Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минприроды РФ
от 11 августа 1994 г. N 246
Федеральная целевая программа
снижения уровня облучения населения России и производственного
персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996 годы
(программа "Радон")
(одобрена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 809)
Федеральная целевая программа снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1994-1996 годы разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и основывается на анализе состояния здоровья населения, фактов накопления естественных радионуклидов (ЕРН) на местности, создающих дополнительную радиационную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70 % суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации. Коллективная доза для населения Российской Федерации от природных источников составляет около 50 млн. чел.-бэр/год, что в 300 раз больше дозы, получаемой вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Ожидаемые медицинские последствия облучения населения (прирост онкологических заболеваний и генетических эффектов) пропорциональны величине коллективной дозы.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучение населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. По предварительной оценке, около 1 % населения (1,5 млн. человек) получает от радона эффективную эквивалентную дозу облучения 6-12 мзв/год. По данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации, около 20 % всех заболеваний раком легкого может быть обусловлено воздействие радона и его дочерних продуктов.
Проведенные к настоящему времени в небольшом объеме отечественные исследования свидетельствуют о наличии в Российской Федерации ряда районов, опасных по природным источникам ионизирующего излучения (Краснокаменск, Белокуриха, Пятигорск, Выборг и др.). Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях этих районов в десятки и сотни раз превышает действующие гигиенические нормативы.
Основным источником проникновения радона в воздух помещений является геологическое пространство под зданием. Концентрации и потоки радона крайне неравномерны и зависят как от геолого-геофизических характеристик природной среды и климатических условий, так и от конструкций зданий и системы их вентиляции. Учет этих факторов при строительстве позволит значительно снизить облучение людей в жилых домах.
Свыше 70 % из обследованных к настоящему времени 150 неурановых рудников и шахт являются радиационно опасными. Дозы облучения на этих предприятиях могут превышать уровни, допустимые для урановых рудников. Воздействию ионизирующего излучения за счет пылерадиационного фактора и загрязнения оборудования подвергаются также работники предприятий по переработке минерального (неуранового) сырья, характеризующегося естественными повышенными концентрациями природных радиоактивных элементов. Выявлены факты неблагополучной радиационной обстановки в местах добычи и переработки нефти и газа.
Для населения могут представлять опасность естественные радионуклиды, содержащиеся в строительных материалах, а также поступление ЕРН с питьевой водой.
Основной целью программы "Радон" является предотвращение техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации.
Выполнение программы "Радон" предполагается осуществить силами производственных и научно-исследовательских организаций различных министерств и ведомств Российской Федерации с привлечением общественных организаций и других негосударственных структур. Предусмотрено участие предприятий и организаций в реализации мероприятий на территориях с выявленными высокими уровнями радиационного воздействия природных радионуклидов на население путем финансирования работ по программе "Радон" из собственных средств предприятий и организаций, деятельность которых послужила причиной радиационного загрязнения природной среды, а также непосредственного проведения этих работ и внедрения разработанных по программе "Радон" соответствующих норм и правил.
Реализация программы "Радон" будет способствовать решению одной из наиболее важных проблем обеспечения радиационной безопасности населения, практических задач горнодобывающих, перерабатывающих минеральное сырье и топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и строительной индустрии в части, касающейся радиационной защиты населения и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами.
1. Технико-экономическое обоснование
В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса медико-биологических, радиационно-экологических, геолого-геофизических, дозиметрических, санитарно-гигиенических обследований и строительных изысканий, разработка аппаратурно-методических вопросов и системы мер по ограничению облучения населения Российской Федерации и лиц, работающих с природными радионуклидами.
В первую очередь должны быть защищены группы риска, подвергающиеся чрезвычайно высокому облучению. Выявление таких групп планируется осуществлять на основе радиационно-экологического районирования территории России по степени опасности от ЕРН и первоочередного радиационного обследования жилья и производственных объектов в потенциально опасных районах.
Воздействию природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники разведочных, горно- и нефтедобывающих предприятий, а также перерабатывающих минеральное сырье производств. Основным радиационным фактором на таких объектах является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Разработка и промышленный выпуск отсутствующей в настоящее время аппаратуры позволят оснастить основных исполнителей программы "Радон" большое количество центров Госкомсанэпиднадзора России, других специализированных учреждений, в первую очередь, межведомственных региональных центров.
