Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 282-рп и постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. N 1123, в целях реализации мер по улучшению социально-экологической обстановки в г. Братске Иркутской области Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленную администрацией г. Братска Иркутской области согласованную с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и доработанную в соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 8 февраля 1994 г. Федеральную целевую программу неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения г. Братска Иркутской области (программа "Экология г. Братска").
2. Определить государственным заказчиком программы "Экология г. Братска" администрацию г. Братска.
3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в 1994-2000 годах в проектах федерального бюджета на соответствующий год выделение средств на финансирование мероприятий программы "Экология г. Братска".
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации указанной программы продлен на 2001 год
Рекомендовать администрациям Иркутской области и г. Братска предусматривать финансирование мероприятий этой программы за счет средств своих бюджетов.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Москва
23 апреля 1994 г.
N 376
Федеральная целевая программа
неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения г. Братска Иркутской области (программа "Экология г. Братска")
(одобрена постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 376)
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год
Федеральная целевая программа "Экология г. Братска" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 282-рп и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. N 1123.
Общие положения
Город Братск является крупным промышленным центром Восточной Сибири с населением около 300 тыс. человек. Он занимает ведущее место по производству алюминия, целлюлозы, древесины, пиломатериалов, электроэнергии. Выработка товарной продукции на одного работающего в 2,2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Высокий уровень индустриализации за последние 30 лет превратил город в территорию с чрезвычайной экологической ситуацией. В настоящее время имеется необходимость принятия экстренных мер по предотвращению дальнейшего углубления социально-экологического кризиса на базе единого сбалансированного подхода к решению всего комплекса проблем, мобилизации финансовых и материальных ресурсов федерального, областного и городского уровней, а также предприятий и организаций разных форм собственности для поэтапного снижения вредного воздействия производства на окружающую среду и постепенного восстановления природных ресурсов и здоровья населения.
Главными принципами достижения конечной цели Программы являются сочетание модернизации и технического перевооружения экологически вредных производств, решение задач очистки выбросов, сбросов и утилизации отходов с восстановлением природной среды и оздоровлением населения, а также проведение ряда компенсационно-профилактических мероприятий по улучшению условий жизни и деятельности жителей города. Программа содержит семь блоков мероприятий:
модернизация и техническое перевооружение экологически вредных производств с целью снижения объемов загрязнения (блок 1);
повышение мощности и эффективности сооружений по очистке выбросов, сбросов, утилизации отходов (блок 2);
восстановление природных ресурсов, проведение природоохранных мероприятий, создание системы контроля и управления состоянием окружающей среды, организация экологического образования (блок 3);
восстановление здоровья населения и снижение заболеваемости путем расширения сети лечебно-профилактических учреждений, использования современного оборудования и медицинских препаратов (блок 4);
профилактика заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, проведение оздоровительных мероприятий для детей (блок 5);
обеспечение дополнительного полноценного питания населения с целью повышения сопротивляемости организма (блок 6);
компенсационное улучшение социально-экологических условий жизни и деятельности населения (блок 7).
Программа предусматривает реализацию более 70 мероприятий в течение 1994-2000 гг. Общие затраты в ценах 1994 г. составляют 1223,2 млрд. руб. и 122,0 млн. долларов США.
Государственным заказчиком Программы является администрация г. Братска. Организация финансирования мероприятий Программы осуществляется путем аккумулирования средств в целевом внебюджетном фонде администрации города. Управление фондом осуществляется наблюдательным советом, формируемым из должностных лиц администрации города, представителей предприятий-загрязнителей и общественности.
Выбор основных направлений реализации целей Программы
В основу выбора приоритетных направлений реализации неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в г. Братске положены результаты анализа загрязнений природной среды и их влияния на здоровье жителей с учетом специфики социально-экономических условий жизнедеятельности населения, а также места г. Братска в экономике Иркутской области и Российской Федерации в целом.
В качестве основных направлений модернизации и технического перевооружения приняты:
Акционерное общество "Братский алюминиевый завод" (АО "БрАЗ") - реконструкция и совершенствование электролизного производства, строительство установок по улавливанию и очистке фонарных газов (приложение N 1, таблица N 1);
Акционерное общество "Братский лесопромышленный комплекс" (АО "БЛПК") - реконструкция производства беленой целлюлозы, каустизации и регенерации извести, каустической соды и электрохимического хлора, подготовки технологического сырья, выпарной станции, строительство более эффективных сооружений по очистке сточных вод, ввод мощностей по утилизации древесных отходов, внедрение системы контроля за выбросами (приложение N 1, таблица N 1);
Акционерное общество "Сибтепломаш" - модернизация котельно-сборочного производства, внедрение новой технологии по окраске деталей и оборудования, расширение и реконструкция котельной (приложение N 1, таблица N 1);
ТЭЦ-6 - замена золоуловителей котлоагрегатов на высокоэффективные пылегазоулавливающие установки (приложение N 1, таблица N 1);
ТЭЦ-7 - реконструкция котлоагрегатов с внедрением электрофильтров новых модификаций, схем азотоподавления, перевод отдельных котлоагрегатов на новую технологию сжигания топлива (приложение N 1, таблица N 1);
"Теплосети" - реконструкция котлоагрегатов с внедрением электрофильтров новых модификаций и схем азотоподавления, реконструкция золоотвала (приложение N 1, таблица N 1).
