В целях выполнения обязательств по реализации рамочной Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 13 действие пунктов 3 и 4 настоящего постановления приостановлено до 1 января 1998 г.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям предусматривать ежегодно при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и формировании проекта федерального бюджета выделение средств для осуществления мероприятий Программы.
Председатель Правительства |
В. Черномырдин |
Федеральная целевая программа
"Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1242)
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год
Паспорт федеральной целевой программы "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Предотвращение опасных изменений
климата и их отрицательных последствий"
Дата принятия решения - постановление Правительства Российской
о разработке Программы, Федерации от 18 мая 1994 г. N 496
дата ее утверждения "О плане действий Правительства
(наименование и номер Российской Федерации по охране
соответствующего окружающей среды на 1994-1995 годы";
нормативного акта) постановление Правительства Российской
Федерации от 19 октября 1996 г. N 1242
"О федеральной целевой программе "Пре-
дотвращение опасных изменений климата и
их отрицательных последствий"
Государственный заказчик - Федеральная служба России по гидрометео-
Программы рологии и мониторингу окружающей среды
Основные разработчики - научные организации Федеральной службы
Программы России по гидрометеорологии и мониторин-
гу окружающей среды, Министерства топли-
ва и энергетики Российской Федерации,
Федеральной службы лесного хозяйства
России и Российской академии наук
Цели и задачи Программы, - уменьшение ущерба от опасных изменений
важнейшие целевые показатели климата;
обеспечение выполнения международных
обязательств Российской Федерации по
рамочной Конвенции ООН об изменении
климата;
обеспечение органов исполнительной влас-
ти Российской Федерации информацией о
текущих и прогнозируемых изменениях кли-
мата и их последствиях;
создание научно-технической и норматив-
но-правовой базы по предотвращению опас-
ных изменений климата и адаптации разви-
тия экономики Российской Федерации к
изменениям климата
Сроки реализации Программы - 1997 - 2000 годы
Перечень подпрограмм - создание и обеспечение функционирования
и основных мероприятий информационной системы об изменении кли-
мата и влиянии на него антропогенных
факторов;
создание и обеспечение функционирования
информационно-аналитической системы сбо-
ра и статистического учета данных об ис-
точниках и поглотителях парниковых га-
зов, их выбросах, поглощении и влиянии
на процессы глобального потепления;
создание и обеспечение функционирования
системы наблюдений за парниковыми газами
и аэрозолями в атмосфере;
система предупредительных мер в целях
адаптации экономики Российской Федерации
к изменениям климата;
система мероприятий по ограничению ан-
тропогенных выбросов парниковых газов и
увеличению их поглощения;
разработка стратегии и мер по предотвра-
щению опасных изменений климата и их
отрицательных последствий на период до
2020 года
Исполнители подпрограмм - Федеральная служба России по гидрометео-
и основных мероприятий рологии и мониторингу окружающей среды
(головной);
Министерство топлива и энергетики Рос-
сийской Федерации;
Министерство сельского хозяйства и про-
довольствия Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов Российс-
кой Федерации;
Министерство транспорта Российской Феде-
рации;
Министерство путей сообщения Российской
Федерации;
Министерство строительства Российской
Федерации;
Министерство промышленности Российской
Федерации;
Министерство Российской Федерации по
атомной энергии;
Министерство Российской Федерации по де-
лам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий;
Министерство здравоохранения Российской
Федерации;
Министерство оборонной промышленности
Российской Федерации;
Государственный комитет Российской Феде-
рации по стандартизации,метрологии и
сертификации;
Российская академия наук;
Государственный комитет Российской
Федерации по охране окружающей среды;
Государственный комитет Российской Феде-
рации по статистике;
Федеральная служба лесного хозяйства
России
Объемы и источники финанси- - для реализации Программы в 1997-2000 го-
рования дах потребуется 239,4 млрд. рублей, в
ценах 1996 года, в том числе из:
федерального бюджета - 171,4 млрд. руб-
лей, внебюджетных источников - 68 млрд.
