Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния системы образования города Нижний Тагил
Система образования города Нижний Тагил ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
Основные направления развития образования города определены в соответствии с приоритетами государственной политики, обозначенными в федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Указах Президента Российской Федерации.
1.1. Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2020 года"
Целью деятельности управления образования является реализация полномочий Администрации города в сфере образования, определенных действующим законодательством.
Деятельность управления образования в сфере образования направлена на обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики по развитию потенциала системы образования города, обеспечение прав граждан на качественное, доступное, адаптивное образование, обеспечение максимального соответствия предлагаемых образовательных услуг тенденциям социально-экономического развития города Нижний Тагил.
Управление образования осуществляет свою деятельность на территории города непосредственно и через подведомственные организации: муниципальные общеобразовательные организации, муниципальные дошкольные образовательные организации, муниципальные организации дополнительного образования детей, муниципальное учреждение Информационно-методический центр, муниципальное учреждение "Центр организации отдыха и оздоровления детей", муниципальное учреждение ДОК "Антоновский", муниципальное учреждение ДОК "Звездный", муниципальное культурно-образовательное учреждение "Дом Учителя", муниципальное учреждение "Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования" и другие.
Управление образования Администрации города является главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным учреждениям.
Задачами управления образования являются:
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных организациях, подведомственных управлению образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2. Организация предоставления дополнительного образования детям в муниципальных организациях дополнительного образования, подведомственных управлению образования.
3. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, подведомственных управлению образования.
4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города.
6. Создание, реорганизация и ликвидация подведомственных муниципальных образовательных организаций.
7. Организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с Положением об управлении образования, утвержденным постановлением Администрации города Нижний Тагил от 30.01.2009 N 53 (в редакции от 13.11.2010 N 2557, от 09.11.2011 N 2220, от 09.08.2012 N 1882), управление образования Администрации города Нижний Тагил является уполномоченным отраслевым органом Администрации города в сфере образования.
Деятельность управления образования Администрации города направлена на:
- обеспечение государственной политики в сфере образования;
- исполнение бюджетных обязательств по осуществлению расходов городского бюджета, предусмотренных на обеспечение развития и функционирования образовательных организаций, находящихся в ведении управления образования;
- обеспечение условий доступности качественного дошкольного, общего образования в городе;
- оптимизация сети образовательных организаций путем укрупнения (создание базовых) с позиций перспективных тенденций социально-экономического развития города и удовлетворения образовательных потребностей граждан на качественное образование, обеспечение доступности, непрерывности и адаптивности образования, развитие инфраструктуры в целях обеспечения инновационного характера социально-экономического развития города;
- внедрение инновационных образовательных программ и апробация инновационных образовательных технологий;
- обеспечение детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет местами в детских дошкольных образовательных организациях в соответствии с запросами родителей через расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования;
- реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования Свердловской области, отдельных направлений Федеральной целевой программы "Развитие образования в Российской Федерации" на 2011 - 2015 годы через поэтапное введение новых образовательных стандартов, современных условий обучения и максимально широкое использование современных информационных технологий в образовательных организациях, подведомственных управлению образования, города;
- организация повышения квалификации на основе механизма формирования муниципального заказа с целью достижения новых требований к профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образования;
- повышение качества образования за счет модернизации материально-технической базы образовательных организаций;
- выявление, муниципальная поддержка и сопровождение талантливых детей города;
- реализация приоритетного нацпроекта "Образование";
- участие в реализации региональной модели организации дистанционного образования;
- внедрение современных организационно-экономических механизмов, направленных на эффективное использование бюджетных средств, обеспечение качества предоставляемых услуг;
- предоставление услуг дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В своей деятельности управление образования реализует стратегические цели развития города Нижний Тагил, отраженные в Стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил Свердловской области до 2020 года и других муниципальных стратегических документах, а также достижение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317, и контрольных параметров экономических и социальных показателей развития города, установленных Администрацией города.
Как главному распорядителю бюджетных средств по осуществлению расходов городского бюджета, предусмотренных на обеспечение развития и функционирования образовательных организаций, находящихся в ведении управления образования, управлению образования выделяются бюджетные ассигнования:
- на текущее содержание 156 муниципальных подведомственных организаций с 158 структурными подразделениями, в том числе на содержание муниципального учреждения Информационно-методический центр; на содержание муниципального культурно-образовательное учреждение "Дом Учителя"; на содержание муниципального учреждения "Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования";
- на реализацию областных целевых программ;
- на реализацию федеральных целевых программ и проектов;
- на проведение общегородских мероприятий в образовании;
- на подготовку и организацию оздоровительной кампании;
- на содержание аппарата управления образования;
- на реализацию переданных федеральных полномочий.
Муниципальное учреждение Информационно-методический центр обеспечивает методическое, информационно-техническое сопровождение деятельности образовательных учреждений. Ежегодно проводится более 120 методических мероприятий для 90% участников образовательного процесса.
Муниципальное культурно-образовательное учреждение "Дом Учителя" обеспечивает культурно-образовательное пространство, развитие духовного и творческого потенциала работников образования и ветеранов педагогического труда и проводит ежегодно более 260 культурно-образовательных мероприятий для более, чем 10000 педагогов.
Муниципальное учреждение "Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования" обеспечивает выполнение работы по ведению бухгалтерского, экономического учета, правового и инженерно-технического обеспечения всех образовательных организаций города, находящихся в ведении управления образования.
1.2. Дошкольное образование
По состоянию на 1 октября 2013 года в муниципальную систему образования входят 66 дошкольных образовательных организаций (юридических лиц с 139 структурными подразделениями), которые посещает 18269 ребенка в возрасте от 1 до 7 лет (на 1 июля 2013 года - 18194 человек), что составляет 75% детей от 1 года до 7 лет, проживающих в городе (2012 год - 75%). Обеспеченность услугами дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, проживающих в городе Нижний Тагил, составляет 92%.
В Нижнем Тагиле на протяжении последних трех лет осуществляется целенаправленная деятельность по созданию дополнительных мест за счет регулирования предельной численности в действующих детских садах, возврата ранее перепрофилированных зданий детских садов, строительства и реконструкции новых. В период с 2010 по 2012 годы в муниципальной системе образования введено дополнительно 2388 мест.
При этом проблема доступности услуг дошкольного образования остается актуальной, так как при сохранении существующих тенденций до 2016 года будет наблюдаться интенсивный рост рождаемости, что приведет к увеличению общей численности детей дошкольного возраста (0-7 лет). В ближайшие 2 года необходимо создать не менее 1500 дополнительных мест, чтобы темпы увеличения мощности действующей сети дошкольных образовательных учреждений города соответствовали приросту детского населения.
При этом несоответствие современным требованиям материально-технических условий функционирования 20% действующих дошкольных образовательных учреждений в ближайшее время может стать основным фактором, препятствующим их стабильному функционированию и требующим строительства новых зданий для возможного постепенного вывода из эксплуатации зданий, ремонт которых нецелесообразен. Учитывая долю вновь построенных и отремонтированных зданий, можно начать процесс вывода из эксплуатации ветхих зданий, при этом, обеспечив потребность населения в услугах дошкольного образования (100% для детей от 3 до 7 лет).
