Нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74
(утв. постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 г. N 248)
Дата введения 1 июля 1975 г.
О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см. справку
/-----------------------------------------------------------------------\
| Государственный | Строительные нормы | СН 467-74 |
| комитет | | |
| Совета Министров СССР |--------------------------+------------------|
| по делам | Нормы отвода земель | |
| строительства | для автомобильных дорог | - |
| (Госстрой СССР) | | |
|-------------------------+--------------------------+------------------|
| | Утверждены | |
| | постановлением | |
| Внесены | Государственного | Срок введения |
| Минтрансстроем | комитета | 1 июля 1975 г. |
| | Совета Министров СССР | |
| | по делам строительства | |
| | 19 декабря 1974 г. N 248 | |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос отвода земель для вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общей сети, а также подъездных дорог промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий.
Примечания: 1. Полосы и участки земель для размещения автомобильных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования; полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования.
2. Полосы земель для автомобильных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом.
2. При выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 г., и другие соответствующие нормативные акты.
Постановлением ВС СССР от 28 февраля 1990 г. N 1252-1 Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 13 декабря 1968 г., признаны утратившими силу с 15 марта 1990 г.
В настоящее время действует Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ
3. Ширину полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог в бессрочное (постоянное) пользование, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок, и других условий устанавливают:
для автомобильных дорог, располагаемых в насыпях, по табл. 1-7;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, по табл. 8-14;
для автомобильных дорог, располагаемых в раскрытых выемках, по табл. 15.
Размеры участков земель для размещения транспортных развязок движения в разных уровнях на пересечениях и примыканиях устанавливают по табл. 16.
4. При необходимости размещения отдельных участков автомобильных дорог на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров.
Устройство боковых резервов может быть допущено, как исключение, при условии, что участки для них предоставляются во временное краткосрочное пользование и по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве.
При размещении автомобильных дорог на указанных землях должны быть разработаны варианты проектных решений (с устройством эстакад, подпорных стенок, водоотводных лотков и др.), обеспечивающие уменьшение ширины полос отвода земель, установленной в табл. 1-16.
5. Ширину полос земель, отводимых для размещения снегозащитных устройств, следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию автомобильных дорог.
Примечание. Для лесовозных магистралей на снегозаносимых участках сохраняются полосы невырубленного леса шириной 60 м с каждой стороны дороги; для лесовозных веток и усов порядок вырубки леса устанавливается планом рубок.
6. Размеры и местоположение полос и участков земель, отводимых для автомобильных дорог, с указанием видов занимаемых угодий должны отражаться в графике отвода земель, приводимом в составе технического (техно-рабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги.
В графике следует раздельно указывать размеры и площади земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование и предоставляемых во временное (краткосрочное или долгосрочное) пользование.
