Постановление Уставного Суда Свердловской области от 11 февраля 2016 г.
по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 7 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в связи с запросом гражданина
A. А. Черепанова
город Екатеринбург 11 февраля 2016 года
Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, Р.С. Тараборина,
с участием представителей: Губернатора Свердловской области И.А. Ромшина, Законодательного Собрания Свердловской области - B. Ю. Пенигина, Екатеринбургской городской Думы - А.А. Александрова, ГУ МВД России по Свердловской области - Н.В. Торгушиной,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел и открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 7 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Черепанова Андрея Анатольевича. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Ю. Пантелеева, объяснения представителей Губернатора Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области. Екатеринбургской городской Думы, мнение представителя ГУ МВД России по Свердловской области, исследовав материалы дела. Уставный Суд Свердловской области
установил:
1. В пункте 7 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее Правила благоустройства) установлены запреты, связанные с обеспечением благоустройства, в том числе на перевозку грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, ветвей деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение атмосферного воздуха и дорог.
На момент обращения заявителя пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее Закон Свердловской области об административных правонарушениях) предусматривал ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, что влекло наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Постановлением административной комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 12 сентября 2013 года гражданин А.А. Черепанов за перевозку грунта без покрытия его брезентом был привлечен к административной ответственности и ему назначен административный штраф. Постановлением заместителя председателя Свердловского областного суда, рассмотревшего в порядке надзора жалобу А.А. Черепанова по делу об административном правонарушении, постановление административной комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга было оставлено без изменения (Постановление от 18 апреля 2014 года по делу N 4А-341/2014).
По мнению заявителя, федеральным законодательством не запрещена перевозка груза без покрытия его брезентом, если груз не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду, а оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт налагает запрет на перевозку грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, ветвей деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение атмосферного воздуха и дорог, и санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях, превышает размер санкции статьи 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым оспариваемые правовые нормы не соответствуют пункту 2 статьи 7 Устава Свердловской области.
Законами Свердловской области от 27 мая 2015 года N 38-ОЗ и от 12 октября 2015 года N 101-OЗ в оспариваемую норму внесены изменения, а именно: абзац первый пункта 1 статьи 17 дополнен словами "если эти действия (бездействие) не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом" и минимальный размер санкции снижен с трех тысяч до одной тысячи рублей. В деле об административном правонарушении заявителя пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях применялся в редакции, действовавшей во время совершения им правонарушения. Несмотря на принятые изменения, административная ответственность за нарушения установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов была сохранена. Поэтому проверке по настоящему делу в порядке уставного судопроизводства подлежит пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях в ныне действующей редакции.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются положения пункта 7 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части запрета перевозки грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, ветвей деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение атмосферного воздуха и дорог, и пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
2. В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На создание и обеспечение благоприятной окружающей среды направлена, в том числе деятельность по благоустройству территорий поселений. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 1 статьи 2) благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. При этом утверждение правил благоустройства территории городского округа отнесено к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты (пункт 25 части 1 статьи 16). Таким правовым актом в муниципальном образовании "город Екатеринбург" являются Правила благоустройства, в соответствии с которыми на территории муниципального образования "город Екатеринбург" дороги относятся к объектам внешнего благоустройства. Их содержание, то есть обеспечение чистоты, поддержание надлежащего физического, технического состояния, направлено на обеспечение и повышение уровня благоустройства поселения.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по содержанию автомобильных дорог определена как дорожная деятельность (пункт 6 статьи 3). К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13). Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 6 статьи 4). Использование автомобильных дорог местного значения осуществляется как в соответствии с федеральным и региональным законодательством, так и в соответствии с муниципальными правовыми актами (часть 3 статьи 27). При этом пользователям автомобильными дорогами запрещается нарушать установленные, в том числе и муниципальными правовыми актами, требования к ограничению использования автомобильных дорог (статья 29).
Следовательно, требование пункта 7 Правил благоустройства к обязательному покрытию перевозимых грузов принято для осуществления благоустройства территории в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, поддержания надлежащего технического, санитарного, эстетического и иного состояния муниципальных дорог как объекта внешнего благоустройства и транспортной инфраструктуры поселения, и, соответственно, не направлено на регулирование правоотношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Требование к обязательному покрытию перевозимых грузов носит самостоятельное праворегулирующее значение, не дублирует и не противоречит федеральному и региональному законодательству, принято органом местного самоуправления в порядке реализации полномочий по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения в области благоустройства и дорожной деятельности.
Таким образом, оспариваемые положения пункта 7 Правил благоустройства в части запрета перевозки грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, ветвей деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение атмосферного воздуха и дорог, не противоречат Уставу Свердловской области.
3. Конституция Российской Федерации устанавливает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Следовательно, федеральным законодательством законы субъектов Российской Федерации включены в состав законодательства об административных правонарушениях, а также установлены объем и пределы правотворческих полномочий субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации наделены правом своими законами устанавливать административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законодательством. Так оспариваемый заявителем пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.
Административная ответственность, установленная пунктом 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях, направлена на охрану общественных отношений в области благоустройства территории муниципального образования. Установленные муниципальными нормативными правовыми актами нормы в области благоустройства, в том числе запрет перевозки груза без покрытия, направлены на обеспечение благоустройства и не преследуют цели упорядочить дорожное движение.
Административная ответственность, установленная статьёй 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки грузов и буксировки и направлена на охрану общественных отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Следовательно, пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях и статья 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность за совершение административных правонарушений в различных сферах общественных отношений.
Таким образом, пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области об административных правонарушениях принят в пределах правотворческих полномочий органов законодательной власти Свердловской области и не противоречит Уставу Свердловской области.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области". Уставный Суд Свердловской области,
постановил:
1. Признать соответствующим Уставу Свердловской области пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
2. Признать соответствующим Уставу Свердловской области пункт 7 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части запрета перевозки грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, ветвей деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение атмосферного воздуха и дорог.
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области", "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".
|
Уставный Суд Свердловской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 11 февраля 2016 г.
Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 17 февраля 2016 г. N 28 (7837); в "Собрании законодательства Свердловской области", февраль 2016 г. N 2-1 (2016)