См. также федеральную целевую программу "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов", утвержденную распоряжением Правительства РФ от 1 сентября 1995 г. N 1197-р
В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Отходы" (далее именуется - Программа), содержащую мероприятия на 1996-2000 годы.
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.
Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды решить в установленном порядке вопрос о передаче части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых реализуются мероприятия Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета начиная с 1997 года.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать в установленном порядке выделение средств из федерального бюджета для осуществления намеченных Программой мероприятий.
5. Принять к сведению, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся мероприятия Программы, согласовано выделение не менее 84 процентов средств, необходимых для ее реализации, из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также из внебюджетных источников.
6. Признать утратившим силу c 1 января 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 216 "О первоочередных мероприятиях на 1996-1998 годы по решению проблемы отходов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1111).
Председатель Правительства |
В. Черномырдин |
Федеральная целевая программа "Отходы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098)
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год
О реализации настоящей программы см. приказ Госкомэкологии РФ от 25 мая 1998 г. N 316
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1237 начата разработка целевой программы "Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения", которая будет включена в качестве подпрограммы в федеральную целевую программу "Отходы"
Смотрите также Концепцию обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации утвержденную постановлением коллегии Госстроя РФ от 22 декабря 1999 г. N 17, разработанную в развитие основных положений настоящей программы
Паспорт Федеральной целевой программы "Отходы"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Отходы"
Основание для разработки - постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане
действий Правительства Российской Федера-
ции по охране окружающей среды на
1994-1995 годы"
Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федера-
Программы ции по охране окружающей среды
Основные разработчики Прог- - научные организации Министерства охраны
раммы окружающей среды и природных ресурсов Рос-
сийской Федерации, Министерства экономики
Российской Федерации, Министерства строи-
тельства Российской Федерации, других ми-
нистерств и ведомств, Российской академии
наук, Российской академии естественных на-
ук
Цели и задачи Программы - концентрация финансовых, материально-тех-
нических и других ресурсов, интеграция
производственного и научного потенциала
для решения проблемы обращения с отходами;
создание нормативной и технологической
базы для реализации единой государственной
политики в сфере обращения с отходами на
всех уровнях управления;
экономия природных ресурсов за счет макси-
мального вовлечения отходов в хозяйствен-
ный оборот;
организация и обеспечение научно-исследо-
вательских и опытно-конструкторских разра-
боток, направленных на создание перспек-
тивных ресурсосберегающих и малоотходных
технологий, эффективных средств и методов
переработки и обезвреживания отходов;
создание системы управления обращением с
отходами, построенной на основе организа-
ционно-управленческих, правовых, норматив-
ных, экономических, информационных и конт-
рольных регуляторов;
реализация пилотных проектов по переработ-
ке и обезвреживанию отдельных видов отхо-
дов для последующего их тиражирования в
целях решения проблемы накопленных в стра-
не отходов
Сроки и этапы реализации - 1996 - 2000 годы:
Программы 1 этап - 1996 - 1998 годы;
2 этап - 1999 - 2000 годы
Перечень подпрограмм и ос- - мероприятия по научно-техническому обеспе-
новных мероприятий чению Программы;
мероприятия по реализации пилотных проек-
тов по переработке и обезвреживанию отхо-
дов
Исполнители подпрограмм и - органы исполнительной власти субъектов
основных мероприятий Российской Федерации, органы местного са-
моуправления, промышленные предприятия,
организации и учреждения независимо от
форм собственности
Объемы и источники финанси- - общий объем финансирования - 2744,5 млрд.
рования рублей (в ценах 1996 года), в том числе за
счет средств:
федерального бюджета - 439,1 млрд. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов - 477,4 млрд. рублей;
Федерального экологического фонда Россий-
ской Федерации - 88,3 млрд. рублей;
региональных и местных экологических фон-
дов - 157 млрд. рублей;
средств предприятий и привлеченных ими
средств - 1582,7 млрд. рублей.
