Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
городского округа Краснотурьинск
от 18 мая 2015 г. N 628
Муниципальная программа
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в городском округе Краснотурьинск до 2020 года"
18 января 2016 г.
Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 18 января 2016 г. N 10 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в городском округе Краснотурьинск до 2020 года"
Подпрограмма 1. "Повышение качества условий проживания населения на территории городского округа Краснотурьинск"
Раздел 1. Характеристика и анализ проблемы, на решение которой направлена подпрограмма 1
Капитальный ремонт жилищного фонда
Жилищный фонд, признанный аварийным, ухудшает внешний облик города Краснотурьинска и посёлков, входящих в состав городского округа Краснотурьинск, сдерживает развитие его инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городского округа Краснотурьинск.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 01.01.2014 общая площадь жилищного фонда в городском округе Краснотурьинск составляет 1571,6 тыс. кв.м, число квартир - 29 966 единиц, в том числе числится аварийными 26 домов площадью жилых помещений 7376,3 тыс. кв. м, в которых проживает 376 человек. В соответствии со статьёй 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. Доля обязательных расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Муниципальная доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных жилых домах, в отношении которых планируется капитальный ремонт, принята согласно доле неприватизированных квартир. Капитальный ремонт жилищного фонда за счёт средств от оплаты за наем жилых помещений предусматривает капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, находящегося в муниципальной собственности в пределах суммы, поступающей в доходы бюджета городского округа за счёт платы населения. Организация капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов осуществляется путём финансового обеспечения работ по капитальному ремонту за счёт средств бюджета городского округа.
Мероприятия направлены на создание комфортных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах на территории городского округа, а также повышение энергоэффективности домов. В результате удовлетворительность населения условиями проживания в многоквартирных домах повысится.
Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели реализации подпрограммы 1
Основная цель, достижение которой предусмотрено муниципальной программой, а также показатели, характеризующие реализацию муниципальной программы, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению подпрограммы 1
В целях достижения цели муниципальной программы и выполнения поставленных задач, разработан план мероприятий по выполнению муниципальной программы. Перечень мероприятий муниципальной программы с указанием годовых размеров расходов по источникам финансирования, а также взаимосвязь с показателями, в достижении которых направлены мероприятия, приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Исполнителями муниципальной программы являются
1. Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Краснотурьинск;
2. Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства";
3. Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства".
Подпрограмма 2 "Улучшение жилищных условий"
Раздел 1. Характеристика и анализ проблемы, на решение которой направлена подпрограмма 2
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы остаётся расселение граждан из аварийного жилищного фонда, наличие которого не только создаёт потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания горожан, но и ухудшает внешний облик населённых пунктов городского округа Краснотурьинск.
В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" стало возможным осуществление мероприятий по переселению граждан из домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и введению земельных участков, освободившихся после сноса домов, в оборот для нового жилищного строительства, за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации являются
1. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд);
2. Областной бюджет;
3. Местный бюджет.
Объем средств на реализацию в 2015 году составляет 10000,0 тыс. руб. в том числе средства местного бюджета - 10000,0 тыс. руб.
Объем долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счёт средств областного бюджета и местного бюджета рассчитан в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 185-ФЗ.
Стоимость затрат на реализацию рассчитана исходя из произведения общей площади занимаемых гражданами жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включённых в подпрограмму, и планируемой стоимости одного квадратного метра жилого помещения.
Цена муниципального контракта на строительство домов или покупку жилых помещений формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений в этих домах. Такая цена одного квадратного метра не должна превышать 34 600 рублей, предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 N 554 "О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Стоимость 1 кв. метра жилого помещения установлена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2014 N 67/пр "О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещении, предназначенной для определения в 2014 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В случае заключения муниципального контракта на строительство домов или покупку жилых помещений по цене, превышающей планируемую стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленную Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 N 554 "О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", или планируемую стоимость одного квадратного метра жилого помещения, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2014 N 67/пр, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счёт средств местного бюджета. В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета.
При выделении городским округом Краснотурьинск дополнительных средств на долевое финансирование реализации мероприятий подпрограммы в объеме, превышающем установленный объем финансирования для городского округа Краснотурьинск, объем финансовой поддержки, выделяемой за счет средств Фонда и областного бюджета, не увеличивается.
Изменения вносятся путём согласования с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и принятия постановления Администрацией городского округа Краснотурьинск.
Расходование средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, осуществлялось в 2013 - 2014 годах исключительно на строительство многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования или жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), а также покупку жилых помещений на первичном рынке у застройщика в многоквартирных домах с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования или жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году органы местного самоуправления вправе заключать за счёт средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и построены на земельных участках, переданных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объёме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", осуществляется в соответствии со статьями 32 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 пункта 6 статьи 16 и частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ
Иные способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы не допускаются.
Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели реализации подпрограммы 2
Основная цель, достижение которой предусмотрено муниципальной программой, а также показатели, характеризующие реализацию муниципальной программы, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению подпрограммы 2
В целях достижения цели муниципальной программы и выполнения поставленных задач, разработан план мероприятий по выполнению муниципальной программы. Перечень мероприятий муниципальной программы с указанием годовых размеров расходов по источникам финансирования, а также взаимосвязь с показателями, в достижении которых направлены мероприятия, приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Исполнителями муниципальной программы являются
1. Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Краснотурьинск;
2. Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства";
3. Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства".
Подпрограмма 3. "Содержание объектов благоустройства"
Раздел 1. Характеристика и анализ проблемы, на решение которой направлена подпрограмма 3
Содержание объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий.
Организация благоустройства и санитарного содержания территории городского округа осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Правилами благоустройства, санитарного содержания, обращения с отходами производства и потребления, использования природных и водных ресурсов территории городского округа Краснотурьинск, утвержденными решением Думы городского округа Краснотурьинск от 31.03.2014 N 192.
