В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", с целью обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на образование, соответствующее их особенностям и возможностям, приказываю:
1. Утвердить:
1) порядок работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области (прилагается);
2) состав центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области на период до 31.12.2014 (прилагается).
2. Отделу общего, дошкольного и дополнительного образования (О.В. Деникаева):
1) проинформировать органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, подведомственные образовательные учреждения о деятельности центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области;
2) осуществлять контроль деятельности центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области.
3. Контроль исполнения приказа возложить на Заместителя Министра А.Г. Банникова.
Министр |
Ю.И. Биктуганов |
Состав
центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области
(утв. Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10 февраля 2014 г. N 91-и)
Порядок
работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области
(утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10 февраля 2014 г. N 91-и)
1. Общие положения
1. Порядок работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области (далее - Порядок) разработан на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" и регламентирует деятельность центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий (далее - комиссии).
2. Комиссии создаются в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
3. Состав и порядок работы комиссий утверждается приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
4. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет свою деятельность в пределах Свердловской области, территориальные областные психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют свою деятельность в пределах нескольких муниципальных образований Свердловской области (приложение).
5. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.
6. Комиссии в своей деятельности руководствуются международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законодательством в сфере образования, здравоохранения, защиты прав детей.
7. Контроль деятельности центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий осуществляет Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
2. Основные направления деятельности центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий
8. Основными направлениями деятельности комиссий являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и условий; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
е) формирование информационной базы о детях с ограниченными возможностями здоровья с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
ж) осуществление мониторинга учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей); при необходимости формирование предложений родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, специалистам служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по улучшению организации коррекционно-развивающей и реабилитационной деятельности;
з) формирование предложений в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области по развитию системы образования с целью обеспечения ее доступности и адаптивности к уровням и особенностям развития детей;
и) информирование Министерства общего и профессионального образования Свердловской области о фактах нарушения прав детей и законодательства в сфере образования и защиты прав детей.
9. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 8 настоящего порядка основных направлений деятельности, осуществляет:
а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных областных и территориальных муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий;
б) проведение обследования детей по направлению территориальных комиссий, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) заключений, выданных территориальными областными и муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями.
3. Организация деятельности центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий
10. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным руководителем комиссии положением, разработанным на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" и данным Порядком, должностными инструкциями руководителей и специалистов комиссии.
11. Комиссию возглавляет руководитель, в период его отсутствия -заместитель руководителя.
12. В состав комиссий входят: работники Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, педагоги-психологи, медицинские психологи, специальные психологи, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги), учителя-логопеды, социальные педагоги, учителя начальных классов, сурдопереводчики, врачи (педиатры, неврологи, офтальмологи, ЛОР-сурдологи, ортопеды, психиатры, имеющие специализацию по детский психиатрии).
В состав комиссий могут быть включены другие специалисты (юрист, педагог дошкольного образования, секретарь, медицинская сестра и другие).
Врачи включаются в состав комиссий на основании предложений Министерства здравоохранения Свердловской области, руководителей учреждений здравоохранения, а также учреждений образования, в которых врачи работают на постоянной основе и по совместительству.
13. Материально-техническое обеспечение, финансирование, организация деятельности комиссий осуществляются учреждениями, работниками которых являются руководители и члены комиссий. Комиссии обеспечиваются необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом.
14. Общее руководство деятельностью центральной комиссии осуществляет Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Для проведения обследования детей формируются профильные комиссии из специалистов, входящих в утвержденный состав центральной комиссии, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и специфики заявления.
Организация деятельности членов центральной комиссии - специалистов Свердловской областной клинической психиатрической больницы - осуществляется заместителем руководителя центральной комиссии - заведующим Центром психического здоровья детей Свердловской областной клинической психиатрической больницы.
15. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их письменного согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
16. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей).
17. Родители (законные представители) детей предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
а) заявление о проведение или согласие на проведение обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии;
б) копия паспорта или свидетельство о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копией);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
ж) педагогическое представление или характеристику воспитанника, обучающегося, выданную образовательной организацией;
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, отражающие особенности его развития.
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке. При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.
18. Информирование родителей (законных представителей) детей о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется при записи на проведение обследования.
19. Обследование детей может проводиться как в помещениях комиссии, так и по месту их проживания и (или) образования (при наличии соответствующих условий).
20. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
21. В ходе обследования ребенка ведется протокол и оформляется заключение комиссии.
В протоколе указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных родителями (законными представителями), результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения комиссии.
В заключение комиссии, заполненном на бланке (форма прилагается), указываются:
клинические особенности развития ребенка, психическое состояние, данные психологического обследования и обследования речи ребенка, особенности учебной деятельности;
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.
22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (заместителем руководителя комиссии), заверяются печатью.
В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
23. В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.
Конфликтные ситуации рассматриваются по письменному заявлению родителей (законных представителей) детей специалистами центральной комиссии, работающей на базе Центра психического здоровья детей Свердловской областной клинической психиатрической больницы.
24. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) заключение комиссии является основанием для создания органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для предъявления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
25. Комиссией ведется следующая документация:
а) журнал предварительной записи детей на обследование (хранится не менее 5 лет после окончания ведения);
б) журнал учета детей, прошедших обследование, и выдачи заключений (хранится не менее 5 лет после окончания ведения);
в) карта ребенка, прошедшего обследование (хранится не менее 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет);
г) протокол обследования ребенка (хранится не менее 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет);
д) заключение комиссии (хранится не менее 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет);
е) экспертные заключения о выполнении рекомендаций областной психолого- медико-педагогической комиссии;
ж) аналитические материалы.