рублей
Ожидаемые конечные результаты - осуществление эффективного контроля и
реализации Программы мониторинга выбросов и поглощения пар-
никовых газов и их поведения в атмос-
фере, прогнозирование изменения климата
и его последствий;
уменьшение отрицательного влияния изме-
нения климата на здоровье населения и
экономику страны в результате принятия
предупредительных мер;
создание системы мероприятий по ограни-
чению антропогенных выбросов парниковых
газов за счет энерго- и
ресурсосбережения во всех отраслях
экономики, применения альтернативных
источников энергии, осуществления других
мероприятий;
выполнение обязательств Российской Феде-
рации по рамочной Конвенции ООН об изме-
нении климата, разработка стратегии и
мер в этой области на период до 2020
года
Система организации контроля - контроль за выполнением Программы
за исполнением Программы осуществляется государственным
заказчиком - Федеральной службой России
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды. Текущее управление
осуществляет дирекция Программы,
формируемая Федеральной службой России
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Изменение климата в результате антропогенных выбросов парниковых газов ведет к крупномасштабным негативным последствиям практически во всех областях деятельности человека. Наиболее значительному потеплению подвержены высокие широты Земли, в которых расположена значительная часть территории Российской Федерации.
В Российской Федерации весьма уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. Это связано, главным образом, с перераспределением осадков и увеличением числа и интенсивности засух. В зоне вечной мерзлоты, которая занимает около 10 млн.кв.километров (58 процентов площади всей страны), в результате ее таяния при потеплении климата будет разрушаться хозяйственная инфраструктура, в первую очередь из-за уязвимости добывающей промышленности, энергетических и транспортных систем и коммунального хозяйства. Подъем уровня Мирового океана приведет к затоплению и разрушению береговой зоны и низменных территорий дельт рек с расположенными здесь городами и поселениями. Изменение климата может оказать негативное влияние на здоровье людей как из-за усиления теплового стресса в южных районах, так и распространения многих видов заболеваний.
В связи с глобальной угрозой изменения климата страны - члены ООН в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата (далее именуется - Конвенция), которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 г. и вступила в силу с марта 1995 г. Конечная цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. По Российской Федерации уровень выбросов парниковых газов к 2000 году не должен превышать достигнутого в 1990 году.
Федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" (далее именуется - Программа) должна обеспечить реализацию обязательств Российской Федерации по Конвенции, а также осуществление комплекса мероприятий по предотвращению отрицательных последствий изменения климата в России. Осуществление таких мер является комплексной задачей государственного масштаба и требует скоординированных действий министерств и ведомств.
Реализация Программы позволит преодолеть существующие недостатки в сборе и анализе информации об изменениях климата, антропогенных причинах и источниках этих изменений путем создания автоматизированных информационных систем.
Для предотвращения серьезного ущерба, который может быть нанесен зависимым от изменения климата отраслям экономики России, должен быть разработан комплекс предупредительных мер.
Программа направлена на обеспечение сдерживания роста выбросов и увеличение поглощения парниковых газов путем разработки системы взаимоувязанных технико-экономических и организационно-технических мероприятий для всех отраслей производства и видов хозяйственной деятельности, связанных с выбросами и поглощением парниковых газов.
Программа является первым этапом решения данной проблемы и предусматривает преемственность между разработками и мерами, которые будут осуществляться в 1997 - 2000 годах, и разрабатываемой стратегией и мероприятиями до 2020 года.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются:
предотвращение отрицательных последствий изменения климата для экономики и здоровья населения Российской Федерации с учетом возможных положительных последствий изменения климата;
уменьшение антропогенных изменений климата путем стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на безопасном уровне.
Эти цели реализуются через решение следующих взаимосвязанных задач:
повышение детальности и достоверности информации о состоянии климатической системы и изменениях климата и обеспечение пользователей этой информацией;
получение достоверной информации об антропогенных источниках и выбросах парниковых газов, о состоянии поглотителей и динамике поглощения парниковых газов из атмосферы, а также о других источниках антропогенных воздействий на климат;
повышение качества и надежности информации о реакции на изменения климата и уязвимости по отношению к ним управляемых и природных экосистем, экономики и здоровья населения страны;
разработка предупредительных адаптационных мер для уменьшения уязвимости климатически зависимых отраслей экономики;
разработка мер по снижению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов с учетом прогнозируемого подъема экономики и требований Конвенции.
