Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1594 установлено, что специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды являются Госкомэкология РФ и его территориальные органы, которые в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления
Соглашение устанавливает основные направления и принципы взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов при осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды на объектах недропользования.
При осуществлении контрольной деятельности на объектах недропользования компетенция Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов распределяется следующим образом:
- Минприроды России осуществляет государственный экологический контроль за воздействием недропользования на состояние атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, естественных ландшафтов, растительного и животного мира, а также на состояние водной среды и дна внутренних водоемов, территориального моря, морей исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации за границей исключительной экономической зоны и участков Мирового океана, закрепленных за Российской Федерацией;
- Роскомнедра осуществляет государственный контроль за рациональным использованием недр при недропользовании ниже подошвы слоя почвы и донного ила до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. Контроль осуществляется на площадках, определенных лицензиями на право пользования недрами, а также на площадях региональных и других геологических работ, осуществляемых без лицензии.
Настоящее соглашение может быть расторгнуто, изменено или дополнено только по согласованию сторон.
1. Государственный экологический контроль и контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется на следующих объектах недропользования:
- геологического изучения недр;
- добычи полезных ископаемых и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).
2. Основными направлениями взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля на объектах недропользования является контроль за:
- соблюдением недропользователями требований закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
- выполнением недропользователями условий охраны окружающей среды, установленных в лицензиях на право пользования недрами и согласованных Минприроды России или его территориальными органами;
- выполнением при осуществлении работ по геологическому изучению недр требований регламентов, методических руководств и иных нормативных документов в части охраны недр, утвержденных Роскомнедра, и в части охраны окружающей природной среды - Минприроды России;
- соблюдением недропользователями условий размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, обеспечивающих выполнение требований охраны окружающей природной среды;
- соблюдением требований охраны окружающей природной среды в пределах участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность в части соблюдения условий содержания природных геологических заповедников стратотипических и опорных резервов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры.
3. Распределение функций Минприроды России и Роскомзема при осуществлении государственного контроля за рациональным использованием, охраной недр и окружающей природной среды.
Роскомнедра | Минприроды России |
1 | 2 |
В рамках государственного контроля за рациональным ис- пользованием и охраной недр осуществляет контроль за: - соблюдением всеми пользова- телями недр, независимо от ве- домственной подчиненности и форм собственности, требований законодательства о недрах; - выполнением государственных и региональных программ разви- тия и использования минераль- но-сырьевой базы, а также соб- людением при производстве гео- логических работ, выполняемых за счет государственных средств, требований, методичес- ких указаний и иных документов, регламентирующих их проведение; - полнотой изучения геологи- ческого строения недр, горно- технических, гидрогеологичес- ких и других условий разработ- ки разведанных месторождений полезных ископаемых, строитель- ства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с до- бычей полезных ископаемых; - соблюдением недропользовате- лями установленного законода- тельством о недрах порядка пользования недрами, требований (правил, норм) и обязанностей по рациональному использованию по охране недр, условий пользо- вания недрами, определенных в лицензиях; - работами по охране от заг- рязнения и истощения подземных вод всех типов; - правильностью разработки месторождений в части выемки запасов и комплексности исполь- зования полезных ископаемых; - правильностью разработки и охраны минеральных ресурсов, залегающих в недрах под дном внутренних водоемов, территори- ального моря, морей исключи- тельной экономической зоны Рос- сийской Федерации, континен- тального шельфа Российской Фе- дерации за границами исключи- тельной экономической зоны и участков Мирового океана, зак- репленных за Российской Фе- дерацией; - учетом состояния движения запасов и потерь полезных иско- паемых и содержащихся в них це- нных компонентов при их добыче, недопущением порчи разрабатыва- емых и расположенных рядом мес- торождений полезных ископаемых в результате проводимых горных работ, соблюдением очередности отработки выемочных единиц, не- допущением выборочной отработки месторождений; - сохранением и учетом попутно добываемых, временно не исполь- зуемых полезных ископаемых, ра- циональным использованием вскрыш- ных пород, отходов горного и перерабатывающего производств и правильным их размещением; - предотвращением самовольного пользования недрами, необосно- ванной и самовольной застройки площадей залегания полезных ис- копаемых, работами по предотв- ращению негативных последствий, связанных с пользованием недра- ми и отрицательно влияющих на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации гор- ных выработок и буровых скважин, а также подземных сооружений; - достоверностью и обоснован- ностью представляемых недро- пользователями материалов для списания с учета предприятий запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значе- ние, потерянных в процессе до- бычи и не подтвердившихся при разработке месторождений; - соблюдением установленного порядка расчета и правильностью исчисления размеров платежей за право пользования недрами; - соблюдением установленных норм и правил ликвидации и кон- сервации предприятий по добыче полезных ископаемых и объектов недропользования, не связанных с добычей полезных ископаемых. |