Поэтому, исходя из поставленных задач, в качестве целевого параметра принимается доведение количества мест в дошкольных образовательных организациях до 20000 мест к концу 2015 года, а возможные колебания потребности в местах в дошкольных образовательных организациях, в частности для устройства детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) будут компенсироваться за счет поддержки негосударственных форм образовательных организаций.
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения города в 2013 году посещает 290 детей-инвалидов. Количество детей-инвалидов дошкольного возраста за последние три года увеличивается в 2011 году - 238 человек, 2012 году - 261 человек.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья действуют группы компенсирующей и комбинированной направленности (для детей с нарушением интеллекта, нарушением зрения, слуха, речи, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата). Для детей с нарушением речи функционирует 52 логопункта. В целях обеспечения доступного и качественного дошкольного образования для детей-инвалидов разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные маршруты сопровождения, во всех новых детских садах обеспечена "безбарьерная среда". Необходимо продолжать деятельность по обеспечению в ДОУ адекватных условий образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
1.2.1. Оплата труда в системе дошкольного образования
Стратегические задачи по повышению оплаты труда работникам организаций дошкольного образования определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области.
В 2012 году принято постановление Администрации города Нижний Тагил от 26.11.2012 N 2602 "О повышении заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижний Тагил", которым определено доведение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижний Тагил до 22215,0 рублей. В результате размер средней заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования в декабре 2012 года составил 24905,0 рублей. Средняя заработная плата в сфере общего образования Свердловской области по состоянию на 1 января 2013 года составляла 23211, 28 рублей.
В 2013 году предусмотрено доведение оплаты труда за счет всех источников финансирования на 1 ставку следующим категориям работников:
- младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений с 1 июня 2013 года до 10762 рублей, с 1 октября 2013 года до 11354 рублей;
- поварам муниципальных дошкольных образовательных учреждений с 1 июня 2013 года до 13084 рублей, с 1 октября 2013 года до 13804 рублей.
На эти цели Решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2012 N 51 "О бюджете города Нижний Тагил на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции от 06.03.2013 N 10, от 28.03.2013 N 13, от 29.04.2013 N 20, от 30.05.2013 N 24, от 17.06.2013 N 27, от 28.06.2013 N 28) в бюджете города предусмотрены бюджетные средства в сумме 37251 тыс. рублей.
В целях реализации мероприятий для достижения установленных показателей по повышению оплаты труда в образовании в городе Нижний Тагил утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования" в городе Нижний Тагил на 2013 - 2018 годы" (постановление Администрации города Нижний Тагил от 26.07.2013 N 1757).
Кроме того, уделяется особое внимание мероприятиям по изменению правового статуса образовательных учреждений (перевод образовательных учреждений в автономные), снижению неэффективных расходов в системе образования (создание объединений дошкольных образовательных организаций).
1.3. Общее образование
В 2013 - 2014 учебном году в городе функционирует 64 муниципальных общеобразовательных учреждения, из них: 2 - начальных общеобразовательных организации, 1 - основная общеобразовательная организация, 60 - средних общеобразовательных организации и 1 - детский сад-школа. Общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов - 3, гимназий - 3, лицеев - 2. Всего в муниципальных общеобразовательных учреждениях города на 1 сентября 2013 года обучается 33460 детей. В классах специального (коррекционного) образования обучается 879 детей.
В настоящее время обеспечено стабильное функционирование системы общего образования города Нижний Тагил и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития:
1) за счет реализации федеральных и региональных целевых программ в области общего образования улучшены материальные условия для организации образовательного процесса в школах города;
2) оптимизирована сеть организаций общего образования, ежегодно снижаются неэффективные расходы в сфере общего образования;
4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
5) обеспечена система повышения заработной платы работников общеобразовательных организаций и доведения ее до средней в экономике.
Анализ состояния системы общего образования относительно требований социально-экономического развития города позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) несоответствие ресурсного обеспечения общеобразовательных организаций требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;
2) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям;
3) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
4) недостаточное использование современных образовательных технологий;
5) сохраняющаяся неравная доступность общего образования и дифференциация качества образования для различных групп населения.
Основные направления развития общего образования определены национальной образовательной инициативой "Наша новая школа". Одно из ключевых направлений - введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с 1 сентября 2012 года. По состоянию на 1 сентября 2013 года в общеобразовательных организациях по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования в Нижнем Тагиле обучается 11674 учащихся первых, вторых и третьих классов, что составляет 77,4% от общей численности обучающихся начальной школы. В основной школе по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования обучается 646 человек в опережающем режиме, что составляет 4,2% от общей численности обучающихся основной школы.
В этой связи становится актуальным вопрос управления введением федеральных государственных образовательных стандартов в практику деятельности школ.
Реализация нового стандарта требует принципиальных изменений в части содержания образования, условий его реализации и оценки результатов.
Ключевым направлением развития общего образования является обеспечение высокого качества образования. Оценка качества общего образования осуществляется на основании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников школ города.
Результаты единого государственного экзамена выпускников школ Нижнего Тагила за последние три года свидетельствуют о достаточно высоком качестве подготовки обучающихся 11 классов.
В 2013 году доля выпускников, сдавших ЕГЭ, по русскому языку - 99,7%; по математике - 93,9%, что превышает значение данного показателя за три предыдущих года. Средний балл выпускников города Нижнего Тагила по всем предметам превышает среднеобластные и средние по РФ показатели:
Общеобразовательный предмет |
Средний балл по Нижнему Тагилу |
Средний балл по Свердловской области |
Средний балл по РФ |
Русский язык |
68,2 |
66,1 |
67,9 |
Математика |
45,0 |
42,0 |
43,9 |
Физика |
54,9 |
52,2 |
53,8 |
Химия |
68,2 |
66,5 |
67,2 |
Информатика |
73,4 |
65,6 |
66,1 |
Биология |
55,5 |
53,2 |
54,0 |
История |
58,2 |
52,8 |
63,5 |
География |
76,6 |
62,0 |
70,2 |
Английский язык |
76,3 |
70,3 |
57,8 |
Немецкий язык |
73,0 |
61,2 |
65,8 |
Французский язык |
68,8 |
60,7 |
|
Литература |
60,8 |
57,8 |
|
Обществознание |
65,3 |
63,2 |
|
В 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился процент учащихся набравших 80 баллов и выше по 12 предметам: русский язык, математика, биология, информатика и ИКТ, география, литература, английский язык, французский язык, обществознание, история, физика, химия.
Количество экзаменационных работ, выполненных выпускниками на 100 баллов, составило 19 (в 2012 году - 7).
Медалями "За особые успехи в учении" в 2013 году награждены 100 выпускников (2012 год - 75, 2011 год - 17).
