказывать материальную поддержку отдельным категориям пенсионеров из средств местного бюджета.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Приоритетным в работе по оказанию социальной поддержки данных граждан является максимальное продление их активной жизни.
Пожилые люди принимают активное участие в жизни города, стараются все свое свободное время заполнить добрыми и полезными делами, найти друзей и как можно больше влиться в общественно-политическую жизнь города. Участие тагильчан старшего поколения в решении социально-значимых проблем города позволяет сохранить их активную жизненную позицию, повысить значение вклада ветеранов в развитие традиций преемственности поколений.
Первостепенную роль в развитии социальной поддержки таких граждан занимает защита их прав и интересов, повышение социальной активности через функционирование объединений пожилых людей.
Качество жизни - понятие масштабное. Это не только финансовая стабильность, но и качественное образование, здравоохранение, доступное жилье, решение экологических, демографических проблем и многое другое.
Современное качественное доступное здравоохранение - одно из условий развития общества и государства. Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений, однако, в первую очередь, определяется уровнем профессиональной подготовки и квалификации специалистов, наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров.
На территории города Нижний Тагил в настоящее время осуществляют деятельность 94 медицинских учреждения, из них: 25 - государственные и 69 - негосударственные (частные, ведомственные).
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция сокращения численности медицинских работников (врачи), трудоустроенных в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города.
По состоянию на 1 января 2013 года в государственных учреждениях здравоохранения работали 769 врачей, что на 5,1% менее показателя численности по состоянию на 1 января 2012 года (810 врачей).
Укомплектованность государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города, врачебными кадрами, с учетом работы по совместительству по состоянию на 1 января 2013 года составила 45%, в том числе: в поликлиниках - 52,37%, в стационарах - 40,2%. Коэффициент совместительства у врачей составляет 2,07, в том числе: в поликлиниках - 1,85, в стационарах - 2,3.
Обращает на себя внимание опережающее сокращение числа физических лиц работников по сравнению со штатной численностью персонала, как по врачам, так и средним медицинским работникам. Кроме того, ежегодно увеличивается число работающих врачей пенсионного возраста, доля которых в 2012 году составила 30,2%. При этом число работающих врачей до 30 лет за 2012 год составляет 12,05%.
На сегодняшний день в высших учебных заведениях Министерства здравоохранения Российской Федерации в Уральском регионе обучаются 228 студентов-тагильчан. Согласно данным статистических отчетов, около 1/3 выпускников-тагильчан не возвращаются в государственные учреждения здравоохранения города. Сохраняется отток специалистов в другие сферы экономической деятельности, внутренняя и внешняя миграция врачей.
Реализация отдельных мероприятий Программы направлена на создание условий, для привлечения и закрепления медицинских специалистов для работы в сфере здравоохранения, что будет способствовать доступности оказания медицинской помощи населению.
Проблема носит комплексный характер и требует создания условий для профессионального роста персонала, повышения уровня социальной защищенности медицинских кадров (включая обеспечение жильем), а также повышение престижа профессии медицинского работника.
На территории города наблюдается тенденция ухудшения здоровья населения: каждое следующее поколение обладает меньшим потенциалом здоровья.
Низкая средняя продолжительность жизни обусловлена увеличением смертности лиц (преимущественно мужчин) трудоспособного возраста, в первую очередь вследствие неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания и другие), и внешних причин (травмы и отравления); большинство этих причин смерти предотвратимо путем эффективной профилактики, раннего выявления, адекватного лечения и пропаганды здорового образа жизни.
Численность постоянного населения города по сравнению с 2008 годом (375,7 тыс. человек) уменьшилась на 13,3 тыс. человек и по состоянию на 01.01.2013 составила 362,5 тыс. человек.
Тенденция снижения численности постоянного населения города сохраняется, при этом отмечается положительная динамика к улучшению демографической ситуации.
Показатель общей смертности снизился на 0,2% и составил 14,2 промилле (в 2008 году - 14,4). Положительную динамику демонстрируют и показатели рождаемости. Так, рождаемость увеличилась на 1286 человек по сравнению с 2008 годом и составила 5122 человек. Рост рождаемости обусловлен, прежде всего, вступлением в активный репродуктивный возраст женщин 80-х годов рождения, а также мерами стимулирования рождаемости в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
В городе отмечается увеличение зарегистрированных браков. Но при этом количество разводов тоже увеличилось. Показатель "количество разводов на 1000 браков" в 2012 году возросло по сравнению с 2008 годом на 6,3, и составил 538,3 по сравнению 532,0 в 2008 году.
Вместе с тем, отмечается значительное увеличение числа многодетных семей (803 семьи в 2008 году и 1699 - в 2012 году).
В нынешней экономической ситуации семьи не могут сами справиться с множеством проблем, которые появились в результате стремительного изменения общества. Финансовый кризис и экономическая нестабильность, неуверенность в будущем, существенные изменения ценностей, новые возможности и вызовы - в результате этого значительно уменьшились способности семьи приспосабливаться к новым обстоятельствам. Это проявилось в виде распространения неблагоприятных тенденций таких, как рост числа разводов и незарегистрированных браков, рост количества внебрачных детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Происходит изменение целостных ориентаций. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей. Уменьшается число детей в семье.
