Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791
"О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы"
7 марта 1995 г.
В целях дальнейшего развития аграрной реформы, создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка и социального возрождения села Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (далее именуется - Программа), разработанную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации Программы и совершенствованию форм и методов проводимой аграрной реформы.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и объемах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой на 1995 год.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать состояние сельскохозяйственного производства, разработать региональные программы развития аграрной реформы с учетом настоящей Программы, местных условий и накопленного опыта проведения аграрных преобразований.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук оказывать помощь в разработке региональных программ развития аграрной реформы.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в I квартале 1995 г. проект Программы развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 года.
6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию организовать регулярные выступления руководителей и специалистов агропромышленного комплекса в телепрограммах и радиопередачах по вопросам аграрной реформы в Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации |
В.Черномырдин |
Программа
аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы
(одобрена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791)
7 марта 1995 г.
1. Введение
Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (далее именуется - Программа) подготовлена на базе программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформы и стабилизации российской экономики".
В Программе дана оценка социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований.
Сформулированы основные положения развития различных форм собственности и хозяйствования, государственной продовольственной политики, развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, ресурсного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и другие.
Представлен механизм регулирования аграрных и земельных отношений, комплекс мер по формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, кадровому и научному обеспечению, государственному и хозяйственному управлению агропромышленным комплексом.
С учетом либерализации цен предложены меры по упорядочению ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, экономической поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Программа является основой для разработки нормативно-правовых актов Российской Федерации по аграрной реформе, межгосударственных, федеральных и региональных программ развития агропромышленного комплекса.
2. Социально-экономическая ситуация и первые итоги аграрной реформы
Оценка сложившейся социально-экономической ситуации в агропромышленном комплексе свидетельствует о расширении прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Коллективные, кооперативные и акционерные аграрные структуры, колхозы и совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства получили в собственность землю и имущество для самостоятельного использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию, владеть контрольным пакетом акций приватизированных инфраструктурных предприятий и другие.
По предварительной оценке в собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям передано бесплатно 93 процента сельскохозяйственных угодий.
В ходе аграрной реформы создавалась новая аграрная структура. Колхозы и совхозы реорганизовались в коллективные, кооперативные, акционерные, другие частные сельскохозяйственные предприятия. Более 30 процентов колхозов и совхозов сохранили свой прежний статус с получением в собственность земли и имущества.
Формируется фермерский сектор путем передачи крестьянам земли и имущества в собственность для ведения товарного производства. Создано 269 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Расширился мелкотоварный сектор.
Вместе с тем аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны неустойчивость производственно-хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ценами и оплатой труда, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, дефицит бюджета, сокращение государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции и рост неплатежей между предприятиями, неконкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса на мировом рынке, его недостаточное законодательное обеспечение и другие.
Это привело к спаду производства сырья и продовольствия, сокращению посевных площадей зерновых и других культур, поголовья скота, усилению неэквивалентного обмена в народнохозяйственном комплексе, ухудшению финансового положения товаропроизводителей в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, снижению их платежеспособности и увеличению задолженности по банковским кредитам, формированию нецивилизованных продовольственных рынков и другим негативным последствиям.
Возникли и продолжают развиваться тенденции ухудшения производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющие его развитие на долгосрочную перспективу. При сокращении инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве и сфере переработки сельхозпродукции стареют производственные фонды. В 1993 году их сокращение превысило ввод новых мощностей в 2 раза.
Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий вызвала кризис в ресурсопроизводящих отраслях - сельскохозяйственном машиностроении, производстве минеральных удобрений и других.
Поставки новых тракторов сократились со 181 тыс. в 1985 году до 70 тыс. в 1993 году, грузовых автомобилей - со 170 тыс. до 39 тыс., сеялок - в 20 раз, культиваторов - в 4, зерноуборочных комбайнов - в 7 раз. В результате за последние 3 года в сельскохозяйственных предприятиях количество основных видов техники уменьшилось на 20 процентов.
Снижается плодородие земель. Объем внесения органических удобрений в 1993 году по сравнению с уровнем 1986-1990 годов сократился в 2,1 раза, минеральных - 3,4, известкования и фосфоритования почв - 1,9, гипсования - 4,5, противоэрозионных и лесозащитных мероприятий - 1,5 раза. Вдвое уменьшился объем работ по рекультивации земель, культуртехнические работы сократились в 5 раз, объемы осушения - 5,3, орошения - 12,5, реконструкции мелиоративных систем - 6 раз.
Приходит в упадок селекционная работа, разрушаются элитносеменоводческие и племенные хозяйства, значительная часть племенного скота реализуется на мясо.
Программа содержит комплекс мер для осуществления стратегии аграрных и земельных преобразований, направленных на преодоление кризиса в агропромышленном комплексе, и создания условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования.
3. Стратегия аграрной реформы
Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности за землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции.
Целью аграрной реформы является насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем по общественно приемлемым ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка, социального возрождения села, восстановления экологического равновесия.
Основными направлениями аграрной реформы предусматриваются:
разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса, поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;
введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;
земельная реформа;
комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;
формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;
реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;
создание рыночной инфраструктуры;
реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;
социальное преобразование села, подготовка кадров и другие.
В 1994 году реализуется система мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создается нормативно-правовая база реформы, вводится механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Создается конкурентная среда за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Проводится приватизация перерабатывающих, пищевых и обслуживающих предприятий с предоставлением сельскохозяйственным товаропроизводителям контрольных пакетов акций, формируется рыночная инфраструктура в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции и закупок средств производства.
В 1995 году будет продолжена работа по развитию на добровольной основе различных организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на основе сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Формируется механизм государственного регулирования внутреннего и внешнего рынка агропромышленного комплекса и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Продолжается преобразование отраслевой и территориальной структуры, принимаются меры по расширению производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса на основе конверсии и реализации отечественных разработок. Намечается остановить падение производства в животноводстве и других отраслях, сократить импорт продовольствия, создать необходимые финансовые, кадровые и материальные возможности для развития социальной инфраструктуры села.