Работы по этому направлению осуществляются в рамках текущей деятельности, средства направлены на выполнение работ по санитарному содержанию территорий, вывозу несанкционированных навалов мусора, отлову безнадзорных животных, разборке и вывозу бесхозяйных сооружений.
Недостаточно занимаются благоустройством и содержанием закрепленных территорий организации, расположенные на территории городского округа Краснотурьинск.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления с привлечением населения, предприятий и организаций. Результатом данных мероприятий должно стать улучшение экологической обстановки и создание среды комфортной для проживания населения городского округа, а также совершенствование эстетического состояния территории.
На территории городского округа Краснотурьинск находится значительное число зеленых насаждений, как и в местах общего пользования (парки, скверы), так и на придомовых территориях. В настоящее время значительная часть данных насаждений находится в ветхом состоянии и требует реконструкции либо ликвидации с дальнейшим восстановлением. В весенне-летний период зеленые насаждения требуют постоянного сезонного ухода (покос, подрезка, частичная вырубка, декоративная обрезка и другое).
Кроме того, для повышения комфортности и улучшения эстетического состояния общегородских территорий, необходимо проведение сезонных работ по скашиванию травы на газонах и иных общегородских территориях, разбивке цветников и уходу за ними.
Благоустройство дворовых территорий
В настоящее время площадь жилищного фонда городского округа Краснотурьинск составляет 1 466,5 тыс. квадратных метров, в том числе 1 347,2 тыс. квадратных метров, или 91,86 процента в городе Краснотурьинске, и 119,3 тыс. квадратных метров, или 8,14 процента в сельской местности.
На территории городского округа Краснотурьинск расположено 709 многоквартирных жилых домов, более 343 дворовых территорий, включая дома товариществ собственников жилья.
Комфортность проживания в многоквартирных жилых домах определяется уровнем благоустройства дворовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, реконструкции озеленения, устройства газонов и цветников, освещение территории двора, размещения элементов и малых архитектурных форм, детских спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для выгула собак, устройства хозяйственных площадок для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода, упорядочения парковки индивидуального транспорта, обустройства мест сбора и временного хранения мусора.
Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В настоящее время на территории городского округа Краснотурьинск детскими игровыми площадками оборудовано порядка 20 дворов, что составляет 5,83 процента от их общего количества.
Кроме того, на территории городского округа Краснотурьинск площадки для выгула животных, расположенные вне территории дворов с учетом обеспечения их доступности, отсутствуют.
Анализ обеспеченности дворов элементами внешнего благоустройства показывает, что уровень их комфортности не отвечает современным требованиям жителей городского округа Краснотурьинск.
Следует также отметить наличие проблем и в части технического содержания имеющихся дворовых сооружений и зеленых насаждений. Кроме того, существуют бесхозные детские игровые и спортивные площадки, малые архитектурные формы, имеющие, как правило, высокий процент износа и представляющие опасность для жизни и здоровья жителей.
Однако в настоящее время даже учтенные спортивные площадки и корты имеют разрушение покрытия и бортового камня, детские игровые площадки не имеют ограждений от внутриквартальных проездов, а оборудованные и обустроенные дворовые территории не отвечают требованиям и решениям современного комплексного благоустройства. Кроме того, имеются многочисленные обращения граждан по вопросам затененности жилых помещений и разрушения строительных конструкций жилых домов разросшимися зелеными насаждениями. На протяжении десятилетий не решаются вопросы организации внутридворовых автостоянок, проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов. В связи с этим, одной из главных проблем на сегодняшний день остается автостоянка на сформированном газоне внутридворовой территории.
Требования жителей к созданию более высокого уровня благоустройства дворовых территорий, а также острота проблем, накопившихся в этой сфере, предполагает выведение этих вопросов в разряд первостепенных.
При этом использование программно-целевого метода для решения задач, направленных на повышение уровня благоустроенности дворов многоквартирных жилых домов, определяется тем, что данные задачи
1. Входят в число приоритетов;
2. Требуют значительных бюджетных расходов и сроков реализации;
3. Их решение оказывает существенное положительное влияние на социальное благополучие общества;
4. Носят комплексный характер.
При использовании программно-целевого метода возможно достижение соответствия нормативным показателям принятых решений и запланированных мероприятий по благоустройству, обеспечивающим
1. Полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;
2. Номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, их размеры и доступность;
3. Требуемые санитарно - гигиенические и экологические условия;
4. Возможность создания условий, отвечающих современным требованиям, для физического и эстетического развития подрастающего поколения.
Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели реализации подпрограммы 3
Основная цель, достижение которой предусмотрено муниципальной программой, а также показатели, характеризующие реализацию муниципальной программы, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению подпрограммы 3
В целях достижения цели муниципальной программы и выполнения поставленных задач, разработан план мероприятий по выполнению муниципальной программы. Перечень мероприятий муниципальной программы с указанием годовых размеров расходов по источникам финансирования, а также взаимосвязь с показателями, в достижении которых направлены мероприятия, приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Исполнителями муниципальной программы являются
1. Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Краснотурьинск;
2. Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства";
3. Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства".
Подпрограмма 4 "Развитие и модернизация системы коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск"
Раздел 1. Характеристика и анализ проблемы, на решение которой направлена подпрограмма 4
Большинство коммунальных инженерных систем городского округа были введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1980 годы и построены без учета современных требований к энергоэффективности.
Применение морально устаревших технологий и оборудования не позволяют обеспечить требуемое качество поставляемых населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения и газоснабжения.
Остаются нерешенными проблемы наличия обязательной водоподготовки на котельных, а также резервных источников электропитания основных сооружений, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (котельных, центральных тепловых пунктов, насосных станций, водозаборов, сооружений водоподготовки и очистки сточных вод).
