Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы социально-экономического развития Новоуральского городского округа в области управления и распоряжения муниципальным имуществом
Решение вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществляется в частности с использованием имущества, находящегося в собственности муниципальных образований
Основные направления деятельности муниципального образования Новоуральский городской округ в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установлены статьей 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" согласно которой:
- от имени муниципального образования муниципалитет самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Новоуральского городского округа;
- вправе передавать муниципальное имущество во временное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством.
Указанные направления представляют собой основу, на которой строятся правоотношения в сфере, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Новоуральский городской округ.
Однако, в сфере управления муниципальным имуществом Новоуральского городского округа и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, имеются определенные проблемы, связанные со следующим.
1. Сложившиеся тенденции, в том числе кризисная ситуация в социально-экономической сфере, в течение последних лет отрицательно влияют на результаты деятельности Администрации НГО в сфере реализации Программы.
Так, в течение трехлетнего периода было объявлено 60 аукционов по продаже муниципального имущества, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок (в 2010 году не состоялся 21 аукцион, в 2011 - году - 17 аукционов, 2012 году - 22 аукциона).
Выполнение Прогнозного плана приватизации осложнено резким сокращением платежеспособного спроса и ожиданиями инвесторов по снижению стоимости объектов недвижимости. Эффективность продаж на рынке недвижимости значительно снизилась, и не все сделки совершаются при первом предложении имущества к продаже по рыночной цене, а часто при объявлении повторных торгов, в результате объекты недвижимости реализуются, но по цене, не превышающей начальную стоимость.
На аукционе востребованы действующие отремонтированные объекты торговли, социально-бытового обслуживания и офисные помещения, расположенные в коммерчески привлекательных районах города. Коэффициент соотношения цены продажи и начальной цены составил 1,1.
Возможность продажи объектов приватизации путём публичного предложения свидетельствует о наличии определённой (хотя и невысокой) ликвидности указанной группы объектов. Коэффициент соотношения цены продажи и начальной цены по группе составляет 0,5.
Продажа объектов приватизации без объявления цены, т.е. по цене предложения (как правило, за символические деньги) свидетельствует о неликвидности таких объектов.
Резерв муниципального имущества, практически, исчерпан. Однако, законодательством предусмотрен такой способ приватизации, как преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество либо в общество с ограниченной ответственностью. При создании данных обществ возможна реализация доли в уставном капитале ООО (акций ОАО), что позволит в дальнейшем получить доход в местный бюджет от их продажи.
В целях осуществления продажи объектов муниципальной собственности необходима регистрация права НГО на отчуждаемые объекты с техническим описанием, проведение оценки рыночной стоимости.
2. Существенно препятствуют работе сложности с расторжением договоров аренды, возвратом арендованного имущества: указанные действия (при отсутствии волеизъявления второй стороны) возможны только в судебном порядке. В судебном же порядке возможно и взыскание арендной платы. По исполнительным листам взыскание задолженностей происходит медленно. Таким образом, фактически происходит лишь списание долгов, а не реальное их возмещение. Тем не менее, КУМИ вынужден заниматься этой работой (получение судебных решений по неперспективным делам), а это занимает порядка 4 - 5 месяцев. За это время должники, уклоняясь от исполнения решений судов и оплаты задолженностей, меняют состав учредителей, продают недвижимость, перерегистрируют предприятия, что не дает возможность наложить арест и обратить взыскание на имущество должников в процессе исполнения судебных актов.
Одновременно необходимо отметить недобросовестное исполнение обязательств выкупивших муниципальное имущество в порядке реализации преимущественного права бывших арендаторов. Заключив договоры купли-продажи имущества с рассрочкой платежей на пять лет, покупатели уклоняются от своевременного внесения платежей в соответствии с условиями договоров, либо вообще не перечисляют платежи.
Со всеми названными категориями должников непрерывно ведется активная претензионно-исковая работа. Принимаются соответствующие меры по судебной защите нарушенных имущественных интересов муниципального образования.