Реализация антикризисных мер в период до 1996 года позволит добиться стабилизации агропромышленного производства, а затем - устойчивого развития предприятий и хозяйств всех секторов аграрной экономики.
4. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономическое регулирование аграрного рынка
Агропромышленный комплекс - один из важнейших секторов национальной экономики, за счет которого в Российской Федерации более чем на 70 процентов формируется рынок потребительских товаров, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья. В связи с этим агропромышленный комплекс должен пользоваться государственной поддержкой как один из важнейших приоритетов проводимой Правительством Российской Федерации экономической реформы.
Политика государственного аграрного протекционизма осуществляется на основе субсидирования, налогового и инвестиционного стимулирования. Государство создает различным формам хозяйствования в агропромышленном комплексе равные экономические и правовые условия для их функционирования с учетом уровня фондовооруженности, обеспечивает всем сельскохозяйственным товаропроизводителям свободу реализации продукции. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве осуществляется на основе полной материальной ответственности за ее результаты и предполагает создание необходимых запасов и резервов продовольствия.
Основную выгоду от экономической поддержки государства получают прежде всего наиболее конкурентоспособные предприятия, обеспечивающие полное и рациональное использование природно-экономического потенциала, производящие продукцию необходимого ассортимента и качества.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в условиях рыночной конъюнктуры самостоятельно определяют специализацию, объем производства и обеспечивают необходимую доходность при ценах, складывающихся от спроса и предложения.
4.1. Бюджетная политика
Финансовая поддержка агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:
создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства;
финансирование капитальных вложений на развитие сельскохозяйственных наук и реализацию федеральных целевых программ;
компенсация части затрат на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;
создание условий для перехода к возмещению из территориальных бюджетов затрат на социальное развитие села;
компенсация части затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры села, включая отопление жилых домов, находящихся на балансе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий;
дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды, а также льна и конопли;
дотирование развития племенного животноводства и птицеводства, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;
компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые для технологических нужд при выращивании овощей в защищенном грунте на специализированных сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях по первичной переработке льна и конопли, на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
финансирование государственных мероприятий по улучшению земель, содержанию ветеринарной сети и других;
возмещение части затрат ветеринарно-санитарных утилизационных заводов, части стоимости приобретаемых комбикормов, кормовой рыбы и других кормов животного происхождения;
оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств;
формирование страховой системы в аграрном секторе с компенсацией части страховых платежей за счет средств федерального бюджета.
Предусматривается осуществлять меры государственной поддержки хозяйств, расположенных в экстремальных и неблагоприятных для ведения производства регионах.
4.2. Кредитная политика
При проведении кредитной политики обеспечивается государственная поддержка предприятий и организаций агропромышленного комплекса за счет выделения централизованных кредитных ресурсов.
Правительственная комиссия по вопросам кредитной политики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации рассматривает по мере необходимости вопрос о выделении централизованных кредитных ресурсов для кредитования затрат предприятий и организаций агропромышленного комплекса, не включенных в расходы федерального бюджета.
Размеры кредитов, уровень процентной ставки, сроки погашения и меры ответственности за использование кредита и его возврат определяются на договорной основе между коммерческими банками и ссудозаемщиками, а по централизованным кредитам - Центральным банком Российской Федерации в соответствии с решениями Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики.
Центральный банк Российской Федерации по ходатайствам коммерческих банков, поддержанным главными управлениями (национальными банками) Центрального банка Российской Федерации, по мере наступления сроков погашения кредитов, не обеспеченных источниками возврата, рассматривает в пределах своей компетенции вопрос об отсрочке возврата ссуд, предоставленных предприятиям и организациям агропромышленного комплекса из централизованных кредитных ресурсов.
В интересах улучшения кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций агропромышленного комплекса продолжается создание сельскохозяйственных кооперативных и других банков, действующих на принципах кредитной кооперации.
4.3. Ценовая политика
Ценовая политика в аграрном секторе направлена на повышение эффективности использования производственных ресурсов, стабилизацию и подъем производства сельскохозяйственной продукции на основе развития рыночных отношений.
Государственная ценовая политика предусматривает:
применение свободных рыночных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой;
постепенный переход к механизму минимальных гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральный и региональные продовольственные фонды, обеспечивающих сельскохозяйственным товаропроизводителям возмещение среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного производства, а также уровень доходности, достаточный для простого воспроизводства;
введение залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в сбыте продукции, ослабление монопольного положения заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур;
соблюдение принципов паритета в экономических взаимоотношениях между предприятиями сельского хозяйства и других отраслей, организация и проведение работ по расчету паритетных индексов в агропромышленном комплексе.
Для совершенствования системы цен на продукцию агропромышленного комплекса осуществляются меры по упорядочению экономического механизма взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, заготовительными, перерабатывающими предприятиями и торговлей на основе оценки реального вклада всех участников процесса воспроизводства в создаваемый конечный продукт. В территориальных агропромышленных формированиях с полным циклом производства, переработки и реализации продукции контроль за ценами на сельскохозяйственное сырье, расценками на услуги, движением капиталов осуществляется самими участниками этих формирований.
Для своевременного принятия и повышения эффективности управленческих и хозяйственных решений на всех уровнях расширяется система ценового мониторинга, обеспечивающая информирование органов управления и субъектов рынка о ценах на реализуемую и приобретаемую селом продукцию и других факторах рыночной конъюнктуры, складывающихся в различных регионах России, о колебаниях цен, динамике издержек производства.
