В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала города Нижний Тагил, удовлетворения потребностей граждан города Нижний Тагил в услугах сферы культуры, в соответствии с постановлением Администрации города Нижний Тагил от 30.10.2013 N 2580 "Об утверждении Порядка формирования и реализации муниципальных программ в городе Нижний Тагил", руководствуясь Уставом города Нижний Тагил, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года" (далее - Программа) (Приложение).
2. Экономическому управлению Администрации города включить Программу в Реестр муниципальных программ.
3. Опубликовать данное постановление в газете "Тагильский рабочий" и разместить на официальном сайте города Нижний Тагил.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по социальной политике В.Г. Сурова.
Промежуточный срок контроля - 1 марта 2015 - 2020 годов.
Срок контроля - 1 марта 2021 года.
Глава города |
С.К. Носов |
Приложение
к Постановлению
Администрации
города Нижний Тагил
Свердловской области
от 11 декабря 2013 г. N 2929
Муниципальная программа "Развитие культуры в городе
Нижний Тагил до 2020 года"
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление культуры Администрации города Нижний Тагил |
Сроки реализации муниципальной программы |
2014 - 2020 годы |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цель: Расширение участия жителей города Нижний Тагил в культурной жизни города Нижний Тагил путем создания условий для их творческой самореализации и доступа к культурным ценностям. Задачи: 1. Повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере культуры. 2. Развитие инновационной деятельности в сфере культуры и модернизация материально-технической базы учреждений культуры. 3. Создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи. 4. Развитие кадрового потенциала отрасли культура. 5. Совершенствование системы повышения квалификации работников отрасли культура. 6. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников отрасли культура. |
Перечень подпрограмм муниципальной программы |
Подпрограмма 1 "Развитие культуры и искусства". Подпрограмма 2 "Развитие образования в сфере культуры и искусства". Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил 2020 года" и прочие мероприятия". |
Перечень основных целевых показателей муниципальной программы |
1. Посещаемость муниципальных музеев в городе Нижний Тагил в расчете на 1000 жителей. 2. Число посещений муниципальной библиотеки. 3. Посещаемость населением города мероприятий, проводимых культурно-досуговыми учреждениями. 4. Численность участников культурно-досуговых мероприятий (клубных формирований) 5. Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом). 6. Количество реализованных выставочных музейных проектов. 7. Количество сельских населенных пунктов, охваченных культурно-досуговыми услугами 8. Создание центров культурного развития в малых городах и отдаленных территориях Свердловской области (формирование предложений, подготовка документов) 9. Доля театрально-концертных учреждений, имеющих сайт в сети Интернет, в общем количестве театрально-концертных учреждений. 10. Количество действующих виртуальных музеев 11. Увеличение количества отражения книжного фонда в электронном каталоге библиотеки (по сравнению с 2013 годом) 12. Доля библиотечных фондов, представленных в электронной форме, от общего объема библиотечного фонда. 13. Доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве таких учреждений. 14. Доля детей, посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе, от общего числа детей в возрасте до 18 лет. 15. Увеличение числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей (по сравнению с 2013 годом). 16. Доля обучающихся, ставших победителями и призерами городских, региональных, всероссийских, международных мероприятий. 17. Укомплектованность кадрами. 18. Доля учреждений дополнительного образования детей, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве таких учреждений 19. Увеличение доли детей обучающихся в ДШИ в общей численности учащихся детей. 20. Удельный вес специалистов учреждений культуры в возрасте до 35 лет. 21. Удельный вес специалистов учреждений культуры с высшим профессиональным образованием. 22. Удельный вес специалистов учреждений культуры, прошедших обучение по программам повышения квалификации и переподготовки. 23. Удельный вес специалистов учреждений культуры, принявших участие в профессиональных конкурсах |
Объемы финансирования муниципальной программы (подпрограмм) по годам реализации, тыс. рублей |
Всего на реализацию Программы - 6446166,8 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 726073,7 тыс. руб., 2015 год - 705743,1 7 тыс. руб., 2016 год - 785292,7 7 тыс. руб., 2017 год - 884264,6 7 тыс. руб., 2018 год - 987722,0 7 тыс. руб., 2019 год - 1109317,2 7 тыс. руб., 2020 год - 1247703,5 7 тыс. руб., из них: областной бюджет: 2870, 7 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 2870,0 тыс. руб., 2015-2020 годы - не запланированы, федеральный бюджет: 893,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 893,0 тыс. руб., 2015-2020 годы - не запланированы, местный бюджет: 6130934,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 684059,3 тыс. руб., 2015 год - 665579,0 тыс. руб., 2016 год - 743120,4 тыс. руб., 2017 год - 839983,6 тыс. руб., 2018 год - 941273,0 тыс. руб., 2019 год - 1060490,2 тыс. руб., 2020 год - 1196428,5 тыс. руб., внебюджетные источники: 311469,8 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 38251,4 тыс. руб., 2015 год - 40164,1 тыс. руб., 2016 год - 42172,3 тыс. руб., 2017 год - 44281,0 тыс. руб., 2018 год - 46499,0 тыс. руб., 2019 год - 48827,0 тыс. руб., 2020 год - 51275,0 тыс. руб., |
Адрес размещения государственной программы в сети Интернет |
www.ntagil.org |
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы культуры города Нижний Тагил
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной и муниципальной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение на всех уровнях власти. Политика в сфере культуры может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры, культурно-досуговые учреждения выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса государства. Неотъемлемым компонентом культурной среды города выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система дополнительного художественно-эстетического воспитания детей и подростков.