Согласование и утверждение графика отвода земель для автомобильной дороги производится одновременно с согласованием и утверждением технического (техно-рабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги в установленном порядке.
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог I категории
| с восьмиполосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:4| 1:3| 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:4 | 1:3| 1:2| 1:1,75| 1:1,5 и
| | | | и 1:2 |1:1,75 | | | | и 1:2 | 1:1,75
------+----+----+-----+-------+--------+-----+----+----+-------+---------
| 61 | 58 | 54 | 54 | 53 | 81 | 72 | 66| 64 | 63
1 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --| -- | --
| 81 | 76 | 72 | 72 | 71 | 91 | 79 | 73| 71 | 70
| | | | | | | | | |
| 65 | 61 | 56 | 55 | 54 | 83 | 73 | 66| 65 | 63
1,5 |--- |--- |--- | --- | --- |--- | -- | --| -- | --
|115 |109 |101 | 100 | 98 |101 | 90 | 82| 81 | 79
| | | | | | | | | |
| 61 | 57 | 53 | 52 | 51 | 86 | 74 | 66| 65 | 63
2 |--- |--- |--- | --- | --- |--- | -- | --| -- | --
|155 |144 |134 | 131 | 127 |105 | 99 | 91| 90 | 88
| | | | | | | | | |
3 | - | - | 57 | 55 | 54 | - | - | 69| 66 | 63
4 | - | - | 61 | 59 | 57 | - | - | 73| 70 | 66
5 | - | - | 65 | 62 | 60 | - | - | 77| 73 | 69
6 | - | - | 69 | 66 | 63 | - | - | 81| 77 | 72
7 | - | - | 73 | 70 | 66 | - | - | 85| 81 | 76
8 | - | - | 77 | 74 | 70 | - | - | - | - | -
9 | - | - | 81 | 78 | 73 | - | - | - | - | -
10 | - | - | 85 | 82 | 77 | - | - | - | - | -
11 | - | - | 89 | 86 | 80 | - | - | - | - | -
12 | - | - | 93 | 90 | 84 | - | - | - | - | -
Таблица 2
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог I категории
| с шестиполосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:4| 1:3| 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:4 | 1:3| 1:2| 1:1,75| 1:1,5 и
| | | | и 1:2 |1:1,75 | | | | и 1:2 | 1:1,75
------+----+----+-----+-------+--------+-----+----+----+-------+---------
| 52 | 50 | 47 | 46 | 45 | 70 | 62| 57 | 55 | 54
1 |--- |--- | --- | --- | --- | --- | --| -- | -- | --
| 69 | 66 | 62 | 61 | 60 | 80 | 70| 63 | 60 | 59
| | | | | | | | | |
| 56 | 53| 49 | 48 | 47 | 72 | 64| 57 | 56 | 54
1,5 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | --| -- | -- | --
|101 | 95| 89 | 85 | 84 | 90 | 80| 70 | 69 | 67
| | | | | | | | | |
| 53 | 49| 45 | 44 | 43 | 74 | 65| 57 | 57 | 55
2 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | --| -- | -- | --
|135 | 125| 114 | 111 | 109 | 100 | 90| 80 | 78 | 76
| | | | | | | | | |
3 | - | - | 49 | 48 | 46 | - | - | 61 | 56 | 56
4 | - | - | 53 | 51 | 49 | - | - | 65 | 60 | 58
5 | - | - | 57 | 54 | 52 | - | - | 69 | 64 | 61
6 | - | - | 61 | 58 | 55 | - | - | 73 | 68 | 64
7 | - | - | 65 | 62 | 58 | - | - | 77 | 72 | 68
8 | - | - | 69 | 66 | 62 | - | - | 81 | 76 | 71
9 | - | - | 73 | 70 | 65 | - | - | - | - | -
10 | - | - | 77 | 74 | 69 | - | - | - | - | -
11 | - | - | 81 | 78 | 72 | - | - | - | - | -
12 | - | - | 85 | 82 | 76 | - | - | - | - | -
Таблица 3
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог I категории
| с четырехполосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:4| 1:3| 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:4 | 1:3| 1:2| 1:1,75| 1:1,5 и
| | | | и 1:2 |1:1,75 | | | | и 1:2 | 1:1,75
------+----+----+-----+-------+--------+-----+----+----+-------+---------
| 46 | 43| 39 | 32 | 38 | 59 | 54 | 48 | 46 | 45
1 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 58 | 55| 51 | 50 | 49 | 68 | 62 | 54 | 52 | 50
| | | | | | | | | |
| 50 | 46| 41 | 40 | 39 | 61 | 55 | 48 | 47 | 46
1,5 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 86 | 80| 73 | 70 | 69 | 77 | 70 | 62 | 60 | 58
| | | | | | | | | |
| 46 | 42| 38 | 37 | 36 | 65 | 57 | 51 | 49 | 49
2 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
|116 | 106| 95 | 92 | 90 | 89 | 79 | 72 | 69 | 67
| | | | | | | | | |
3 | - | - | 42 | 40 | 39 | - | - | 51 | 50 | 47