Положительная динамика результатов ЕГЭ обусловлена тем, что в Нижнем Тагиле на протяжении восьми последних лет выстроена система оценки качества общего образования, которая включает в себя проведение городских контрольных работ в 8 и 10 классах, тренировочных работ для выпускников, претендующих на награждение медалями "За особые успехи в учении".
В 2012 - 2013 учебном году изменилась система подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации. Ведущими направлениями стали: проведение диагностических контрольных работ и репетиционных тестирований, организация персонифицированного и тематически ориентированного повышения квалификации педагогов-предметников и организаторов в пунктах проведения экзамена, осуществление индивидуальной работы с выпускниками группы "риска", которые испытывают трудности в освоении образовательных программ и выпускниками, претендующими на высокие результаты, организация работы консультационных пунктов по подготовке к ЕГЭ в трех районах города для учителей и учащихся.
Вместе с тем, остается проблемным полем обеспечение высокого качества математического образования в школах города (количество выпускников, не преодолевших минимальный порог ЕГЭ по математике в 2012 году - 126 человек, 2013 году - 99 человек).
В рамках выстраиваемой системы оценки качества общего образования на уровне муниципалитета необходимо решить задачу по привлечению специалистов высокого уровня квалификации для систематического проведения мониторинговых работ.
Таким образом, основные направления по достижению стратегической цели развития общего образования - повышение доступности качественного общего образования в соответствии с потребностями современного общества:
1) создание в общеобразовательных организациях условий для внедрения на всех ступенях обучения федеральных государственных образовательных стандартов (достижение 100% на ступенях начального общего и основного общего образования);
2) формирование системы оценки качества образования, позволяющей оперативно анализировать и эффективно влиять на развитие системы;
3) создание в школах современной информационно-коммуникационной среды, включающей в себя WI-FI зоны с широкополосным Интернетом, единую электронную информационную сеть и электронный документооборот;
4) обеспечение мобильных механизмов дистанционного образования обучающихся, доступа к современным образовательным ресурсам, в том числе через развитие "облачных" технологий, сети медиатек и медиацентров; оснащение библиотек современными учебными пособиями и ресурсами;
5) организация профильного обучения на ступени старшей школы во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования.
В школах города обучается 431 ребенок-инвалид. Создание доступной среды для обучения детей-инвалидов является приоритетной задачей. С 2011 года в городе реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств местного и федерального бюджетов.
За период реализации программы "Доступная среда" с 2011 по 2013 годы в городе Нижний Тагил созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в трех общеобразовательных учреждениях. На выделенные финансовые средства проведены ремонтные работы по приспособлению входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий. Приобретено учебное специализированное оборудование: кресло-коляска, вертиколизатор, сенсорная комната, аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП. Общая сумма финансирования составила 5467,4 тыс. руб.
Доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, по состоянию на 30 октября 2013 года составляет 5,5%. Данное направление работы будет продолжено и в последующие годы.
Обеспечение подрастающего поколения полноценным сбалансированным школьным питанием, отвечающим физиологическим потребностям, возрастным особенностям и современным требованиям качества и безопасности пищевых продуктов - одно из важнейших направлений деятельности в системе общего образования.
В целях обеспечения условий для организации питания школьников в период с 2011 по 2013 годы проведены ремонты помещений школьных столовых, 4 столовых вынесены из подвальных и цокольных помещений на первые этажи зданий, во всех школьных столовых обновлено технологическое оборудование (97% оборудования отвечают современным требованиям к приготовлению пищи).
В сравнении с 2012 годом в 2013 году по состоянию на 1 октября процент охват горячим питанием обучающихся составляет 91%. В течение года наблюдалось увеличение на 10% охвата учащихся 5-11 классов (без учёта льготной категории) горячим питанием.
По итогам 2012 года всеми формами питания в общеобразовательных учреждениях воспользовались 32284 учащихся (97% от общего количества учащихся). Горячее питание получили 30287 учащихся (91% от общего количества учащихся). Горячим питанием за счёт внебюджетных источников воспользовались 7345 учащихся, что составляет 100% охват горячим питанием. Услугами буфета воспользовались 3321 учащихся (около 10%).
Горячее питание за счёт средств бюджета получили 19189 учащихся из числа учащиеся начальных классов, дети-сироты, опекаемые, дети-инвалиды, дети из семей, прожиточный минимум которых, ниже установленного в Свердловской области, дети из многодетных семей, учащиеся специальных (коррекционных) классов (2-х разовое питание). Увеличился охват питания учащихся 5-11 классов без учёта льготной категории на 6% с предыдущим годом (в 2012 году охват питанием составлял 68% в 2013 году 74%).
Управлением образования организована система контроля за выполнением физиологических норм питания учащихся и детей в соответствии с требованиями СанПиН.
1.3.1. Оплата труда в системе общего образования
Стратегические направления и задачи по развитию региональной системы образования в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников сферы образования определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 - доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Свердловской области.
Средняя заработная плата учителей за 2012 год составила 29014,0 рублей и превысила ожидаемый уровень средней заработной платы в экономике Свердловской области за 2012 год (25680,0 рублей) на 13%. В 2013 - 2018 годах уровень средней заработной платы педагогических работников школ будет также сохранен не ниже средней заработной платы в регионе.
В городе осуществлен перевод общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда.
С 2008 года осуществляется определение объемов бюджетов школ на основе нормативного принципа и с 2008 года введена новая система оплаты труда.
В общеобразовательных учреждениях города Нижний Тагил постановлением Администрации города Нижний Тагил от 13.08.2009 N 1402 "О введении системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" (в редакции от 30.12.2009 N 2491, от 24.09.2010 N 2148, от 25.04.2012 N 843, от 09.01.2013 N 16) введена новая система оплаты труда.
Ключевыми принципами новой системы оплаты труда в школе являются:
- зависимость заработной платы учителя от результатов и качества труда;
- эффективное использование бюджетных средств, в том числе за счет внутренней оптимизации расходов;
- обеспечение нормативной наполняемости классов;
- повышение финансовой самостоятельности;
- участие общественности в оценке труда учителя.
Действующая система оплаты труда в общем образовании предусматривает разделение фонда оплаты труда образовательного учреждения на базовую часть, гарантирующую оплату за количество оказанных образовательных услуг, и стимулирующую часть, учитывающую качество работы, эффективность педагогической деятельности.
Доля стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил в общем фонде оплаты труда составляет 30 процентов. Основными критериями при распределении стимулирующих выплат являются качество образования, показатели здоровья и воспитания обучающихся. Образовательным учреждениям предоставлена финансовая самостоятельность, распределение стимулирующей части оплаты труда проводится с участием комиссии по премированию руководителей, результатом этого является открытость и прозрачность управления.
За счет стимулирующей части работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, устанавливает различные системы стимулирования (премирования) с учетом мнения общественного органа управления (совета школы) и выборного профсоюзного органа, которые закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательной организации.