Ведущая роль в становлении человеческого капитала, создающего экономику знаний, принадлежит сфере культуры, что объясняется ростом культурных потребностей общества и беспрерывным поиском эффективных форм их реализации.
Вместе с тем, современное состояние культуры города Нижний Тагил, имеющую яркую историю и богатые традиции, характеризуется недостаточной ориентированностью на инновационность. Являясь частью социальной системы города, культура острее остальных ее субъектов переживает период трансформации привычных устоев и процессы экономического кризиса XXI века.
Приобщиться к информационно-культурному потенциалу общества жителям позволяют общедоступные библиотеки. В городе в целом созданы условия для создания единой библиотечной информационной среды, которая открывает населению возможность свободного получения информации. В состав учреждения входит центральная библиотека и 23 филиала, 5 из которых располагаются в сельских населенных пунктах. Повысить качество услуг и более рационально использовать имеющиеся ресурсы позволит переход на внестационарное библиотечное обслуживание жителей сельских территорий. Приобретение библиобуса - первой передвижной библиотеки на колесах могла бы предоставлять фонды Централизованной городской библиотечной системы жителям малонаселенных окраин, где открытие стационарной библиотеки нецелесообразно.
К настоящему времени на уровне муниципальной власти сформировалось определенное понимание, что информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. Библиотека предоставляет электронный доступ к справочно-поисковому аппарату библиотеки, электронным базам данных. Центральная библиотека и филиалы, находящиеся в черте города подключены к сети Интернет, объединены в единую компьютерную сеть. Это дает возможность управлять удаленными компьютерами (филиалы расположены в разных концах города), использовать общие информационные ресурсы библиотеки в удаленных филиалах (например, доступ к СПС "КонсультантПлюс", доступ в библиотеке к сайту по локальной сети). Пользователи библиотек имеют доступ к электронному каталогу книг ЦГБ через сайт библиотеки и к электронным каталогам СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Одним из основных препятствий увеличения числа читателей в библиотеках является сокращение и моральное старение библиотечных фондов, сокращение наименований выписываемых периодических изданий по экономике, политике, праву, поскольку не позволяет в полной мере удовлетворять запросы читателей. Сокращение фондов составляет в среднем 4,5% в год от общего библиотечного фонда, поскольку, несмотря на ежегодное увеличение бюджетных ассигнований, библиотеки получают недостаточное количество денежных средств на комплектование книжными и периодическими изданиями.
Активную работу по сохранению исторического литературного наследия ведут публичные библиотеки, являясь интеллект-центрами, сберегая и ретранслируя гуманитарные ценности. В целях сохранения духовной и вещественной памяти о жизни и творчестве известного поэта и писателя Булата Шалвовича Окуджавы в городе Нижний Тагил планируется создание Нижнетагильского мемориального центра "Дом Окуджавы", как филиал муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека". Центр будет способствовать созданию и поддержанию здоровой социально-психологической среды и высоконравственной атмосферы в городе, культивированию у тагильчан и творческой молодежи социального оптимизма, ответственности и патриотизма - и общероссийского и местного (чувства малой Родины, например). Кроме этого он будет способствовать оптимизации процессов инвестирования не в воздушные замки, а в человеческий капитал и помогать решать задачи по модернизации общества, а также стать достойным ответом на вызовы времени средствами культуры.
В соответствии с запросами времени происходит модернизация библиотечного обслуживания населения за счет оптимизации ресурсов, повышения качества услуг и создания привлекательного библиотечного пространства. В рамках празднования 100-летия с создания Центральной городской библиотеки в 2018 году планируется капитальный ремонт и реконструкция публичных библиотек, однотипные массовые библиотеки необходимо преобразовать в информационные и культурно-просветительские центры с разнообразными направлениями деятельности в соответствии с запросами пользователей.
