Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Цель, задачи и риски реализации Программы
Цель Программы - обеспечение функционирования в экономике Свердловской области к 2020 году 700 тыс. модернизированных и новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях, в том числе:
в промышленности (без учета общероссийского классификатора видов экономической деятельности DA, DI, Е) (далее - ОКВЭД) - 229 тыс. мест;
в агропромышленном комплексе - 10,4 тыс. мест;
в лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этой области - 3,0 тыс. мест;
в торговле и услугах - 75,8 тыс. мест;
в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, включая предоставление коммунальных услуг, - 58,5 тыс. мест;
в строительном комплексе - 63,5 тыс. мест;
на транспорте, включая транспортно-логистический комплекс, связь и информационные технологии, - 100,6 тыс. мест;
в финансовом секторе - 3,1 тыс. мест;
в секторе научных исследований и разработок - 10,0 тыс. мест;
в социальной сфере - 146,1 тыс. мест, из них в образовании - 68,2 тыс. мест, в здравоохранении - 64,2 тыс. мест, в культуре и искусстве - 5,5 тыс. мест, в физической культуре и спорте - 2,2 тыс. мест, в социальных услугах - 6 тыс. мест.
Основными задачами Программы являются:
1) рост производительности труда - увеличение производительности труда к 2018 году не менее чем в 1,5 раза к уровню 2011 года;
2) рост объемов инвестиций - увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов валового регионального продукта к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году;
3) рост доли высокотехнологичного сектора - увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте к 2018 году в 1,3 раза к уровню 2011 года;
4) рост доли высококвалифицированных кадров - увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников до 33,4 процента;
5) рост заработной платы в целом по экономике:
увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза относительно уровня 2011 года;
рост заработной платы работников социальной сферы:
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в Свердловской области;
доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в Свердловской области;
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в Свердловской области;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), до 100 процентов от средней заработной платы в Свердловской области;
повышение средней заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, до 200 процентов от средней заработной платы в Свердловской области.
Рисками реализации Программы являются:
1) минерально-сырьевая база. Современное состояние минерально-сырьевой базы металлургического комплекса области по всем видам полезных ископаемых (кроме титаномагнетитовых руд и флюсовых известняков) является неудовлетворительным и не обеспечивает предполагаемое развитие металлургических предприятий без завоза минерального сырья извне. Особенно острым является дефицит хромовых и марганцевых руд. Дефицитными являются также медные руды, сырье для производства твердых сплавов и в первую очередь вольфрама. Кроме того, некоторые виды металлургического сырья, месторождения которых имеются на территории области, отличаются дорогостоящим подземным способом добычи (бокситы) или низким содержанием в руде основного компонента (марганцевые руды);
2) недостаточность собственной топливной базы для развития энергетики. В Свердловской области имеются собственные топливно-энергетические ресурсы, но объем их запасов невелик. Местная добыча угля покрывает потребности области в котельно-печном топливе на 1 процент и будет полностью прекращена в 2014 - 2015 годах. Подавляющая часть энергетического угля завозится из Экибастуза (Казахстан). Имеются разведанные запасы нефти на северо-востоке области, но их разработка не ведется. Ресурсы собственного газа позволяют рассматривать перспективы сооружения новой электростанции мощностью порядка 1500 МВт вблизи месторождения либо ориентировать их на нужды малой распределенной энергетики на сжиженном природном газе или в виде компримированного газа, исключающие необходимость сооружения газопроводов. На территории Свердловской области располагаются существенные запасы торфа (более 3 млрд. т.у.т.). Возможный уровень добычи торфа по Свердловской области составляет 10 млн. тонн, но его добыча и использование на топливные нужды на протяжении длительного периода сокращались. В структуре топливного баланса электростанций области (с учетом топливного коэффициента атомной электростанции) на долю угля приходится 41 процент, газа - 50 процентов, ядерного топлива - 6 процентов, прочих видов топлива - 3 процента от общего объема потребляемых топливных ресурсов, при этом почти 99 процентов электроэнергии Свердловской области вырабатывается на ввозимом топливе. Таким образом, Свердловская область зависит от возможностей приема энергетического топлива из других регионов России и по импорту из Казахстана;
3) состояние основных производственных фондов в электроэнергетике. Баланс электрической мощности энергосистемы Свердловской области является избыточным, в силу этого энергомощности генерирующих станций, вводимых в перспективе, предназначены в том числе для передачи в соседние энергосистемы. Однако имеются следующие серьезные проблемы в сфере генерации электроэнергии, представляющие угрозу долгосрочному развитию экономики Свердловской области: высокая степень физического износа энергетического оборудования, на данный момент более 60 процентов оборудования выработало ресурс, но оно все еще находится в эксплуатации; невысокая экономичность (коэффициент полезного действия равняется 34 - 35 процентам, в странах Европы коэффициент полезного действия составляет 40 процентов); ограничение конденсационной мощности в летний период из-за нехватки водных ресурсов.