Основные критерии при стимулировании установлены на региональном уровне:
- положительная динамика успеваемости и учебных достижений обучающихся;
- ведение экспериментальной работы, разработка авторских программ;
- организация внеклассной работы, работы с родителями;
- результаты участия в конференциях, семинарах, методических объединениях.
Новая система оплаты труда обеспечила необходимые системные изменения в общем образовании:
- оптимизация сети общеобразовательных учреждений: это прежде всего укрупнение их количества через реорганизацию основных малокомплектных школ путем слияния (присоединения) к средним школам с учетом транспортной доступности;
- оптимизация штатных расписаний общеобразовательного учреждения с учетом количества обучающихся и применяемых образовательных программ и технологий;
- обеспечение оптимальной наполняемости классов с учетом численности обучающихся;
- стимулирование дальнейшего роста финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Вопросы оплаты труда и формирование нормативов финансирования образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося неразрывно связаны. В структуре норматива расходы на оплату труда составляют значительную часть и являются основой для расчета нормативов финансирования.
Суть нормативного подушевого финансирования - принцип "деньги следуют за учеником". Этот принцип означает переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию стандартной образовательной услуги. Нормативный принцип действует на всех уровнях: региональном, муниципальном, уровне школы. Сумма бюджетного финансирования зависит от общего количества учащихся.
Для сельских, городских, специальных и некоторых других групп образовательных учреждений установлены коэффициенты, позволяющие учесть специфику образовательных программ и наполняемость учреждений образования.
В структуру нормативов входят:
- базовые нормативы финансирования расходов на оплату труда;
- повышающие коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие географическое расположение общеобразовательных организаций (город, село), их типы, структуру, специализацию и наполняемость классов;
- базовый норматив на учебные расходы;
- повышающие коэффициенты, учитывающие уровень инфляции.
Основными параметрами при расчете базовых нормативов на оплату труда являлись количество часов по базисному учебному плану по ступеням образования, количество учебных часов на ставку заработной платы, нормативная наполняемость классов, средняя ставка заработной платы.
Кроме того, уделяется особое внимание мероприятиям по изменению правового статуса образовательных организаций (переход на автономные).
Управлением образования Администрации города Нижний Тагил ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров уровня среднемесячной заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации в Нижнем Тагиле обеспечивается рост заработной платы в бюджетной сфере.
По результатам мониторинга уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников образования в 1 полугодии 2013 года:
средняя заработная плата педагогических работников общего образования составила 27 292,64 рублей или 102% к экономике (26685,0 рублей), учителей - 28134,31 рублей или 105% к экономике.
1.4. Дополнительное образование детей в городе Нижний Тагил
В системе дополнительного образования детей, подведомственных управлению образования, функционирует 16 учреждений дополнительного образования детей с 19 структурными подразделениями трех детско-юношеских центров. В составе 16 учреждений дополнительного образования:
- 2 дворца детского и юношеского творчества;
- 2 дома детского и юношеского творчества;
- 2 станции юных техников;
- станция юных натуралистов;
- станция юных туристов;
- художественно-эстетическая школа;
- центр детского творчества;
- 2 детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
- 4 детско-юношеских центра.
Сохранена система дополнительного образования по месту жительства, включающая деятельность 19 структурных подразделений детско-юношеских центров "Радуга", "Меридиан", "Фантазия". Более 10 лет количество учреждений не изменяется. При проведении мероприятий по созданию оптимальных условий для дополнительного образования детей количество детей, охваченных дополнительными образовательными услугами, не сокращается.
В 16 учреждениях дополнительного образования детей по данным государственного статотчета 1-ДО на 1 января 2013 года занимается 23109 человек.
Отмечаются следующие тенденции, характеризующие состояние дополнительного образования детей:
- увеличился охват детей учащихся 1-4 классов (8313 человек в 2012 году и 5985 - в 2011 году, увеличение составило 2328 человек) в связи с усилением взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными школами в рамках реализации новых федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени;
- получили развитие детские объединения по робототехнике в рамках функционирования лабораторий робототехники МБОУ ДОД ГорСЮТ и МБОУ ДОД ГДДЮТ (251 учащийся в 2011 году, и 369 человек в 2012 году, увеличение на 118 человек);
- в рамках реализации проекта "Юные тагильчане" увеличился охват детей в детских объединениях туристско-краеведческой направленности (732 человека в 2011 году и 809 человек в 2012 году) и детских объединениях культурологической направленности (601 человек в 2011 году и 822 человека в 2012 году);
- открыты 37 новых объединений в 8 учреждениях (1106 учащихся), отвечающие современным потребностям детей и родителей.
Самыми массовыми в системе дополнительного образования остаются детские объединения художественно-эстетической направленности 10624 человека (46% от общего числа занимающихся в учреждениях дополнительного образования).
Отмечается сокращение спектра ресурсоемких образовательных программ дополнительного образования в области технического и научно-исследовательского творчества учащихся, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы.
Одним из проблемных остается вопрос обеспеченности учреждений дополнительного образования учебным оборудованием и компьютерной техникой.
В системе дополнительного образования созданы условия для демонстрации обучающимися своих достижений через конкурсные мероприятия. За последние 3 года количество участников мероприятий увеличивается или остается стабильным. Участие ОУ в традиционных городских мероприятиях, направленных на развитие и удовлетворение творческих способностей учащихся, выявление одаренных школьников, представлено в таблице:
Мероприятие |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Фестиваль художественного творчества "Адрес детства - мой Нижний Тагил" |
170 ОУ |
183 ОУ |
183 ОУ |
Выставка технического и декоративно прикладного творчества детей и учащейся молодежи |
92 ОУ |
103 ОУ |
108 ОУ |
Слет (Фестиваль) юных натуралистов |
37 ОУ |
37 ОУ |
39 ОУ |
Муниципальный тур олимпиад учащихся областного Фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала" |
61 ОУ 5599 участников |
61 ОУ 5265 участников |
Проводится в ноябре |
В Нижнем Тагиле реализуется проект "Юные тагильчане", направленный на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, привлечение их к активной социальной деятельности, воспитание лидерских качеств. Проект включает:
- краеведческую игру для учащихся 1-4 классов "Я - тагильчанин" (участвуют все ОУ, 15000 учащихся с 1-4 класс);
- краеведческую игру для учащихся 5-8 классов "Мы живем на Урале" (в 2013 году участвовали 41 ОУ, 9000 учащихся, в 2012 году 47 ОУ, 9 650 учащихся, в 2011 году - 46 ОУ, 9600 учащихся);
- детские общественные организации "ЮНТА" (в 2013 году - 44 отряда из 32 ОУ, в 2012 году 39 отрядов из 31 ОУ, в 2011 году - 36 отрядов из 30 ОУ); "Зеленая волна" (в 2013 году - 37 отрядов, в 2012 году - 37 отрядов, в 2011 году - 35); "Ассоциация школьных музеев "Наследие" (54 музея.),
- ФДО "Юные тагильчане" (50 отрядов.).