Радиогеохимическое районирование территории России по степени потенциальной радиационной опасности от ЕРН и радона даст возможность выделить территории с разной степенью опасности, наметить первоочередные районы для экспрессивного радиоэкологического и радиологического обследования, позволит осуществлять генеральную планировку строительства.
Эманационные съемки в радоноопасных районах до начала строительства помогут оконтурить участки с высокими концентрациями радона в почвенном воздухе, что позволит предотвратить появление радоноопасных ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить затраты на защитные мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных материалов и изделий, а также внедрение эффективных технических средств противорадоновой защиты позволят снизить радиационный фон в зданиях и затраты на их переустройство.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных групп населения от естественных источников излучения, обучение граждан основам радиоэкологии, ознакомление их с фактическим вкладом естественных и искусственных источников излучения в формирование доз облучения человека и осуществление других санитарно-просветительских мероприятий даст возможность осуществлять рациональную стратегию защиты населения в зависимости от типа облучения и направлять средства на снижение доз от тех источников, где достигается максимальное снижение суммарной дозы при минимальных затратах, а также уменьшить неоправданную миграцию людей.
Широкомасштабные медико-биологические и санитарно-гигиенические исследования позволят развить существующие представления о воздействии ионизирующих излучений на население. Выделение групп риска и проведение медицинской профилактики должны снизить вероятность онкологических заболеваний.
В целом реализация программы "Радон" должна обеспечить в перспективе снижение средней дозы облучения населения на 20-25 %, что равнозначно сохранению многих человеческих жизней в одном поколении.
2. Основные направления программы "Радон"
В 1994-1996 годах выполняются следующие основные направления научных исследований и практических мероприятий согласно приложению:
1. Радиационно-гигиеническое обследование населения, территорий и народно-хозяйственных объектов, выявление групп риска, доза облучения которых природными источниками ионизирующего излучения превышает установленные гигиенические нормативы. Разработка концептуальных основ снижения радиационного риска от природных источников ионизирующего излучения.
2. Клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся воздействию природных источников ионизирующего излучения, разработка прогноза и медицинских мер профилактики отдаленных последствий.
3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение - создание аппаратуры, методической и метрологической базы для проведения разноплановых широкомасштабных работ и исследований по оценке доз облучения населения и персонала природными источниками ионизирующих излучений. Оснащение ведущих НИИ и исполнителей программы "Радон" необходимыми приборами и оборудованием.
4. Радиационно-геологическое обследование (съемка) и районирование территории Российской Федерации, районов и населенных пунктов с целью выявления и оконтуривания радоноопасных площадей и участков.
5. Разработка нормативно-методической базы для проектирования и строительства радиационно безопасных зданий и сооружений.
6. Информационное обеспечение - разработка структур и формирование банков данных по уровням, факторам и последствиям облучения персонала и населения природными источниками ионизирующего излучения.
3. Механизм реализации и конечные результаты программы "Радон"
С целью организации работ по реализации программы "Радон" создается дирекция, куда войдут представители заинтересованных министерств и ведомств, ведущие специалисты по главным направлениям программы "Радон". Дирекция программы "Радон" осуществляет общую координацию работ, организует конкурсный отбор исполнителей заданий программы "Радон", контролирует ее выполнение, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ. Деятельность, структура и персональный состав дирекции определяются Положением, утверждаемым государственными заказчиками.
Реализация программы "Радон" потребует ассигнований на проведение необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет федерального бюджета выполняются работы межотраслевого характера: разработка концептуальных вопросов, подготовка методик, стандартов и других нормативных документов, разработка комплекса аппаратуры, метрологическое обеспечение измерений, районирование территории России по уровням радиационной опасности и разработка методов прогнозирования и средств снижения облучения населения.
Использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов планируется с 1995 г. (по согласованию с органами управления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления). За счет этих бюджетов осуществляются: оценка радиационной обстановки в конкретных населенных пунктах, медицинское обследование населения, реконструкция и строительство, связанные с радиационной реабилитацией жилого фонда, осуществление других защитных мероприятий.
За счет внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий, оснащаются региональные центры, создаваемые на базе существующих служб Госкомсанэпиднадзора России, Минприроды России и других ведомств, производятся обследования объектов и разработка необходимых рекомендаций для этих объектов.