3. Положением "О порядке формирования, управления и распоряжения имуществом муниципальной казны Новоуральского городского округа" предусмотрено, что содержание имущества, входящего в состав муниципальной казны, осуществляется за счет средств бюджета Новоуральского городского округа.
Таким образом, во избежание неправомерного использования муниципальной собственности необходимо предусматривать денежные средства на содержание (охрана, оплата энергоресурсов) такого имущества до момента его отчуждения при приватизации, либо перехода прав при передаче в аренду или безвозмездное пользование.
4. На территории Новоуральского городского округа расположены объекты имущества, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо, от права собственности на которые собственник отказался - бесхозяйные объекты.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в установленном в порядке.
Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Для этого органу местного самоуправления требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, а также техническую документацию на него (кадастровый паспорт объекта).
В течение последних лет в собственность Новоуральского городского округа зарегистрированы объекты, ранее поставленные в качестве бесхозяйных, так в 2012 - 6 объектов, в 2013 году - 5 объектов.
В рамках Программы запланированы мероприятия на проведение кадастровых работ по инвентаризации бесхозяйных сетей в сельских населенных пунктах округа.
В целях признания права муниципальной собственности в судебном порядке необходимы средства для уплаты государственной пошлины по ранее признанными бесхозяйными объектам. Средства предусмотрены данной Программой.
Кроме того, в отношении иных объектов муниципальной собственности, в том числе автомобильных дорог местного значения, подлежащих техническому описанию, кадастровые (инвентаризационные) работы также будут выполняться в рамках Программы.
5. Основной целью управления и распоряжения земельными участками - рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, включая создание и поддержание благоприятной для проживания, выявление и регистрация неоформленных, но используемых гражданами земельных участков, усиление деятельности по земельному контролю, разграничение государственной собственности на землю и регистрация муниципальной собственности на землю, активизация процесса предоставления земельных участков под строительство индивидуального жилья.
Последнее крайне затруднено отсутствием развитой системы инженерной инфраструктуры как в городе Новоуральск, так и в сельских населенных пунктах городского округа.
В сфере управления земельными ресурсами предполагается продолжить работу по оформлению права землепользования; по осуществлению мероприятий по муниципальному земельному контролю; по осуществлению контроля за пользованием, своевременным и полным поступлением доходов, в виде арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города.
Кроме того, в рамках Программы в 2014 году предполагается организовать выполнение кадастровых работ по изготовлению карты (плана) зоны с особыми условиями использования территорий - водоохранная зона и границы прибрежных защитных полос Верх-Нейвинского водохранилища, что позволит установить ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности в данной зоне, уменьшить негативное воздействие на источник централизованного водоснабжения города Новоуральск.
Текущее состояние в сфере реализации Программы
1. Состав муниципальной казны.
Общая стоимость основных фондов, являющихся муниципальной собственностью, по состоянию на 01.01.2013 года составила 15 млрд. рублей (на 31.12.2011 года составляла 15 млрд. рублей), в том числе:
- в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий (16 предприятий) 2,8 млрд. рублей (на 31.12.2011 года составляла: 18 предприятий - 2,5 млрд. рублей);
- в оперативном управлении (57 учреждений) - 3,9 млрд. рублей (на 31.12.2011 года составляла: 57 учреждений - 3,7 млрд. рублей);
- в казне Новоуральского городского округа - 8,3 млрд. рублей (на 31.12.2011 года составляла 8,8 млрд. рублей) В составе казны числятся: жилые здания - 5,2 млрд. рублей, земельные участки - 2,2 млрд. рублей; нежилые здания и помещения - 0,4 млрд. рублей, сооружения - 0,2 млрд. рублей, движимое имущество - 0,3 млрд. рублей.
2. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
1) Правоотношения в области аренды муниципального имущества регулируются 34 главой Гражданского кодекса Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2013:
в аренде находилось 576 объекта движимого и недвижимого имущества по 79 договорам, Получено арендной платы 12 156,2 тыс. рублей (в 2011 году передано в аренду 520 объектов муниципальной собственности по 67 договорам, площадью - 12 470,80 кв. м., балансовой стоимостью 172,9 млн. рублей, получено арендной платы 12 763,4 тыс. рублей).