Для решения указанных задач необходимо:
создать информационные системы, обеспечивающие органы государственной власти и отрасли экономики Российской Федерации информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата, об источниках и поглотителях парниковых газов, организовать систему наблюдений за парниковыми газами в атмосфере;
разработать комплекс предупредительных мер в целях адаптации экономики страны к изменениям климата, систему мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, а также стратегию на период до 2020 года по предотвращению опасных изменений климата и меры по выполнению обязательств Российской Федерации по Конвенции.
3. Система программных мероприятий
Программа состоит из 6 подпрограмм.
Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов".
Основной задачей подпрограммы является регулярное обеспечение органов государственной власти, организаций и учреждений Российской Федерации информацией, характеризующей текущее, ожидаемое и наблюдавшееся в обозримом прошлом состояние и изменения климата с оценкой роли в этих изменениях антропогенных факторов для осуществления мероприятий по адаптации и устойчивому развитию сельского, лесного и водного хозяйств, а также информацией о состоянии вечной мерзлоты на территории Российской Федерации.
Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления".
Мероприятия, включенные в подпрограмму, предусматривают создание и функционирование на основе компьютеризации подсистем сбора и статистического учета данных, охватывающих все виды источников и поглотителей парниковых газов на территории Российской Федерации:
сбор и хранение информации по добыче, транспортировке, переработке и потреблению органических видов топлива, по объемам продукции, производство которой приводит к выбросу парниковых газов;
отслеживание технологических и экономических мероприятий, приводящих к изменению удельных и абсолютных выбросов парниковых газов и к изменениям общей структуры потребления топлива в топливно-энергетическом комплексе, в промышленности, на транспорте, в коммунальном хозяйстве;
сбор и хранение информации по сельскохозяйственному производству, по образованию, захоронению и утилизации твердых и жидких отходов промышленного и бытового происхождения, играющих важную роль в балансе парниковых газов, по газам с косвенным парниковым эффектом, а также по другим источникам воздействия на климатическую систему (аэрозоли и прочее);
сбор и накопление данных об изменениях запаса углерода в экосистемах, в первую очередь в лесах на территории Российской Федерации, под влиянием хозяйственной деятельности и климатических изменений для расчета объемов выбросов и поглощения парниковых газов.
На базе этой информации будут обеспечены расчет величины, анализ структуры и динамики выбросов и поглощения парниковых газов, их влияния на процессы глобального потепления.
Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере".
Комплекс мероприятий по реализации данной подпрограммы направлен на создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за климатически активными примесями в атмосфере (парниковые газы, аэрозоли) на территории России. Это позволит осуществить контроль концентрации парниковых газов (двуокиси углерода, метана, фреонов, закиси азота, тропосферного озона) и аэрозолей в атмосфере, оценить эффективность мероприятий, направленных на стабилизацию уровня концентрации парниковых газов в атмосфере в соответствии с Конвенцией.
Реализация подпрограммы предполагает решение следующих основных задач:
создание и совершенствование аналитической базы системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере, обеспечение метрологического контроля;
разработка унифицированных программ наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере с учетом международных требований;
выполнение систематических наблюдений, создание и ведение банка данных системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере, обеспечение органов государственной власти, учреждений и организаций Российской Федерации информацией о тенденциях изменений парниковых газов и аэрозолей в атмосфере на территории Российской Федерации, о результатах оценки эффективности мероприятий, направленных на стабилизацию уровня концентрации парниковых газов в атмосфере.
Подпрограмма "Система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к изменениям климата".
Основная задача подпрограммы состоит в предупреждении отрицательных последствий изменения климата для экономики Российской Федерации путем своевременной адаптации к ним.