По направлениям затрат:
капитальные вложения - 2722,2 млрд. руб-
лей;
научно-исследовательские и опытно-конст-
рукторские работы - 22,3 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результа- - эффективный контроль и мониторинг влияния
ты реализации Программы отходов на состояние окружающей среды и
здоровье населения;
новые технологии по переработке и обезвре-
живанию для 16 видов отходов;
уменьшение и локализация негативного воз-
действия отходов на окружающую природную
среду;
увеличение ресурсно-сырьевого потенциала
страны и объема производимой товарной про-
дукции;
производство более 40 видов пользующейся
спросом товарной продукции, изготовленной
из (или с применением) отходов, объемом 10
млн. тонн ежегодно, в том числе черных,
цветных, редких металлов и их соединений,
строительных материалов, органических
удобрений и других;
прибыль от реализации продукции в объеме
693, 6 млрд. рублей в год начиная с 2000
года; предотвращенный экологический ущерб
в объеме 2013 млрд. рублей в год
Система контроля за исполне- - контроль за исполнением Программы осущест-
нием Программы вляется государственным заказчиком Прог-
раммы - Государственным комитетом Россий-
ской Федерации по охране окружающей среды.
Текущее управление мероприятиями осуществ-
ляет дирекция Программы, формируемая Госу-
дарственным комитетом Российской Федерации
по охране окружающей среды. При дирекции
создается наблюдательный совет, включающий
представителей заинтересованных органов
исполнительной власти
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процента. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн.
Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.
Неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает.
До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.
Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой научно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятия по строительству пилотных (опытно-промышленных, экспериментальных, демонстрационных) установок, реализация которых требует системной увязки их по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в стране. В дальнейшем предполагается тиражирование предприятиями технологии и техники, отработанных на реализуемых в рамках Программы пилотных проектах.
Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами требует программного метода на федеральном уровне при решении этой проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, для социального развития и условий проживания населения.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями федеральной целевой программы "Отходы" являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Реализация Программы рассчитана на 1996-2000 годы. Сроки реализации мероприятий в зависимости от их масштабности и подготовленности устанавливаются от 1 до 5 лет.
По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные проработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно-монтажные работы (новое строительство, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность.
В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Программе определены первоочередные мероприятия на 1996 - 1998 годы.
Первоочередные мероприятия отличаются:
наибольшей экономической эффективностью достижения эколого-экономических и социальных результатов;
проработанностью технических решений и ожидаемыми позитивными результатами их осуществления;
выходом на проектную мощность в основном в сроки от 1 до 3 лет;
наибольшей подготовленностью к последующему тиражированию.
Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 1996 - 1998 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сформированы на основе предложений отраслевых министерств и ведомств, территориальных органов исполнительной власти и природоохранных органов, исследований и разработок научных и проектных организаций.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы (приложение N 1);
мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов (приложение N 2).
Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы включают в себя разработку и совершенствование технологий по обращению с отходами и нормативно-правовых актов, необходимых для развития федеральной системы управления в сфере обращения с отходами.
Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Мероприятия, направленные на развитие федеральной системы управления в сфере обращения с отходами, включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому механизму управления отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду, разработку учебно-методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами.
Одной из задач Программы, направленной на сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и улучшение ресурсообеспечения экономики, является реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию ряда видов твердых отходов, а также отходов, улавливаемых средозащитными сооружениями в процессе очистки сбросов в водные объекты и выбросов в атмосферу. Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает: ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефелиновые хвосты, отходы углеобогащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства (включая ядохимикаты), медицинские отходы, твердые бытовые отходы, осадки городских и промышленных сточных вод, отходы добычи и переработки горнорудного сырья.
Практически все отходы из приведенной выше номенклатуры являются токсичными (не ниже III класса опасности), средний уровень использования этих отходов не превышает 10-12 процентов. Таким образом, около 90 процентов образующихся отходов этой номенклатуры поступают в окружающую природную среду и являются мощнейшим фактором ее загрязнения. Потери земельных площадей под складирование таких отходов на свалках, в отвалах, хвосто- и шламохранилищах составляют сотни тысяч га.
Ресурсная ценность перечисленных выше отходов подтверждена техникоэкономическими исследованиями и практическими результатами, полученными на основе их опытной переработки.