4 | - | - | 46 | 44 | 42 | - | - | 55 | 53 | 50
5 | - | - | 50 | 47 | 45 | - | - | 59 | 57 | 54
6 | - | - | 54 | 51 | 48 | - | - | 63 | 61 | 57
7 | - | - | 58 | 55 | 52 | - | - | 67 | 65 | 61
8 | - | - | 62 | 59 | 55 | - | - | 71 | 69 | 64
9 | - | - | 66 | 63 | 59 | - | - | - | - | -
10 | - | - | 70 | 67 | 62 | - | - | - | - | -
11 | - | - | 74 | 71 | 65 | - | - | - | - | -
12 | - | - | 78 | 75 | 69 | - | - | - | - | -
Таблица 4
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог II категории
| с двухполосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:4| 1:3| 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:4 | 1:3| 1:2| 1:1,75| 1:1,5 и
| | | | и 1:2 |1:1,75 | | | | и 1:2 | 1:1,75
------+----+----+-----+-------+--------+-----+----+----+-------+---------
| 34 | 30 | 27 | 26 | 25 | 42 | 36 | 33 | 33 | 32
1 |--- |--- | --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 43 | 37 | 33 | 32 | 31 | 52 | 41 | 38 | 38 | 37
| | | | | | | | | |
| 38 | 33 | 29 | 28 | 27 | 46 | 37 | 35 | 35 | 33
1,5 |--- |--- | --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 61 | 54 | 47 | 45 | 44 | 59 | 47 | 43 | 43 | 41
| | | | | | | | | |
| 33 | 29 | 25 | 24 | 23 | 51 | 39 | 38 | 36 | 35
2 |--- |--- | --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 75 | 67 | 59 | 56 | 54 | 70 | 57 | 52 | 50 | 49
| | | | | | | | | |
3 | - | - | 29 | 28 | 26 | - | - | 38 | 36 | 34
4 | - | - | 33 | 31 | 29 | - | - | 42 | 40 | 37
5 | - | - | 37 | 35 | 32 | - | - | 46 | 44 | 40
6 | - | - | 41 | З8 | 35 | - | - | 50 | 48 | 44
7 | - | - | 45 | 42 | 39 | - | - | 54 | 52 | 47
8 | - | - | 49 | 46 | 42 | - | - | 58 | 56 | 51
9 | - | - | 53 | 50 | 46 | - | - | 62 | 60 | 54
10 | - | - | 57 | 54 | 49 | - | - | - | - | -
11 | - | - | 61 | 58 | 53 | - | - | - | - | -
12 | - | - | 65 | 62 | 56 | - | - | - | - | -
Таблица 5
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог III категории
| с двухполосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:4| 1:3| 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:4 | 1:3| 1:2| 1:1,75| 1:1,5 и
| | | | и 1:2 |1:1,75 | | | | и 1:2 | 1:1,75
------+----+----+-----+-------+--------+-----+----+----+-------+---------
| 31 | 27| 24 | 23 | 22 | 39 | 33 | 30 | 29 | 28
1 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 40 | 35| 31 | 29 | 26 | 42 | 38 | 34 | 33 | 33
| | | | | | | | | |
| 35 | 30| 26 | 24 | 24 | 43 | 36 | 32 | 31 | З0
1,5 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 57 | 50| 43 | 40 | 39 | 53 | 45 | 41 | 39 | 38
| | | | | | | | | |
| 30 | 26| 22 | 21 | 20 | 48 | 36 | 34 | 33 | 31
2 |--- | ---| --- | --- | --- | --- | -- | -- | -- | --
| 70 | 64| 58 | 54 | 51 | 63 | 50 | 46 | 45 | 43
| | | | | | | | | |
3 | - | - | 26 | 25 | 23 | - | - | 35 | 33 | 32
4 | - | - | З0 | 28 | 26 | - | - | 39 | 37 | 35
5 | - | - | 34 | 32 | 29 | - | - | 43 | 41 | 38
6 | - | - | 38 | 35 | 32 | - | - | 47 | 45 | 41
7 | - | - | 42 | 39 | 36 | - | - | 52 | 49 | 45
8 | - | - | 46 | 43 | 39 | - | - | 56 | 53 | 48
9 | - | - | 50 | 47 | 43 | - | - | 60 | 56 | 52
10 | - | - | 54 | 51 | 47 | - | - | - | - | -
11 | - | - | 58 | 55 | 50 | - | - | - | - | -
12 | - | - | 62 | 59 | 53 | - | - | - | - | -
Таблица 6
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог IV категории
| с двухполосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:3 | 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:3 | 1:2 | 1:1,75| 1:1,5 и
| | | и 1:2 |1:1,75 | | | и 1:2 | 1:1,75
------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+-------+---------
| 25 | 22 | 21 | 20 | 30 | 29 | 29 | 28
1 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --
| 33 | 29 | 28 | 27 | З6 | 34 | 34 | 33
| | | | | | | |
| 28 | 24 | 23 | 22 | 33 | 31 | З0 | 29
1,5 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --
| 48 | 41 | 39 | 37 | 44 | 42 | 39 | 37
| | | | | | | |
