18 апреля 2016 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", в целях координации деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере государственной национальной политики:
1. Утвердить Концепцию реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области до 2025 года (прилагается).
Пункт 2 изменен с 18 апреля 2018 г. - Распоряжение Губернатора Свердловской области от 18 апреля 2016 г. N 96-РГ
2. Администрации Губернатора Свердловской области (С.В. Пересторонин):
1) разработать и принять План мероприятий по реализации в Свердловской области в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
2) возложить на Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области (А.В. Третьяков) функции по ведению мониторинга реализации Плана мероприятий по реализации в Свердловской области в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и исполнения Концепции реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области до 2025 года, сбору и анализу информации о выполнении определенных мер и полученных результатах с ежегодным представлением Губернатору Свердловской области отчета о ходе их исполнения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, руководствоваться положениями Концепции реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области до 2025 года при осуществлении своей деятельности в сфере межнациональных отношений.
Пункт 4 изменен с 18 апреля 2018 г. - Распоряжение Губернатора Свердловской области от 18 апреля 2016 г. N 96-РГ
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Руководителя Администрации Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области С.В. Пересторонина.
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждена
распоряжением
Губернатора
Свердловской области
от 29 октября 2016 г. N 269-РГ
"Об утверждении Концепции
реализации государственной
национальной политики
Российской Федерации
на территории Свердловской области
до 2025 года"
По-видимому, в тексте нумерационного заголовка допущена опечатка. Вместо "от 29 октября 2016 г." имеется в виду "от 29 октября 2015 г."
Концепция
реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области до 2025 года
Глава 1. Общие положения
1. Концепция реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области до 2025 года разработана на основании положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года).
2. Настоящая концепция является системой современных взглядов, приоритетов и принципов реализации государственной политики Российской Федерации в сфере межнациональных (межэтнических) отношений на территории Свердловской области.
3. Настоящая концепция разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности народов России, проживающих на территории Свердловской области, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
4. Настоящая концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, нормативных правовых актов Свердловской области.
5. Настоящая концепция призвана стать основой деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), при решении задач государственной национальной политики Российской Федерации в Свердловской области и регулирования межнациональных (межэтнических) отношений на территории Свердловской области.
6. Настоящая концепция призвана содействовать выработке единого подхода к вопросам реализации положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества на территории Свердловской области.
Глава 2. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Свердловской области
7. Свердловская область является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2015 численность постоянного населения Свердловской области составляет 4 миллиона 327 тысяч 472 человека. По данным переписи населения 2010 года, в Свердловской области проживает около 160 национальностей. Основная часть населения - русские (90,6 процента). Также на территории Свердловской области живут татары (3,5 процента), украинцы (0,9 процента), башкиры (0,8 процента), немцы (0,3 процента) и представители других народов.
8. По состоянию на 01.09.2015 на территории Свердловской области действует 767 религиозных организаций, 46 национально-культурных автономий регионального уровня и 57 национальных общественных объединений.
9. В целях нормативно-правового обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области разработаны и утверждены:
1) постановление Правительства Свердловской области от 24.12.2013 N 1605-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области" на 2014 - 2020 годы";
2) распоряжение Правительства Свердловской области от 21.03.2014 N 335-РП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Свердловской области в 2014 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
3) распоряжение Правительства Свердловской области от 20.04.2015 N 448-РП "Об утверждении Плана основных мероприятий и Перечня целевых показателей по реализации в Свердловской области в 2015 - 2017 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
4) государственные программы Свердловской области, ответственными исполнителями которых являются исполнительные органы государственной власти Свердловской области, в подпрограммы которых включены мероприятия по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений;
5) муниципальные программы по поддержке национальных культур и профилактике экстремизма.
10. На территории Свердловской области с 2002 года действует Консультативный совет по делам национальностей, который возглавляет Губернатор Свердловской области. В каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области (далее - муниципальное образование), созданы консультативные советы по взаимодействию с национально-культурными и религиозными организациями, которые возглавляют главы муниципальных образований.
11. В Свердловской области сохраняется благоприятный климат межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. Вместе с тем существуют риски, связанные с проявлением этнического и религиозного экстремизма, обусловленные как общероссийскими, так и местными проблемами, среди которых:
1) высокий уровень социального и имущественного неравенства;
2) размывание традиционных нравственных ценностей народов России, проживающих на территории Свердловской области;
3) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
4) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
5) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных (межэтнических) конфликтов;
6) рост националистических настроений в среде различных этнических сообществ;
7) низкая социальная адаптация трудовых мигрантов к условиям принимающего сообщества, в том числе среди детей мигрантов;
8) неудовлетворенность части общества положением дел в сфере конфессиональных и межрелигиозных отношений;
9) недостаточная подготовленность представителей органов власти, прежде всего органов местного самоуправления, в вопросах прогнозирования и предупреждения межэтнических, межконфессиональных противоречий и конфликтов;
10) наличие факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как наличие проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.
12. Преодоление указанных в пункте 11 настоящей концепции проблем ставит перед органами государственной власти Свердловской области новые задачи, связанные с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области, решать которые предполагается в том числе руководствуясь настоящей концепцией.
Глава 3. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области
13. В соответствии с федеральным законодательством целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
1) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
2) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
3) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
4) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии;
5) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
14. Цели, указанные в пункте 13 настоящей концепции, достигаются совместными действиями органов государственной власти Свердловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и являются основой для решения долгосрочных задач успешного развития Свердловской области в экономической, социальной и культурной сферах.