1. В рамках координации дея- тельности специально уполномо- ченных органов в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования осу- ществляет: - рассмотрение результатов контрольной деятельности Госге- олконтроля на объектах недро- пользования в части охраны ок- ружающей природной среды; - внесение предложений по про- ведению внеплановых проверок состояния окружающей среды на объектах недропользования, ока- зывающих негативное воздействие на природную обстановку; - привлечение специалистов госгеолконтроля, в пределах их компетенции, для работы в сос- таве комиссий по нештатным си- туациям и др. 2. Осуществляет государствен- ный экологический контроль за: - выполнением недропользовате- лями экологических требований законодательства Российской Фе- дерации на объектах недрополь- зования; - соблюдением владельцами ли- цензий на недропользование эко- логических условий, определен- ных в лицензиях, а также лими- тов выбросов, сбросов загрязня- ющих веществ в окружающую сре- ду; - соблюдением норм качества водной среды и донных отложений и сохранением биологических ре- сурсов внутренних водоемов, территориального моря, морей исключительной экономической зоны Российской Федерации при разведке и разработке минераль- ных ресурсов в недрах под этими водными объектами и в недрах континентального шельфа Рос- сийской Федерации за границами исключительной экономической зоны, а также участков дна Ми- рового океана, закрепленных за Российской Федерацией; - соблюдением норм экологи- ческой безопасности при разме- щении (складировании, хранении) попутно добываемых, временно неиспользуемых полезных ископа- емых, вскрышных пород, отходов горного и перерабатывающих про- изводств, а также норм других вредных воздействий, оказывае- мых недропользователями на ок- ружающую природную среду как в границах горного отвода, так и за его пределами; - порядком проведения наблюде- ний в рамках деятельности еди- ной системы экологического мо- ниторинга; - правильностью исчисления сумм платежей за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами, размещением отходов недропользования и соблюдением установленного порядка внесения платежей. 3. Участвует в комиссиях по: - приемке выполненных работ по ликвидации и консервации пред- приятий по добыче полезных иско- паемых и объектов недропользо- вания, не связанных с добычей полезных ископаемых; - приемке в эксплуатацию предприятий, осуществляющих до- бычу полезных ископаемых и ис- пользование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. 4. Согласовывает материалы по созданию и устанавливает эколо- гические требования по содержа- нию природных геологических за- поведников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных ге- ологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры и осуществляет государственный экологический контроль за их соблюдением. |
4. Порядок реализации Соглашения.
4.1. Взаимодействие осуществляется путем:
- разработки планов совместных проверок и их проведения на объектах недропользования;
- разработки нормативных документов, регламентирующих порядок проведения государственного экологического и геологического контроля на объектах недропользования;
- создания совместных комиссий и проведения оперативных проверок состояния окружающей среды при возникновении нештатных ситуаций на объектах недропользования;
- обмена оперативной информацией о выявленных нарушениях в части охраны окружающей среды и недр при проведении поверок, выполненных контрольными органами сторон.
4.2. Взаимодействие в области государственного контроля Минприроды России и Роскомнедра осуществляется:
на уровне центральных аппаратов в части:
- организации совместных проверок на объектах федерального значения и по поручениям Правительства Российской Федерации;
- совместной подготовки законопроектов, разработки и пересмотра нормативных документов по вопросам государственного экологического и государственного геологического контроля;
- обмена сводной информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;
на уровне территориальных (региональных) органов Минприроды России и Роскомзема в части:
- организации и проведения на объектах недропользования совместных проверок по направлениям и функциям, перечисленным в пп. 2 и 3 настоящего соглашения;
- обмена информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;
- выполнения поручений Минприроды России и Роскомнедра, в том числе проведение совместных оперативных проверок при возникновении нештатных ситуаций.
4.3. Сроки проведения совместных проверок и перечень рассматриваемых вопросов определяются согласованным годовым планом работ Минприроды России и Роскомнедра.
4.4. Контрольные органы Минприроды России и Роскомнедра обязуются бесплатно обеспечивать друг друга действующими ведомственными инструкциями, методическими указаниями, другими регламентирующими контрольную деятельность документами, необходимыми для проведения проверок.
Начальник Главного управления |
Ю.Л. Максименко |
Начальник Управления |
А.В. Есипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования (утв. Минприроды РФ и Роскомнедра 27 марта 1995 г.)
Текст соглашения официально опубликован не был