| 24 | 20 | 19 | 18 | 37 | 33 | 32 | 30
2 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --
| 60 | 54 | 51 | 48 | 51 | 46 | 44 | 49
| | | | | | | |
3 | - | 24 | 23 | 21 | - | 35 | 33 | 30
4 | - | 28 | 26 | 24 | - | 39 | 37 | 34
5 | - | 32 | 30 | 27 | - | 43 | 41 | 37
6 | - | 36 | 34 | 31 | - | 47 | 45 | 41
7 | - | 40 | 38 | 34 | - | 49 | 48 | 45
8 | - | 44 | 42 | 38 | - | 53 | 51 | 47
9 | - | 48 | 46 | 41 | - | 57 | 54 | 49
10 | - | 52 | 50 | 45 | - | - | - | -
11 | - | 56 | 53 | 48 | - | - | - | -
Таблица 7
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог V категории
| с однополосным движением, м
|------------------------------------------------------------------
| на равнинной местности с | на пересеченной местности
|поперечными уклонами от 0 до 9% | с поперечными уклонами св. 9%
Высота|------------------------------------------------------------------
насы- | с заложением откосов земляного полотна
пи, м |------------------------------------------------------------------
| постоянным | переменной | постоянным | переменной
| | крутизны | | крутизны
|---------------+----------------+---------------+-----------------
| 1:3 | 1:2 |1:1,75 |1:1,5 и | 1:3 | 1:2 | 1:1,75| 1:1,5 и
| | | и 1:2 |1:1,75 | | | и 1:2 | 1:1,75
------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+-------+---------
| 23 | 21 | 19 | 18 | 18 | 27 | 27 | 26
1 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --
| 32 | 28 | 26 | 25 | 34 | 32 | 32 | 30
| | | | | | | |
| 26 | 22 | 21 | 20 | 31 | 28 | 28 | 26
1,5 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --
| 46 | 39 | 36 | 34 | 48 | 38 | 37 | 35
| | | | | | | |
| 22 | 18 | 17 | 16 | 35 | 29 | 28 | 27
2 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | --
| 57 | 51 | 48 | 45 | 50 | 43 | 41 | 39
| | | | | | | |
3 | - | 22 | 20 | 19 | - | 33 | 30 | 28
4 | - | 26 | 24 | 22 | - | 37 | 34 | 31
5 | - | 30 | 27 | 25 | - | 41 | 38 | 35
6 | - | 34 | 31 | 28 | - | 45 | 42 | 38
7 | - | 38 | 35 | 32 | - | 48 | 45 | 42
8 | - | 42 | 39 | 35 | - | 52 | 48 | 45
9 | - | 46 | 43 | 39 | - | 56 | 52 | 48
10 | - | 50 | 47 | 42 | - | - | - | -
11 | - | 54 | 51 | 46 | - | - | - | -
12 | - | 58 | 55 | 49 | - | - | - | -
Таблица 8
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| I категории с восьмиполосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением откосов земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+--------+-----------+----------+----------+-----------+----------
1 | 57 | 56 | 55 | 73 | 71 | 70
2 | 61 | 59 | 58 | 73 | 71 | 70
3 | 65 | 63 | 61 | 75 | 75 | 72
4 | 69 | 67 | 64 | 80 | 78 | 75
5 | 73 | 70 | 67 | 85 | 82 | 78
6 | 77 | 74 | 70 | 90 | 86 | 81
7 | 81 | 78 | 73 | - | - | 84
8 | 85 | 81 | 76 | - | - | -
9 | 89 | 84 | 79 | - | - | -
10 | 93 | 87 | 82 | - | - | -
11 | 97 | 91 | 85 | - | - | -
12 | 101 | 94 | 88 | - | - | -
Таблица 9
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| I категории с шестиполосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением откосов земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+--------+-----------+----------+----------+-----------+----------
1 | 49 | 48 | 47 | 60 | 59 | 57
2 | 53 | 52 | 50 | 65 | 63 | 61
3 | 58 | 56 | 53 | 69 | 66 | 64
4 | 62 | 59 | 56 | 74 | 70 | 67
5 | 66 | 62 | 59 | 78 | 73 | 70
6 | 70 | 66 | 63 | 83 | 77 | 73
7 | 74 | 70 | 66 | - | 81 | 77
8 | 78 | 73 | 69 | - | - | -
9 | 83 | 77 | 72 | - | - | -
10 | 87 | 80 | 75 | - | - | -
11 | 91 | 83 | 78 | - | - | -
12 | 95 | 87 | 81 | - | - | -
Таблица 10
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| I категории с четырехполосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением откосов земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+---------+----------+---------+-----------+----------+-----------
1 | 42 | 41 | 40 | 51 | 50 | 43
2 | 46 | 44 | 43 | 55 | 54 | 52