Сеть муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры Администрации города Нижний Тагил, предоставляющих услуги по художественному образованию и эстетическому воспитанию граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ в области искусств, состоит из 4-х музыкальных школ, 4-х школ искусств и 2-х художественных школ. Доля охвата детей в возрасте от 7 до 17 лет, обучающихся в детских школах искусств города, составляет 9,6% (3181 человек) от общего количества детей данного возраста, проживающих в Нижнем Тагиле. Доля охвата детей услугами детских школ искусств в Нижнем Тагиле чуть ниже аналогичных показателей по Свердловской области (12%) и по России (10,5%).
Сложилась система выявления и поддержки одаренных детей, которая включает комплекс мероприятий: проведение и участие в фестивалях, конкурсах, выставках. Учащиеся школ регулярно становятся лауреатами конкурсов и выставок различного уровня: Международных конкурсов юных исполнителей в Чехии, США, Польше, Италии, Греции; Международных и Всероссийских конкурсов в городах Санкт-Петербург, Тобольск, Казань, Рязань, всероссийских и областных мероприятий в Екатеринбурге, городах Свердловской области.
На базе детских школ искусств города ежегодно проводятся, став традиционными, до 18-ти кустовых и городских фестивалей и конкурсов по различным видам исполнительского творчества. В 2012 году в конкурсах различного уровня участвовало 1115 учащихся, что составляет 35,1% от общего числа контингента и 3,4% от общего числа детей Нижнего Тагила в возрасте от 7 до 17 лет. В 2013 году из 1517 учащихся, участвовавших в конкурсах, 903 человека, или 60% стали победителями и призерами.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система художественно-эстетического образования детей в Нижнем Тагиле востребована населением, широко развита и стабильно функционирует. Однако, существует ряд острых проблем, которые требуют комплексного решения.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации, и Федеральной целевой программой "Культура России (2012 - 2018 годы)", увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей к 2018 году должно составить 12%, в связи с чем возникает потребность увеличения контингента учащихся детских школ искусств в Нижнем Тагиле до 3990 человек.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 2014 года предполагается ведение обучения по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим общеобразовательным программам. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Все учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. За малым исключением детскими школами искусств Нижнего Тагила в 2013 году получены лицензии на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Содержание, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств четко определены федеральными государственными требованиями, утвержденными Приказами Министерства культуры Российской Федерации в 2012 году. В связи с этим, возникает обоснованная необходимость увеличения бюджетных средств на реализацию образовательных программ.
Одна из приоритетных задач школ искусств - расширение спектра образовательных услуг. Одним из способов решения названных задач могло бы стать обеспечение равномерного территориального уровня обеспеченности населения города услугами детских школ искусств, большинство из которых расположено в центральных районах города. Так, строительство многопрофильного центра, включающего обучение в детской школе искусств на 750 мест в активно развивающемся в настоящее время Гальяно-Горбуновском массиве, может способствовать удовлетворению потребности в художественном образовании детей.
Несмотря на усилия города, приходят в негодность помещения, занимаемых детскими школами искусств. Проведение капитальных ремонтов кровли, отопительной, вентиляционной систем, зрительных залов и кабинетов требуется 70% учреждений дополнительного образования искусства.
Также в настоящее время наблюдается несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям. Износ музыкальных инструментов и профильного оборудования для деятельности художественных отделений детских школ искусств составляет 90%.
Необходимо обновление инструментария, оснащение учреждений современными техническими средствами обучения, компьютерной техникой.
В настоящее время в образовательных учреждениях культуры и искусства накопились проблемы комплектации педагогическими кадрами. В 2012 - 2013 учебном году в детских школах искусств работало около 300 преподавателей, обладающих высоким квалификационным уровнем. Если в 2011 - 2012 учебном году высшую и первую квалификационную категорию имели 226 преподавателей, то в 2013 году - 230. При сопоставлении количества преподавателей с контингентом обучающихся видно, что на одного штатного преподавателя фортепиано приходится 9 учеников, скрипки, духовых инструментов - 13, аккордеона - 15, изобразительных дисциплин - 27, хореографии - 43. Одной из острых проблем, стоящих перед школами искусств является проблема привлечения и закрепления кадров, в решении которой одним из важнейших механизмов стимулирования труда является повышение заработной платы.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, постановлением Правительства Свердловской области от 17.05.2013 N 622-ПП "О внесении изменений в План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования" в Свердловской области на 2013 - 2018 годы, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 N 223-ПП" планируется поэтапное повышение заработной платы образовательным учреждениям искусства до уровня средней заработной платы по Свердловской области. На основании постановления Администрации города Нижний Тагил от 26.07.2013 N 1757 преподавательскому составу детских школ искусств с 1 июня 2013 года повышена заработная плата, что предполагает доведение средней заработной платы до уровня 50% средней заработной платы по региону.
