Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V. Общесудовая служба
39. Общесудовая служба обеспечивает безопасность судна (включая судовождение), грузовые операции, обслуживание корпуса, спасательных средств, бытовое обслуживание лиц, находящихся на судне. В общесудовую службу входят помощники капитана, палубная команда и команда быта; в палубную команду: боцман, плотник, старшие матросы, матросы 1-го и 2-го классов, матросы, водолазы; в команду быта: повара и лица камбузного персонала, буфетчик, машинист по стирке, а также и другие лица бытового обслуживания.
Старший помощник капитана
40. Старший помощник капитана подчиняется капитану, является его первым заместителем и ответственным за организацию общесудовой службы на судне. Он должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.
В отсутствие капитана старший помощник может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.
41. Старшему помощнику в административном отношении подчинен весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка дня обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне.
42. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.
Обязанности
43. Общие:
(01) составлять и корректировать судовые расписания;
(02) организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководить действиями экипажа по борьбе за живучесть судна;
(03) обеспечивать постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их надлежащим снабжением;
(04) обеспечить наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;
(05) контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход;
(06) совместно с начальниками служб размещать членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям;
(07) обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного, промыслового (где нет службы добычи) устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты;
(08) совместно с главным (старшим) механиком проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна;
(09) планировать и осуществлять контроль за проведением судовых работ; следить за качеством приготовления пищи;
(10) распределять матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам (на учебных судах - совместно с помощником капитана по учебной части);
(11) обеспечивать своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе;
(12) вести документацию по учету технического состояния своего заведования, готовить ремонтные ведомости; составлять планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивать их выполнение; вести судовую книгу приказов.
44. Перед началом и в ходе грузовых операций:
(01) обеспечить подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверить их готовность совместно с вторым помощником, старшим механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарно-технической части;
(02) лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза;
(03) лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил их перевозки.
45. Перед выходом в рейс:
(01) обеспечить подготовку судна по-походному, приняв меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов;
(02) проверить готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; убедиться в надежном закрытии трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов;
(03) за 2 часа до выхода доложить капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.
46. В рейсе:
(01) контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдения за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна и принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением;
(02) при оставлении судна экипажем обеспечить проверку помещений судна и удостовериться в том, что на судне людей не осталось.
47. Старший помощник несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.
При швартовых операциях находится на мостике или в ином месте по указанию капитана.
48. На судах, где не предусмотрена должность помощника капитана по пожарно-технической части, его обязанности возлагаются на старшего помощника капитана.
На судах, где не предусмотрены должности судового врача или фельдшера, их обязанности могут быть возложены на старшего помощника капитана.
Второй помощник капитана
49. Второй помощник капитана в необходимых случаях замещает старшего помощника.
Второй помощник ведает приемом и сдачей груза, багажа и почты, обеспечивает правильность их приемки, размещения, хранения, сепарирования, укладки, крепления, перевозки, выгрузки, сдачи и отвечает за оформление документов.
50. Обязанности:
(01) составлять грузовой план с учетом конструкции судна, специфики и свойств груза, допустимой осадки и требуемого дифферента, обеспечения остойчивости и прочности судна, последовательности портов выгрузки; после согласования грузового плана со старшим помощником представлять его на утверждение капитану;
(02) своевременно вручать извещение (нотис) о готовности судна к грузовым операциям; вести грузовую документацию, отчетность;
(03) обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов, в особенности легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов, а также правил перевозки ядовитых и других опасных веществ;
(04) на наливных судах следить на техническим состоянием приемного грузового устройства, чистотой грузовых танков, не допуская обводнения, смешения, перелива и разлива грузов, непосредственно руководить балластировкой и дебалластировкой судна;
(05) следить за санитарным состоянием трюмов и за поддержанием температурного режима в рефрижераторных трюмах и грузовых помещениях;
(06) систематически проверять состояние льял, колодцев, горловин, приемных сеток, системы вентиляции и других устройств грузовых помещений; обязательно - перед приемкой груза, с записью в судовой журнал;
(07) следить за обеспечением технически исправного состояния судовых средств механизации погрузо-разгрузочных работ и внутритрюмной механизации;
(08) следить за правильным открытием и закрытием трюмов, танков и других грузовых помещений; перед их закрытием убедиться в отсутствии в них людей; присутствовать при опечатывании грузовых помещений и проверять сохранность пломб;
(09) следить за безопасной организацией грузовых работ; инструктировать на рабочих местах членов экипажа, выделенных для производства грузовых операций;
(10) руководить приемкой и сдачей грузов, багажа и почты;
(11) в период грузовых операций постоянно находиться на судне и отлучаться только с разрешения капитана, а в его отсутствие - старшего помощника, временно передав свои обязанности другому назначенному лицу.