Важным направлением снижения уровня загрязнения окружающей среды в городе является расширение, реконструкция существующих и строительство новых водозаборов и канализационных очистных сооружений производственного управления "Водоканал" и расширение мощностей объектов по захоронению и утилизации отходов (приложение N 1, таблица N 2).
Одним из направлений улучшения состояния окружающей среды является восстановление природных ресурсов (приложение N 1, таблица N 3).
Для восстановления и сохранения здоровья населения и проведения комплекса профилактических мероприятий предусматриваются расширение сети и ремонт имеющихся лечебных и лечебно-профилактических учреждений, приобретение нового оборудования, специализированных медицинских препаратов (приложение N 1, таблица N 4).
В целях укрепления здоровья населения, особенно детей, предусматриваются оздоровительные мероприятия в летний период (приложение N 1, таблица N 5).
Для привлечения в город продуктов питания, не являющихся коммерчески эффективными, предусмотрено предоставление кредита на пополнение оборотных средств, а также выделение дотаций для обеспечения полноценным питанием отдельных групп больных, имеющих низкий уровень доходов (приложение N 1, таблица N 6).
Кроме технологических и прочих мероприятий, важнейшее значение имеет комплекс мер компенсирующего характера, включающий строительство и благоустройство санитарно-защитных зон предприятий-загрязнителей, переселение жителей п. Чекановский из санитарно-защитной зоны АО "БрАЗ", развитие электрического транспорта, разработка имеющегося вблизи города газоконденсатного месторождения для перевода котельных города на газообразное топливо (приложение N 1, таблица N 7).
Экологическая эффективность технологических мероприятий
Сводные данные по экологической эффективности технологических мероприятий Программы (блок 1) приведены в приложении N 2. Мероприятия АО "БрАЗ" и АО "БЛПК" обеспечивают снижение объемов выбросов до ПДВ по 7 видам загрязняющих веществ.
Учитывая, что АО "БрАЗ" и АО "БЛПК" находятся в непосредственной близости друг от друга в Центральном районе г. Братска, важнейшим результатом реализации мероприятий Программы следует считать снижение эффекта суммации и потенционирования (взаимодействия фтористого водорода с фторидами).
Мероприятия АО "Сибтепломаш" обеспечивают достижение нормативов ПДВ по 5 вредным веществам.
Предприятия теплоэнергетики в результате реализации мероприятий Программы существенно снизят содержание золы в выбросах.
Затраты на реализацию мероприятий
Наибольшую долю затрат Программы составят расходы на модернизацию и техническое перевооружение экологически вредных производств - 733,1 млрд. руб. (59,9 %) и 116,8 млн.долларов США (95 %) от всех затрат, в том числе на АО "БрАЗ" - 559,6 млрд. руб., АО "БЛПК" - 103,2 млрд. руб. и 116,8 млн. долларов США. Мероприятия АО "Сибтепломаш" и предприятий теплоэнергетики имеют небольшой удельный вес - 0,1 % и 9,5 % соответственно.
Источники финансирования
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств предприятий-загрязнителей - 539,1 млрд. руб. и 1,2 млн. долларов США (44,1% и 1,0%), средств федерального бюджета - 91,7 млрд. руб. и 5,2 млн. долларов США (7,5% и 4,3%) и других источников. Распределение затрат на реализацию мероприятий Программы по источникам финансирования и по годам приведено в приложениях N 3 и 4.
* * *
Настоящая Программа является программой неотложных мер. Реализация ее мероприятий обеспечивает достижение экологических нормативов лишь по ограниченному числу ингредиентов. Она является первым этапом стабилизации положения и начала решения экологических и социальных проблем г. Братска.
Для полного вывода территории из чрезвычайной экологической ситуации необходима более глубокая модернизация и техническое перевооружение предприятий-загрязнителей, что в условиях дефицита финансовых ресурсов может быть реализовано лишь за пределами 2000 года.
------------------------------
Без приложений
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 376 "О Федеральной целевой программе неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения г. Братска Иркутской области"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 3, ст. 212