Благодаря этим и дальнейшим предпринятым шагам, школы искусств Нижнего Тагила могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и в немалой степени способствовать распространению культурной толерантности, подготовке людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды.
Гордостью города по праву можно назвать муниципальные музеи: Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" и "Нижнетагильский музей изобразительных искусств". В настоящее время в состав музея-заповедника входят девять структурных подразделений, расположенных в Нижнем Тагиле и за его пределами, в том числе Нижнетагильский историко-краеведческий музей, Музей природы и охраны окружающей среды, Музей быта и ремесел горнозаводского населения (Господский дом), Музей истории подносного промысла (Дом Худояровых), Музей-завод истории развития техники черной металлургии, Историко-технический музей (Дом Черепановых), Мемориально-литературный музей А.П. Бондина, Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина-Сибиряка (поселок Висим), музей-усадьба "Демидовская дача".
Коллекции муниципальных тагильских музеев насчитывают около 317000 уникальных экспонатов. Музеи используют разные возможности для пополнения фондов - при существующем финансовом дефиците важной составной частью музейной деятельности в области собирания является увеличение коллекции за счет поступлений из музейного фонда Министерства культуры РФ, а также получение в дар произведений от художников и их наследников, жителей города и организаций. Однако помещения музеев не достаточно приспособлены для хранения фондов и не имеют требуемого количества выставочных площадей. Состояние зданий и устаревшее музейное оборудование не позволяют эффективно использовать существующие площади, в том числе фондохранилищ. В силу объективных причин значительная часть коллекций музеев недоступна посетителям, но достаточно широко востребована. Обеспечить доступность к музейным фондам позволяют электронные каталоги и информационные системы.
Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими - одна из задач, стоящая на сегодня перед музеями. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы.
Музейные сотрудники строят занятия, опираясь на принцип интерактивности посетителей в музейной среде, когда они активно принимают участие в мероприятии, включают в богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности и форм организации детей инновационные технологии, мультимедийные средства.
С целью дальнейшего развития инновационных проектов музеев необходимо определить такие приоритетные направления в информационном обслуживании, как:
- поддержание и расширение банков и баз данных по объектам культурного наследия, музейным коллекциям;
- представление культурных ценностей в печатных изданиях, кино- и видеопродукции;
- создание электронных выставок, виртуального музея;
- разработка и запись электронных каталогов;
- представительство и реклама инновационных проектов в компьютерных сетях.
Во всем мире оптимальной, научно-обоснованной формой сохранения и музейного использования памятников индустриального наследия является форма индустриально-ландшафтного парка, которая органична с окружающей средой и предусматривает создание музейно-парковых зон культурно-развлекательного отдыха, способствующего реализации музейного принципа "Познавая - отдыхай". Как правило, музейные комплексы такого типа становятся не только местными достопримечательностями активно-познавательного отдыха, но и заметными центрами туризма. В целях реновации территории металлургического завода XVIII-XX вв. (единственного в России Музея-завода) предполагается создание экоиндустриального технопарка "Старый Демидовский завод", как Всероссийского центра металлургических инноваций, использующий и демонстрирующий передовые процессы в металлургии и машиностроении XVIII-XXI вв. Сохранение, адаптация и использование выведенной из оборота бывшей производственной территории делают ее востребованной в структуре города, региона, России. Наличие в городе уникальных историко-культурных ценностей создает предпосылки для развития туризма. Развитие туризма позволит активизировать поток инвестиций в экономику нашего города.
Нижний Тагил уникален тем, что обладает сильным потенциалом театрально-зрелищных учреждений. В нашем городе функционируют четыре муниципальных учреждения данного типа: Нижнетагильская филармония и три муниципальных театра: Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Нижнетагильский театр кукол и Молодежный театр. Каждое учреждение несет свою функциональную нагрузку, обеспечивая адресное удовлетворение потребностей различных слоев зрительской аудитории.
Ежегодно проходит более 500 спектаклей на сценах театров города, свыше 360 концертных программ филармонии, которые посещают более 153 тысяч зрителей. Театр кукол дает возможность детям получить первые впечатления о театре. Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка - центральная сценическая площадка города, в котором наряду со спектаклями проходят официальные городские мероприятия. Репертуар Молодежного театра разнообразен и рассчитан на зрителя разных возрастов и вкусов. Нижнетагильская муниципальная филармония со своими творческими коллективами - поистине уникальное явление для города. За время существования филармонии в Нижнем Тагиле состоялись тысячи концертов. Появилась возможность регулярных встреч с мастерами академического музыкального исполнительского искусства, лучшими образцами мирового музыкального наследия разных направлений. Филармонией ведется активная просветительская деятельность: со дня основания действует музыкальный лекторий для школьников, студентов и молодых мам города, большое внимание уделяется детскому творчеству, организации программ с участием детей, являющимися противовесом отрицательному влиянию массовой культуры на формирование мировоззрения подрастающего поколения.