В целях развития и устойчивого функционирования системы дополнительного образования, удовлетворения населения качеством дополнительных образовательных услуг необходимо совершенствовать материальную базу, обеспечивающую деятельность детских объединений всех направленностей.
Однако в системе дополнительного образования очевидны проблемы и противоречия, которые необходимо решить в ближайшее время:
- несоответствие образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на реализацию того или иного направления и имеющихся ресурсов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;
- частое нарушение принципа свободного выбора обучающимися направлений внеурочной деятельности;
- отсутствие на сегодняшний день единой базы данных занятости детей в системе дополнительного образования;
- недостаточное развитие системы тьюторского сопровождения ребенка во внеурочное время;
- при реализации ФГОС часто не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры, спорта;
- имеют место перегрузки детей;
- не эффективное использование имеющейся инфраструктуры при реализации ФГОС.
В соответствии с выделенными проблемами определены следующие задачи:
- повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры;
- организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в вопросах реализации ФГОС общего образования;
- развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;
- совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования.
1.4.1. Оплата труда в системе дополнительного образования
В сфере образования города Нижний Тагил введены новые системы оплаты труда постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.08.2012 N 2082 "Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Нижний Тагил" (в редакции от 10.01.2013 N 34).
Стратегические направления по повышению оплаты труда педагогическим работникам дополнительного образования определены Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Планируется доведение к 2018 году оплаты труда педагогов организаций дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в Свердловской области.
В целях определения расходов бюджета города Нижний Тагил на повышение фондов платы труда учреждений дополнительного образования на 2013 - 2015 годы применены следующие параметры:
1) размеры повышения фондов оплаты труда педагогических работников образовательных организаций:
с 01 июня 2013 года - до 21274 рублей;
с 01 октября 2014 года - на 15 процентов;
с 01 октября 2015 года - на 15 процентов.
Данные параметры используются для определения фондов оплаты труда педагогических работников иных типов образовательных организаций, за исключением образовательных организаций общего образования и дошкольных образовательных организаций;
2) размеры повышения фондов оплаты труда непедагогических работников образовательных организаций:
с 01 октября 2013 года - на 5,5 процента;
с 01 октября 2014 года - на 5 процентов;
с 01 октября 2015 года - на 5 процентов.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей города Нижний Тагил за 2012 год составила 15482 рубля. Для доведения ее до уровня среднемесячной заработной платы в экономике Свердловской области к 2018 году предусмотрено ежегодное увеличение фондов оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования города Нижний Тагил в среднем на 15 процентов.
В целях реализации мероприятий по достижению установленных показателей по повышению оплаты труда в образовании в муниципальном образовании город Нижний Тагил постановлением Администрации города Нижний Тагил от 26.07.2013 N 1757 утвержден План мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования" в городе Нижний Тагил на 2013 - 2018 годы".
Кроме того, уделяется особое внимание мероприятиям по изменению правового статуса образовательных учреждений (переход на автономные), снижению неэффективных расходов в системе образования.
Управлением образования ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров уровня среднемесячной заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений.
Повышение заработной платы в образовании должно сопровождаться ростом качества услуг.
1.5. Организация отдыха и оздоровления детей
Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, одно из важнейших направлений государственной политики в интересах детей.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в городе Нижний Тагил осуществляется на базе загородных детских оздоровительных лагерей стационарного типа, лагерей с дневным пребыванием детей, санаториях круглогодичного действия.
Система муниципальных загородных оздоровительных учреждений для детей города Нижнего Тагила включает 11 загородных оздоровительных лагерей, из которых действующими являются 9, и 1 санаторий-профилакторий.
За последние два десятилетия количество загородных лагерей в Нижнем Тагиле сократилось в 2 раза. Основными причинами закрытия загородных учреждений отдыха и оздоровления детей или их передача в муниципальную собственность являлись отсутствие стимулов и материальных средств у собственников на содержание загородных лагерей, а также отсутствие необходимой правовой защищенности учреждений отдыха и оздоровления для детей.
Большая часть лагерей была построена в 60-70-е годы прошлого века. Вследствие старения и разрушения помещений, количество мест в действующих лагерях сократилось. Не в полную мощность работают 4 муниципальных лагеря: "Северянка", "Звонкие голоса", "Лесной ручеёк", "Антоновский", так как часть корпусов закрыты для проведения реконструкции и капитального ремонта, что привело в общей сложности к потере 470 мест каждую смену. Недействующие с 2010 года лагеря "Лесная сказка" и "Рябинушка", совместная проектная вместимость которых составляла более 1000 человек в смену, в настоящее время не пригодны для эксплуатации.
В 2012 году в период летних каникул девять муниципальных лагерей и один ведомственный (ДОК "Баранчинские огоньки"), 6 из которых работали по 4 смены, смогли принять на отдых 6091 ребёнка, что составляет лишь 18% от общего количества учащихся в городе. Летняя оздоровительная кампания убедительно показала, что количество заявлений на путёвки в загородные лагеря (8722 заявки) значительно превышает количество мест в учреждениях отдыха и оздоровления детей.
Общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха в 2012 году, составила 31003 человека, при этом в 10 загородных оздоровительных лагерях отдохнули 7580 человек (24,5%), в 8 санаторно-профилактических учреждениях, в т.ч. по проекту "Поезд здоровья" - 2831 человека (9%), в 105 лагерях дневного пребывания отдохнули 14250 детей (46%) и иными формами отдыха и оздоровления (туристические лагеря, оборонно-спортивные лагеря, походы, базы отдыха) были охвачены 6342 человека (20,5%).
Материально-техническая база большинства муниципальных загородных оздоровительных учреждений не отвечает современным требованиям к учреждениям детского отдыха, не обеспечивает в полной мере комплекса условий по оказанию муниципальной услуги "Предоставление отдыха детям в каникулярное время" в части обеспечения безопасных, комфортных условий проживания, оказания качественной медицинской помощи, организации образовательной, культурно-массовой, досуговой деятельности; предоставления услуг, направленных на физическое развитие детей. Во всех детских оздоровительных учреждениях требуется реконструкция систем водоснабжения, отопления, спортивных площадок, оборудование мест купания, игровых помещений, создание условий для дополнительного образования, технического творчества.
В настоящее время актуальным становится вопрос повышения качества отдыха и оздоровления детей и подростков, удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в загородных оздоровительных лагерях.
Ежегодно из местного бюджета выделяются средства на проведение летней оздоровительной кампании, в том числе на подготовку к летнему сезону, текущие ремонты, содержание загородных лагерей. Выделяемых средств недостаточно для реконструкции детских загородных оздоровительных учреждений, проведения строительных работ.
Большинство учреждений отдыха и оздоровления детей испытывают сложности в обеспечении педагогическим, медицинским и техническим персоналом вследствие низкой заработной платы работников и некомфортных условий проживания.
Для решения существующих проблем необходим программно-целевой подход и планирование соответствующих мероприятий последовательного развития материально-технической базы оздоровительных лагерей, приведение их в соответствие с действующими нормативами и стандартами, а также увеличение количества детей, реализующих своё право на полноценный отдых и оздоровление.