Для этого предусматриваются:
создание государственной системы сбора, анализа и обобщения информации по воздействиям изменения климата на отрасли экономики, здоровье человека, управляемые и природные экосистемы в целях обеспечения государственных органов власти и заинтересованных организаций надежной и достоверной информацией для принятия решений по предупредительным мерам;
разработка системы мер по адаптации к отрицательным последствиям изменения климата:
а) отраслей экономики, наиболее подверженных воздействиям изменения климата (сельское, водное и лесное хозяйства);
б) расположенных в зоне вечной мерзлоты объектов добывающей и перерабатывающей промышленности, транспорта, энергетики, коммунального хозяйства и других;
разработка предупредительных мер по предотвращению отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения (ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, миграция в северные районы распространителей инфекционных болезней, влияние температурного режима);
разработка предупредительных мер по предотвращению и уменьшению региональных последствий изменений климата, которые позволят избежать значительных экономических потерь и возможных катастрофических последствий на территориях субъектов Российской Федерации;
создание нормативной базы, регламентирующей проведение в Российской Федерации работ по оценке, прогнозу и предотвращению воздействий опасных изменений климата на экономику.
Подпрограмма "Система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения".
Задачей подпрограммы является создание комплексной системы технико-экономических и организационно-технических мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов во всех сферах хозяйственной деятельности на предприятиях и в организациях всех видов собственности и увеличению поглощения парниковых газов на территории Российской Федерации, а также создание и совершенствование нормативно-правовой и методической базы экономического и административного регулирования, направленного на снижение выбросов парниковых газов при использовании топливно-энергетических ресурсов.
Наиболее важные мероприятия по ограничению выбросов парниковых газов связаны с повышением эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах хозяйственной деятельности через реализацию политики структурных преобразований в области производства и потребления.
Увеличение поглощения парниковых газов будет осуществляться в основном за счет процессов поглощения двуокиси углерода в лесных экосистемах.
Для реализации данной подпрограммы предусматривается привлечение иностранных инвестиций и передача технологий в рамках совместных с другими государствами мер по сокращению выбросов парниковых газов, которые должны осуществляться в соответствии с Конвенцией. При этом будут выполнены системные оценки, разработана общая методология экономически эффективного привлечения инвестиций и технологий в различные отрасли экономики страны и проведены необходимые предпроектные разработки.
Важной составной частью подпрограммы являются меры по совершенствованию государственной системы стандартов, разработка и технологическое опробование новых федеральных, отраслевых и региональных стандартов в этой области.
Подпрограмма "Разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года".
В подпрограмму включены мероприятия по разработке долговременной стратегии по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий и мероприятий по выполнению Российской Федерацией обязательств по Конвенции.
С учетом масштабности проблемы и необходимости осуществления целенаправленных действий постоянного характера должна быть разработана федеральная программа, главной целью которой будет выполнение требований Конвенции в 2001 - 2020 годах.
Планируемые мероприятия подпрограммы также дадут необходимый материал для подготовки национальных докладов и других документов Российской Федерации по выполнению Конвенции, предусмотренных принятыми обязательствами.
4. Ресурсное обеспечение программы
Потребности в финансовых ресурсах для осуществления Программы в 1997 - 2000 годах составляют 239,4 млрд. рублей, в ценах 1996 года, в том числе 171,4 млрд. рублей из федерального бюджета и 68 млрд. рублей из внебюджетных источников (в рамках двусторонних международных проектов по осуществлению Конвенции).
Средства на выполнение основных работ и исследований по Программе выделяются из федерального бюджета целевым назначением основным разработчикам и исполнителям Программы по согласованию с государственным заказчиком.
Финансирование из внебюджетных источников обеспечивается за счет реализации международных проектов по совместному осуществлению мероприятий с государствами - Сторонами Конвенции. Отбор проектов осуществляется Межведомственной комиссией Российской Федерации по проблемам изменения климата.
5. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик Программы - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям осуществляют функции управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Функционирование информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов и системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере обеспечивается Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Функционирование информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в части источников и поглотителей, а в части эмиссии, стока и влияния на глобальные процессы потепления климата - Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Мероприятия по предотвращению опасных изменений климата и адаптация экономики осуществляются в соответствующих отраслях.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет организационно-методическое, программно-математическое и научно-информационное обеспечение Программы в целом.