51. Второй помощник несет ходовые вахты с 00 до 04 и с 12 до 16 часов и стояночные вахты (по решению капитана на период грузовых операций может быть освобожден от стояночной вахты); при швартовых операциях руководить работами на корме или ином месте по указанию капитана.
Третий помощник капитана
52. Третий помощник капитана в необходимых случаях замещает второго помощника.
Третий помощник ведает навигационными картами и пособиями для плавания, навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами, судовыми штурманскими средствами зрительного и сигнального назначения, дозиметрическими и химическими приборами; отвечает за содержание в надлежащем порядке мостика, штурманской и рулевой рубок, других помещений своего заведования.
53. Обязанности:
(01) своевременно получать, осуществлять хранение и учет навигационных и промысловых карт, пособий для плавания и корректурной документации; оперативно производить корректировку;
(02) вести учет поступающей на судно навигационной, гидрометеорологической и промысловой информации;
(03) обеспечивать содержание в исправном состоянии, правильную эксплуатацию и своевременный ремонт приборов и инструментов своего заведования, вести техническую документацию;
(04) ежесуточно определять поправку хронометра, сверять показания судовых часов;
(05) следить за своевременным производством девиационных работ на судне;
(06) своевременно получать, заменять и хранить надлежащим образом пиротехнические средства;
(07) проводить занятия и тренировки с матросами по использованию приборов и инструментов своего заведования;
(08) при отсутствии в штате судна должности четвертого помощника капитана - выполняет его обязанности.
54. Третий помощник несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов, стояночные вахты; при швартовых операциях руководит работами на баке (полубаке) или ином месте по указанию капитана.
Четвертый помощник капитана
55. Четвертый помощник капитана в необходимых случаях замещает третьего помощника. Четвертый помощник выполняет обязанности по указанию старшего помощника капитана и ведет судовую канцелярию.
Обязанности: составлять судовые роли, таможенные декларации, пассажирские списки и другую оперативную документацию; оформлять приход и отход судна; получать и регистрировать судовые, машинные и другие журналы; вести учет списочного состава экипажа, рабочего времени, должностных перемещений, составлять графики отпусков.
56. Четвертый помощник несет ходовые вахты с 04 до 08 часов под руководством старшего помощника и с 16 до 20 часов под его контролем, а также стояночные вахты; при швартовых операциях он действует по указанию капитана.
Пятый помощник капитана
57. Пятый помощник капитана (по пожарно-технической части) обеспечивает противопожарную безопасность судна.
Обязанности:
(01) контролировать состояние противопожарной безопасности судна и соблюдение экипажем противопожарных правил;
(02) обеспечивать меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускать эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара;
(03) ежесуточно проверять стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий;
(04) вести график пожарных вахт; проводить инструктажи, занятия и тренировки (учебные тревоги) с экипажем по противопожарной профилактике и практике тушения пожаров; непосредственно руководить аварийными партиями (группами);
(05) перед приемкой огнеопасных грузов проверять готовность судна к грузовым операциям, надлежащее размещение и укладку этих грузов, выполнение правил морской перевозки опасных грузов;
(06) следить за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимать меры к его ремонту и пополнению до установленных норм;
(07) обо всех обнаруженных нарушениях и недостатках докладывать старшему (вахтенному) помощнику и принимать меры к их устранению.
Боцман
58. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана и является непосредственно начальником палубной команды.
Боцман обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, клинкетных дверей и их приводов (кроме МКО); рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (без механики, гидравлики и электрики); спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств, оборудования и устройств своего заведования. Ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
59. Боцман обязан:
(01) соблюдать правила технической эксплуатации и обслуживания технических средств своего заведования, уметь управлять ими; обеспечивать своевременные проверки и испытания судовых устройств и их деталей, осуществлять профилактику и ремонт;
(02) составлять планы судовых работ, распределять подчиненных и обеспечивать безопасность работ;
(03) обеспечивать готовность к действию спасательных средств, аварийно-спасательных и противопожарных средств индивидуального и коллективного пользования; следить за постоянной готовностью спасательных плотов и шлюпок, их укомплектованностью, надлежащим техническим состоянием спускного оборудования;
(04) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать сроки и качество ремонтных работ;
(05) обеспечивать получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения, вести установленную документацию;
(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, лично участвовать в работах по креплению, погрузке и выгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
(07) следить за чистотой и порядком в жилых помещениях и столовой команды, производить ежедневные обходы судна;
(08) обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом, безопасность при работах с повышенной опасностью;
(09) готовить и устанавливать кранцевую защиту судна;
(10) следить за исправным состоянием водяной палубной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев, ватервейсов, сточных отверстий;
(11) проверять готовность судна к выходу в море; надлежащую подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по-походному палубных устройств, грузов и т.д.; проверять готовность судна к шторму, борьбе с обледенением;
(12) при стоянке судна следить за креплением швартовных тросов, кранцевой защитой, установкой и вооружением трапов, сходен и переходов, наличием щитов на отливных и шпигатных отверстиях, крысиных щитков, соответствующего освещения;
(13) при проходе судном узкостей, входе и выходе из порта, подходе к месту якорной стоянки, в сложных условиях плавания и при швартовных операциях проверить и подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника.