1.6. Материально-техническая база образовательных учреждений
Обеспечение стабильного функционирования муниципальных образовательных учреждений, создание безопасных условий для осуществления образовательного процесса невозможно без увеличения объема финансовых средств, направленных на проведение капитальных ремонтов зданий, инженерных сетей, приведение учебных помещений образовательных учреждений в соответствие с требованиями надзорных органов. Необходимость разработки данной программы вызвана условиями, в которых находятся образовательные учреждения в части материально-технического состояния. Срок службы зданий образовательных учреждений:
- до 10 лет - 2 здания (0,8%);
- после капитального ремонта и реконструкции - 5 зданий (2%);
- от 10-20 лет - 3 здания (1,2%);
- от 20-30 лет - 42 здания (16,7%);
- от 30-40 лет - 53 здания (21,1%);
- от 40-50 лет - 69 зданий (27,5%);
- свыше 50 лет - 77 зданий (30,7%).
Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции. На протяжении ряда последних лет финансирование расходов на реконструкцию и капитальный ремонт зданий осуществлялось в размере 10-15% от реальной потребности в средствах, что негативно сказалось на состоянии основных фондов. Резко ухудшилось состояние инженерных коммуникаций, кровель, фасадов и других конструктивных элементов зданий, средний процент износа в целом по системе составляет 60%. Анализ состояния показывает, что 77 зданий образовательных учреждений города 40-60 годов постройки прошлого века. В связи с этим остро стоит проблема улучшения материально-технического состояния зданий и также обеспечение безопасности образовательного процесса, увеличение в разы финансирования, как на капитальные, так и на текущие ремонты.
Реализация программных мероприятий по капитальному ремонту учреждений, подведомственных управлению образования позволит обеспечить стабильное функционирование муниципальных образовательных учреждений города, создать безопасные условия для осуществления образовательного процесса. Основными причинами необходимости проведения капитальных ремонтов учреждений образования, подведомственных управлению образования, являются:
1) увеличение доли фонда, требующего ремонтных работ. Проверка образовательных учреждений города показала необходимость капитальных ремонтов или замену: кровельных покрытий, чердачных и междуэтажных перекрытий, отопительных систем, канализации, водопроводных сетей, электропроводки; оконных блоков и дверных проемов, фасадов, межпанельных швов, цоколя, отмостки;
2) неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций, кровель, фасадов и других конструктивных элементов зданий (средний процент износа в целом по системе составляет 60%);
3) приведение зданий и помещений в соответствие с нормами СанПиН, требованиям пожарной безопасности и СНиП.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты возникает необходимость обновления учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудования для школьных столовых, приобретения транспортных средств для перевозки обучающихся, пополнения фондов школьных библиотек.
Наиболее востребовано обновление материально-технической базы учреждений, находящихся в сельских территориях.
Основными задачами развития материально-технической базы общеобразовательных организаций являются:
1) создание условий для введения ФГОС начального, основного и среднего образования:
- обеспечение учебниками всех обучающихся общеобразовательных школ;
- приобретение учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;
2) создание условий для качественной организации учебного процесса:
- проведение текущего ремонта зданий и помещений общеобразовательных учреждений, школьных столовых и медицинских блоков с целью обеспечения выполнения санитарно-гигиенических требований к бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также для подготовки помещений для установки оборудования;
- приобретение технологического оборудования для школьных столовых и оборудования для организации медицинского обслуживания.
За период реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования с 2011 по 2012 год в городе Нижний Тагил обновилась материально-техническая база во всех общеобразовательных учреждениях города.
В связи с переходом на новые стандарты и изменения к требованиям по оснащенности образовательного процесса для учащихся начальной школы закуплены аппаратно-программные комплексы. На 100% обновлен фонд учебной литературы для учащихся 1-3-х и 4-6-х классов "пилотных" школ. Средняя обеспеченность обучающихся 1-11 классов учебниками составляет 92,3%.
В МБОУ Гимназия N 86 создан и оснащен современным компьютерным оборудованием Центр универсального образования как центр мотивации обучающихся к творческой деятельности и осознанному выбору ее различных видов.
На средства областного и федерального бюджетов общеобразовательные учреждения комплектуются учебно-лабораторным, компьютерным, спортивным оборудованием, мебелью.
Доля обучающихся 1-11 классов в современных условиях
|
2010 |
2011 |
2012 |
Учащиеся 1-11 классов |
95% (29986 чел.) |
76,5% (25385 чел.) |
78,1% (25964 чел.) |
С целью улучшения санитарных условий организации образовательного процесса, предупреждения групповой заболеваемости детей в эпидемический период, снижения групповых и вспышечных инфекционных заболеваний в детских организованных коллективах приобретены в 64 общеобразовательных учреждения города Нижний Тагил передвижные ультрафиолетовые бактерицидные рециркуляторы для обеззараживания воздуха в помещениях в присутствии людей.
С целью осуществления медицинской деятельности из 64 общеобразовательных учреждений 60 имеют медицинские кабинеты. По состоянию на 1 октября 2013 года 42 кабинета (72%) имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности. В настоящее время осуществляется процесс передачи помещений медицинских кабинетов ГБУЗ СО детским городским поликлиникам для дальнейшего лицензирования.
Для проведения модернизации школьных столовых в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Нижний Тагил предполагается приобретение холодильного и других видов технологического оборудования.
Вместе с тем, поэтапное введение государственных образовательных стандартов требует от общеобразовательных организаций постоянного совершенствования материально-технической базы.
Автотранспортные средства для подвоза детей имеются в 10 общеобразовательных учреждениях города. Автобусы используются для подвоза обучающихся из отдаленных районов города к месту учебы, к пунктам проведения экзаменов, на занятия в плавательный бассейн, для участия в городских и областных мероприятиях, на экскурсии.
Количество детей, подвозимых в образовательные организации из отдаленных районов города, составляет 284 человека.
В целях осуществления мониторинга движения автотранспортного средства и безопасности учащихся на все школьные автобусы установлена навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. В целях обеспечения непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств на все автотранспортные средства приобретены и установлены тахографы.
Вместе с тем, у 8 образовательных учреждений сохраняется потребность в приобретении и замене школьных автобусов.
1.7. Анализ кадровых условий муниципальной системы образования
Обеспеченность педагогическими кадрами муниципальных образовательных учреждений города на 1 сентября 2013 года составила 98,9% (2012 год - 98,4%), из них:
- общеобразовательных школ - осталась на уровне прошлого года и составляет 98,5%;
- дошкольных образовательных учреждений - 99,4% (2012 год - 98,2%);
- учреждений дополнительного образования - 99,1% (2012 год - 99,4%).