В координации работ министерств и ведомств Российской Федерации по реализации Программы участвует Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата в пределах ее компетенции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1994 г. N 346.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. N 215 Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата упразднена. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2004 г. N 380 постановление Правительства РФ от 19 апреля 1994 г. N 346 признано утратившим силу
6. Оценка эффективности программы, социально-экономических и экологических последствий ее реализации
Создание предусмотренных Программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования в области изменения климата позволит обеспечить органы государственной власти и отрасли экономики Российской Федерации достоверной информацией для принятия хозяйственных и других решений, уменьшения ущерба, связанного с отрицательными последствиями изменения климата, а также для использования возможных положительных факторов.
В результате реализации Программы будет создана нормативно-правовая база и разработаны научно обоснованные рекомендации для выполнения комплекса практических мероприятий по внедрению энерго- и ресурсосбережения, развитию лесных экосистем с целью уменьшения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов, по адаптации к изменениям климата отраслей экономики и в первую очередь сельского, лесного и водного хозяйств и здравоохранения, по учету этих изменений при проведении технической и социальной политики. Указанные рекомендации и нормативные документы, а также прогнозы в области изменения климата позволят принимать обоснованные инженерные, технические и другие решения по защите зданий, сооружений и иных объектов, находящихся в зоне вечной мерзлоты, от последствий глобального потепления.
По международным экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от изменения климата, при отсутствии адекватных мер по предотвращению отрицательных последствий его изменения, превысит ущерб, наносимый в настоящее время в результате стихийных бедствий и загрязнения окружающей среды. Для условий Российской Федерации экономический эффект от реализации Программы будет в 2-3 раза превосходить затраты на ее осуществление.
Кроме того, реализация Программы позволит выполнить обязательства Российской Федерации по Конвенции.
Приложение
к федеральной целевой программе
"Предотвращение опасных изменений
климата и их отрицательных последствий"
Мероприятия федеральной целевой программы "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"
(млн. рублей, в ценах 1996 года)
+---------------------+---------------------------+----------+----------+
|Наименование | Объемы финансирования за |Сроки вы- |Основные |
|мероприятий | счет средств федерального |полнения |исполни- |
| | бюджета | (годы) |тели |
+---------------------+------+--------------------+----------+----------+
| |Всего:| В том числе: | | |
| +------+------+------+------+ | |
| |капи- |прове-|прочие| | | |
| |таль- |дение |теку- | | | |
| |ные |НИОКР |щие | | | |
| |вло- | |затра | | | |
| |жения*| |ты | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
+---------------------+------+------+------+------+----------+----------+
1. Создание и обеспечение функционирования информационной системы
об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов
Создание и обеспечение 5172 3420 741 101 1997-2000 Росгидро-
функционирования под- мет
системы анализа клима- Российс-
та кая
академия
наук
Создание и обеспечение 8300 5492 1187 1621 1997-2000 Росгидро-
функционирования под- мет
системы климатических
данных
Обеспечение функциони- 1502 998 212 292 1997-2000 Росгидро-
рования системы телес- мет
вязи для сбора и расп-
ространения климати-
ческой информации
Разработка проекта и 3703 2448 531 724 1997-2000 Росгидро-
создание подсистемы мет
сбора, обобщения и Россель-
анализа фенологиденд- хоз