Использование устаревших материалов и оборудования приводит к повышенным потерям тепловой энергии, снижению температурного режима в жилых помещениях, повышению объемов водопотребления, снижению качества коммунальных услуг.
Средства, необходимые для развития и модернизации существующей коммунальной инфраструктуры, могут быть привлечены за счет введения инвестиционной надбавки к тарифам, заимствований, а также за счет средств бюджетов всех уровней.
Мероприятия, реализуемые в рамках Программы, позволят увеличить объем работ по развитию и модернизации основных фондов коммунального хозяйства. Планируется осуществить мероприятия, направленные на совершенствование технологии производства тепловой энергии, модернизацию и новое строительство сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, линий электропередач и газовых сетей.
Система теплоснабжения
В состав городского округа кроме города Краснотурьинска входят поселки Рудничный, Прибрежный, Воронцовка, Чернореченск (далее п. Рудничный, п. Прибрежный, п. Воронцовка, п. Чернореченск).
Теплоснабжение городского округа осуществляется от теплоэнергоцентрали Богословского алюминиевого завода - филиала ОАО "СУАЛ" (далее - ТЭЦ), а также от муниципальных и ведомственных котельных, характеристики которых приведены в таблице
N |
Источник тепла |
Место расположения |
Мощность Гкал/час |
Выработка теплоэнергии, тыс. Гкал/год |
1 |
БТЭЦ |
город Краснотурьинск |
130,0 |
540,0 |
2 |
Котельная открытого акционерного общества "Богословское рудоуправление" |
п. Рудничный |
37,0 |
35,0 |
3 |
Газовая котельная N 1 |
район Загородный |
9,9 |
17,5 |
4 |
Газовая котельная N 2 |
район 42 квартал |
2,0 |
8,5 |
5 |
Муниципальная газовая котельная N 3 |
п. Рудничный |
0,6 |
1, 4 |
6 |
Муниципальная газовая котельная N 4 |
п. Воронцовка |
0, 4 |
0,9 |
7 |
Муниципальная котельная на твёрдом топливе N 5 |
п. Прибрежный |
1,6 |
5,2 |
8 |
Муниципальная котельная на твёрдом топливе N 6 |
п. Чернореченск |
0, 4 |
1,6 |
Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет около 140 км. Несмотря на то, что ежегодно в течение десяти лет осуществлялась замена участков теплосетей протяженностью от 2-х до 5-и километров в двухтрубном исчислении, состояние отдельных участков тепловых сетей неудовлетворительное.
Котельные N 2, 3, 4, 5 построены в 2005 - 2006 годах. Котельная N 1 построена в 1974 году, работа ее не рентабельна в связи с низкой загрузкой и изношенностью оборудования. Планируется строительство новой газовой котельной мощностью 4,0 МВт.
Угольные котельные переводу на газ не подлежат в связи с отсутствием газопроводов (отдаленность 11 и 20 км).
Система централизованного теплоснабжения (далее - СЦТ) города Краснотурьинска обеспечивается тепловой энергией, в основном, по муниципальным тепловым сетям.
Муниципальное унитарное предприятие "Управление коммунальным комплексом" обслуживает комплекс тепловых сетей протяженностью 128, 7 км и 6 котельных, 2 котельные вырабатывают тепловую энергию на территории города и 4 котельные на посёлках. На муниципальных тепловых сетях установлено насосное оборудование в 9 тепловых пунктах и 5 насосных станциях.
Основные проблемы эксплуатации объектов выработки и передачи тепловой энергии на муниципальных сетях городского округа
1. Большая протяженность сетей в подземном и надземном исполнении с ненормативной изоляцией;
2. Поставка тепловой энергии и теплоносителя потребителям (ул. Заречная, 2) осуществляется от Краснотурьинской воспитательной колонии, что сказывается на качестве теплоснабжения потребителей;
3. Для осуществления коммерческих расчетов с организацией осуществляющей поставку газа для котельных, эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием "Управление коммунальным комплексом" (далее - МУП "Управление коммунальным комплексом") необходимо провести реконструкцию узлов учета газа;
4. Для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей необходима реконструкция тепловых сетей в отдельных районах города;
5. Износ водопроводных сетей (ориентировочно 47%) ставит необходимость реконструкции водоводов важной проблемой по обеспечению бесперебойного водоснабжения жителей города;
6. Увеличивающаяся площадь застройки посёлка "Металлург" требует строительства повысительной насосной станции;
7. С учетом перспективной застройки района Южный, а так же застройки самого поселка, возникает необходимость реконструкции канализационного коллектора по ул. З. Космодемьянской.
Источником теплоснабжения для жителей жилых домов, проживающих в жилых домах N 1, 2, 3, 5 по ул. Заречная, 2 является Федеральное казённое учреждение "Краснотурьинская воспитательная колония Государственного Управления федеральной системы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ФКУ "КВК ГУФСИН по Свердловской области"). Износ оборудования и паропровода Краснотурьинской колонии, а так же отсутствие у ФКУ "КВК ГУФСИН по Свердловской области" лицензии на осуществление поставки тепловой энергии потребителям ставит под угрозу срыва надежное и бесперебойное теплоснабжение Абонентов, расположенных по ул. Заречная, 2.
Поставка тепловой энергии и теплоносителя в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" по проекту предусмотрена от Центрального теплового пункта N 4 Юго-Восточного района (далее ЦТП). Ввиду выхода из строя данного участка тепловой сети, специалистами муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом" было произведено переключение потребителей Больничного корпуса (ул. Чкалова) на теплоснабжение от теплового пункта Центрального района (1 контур теплоснабжения) по резервному трубопроводу тепловой энергии. Отсутствие резервной возможности переключения влияет на надежность и гарантированное бесперебойное теплоснабжение социально значимого объекта Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1", а это не менее 500 человек. Применение энергоэффективного оборудования позволит не только обеспечить резерв теплоснабжения, но и значительно сократить потери тепловой энергии, что в натуральном выражении составит не менее 100 Гкал ежегодно.