При включении пилотных проектов в состав программных мероприятий учитывались следующие показатели: наличие апробированных технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов; наличие производственных площадей и мощностей соответствующей инфраструктуры, а также финансовых и материальных ресурсов у предприятия; готовность региональных и местных органов власти оказать финансовую и организационную поддержку реализации пилотного проекта.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Федерального экологического фонда Российской Федерации, региональных и местных экологических фондов, средств предприятий и привлеченных ими средств.
В целом для реализация Программы в 1996-2000 годах требуется финансирование в объеме 2744,5 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 439,1 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 477,4 млрд. рублей, средств Федерального экологического фонда Российской Федерации - 88,3 млрд. рублей, региональных и местных экологических фондов - 157 млрд. рублей, предприятий и привлеченных ими средств - 1582,7 млрд. рублей.
Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в 1997-2000 годах 22,3 млрд. рублей.
Объем финансирования пилотных проектов по внедрению технологий обезвреживания и переработки отходов - 2722,2 млрд. рублей.
В таблице приведены объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерации.
Выделение средств из федерального бюджета по ряду мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе".
Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
Таблица
Объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерации
+-----------------------+-----------------------------------------------+
| Наименование |Объем финансирования на весь период реализации |
| региона | (млрд. рублей, в ценах 1996 года) |
| +-----+-----------------------------------------+
| |всего| в том числе по источникам финансирования|
| | +-------+----------+-------------+--------+
| | |феде- |бюджеты |Федеральный |средства|
| | |ральный|субъектов |экологический|предпри-|
| | |бюджет |Россий- |фонд Россий-|ятий и|
| | | |ской Фе- |ской Федера-|привле- |
| | | |дерации и |ции, регио-|ченные |
| | | |местные |нальные и|ими |
| | | |бюджеты |местные эко-|средства|
| | | | |логические | |
| | | | |фонды | |
+-----------------------+-----+-------+----------+-------------+--------+
Республика Башкортостан| 24,4| 2,5 | 2,7 | 3,6 | 15,6 |
Республика Карелия | 3,5| 0,4 | 0,5 | - | 2,6 |
Республика Мордовия | 45 | 5,6 | 10,5 | 8,4 | 20,5 |
Чувашская Республика | 15,6| 2,2 | 2,1 | 4,7 | 6,6 |
Алтайский край | 90 | 12 | 49 | 9 | 20 |
Краснодарский край | 22,6| 6,8 | 0,6 | 1,2 | 14 |
Красноярский край | 33,6| 3,1 | 4,6 | 2,2 | 23,7 |
Архангельская область |106 | 17 | 6 | 3 | 80 |
Владимирская область | 32 | 10 | 9 | 6 | 7 |
Волгоградская область | 23 | 4,8 | 2,8 | 5,9 | 9,5 |
Вологодская область | 25,2| 5,8 | 2,3 | 3,4 | 13,7 |
Воронежская область | 66,4| 12 | 14 | 10 | 30,4 |
Калужская область |232,8| 28,9 | 37,1 | 15 |151,8 |
Кемеровская область | 48 | 7 | 7,1 | 2,4 | 31,5 |
Костромская область | 50 | 7,5 | 20 | 2,5 | 20 |
Ленинградская область |109,3| 14,3 | 16 | 9,3 | 69,7 |
Московская область | 88,7| 20,5 | 30 | 8,9 | 29,3 |
Мурманская область |274,4| 38 | 36 | 9 |191,4 |
Нижегородская область | 57,6| 12,1 | 6 | 13,1 | 26,4 |
Новосибирская область | 2,1| 0,3 | 0,3 | 0,3 | 1,2 |
Пермская область |204,4| 31,7 | 31,7 | 9,8 |131,2 |
Псковская область | 43 | 6,4 | 6,4 | 2,8 | 27,4 |
Рязанская область | 30,6| 4,2 | 13,5 | 4,3 | 8,6 |
Самарская область |485 | 72,3 | 88,9 | 36 |287,8 |
Саратовская область |174 | 23,8 | 22,4 | 5,6 |122,2 |
Свердловская область | 31,8| 4,9 | 4,5 | 3,9 | 18,5 |
Тверская область |100,6| 12,6 | 29,4 | 12,6 | 46 |
Томская область |185,8| 29,3 | 23,3 | 28 |105,2 |
Тульская область | 64,6| 6,1 | 6,5 | 6,7 | 45,3 |
Тюменская область | 3,2| 0,2 | 0,5 | - | 2,5 |
Челябинская область | 23,2| 3,9 | 2,3 | 3,7 | 13,3 |
г. Москва | 25,8| 4,6 | 10,4 | 7,6 | 3,2 |
|
Итого 2722,2 416,8 477,4 245,3 582,7 |
------------------------------------------------------------------------+
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходимости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы.