К сожалению, в городе отсутствует оснащенный современным оборудованием концертный зал, что препятствует работе и воплощению в жизнь интересных творческих проектов Нижнетагильской филармонии.
Исходя из современных стандартов, с каждым днем все более остро чувствуется необходимость модернизации сценического оборудования театрально-зрелищных учреждений, отсутствие высокого уровня комфорта при предоставлении данного вида услуг, что препятствует раскрыть всю многогранность данного направления и становится необходимым, так как за последние годы интерес горожан к театральному искусству колоссально возрос и этому подтверждение полные залы театров.
По-прежнему в числе приоритетных направлений деятельности остается создание условий для организации досуга жителей города, которое осуществляют культурно-досуговые учреждения. Сеть муниципальных учреждений культуры в сфере организации досуга состоит из 14 культурно-досуговых учреждений (Дворцы, Дома культуры, досуговый и киновидеодосуговый центры), в том числе 5 учреждений находятся в сельской местности.
Ежегодно муниципальные культурно-досуговые учреждения проводят более 4 тысяч культурно-массовых мероприятий, которые посещают около 300 тысяч человек. Из них 50% составляют мероприятия для детей. На платной основе проводятся 39% от общего количества мероприятий. Значительную часть культурно-массовых, досуговых и информационных мероприятий составляют социально-значимые мероприятия, реализуемые в рамках муниципальных целевых программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, воспитанию толерантности, патриотизма, уважения к старшему поколению.
В целях приобщения тагильчан к творчеству, любительскому искусству и ремеслам в муниципальных учреждениях действует 129 клубных формирований (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), в которых занимается более 2,5 тысяч человек. Творческие коллективы для детей и молодежи составляют 67,4% от общего количества клубных формирований. За высокий художественный уровень исполнительского мастерства, своеобразие и самобытность 16 коллективам присвоено почетное звание "Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества и одному - "Заслуженный коллектив народного творчества". Коллективы любительского художественного творчества в муниципальных учреждениях культуры действуют на бесплатной основе, занятия в коллективах на платной основе составляют 17%. Творческие коллективы ежегодно достойно представляют город Нижний Тагил на Международных, российских и областных фестивалях, конкурсах и выставках.
В современных меняющихся обстоятельствах важно как сохранение традиций, так и поиск новых форм работы для удовлетворения потребностей и интересов горожан. Все муниципальные учреждения культуры участвуют в реализации муниципальных целевых программ, межведомственных планов мероприятий, некоторые из них являются участниками федеральных и областных целевых программ. Многие учреждения принимают участие и становятся победителями различных грантов, объявляемых российскими организациями. Традиционно учреждения культуры организуют и проводят мероприятия, посвященные социально-значимым и государственным праздникам, оказывают поддержку и содействуют развитию самобытных национальных культур и местных культурных традиций.
Народные художественные промыслы занимают в современном социально-культурном и экономическом пространстве совершенно особое место. Это часть отечественной культуры, являющаяся одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. В связи с принятием Областного закона "О народных художественных промыслах в Свердловской области" определены полномочия местного самоуправления: создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов. Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на территории Нижнего Тагила, до сегодняшнего дня сохранились и развиваются лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство и берестяное дело. Кроме народных художественных промыслов на территории города активно развиваются декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла. Среди муниципальных учреждений культуры действуют две художественных школы и две школы искусств, при дворцах и домах культуры работают любительские объединения, клубы по интересам и кружки декоративно-прикладного творчества. Проводятся городские фестивали, выставки и конкурсы: "Тагильское подворье", "Тагильская мастерица", "Уральский хоровод", "Мастер города" и другие, однако, необходимо расширять формы поддержки субъектам народных художественных промыслов и ремесел, которые предусмотрены данной Программой.
Одним из основных ресурсов повышения качества предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями услуг данная Программа рассматривает модернизацию материально-технической базы, являющейся главной проблемой отрасли. Отсутствие транспортных средств не позволяет обеспечить системную организацию деятельности клубно-досуговых учреждений в отдаленных районах и сельских населенных пунктов.