Всего в муниципальном унитарном предприятии "Управлении коммунальным комплексом" на обслуживании находится 5 котельных, работающих на газообразном топливе. Реконструкция узлов учёта газа обусловлена правилами учёта газа, утверждёнными приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 N 961, требованиями поставщика газа. Экономия от реализации данного мероприятия составит 50.000 газа в год.
Наличие учёта поставки тепловой энергии и теплоносителя является важным моментом в вопросе энергосбережения и контроля за поставкой тепловой энергии и теплоносителя потребителям. На 2-м отделении совхоза "Богословский" (п. Рудничный), работает газовая котельная, которая осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя для 190 человек, проживающих в посёлке. В данный момент отсутствует возможность контроля за расходом теплоносителя Потребителям ввиду неисправности расходомеров теплоносителя на трубопроводах отопления и горячего водоснабжения.
В результате значительного износа тепловых сетей района птицефабрики, а так же завышенных диаметров существующих трубопроводов, происходит необоснованно завышенные потери тепловой энергии и теплоносителя, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению полезного отпуска от котельной. Замена тепловых сетей района Птицефабрика приведет к экономии тепловой энергии на 350 Гкал в год.
Схема теплоснабжения городского округа Краснотурьинск устроена таким образом, что между контурами теплоснабжения спроектированы и выполнены перемычки, позволяющие не допустить сбоев в теплоснабжении потребителей. Выход из работы участка трубопровода по улице Карпинского (от тепловой камеры N 57 до ул. Микова) влияет не только на надежность теплоснабжения в отопительный период, но и исключает возможность резервного теплоснабжения такого потребителя как "Родильный дом", а так же потребителей Больничного комплекса (ул. Чкалова). Экономия от использования энергоэффективного оборудования составит в натуральном выражении 150 Гкал ежегодно.
Замена тепловых сетей района Загородный с использованием энергетического эффективного оборудования, за счет уменьшения потерь тепловой энергии через изоляцию позволит сэкономить тепловой энергии на 424 Гкал/год, а установка теплообменников приведет к снижению подпитки тепловой сети на 10 000 /год
Система водоснабжения
Водоснабжение города, в том числе районов Птицефабрика, Южный, Медный Рудник и Медная Шахта осуществляется по 7 водоводам от водозаборных сооружений Богословского алюминиевого завода - филиала ОАО "СУАЛ".
Источником хозяйственно-питьевого (далее - хоз-питьевого) водоснабжения города являются подземные воды действующего водозабора, расположенного в 5-6 км западнее города Краснотурьинска на правом берегу Краснотурьинского водохранилища.
Водопроводные сети на территории города, протяженностью 97,2 км. Имеются две повысительно-насосные станции в районе Птицефабрика и районе Медный Рудник.
Район Загородный
Водоснабжение района Загородный осуществляется от водозаборной скважины Общества с ограниченной ответственностью дочернее сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Богословский" (далее - совхоз "Богословский"). Водопроводные сети, протяженностью 1,327 км.
Поселок Рудничный
Водоснабжение п. Рудничный осуществляется от водозаборных сооружений открытого акционерного общества "Богословское рудоуправление". Источником водоснабжения являются подземные воды Северопесчанского месторождения подземных вод. Водопроводные сети, протяженностью 13,8 км.
п. Рудничный II отделение совхоза "Богословский"
Водоснабжение поселка осуществляется от водозаборной скважины совхоз "Богословский". Вода из скважины по трубопроводу диаметром 100 мм поступает в разводящую сеть поселка. Протяженностью сетей 0,8 км.
Поселок Воронцовка
Водоснабжение п. Воронцовка осуществляется от водозаборных сооружений Богословского рудоуправления. Источником водоснабжения являются подземные воды Северопесчанского месторождения подземных вод. Протяженность водопроводных сетей 4,2 км.
Поселок Чернореченск
Водоснабжение п. Чернореченск осуществляется от водозаборной скважины. Водопроводные сети протяженность 0,9 км.
Поселок Прибрежный
Водоснабжение поселка Прибрежный осуществляется от водозаборной скважины. Водопроводные сети протяженностью 0,909 км.
В настоящий момент почти все население городского округа Краснотурьинск (город Краснотурьинск, поселок Рудничный, поселок Воронцовка, поселок Чернореченск, район Загородный, поселок Прибрежный) обеспечивается водой из централизованных ведомственных хозяйственно-питьевых водоводов, в которые поступает вода из 20 подземных источников водоснабжения (артезианских скважин) и одного открытого источника (Краснотурьинского водохранилища). По состоянию на 01.01.2015 фактический отбор воды для нужд потребителей (населения и промышленных предприятий) ведется в объемах 39,1 тыс. /сутки, в т.ч. 24, 7 тыс.
/сутки - из артезианских источников и 14, 4 тыс.
/сутки - из Краснотурьинского водохранилища. Объем воды отбираемой для нужд населения составляет 17,5 - 18 тыс.
/сутки.
Основным поставщиком хозяйственно-питьевой воды для жителей города Краснотурьинск (61,1 тыс. человек) является Богословский алюминиевый завод - филиал ОАО "СУАЛ", в ведомстве которого находятся подземный водозабор, расположенный в 5-6 км западнее города Краснотурьинск на правом берегу Краснотурьинского водохранилища и открытый водозабор - из самого водохранилища.
Городская схема водоснабжения выстроена так, что чистая артезианская вода поступает только жителям Заречного района (23 тыс. жителей), а жителям Центральной и Восточной части города питьевая вода поступает уже в смешанном виде (вода из Краснотурьинского водохранилища после станции осветления смешивается с артезианской). В результате 37% населения города Краснотурьинск обеспечиваются артезианской водой из подземных источников, а 62% - водой смешанного типа.