3 | 50 | 48 | 46 | 60 | 57 | 55
4 | 54 | 52 | 49 | 64 | 61 | 58
5 | 58 | 56 | 52 | 68 | 64 | 61
6 | 62 | 59 | 55 | 72 | 68 | 64
7 | 66 | 62 | 58 | 76 | 72 | 67
8 | 70 | 66 | 61 | - | - | -
9 | 74 | 69 | 64 | - | - | -
10 | 78 | 73 | 67 | - | - | -
11 | 82 | 76 | 70 | - | - | -
12 | 86 | 79 | 73 | - | - | -
Таблица 11
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| II категории с двухполосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+---------+----------+---------+-----------+----------+-----------
1 | 29 | 28 | 27 | 39 | 38 | 37
2 | 33 | 32 | 30 | 43 | 42 | 40
3 | 37 | 35 | 33 | 47 | 45 | 43
4 | 41 | 39 | 36 | 51 | 49 | 46
5 | 45 | 42 | 39 | 55 | 52 | 49
6 | 49 | 46 | 42 | 59 | 56 | 52
7 | 53 | 49 | 45 | 63 | 59 | 55
8 | 57 | 53 | 48 | 67 | 63 | 58
9 | 61 | 56 | 51 | - | 66 | 61
10 | 65 | 60 | 54 | - | - | -
11 | 69 | 63 | 57 | - | - | -
12 | 73 | 67 | 60 | - | - | -
Таблица 12
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| III категории с двухполосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением откосов земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+---------+----------+---------+-----------+----------+-----------
1 | 26 | 25 | 24 | 35 | 34 | 33
2 | 30 | 29 | 27 | 39 | 38 | 36
3 | 34 | 32 | 30 | 43 | 41 | 39
4 | 38 | 36 | 33 | 47 | 45 | 42
5 | 42 | 39 | 36 | 51 | 48 | 45
6 | 46 | 43 | 39 | 55 | 52 | 48
7 | 50 | 46 | 42 | 59 | 55 | 51
8 | 54 | 50 | 45 | - | 59 | 54
9 | 58 | 53 | 48 | - | - | -
10 | 62 | 57 | 51 | - | - | -
11 | 66 | 60 | 54 | - | - | -
12 | 70 | 64 | 57 | - | - | -
Таблица 13
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| IV категории с двухполосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением откосов земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+---------+----------+---------+-----------+----------+-----------
1 | 24 | 23 | 22 | 36 | 35 | 33
2 | 28 | 27 | 25 | 40 | 38 | 36
3 | 32 | 30 | 28 | 44 | 42 | 39
4 | 36 | 34 | 31 | 48 | 45 | 42
5 | 40 | 37 | 34 | 52 | 49 | 45
6 | 44 | 41 | 37 | 56 | 52 | 48
7 | 48 | 44 | 40 | 59 | 55 | 51
8 | 52 | 48 | 43 | 63 | 59 | 54
9 | 56 | 51 | 46 | 67 | 62 | 57
10 | 60 | 55 | 49 | - | - | 60
11 | 64 | 58 | 52 | - | - | -
12 | 68 | 62 | 55 | - | - | -
Таблица 14
-------------------------------------------------------------------------
| Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
| V категории с однополосным движением, м
|-----------------------------------------------------------------
| на равнинной местности | на пересеченной местности
Глу- | с поперечными уклонами | с поперечными уклонами
бина | от 0 до 9% | св. 9%
выем- |-----------------------------------------------------------------
ки, м | с заложением откосов земляного полотна
|-----------------------------------------------------------------
| 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1,75 | 1:1,5
-------+---------+----------+---------+-----------+----------+-----------
1 | 22 | 21 | 20 | 33 | 32 | 30
2 | 26 | 25 | 23 | 37 | 36 | 33
3 | 30 | 28 | 26 | 41 | 39 | 36
4 | 34 | 32 | 29 | 45 | 43 | 39
5 | 38 | 35 | 32 | 49 | 46 | 42
6 | 42 | 39 | 35 | 52 | 50 | 45
7 | 46 | 42 | 38 | 56 | 53 | 48
8 | 50 | 46 | 41 | 60 | 56 | 51
9 | 54 | 49 | 44 | - | 60 | 54
10 | 58 | 53 | 47 | - | - | -
11 | 62 | 56 | 50 | - | - | -
12 | 66 | 60 | 53 | - | - | -
Примечания к табл. 1-14: 1. Ширина полос земель, установленная в табл. 1 - 14, предназначена для размещения:
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок; двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 м в условиях равнинной местности и до 2 м в условиях пересеченной местности, либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности св. 9%;
забанкетных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности св. 9%;
предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета).