4.4. Налоговая политика
Налоговая политика в агропромышленном комплексе ориентируется на стимулирование товаропроизводителей в насыщении продовольственного рынка по социально приемлемым ценам, а также на техническое перевооружение предприятий по производству, переработке сельскохозяйственного сырья и хранению продукции. По отношению к сельскохозяйственным предприятиям в этот период она должна исходить из необходимости соблюдения льгот по налогообложению, ранее введенных для колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предлагается введение для сельскохозяйственных товаропроизводителей единого земельного налога в виде рентного платежа, не зависящего от результатов хозяйственной деятельности, с одновременным освобождением их от других федеральных налогов, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на имущество, не используемого в сельскохозяйственном производстве и переработке собственного сырья, а также отчислений во внебюджетные фонды.
Объектом налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является земля в стоимостном выражении, находящаяся в их собственности, владении и пользовании, кроме аренды.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с предоставленными им правами могут устанавливать другие налоги и сборы. Перечень этих налогов и сборов, а также предельные ставки для предприятий и организаций агропромышленного производства предусматриваются федеральным законодательством.
5. Земельные отношения в сельском хозяйстве
Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве предусматривает:
закрепление земельных участков в частную собственность (граждан Российской Федерации, их объединений, юридических лиц), государственную (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации), муниципальную и иные формы собственности;
перераспределение земель и юридическое закрепление прав на землю за собственниками, владельцами, пользователями;
формирование земельного рынка с учетом целевого использования земель и необходимых ограничений землепользования;
платное пользование землей, введение залога земель сельскохозяйственного назначения с целью получения заемных средств для сельских товаропроизводителей;
создание условий для закрепления сельских жителей, заселения сельской местности, не обеспеченной трудовыми ресурсами, жителями городов, переселенцами, военнослужащими, уволенными в запас из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации;
формирование и размещение экологически и экономически обоснованных, компактных и оптимальных по площади землепользований с учетом восстановления и сохранения природных ландшафтов;
осуществление государственного контроля за предоставлением, использованием и охраной земель.
5.1. Права граждан и юридических лиц на землю
Земля может предоставляться гражданам в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду и временное пользование. Государственным сельскохозяйственным предприятиям земля предоставляется в бессрочное (постоянное) пользование, а другим юридическим лицам - в собственность, бессрочное (постоянное) пользование и аренду.
В ходе земельной реформы земля передается в собственность граждан бесплатно в пределах установленных норм и за плату до установленных предельных размеров. Право собственности на землю, право на землепользование или землевладение удостоверяется соответствующим документом, выдаваемым в установленном порядке.
В общей совместной и общей долевой собственности граждан может находиться земля реорганизованных колхозов, совхозов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вопросы владения и пользования земельными участками регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
5.2. Купля-продажа и аренда земель
Операции по купле-продаже земельных участков и реализация прав органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц при их совершении осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Государство проводит политику по предотвращению спекуляции землей, коррупции, концентрации больших площадей земли в собственности отдельных лиц, обеспечивает ограничение наделов земли, целевое ее использование и личное трудовое участие собственников земли в сельскохозяйственном производстве.
Арендодателями земли могут выступать все категории собственников земли, арендаторами - все категории сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Иностранным гражданам и юридическим лицам земельные участки предоставляются только в аренду, если иное не предусмотрено федеральным законом.
5.3. Залог сельскохозяйственных земель
В целях привлечения кредитных ресурсов в сельское хозяйство предусматривается введение залоговых операций в соответствии с действующим законодательством. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, части их с недвижимым имуществом или без него, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, могут быть переданы в залог банку или иной кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление залоговых операций.
Предмет залога, объекты и сроки кредитования, процентные ставки, взаимные обязательства и ответственность залогодателя и залогодержателя, другие условия кредитования определяются сторонами в кредитном договоре и договоре залога с учетом требований действующего законодательства. Оценочная стоимость земельного участка устанавливается договором, но не ниже нормативной цены земли.
5.4. Рациональное использование земель
Реализация основных мер, проводимых государством по рациональному использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения, включает:
применение системы компенсационных выплат при изъятии сельскохозяйственных земель для государственных и общественных нужд;
ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель по структуре, количеству и качеству земельных угодий;
применение механизма экономических санкций за нарушения экологического равновесия при землепользовании и материального поощрения за повышение плодородия почв, сохранение и улучшение природного ландшафта;
выполнение государственных программ по повышению плодородия почв, использованию и охране земельных ресурсов, консервации земель, находящихся под угрозой потери плодородия, заселению неиспользуемых земель с целью их освоения;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
выкуп и изъятие земель (прекращение прав собственности на землю, включая принудительное, прав владения, пожизненного наследуемого пользования) в случаях их использования не по целевому назначению.
6. Формирование конкурентной среды в агропромышленном комплексе
В ходе реформирования предприятий агропромышленного комплекса создается новая аграрная структура. Проводимые преобразования предусматривают изменение отношений собственности, которое направлено на устранение государственной монополии и формирование конкурентной среды в агропромышленном комплексе.
Основой формирования конкурентной среды в агропромышленном комплексе являются:
реформирование и приватизация предприятий и организаций всех отраслей агропромышленного комплекса;
создание многосекторной аграрной экономики;
демонополизация предприятий агропромышленного комплекса;
развитие рыночной инфраструктуры на принципах кооперации и агропромышленной интеграции.
6.1. Реформирование и приватизация предприятий и организаций агропромышленного комплекса
Реформирование и приватизация предприятий и организаций агропромышленного комплекса нацелены на формирование новых производственных структур, в наибольшей степени отвечающих условиям рыночной экономики.
Реформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий осуществляется путем:
выдачи свидетельств на право собственности на землю и свидетельств о праве на имущественные паи лицам, имеющим право на их получение в соответствии с действующим законодательством;
предоставления собственникам земельных и имущественных паев возможности совершения сделок по операциям с ними на основе заключаемых договоров и иных предусмотренных действующим законодательством способов распоряжения собственностью;
проведения реорганизации сельскохозяйственных предприятий на основе добровольного волеизъявления собственников земельных и имущественных паев.