Мероприятия Программы, связанные с реализацией пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Текущее управление Программой осуществляется дирекцией, формируемой государственным заказчиком.
Для координации и контроля выполнения Программы учреждается наблюдательный совет, в состав которого войдут специалисты Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Министерства промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, других заинтересованных министерств и ведомств, а также представители субъектов Российской Федерации, научных, финансовых и общественных организаций.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования указанной Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов с субъектами Российской Федерации, местными органами власти, Федеральным экологическим фондом Российской Федерации, региональными и местными экологическими фондами и предприятиями.
Источником финансирования мероприятий Программы могут быть целевые кредиты коммерческих банков, предоставляемые под государственные гарантии.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональных природоохранных органов организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения программных мероприятий и заданий, целевому и эффективному использованию выделенных средств.
По результатам экспертных проверок подготавливается заключение и предложения о продолжении работ и финансировании Программы, о продлении сроков и по другим вопросам реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
6. Оценка ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от реализации Программы
Результаты реализации Программы должны обеспечить: создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны и объема производимой товарной продукции; создание и отработку эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов, эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Эколого- и социально-экономическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются: снижение на 20-30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов; сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов после реализации пилотных проектов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов.
В результате реализации пилотных проектов будет перерабатываться более 55 млн. тонн в год отходов и производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения. Всего будет получено более 10 млн. тонн продукции в год, в том числе металлов и их соединений - 124,1 тыс. тонн, строительных материалов (кирпич, цемент, строительные и облицовочные плиты и плитки, пористый заполнитель, клинкер и другие) - 8,4 млн. тонн, пропантов - 18 тыс. тонн, угля, включая кокс, - 330 тыс. тонн, нефелиновых окатышей - 200 тыс. тонн, абразивов - 10 тыс. тонн, вторичных нефтепродуктов - 10 тыс. тонн, гранулированных древесных отходов - 5,5 тыс. тонн, органических удобрений - 560 тыс. тонн. Кроме того, будут созданы мощности по производству 100 штук в год модулей по переработке гальванических шламов, 25 штук в год установок для перевода котельных на топливную щепу, 12 штук в год блочно-модульных установок для переработки медицинских отходов, полигон в г. Томске для захоронения гальваношламов и других токсичных отходов и типовая региональная система сбора и переработки медицинских отходов.
Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, составит 693,6 млрд. рублей в год. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 2013 млрд. рублей в год.
Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов будут разработаны для последующего внедрения новые эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии.
Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами будет разработано более 50 правовых, нормативных, методических, справочных и информационных документов федерального и регионального уровня, две национальные информационные системы (учета образования, использования и размещения отходов и мониторинга отходов), более 20 учебных пособий для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе "Отходы"
Перечень
мероприятий по научно-техническому обеспечению программы
+--------------------------------+-------------------+------------------+
| Наименование | Срок выполнения | Объемы |
| мероприятия | | финансирования |
| | | (млрд.рублей, |
| | |в ценах 1996 года)|
+--------------------------------+-------------------+------------------+
Разработка и совершенствование 1997-2000 годы, 8
технологий и оборудования по в том числе в 4
обезвреживанию и переработке от- 1997-1998 годах
ходов (как по видам отходов,
включенным в Программу, так и по
другим экологически опасным ви-
дам отходов), ресурсосберегающих
и малоотходных технологий
Разработка нормативных правовых 1997-2000 годы, 1,3
актов по сбору, транспортировке, в том числе в 1997-1998 0,6
обезвреживанию и размещению ток- годах
сичных промышленных и твердых
бытовых отходов, проектированию,
строительству и эксплуатации
полигонов для обезвреживания и
размещения отходов производства
и потребления
Разработка пакета нормативно- 1997-2000 годы, 4,9
технической и нормативно-методи- в том числе в 1997-1998 2,4
ческой документации по вопросам годах
обращения с отходами производст-
ва и потребления
Разработка правовых актов и до- 1997-2000 годы, 0,7
полнений к действующему законо- в том числе в 1997-1998 0,3
дательству, направленных на эко- годах
номическое стимулирование предп-
риятий и организаций, занимаю-
щихся сбором, переработкой,
обезвреживанием и экологически
безопасным размещением отходов
Создание единой системы учета 1997-2000 годы, 1,6
образования, использования, в том числе в 1997-1998 0,8
обезвреживания и размещения от- годах
ходов, их качественных и эколо-
гических показателей, мест их
размещения и захоронения
Создание единой системы управле- 1997-2000 годы, 2,2
ния информационными базами дан- в том числе в 1997-1998 1,1
ных по отходам годах
Разработка системы мониторинга 1997-2000 годы, 3,2
влияния отходов на окружающую в том числе в 1997-1998 1,6
среду годах
Разработка учебно-методической 1997-2000 годы, 0,4
документации (стандарты, прог- в том числе в 1997-1998 0,2
раммы, пособия и так далее) для годах
подготовки и переподготовки спе-
циалистов по обращению с отхода-
ми
Итого 1997-2000 годы, 22,3
в том числе в 1997-1998 11
годах
Приложение N 2
к федеральной целевой программе "Отходы"
Перечень
мероприятий по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов
+------------------------------+--------------------+-------------------+
| Наименование мероприятия | Срок выполнения |Объемы финансирова-|
| | |ния млрд. рублей, в|
| | |ценах 1996 года) |
| | +-------+-----------+
| | | всего | в том чис-|
| | | | ле за счет|
| | | | средств |
| | | | федераль- |
| | | | ного бюд-|
| | | | жета |
+------------------------------+--------------------+-------+-----------+
Ртутьсодержащие отходы
Реконструкция металлургическо- 1) 1996-1999 годы, 18,9 12,9
го завода Краснодарского руд- в том числе в 6,4 4,4
ника для совместной переработ- 1996-1998 годах
ки вторичного и первичного
ртутьсодержащего сырья мощнос-
тью 5 тыс. тонн в год ртутных
отходов в Краснодарском крае
Создание предприятия по пере- 1) 1996-1998 годы 16,6 4,3
работке 2 млн. штук в год лю-
минесцентных ламп и 100 тыс.
штук в год ртутьсодержащих
приборов в г. Самаре
Создание предприятия по пере- 1997-1998 годы 4,8 0,4
работке ртутьсодержащих отхо-
дов потребления мощностью 2
тыс. тонн в год в г. Москве
Создание установки по перера- 2) 1997-1998 годы 4 0,4
ботке ртутьсодержащих электро-
химических источников тока
мощностью 500 тонн в год в
Рязанской области
Отходы гальванического производства
Создание комплекса по выделе- 1),2) 1996-1998 15,6 2,2
нию металлов из отходов галь- годы
ванических производств мощнос-
тью 90 тыс. тонн в год в г.
