Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Молодежь и молодежная политика в городе Нижний Тагил
В городе Нижний Тагил, начиная с 2011 года, реализовывалась муниципальная целевая программа "Молодежь города Нижний Тагил (2011 - 2015 годы)" (далее - муниципальная целевая программа), утвержденная постановлением Администрации города Нижний Тагил от 22.02.2011 N 292 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Молодежь города Нижний Тагил (2011 - 2015 годы)".
Применение программно-целевого метода управления сферой работы с молодежью позволило систематизировать подходы к реализации молодежной политики и использовать новые механизмы взаимодействия субъектов реализации муниципальной молодежной политики.
Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития города Нижний Тагил невозможно без активного участия молодежи. Это предполагает создание условий для самостоятельности, молодежного творчества, самоопределения молодых людей, их адаптации к социально-экономическим и политическим изменениям.
Молодежь выполняет в обществе особые социальные функции:
- наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;
- обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;
- составляет основной источник пополнения кадров для экономики региона.
Сегодня молодежь Нижнего Тагила - это: 91 600 человек в возрасте от 14 до 30 лет; 24 000 человек обучающихся в 30 учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования; 63 детских и молодежных общественных организаций и объединений общей численностью 25800 человек; 10 военно-патриотических клубов.
Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу. Модернизация экономики - лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, - наших детей, нашей молодежи.
Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке. Они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают при этом повышенными запросами духовного развития. В этой ситуации возникает необходимость обеспечения для молодой семьи таких условий, при которых она, опираясь на собственный потенциал и получая поддержку со стороны органов власти и общества, станет способной самостоятельно реализовывать свои социальные функции. В этой связи необходима комплексная работа, направленная на оказание молодым семьям социальных услуг по оказанию социально-психологической и медицинской помощи; по решению жилищных проблем. Актуально сегодня и развитие движения клубов молодых семей, способных поддержать традиции сознательного отношения к семье, воспитанию детей, оказанию адресной социальной помощи.
Отмечается увеличение показателей общей и первичной заболеваемости у подростков 15-17 лет. Наиболее распространены заболевания органов дыхания; органов пищеварения; глаз; мочеполовой и костно-мышечной системы и системы кровообращения; психические расстройства. Наблюдается рост травматизма и отравлений. Поэтому требуется повысить эффективность работы с подростками и молодежью спортивно-оздоровительной направленности, повысить качество мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний в молодежной среде.
Нестабильная ситуация с занятостью на предприятиях, увеличение темпов высвобождения оказали влияние на количество обращений граждан в службу занятости: как за консультацией, так и за содействием в поиске подходящей работы. Ситуация с трудоустройством молодежи осложняется по многим причинам. Среди них - повышение спроса со стороны работодателей на квалифицированные кадры, высокий уровень требований к уровню профессиональной подготовки, личностным качествам, возрастному цензу занятых, и в то же время отсутствие у работника необходимой профессиональной квалификации и опыта работы. Молодежь, у которой имеется недостаток профессиональных знаний, трудовых навыков и жизненного опыта, отсутствует необходимая квалификация, испытывает проблемы в трудоустройстве.
Молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных групп риска и их численности. Кроме того, на территории города Нижний Тагил созданы предпосылки для активного включения в решение проблем подростково-молодежной среды максимального количества сил и ресурсов.
В городе действует 63 детских и молодежных объединений, из которых 11 являются вновь созданными. Ежегодно проводится конкурс социально значимых проектов среди детских и молодежных организаций, оказывается методическая, информационная, консультационная и организационная помощь, финансовая поддержка. Только 1/10 часть из них имеет официальную государственную регистрацию в Министерстве юстиции Свердловской области. Большинство организаций такой регистрации не имеет, что ограничивает возможность участия детских и молодежных объединений в конкурсах социально значимых проектов и получения субсидий из средств местного бюджета города.
На территории города работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществлялась управлением по делам молодежи Администрации города (ныне Управление по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики) совместно с отделом военного комиссариата Свердловской области по городу Нижний Тагил, войсковыми частями, объединенной школой РОСТО. Взаимодействие также осуществляется с Советом ветеранов войны, труда и вооруженных сил, НТГО РСВА, авиационно-спортивным клубом, детским морским центром "Парус", Центром по работе с ветеранами, НКП АВПОМ "Держава", городской ассоциацией школьных музеев (12 музеев и 25 уголков боевой и трудовой славы), 10-ю военно-патриотическими клубами (300 человек), кадетскими классами (в 3-х школах - 606 кадетов). Особое место в данной работе занимает МУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты".
В то же время, в городе сегодня нет центра патриотического воспитания, в котором была бы сконцентрирована работа по подготовке подростков и молодежи к службе в Вооруженных Силах, развитию технических и военно-прикладных виды спорта, перечень которых утвержден Правительством РФ. Сохраняется низкая динамика включения граждан в деятельность общественных организаций (объединений) патриотической направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов, которые также испытывают недостаток в материально-техническом обеспечении.
Остается нерешенным ряд проблем, которые являются сдерживающими факторами развития сферы молодежной политики города Нижний Тагил. К ним можно отнести:
- недостаточное развитие материально-технической базы муниципальных учреждений сферы молодежной политики;
- недостаточно эффективные технологии инициирования и поддержки мероприятий муниципальной молодежной политики;
- недостаточное информационное обеспечение сферы молодежной политики.
На данном этапе развития существующая система муниципальных учреждений сферы молодежной политики позволяет реализовывать большинство необходимых социальных услуг и форм работы с подростками и молодежью на территории города, учитывая их современные интересы. В то же время, существует потребность в увеличении объема услуг для подростков и молодежи.
Программно-целевой метод решения проблем позволяет рассматривать молодежь не только в качестве целевой группы Программы, но и как активного участника реализации Программы.
Применение программно-целевого метода в решении проблем позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контролируемость муниципальных средств в молодежную сферу города Нижний Тагил;
- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;
- разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации Программы по окончании сроков ее реализации.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе посещения Президентского кадетского училища в г. Краснодаре 12 сентября 2012 года обозначил приоритетные направления организации работы с молодежью в России - "Молодежь - приоритетный объект приложения усилий государства по развитию патриотизма, системы нравственных ценностей и ориентиров, закладываемых человеку в детстве и юности".
С учетом специфики восприятия мира молодым человеком, формы работы с ним должны быть живыми, опирающимися на общественные инициативы и общественно-государственное партнерство.
Президентом России обозначены следующие приоритетные аспекты работы с молодыми гражданами в Российской Федерации:
1) формирование системы ценностей у молодёжи;
2) совершенствование образовательной политики;
3) совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;
4) пропаганда здорового образа жизни, уважительного отношения к собственному здоровью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.