Наблюдается тенденция к увеличению числа детей, рожденными женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке.
Развитие общества, опирающегося на социальный опыт успешной семьи, пропагандирующего и сохраняющего семейные ценности и традиции, может быть чрезвычайно эффективным фактором решения многих социальных проблем, в том числе и проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В обществе сохраняются устойчивые неблагоприятные факторы, способствующие увеличению количества семей "группы риска", дающих наибольшее число безнадзорных детей, возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков (разводы, лишение родительских прав, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата и в устойчивых семьях).
Семья зачастую не только перестает выполнять свою базовую экономическую функцию, но, напротив, становится фактором риска в развитии бедности, а самый высокий риск бедности имеют семьи с высокой социальной нагрузкой, прежде всего, это многодетные и неполные семьи.
Особое внимание со стороны государства требуется и к семьям, в которых воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдается увеличение количества социально незащищенных категорий семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в поддержке.
Современная ситуация требует структурированного подхода к решению социальных проблем семьи и детей.
Все чаще возникает вопрос юридической ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей.
Профилактическая работа с семьями, где родители уклоняются от воспитания своих несовершеннолетних детей, проводится инспекторами ПДН совместно с заместителями директоров по правовому воспитанию образовательных учреждений.
В течение 2012 года сотрудниками ПДН получено 549 информаций о неблагополучных семьях от субъектов системы профилактики, из них более половины (297, то есть 54,1%) - от сотрудников образовательных учреждений.
Всего в 2012 году на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних поставлен 731 (АППГ 702, + 4,1%) родитель, не исполняющих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей. На учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних на конец отчетного периода состоит 524 (АППГ 457, +14,7%) родителя, уклоняющихся от воспитания детей.
За отчетный период сотрудниками милиции составлено 1343 (АППГ - 1326, +1,3%) административных протокола по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями и законными представителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних).
На 1 января 2013 года на территории города Нижний Тагил проживало 828 детей, находящихся под опекой и попечительством (в 2010 году - 973 ребенка, в 2011 году - 883 ребенка). Наблюдается ежегодное снижение численности детей, переданных под опеку (попечительство). В течение 2012 года передано под опеку всего 22 ребенка, против 57 детей, переданных 2011 году.
В учреждениях государственного воспитания в 2012 году находилось 487 детей (491 - в 2011 году). Основными причинами определения несовершеннолетних в систему государственного воспитания остаются:
- социальное неблагополучие родителей;
- уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей (алкоголизм, наркомания родителей);
- отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
- отказ от ребенка в роддоме и согласие родителей на усыновление;
- попадание родителей в места лишения свободы.
- трудная жизненная ситуация родителей (безработица, отсутствие средств на содержание детей).
Самыми социально незащищенными из семей являются семьи с детьми инвалидами. В 2012 году в городе проживало 1452 ребенка-инвалида (в 2011 году - 1489).
С появлением в семье ребенка-инвалида возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств. В этих семьях матери чаще не имеют возможности работать, а душевой доход состоит только из пенсии ребенка. Анализ показал, что среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют неполные материнские семьи.
В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовало расширение законодательной базы на региональном уровне. Усилия муниципальной власти должны быть направлены на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов, в том числе и детей.
На сегодняшний день проблемы семьи находятся в ведении органов социальной политики, и основное внимание уделяется семьям, нуждающимся в социальной защите или находящиеся в зоне социального риска. Нормальная, трудоспособная семья оказалась вне поля зрения органов государственной власти и общественности.
Общество заинтересовано в здоровой, активно функционирующей семье, способной реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие, создавая тем самым условия для развития общества в целом. Необходима поддержка такой семьи.
Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Вместе с тем, именно семья должна создавать условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализация, максимально возможной самореализации.
Сегодня государство стремиться больше внимания уделять интересам одного человека и отдельной семье.
Современное социально-экономическое положение характеризуется преобладанием позитивных процессов в социальной и экономической сферах. При этом сохранились такие проблемы, как:
1) низкий уровень материального обеспечения отдельных категорий населения;
2) низкий уровень качества жизни и активности населения;
3) отсутствие равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для
инвалидов и других маломобильных групп населения;
4) низкий уровень обеспеченности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Цель данной муниципальной программы - повышение уровня и качества жизни жителей города.
Качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.
Анализ сложившейся проблемной ситуации и тенденций социально-экономического развития позволяет сформировать следующие задачи:
1) предоставление дополнительных (к государственным) муниципальных мер поддержки отдельным категориям граждан;
2) обеспечение выполнения государственных полномочий Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
3) создание условий для привлечения и закрепления медицинских специалистов в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Нижний Тагил;
4) создание условий, способствующих привлечению жителей города к участию в социально-значимых мероприятиях;
5) оздоровление жителей города, в том числе детей, в муниципальном бюджетном учреждении "Оздоровительный центр санаторий-профилакторий "Сосновый бор";
6) управление реализацией муниципальной программы, включая реализацию мер, направленных на выполнение подведомственными учреждениями функций по обеспечению реализации программ.
Последовательная реализация Программы позволит направить социальные меры поддержки на создание равных условий для всех членов общества, повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.