В основу раздела земли и имущества заложены следующие принципы:
социально справедливое распределение земли и имущества;
обязательное, как правило, участие собственников земли и имущества в сельскохозяйственном производстве;
соблюдение норм при предоставлении и закреплении имеющихся земельных участков в собственность.
Дальнейшее преобразование производственных отношений в агропромышленном комплексе будет носить постепенный характер. Институциональные преобразования пойдут в направлении создания рациональных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка. При этом будет соблюдаться принцип добровольности выбора новых форм хозяйствования.
Приватизация предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса производится путем акционирования по первому варианту Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Остальные акции в течение трех месяцев с момента принятия решения о приватизации предлагаются для продажи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприятия в пределах устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации квот.
На предприятиях, приватизированных иным способом, может осуществляться дополнительная эмиссия акций под увеличение уставного капитала, в том числе путем переоценки имущества с последующей передачей (продажей) их сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Возможно преобразование акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные путем объединения деятельности и капитала с сельскохозяйственными товаропроизводителями и оформления акций в кооперативные доли с обеспечением в органах их управления большинства голосов за сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Реорганизация и приватизация государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, созданных на средства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также бюджетных ассигнований, осуществляются путем акционирования с передачей акций на кооперативную долю хозяйствам-пайщикам.
См. Положение о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. N 179
Создание новых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, материально-техническому обслуживанию и обеспечению агропромышленного комплекса целесообразно осуществлять на кооперативной основе.
6.2. Многосекторная аграрная экономика
В ходе земельной реформы и преобразования отношений собственности на основе реорганизации колхозов и совхозов и приватизации инфраструктурных предприятий агропромышленного комплекса формируются государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы аграрной экономики.
Государственный сектор включает сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на базе федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации. Земельные участки предоставляются государственным сельскохозяйственным предприятиям бесплатно в постоянное (бессрочное) пользование.
Сфера деятельности государственных предприятий и организаций включает в себя производство товарной продукции, прежде всего для государственных нужд, проведение государственной политики в области семеноводства и племенного животноводства, внедрение передовых технологий, проведение научных исследований и подготовку кадров, осуществление карантинно-ветеринарных и других государственных мероприятий.
Учет государственных предприятий ведется в Реестре предприятий и организаций государственного сектора агропромышленного комплекса. С государственными предприятиями агропромышленного комплекса Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации взаимодействует в соответствии с программами развития отраслей агропромышленного комплекса.
Коллективный сектор представляют предприятия, земля, средства производства и произведенная продукция которых находятся в общей совместной собственности.
Стоимость имущества коллективных предприятий может включаться в неделимый фонд в размерах, устанавливаемых трудовым коллективом предприятия.
Распределение имущества по паям осуществляется в соответствии с уставом коллективного предприятия. Паевой имущественный фонд на коллективных предприятиях формируется за счет части имущества, приобретенного в процессе их деятельности.
Производственные и обслуживающие подразделения коллективных предприятий не имеют статуса юридического лица и осуществляют свою производственную деятельность на принципах внутрихозяйственного расчета.
Кооперативный сектор включает предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования) и формирования общего имущества с целью обеспечения своих хозяйственных потребностей или совместного сельскохозяйственного производства.
По видам деятельности кооперативы разделяются на производственные, обслуживающие, кредитные и страховые.
Акционерный сектор представляют предприятия, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества (акционеров) с целью осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.
Фермерский сектор создается путем безвозмездной передачи крестьянам земли и имущества в собственность, а также в аренду. Государством создаются соответствующие экономические, материальные и социальные условия жизнедеятельности фермерских хозяйств. При это учитывается низкий стартовый уровень их материально-технической базы, необходимость поддержания фермерских доходов на определенном уровне.
Мелкотоварный сектор включает сельскохозяйственное производство, имущество и произведенная продукция которых принадлежат гражданам на правах индивидуальной частной собственности. В мелкотоварном секторе функционируют индивидуальные семейные сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства, собственники коллективных садов и огородов, животноводческие товарищества и другие.
Личные подсобные хозяйства являются экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования в системе многоукладной аграрной экономики. Они могут вступать в договорные отношения с предприятиями и организациями, кооперироваться в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции или иных видов предпринимательской деятельности. Они могут быть формой вторичной занятости населения или основным (единственным) местом работы.
В целях дальнейшего развития мелкотоварного сектора предусматривается:
увеличение земельного фонда владельцев личных подсобных хозяйств, членов садоводческих и огородных товариществ, животноводческих кооперативов;
расширение сети репродукторных хозяйств, обеспечивающих население семенами, саженцами, молодняком скота и птицы;
принятие законодательных актов о порядке зачета трудового стажа, назначении пенсий, социальных пособий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и другие.
Во всех секторах аграрной экономики производство должно ориентироваться на применение индустриальных технологий.
В целях обеспечения необходимых условий для производства, заготовки, транспортировки, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции создаются разнообразные типы агропромышленных формирований на основе вертикальной кооперации и агропромышленной интеграции путем объединения в единый производственный комплекс взаимосвязанных сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий.
Основными организационными формами агропромышленной интеграции являются объединения, ассоциации, союзы с полным циклом агропромышленного производства. Они могут создаваться по отраслевому и территориальному признакам.
В качестве участников кооперации на всех уровнях могут выступать сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому и иному обслуживанию, материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, промышленные предприятия, коммерческие банки, иностранные и другие инвесторы.