2. В табл. 1 - 7 при высотах насыпей до 2 м в числителе приведены нормы ширины полосы отвода земель при отсутствии боковых резервов, а в знаменателе - с учетом устройства боковых резервов, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна.
3. На участках, где проектом предусмотрено устройство дополнительных переходно-скоростных или грузовых полос движения, к ширине основной полосы отвода дороги, принимаемой по табл. 1 - 14, следует добавлять для переходно-скоростных полос 3,75 м и для грузовых 3,5 м на каждую дополнительную полосу.
4. В случаях, когда для промышленных автомобильных дорог категории III-п, а также лесовозных дорог категорий III-л и IV-л ширина полосы движения проезжей части (Вп) устанавливается исходя из ширины d расчетного автомобиля по формуле Вп = d + 1,7 м, нормативные ширины полос отвода земель, установленные в табл. 1 - 14, должны быть увеличены на разность Вп - 3,5 м, умноженную на количество полос движения.
5. Проектом, утвержденным в установленном порядке, определяются:
ширина полос земель в случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по проектированию автомобильных дорог), а также в случаях, когда максимальная высота одного из откосов насыпи или выемки превышает 12 м; размеры и местоположение дополнительных полос и участков земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование для размещения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, не включенных в нормы табл. 1 - 16 (укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, нагорных водоотводных канав при значительной косогорности, закюветных берм и берм обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леса для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, автобусных остановок с пассажирскими павильонами и островками безопасности, съездов, остановочных и видовых площадок, летних и тракторных дорог, пешеходных и велосипедных дорожек, проездов для местного транспорта, уширений дороги с устройством площадок для сушки зерна, декоративных лесонасаждений, комплексов линейных дорожных и автомобильных эксплуатационных зданий и сооружений, комплексов обслуживания пассажирского и грузового движения, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений);
ширина полос земель для автомобильных дорог, располагаемых в первой дорожно-климатической зоне и в горной местности;
ширина полос земель и размеры земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства автомобильных дорог, а также в краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов.
Таблица 15
-------------------------------------------------------------------------
| | Ширина полос отвода земель для автомобильных
Категория | Количество | дорог при глубине раскрытой выемки, м
дороги | полос |------------------------------------------------
| движения | до 0,5 | св. 0,5 до 1,0
-----------+------------+------------------------+-----------------------
I | 8 | 55 | 65
I | 6 | 47 | 57
I | 4 | 40 | 50
II | 2 | 27 | 37
III | 2 | 24 | 34
IV | 2 | 22 | 32
V | 1 | 20 | 30
Примечание. Ширина раскрываемых выемок глубиной более 1 м, используемых в качестве резервов грунта, должна устанавливаться проектом.
Таблица 16
-------------------------------------------------------------------------
| Площади участков земель для размещения транспортных
| развязок в разных уровнях, га
Количество |------------------------------------------------------------
полос | на пересечениях при коли- | на примыканиях при коли-
движения | честве полос движения | честве полос движения
|-----------------------------+------------------------------
| 8 | 6 | 4 | 2 | 8 | 6 | 4 | 2
------------+-------+------+------+-------+-------+------+------+--------
8 | 50 | 45 | 35 | 30 | 35 | 25 | 20 | 15
6 | 45 | 35 | 30 | 25 | 25 | 20 | 15 | 12
4 | 35 | 30 | 25 | 20 | 20 | 15 | 12 | 10
2 | 30 | 25 | 20 | 15 | 15 | 12 | 10 | 7
Примечание. Количество, местоположение и характер транспортных развязок в разных уровнях устанавливаются проектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74 (утв. постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 г. N 248)
Текст документа официально опубликован не был
Дата введения 1 июля 1975 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие
Постановлением Правительства России от 16 ноября 2020 г. N 1850 постановление Госстроя СССР от 19 декабря 1974 г. N 248 признано не действующим на территории РФ с 2 декабря 2020 г.