В состоянии сетевого хозяйства имеются следующие проблемы: значительное количество электросетевых объектов и общесистемных средств управления имеет высокий физический износ и требует незамедлительной реконструкции; отмечается пониженное напряжение в Талицких, Артемовских и Западных электрических сетях филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" вследствие значительных протяженностей линий электропередач, отсутствия центров питания 500-220 кВ и устройств компенсации реактивной мощности; в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и прилегающих городах-спутниках наблюдается устойчивый рост энергопотребления. В то же время возможности размещения на существующих площадях новых инженерных сетей существенно ограничены; распределительные сети низкого напряжения находятся в собственности у более чем 100 собственников, количество которых растет. Многие собственники не несут ответственности за надежное электроснабжение потребителей, общая надежность и управляемость таких сетей снижается; имеется ряд "узких мест", создающих ограничения в потреблении электроэнергии в ряде энергорайонов: Полевской энергоузел, Юго-Западный энергорайон, Восточный энергоузел, Качканарский энергоузел, Сечение "БАЗ-Краснотурьинск".
Проблемы в системе теплоснабжения: отсутствие в большинстве муниципальных образований перспективных схем теплоснабжения; высокая степень физического износа инженерной инфраструктуры - до 60 процентов, что приводит к резкому росту аварийности; растет число повреждений на теплосетях вследствие окончания в массовом порядке нормативного срока эксплуатации теплотрасс; снижение качества тепловой энергии (невыполнение качественных параметров тепловой энергии - температуры - в подающем трубопроводе).
Среди общих проблем экономического характера можно отметить: рост цен на топливные ресурсы и одновременно с этим сдерживание роста тарифов для обеспечения доступности энергетических ресурсов для населения может создать инвестиционный барьер для обновления, реконструкции и модернизации топливно-энергетического комплекса Свердловской области;
4) "узкие места" на транспорте. Характер рыночной специализации отраслей промышленности Свердловской области определяет основной вид транспорта при перевозке промышленных грузов - железнодорожный. Плотность железнодорожных путей общего пользования на территории Свердловской области в 3,5 раза выше средней по стране, однако в регионе существующее состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта характеризуется нарастанием диспропорций, исчерпанием пропускных способностей ряда участков, в том числе по главному ходу Свердловской железной дороги и в таких промышленно-транспортных узлах, как Первоуральско-Ревдинский, Нижнетагильский. Эти ограничения связаны с тем, что темпы экономического развития области значительно превышают темпы развития транспортной инфраструктуры, в результате недостаточная пропускная способность железнодорожных путей общего пользования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" приводит к снижению грузооборота на предприятиях Свердловской области, особенно это сказывается на развитии регионального металлургического комплекса. Кроме того, серьезным ограничением грузооборота и, как следствие, тормозом для промышленного роста является состояние железнодорожной инфраструктуры подъездных путей и основных фондов железнодорожного транспорта промышленных предприятий. Основными проблемами в сфере промышленного железнодорожного транспорта являются значительный физический износ подвижного состава (по грузовым вагонам он составляет в среднем 85,9 процента, по тепловозам - 84,2 процента) и ограниченные пропускные и погрузочно-разгрузочные возможности железнодорожной инфраструктуры подъездных путей промышленных предприятий;
5) дефицит трудовых ресурсов. Свердловская область, как и Россия в целом, стоит перед очередной ниспадающей демографической волной. Рост рождаемости и повышение продолжительности жизни сочетаются с действием следующего фактора: в трудоспособный возраст начинают вступать поколения 1990-х годов, когда показатели рождаемости были существенно ниже, поэтому в течение ближайших 10 лет численность населения в трудоспособном возрасте в Свердловской области сократится на 9-10 процентов. Общая динамика снижения численности населения в трудоспособном возрасте характерна для абсолютного большинства муниципалитетов области. В ряде муниципальных образований планируемое развитие экономики не обеспечивается соответствующим ростом численности трудоспособного населения;