6.3. Демонополизация предприятий агропромышленного комплекса
Предприятия по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса в большинстве случаев занимают монопольное положение по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Ограничение монополистической деятельности этих предприятий предусматривает решение следующих задач:
предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям контрольного пакета акций приватизированных предприятий промышленности и агросервиса путем расширения льгот на приобретение акций сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также преобразования акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные;
развитие предпринимательских структур на базе инфраструктурных объектов реформируемых колхозов и совхозов;
сокращение системы государственного распределения материально-технических ресурсов и переход к рыночным принципам организации обращения товаров;
увеличение числа конкурентоспособных производств, запрещение перепрофилирования предприятий переработки и агросервиса;
обеспечение правовых и экономических условий для выделения структурных подразделений из состава предприятий-монополистов, сдерживающих развитие конкуренции и ограничивающих их самостоятельность;
коммерциализация оптовой, розничной торговли и общественного питания и лицензирование их деятельности;
создание информационной базы данных об уровне концентрации производства в основных отраслях агропромышленного комплекса;
разработка и реализация федеральной и региональных программ по демонополизации экономики в агропромышленном комплексе.
7. Государственная продовольственная политика в условиях аграрного рынка
Основными направлениями государственной политики в области формирования продовольственных ресурсов предусматривается:
предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям-собственникам всей произведенной продукции права самостоятельной ее реализации на свободном рынке или государственным заготовительным организациям по заключенным контрактам. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей создаются два основных направления реализации: свободная продажа по относительно высоким ценам, но с коммерческим риском и гарантированный сбыт по сравнительно низким ценам;
формирование для федеральных государственных нужд продовольственных фондов по зерну, мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, яйцам, пищевой рыбной продукции, сахару, растительному маслу, картофелю и овощам для удовлетворения потребностей военнослужащих и приравненных к ним категорий потребителей, снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, частично городов Москвы и Санкт-Петербурга;
создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных продовольственных фондов в основном за счет собственных финансовых ресурсов;
формирование рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе;
уменьшение продовольственной и ресурсной зависимости от зарубежных стран.
Сельским товаропроизводителям в 30-дневный срок с момента заключения договора (контракта) на продажу в федеральные государственные ресурсы зерна, картофеля, овощей, сахарной свеклы и семян масличных культур для выработки сахара и растительного масла выплачивается аванс в размере 50 процентов стоимости законтрактованной продукции. Стартовые цены на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, определяются соглашением между государственными заказчиками, его уполномоченными представителями и поставщиками с последующей индексацией.
Залоговые операции осуществляются на коммерческих основах в соответствии с действующим законодательством.
Получат развитие торговля фьючерсными контрактами на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а также форвардные операции с указанной продукцией.
8. Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе
Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе осуществляется на кооперативной основе за счет расширения базы фирменной розничной торговли, создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее непосредственного производства и потребления, формирования оптовых продовольственных рынков по реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки, товарных бирж сельскохозяйственного сырья, обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям беспрепятственного выхода на рынок, создания и применения автоматизированных информационных систем, охватывающих сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятия оптовой и розничной торговли и другие.
Перспективным направлением развития рыночной инфраструктуры является создание сети оптовых продовольственных рынков, которые позволяют:
сократить этапы движения сельскохозяйственных продуктов от товаропроизводителя до розничной торговли с минимальным количеством перевалок и посредников;
создать альтернативные каналы реализации продукции, упростить процедуру поиска покупателя и продавца.
Механизм распределения и перемещения сельскохозяйственной продукции от сельскохозяйственных товаропроизводителей до розничной торговли включает создание в крупных городах и промышленных центрах региональных, городских оптовых рынков по торговле скоропортящейся продукцией в форме акционерных предприятий, а также районных оптовых и сельских продовольственных рынков.
Намечается сформировать в крупных товарных зонах сельскохозяйственного производства ассоциации специализированных товарных сырьевых агробирж, осуществляющих торговлю зерном, маслосеменами, растительным маслом, сахаром, льноволокном, шерстью и рядом других продуктов и заключающих форвардные и фьючерсные контракты на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
9. Структурная реформа агропромышленного комплекса
Структурную перестройку АПК предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
обеспечение сбалансированного развития всех сфер агропромышленного комплекса - сельского хозяйства, перерабатывающих, пищевых, ресурсо- и фондопроизводящих отраслей промышленности, производственной и социальной инфраструктуры на основе реализации приоритетных государственных целевых программ: "Хлеб России", "Повышение плодородия почв России", "Возрождение российского льна", "Сахар", "Масло", "Соя", "Рыба", "Детское питание", "Машиностроение для агропромышленного комплекса" и других;
технико-технологическое переоснащение агропромышленного производства, активизация инновационных процессов;
поддержка частных инвестиций;
распространение ресурсосберегающих технологий;
восстановление хозяйственных связей с государствами - участниками СНГ, Прибалтики и Восточной Европы;
приоритетное развитие индустриального сельскохозяйственного производства, животноводческих комплексов и птицефабрик;
формирование рыночной инфраструктуры.
Выполнение государственных целевых программ намечается обеспечить за счет бюджетного финансирования, внебюджетных средств, собственных средств товаропроизводителей, частичного отечественного и зарубежного капитала, централизованных кредитных ресурсов.
С целью повышения эффективности инвестиционного стимулирования будут осуществлены меры по:
сокращению инвестиционного цикла за счет снижения сроков продолжительности проектирования и строительства, совмещения проектных и строительных работ, деятельности подрядных организаций на конкурсной основе;
ускорению научно-технического прогресса на основе применения новейших технологических процессов, высокоэффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий, новой техники и автоматизации производственных процессов;
преимущественному использованию местных строительных материалов, унифицированных деталей и блоков;
сокращению сроков ввода в эксплуатацию новых и незавершенных строительных объектов и удешевлению стоимости строительства;
ускорению сроков освоения производственных мощностей и выведения их на проектную мощность.
Инвестиции по наращиванию производственного потенциала в агропромышленном комплексе будут направлены в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий по производству и переработке маслосемян, сахарной свеклы, молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции.