Общее количество работников системы образования составляет 10532 человека:
Количество работников |
Школы |
Дошкольные образовательные учреждения |
Учреждения дополнительного образования |
Всего |
Общее количество работающих (чел.) |
4042 |
5517 |
973 |
10532 |
из них педагогических и руководящих работников (чел.) |
2843 |
2671 |
608 |
6122 |
Из 6122 педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений аттестованы 4941 человек, что составляет 81%, из них: аттестованы на высшую квалификационную категорию - 501 человек (8%), на первую квалификационную категорию - 3863 человека (63%), на вторую квалификационную категорию - 405 человек (7%). Установлено соответствие занимаемой должности - 172 педагогическим работникам (3%), не имеют квалификационной категории - 1181 человек (19%).
В соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" все педагогические работники обязаны аттестоваться на соответствие занимаемой должности. В связи с этим количество аттестованных педагогических работников к 2015 году должно составлять 100%.
Средний возраст педагогических работников в муниципальных образовательных учреждениях в течение четырех последних лет составляет 42 года, 51,5% педагогов имеют возраст от 30 до 50 лет, оптимальный для профессиональной деятельности.
В 2013 году увеличился процент педагогических и руководящих работников в возрасте свыше 56 лет: в 2013 году таких работников 14,9%, в 2012 году их было 13,7%. Увеличилось количество работающих пенсионеров из числа педагогических и руководящих работников. В 2012 - 2013 учебном году в ОУ города работает 973 пенсионера, что составляет 15,9% (2012 год - 937 человек - 15,7%). За последние три года процент педагогов в возрасте до 30 лет составляет 19,9%.
Повышение заработной платы в школах и дошкольных образовательных учреждениях способствует тому, что сохраняется приток молодых специалистов, трудоустроившихся в муниципальные образовательные учреждения. Однако остается проблема закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях города.
Процент молодых специалистов, трудоустроившихся в образовательные учреждения в период за 2010 - 2012 годы и продолжающих работать в образовательных учреждениях, составляет:
- от числа трудоустроившихся в 2010 году - 62,8%;
- от числа трудоустроившихся в 2011 году - 81,7%;
- от числа трудоустроившихся в 2012 году - 95,7%.
По состоянию на 1 сентября 2013 года в образовательных учреждениях города вакантны 74 ставки педагогических и руководящих работников. Наибольшее количество вакансий: учитель начальных классов 14 ставок, учитель математики 12 ставок, учитель русского языка и литературы 9 ставок.
Проблема воспроизводства профессиональных кадров, подготовка менеджеров системы образования, эффективное управление кадровыми ресурсами в рамках модернизации Российского образования является ключевой в развитии муниципальной системы образования.
В 2013 году увеличилось количество педагогических и руководящих работников, повысивших квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования на образовательных программах и в различных формах сопровождающего образования. Всего в 2013 году повысили уровень профессиональной компетентности 2429 (25,2%) работников муниципальных образовательных учреждений. Увеличилась доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации на образовательных программах, отвечающих современным квалификационным требованиям.
Конкурсы профессионального мастерства среди педагогов способствуют формированию имиджа современного педагога среди населения города, повышают престиж педагогической профессии среди молодежи. В Нижнем Тагиле ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди молодых специалистов, среди руководителей ОУ, среди педагогов образовательных учреждений по номинациям: "Воспитатель года", "Педагог дополнительного образования года", "Руководитель года", "Учитель года".
За счет средств местного бюджета в 2013 году сохранены 56,5 ставки педагогов дополнительного образования, 9 ставок педагогов-организаторов, 17,5 ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы. Сохранение дополнительных ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений позволяет обеспечить дальнейшее развитие кадровых условий муниципальной системы образования.
Проблема развития кадрового обеспечения в стремительно меняющихся социально-экономических условиях в стране, городе является ключевой в развитии муниципальной системы образования, в связи с этим необходимо принятие дополнительных мер по сохранению и развитию механизмов обеспечения и воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы.
Среди приоритетных направлений кадровой политики в муниципальной системе образования следует выделить:
- преодоление консерватизма кадровых ресурсов, омоложение педагогических коллективов;
- развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- повышение социального статуса и престижа педагогических профессий, позитивного восприятия обществом и молодежью педагогического труда.
1.8. Безопасность муниципальных образовательных учреждений
Организация комплексных условий безопасности образовательных учреждений в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности является одним из важнейших направлений деятельности управления образования.
В целях повышения безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели участников образовательного процесса управлением образования в 2012 - 2013 годах организована целенаправленная деятельность по обеспечению комплекса условий:
- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в образовательных учреждениях;
- выполнение мероприятий по обеспечению безопасности образовательного процесса в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной и террористической безопасности;
- развитие условий, обеспечивающих специально организованного образовательного процесса, направленного на формирование безопасного поведения участников образовательного процесса.
В целях обеспечения защищенности участников образовательного процесса и имущества от пожаров, выполнения предписания государственного пожарного надзора, приведения противопожарного состояния учреждения в соответствие с нормами и правилами пожарной безопасности в 2012 - 2013 году в бюджете города в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города Нижний Тагил (2011 - 2013 годы)" были предусмотрены средства в объеме 15489 тыс. рублей.
В целях повышения безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения аварийных ситуаций, травматизма и гибели участников образовательного процесса ежегодно проводится работа по приемке образовательных учреждений к новому учебному году с учётом следующих приоритетных направлений:
- сохранность зданий и помещений учреждений;
- выполнение мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда и обучения учащихся (по пожарной безопасности, электробезопасности, антитеррористической безопасности, санитарных, гигиенических, медицинских и других мероприятий), не требующих значительных финансовых затрат;
- укрепление и развитие взаимоотношений с предприятиями, организациями различных форм собственности, спонсорами, шефами по вопросу оказания помощи при подготовке учреждений образования к новому учебному году.
В целях выполнения задач по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах города Нижний Тагил, повышения антитеррористической защищенности образовательных учреждений города требуется установка систем видеонаблюдения, восстановление ограждений, обеспечение физической охраны в образовательных учреждениях города. В 2012 году начата работа по установке в образовательных учреждениях города систем видеонаблюдения, что позволяет оперативно реагировать на преступные посягательства в отношении участников образовательного процесса, обеспечить антитеррористическую безопасность, предупреждать правонарушения, в том числе террористического характера, на территориях и в помещениях образовательных учреждений.
В 2012 году системы видеонаблюдения были установлены в 25 образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных микрорайонах города.
Направлениями дальнейшей работы по созданию комплексных условий безопасности образовательных учреждений в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности будут являться:
- реализация мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в муниципальных учреждениях образования;
- реализация мероприятий, направленных на обеспечение комплекса условия безопасного пребывания обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности (установка систем видеонаблюдения, восстановления ограждений, обеспечение физической охраны в образовательных учреждениях).