Чебоксары
Строительство предприятия по 1),2) 1996-1998 40 4,2
переработке и утилизации галь- годы
ванических шламов очистных со-
оружений мощностью 4 тыс. тонн
в год в г. Воронеже
Создание производства по пере- 1) 1996-1998 годы 3 0,7
работке медно-никелевых галь-
ванических шламов мощностью
2,7 тыс. тонн в год в г. Калу-
ге
Строительство полигона для 1),2) 1996-2000 175 62
обезвреживания, переработки и годы,
захоронения 30 тыс. тонн в год в том числе в 28 14,6
гальванических и других ток- 1996-1998 годах
сичных отходов в г. Томске
Создание производственных мощ- 1) 1996-1998 годы 8,4 2,1
ностей по выпуску 100 штук в
год модулей для совместной
переработки 10 тыс. тонн в год
отходов гальванического произ-
водства и целлюлозно-бумажной
промышленности в Нижегородской
области
Создание типовой единомодуль- 2) 1997-1998 годы 2,1 0,3
ной установки обезвоживания
800 тонн в год осадков гальва-
нических и травильных произ-
водств с утилизацией ценных
металлов в г. Новосибирске
Мышьяксодержащие отходы
Создание мощностей по произ- 1) 1996-1998 годы 8,2 1,5
водству оксида мышьяка из от-
ходов металлургической перера-
ботки концентратов сульфида
мышьяка мощностью 2,5 тыс.
тонн в год на обжиговом заводе
в Челябинской области
Отходы хроматного производства
Изготовление промышленной ус- 1) 1996-1999 годы, 11,5 8,6
тановки и организация перера- в том числе в 2 1,5
ботки отходов хроматного про- 1996-1998 годах
изводства мощностью 20 тыс.
тонн в год в г. Первоуральске
Свердловской области
Отходы углеобогащения
Создание установок по полному 1) 1996-1999 годы, 17,8 12,4
использованию угольных шламов в том числе в 2,9 2,1
мощностью 0,9 млн. тонн в год 1996-1998 годах
в Кемеровской области
Реконструкция Щуровского це- 1) 1996-1998 годы 4,7 0,9
ментного завода для использо-
вания отходов углеобогащения
мощностью 20 тыс. тонн в год в
Московской области
Создание цехов мощностью 0,7 2) 1997-1998 годы 30,2 4,1
млн. тонн в год по экологичес-
ки безопасному использованию
отходов обогащения углей Куз-
нецкого бассейна в Кемеровской
области
Золошлаковые отходы
Создание технологической линии 1) 1996-2000 годы, 36,8 30,8
по производству пропантов из в том числе в 3,2 1,7
золошлаковых отходов мощностью 1996-1998 годах
100 тыс. тонн в год по золош-
лаковым отходам в Тульской об-
ласти
Создание производства по пере- 1) 1996-1998 годы 30 4,8
работке золошлаковых отходов в
цемент мощностью 600 тыс. тонн
в год в г. Жигулевске Самарс-
кой области
Создание производства по сов- 1) 1996-1998 годы 49,2 10
местной переработке золошлако-
вых и шламовых отходов мощнос-
тью 120 тыс. тонн в год в г.
Дзержинске Нижегородской об-
ласти
Создание производства по сов- 1) 1996-1998 годы 23 4,8
местной переработке золошлако-
вых и шламовых отходов мощнос-
тью 60 тыс. тонн в год в г.
Волгограде
Фосфогипс
Создание производства строи- 1) 1996-1999 годы, 174 98
тельных изделий и материалов в том числе в 23,8 12,6
мощностью по фосфогипсу 300 1996-1998 годах
тыс. тонн в год в Саратовской
области
Создание производства облицо- 1),2) 1996-2000 25,2 16,7
вочных и перегородочных плит, годы,
стеновых блоков и других стро- в том числе в 5,8 4,1
ительных изделий из фосфогипса 1996-1998 годах
мощностью 200 тыс. тонн в год
в Вологодской области
Создание производства кальци- 2) 1997-2000 годы, 83 45,5
нированного гипса на основе в том числе в 10,5 5
обработки фосфогипса мощностью 1997-1998 годах
3,0 млн. тонн в год в Ленинг-
радской области
Создание производства стеновых 2) 1997-1998 годы 18,2 1,7
камней мощностью по фосфогипсу
140 тыс. тонн в год в Респуб-
лике Башкортостан
Создание производства стеновых 2) 1997-2000 годы, 20,4 11,5
плит, стеновых блоков и штука- в том числе в 2,5 1,1
турных смесей мощностью по 1997-1998 годах
фосфогипсу 1 млн. тонн в год в
Ленинградской области
Отходы обогащения апатито-нефелиновых руд
Создание производства нефели- 1),2) 1996-1998 50,4 6
новых окатышей для разжижения годы
шлаков в металлургической про-
мышленности мощностью 200 тыс.