Кроме того, с каждым годом ухудшается санитарно - техническое состояние централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения (таблица 1). На территории городского округа Краснотурьинск более 48% сетей централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения нуждаются в замене.
Учитывая перспективы развития города, эксплуатационные запасы подземных вод на действующих водозаборных участках не могут удовлетворить увеличивающиеся потребности города в питьевой воде, необходимо освоение новых месторождений подземных вод.
Высокий процент износа инженерных сооружений и трубопроводов приводит к возникновению аварийных ситуаций и росту числа утечек на водопроводных сетях. Потери от утечек на водоводах не позволяют обеспечить стабильное снабжение населения питьевой водой, приводят к ухудшению ее качества и сверхнормативному расходу энергоресурсов.
Одной из основных проблем в сфере водопроводного хозяйства является дефицит воды питьевого качества для обеспечения нужд потребителей города. За период 2013 - 2014 годов прослеживается стабильный рост неудовлетворительных проб по показателям колифаги, общие колиформные бактерии, цветность, кремний, сероводород, железо. Это говорит о том, что вода, отбираемая для водоснабжения населения, с каждым годом все больше не соответствует требованиям СанПин 2.1.4-1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В последующие годы прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации, так как основным притоком воды в Краснотурьинское водохранилище являются воды реки Турья, протекающей через территорию городского округа Карпинск.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли. Вследствие низких капитальных вложений, инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
Реформирование сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий, в том числе за счет долгосрочного тарифообразования, расширение механизмов государственно-частного партнерства.
Система водоотведения
В настоящий момент около 80% населения городского округа Краснотурьинск (город Краснотурьинск, поселок Рудничный, район Загородный, поселок Прибрежный) имеют доступ к централизованным сетям водоотведения, общей протяженностью более 163,6 км. и средним коэффициентом износа - 66%.
Все стоки, частично включая ливневую канализацию, поступают на 11 очистных сооружений, основная часть которых находится в собственности Богословского алюминиевого завода - филиала ОАО "СУАЛ". Суммарный объем стоков (в т.ч. от населения и производственных предприятий) по городскому округу Краснотурьинск составляет 28 875,03 тыс. в год, из которых
1. 3, 4% (985,17 тыс. в год) сбрасываются, минуя очистные сооружения;
2. 0,6% (192, 43 тыс. в год) сбрасываются с достаточной степенью очистки;
3. 96% (27 697, 43 в год) сбрасываются с недостаточной степенью, очистки, с превышением по одному/нескольким показателям, таким как: азот аммонийный, азот нитратный, азот нитритный, фосфор, железо, взвешенные вещества.
Из всего объема стоков по городскому округу Краснотурьинск на долю населения приходится всего 9 366 тыс. в год (или 25,6 тыс.
/сутки), которые поступают на очистные сооружения, суммарной производительностью в 38, 7 тыс.
/сутки и средним коэффициентом износа - 78%. Все поступившие стоки после полной биологической очистки с доочисткой на скорых фильтрах и обеззараживанием жидким хлором сбрасываются в реки Турья, Каменка, Устея. Однако соотношение сбросов с недостаточной степенью очистки в 96% актуально и для данной категории.
По утвержденному градостроительному плану расширение города Краснотурьинск планируется за счет малоэтажной застройки района Южный и района Медная Шахта, однако для реализации данного плана необходимо провести реконструкцию очистных сооружений района Медная Шахта, находящихся в эксплуатации с 1989 года.
Также, в городской черте находятся аварийные участки сети водоотведения, имеющие износ более 70%, замена которых необходима.
Город Краснотурьинск
Очистка городских хозяйственно-бытовых стоков осуществляется на очистных сооружениях филиала ОАО "БАЗ-СУАЛ", расположенные в северо-восточной части города на левом берегу реки Турьи в 0,5 км от жилой застройки.
На территории города имеются 7 канализационных насосных станций. Канализационные станции N 1-4 (далее - КНС) расположены в районе Птицефабрика, КНС N 5 по ул. Садовой, КНС в районе Краснотурьинской воспитательной колонии и фекальная насосная станция Заречного района. КНС и канализационные сети (протяженностью 154,011 км).
Район Загородный
Хозяйственно-бытовые стоки района Загородный системой самотечных коллекторов (основной коллектор диаметром 200 мм) подаются на локальные очистные сооружения производительностью 300 /сутки. После полной биологической очистки стоки сбрасываются в реку Турью. Очистные сооружения и канализационные сети протяженностью 1,101 км.
Район Медная Шахта и район Южный
Хозяйственно-бытовые стоки района Медная Шахта и района Южный системой самотечных коллекторов поступают на очистные сооружения производительность 700 /сутки, для полной биологической очистки. Очистные сооружения, расположенные в 0,3 км восточнее поселка и канализационные сети (протяженность 5, 422 км).
Поселок Рудничный
В посёлке существует централизованная система канализации. Хозяйственно-бытовые стоки поступают на очистные сооружения для полной биологической очистки с производительностью 700 /сутки. Канализационные сети протяженностью 7,127 км.
Поселок Прибрежный
Хозяйственно-бытовые стоки п. Прибрежный централизованной системой канализации подаются на локальные очистные сооружения производительностью 300 /сутки. После полной биологической очистки стоки сбрасываются в реку Устею. Очистные сооружения и канализационные сети протяженностью 1,321 км. Канализационное хозяйство городского округа представляет собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих сбор, транспортировку и очистку сточных вод.
Сети водоотведения выполнены в основном из керамических, чугунных и железобетонных труб и имеют износ более 80%.
Принятый состав сооружений, их конструкции и существующие технологические схемы очистки сточных вод не могут обеспечить качество очищенных сточных вод в соответствии с современными нормативными требованиями по ряду показателей, в связи с чем происходит сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на выпусках с очистных сооружений в водные объекты.