6) дефицит квалифицированных кадров. На рынке труда Свердловской области сложилось качественное (структурное) несоответствие спроса на труд и его предложение в отраслевом, профессионально-квалификационном, территориальном и других разрезах. Рынок труда характеризуется стойким дефицитом рабочих специальностей в промышленности, а именно спрос на квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры превышает предложения соискателей, в первую очередь в машиностроении, металлургии, энергетике. При этом дефицит квалифицированных работников, занятых на основном производстве, испытывают совместные предприятия, крупные интегрированные или холдинговые компании. Новые современные рабочие места требуют от работников обязательного профессионального образования, в отдельных случаях - узкоспециализированного. В то же время на существующем рынке труда 80 процентов претендентов на рабочие места обладают низким уровнем квалификации, 7 процентов - не имеют никакой квалификации, а 39 процентов - не получили профессионального образования. Подавляющее большинство выпускников учреждений начального профессионального образования выпускаются с третьим квалификационным разрядом, что не позволяет им трудоустроиться на высокотехнологичных производствах. Также ситуацию ухудшает недостаточная практическая подготовка выпускников, как следствие, неразвитая материально-техническая база высших учебных заведений и недоработка в содержательном аспекте базовых образовательных программ;
7) риски неравномерности развития муниципальных образований. Данные риски могут проявиться также с точки зрения их инвестиционной привлекательности. Анализ показывает, что объем инвестиций в расчете на одного жителя в среднем по муниципальным образованиям в 2011 году составил около 42 тыс. рублей. Выше среднеобластного значения данный показатель отмечается в 12 муниципальных образованиях, ниже - в 61, равен нулю - в 2. Таким образом, значительная часть территории Свердловской области является территорией ограниченной инвестиционной привлекательности - это большая часть Восточного управленческого округа Свердловской области, незначительная часть Западного и Северного управленческих округов Свердловской области;
8) риски сохранения утяжеленной структуры промышленного производства области. К ним относятся: снижение ресурса технологической базы (ресурс в производстве машин и оборудования выработан более чем на 45 процентов, в электроэнергетике - на 60 процентов и достиг критического уровня); удельный вес полностью изношенных основных фондов в секторе добычи полезных ископаемых составляет 22 - 25 процентов, в обрабатывающей промышленности - 17 - 20 процентов; удельный вес убыточных предприятий в промышленности продолжает сохраняться на высоком уровне; изношенное и морально устаревшее оборудование не способно производить конкурентоспособный на рынке продукт и приводит к снижению производительности труда; значительная часть предприятий, в том числе наукоемких отраслей, все более уступают зарубежным по оснащенности новейшим оборудованием, по производительности труда;
9) важнейшим риском технологического развития промышленности Свердловской области является технологическая неоднородность промышленного комплекса - в области наряду с новейшими производствами продолжают существовать производства устаревших технологических укладов, давно вытесненных с рынка развитых стран и не являющихся более носителями экономического роста;
10) слабо выраженный глобальный характер промышленности Свердловской области. Можно отметить слабое продвижение региональных промышленных брендов, что оттесняет продукцию предприятий области в нижние ценовые сегменты как на мировом, так и на собственном рынке. Индустриальные площадки Свердловской области не входят в число ведущих или известных инвестиционных промышленных площадок мира (они слабо включены в международные ассоциации, их имидж не сформирован, он не связан с запуском и реализацией крупных исследовательских и технологических проектов);
11) участие России в ВТО и риски мировой конкуренции. Для Свердловской области внешние вызовы, обусловленные глобальной конкуренцией, связаны прежде всего с последствиями участия Российской Федерации в ВТО. Вступление России в ВТО, с одной стороны, создало новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой - усилило требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций. К числу рискованных факторов, которые могут оказать негативное влияние на развитие отраслей экономики, следует отнести:
1) открытость внутреннего рынка после снятия торговых барьеров и необходимость приведения стоимости энергоносителей к мировому уровню;
2) усиление влияния фактора, связанного с изношенностью определенной части основных фондов и сохранением устаревшего технологического оборудования, что отражается на качестве и конкурентоспособности продукции;
3) необходимость модернизации промышленного производства, так как это обостряет проблему повышения инвестиционной привлекательности и капитализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.