2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
О мерах по исполнению настоящего постановления см. приказ Минздрава РФ от 16 апреля 1998 г. N 122
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Федеральная целевая программа
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1102)
Паспорт
федеральной целевой программы
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы"
Наименование Программы |
Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диок- синоподобных токсикантов на 1996-1997 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего акта) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" |
Государственные заказчики Программы |
Минприроды России Госкомсанэпиднадзор России |
Основные разработчики Программы |
Минприроды России Росгидромет Госкомсанэпиднадзор России Госстандарт России Минздравмедпром России МГУ им.М.В.Ломоносова |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Сокращение техногенного загрязнения природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации; разработка правовых, экономических и организационных мероприятий по защите окружающей природной среды и населения Российской Федерации от диоксинов; создание в Российской Федерации государственного банка данных по содержанию диоксинов в объектах окружающей среды, продуктах питания, кормах, промышленной продукции и отходах производства; проведение локального экологического и гигиенического мониторинга, инвентаризация диоксиноопасных технологий и производств; санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния ок- ружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике и реабилитации здоровья населения; разработка гигиенических и экологических нормативов содержания ди- оксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, про- мышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах; нейтрализация диоксинов и ограничение их распространения в окружаю- щей среде |
Сроки реализации Программы |
1996-1997 годы |
Перечень подпрограмм (разделов) и основных мероприятий |
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение безопасности окружающей природной среды и населения Раздел 2. Экономические и организационные мероприятия по обеспече- нию безопасности окружающей природной среды и населения Раздел 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Раздел 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Раздел 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья на- селения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токси- кантами Раздел 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезв- реживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Раздел 7. Научно-информационное обеспечение |
Исполнители подпрограмм (разделов) и основных мероприятий |
Научные и научно-производственные организации министерств и ве- домств Российской Федерации, ответственных за выполнение заданий, под- программ (разделов), и иные научные и научно-производственные организа- ции и коллективы по определению государственных заказчиков |
Объемы и источники финансирования |
7622 млн.рублей (в ценах II квартала 1995 г.) из федерального бюд- жета, в том числе на 1996 год - 3852 млн.рублей и на 1997 год - 3770 млн.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Сокращение техногенного загрязнения природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в по рядке, установленном для контроля реализации федеральных целевых прог- рамм. |
I. Состояние проблемы
Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихрорированные дибензо-п-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.
Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где проживает основная часть населения страны.
Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы.
Российская Федерация - единственная из промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется - Программа).
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий. Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.
II. Цели и технико-экономическая эффективность Программы
Целями Программы являются осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение следующих первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации:
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;
разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Социальная эффективность реализации Программы достигается:
повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания;
созданием государственного санитарно-эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства;
формированием сети аналитических центров по контролю за содержанием диоксинов;
разработкой научно-обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах;
разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов;
проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств;
получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия.
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций.
Для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий согласно приложению, рассчитанных на период 1996-1997 годов, необходимо выделение 7622 млн.рублей (в ценах II квартала 1995 г.) из средств федерального бюджета.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе разработки и реализации региональных программ неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей Программой.
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов профильных научно-исследовательских учреждений министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов Программы.
Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов Программы.
Экономическая эффективность Программы по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков триллионов рублей.
III. Основные направления Программы
Нормативное обеспечение безопасности окружающей природной среды и населения.
Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.
Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения.
Предусматриваются разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов.
Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами.
Предусматриваются разработка аналитических методик, скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов, разработка усовершенствованного отечественного хромато-масспектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами.
Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах.
Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами.
Предусматривается осуществить разработку мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.
Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
Предусматриваются разработка технических карт основных диоксинопасных производств, мероприятий и технических решений по диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств.
Научно-информационное обеспечение.
Планируются создание банков данных, получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов.
IV. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками: Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком.
В результате реализации Программы будут:
реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий;
созданы основы нормативно-правового и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.
Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Защита окружающей природной среды
и населения от диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996-1997 годы"
Мероприятия
по реализации федеральной целевой программы
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы"
-------------------------------------------------------------------------
| Затраты* (млн. рублей в ценах
Наименование мероприятий | II квартала 1995 г.)
|--------------------------------
| всего | 1996 г. | 1997 г.
----------------------------------------+--------------------------------
1. Нормативно-правовое обеспечение безо-|
пасности окружающей природной среды и|
населения |
Разработка экологических нормативов| 83 41,5 41,5
содержания диоксинов и фуранов в выбро-|
сах и сбросах промышленных предприятий|
и мусоросжигательных заводов |
Разработка экологических нормативов| 83 41,5 41,5
содержания диоксинов и фуранов в почвах,|
отходах производства и потребления |
Разработка санитарно-гигиенических но-| 454 151 303
рмативов содержания диоксинов и фуранов|
в питьевой воде, продуктах питания, во-|
здухе рабочей зоны, промышленной продук-|
ции, кормах и биосубстратах |
Разработка предложений о внесении из-| 68 34 34
менений и дополнений в законы и иные|
нормативные правовые акты Российской|
Федерации в области защиты окружающей|
среды и населения от диоксинов и диок-|
синоподобных токсикантов |
|
Итого по разделу 1 | 688 268 420
|
2. Экономические и организационные ме-|
роприятия по обеспечению безопасности|
окружающей природной среды и населения |
Разработка комплексного алгоритма| 106 53 53
оценки экологического и антропогенного|
риска от загрязнения диоксинами и диок-|
синоподобными токсикантами для принятия|
управленческих решений |
Разработка системы комплексной эконо-| 60 30 30
мической оценки ущерба окружающей при-|
родной среде от загрязнения диоксинами и|
диоксиноподобными токсикантами |
Разработка базовых нормативов платы| 60 30 30
за выбросы и сбросы диоксинов и фуранов|
в окружающую природную среду и за раз-|
мещение отходов, их содержащих |
Разработка системы мер экономического| 30 15 15
стимулирования и льготного налогообложе-|
ния предприятий, учреждений и организа-|
ций при разработке и внедрении диоксино-|
безопасных технологий |
Создание Междведомственного научно-| 756 756 -
технического центра по проблеме диокси-|
нов и диоксиноподобных токсикантов |
|
Итого по разделу 2 | 1012 884 128
|
3. Оценка масштабов и степени загрязне-|
ния отдельных регионов России диоксина-|
ми и фуранами |
Разработка аналитических методик опре-| 435 170 265
деления содержания диоксинов и фуранов в|
пищевых продуктах, кормах, промышленной|
продукции и отходах, биосфере, биосуб-|
стратах человека и объектах биоты |
Разработка скриннинговых тест-систем и| 113 56 57
внедрение их в практику учреждений Гос-|
комсанэпиднадзора России, Минздравмед-|
прома России и Минприроды России |
Синтез, наработка, государственная| 185 92 93
регистрация и введение в действие стан-|
дартных образцов диоксинов и фуранов, в|
том числе изотопномеченых |
Усовершенствование отечественного ма-| 378 77 301
логабаритного хромато-масс-спектрометра,|
разработка и организация выпуска хрома-|
тографических колонок для определения|
диоксинов и фуранов |
Разработка методов и средств биоинди-| 113 56 57
кации и биотестирования диоксинов в ок-|
ружающей среде |
Аккредитация лабораторий на право го-| 45 45 -
сударственного контроля по определению|
диоксинов и фуранов в различных объектах|
окружающей среды |
Проведение измерений и определение| 756 226 530
суммарных выбросов и сбросов диоксинов в|
окружающую среду от известных источни-|
ков: |
предприятий химической промышленности;|
предприятий цветной и черной металлур-|
гии; |
целлюлозно-бумажного производства; |
автомобильного транспорта; |
мусороперерабатывающих заводов |
Оценка уровня загрязнения диоксинопо-| 378 151 227