В целях преодоления локального монополизма в сфере переработки сельскохозяйственного сырья, сокращения потерь и увеличения выхода конечной продукции намечается переориентация в инвестиционной политике на сочетание крупнотоварных современных перерабатывающих предприятий с предприятиями средней мощности, а также строительство перерабатывающих цехов в отдаленных районах сельской местности для использования сырья, не требующего глубокой переработки.
Сохранятся инвестиции на мероприятия по повышению плодородия почв, в том числе на мелиорацию. Работы по мелиорации земель предполагается проводить комплексно, увязывая их с планами развития районов, хозяйств, а также с сельскохозяйственным обустройством территории, дорожным, жилищным и культурно-бытовым строительством, предусматривая сбалансированный по срокам ввод мелиорированных площадей и объектов производственного и непроизводственного назначения, развития фермерских хозяйств.
За счет конверсии оборонных отраслей предусматривается увеличение производства современного технологического оборудования в перерабатывающих отраслях, машин и приборов для нужд сельскохозяйственной науки и производства.
На период становления рынка средств производства на федеральном уровне сохраняются функции выявления и учета потребности агропромышленного комплекса в материально-технических ресурсах.
Областное (краевое, республиканское) звено службы снабжения агропромышленного комплекса выявляет потребность своего региона в ресурсах, оформляет договорные отношения с поставщиками, заключает прямые договоры с заводами-изготовителями и другими поставщиками по обеспечению материально-техническими ресурсами своего региона.
Районное звено службы снабжения выявляет потребность и платежеспособность обслуживаемых предприятий, составляет годовые заявки на снабжение, заключает с потребителями договоры на поставку, получение, хранение и доставку товаров.
Реализацию и фирменное обслуживание наиболее сложной техники и оборудования обеспечивают заводы-изготовители или их ассоциации сетью своих филиалов (дилерских пунктов).
Лизинговые операции осуществляются специализированными лизинговыми компаниями путем сдачи во временное пользование сельскохозяйственным товаропроизводителям имущества с периодической оплатой его стоимости. Лизинговые компании по договоренности с потребителем закупают необходимое оборудование, машины и предоставляют их в аренду потребителю.
10. Внешнеэкономическая деятельность
Основные направления внешнеэкономической деятельности предусматривают:
совершенствование структуры импорта и экспорта товаров и государственную поддержку экспорта;
тарифное регулирование импортно-экспортных операций;
развитие интеграционных и кооперационных внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами на основе межгосударственных программ, в том числе международного научно-технического сотрудничества.
Для реализации указанных направлений предусматривается:
последовательное сокращение импорта сельскохозяйственной продукции и сырья, которые могут производиться в России ;
переход от импорта сельскохозяйственной продукции на импорт товаров производственно-технического назначения, включая новые технологии, "ноу-хау" и лицензии на производство машин, оборудования, материалов.
Для выработки механизма стимулирования экспорта основных видов продукции агропромышленного комплекса, согласования единой политики на внешнем рынке и защиты интересов отечественных товаропроизводителей могут быть созданы объединения экспортеров.
Предусматривается в случае необходимости привлечение российскими партнерами под свою ответственность целевых иностранных кредитов, в том числе международных финансовых организаций, частных предприятий и лиц, для оплаты продовольствия, полученного в результате совместного (кооперированного) производства с иностранными партнерами, а также продукции материально-технического назначения, производимой с их участием и используемой непосредственно в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
Развитие сотрудничества с государствами-участниками СНГ осуществляется путем участия Российской Федерации в работе Межправительственного Совета по вопросам агропромышленного комплекса, разработке организационных основ создания общего аграрного рынка, механизмов межгосударственного регулирования и реализации совместных программ, создании межотраслевых корпораций, объединяющих предприятия всех форм собственности государств - участников СНГ в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
11. Реформирование системы управления
В основу совершенствования системы управления агропромышленным комплексом в условиях рыночной экономики заложены следующие принципы:
управление агропромышленным комплексом и регулирование его развития осуществляется как единым целым;
соблюдение положений Федеративного договора во взаимоотношениях между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
управление государственным имуществом предприятий и организаций, утверждение уставов этих предприятий, заключение контрактов с их руководителями;
государственное обеспечение деятельности сельскохозяйственных инспекций по заготовкам и качеству продукции, семян и посадочного материала, защите и карантину растений, ветеринарии, племенному делу, химизации, техническому надзору за состоянием самоходных машин и оборудования, охране труда и технике безопасности.
Ведущим федеральным органом исполнительной власти в агропромышленном комплексе является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, на которое возлагаются функции управления агропромышленным комплексом и ответственность совместно с другими федеральными органами управления агропромышленного комплекса за проведение государственной политики по его развитию.
Государственное управление агропромышленным комплексом в республиках, краях и областях Российской Федерации осуществляется министерствами сельского хозяйства республик, управлениями (департаментами) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, районными управлениями (отделами) сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия перерабатывающих и обслуживающих отраслей создают на добровольных началах кооперативные и акционерные агропромышленные объединения, фирмы, комбинаты, а также концерны, корпорации и другие формирования, функционирующие на принципах хозяйственного самоуправления. Эти органы могут во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации координировать деятельность хозяйств и предприятий-учредителей, представлять и защищать их интересы.
12. Социальная политика
Социальная политика на селе направлена на повышение жизненного уровня сельского населения, ускоренное развитие социальной сферы на селе в целях сокращения разрыва в условиях жизни людей в городах и сельских населенных пунктах.
Основой этой политики должно стать создание благоприятных экономических условий для повышения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, укрепление экономического и социального положения сельской семьи (двора).