Нижнетагильский городской парк культуры и отдыха им. А.П. Бондина является любимейшим местом отдыха тагильчан. В парке расположено 28 аттракционов, из них 15 находится в муниципальной собственности. С целью улучшения качества предоставляемых услуг необходимо формирование комплексной программы развития учреждения с учетом содержания деятельности и работ по дальнейшему благоустройству территории.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации поручено доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Основные задачи по достижению данной цели:
- совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ);
- создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
- развитие кадрового потенциала работников учреждений;
- достижение целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений,
В целях исполнения поставленных задач в городе Нижний Тагил разработан План мероприятий "дорожная карта" по поэтапному повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры в городе Нижний Тагил (далее "дорожная карта").
Целями "дорожной карты" являются:
1) обеспечение достойной оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Нижний Тагил;
2) совершенствование системы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры, в зависимости от их эффективного труда, как вклада в общие результаты деятельности учреждения;
3) сохранение и развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений культуры в городе Нижний Тагил;
4) повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры.
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленной Конституцией и действующим законодательством обязанности создания условий органами местного самоуправления для предоставления услуг населению в сфере культуры. При этом решение указанных задач возможно с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной, специализированной Программы, координирующей деятельность всех ее исполнителей, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с достижением планируемых результатов.
Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года"
Целью деятельности управления культуры является реализация полномочий Администрации города в сфере культуры, определенных действующим законодательством.
Деятельность управления культуры в сфере культуры направлена на обеспечение последовательной реализации государственной политики в определении стратегической роли культуры в духовно-нравственном развитии и реализации человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики города Нижний Тагил.
Основными задачами управления культуры являются:
1. Осуществление на территории города Нижний Тагил в пределах своей компетенции политики в сфере культуры и художественного образования детей, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия.
2. Осуществление поддержки и развития видов культурной деятельности, в том числе:
1) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города;
2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры;
3) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городе;
4) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города;
5) организация предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории города;
6) создание музеев города;
7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории города;
8) содействие иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются и (или) интерпретируются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
3. Регулирование деятельности муниципальных учреждений культуры.
В соответствии с возложенными задачами управление культуры выполняет следующие функции:
1) осуществляет разработку и реализацию текущих и перспективных планов и программ комплексного социально-экономического развития города по вопросам развития культуры и обеспечения культурного обслуживания населения, сотрудничества города Нижний Тагил с городами Российской Федерации и иностранных государств, целевых программ развития культуры города;
2) принимает участие в формировании проекта бюджета города по отрасли "Культура", его последующей корректировке;
3) является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для развития культуры и дополнительного образования в области искусств, а также для 22 подведомственных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в финансовый орган, исполняющий бюджет города;
4) формирует и утверждает муниципальные задания на оказание подведомственными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам;
5) формирует реестр расходных обязательств по отрасли "Культура";
6) осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе выполнения муниципального задания в случае его утверждения;
7) принимает участие в предоставлении муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, и осуществляет контроль за предоставлением данных услуг, оказываемых подведомственными учреждениями;
8) выступает заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения в сфере культуры;
9) вносит предложения по созданию, реорганизации, изменению типа муниципальных автономных, бюджетных, казенных учреждений культуры, необходимых для решения вопросов местного значения города Нижний Тагил;
10) определяет цели, условия и порядок деятельности подведомственных учреждений, утверждает их уставы и обеспечивает управление ими;
11) утверждает бюджетные сметы подведомственных муниципальных казенных учреждений, планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений;
12) осуществляет контроль за деятельностью подведомственных учреждений в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;
13) принимает решения об одобрении совершаемых подведомственными учреждениями крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
14) согласовывает штатные расписания, Положения о платных услугах и иной приносящей доходы деятельности и об оплате труда, годовые календарные графики (для подведомственных образовательных учреждений дополнительного образования детей);
15) выполняет функции работодателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в отношении руководителей подведомственных учреждений: заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с ними, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного воздействия, устанавливает критерии оценки эффективности деятельности руководителей подведомственных учреждений;
16) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников управления;
17) организует сбор статистических данных и другой информации, характеризующей состояние сферы культуры города Нижний Тагил;
18) отчитывается о результатах своей деятельности перед Главой города Нижний Тагил;
19) осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений Администрации города по вопросам деятельности управления;
20) осуществляет текущую организационную деятельность: прием граждан по личным вопросам, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений, подготовка ответов на них;
21) формирует направления модернизации и реконструкции объектов культуры, оказывает содействие подведомственным учреждениям в решении вопросов материально-технической базы;
22) определяет направления подготовки кадров в сфере культуры, координирует деятельность подведомственных учреждений по определению объемов и структуры подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов, заключает договоры с высшими учебными заведениями на подготовку специалистов за счет выделенных бюджетных ассигнований;
23) проводит в установленном порядке аттестацию работников подведомственных учреждений культуры на присвоение квалификационных категорий в пределах своей компетенции;
24) проводит в установленном порядке аттестацию руководителей подведомственных образовательных учреждений дополнительного образования детей на соответствие занимаемой должности;
25) содействует методическому обеспечению культурной деятельности учреждений;
26) организует деятельность по представлению к награждению работников отрасли "Культура" наградами органов государственной власти Российской Федерации и Свердловской области, по подготовке документов для поощрения работников отрасли "Культура" Главой города Нижний Тагил, Администрацией города и управлением;
27) заключает охранные обязательства на использование объектов культурного наследия местного значения, порядок и условия их использования, осуществляет контроль за их выполнением;
28) координирует участие организаций всех форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории города в сфере культуры;
29) содействует развитию культурных связей, расширению творческих контактов и обменов;
30) выполняет иные функции в сфере культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области, муниципальными правовыми актами.