рохронологических дан- Российс-
ных, характеризующих кая ака-
антропогенные измене- демия на-
ния биотического ком- ук
понента климатической Госком-
системы экология
России
Разработка проекта и 2675 1651 464 560 1997-2000 Росгидро-
создание подсистемы мет
сбора, обобщения и Российс-
анализа данных о сос- кая ака-
тоянии вечной мерзлоты демия
на территории Россий- наук
ской Федерации и ее
антропогенной динамике
вследствие изменения
климата
Всего по подпрог- 21352 14009 3135 4208
рамме 1
2. Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической
системы сбора и статистического учета данных об источниках
и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии
на процессы глобального потепления
Создание и обеспечение 5382 2823 667 1892 1997-2000 Росгидро-
функционирования ин- мет
формационно-аналити- Госкомс-
ческой системы оценки тат Рос-
и статистического уче- сии
та выбросов и поглоще-
ния парниковых газов
по данным об источни-
ках и поглотителях и
определения вклада
России в мировую эмис-
сию парниковых газов
Создание и обеспече- 4199 2065 506 1628 1997-2000 Росгидро-
ние функциониования мет
подсистемы сбора спе- Госком-
циализированных дан- стат
ных по источникам России
выбросов парниковых Минтоп-
газов в энергетичес- энерго
ком и индустриальном России
секторах при исполь-
зовании ископаемых
видов топлива
Создание и обеспечение 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгидро-
функционирования под- мет
системы сбора данных о Госком-
динамике содержания стат
углерода в лесах и России
почвах и данных о све- Рослес-
дении лесов и опусты- хоз
нивании Госком-
зем
России
Создание и обеспечение 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгид-
функционирования под- ромет
системы данных о тех- Госкомс-
нологических процессах тат Рос-
и объемах производств сии
в животноводстве и Минсель-
растениеводстве, свя- хозпрод
занных с выбросами России
парниковых газов
Создание и обеспечение 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгидро-
функционирования под- мет
системы сбора данных о Госком-
параметрах и характе- стат
ристиках бытовых и России
промышленных отходов, Госком-
необходимых для оценки экология
выбросов парниковых России
газов
Обеспечение функциони- 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгидро-
рования подсистемы мет
сбора данных о выбро- Госком-
сах газов с косвенным экология
парниковым эффектом России
(СО, NOx, неметановые
углеводороды), а также
источниках других ант-
ропогенных воздей-
ствий, включая аэрозо-
ли
Всего по подпрог- 20725 11008 2277 7440
рамме 2
3. Создание и обеспечение функционирования системы наблюдений
за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере (СНПГА)
Создание аналитической 1621 730 223 668 1997-2000 Росгидро-
базы СНПГА. мет
Разработка средств и Российская
методов измерений пар- академия
никовых газов и аэро- наук
золей, оборудования
для отбора проб возду-
ха
Метрологическое обес- 569 210 78 281 1997-2000 Госстан-
печение выполнения из- дарт Рос-
мерений парниковых сии
газов, разработка Росгидро-
стандартных поверочных мет
средств. Российская
Аттестация средств и академия
методов выполнения из- наук
мерений.
Разработка типовых
проектов технического 485 206 79 200 1997-2000 Росгидро-
оснащения станций мет
СНПГА и унифицирован- Госстан-
ных программ наблюде- дарт Рос-
ний с использованием сии
национального и между- Российская
народного опыта мони- академия
торинга парниковых наук
газов
Обследование районов 139 63 19 57 1997-2000 Росгидро-
предполагаемого разме- мет
щения станций СНПГА Российская
академия
наук
Оснащение наблюдатель- 3796 1670 561 1565 1997-2000 Росгидро-
ных пунктов и аналити- мет
ческих лабораторий Госстан-
СНПГА средствами изме- дарт Рос-
рений, автоматической сии
обработки и передачи Российская
данных, поверочными академия
средствами, стандарт- наук
ными образцами, пробо-
отборным оборудованием
Обучение персонала 320 136 52 132 1997-2000 Росгидро-
наблюдательных пунктов мет