На территориях, где обнаружен высокий уровень влияния природных радиоактивных источников на здоровье населения:
составляются отраслевые и региональные программы по снижению уровней облучения персонала и населения, которые согласовываются государственными заказчиками и утверждаются органами исполнительной власти;
финансирование мероприятий по снижению облучения населения и персонала, связанного с техногенными источниками ионизирующего излучения, осуществляется за счет средств предприятий, ответственных за радиоактивное загрязнение окружающей среды;
финансирование мероприятий по снижению дозы облучения населения от природных радиоактивных источников осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
С начала 1995 года финансирование работ по программе "Радон" из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственных средств предприятий будет проводиться на основании специальных договоров между дирекцией программы "Радон" и заинтересованными организациями.
В ходе реализации программы Радон" предусматривается поэтапное решение широкого круга как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, приоритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений программы "Радон".
В 1994-1996 годах будет завершен подготовительный этап работ по программе "Радон".
разработана аппаратурно-методическая база проведения исследований, изготовлены и метрологически аттестованы опытные партии приборов для оснащения ведущих организаций-исполнителей Программы;
разработана методология районирования территории по радоноопасности и составлен макет карты;
созданы стандарты на методы определения удельной активности строительных материалов, разработаны рекомендации по радиогеофизическим инженерным изысканиям на территории застройки и по проектированию защиты от радона в жилых и общественных зданиях;
сформулированы научно обоснованные критерии для отнесения взрослого и детского населения к группам повышенного риска;
разработана структура информационного обеспечения банка данных.
В 1996 году будут выпущены промышленные партии приборов для определения содержания природных радионуклидов в различных средах и объектах, проведены первоочередные широкомасштабные обследования жилого фонда и радиационно опасных промышленных объектов, а также состояния здоровья населения в группах риска. Кроме того, будут:
составлена карта районирования территории России в масштабе 1:2500000 с выделением радоноопасных регионов;
созданы полигоны для обеспечения радиационно-геологических работ;
разработаны рецептура, а также технологии производства и применения радоноизолирующих материалов в строительстве, разработана система радиационного контроля в строительной отрасли;
разработаны требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, являющихся источниками повышенного воздействия природных радионуклидов на организм человека, предложены и осуществлены меры по уменьшению выбросов радионуклидов угольными тепловыми электростанциями, снижению облучения персонала рудников;
получены эпидемиологические данные о распространении рака легкого среди населения радоноопасных районов.
В результате выполнения мероприятий, намеченных программой "Радон" на 1994-1996 годы, будут:
завершены работы по районированию территории России с оконтуриванием радиационно опасных районов и сельхозугодий;
выявлены контингенты лиц, подвергающихся сверхнормативному облучению и намечены меры по снижению этого облучения;
оценены дозы облучения населения за счет природных радионуклидов и разработаны необходимые защитные меры;
составлены типовые макеты разномасштабных карт районирования территорий, разработана технология радиогеохимических исследований при инженерно-геологической подготовке участков под строительство;
изготовлены установочные партии (от 100 до 1000 шт.) всех необходимых типов приборов и подготовлена техническая документация для их серийного выпуска, разработаны система, аппаратура и средства градуировки и поверки приборов, серийно подготовлены стандартные образцы и эталоны;
сформирована единая система банков данных, объединяющая дозиметрическую, медицинскую, эколого-геофизическую и строительную информацию.
Намеченные программой "Радон" мероприятия учитывают следующие практические интересы отраслей народного хозяйства:
в здравоохранении - снижение онкологической заболеваемости населения, увеличение средней продолжительности жизни;
в строительстве - освоение технологии сооружения радонобезопасных зданий;
в горнодобывающей промышленности - снижение профессиональной заболеваемости персонала, сертификация выпускаемой продукции по радиационным характеристикам;
в энергетике - уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду, безопасная утилизация отходов.
Выполнение программы "Радон" позволит создать основу для организации систематического мониторинга природных радионуклидов и внедрения научно обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение обучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения в Российской Федерации, обеспечить условия для значительного снижения коллективной дозы у наиболее облучаемых групп персонала горнодобывающих предприятий и населения.
Будут также созданы социально-психологические условия для правильного восприятия населением деятельности государственных учреждений по выполнению программы "Радон" и получаемых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.