добными токсикантами регионов с предпри-|
ятиями целлюлозно-бумажной и химической|
промышленности |
Ранжирование территории России по за-| 38 19 19
грязненности диоксинами и диоксиноподоб-|
ными токсикантами |
Разработка прогноза загрязнения терри-| 30 18 12
тории России диоксинами и диоксиноподоб-|
ными токсикантами с помощью имитационных|
моделей пространственно-временного пере-|
мещения суперэкотоксикантов в объектах|
окружающей среды |
|
Итого по разделу 3 | 2471 910 1561
|
4. Санитарно-гигиеническая и медико-био-|
логическая оценка состояния окружающей|
природной среды и здоровья населения в|
регионах, загрязненных диоксинами и дио-|
ксиноподобными токсикантами |
Анализ данных о состоянии здоровья| 45 45 -
населения в диоксиноопасных регионах |
Экспериментальные и клинические иссле-| 204 61 143
дования воздействия диоксинов и диокси-|
ноподобных токсикантов на человека, оп-|
ределение уровня содержания диоксинов в|
грудном молоке |
Разработка методов оценки риска прожи-| 151 76 75
вания в диоксиноопасных регионах |
Исследование токсикологических эффек- | 378 227 151
тов диоксинов и диоксиноподобных токси- |
кантов на биологические системы в раз- |
личных природных средах |
|
Итого по разделу 4 | 778 409 369
|
5. Методы и средства реабилитации терри-|
торий и здоровья населения в регионах,|
загрязненных диоксинами и диоксиноподоб-|
ными токсикантами |
Разработка научных основ профилактики| 174 87 87
и реабилитации здоровья населения в ди-|
оксиноопасных регионах |
Разработка системы реабилитации терри-| 83 83 -
торий, загрязненных диоксинами и диокси-|
ноподобными токсикантами |
Разработка комплекса мероприятий по| 174 87 87
защите источников питьевого водоснабже-|
ния от загрязнения диоксинами и диокси-|
ноподобными токсикантами, усовершенст-|
вованию процессов водоподготовки с це-|
лью обеспечения нормативного содержания|
диоксинов в питьевой воде |
|
Итого по разделу 5 | 431 257 174
|
6. Разработка диоксинобезопасных техно-|
логий и методов обезвреживания диоксинов|
и диоксиноподобных токсикантов |
Исследование условий образования диок-| 242 121 121
синов в промышленных производствах хлор-|
органических продуктов на различных ста-|
диях их получения и в смежных технологи-|
ческих циклах |
Разработка и экспериментальная провер-| 54 27 27
ка диоксинобезопасных технологий перера-|
ботки твердых бытовых отходов |
Разработка мероприятий и технических| 378 189 189
решений по замене технологий с использо-|
ванием хлора и хлорсодержащих соединений|
на технологические процессы, исключающие|
образование диоксинов и фуранов |
Разработка технологий и средств очистк| 567 260 307
промышленных выбросов и сбросов от диок-|
синов и фуранов |
Разработка эффективных способов и тех-| 378 189 189
нических средств обезвреживания и утили-|
зации галогеносодержащих отходов, в том|
числе отходов целлюлозно-бумажной про-|
мышленности |
Исследование процессов миграции, тран-| 189 94 95
сформации и деградации диоксинов и фура-|
нов под воздействием внешних факторов в|
объектах окружающей природной среды |
|
Итого по разделу 6 | 1808 880 928
|
7. Научно-информационное обеспечение |
Создание банка данных по основным дио-| 94 94 -
ксиноопасным производствам и технологиям|
в России |
Организация и проведение семинаров и| 94 37 57
конференций по проблеме диоксинов |
Подготовка сводных аналитических мате-| 76 38 38
риалов и документов для представления в|
Правительство Российской Федерации |
Создание информационно-поисковой сис-| 94 37 57
темы по Программе |
Обеспечение населения и общественных | 76 38 38
организаций информацией об опасности |
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов|
и мерах защиты от них |
|
Итого по разделу 7 | 434 244 190
|
Всего по Программе | 7622 3852 3770
------------------------------
* Федеральный бюджет
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. N 46 ст.4453, в "Российской газете" от 19 декабря 1995 г. N 243