- в безвозмездном пользовании находилось 3197 (674 - в 2011 г.) объекта, по 60 (79 - в 2011 г.) договорам. Общая площадь объектов недвижимости, используемая по названным договорам составляет 13102,67 кв. м. (24 259 кв. м - в 2011 г.)
На 01.12.2014 года
- в аренде находится 486 объектов по 72 договорам, планируется получить в 2013 году арендной платы 11,5 млн. рублей.
- в безвозмездном пользовании находится 518 объектов по 53 договорам.
2) Приватизация муниципального имущества проводится на основе ежегодного прогнозного плана приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год.
В 2012 году в прогнозный план приватизации муниципального имущества было включено 16 объектов муниципальной собственности. В предыдущие годы не было реализовано 17 объектов недвижимого имущества. Итого в 2012 году приватизации подлежало 33 объекта.
Итого по результатам приватизации в 2012 году в бюджет поступила сумма в размере 48 502 тыс. рублей.
В 2013 году приватизации подлежало 28 объекта. Продано 17 объектов муниципального имущества.
Итого по результатам приватизации в 2013 году в бюджет поступила сумма в размере 89211,9 тыс. рублей.
В 2014 году в прогнозный план приватизации имущества включены объекты, находящиеся в казне Новоуральского городского округа. Всего планируется от реализации имущества в 2014 году получить 20 млн. рублей.
3. Управление имуществом, составляющим муниципальную казну.
1) В 2012 году произведена инвентаризация 43 объектов, в 2013 году - 38 объектов. Зарегистрировано право муниципальной собственности на 208 объектов, в том числе на 50 земельных участков.
Поставлено на учет в качестве бесхозяйных 6 объектов. Зарегистрировано право муниципальной собственности на выморочные квартиры - 2 объекта. По 22 объектам право муниципальной собственности зарегистрировано совместно с хозяйственным ведением и оперативным управлением.
В 2013 году произведена инвентаризация 38 объектов на сумму 260 тыс. рублей, кадастровые работы по 26 объектам.
Зарегистрировано право муниципальной собственности на 170 объектов, в том числе на 60 земельных участков
Поставлено на учет в качестве бесхозяйных 2 объекта. Зарегистрировано право муниципальной собственности на выморочные квартиры - 2 объекта. По 28 объектам право муниципальной собственности зарегистрировано совместно с хозяйственным ведением и оперативным управлением.
4. Участие Новоуральского городского округа в коммерческих и некоммерческих организациях.
По состоянию на 01.01.2013 Новоуральский городской округ является участником следующих хозяйственных обществ:
N |
Наименование |
Адрес расположения |
Доля участия |
1 |
Открытое акционерное общество "Новоуральский Бизнес-инкубатор" |
624130, г. Новоуральск,ул. Автотранспортников, 8 |
50% |
2 |
Общество с ограниченной ответственностью "Издательская фирма "Нейва-пресс" |
624130, г. Новоуральск, ул. Уральская, д. 3 |
56.25% |
3 |
Фонд "Новоуральский центр развития предпринимательства" |
624130, г. Новоуральск, ул. Крупская, 4 |
|
5. Распоряжение земельными участками.
В собственность Новоуральского городского округа на 01.12.2013 зарегистрировано 1034 земельных участков.
В аренде у физических и юридических находится порядка 6800 земельных участков. С арендаторов земельных участков взимается арендная плата.
6. В 2013 году демонтировано 34 незаконно установленных рекламных конструкций, расположенных в городе Новоуральск, из них: 20 перетяжек над автомобильными дорогами и 14 рекламных щитов и баннеров.
7. Структура доходов и расходов по имуществу и земельным участкам.
Ниже представлена таблица доходов за последние три года в динамике выполнения показателей планируемого и фактического выполнения.