Установленные мощности канализационных насосных станций превышают фактические, в связи с этим требуется замена насосного оборудования КНС на энергосберегающее, что позволит сократить перерасход электроэнергии.
Неудовлетворительное функционирование системы канализационного хозяйства также обусловлено аварийным состоянием самотечных и напорных коллекторов, через которые идет поступление грунтовых и талых вод.
Регулярный контроль за качеством сточных вод проводится согласно графику лабораторного контроля. Анализ результатов показывает, что по многим ингредиентам концентрации на выходе с очистных сооружений значительно превышают предельно допустимые концентрации разрешенные на сброс.
Основной проблемой городского округа в сфере канализационного хозяйства является недостаточная мощность и высокая степень физического износа сооружений очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. А также невозможность строительства локальных очистных сооружений для приема стоков от вновь строящихся микрорайонов вследствие отсутствия мест сброса.
В условиях постоянно увеличивающегося объема образующихся хозяйственно-бытовых сточных вод очистные сооружения города работают с перегрузом.
Решение данной проблемы может быть достигнуто одним из способов
реконструкция полного комплекса существующих очистных сооружений с применением прогрессивных технологий и материалов, а также с увеличением их производительности;
строительство новых канализационных очистных сооружений требуемой мощности.
Система электроснабжения
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" и открытое акционерное общество "Региональная сетевая компания" оказывают услуги по транспортировке электрической энергии и обслуживанию электрических сетей в большую часть районов городского округа.
Энергосбытовой компанией, поставляющей электроэнергию в городской округ, является открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс".
Электроснабжение, особенно в поселковой зоне, является особенно проблемным участком в инфраструктуре городского округа. Причиной аварий и плановых отключений является большая протяженность и изношенность сетей электроснабжения, а также неустойчивые погодные условия, сопровождающиеся сильными ветрами и резкими изменениями температуры атмосферного воздуха. Кроме того, имеют место скачки напряжения, связанные с недостатком мощностей в населенных пунктах.
Система газоснабжения
Поставщиком газа на территорию городского округа Краснотурьинск является закрытое акционерное общество "ГАЗЭКС". Строительством, эксплуатацией и обслуживанием газовых сетей на территории городского округа Краснотурьинск занимается открытое акционерное общество "Уральские газовые сети". На территории муниципального образования расположена сеть наружных газопроводов общей протяженностью 123,5 км.
Система газоснабжения городского округа характеризуется следующими показателями
1. протяженность сетей - 124, 74 км, в том числе город - 111, 48 км;
п. Рудничный - 5,63 км;
п. Воронцовка - 7,63 км.
Из них эксплуатируются
до 15 лет- 67,1 км;
от 15 до 20 лет- 13,5 км;
более 20 лет - 44,1 км.
Недостаточно развита газораспределительная сеть, что, в свою очередь сдерживает рост уровня газификации жилищного фонда и объектов коммунальной сферы в населенных пунктах; не все потребители переведены с использования газобаллонных установок на природный газ.
Проблема наличия недостаточной газораспределительной сети в городском округе, в том числе и сельской местности, может быть решена за счет строительства новых межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов и газовых сетей, что приведет к созданию условий обеспечения комфортной среды проживания населения городского округа.
Следует также отметить, что перевод источников теплоснабжения на природный газ, позволит значительно сократить потери тепловой энергии и затраты на ее производство, а также повысить качество теплоносителя потребителям.
Обеспечение населения городского округа Краснотурьинск услугами газоснабжения является важным направлением социально-экономического развития территории городского округа Краснотурьинск.
Остро стоит вопрос о необходимости строительства газовых котельных в поселке Рудничный городского округа Краснотурьинск из-за предстоящего окончания работы котельных открытого акционерного общества "Богословское рудоуправление".
В настоящее время не все многоквартирные дома на территории города Краснотурьинска газифицированы, не в полном объеме газифицированы поселки Рудничный, Воронцовка городского округа Краснотурьинск, нуждаются в газификации районы "Металлург", "Дунькина деревня", "ТЭЦ-поселок", Суходойский, Медный Рудник, Медная Шахта и район перспективной застройки "Южный" города Краснотурьинска. Ожидается, что в результате реализации Программы будет, достигнут рост обеспеченности населения сетевым газом.
Реализация подпрограммы к концу 2020 года позволит
1. Осуществить переход от услуг централизованного теплоснабжения открытого акционерного общества "Богословское рудоуправление" к муниципальным котельным на поселке Рудничный городского округа Краснотурьинск;
2. Увеличить долю населения, проживающего в частном секторе городского округа Краснотурьинск, обеспеченного сетевым газом;
3. Газифицировать многоквартирные дома на территории города Краснотурьинска;
4. Обеспечить газоснабжение района перспективной застройки "Южный".
Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели реализации подпрограммы 4
Основная цель, достижение которой предусмотрено муниципальной программой, а также показатели, характеризующие реализацию муниципальной программы, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению подпрограммы 4
В целях достижения цели муниципальной программы и выполнения поставленных задач, разработан план мероприятий по выполнению муниципальной программы. Перечень мероприятий муниципальной программы с указанием годовых размеров расходов по источникам финансирования, а также
взаимосвязь с показателями, в достижении которых направлены мероприятия, приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Исполнителями муниципальной программы являются
1. Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Краснотурьинск;
2. Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства";
3. Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства".
Подпрограмма 5. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Краснотурьинск"
Раздел 1. Характеристика и анализ проблемы, на решение которой направлена подпрограмма 5
Подпрограмма направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения на территории городского округа Краснотурьинск, способных обеспечить эффективное использование топливно-энергетических ресурсов объектами коммунальной инфраструктуры, жилищным фондом и объектами бюджетной сферы, способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения города топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, обеспечению энергетической безопасности города.