Особенностями социальной политики на селе являются:
сохранение гарантий социальной защищенности сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования;
передача объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий муниципалитетам и органам местного самоуправления и обеспечение бесперебойного функционирования школ, домов культуры, медицинских учреждений и других социальных объектов. По решению трудового коллектива отдельные объекты социальной инфраструктуры могут оставаться на балансе сельскохозяйственных предприятий;
формирование стабильных финансовых ресурсов, обеспечивающих содержание и развитие социальной инфраструктуры села, строительство на селе дорог, объектов связи, электрификации и газификации;
механизация сельского хозяйства, внедрение передовых технологий в сельскохозяйственное производство, обеспечивающих улучшение и облегчение условий труда.
Предусматривается сокращение разрыва в оплате труда работников сельского хозяйства по сравнению с работниками отраслей промышленности, обеспечение гарантированности оплаты труда работников государственных сельскохозяйственных предприятий на базе Единой тарифной сетки, носящей рекомендательный характер, и тарификации работников массовых профессий, а также льготное пенсионное обеспечение отдельных категорий работников сельского хозяйства.
Развитие сельских населенных пунктов намечается осуществлять в гармоничном сочетании всех традиционно сложившихся форм расселения - сел, деревень, поселков, поселений, станиц, хуторов и других - при полном равноправии каждой из них. На селе и в малых городах, интегрированных с селом, обеспечиваются опережающие темпы строительства жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, коммунально-бытового назначения, благоустройства дорог, а также развития связи, радиофикации, медицинского, бытового и других видов обслуживания.
Государственная социальная политика на федеральном и региональном уровнях направлена на обеспечение строительства, реконструкции и улучшения содержания автомобильных дорог, объектов газификации, электрификации, связи и водоснабжения, разработку генеральных планов комплексного развития территорий сельскохозяйственных предприятий, проектов новых типов жилых домов и общественных зданий, землеустройство и противоэпизоотические мероприятия.
Муниципальная социальная политика реализуется за счет образования фондов сельскохозяйственных предприятий и органов местного самоуправления, которые используются для строительства и содержания жилых домов, местных систем газоснабжения, водо- и теплоснабжения и других объектов.
Финансирование социального обустройства населенных пунктов также осуществляется за счет привлечения средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, промышленных и строительных организаций. Органы местного самоуправления образуют фонды социального развития села за счет добровольных целевых отчислений предприятий, организаций и учреждений. Для выполнения программы социального обустройства села органы местного самоуправления содействуют развитию индивидуального жилищного строительства.
13. Кадровая политика
Основными направлениями реализации государственной кадровой политики являются:
подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации на базе интеграции образования, производства и науки;
организация массовой подготовки и переподготовки менеджеров аграрного сектора;
создание системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих;
развитие всех организационно-правовых форм учебных заведений на государственной и частной основе.
Это потребует упорядочения сети учебных заведений агропромышленного комплекса с учетом сочетания отраслевого принципа ее организации с широкой межотраслевой и региональной кооперацией и интеграцией, организации новых типов высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля (аграрные университеты), средних учебных заведений (колледжи).
Организация подготовки и переподготовки менеджеров осуществляется на базе школ управления агропромышленным комплексом и факультетов повышения квалификации при сельскохозяйственных вузах. При подготовке менеджеров предполагается широко использовать опыт зарубежных фирм.
С целью подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса наряду с традиционными формами будут развиваться качественно новые типы учебных заведений (колледжи, лицеи, реальные училища и другие). В основу профессионально-технического образования будет положено повышение качества обучения, подготовка рабочих, фермеров, способных к самостоятельному образованию, повышению квалификации на протяжении всей трудовой деятельности. Предусматривается разработка нового перечня интегрированных профессий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, упорядочение сети профтехучилищ, их размещения, в случае необходимости перепрофилирование ряда действующих училищ, организация районных (межрайонных) учебных центров на базе профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений.
14. Организация научного обеспечения агропромышленного комплекса
Научное обеспечение агропромышленного комплекса возлагается на Российскую академию сельскохозяйственных наук, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Российская академия сельскохозяйственных наук обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и важнейших прикладных исследований. На нее возложено научно-методическое руководство всеми научными исследованиями независимо от ведомственной принадлежности их исполнителей, подготовка научных кадров и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством науки и технической политики Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации она формирует государственную научно-техническую политику в аграрном секторе, разрабатывает методы, формы и условия реализации достижений науки и техники в производство.
В новых условиях вся прикладная аграрная наука должна быть интегрирована с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Государственными заказчиками на прикладные научные исследования выступают Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти исследования финансируются из специального фонда Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, формируемого за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований.
Научное обеспечение агропромышленного комплекса реализуется через механизм государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, разрабатываемых по заказам производства научными учреждениями и коллективами ученых и выполняемых на конкурсной основе.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук разрешается по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации использовать в установленных размерах централизованные капиталовложения на реализацию государственных и региональных целевых научно-технических программ.
Для разработки, финансирования и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг) создаются отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанные внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Образование и использование отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется в соответствии с установленным порядком.
Предусматривается создание государственных научных центров, государственных аграрных университетов и других учреждений на базе интеграции образования, науки и производства.
Консультационная деятельность будет развиваться на базе создаваемых в регионах информационно-консультационных центров по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляться как государственными, так и различного рода коммерческими структурами. Затраты на содержание информационно-консультационных центров должны возмещаться за счет поступлений за выполненные работы и оказанные услуги и ассигнований из федерального и местных бюджетов.
15. Региональный аспект аграрной реформы
Управление процессом аграрных преобразований осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом экономических, природно-климатических, демографических и других особенностей регионов. Субъекты Российской Федерации принимают программы аграрной реформы на основе принципов, изложенных в данной Программе. Кроме того, в региональных программах предусматриваются меры по расширению производства сырья и продовольствия с учетом рыночной конъюнктуры, активизации инвестиционной деятельности, улучшению условий жизни сельского населения и другие вопросы экономического и социального развития агропромышленного комплекса.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственное регулирование развития агропромышленного комплекса территории, разрабатывают и осуществляют стратегию и координацию развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сервисного обслуживания, ресурсо- и фондопроизводящих областей, производственной и социальной инфраструктуры, развития оптовых продовольственных и технических рынков, сервисной и кредитной производственной кооперации, маркетинга, консультационной деятельности, других элементов рыночной инфраструктуры в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Эти органы выполняют контрольно-инспекционные функции, реализуют региональную продовольственную, техническую, технологическую, бюджетную, кредитную, налоговую, ценовую, инвестиционную и социальную политику в агропромышленном комплексе территории в целом.