Плотник
60. Плотник подчиняется боцману и при необходимости замещает его.
Плотник обязан: выполнять судовые плотницкие и столярные работы; управлять всеми палубными техническими средствами; знать приемную систему пресной воды, воздушных и мерительных труб грузовых помещений и расположение балластных и танков пресной воды; принимать пресную воду, делать контрольные замеры водяных танков, сточных колодцев и льял, следить за состоянием водяных шлангов; обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, вентиляционных устройств, палубных закрытий; следить за техническим состоянием палубной пожарной магистрали, трюмной осушительной системы, настилов и закрытий трюмов, исправным состоянием фановой и сточной систем; обеспечивать изготовление и постановку лесов, приспособлений для работы на высоте и за бортом, ремонт трапов, штормтрапов и сходней, лееров ограждений; осуществлять вооружение кранцевой защиты судна; заниматься креплением и сепарированием груза, ремонтом тары; выполнять бондарные работы.
На судах, где плотника нет, его обязанности выполняет старший матрос.
Старший матрос
61. Старший матрос подчиняется боцману.
Старший матрос обязан: управлять всеми палубными техническими средствами, самостоятельно работать с якорными устройствами, выполнять судовые работы повышенной опасности; уметь выполнять плотницкие работы и работы по установке кранцевой защиты судна; при необходимости руководить швартовкой судна на баке или корме; уметь пользоваться всеми средствами пожаротушения; управлять шлюпкой на веслах, моторе и под парусами и выполнять обязанности старшины шлюпки; обеспечивать безопасное выполнение работ; выполнять обязанности старшего рулевого; нести вахты по судовому расписанию.
На добывающих судах старший матрос обязан знать и выполнять обязанности матроса 1-го класса промысловой команды; на обрабатывающих - матроса 1-го класса команды обработки.
Матрос 1-го класса
62. Матрос 1-го класса подчиняется боцману.
Матрос 1-го класса обязан: стоять на руле по магнитному компасу и гирокомпасу и переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно; знать расположение грузовых помещений, балластных и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб; производить укладку, сепарирование и учет груза; знать специфику погрузки опасных грузов; уметь: пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации, вести визуальное и слуховое наблюдение, работать с грузовым, шлюпочным, якорным, швартовным и палубными устройствами, пользоваться спасательными индивидуальными и судовыми средствами, устанавливать кранцевую защиту судна, управлять палубными техническими средствами (лебедками, кранами и другими подъемными средствами), производить замеры льял и колодцев; производить малярные, такелажные, парусные и другие судовые работы, включая работы на высоте и за бортом; нести вахту на ходу и стоянке; на наливных судах знать устройство и расположение грузовых и зачистных магистралей, уметь манипулировать основными приводами палубных клинкетов.
Матрос 2-го класса
63. Матрос 2-го класса подчиняется боцману.
Матрос 2-го класса обязан: знать расположение грузовых помещений, балластных и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб; уметь: пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации, пользоваться спасательными индивидуальными и судовыми средствами, вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять уход за палубными устройствами, рангоутом и такелажем, палубой и судовыми помещениями; под руководством: выполнять обязанности рулевого и впередсмотрящего, работать с грузовым, якорным, шлюпочным, швартовным и другими палубными устройствами, готовить кранцевую защиту судна, производить такелажные, малярные, парусные и другие судовые работы; нести вахту на стоянке и под руководством - на ходу; на наливных судах знать устройство и расположение грузовых и зачистных магистралей и под руководством работать с приводами.
Матрос
64. Матрос подчиняется боцману. Он обязан производить уборку помещений, расписанных ему в заведование, и участвовать в подсобных судовых работах по указанию боцмана. На судах, где несколько матросов, обязанности каждого из них определяет старший помощник капитана.
Водолаз
65. Водолаз подчиняется старшему помощнику капитана.
Водолаз обязан: содержать водолазное снаряжение и оборудование в исправном техническом состоянии, своевременно проводить его проверки и испытания; выполнять работы по постановке аварийных пластырей, замене антикоррозийной (анодной) защиты судна, устранению намоток на винторулевой комплекс, очистке подводной части корпуса от обрастания; производить квалифицированные технические осмотры подводной части корпуса с составлением актов; выполнять работы, связанные с подводной арматурой судна, устранением повреждений подводной части корпуса (устройств) судна, находящегося в эксплуатации; своевременно заменять водолазную аптечку, дезинфицировать водолазное снаряжение; вести отчетную документацию своего заведования. При отсутствии водолазных работ выполняет обязанности старшего матроса (1-го класса).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.