и аналитических лабо- Госстан-
раторий правилам эксп- дарт Рос-
луатации оборудования, сии
контролю качества по-
лучаемой информации
Создание и ведение 192 81 31 80 1997-2000 Росгидро-
банка данных СНПГА мет
Обеспечение научно-ме-
тодического руководст- 460 196 74 190 1997-2000 Росгидро-
ва СНПГА; мет
контроль качества и Госстан-
анализ полученной ин- дарт Рос-
формации сии
Обеспечение участия в 229 98 36 95 1997-2000 Росгидро-
международных сопос- мет
тавлениях методов оп- Госстан-
ределения парниковых дарт Рос-
газов и аэрозолей, об- сии
мен получаемой инфор- Российская
мацией с национальными академия
службами, международ- наук
ными организациями,
рабочими органами Кон-
венции
Издание тематических 180 38 37 105 1997-2000 Росгидро-
обзоров и ежегодников мет
с анализом современно-
го состояния, тенден-
ций изменений парнико-
вых газов и аэрозолей
в атмосфере
Всего по подпрог- 7991 3428 1190 3373
рамме 3
4. Система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской
Федерации к изменениям климата
Разработка и создание 12596 8189 1969 2438 1997-2000 Росгидро-
государственной систе- мет
мы сбора, анализа, Госкомэко-
обобщения информации логия Рос-
по воздействиям опас- сии
ных изменений климата Минсель-
на управляемые и при- хозпрод
родные экосистемы, от- России
расли экономики Рос- Рослесхоз
сийской Федерации Минприрод-
ресурсы
России
Усовершенствование и 1378 891 218 269 1997-2000 Росгидро-
унификация методов мет
оценки и прогнозирова- Госкомэко-
ния воздействия опас- логия Рос-
ных изменений климата сии
на управляемые и при- Минсель-
родные экосистемы, от- хозпрод
расли экономики Рос- России
сийской Федерации на Рослесхоз
основе отечественных Минприрод-
разработок и официаль- ресурсы
ных документов Конвен- России
ции об изменении кли-
мата
Разработка системы 16158 10553 2165 3440 1997-2000 Росгидро-
предупредительных мер мет
в целях адаптации к Минсель-
изменениям климата хозпрод
сельского, водного и России
лесного хозяйств Рослесхоз
Минприрод-
ресурсы
России
Оценка и прогнозирова- 690 454 104 132 1997-2000 Росгидро-
ние возможных положи- мет
тельных последствий Минсель-
изменений климата хозпрод
России
Разработка системы 3963 2576 620 767 1997-2000 Минздрав
предупредительных мер России
по предотвращению от- Росгидро-
рицательных последст- мет
вий изменений климата
для состояния здоровья
населения:
ухудшение санитарно-
эпидемиологической обс-
тановки;
влияние температурного
режима и тепловых
волн, прежде всего в
крупных городах
Разработка мер по 13986 9102 2182 2702 1997-2000 Российская
адаптации к негативным академия
последствиям климати- наук
ческих изменений в Росгидро-
зоне вечной мерзлоты мет
для объектов энергети- Минтопэ-
ки, газопроводов, зда- нерго Рос-
ний, сооружений и на- сии
земных видов транспор- Минтранс
та России
МПС России
Минстрой
России
Разработка системы мер 7315 4761 1141 1413 1997-2000 Росгидро-
по предотвращению и мет
уменьшению отрицатель- МЧС России
ных региональных пос- Минприрод-
ледствий изменений кли- ресурсы
мата России
Российская
академия
наук
Подготовка и издание 2868 1874 443 551 1997-2000 Росгидро-
нормативных докумен- мет
тов, регламентирующих Госкомэ-
проведение работ в кология
Российской Федерации России
по оценке, прогнозу, а
также по предотвраще-
нию воздействия опас-
ных изменений климата
на управляемые и при-
родные экосистемы, от-
расли экономики Рос-
сийской Федерации
Всего по подпрог- 58954 38400 8842 11712
рамме 4
5. Система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов
парниковых газов и увеличению их поглощения
Создание и совершенст- 5565 2776 1190 1599 1997-2000 Росгидро-
вование комплексной мет
системы мероприятий по
ограничению выбросови
увеличению поглощения
парниковых газов, ор-
ганизация централизо-
ванного автоматизиро-
ванного банка данных
для обеспечения межот-
раслевого и межрегио-
нального взаимодей-
ствия
Разработка, создание и 5566 2570 796 2200 1997-2000 Минэконо-
совершенствование нор- мики Рос-