В административных районах местными администрациями создаются районные управления сельского хозяйства и продовольствия. Они осуществляют координацию и регулирование развития агропромышленного производства, реализуют технологическую и инвестиционную политику, участвуют в организации рыночной инфраструктуры, осуществляют контрольно-инспекционную, консультационную и информационную деятельность в агропромышленном комплексе.
В целях эффективного использования природно-экономических условий, увеличения производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья для нужд индустриальных регионов предусматривается разработка и реализация Федеральной программы возрождения областей Центральной России.
16. Нормативно-правовое обеспечение агропромышленного комплекса
Реализация Программы предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы, создание организационно-экономических, финансовых и правовых условий для самостоятельного хозяйствования предприятий с различным организационно-правовым статусом.
Принятые нормативные акты не охватывают всех особенностей развития сельского хозяйства и смежных с ним отраслей, не регулируют многие проблемы, связанные с реализацией механизма проведения аграрных и земельных преобразований. Требуется в течение 1994-1995 годов разработать нормативно-правовые акты по аграрной политике.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 215 в настоящее приложение внесены изменения
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение
в Российской Федерации
на 1994-1995 годы
Таблица
нормативно-правовых актов по аграрной политике
7 марта 1995 г.
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
| Наименование | Форма | Сроки | Исполнители |
| нормативного акта | документа | подго- | |
| | | товки | |
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
| | | | |
|Земельный кодекс |закон | июнь |Роскомзем |
|Российской Федерации |Российской | 1994 г. |Минсельхозпрод |
| |Федерации | |России |
| | | |Минфин России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Госкомимущество |
| | | |России |
| | | |Госналогслужба |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О крестьянском |закон | июль |Минсельхозпрод |
|(фермерском) хозяйстве |Российской | 1994 г. |России |
| |Федерации | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О продовольственных |постановление| июль |Минсельхозпрод |
|оптовых рынках в |Правительства| 1994 г. |России |
|агропромышленном |Российской | |Минэкономики |
|комплексе |Федерации | |России |
| | | |Роскомторг |
| | | |Центросоюз |
| | | |Российской |
| | | |Федерации |
| | | |Минфин России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Роскомрыболовство |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О племенном деле в |закон | июль |Минсельхозпрод |
|животноводстве |Российской | 1994 г. |России |
| |Федерации | |Россельхозакадемия|
| | | |Минфин России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О сельскохозяйственной |закон | июль |Минсельхозпрод |
|кооперации |Российской | 1994 г. |России |
| |Федерации | |Роскомзем |
| | | |Госкомимущество |
| | | |России, АККОР |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минфин России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Центросоюз |
| | | |Российской |
| | | |Федерации |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О внесении изменений и |закон | июнь |Роскомзем |
|дополнений в Закон |Российской | 1994 г. |Минфин России |
|Российской Федерации |Федерации | |Роскомцен |
|"О плате за землю" | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минсельхозпрод |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
В Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" были внесены изменения Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ
|Федеральная государственная |постановление| июнь |Минэкономики |
|программа развития |Правительства| 1994 г. |России |
|машиностроения для |Российской | |Минсельхозпрод |
|агропромышленного |Федерации | |России |
|комплекса России | | |Роскоммаш |
| | | |Роскомоборонпром |
| | | |Минатом России |
| | | |Миннауки России |
| | | |Минфин России |
| | | | |
|О закупках и поставках |постановление| август |Минсельхозпрод |
|сельскохозяйственной |Правительства| 1994 г. |России |
|продукции для |Российской | |Минэкономики |
|государственных нужд |Федерации | |России |
| | | |Роскомторг |
| | | |Минобороны |
| | | |России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О государственном |основы | ноябрь |Минсельхозпрод |
|регулировании |законода- | 1994 г. |России |
|агропромышленного |тельства | |Минэкономики |
|производства |Российской | |России |
| |Федерации | |Госкомимущество |
| | | |России |
| | | |Госналогслужба |
| | | |России |
| | | |Минфин России |
| | | |ГКАП России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О семенах |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
| |Российской | |России |
| |Федерации | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Россельхозакадемия|
| | | |Минфин России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О страховании |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
|сельскохозяйственных |Российской | |России |
|предприятий |Федерации | |Банк России |
| | | |Росстрахнадзор |
| | | |Росгосстрах |
| | | |Минфин России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О мелиорации |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
| |Российской | |России |
| |Федерации | |Роскомзем |
| | | |Роскомвод |
| | | |Минприроды России |
| | | |Минэкономики |
| | | |России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
|О сельскохозяйственном |закон | 1995 г. |Минсельхозпрод |
|научном учреждении и его |Российской | |России |
|научно-производственной |Федерации | |Россельхозакадемия|
|базе | | |Госкомимущество |
| | | |России |
| | | |Миннауки России |
| | | |Минюст России |
| | | | |
+----------------------------+-------------+---------+------------------+
В настоящий перечень проектов нормативных документов включены первоочередные законопроекты по правовому регулированию хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, развитию сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, регулированию земельных отношений в сельском хозяйстве.
Настоящая Программа включает основные направления программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики". Ее реализация позволит добиться стабилизации агропромышленного производства, развития всех форм хозяйствования.
Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791 "О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 4 августа 1994 г. N 147, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 августа 1994 г. N 14 ст. 1628
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 215