тонн в год в г.Кировске Мур-
манской области
Создание производства пигмент- 1997-2000 годы, 224 3
ной двуокиси титана из сфено- в том числе в 32 0,1
вого концентрата мощностью 75 1997-1998 годах
тыс. тонн в год в Мурманской
области
Шламы и пыли металлообработки
Создание производства по пере- 1) 1996-1998 годы 10,8 1,3
работке шламовых отходов мощ-
ностью 1 тыс. тонн в год в г.
Томске
Создание кустового комплекса 1997-1998 годы 27,8 2,9
селективного сбора, хранения и
переработки отходов металлооб-
работки машиностроительных
предприятий мощностью 150 тыс.
тонн в год в г. Туле
Древесные отходы
Создание производства по гра- 1),2) 1996-1998 5,9 1,3
нулированию мягких и пылевид- годы
ных отходов мощностью 5,5 тыс.
тонн в год по продукции в Ле-
нинградской области
Создание цехов малой мощности 2) 1997-2000 годы, 3,5 1,8
по переработке древесной зеле- в том числе в 0,4 0,2
ни мощностью 600 тыс. куб. 1997-1998 годах
метров в год в Республике Ка-
релия
Создание производства по изго- 2) 1997-2000 годы, 20,3 9,1
товлению оборудования для пе- в том числе в 2,9 1,3
ревода котельных на отходы 1997-1998 годах
лесозаготовок мощностью 25 ус-
тановок в год производитель-
ностью 25 тыс. куб. метров в
год в Свердловской области
Отходы целлюлозно-бумажной промышленности
Создание производства по сушке 1),2) 1996-1998 106 17
и сжиганию осадков сточных вод годы
мощностью 80 тыс. тонн в год в
г. Коряжме Архангельской об-
ласти
Создание производства по очис- 1),2) 1997-2000 33,6 23,2
тке сточных вод мощностью 25 годы,
тыс. тонн в год и по перера- в том числе в 3,1 2
ботке макулатуры мощностью 30 1997-1998 годах
тыс. тонн в год в Красноярском
крае
Медицинские отходы
Создание производственных мощ- 1) 1996-1998 годы 21 4,2
ностей по выпуску 12 штук в
год блочно-модульных установок
5 типоразмеров производитель-
ностью от 0,5 до 10 тыс. тонн
в год для плазменной перера-
ботки опасных меди цинских от-
ходов в г. Москве
Создание типовой региональной 1) 1996-1998 годы 15,4 4,2
системы сбора и переработки
опасных медицинских отходов
мощностью 10 тыс. тонн в год в
г. Тольятти Самарской области
Сельскохозяйственные отходы
Создание экспериментальной ус- 1) 1996-1998 годы 26,6 3,8
тановки на базе ракетного дви-
гателя по переработке непри-
годных для использования пес-
тицидов мощностью до 0,5 тыс.
тонн в год в Рязанской области
Создание передвижной опытно- 1) 1996-1998 годы 16,4 3,4
промышленной установки терми-
ческого обезвреживания непри-
годных для использования пес-
тицидов мощностью 200 тонн в
год в Воронежской области
Создание сооружений по безот- 1) 1996-1998 годы 56 9,8
ходной переработке осадков
сточных вод животноводческого
комплекса на 108 тыс. голов
свиней в Тверской области
Создание сооружений по безот- 1) 1996-2000 годы, 204,4 107,8
ходной переработке осадков в том числе в 31,7 17,3
сточных вод животноводческого 1996-1998 годах
комплекса на 216 тыс. голов
свиней в Пермской области
Создание экспериментального 1) 1996-1998 годы 10 4,4
цеха по переработке птичьего
помета мощностью 1250 куб.