мативно-правовой и сии
методической базы эко- Госкомэко-
номического и админис- логия Рос-
тративного регулирова- сии
ния выбросов парнико-
вых газов на базе ав-
томатизированного мно-
гоцелевого банка дан-
ных по научно-техни-
ческому и эколого-эко-
номическому обеспече-
нию мероприятий для
широкого круга отрас-
лей и производств
Меры по совершенство- 2978 1372 446 1160 1997-2000 Госстан-
ванию государственной дарт Рос-
системы стандартов и сии
разработка и техноло-
гическое опробование
новых федеральных, от-
раслевых и региональ-
ных стандартов, нап-
равленных на уменьше-
ние выбросов и увели-
чение стоков парнико-
вых газов при произ-
водстве и эксплуатации
промышленной продук-
ции, при использовании
энергоресурсов, на
транспорте, в комму-
нальном, сельском,
лесном хозяйствах и
при других видах дея-
тельности
Меры по повышению эф-
фективности использо-
вания энергоресурсов,
экономии топлива и
сырья, использованию
новых видов топлива и
уменьшению на этой ос-
нове выбросов парнико-
вых газов:
в топливно-энергети- 6261 2890 881 2490 1997-2000 Минтопэне-
ческом комплексе рго России
Минатом
России
в транспортном комп- 7044 3447 617 2980 1997-2000 Минтранс
лексе России
МПС России
в химической и нефте- 4869 2251 699 1919 1997-2000 Минпром
химической промышлен- России
ности
в отраслях металлургии 4869 2251 699 1919 1997-2000 Минпром
России
в машиностроительных 4370 2016 632 1722 1997-2000 Минпром
отраслях России
в оборонной промышлен- 3869 1789 555 1525 1997-2000 Миноборон-
ности пром Рос-
сии
строительной индустрии 3869 1789 555 1525 1997-2000 Минстрой
России
в сельском хозяйстве 3869 1789 555 1525 1997-2000 Минсель-
хозпрод
России
Меры по увеличению 5565 2846 629 2090 1997-2000 Рослесхоз
поглощения двуокиси
углерода в лесах Рос-
сии
Двусторонние междуна- - - - - 1997-2000 Росгидро-
родные проекты по сов- мет
местному осуществлению Заинтере-
обязательств, предус- сованные
мотренных рамочной министерс-
Конвенцией ООН об из- тва и ве-
менении климата, в об- домства
ласти уменьшения выб-
росов и увеличения
поглощения парниковых
газов**
Всего по подпрог- 58694 27786 8254 22654
рамме 5
6. Разработка стратегии и мер по предотвращению
опасных изменений климата и их отрицательных последствий
на период до 2020 года
Разработка стратегии 453 - 115 338 1997-2000 Росгидро-
предотвращения опасных мет
изменений климата и их Российская
отрицательных последс- академия
твий на период до 2020 наук
года с этапами
2001-2005, 2006-2010,
2011-2020 годы
Разработка федеральной 1011 - 257 754 1997-2000 Росгидро-
целевой программы на мет
2001-2005 годы Российская
академия
наук
Минтопэ-
нерго Рос-
сии
Рослесхоз
Минприрод-
ресурсы
России
Госкомэко-
логия Рос-
сии
Подготовка и издание 459 - 113 346 1997-2000 Росгидро-
национальных докладов мет
и других документов
Российской Федерации
для Конференции Сторон
в соответствии с ра-
мочной Конвенцией ООН
об изменении климата
Разработка методологи- 1798 - 460 1338 1997-2000 Росгидро-
ческой базы, создание мет
и обеспечение функци- Российская
онирования системы академия
комплексной экологи- наук
ческой и социально-э-
кономической оценки
последствий воздей-
ствия парниковых газов
и изменений климата на
отрасли экономики,
здоровье и благососто-
яние человека при раз-
личных сценариях и
прогнозах
Всего по подпрог- 3721 - 945 2776
рамме 6
Всего по программе 171437 94631 24643 52163
------------------------------
* Капитальные вложения финансируются, начиная с 1998 года.
** Финансирование двусторонних международных проектов в общем объеме 68 млрд. рублей осуществляется за счет внебюджетных источников.
Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1242 "О федеральной целевой программе "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 1996 г., N 44, ст. 5012, в "Российской газете" от 30 октября 1996 г., N 208
Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 13 действие пунктов 3 и 4 настоящего постановления приостановлено до 1 января 1998 г.