1.9. Информатизация системы образования
По данным мониторинга состояния технического оснащения образовательных учреждений по состоянию на 30 октября 2013 года в образовательных учреждениях города:
- 181 оборудованный компьютерный класс - 115 (109 - 2012 год) с количеством компьютеров не менее 7 и 66 - менее 7 (65 - 2012 год); (174 - 2012 год, 100 - 2011 год, 89 - 2010 год);
- 88 классов, оборудованных программно-аппаратными комплексами (72 - 2012 год);
- 413 интерактивных досок (332 - 2012 год, 224 - 2011 год, 182 - 2010 год);
- 801 мультимедийный проектор (662 - 2012 год, 467 - 2011 год, 379 - 2010 год);
- 5208 персональных компьютеров (4362 - 2012 год, 3408 - 2011 год, 2522 - 2010 год);
- сохраняется показатель "обеспеченность школ компьютерной техникой" - 12 учащихся на 1 компьютер;
- 16 учреждений имеют медиацентры (13 - 2012 год), 9 - центры информационных технологий;
- 102 учреждения имеют локальные сети (91 - 2012 год), в составе которых 3192 персональных компьютера (2760 - 2012 год, 1907 - 2011 год);
- 100% образовательных учреждений подключены к Интернет; 75,2% - со скоростью от 2 мегабит/сек и выше, в школах этот показатель - 95,4% (92% - 2011 год);
- компьютеров, подключенных к сети Интернет -3935 (3207 - 2012 год, 1381 - 2011 год, 1237 - 2009 год);
- web-представительство на сайте управления образования имеют 100% образовательных учреждений; 58% образовательных учреждений имеют собственные официальные сайты (55 - 2012 год), из них 100% школ;
- 1252 учебных классов (69%) оборудованы автоматизированными рабочими местами учителя, из них 1038 (71%) (322(19%) - 2012 год) оснащены мультимедийным оборудованием, 1122 (76%) (926 - 2012 год) имеют выход в Интернет.
В рамках проекта "Электронная библиотека" в 52 общеобразовательных учреждениях города установлена система автоматизации библиотек "ИРБИС64", ведется создание электронных каталогов, автоматизация процессов книговыдачи.
Обеспечена информационная открытость муниципальной системы образования. Действует сайт управления образования. Организовано взаимодействие в рамках системы образования города посредством электронной почты, ICQ и Skype. Доля школ, перешедших на электронный документооборот - 90%.
В образовательных учреждениях города успешно внедряются системы безопасности на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий (4 ОУ - электронные проходные, 26 - системы видеонаблюдения).
В 2012 году начата реализация проекта "Сетевой город Образование". В этот процесс вовлечены все образовательные учреждения города. Сформированы базы данных обучающихся, воспитанников, сотрудников, организовано информационное сопровождение учреждений. С 1.09.2012 система используется в штатном режиме. Внедрение информационной системы позволило автоматизировать процессы управления в сфере образования на основании актуальных и достоверных данных о состоянии системы образования, организовать оперативное интерактивное взаимодействие субъектов системы образования, предоставлять муниципальные услуги в электронном виде.
Основные количественные характеристики
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
1. |
Доля образовательных учреждений, имеющих широкополосный доступ к Интернет (со скоростью 2 Мбит/с и выше), всего: в том числе: |
% |
32,6 |
75,2 |
75,2 |
2. |
в том числе в общеобразовательных учреждениях |
% |
30,6 |
95,4 |
96,9 |
3. |
Доля образовательных учреждений, публикующих информацию в Интернет, от общего числа образовательных учреждений в муниципальном образовании, всего: в том числе: |
% |
98 |
100 |
100 |
4. |
в том числе на собственном сайте |
% |
31,6 |
54,6 |
58 |
5. |
в том числе на едином (общем) Интернет портале |
% |
35,7 |
100 |
100 |
6. |
Доля учреждений, имеющих веб-сайты с возможностью предоставления доступа к открытым электронным информационным ресурсам |
% |
31,6 |
67,7 |
67,7 |
7. |
в том числе в общеобразовательных учреждениях |
% |
29,1 |
94 |
100 |
8. |
Доля учреждений, имеющих компьютерные классы в составе не менее 7 ПК, работающих в единой локально-вычислительной сети |
% |
30,6 |
37,8 |
37,8 |
9. |
в том числе в общеобразовательных учреждениях |
% |
30,6 |
92,3 |
92,3 |
10. |
Количество учащихся на один ПК, используемый в учебных целях |
% |
10 |
12 |
12 |
11. |
в том числе в общеобразовательных учреждениях |
% |
10 |
12 |
12 |
12. |
Доля образовательных учреждений, использующих информационные системы: |
% |
|
100 |
100 |
13. |
электронный дневник |
% |
100 |
100 |
100 |
14. |
электронное расписание |
% |
100 |
100 |
100 |
15. |
Доля образовательных учреждений, использующих информационную систему управления |
% |
95 |
100 |
100 |
В условиях использования автоматизированной системы "Сетевой город Образование" АРМ учителя с выходом в Интернет должен быть оснащен каждый учебный кабинет (в настоящее время это 53%).
Оборудовано демонстрационным оборудованием 50% кабинетов, но в том числе интерактивным - всего 19%.
Лицензионное программное обеспечение установлено в среднем лишь в 50% ОУ, в остальных - свободно-распространяемое, что ограничивает использование цифровых ресурсов.
Официальные сайты имеют 58% ОУ, большинство из которых созданы с использованием бесплатных технологий, как следствие, имеют невысокое качество и ограниченный функционал.
Условия для электронного образования и использования технологий дистанционного обучения созданы лишь в 8% школ.
В связи с вышесказанным необходимо:
- оснастить учебные кабинеты школ АРМ педагогов с возможностью выхода в Интернет;
- оснастить современной компьютерной техникой учреждения дополнительного образования детей и дошкольные образовательные учреждения;
- продолжить оснащение ОУ демонстрационным интерактивным оборудованием;
- создать условия для электронного образования и использования технологий дистанционного обучения;
- создать условия для разработки и сопровождения сайтов образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям;
- повысить эффективность использования автоматизированных информационных систем.
Электронные услуги в сфере образования
Сформирована основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования города Нижний Тагил. В режиме промышленной эксплуатации с использование автоматизированных информационных систем (АИС) "Е-Услуги. Образование", "Сетевой город. Образование" обеспечено предоставление 5 муниципальных услуг в электронном виде:
- прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
- зачисление в образовательные учреждения;
- предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных;
- предоставление информации об образовательных программах;
- предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.
Получение услуг возможно как через Единый портал государственных и муниципальных услуг, так и с официального сайта управления образования.
В пилотном режиме апробирован прием заявлений в электронном виде на предоставление путевок в загородные учреждения оздоровления детей.
Управление образования и родители имеют возможность контролировать соблюдение прав детей при комплектовании детских садов и школ, выдаче путевок в учреждения оздоровления. В условиях дефицита мест использование АИС позволяют исключить дублирование заявлений.
К Единой сети передачи данных (ЕСПД) Правительства Свердловской области подключены 52 учреждения.
В настоящее время лишь 10% заявителей обращаются за получением услуг в электронном виде, что повышает нагрузку сотрудников ОУ и управления образования.
В дальнейшем необходимо:
- осуществить перевод в электронный вид очередных услуг;
- продолжить подключение АРМ сотрудников к ЕСПД;
- создать условия по переводу большинства обращений в электронную форму.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.