метров в сутки на птицефабрике
в Воронежской области
Создание опытного производства 1997-1999 годы, 32 22
мощностью 200 тыс. куб. метров в том числе в 10 7
в год по безотходной перера- 1997-1998 годах
ботке стоков животноводческого
комплекса на 18 тыс. голов
крупного рогатого скота во
Владимирской области
Твердые бытовые отходы
Создание опытно-промышленной 1) 1996-1998 годы 84 19,6
установки по переработке твер-
дых бытовых отходов и промыш-
ленных отходов в шлаковом рас-
плаве мощностью 30 тыс. тонн в
год с выпуском товарной про-
дукции в г. Троицке Московской
области
Создание опытно-промышленной 1) 1996-1998 годы 15 2,4
установки по высокотемператур-
ной переработке твердых быто-
вых отходов мощностью 10 тыс.
тонн в год в г. Челябинске
Строительство опытно-экспери- 1) 1996-1999 годы, 90 63
ментального завода по терми- в том числе в 18 12
ческой переработке твердых 1996-1998 годах
бытовых отходов мощностью 90
тыс. тонн в год в г. Бийске
Алтайского края
Создание экспериментального 1997-1999 годы, 423 59
комплексного предприятия по в том числе в 13 28,2
переработке твердых бытовых 1997-1998 годах
отходов мощностью 270 тыс.
тонн в год в г. Самаре
Создание производства по пере- 1997-1999 годы, 50 36
работке твердых бытовых отхо- в том числе в 7,5 4,4
дов биотермическими методами в 1997-1998 годах
органическое удобрение и гра-
нулированное топливо мощностью
60 тыс. тонн в год в г. Кост-
роме
Осадки городских и промышленных сточных вод
Создание опытно-производствен- 1) 1996-1999 годы, 44,6 34,6
ного комплекса по обработке в том числе в 2,8 2,1
осадков городских сточных вод 1996-1998 годы
с обезвоживанием на центрифу-
гах мощностью по сухому вещес-
тву 25 тыс. тонн в год в г.
Твери
Создание опытно-производствен- 1) 1996-1999 годы, 45 35
ного комплекса по обработке в том числе в 5,6 4,2
осадков городских сточных вод 1996-1998 годах
с применением технологии двух-
ступенчатого сбраживания мощ-
ностью по сухому веществу 14,6
тыс. тонн в год в г. Саранске
Создание экспериментального 1) 1996-1998 годы 43 6,4
комплекса по переработке ило-
вого осадка и гальванических
шламов мощностью 158 тыс. тонн
в год по осадкам и 1,6 тыс.
тонн в год по гальваническим
шламам в г. Пскове
Создание установки по перера- 1997-1998 годы 6,2 0,8
ботке отходов производства
синтетических жирных кислот
мощностью 30 тыс. тонн в год в
г. Уфе
Создание установки для обезво- 1997-1998 годы 3,7 0,4
живания осадков сточных вод
производительностью 75 куб.
метров в сутки в г. Геленджике
Краснодарского края
Создание установки для безре- 1997-1998 годы 3,2 0,2
агентного механического обез-
воживания осадков биологичес-
кой очистки на порофильтре и
шнековом фильтрпрессе произво-
дительностью 500 куб. метров в
сутки в г. Ишиме Тюменской об-
ласти
Строительство завода-центра по 1997-2000 годы, 229,8 80,2
использованию и обезвреживанию в том числе в 28,2 11,4
сложных промышленных отходов 1997-1998 годах
мощностью 7,9 тыс. тонн в год
по органическим отходам и 9,8
тыс. тонн в год по неоргани-
ческим отходам в г. Калуге
Отходы добычи и переработки горнорудного сырья
Создание производства по пере- 1),3) 1996-1998 22,3 5
работке отходов обогащения годы
железных руд с получением мед-
ного концентрата мощностью по
отходам 2 млн. тонн в год и
ликвидация Черемшанского шла-
мохранилища в Свердловской об-
ласти
Итого 1996-2000 годы, 2722,2 1696,8
в том числе в 1025,4 416,8
1996-1998 годах,
в 1999-2000 годах 270,8 146
------------------------------
1) Первоочередные программные мероприятия.
2) Выделение средств из федерального бюджета осуществляется по результатам конкурсного отбора проектов.
3) Финансирование мероприятия осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Переработка техногенных образований в Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 738.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Отходы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г., N 39, ст. 4565, в "Российской газете" от 25 сентября 1996 г., N 183