Динамика роста внутренних цен на энергоносители создает экономические условия для разработки и реализации мероприятий по энергосбережению. В ближайшие годы цены на газ должны будут обеспечивать достижение равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и от его экспорта. В связи, с чем внутренние оптовые цены на природный газ к 2016 году вырастут по сравнению с 2009 годом в 2,8 раза.
Также с 01.01.2014 года вся электроэнергия реализуется потребителям по нерегулируемым государством ценам. Средняя цена на электрическую энергию для потребителей по сравнению с 2009 годом выросла к декабрю 2014 года в 2,3 раза.
В условиях обозначенных темпов роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, также будет расти с темпами от 15 до 35 процентов в год. Аналогичная ситуация произойдет и в сфере водоснабжения и водоотведения.
В результате до 2013 года стоимость основных топливно-энергетических и коммунальных ресурсов стремительно росла темпами, в 2 - 3 раза превышающими инфляцию. Затраты организаций муниципальной бюджетной сферы на оплату основных топливно-энергетических и коммунальных ресурсов к 2014 году выросли по сравнению с 2009 годом в 1,5 - 2 раза.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию города становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям
1. Росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
2. Росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
3. Опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и тому подобное, и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения указанной проблемы необходимо осуществление комплекса мер по энергосбережению, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории муниципального образования, а также при потреблении энергоресурсов бюджетными учреждениями.
Данная подпрограмма направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового муниципального продукта городского округа Краснотурьинск не менее чем на 20 процентов по отношению к уровню 2009 года.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения городского округа Краснотурьинск топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности.
Основной проблемой, решению которой способствует подпрограмма, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Целью подпрограммы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является реализация на территории городского округа Краснотурьинск энергосберегающих мероприятий, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости экономики не менее чем на 40% по отношению к уровню 2009 года, в частности за счет следующих приоритетных направлений
1. Повышения энергоэффективности и энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве и в быту;
2. Повышение уровня компетенции работников муниципальных учреждений, предприятий и жителей города в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов;
3. Оборудование и совершенствование систем учета потребляемых энергетических ресурсов;
4. Сокращение бюджетных расходов на коммунальные услуги с целевой установкой сокращения объемов потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными учреждениями в течение пяти лет не менее чем на 15% к уровню 2009 года;
5. Внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов;
6. Снижение удельных показателей потребления топлива, электрической и тепловой энергии при производстве большинства энергоемких видов продукции, работ, услуг, а также в жилищном фонде;
7. Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности коммунального комплекса через производственные и инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Кроме того, энергосбережение является одним из важнейших аспектов реформирования жилищно-коммунального хозяйства и направлено на снижение затрат, на производство, подачу и потребление топливно-энергетических ресурсов, где эта проблема стоит особенно остро.
Приоритетными задачами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются снижение удельных показателей потребления и сокращения потерь электрической, тепловой энергии, воды и природного газа.
Для внедрения энергоэффективных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в обязательном порядке необходима организация приборного учета потребления энергетических ресурсов на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.
С 2010 года на территории городского округа Краснотурьинск реализуются мероприятия по оснащению системами учета используемых энергоресурсов бюджетных учреждений и жилищного фонда, основной целью которых является комплексное решение проблем перехода на оплату потребителями энергоресурсов, исходя из их фактического потребления. Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24.12.2009 N 162 была утверждена программа по установке приборов учета потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства городского округа Краснотурьинск на 2010 - 2012 годы.
В результате реализации указанных мероприятий оснащенность приборами учета учреждений финансируемых из средств местного бюджета по состоянию на 01.01.2015 г. составила
Наименование учитываемого энергоносителя |
Оснащенность приборами учета учреждений образования, % |
Оснащенность приборами учета учреждений культуры, % |
Оснащенность приборами учета учреждений физкультуры и спорта, % |
Оснащенность приборами учета прочих бюджетополучателей, % |
Тепловая энергия |
100 |
100 |
100 |
100 |
Горячее водоснабжение |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Холодное водоснабжение |
100 |
100 |
100 |
100 |
Электрическая энергия |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100 |
Оснащение приборами учета организаций бюджетной сферы привела к позитивным результатам. Установка приборов учета в бюджетных учреждениях дала значительную экономию, следствием чего явилась потребность в устойчивом получении экономического эффекта от уточнения объемов потребляемых ресурсов с помощью приборов учета. На ряде объектов снижение оплаты за коммунальные услуги получилось очень значительным.
Следует отметить, что на недостаточном уровне проводились работы по оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии и воды многоквартирных домов. Связано это со следующими причинами
1. Нежелание собственников жилых помещений в многоквартирных домах осуществлять оборудование многоквартирного дома приборами учета за счет собственных средств;
2. Незаинтересованность управляющих организаций в установке общедомовых приборов учета;
3. В большинстве случаев при установке общедомового прибора учета воды и отсутствии (низком проценте) оснащенности дома индивидуальными приборами учета воды, объемы воды по показаниям общедомового прибора учета выше расчетов по утвержденным нормативам.
В 2009 - 2010 годах городскому округу Краснотурьинск были выделены денежные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет финансовой поддержки средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства по программе проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В ходе проведения капитального ремонта дома оборудовались общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. Также оборудование общедомовыми приборами учёта энергоресурсов проводили управляющие компании самостоятельно за счёт внебюджетных средств и средств населения.
Оснащенность приборами учета многоквартирных домов по состоянию на 01.01.2015 г. составила
Наименование учитываемого энергоносителя |
Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, % |
Оснащенность квартир в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета, % |
Оснащенность частных жилых домов приборами учета, % |
Тепловая энергия |
50 |
0,0 |
0,0 |
Горячее водоснабжение |
53 |
41 |
69,3 |
Холодное водоснабжение |
60 |
40 |
66 |
Газ |
0,0 |
0,1 |
73,0 |
Электрическая энергия |
98 |
81 |
98,0 |
Основным инструментом управления энергосбережением в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законом Свердловской области от 25.12.2009 N 117-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области" является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения, а также иных целевых программ.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и тому подобное. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Следует отметить, что работа в области энергосбережения на территории городского округа Краснотурьинск осуществляется с начала 2000-х годов.