N |
Вид доходов |
Сумма доходов в тысячах рублей |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
План |
Факт |
План |
факт |
План |
факт |
||
1. |
Доходы от перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет |
1631 |
1431,6 |
2768,4 |
2771,4 |
3030,6 |
2992,7 |
2. |
Доходы от реализации муниципального имущества |
59581,2 |
57757,8 |
75906 |
77071 |
48183,6 |
48502,2 |
3. |
Арендная плата, получаемая по договорам аренды муниципального имущества |
21386 |
18348,0 |
14785 |
12763 |
12278,0 |
12156,2 |
4. |
Арендная плата за земли, находящиеся в собственности Новоуральского городского округа |
7758 |
10029,4 |
7149,4 |
7828,6 |
8417,2 |
8577,5 |
5. |
Доходы от рекламных установок |
0 |
0 |
500,2 |
500,2 |
126,4 |
124,6 |
6. |
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении |
0 |
20,8 |
48,1 |
58,3 |
0 |
270,2 |
7. |
Поступление дебиторской задолженности |
0 |
15,4 |
0 |
41,7 |
400 |
400 |
8. |
Возмещение по страховому случаю |
0 |
0 |
0 |
13,2 |
0 |
0 |
9. |
Поступление взыскания по комплексной проверке, а также штрафы, пени за несвоевременное перечисление платежа из прибыли |
0 |
0 |
1416,1 |
1416,1 |
150,3 |
151,1 |
10 |
Субсидия на осуществление мероприятий по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, находящихся на территориях муниципальных образований в Свердловской области, и оформлению права собственности на них |
0 |
0 |
0 |
0 |
172,5 |
172,5 |
11 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений) |
0 |
0 |
0 |
0 |
400 |
400 |
|
Всего доходов |
90356,2 |
87603,0 |
102573,1 |
102463,8 |
73158,6 |
73747,0 |
В целях выполнения возложенных полномочий, перед КУМИ стоят следующие задачи:
1) оформление прав на имущество;
2) управление муниципальным казенным имуществом;
3) сохранение объектов муниципальной собственности Новоуральского городского округа;
4) приватизация муниципального имущества, не задействованного в решении вопросов местного значения;
5) обеспечение соблюдения законодательства о рекламе.
Решать указанные задачи планируется в рамках муниципальной программы "Организация управления муниципальным имуществом Новоуральского городского округа и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) за счет средств бюджета Новоуральского городского округа.
Внедрение методов программно-целевого планирования позволит повысить эффективность вложения финансовых средств в мероприятия, предусмотренные Программой, обеспечить оптимальное решение поставленных задач. Долгосрочный период позволяет реально спрогнозировать мероприятия Программы и объемы их финансирования, а также показатели, позволяющие оценить итоги ее реализации.
В ходе выполнения Программы предполагается достичь следующих результатов:
- внесение подробной информации в Реестр муниципальной собственности Новоуральского городского округа, в том числе муниципальной казны, формирование и учет муниципального имущества;
- получение технической документации на муниципальное имущество, необходимой для ведения Реестра муниципальной собственности Новоуральского городского округа, регистрации права муниципальной собственности, государственного учета объектов недвижимости, безвозмездной передачи имущества и совершения сделок;
- проведение оценки стоимости муниципального имущества, в том числе для совершения сделок и бухгалтерского учета;
- обеспечение контроля эффективности использования муниципального имущества (выявление имущества, не используемого муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, изъятие неиспользуемого муниципального имущества или используемого не по назначению);
- выявление и регистрация права на бесхозяйное имущество, с целью его дальнейшего использования;
- отчуждение объектов муниципальной собственности, не задействованных в решении вопросов местного значения;
- обеспечение законности установки и размещения рекламных конструкций на территории Новоуральского городского округа.
Достижение указанных результатов будет иметь следующие социально-экономические последствия:
- создание базы данных объектов муниципальной собственности, содержащей полную и достоверную информацию обо всех объектах муниципальной собственности на территории городского округа;
- сохранение в муниципальной собственности городского округа имущества, необходимого и достаточного для решения вопросов местного значения;
- повышение эффективности использования имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и решения вопросов местного значения;
- повышение эффективности использования объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, относящихся к местной казне, и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- увеличение доходов бюджета Новоуральского городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.