Сохранение сведений на бумажном носителе является обязательным.
26. Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
получать консультации по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям);
получать информацию о своих правах и правах детей на доступное образование в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральной комиссии.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
_________________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Заключение N ___
к протоколу N ___ центральной психолого-медико-педагогической комиссии
от "__________" 20___ г.
Фамилия ребёнка _________________________________________________________
Имя __________________________ Отчество _________________________________
Число, месяц, год и место рождения ______________________________________
Домашний адрес __________________________________________________________
Где и когда обследован ранее _________________ инвалидность _____________
Что посещает ребёнок: ДОУ _____, школу _____, класс _____,другое ОУ ____,
неорганизован
Основная причина обращения ______________________________________________
I Общие сведения о ребёнке и семье (социальный анамнез)
Семья: полная, неполная, опекунская, патронатная, гос. воспитание, ______
Число детей в семье - _____, наш ребёнок 1 2 3 4 5
Сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, брак)
Мать
Отец
Язык в семье: основной - __________________, второй - ___________________
Анамнестические данные о ребенке: посещал ДОУ ___________________________
Основная проблема _______________________________________________________
II Особенности развития ребёнка (по представленным документам)
Способность к коммуникации.
- речь(особенности, специальные условия и требования)
- установление контакта
Способности к сенсорному восприятию
- слух (восприятие шепота и разговорной речи в метрах, требования к
размещению в классе)
- зрение (особенности зрительного восприятия, требования к размещению в
классе).
Способность к передвижению (состояние опорно-двигательного аппарата;
специальные требования).
Навыки самообслуживания
III Психическое состояние и данные психологического обследования
Поведение ребёнка в процессе обследования (контактность, ориентация на
совместную работу, критичность к результатам выполнения заданий, общая
мотивация).
Особенности эмоционально-волевой сферы (протекание эмоционального
процесса: нарушения эмоций, аффекты, депрессии, эмоциональная
неадекватность; протекание волевого процесса: упрямство, внушаемость,
импульсивность, капризы, негативизм).
Сформированность социально-бытовой ориентировки (знание адреса, возраста,
состава семьи, понимание родственных связей, представления об окружающем
и точность этих представлений в соответствии с возрастом).
Исследование восприятия
Особенности восприятия времени: выявляется возможность построения
последовательного автоматизированного ряда и соотнесение с признаками
(времени года, месяца, дней недели, времени суток).
Особенности зрительного восприятия (сюжетных картин, графических
стимулов, зашумленных, специальных и недорисованных предметов, знание
цвета).
Восприятие пространства (различие правой и левой стороны, сложение фигуры
по образцу, картинки, разрезанной на части).
Исследование внимания (объём произвольного внимания, устойчивость,
переключаемость, концентрация).
Исследование памяти (объём кратковременного и отсроченного запоминания,
наличие привнесённых и видоизменённых элементов)
Слухоречевая память
Зрительная память
Исследование мышления.
Протекание мыслительного процесса (установление последовательности
событий в сериях сюжетных картин и понимание скрытого в них смысла;
выделение существенных признаков при классификациях и сравнении
предметов; характер отношений при установлении аналогий; обоснованность
выделения лишнего предмета; понимание переносного смысла пословиц и
метафор).
Особенности мыслительной деятельности: наличие затруднений в
протекании мыслительных операций -анализа, синтеза, обобщения; состояние
видов мыслительной деятельности (определяется уровень сформированности
наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления).
IV Обследование речи.
Особенности речевого развития (звукопроизношение, состояние
просодии, слоговая структура слова, фонематический слух, навыки
звукового анализа, импрессивная речь, экспрессивная речь, грамматический
строй, связная речь).
V Особенности учебной деятельности.
Чтение (способ чтения, качество чтения, характер ошибок, понимание
прочитанного, умение делать выводы по тексту).
Русский язык (сформированность графических навыков и характер
ошибок при письме под диктовку; сформированность анализа на
фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях; умение
сформулировать правило).
Математика (предел знания последовательности чисел натурального
ряда, умение назвать их в обратном порядке; соотношение числа и цифры;
знание вычислительных приёмов; использование математической
терминологии; решение простых, составных, типовых задач)
Характер деятельности (целенаправленность, возможность
сосредоточения на конкретном задании, неравномерность деятельности,
импульсивность, инертность и т.п.)
VI Заключение.
Основная проблема:
Рекомендации по организации воспитания и обучения:
Председатель комиссии* ___________________________
Педиатр __________________________________________
Невролог _________________________________________
Психиатр _________________________________________
Психолог _________________________________________
Педагог-дефектолог _______________________________
Педагог-дефектолог (логопед) _____________________
Социальный педагог _______________________________
МП
Секретарь ПМПК ___________________________________
На комиссии присутствовали родители: мать ___________, отец ____________.
или законные представители: _____________________________________________
К процедуре обследования претензий не имеют / ___________________________
_________________________________________________________________________
С выводами комиссии ознакомлены, согласны / не согласны. ________________
мать ________________(_____________) отец _______________(______________)
или законные представители: ___________________________(________________)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10 февраля 2014 г. N 91-и "Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области в 2014 году"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование N 878 от 12 марта 2014 г
Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 7 июня 2017 г. N 248-д настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 23 апреля 2014 г. N 296-И