В своей деятельности управление культуры реализует стратегические цели развития города Нижний Тагил, отраженные в Стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил Свердловской области до 2020 года и других муниципальных стратегических документах, а также достижение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317, и контрольных параметров экономических и социальных показателей развития города, установленных Администрацией города.
Раздел 2. Цели и задачи муниципальной программы, целевые показатели реализации программы
Цели, задачи и целевые показатели реализации Программы приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению муниципальной программы
План мероприятий по выполнению Программы приведен в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Развитие культуры в городе
Нижний Тагил до 2020 года"
Цели, задачи и целевые показатели реализации муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года"
N строки |
Наименование цели (целей) и задач, целевых показателей |
Единица измерения |
Значение целевого показателя реализации государственной программы |
Источник значений показателей |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
|
Подпрограмма 1 "Развитие культуры и искусства" |
|||||||||
Цель: Расширение участия жителей в культурной жизни города Нижний Тагил путем создания условий для их творческой самореализации и доступа к культурным ценностям | ||||||||||
Задача 1. Повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры | ||||||||||
1 |
Посещаемость муниципальных музеев в городе Нижний Тагил в расчете на 1000 жителей |
посещений |
168,3 |
168,8 |
169 |
169,3 |
169,8 |
170 |
170,3 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 13.07.2011 N 1365 |
2 |
Число посещений муниципальной библиотеки |
тыс. чел. |
90,2 |
90,30 |
90.35 |
90,4 |
90,5 |
90,6 |
90,65 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 13.07.2011 N 1365 |
3 |
Посещаемость населением города мероприятий, проводимых культурно-досуговыми учреждениями |
процентов |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 13.07.2011 N 1365 |
4 |
Численность участников культурно-досуговых мероприятий (клубных формирований) |
тыс. чел. |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
3 |
3,1 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 13.07.2011 N 1365 |
5 |
Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) |
процентов |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
2 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 13.07.2011 N 1365 |
6 |
Количество реализованных выставочных музейных проектов |
единиц |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 28.12.2012 N 2893 |
7 |
Количество сельских населенных пунктов, охваченных культурно-досуговыми услугами |
единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
|
8 |
Создание центров культурного развития в малых городах и отдаленных территориях Свердловской области (формирование предложений, подготовка документов) |
единиц |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 28.12.2012 N 2893 |
Задача 2. Развитие инновационной деятельности в сфере культуры и модернизация материально-технической базы учреждений культуры | ||||||||||
9 |
Доля театрально-концертных учреждений, имеющих сайт в сети Интернет, в общем количестве театрально-концертных учреждений |
процентов |
50,0 |
50,0 |
75,0 |
75,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 28.12.2012 N 2893 |
10 |
Количество действующих виртуальных музеев |
единиц |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
11 |
Увеличение количества отражения книжного фонда в электронном каталоге библиотеки (по сравнению с 2013 годом) |
процентов |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
12 |
Доля библиотечных фондов, представленных в электронной форме, от общего объема библиотечного фонда |
процентов |
34,6 |
36,8 |
39 |
41,2 |
43,4 |
45,6 |
47,8 |
|
13 |
Доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве таких учреждений |
процентов |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
|
Задача 3. Создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи. | ||||||||||
14 |
Доля детей, посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе, от общего числа детей в возрасте до 18 лет |
процентов |
20 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
Подпрограмма 2 "Развитие образования в сфере культуры и искусства" | ||||||||||
Задача 1. Создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи | ||||||||||
15 |
Увеличение числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей (по сравнению с 2013 годом) |
процентов |
4,3 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 28.12.2012 N 2893 |
16 |
Доля обучающихся, ставших победителями и призерами городских, региональных, всероссийских, международных мероприятий |
процентов |
11 |
11,5 |
12 |
12,5 |
12,5 |
13 |
13,5 |
|
17 |
Увеличение доли детей обучающихся в ДШИ в общей численности учащихся детей |
процентов |
9,5 |
9,6 |
9,7 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
18 |
Доля учреждений дополнительного образования детей, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве таких учреждений |
процентов |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
|
Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил" и прочие мероприятия | ||||||||||
Задача 1. Развитие кадрового потенциала отрасли культура | ||||||||||
19 |
Укомплектованность кадрами |
процентов |
95 |
95,2 |
95,4 |
95,6 |
95,8 |
96 |
96 |
|
20 |
Удельный вес специалистов учреждений культуры в возрасте до 35 лет |
процентов |
21 |
23 |
25 |
27 |
29 |
30 |
30 |
|
Задача 2. Совершенствование системы повышения квалификации работников отрасли культура | ||||||||||
21 |
Удельный вес специалистов учреждений культуры с высшим профессиональным образованием |
процентов |