15. Приоритетными направлениями реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области являются:
1) повышение эффективности государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
2) обеспечение межнационального мира и согласия, укрепление гражданского единства народов Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области;
3) содействие национально-культурному развитию представителей всех народов, проживающих на территории Свердловской области;
4) совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества;
5) информационное и методическое обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
6) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, проживающих на территории Свердловской области, использование русского языка как государственного языка Российской Федерации;
7) создание условий для эффективной социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов.
16. Задачи в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области:
1) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области:
объединение усилий всех уровней публичной власти на территории Свердловской области, нацеленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов и их удовлетворению, в том числе посредством развития диалога органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления с общественными объединениями, действующими в сфере национально-культурного и конфессионального развития;
оказание содействия в регулировании вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и потребностей граждан, связанных с их этнической принадлежностью, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений и профилактики экстремизма, социальной и культурной адаптации мигрантов;
разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления, а также уточнение компетенции органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
разработка государственной программы Свердловской области, направленной на укрепление единства народов России, проживающих на территории Свердловской области, обеспечение гражданского и межнационального согласия, национально-культурного развития народов России, проживающих на территории Свердловской области;
обеспечение подготовки и дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих Свердловской области по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
2) обеспечение равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и судебной системе, при формировании кадрового резерва государственной службы Свердловской области;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления своей деятельности;
3) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
распространение идей патриотизма, дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, в том числе в молодежной среде;
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия, а также профилактика экстремизма в молодежной среде на территории Свердловской области;
организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма на территории Свердловской области;
создание региональной и муниципальной систем мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в муниципальных образованиях;
4) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области:
создание благоприятных условий, в том числе привлечение инвестиций, для экономического и социального развития Свердловской области и муниципальных образований в целях обеспечения свободы предпринимательской деятельности и социальной защиты граждан;
содействие развитию народных промыслов и ремесел в целях повышения занятости населения;
обеспечение поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Свердловской области;
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания;
обеспечение потребностей региональной экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития муниципальных образований, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы;
5) содействие национально-культурному развитию:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа России на территории Свердловской области на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;
знакомство населения Свердловской области с культурой народов и народностей, проживающих в Российской Федерации и Свердловской области, в том числе посредством организации соревнований по национальным видам спорта, с привлечением широкого числа граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области;
распространение произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственных теле- и радиоканалов, возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, в том числе вовлечение национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Свердловской области, включая молодежные, в работу по адаптации и интеграции представителей народов и народностей, проживающих на территории Свердловской области;
развитие добровольческого движения в сфере сохранения историко-культурного наследия;
разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения представителей народов России, проживающих на территории Свердловской области;
6) реализация государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения:
повышение роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки образовательных программ, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, изучение многовекового опыта взаимодействия народов России, в том числе посредством раскрытия истоков общероссийского единства и солидарности;
воспитание подрастающего поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям народов, проживающих на территории Свердловской области;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области;
совершенствование системы обучения в общеобразовательных организациях Свердловской области в целях сохранения и развития культур и языков народов России, проживающих на территории Свердловской области, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
подготовка и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров, а также совершенствование образовательных программ в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;
7) поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России, проживающих на территории Свердловской области:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов, проживающих на территории Свердловской области;
создание условий для изучения родного языка всеми желающими;
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках народов России с иными субъектами Российской Федерации;
обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Свердловской области, русского языка как государственного языка Российской Федерации;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
8) формирование системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:
совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
укрепление роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов;
противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по религиозному и этническому признаку;
9) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области:
распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
осуществление органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
10) совершенствование взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области:
участие и усиление роли Общественной палаты Свердловской области, общественных советов при органах государственной власти Свердловской области и органах местного самоуправления в деятельности по реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
поддержка деятельности межнациональных общественных объединений и ассоциаций как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации настоящей концепции;
обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области;
поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей концепции;
11) международное и межрегиональное сотрудничество Свердловской области при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области:
заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в сфере образования, культуры, информации, государственной национальной политики, укреплению социально-экономических связей;
взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными общественными объединениями и национально-культурными автономиями в сфере реализации программ этнокультурного развития;
укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;
использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межкультурного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.
Глава 4. Механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области
17. Настоящая концепция входит в систему документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации, реализуемых на территории Свердловской области.
18. Инструментом исполнения настоящей концепции являются государственные и муниципальные программы, затрагивающие вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области.
19. Реализация настоящей концепции осуществляется исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями Свердловской области. Финансовое обеспечение реализации настоящей концепции осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также привлекаемых внебюджетных источников.
20. В Свердловской области на областном уровне создаются коллегиальные совещательные органы (советы и рабочие группы), координирующие вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области.
21. В Свердловской области на муниципальном уровне создаются коллегиальные совещательные органы (советы и рабочие группы), координирующие вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области.
22. Корректировка настоящей концепции осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 29 октября 2015 г. N 269-РГ "Об утверждении Концепции реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области до 2025 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 29 октября 2015 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 11 июля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 2 февраля 2022 г. N 19-РГ
Изменения вступают в силу с 2 февраля 2022 г.
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 17 декабря 2019 г. N 276-РГ
Изменения вступают в силу с 17 декабря 2019 г.
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 27 июля 2018 г. N 149-РГ
Изменения вступают в силу с 27 июля 2018 г.
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 20 февраля 2017 г. N 37-РГ
Изменения вступают в силу с 20 февраля 2017 г.
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 18 апреля 2016 г. N 96-РГ
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2016 г.