60 |
62 |
64 |
66 |
67 |
68 |
68 |
|
22 |
Удельный вес специалистов учреждений культуры, прошедших обучение по программам повышения квалификации и переподготовки |
процентов |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Задача 3. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников отрасли культура | ||||||||||
23 |
Удельный вес специалистов учреждений культуры, принявших участие в профессиональных конкурсах |
процентов |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
20 |
20 |
|
Приложение N 2
к муниципальной программе
"Развитие культуры в городе
Нижний Тагил до 2020 года"
План
мероприятий по выполнению муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях расширения участия жителей г. Нижний Тагил в культурной жизни г. Нижний Тагил путем создания условий для их творческой самореализации и доступа к культурным ценностям установлена муниципальная программа "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года":
Ответственный исполнитель программы - Управление культуры Администрации г. Нижний Тагил.
Задачи муниципальной программы:
повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере культуры;
развитие инновационной деятельности в сфере культуры и модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи;
развитие кадрового потенциала отрасли культура;
совершенствование системы повышения квалификации работников отрасли культура;
создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников отрасли культура.
Срок реализации - 2014 - 2020 гг.
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 11 декабря 2013 г. N 2929 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2027 года"
Текст постановления опубликован на сайте города Нижний Тагил Свердловской области в Internet (http://www.ntagil.org); в газете "Тагильский рабочий, официально" от 13 декабря 2013 г. N 93
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 17 января 2024 г. N 65-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2023 г. N 3264-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 2 ноября 2023 г. N 2752-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 16 июня 2023 г. N 1296-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 8 февраля 2023 г. N 273-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 10 января 2023 г. N 5-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 8 ноября 2022 г. N 2379-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 25 августа 2022 г. N 1825-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 30 мая 2022 г. N 1116-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 1 марта 2022 г. N 397-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 14 января 2022 г. N 63-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 21 октября 2021 г. N 1942-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 16 августа 2021 г. N 1545-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 19 июля 2021 г. N 1320-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 1 июня 2021 г. N 980-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 12 февраля 2021 г. N 300-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 15 января 2021 г. N 60-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 8 сентября 2020 г. N 1654-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 21 мая 2020 г. N 915-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 марта 2020 г. N 430-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 13 января 2020 г. N 9-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 20 декабря 2019 г. N 2809-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 4 октября 2019 г. N 2190-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 15 июля 2019 г. N 1473-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 17 мая 2019 г. N 990-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 22 апреля 2019 г. N 793-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 28 декабря 2018 г. N 3237-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2018 г. N 3096-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 13 ноября 2018 г. N 2788-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 августа 2018 г. N 2075-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 9 июня 2018 г. N 1693-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 17 января 2018 г. N 108-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 25 декабря 2017 г. N 3183-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 1 августа 2017 г. N 1846-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 2 мая 2017 г. N 1006-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 11 января 2017 г. N 24-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 19 декабря 2016 г. N 3529-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 18 октября 2016 г. N 2887-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 14 сентября 2016 г. N 2638-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 12 июля 2016 г. N 1989-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 16 мая 2016 г. N 1420-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 10 февраля 2016 г. N 371-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 8 декабря 2015 г. N 3197-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 25 августа 2015 г. N 2112-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 28 июля 2015 г. N 1925-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 20 мая 2015 г. N 1208-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 26 февраля 2015 г. N 511-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 14 января 2015 г. N 64-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 9 декабря 2014 г. N 2640-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 30 июля 2014 г. N 1489-ПА
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 26 мая 2014 г. N 962-ПА