В результате проведения указанной работы были достигнуты следующие результаты
1. Проведены энергетические обследования в бюджетных учреждениях, в результате были определены необоснованные расходы (потери) энергоресурсов и приняты меры по устранению данных недостатков;
2. Проведено обучение специалистов по вопросам энергосбережения с выдачей данным специалистам соответствующих сертификатов. Реализация этого мероприятия позволила назначить обученных специалистов ответственными лицами за энергосбережение на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в бюджетных учреждениях;
3. Для всех учреждений, финансируемых из средств местного бюджета, были разработаны и утверждены энергетические паспорта бюджетных учреждений. Данное мероприятие позволило определить лимиты потребления энергоресурсов для бюджетных учреждений и формировать бюджетные обязательства в соответствии с лимитами потребления;
4. Для снижения потребления электроэнергии на объектах жилищно-коммунального комплекса предприятиями выполнены следующие мероприятия
4.1. в муниципальных котельных произведена замена электронасосов большой мощности на более экономичные насосы;
4.2. ежегодно выполняются работы по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие светильники;
4.3. проводится замена ламп и светильников в бюджетных учреждениях освещения на энергосберегающие.
5. На муниципальных тепловых сетях выполнены наладочные работы с установкой ограничительных шайб, согласно гидравлического расчета. Данное мероприятие позволило ликвидировать "перетопы" тем самым снизив потребление тепловой энергии;
6. Для улучшения теплоотдачи отопительных приборов проводились работы по гидропневмопромывке систем отопления жилых домов и объектов соцкультбыта. Также для улучшения теплоснабжения проводились работы по промывке и прочистке котлов в муниципальных котельных;
7. С целью ликвидации потерь тепловой энергии проводились мероприятия по изоляции тепловых сетей. Восстановлена изоляция более 13 км тепловых сетей, с применением современных материалов (пенополиуретан);
8. Проводились работы по повышению теплозащиты зданий за счет дополнительной изоляции наружных стен (утепление наружных швов пенополиуретаном и их герметизация) и замена деревянных оконных блоков на пластиковые стеклопакеты с тройным остеклением.
Анализируя исполнение вышеуказанных программ по энергосбережению необходимо отметить, что направления работы по реализации мероприятий были выбраны, верно, и, главное, перспективно. Они не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. За период действия программ каждое из направлений было освоено, но с различной интенсивностью.
Реализация политики энергосбережения на территории городского округа Краснотурьинск позволит
1. По результатам проведенных энергетических обследований определить необоснованные расходы (потери) энергоресурсов в бюджетных учреждениях и принять меры по устранению данных недостатков;
2. Значительно снизить потери энергетических ресурсов за счет проведения мероприятий по наладке и устранению утечек на системах тепло-, водоснабжения, а также за счет восстановления изоляции тепловых сетей;
3. Повысить теплозащиту зданий за счет дополнительной изоляции наружных стен и замены оконных блоков;
4. Снизить потребление и улучшить качество подаваемой тепловой энергии и горячего водоснабжения за счет проведения мероприятий по промывке систем отопления зданий и прочистке теплообменников в многоквартирных жилых домах;
5. Снизить потребление электрической энергии за счет установки насосного оборудования меньшей мощности, установки энергосберегающего оборудования, энергоэффективных источников освещения;
6. Увеличить долю потребляемых энергоресурсов по приборам учета;
7. Обеспечить снижение потребления энергоресурсов бюджетными организациями за счет внедрения обязательной энергетической паспортизации учреждений.
Отпуск большей части потребляемых жилищным фондом ресурсов на территории городского округа Краснотурьинск происходит не в соответствии с показаниями приборов учета потребления таких ресурсов, а по расчетным нормативам, что влечет
1. Нарушение правил эксплуатации объектов;
2. Непринятие оперативных мер по устранению многочисленных потерь в системах тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
3. Увеличение объемов потребления ресурсов.
Экономическая эффективность определяется
1. Сокращением потребления коммунальных ресурсов жилищным фондом. Достижение такого эффекта связано с возможностью объективной оценки и технического регулирования потребления энергоресурсов на основе показаний приборов учета;
2. Сокращением задолженности жилых домов за потребленные энергоресурсы по договорам с ресурсоснабжающими организациями;
3. Формированием базы данных для мониторинга технического состояния внутридомовых инженерных систем жилищного фонда.
Социальная эффективность подпрограммы определяется созданием благоприятных условий для внедрения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде и стабилизацией, а также возможным сокращением платежей населения за потребленные энергетические ресурсы по тем жилым домам и объектам социальной инфраструктуры, где установка приборов учета приведет к сокращению объема оплачиваемых коммунальных ресурсов.
Одной из главных причин столь медленного внедрения энергосберегающих технологий на объектах жилого фонда является многолетнее недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства, в том числе мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда (с установкой приборов учета потребления ресурсов), а также высокий износ инженерных сетей энергоснабжения. Отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов привело к повышенному уровню износа, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.
Наличие жилого фонда постройки 60-х, 70-х годов с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций приводит к большим теплопотерям на отопление зданий.
Недостаточность средств в бюджете города на текущее содержание городской инфраструктуры и текущую оплату потребляемых энергоресурсов не обеспечивают экономическую поддержку политики энергосбережения в полном объеме. Отсутствует экономическая заинтересованность учреждений бюджетной сферы к реализации энергосберегающих мероприятий. В связи с этим, повышение эффективности потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы становится экономически актуальным.
При отсутствии приборов учета оплата за коммунальные услуги осуществляется на основе расчетных параметров. Оснащение системами учета потребления энергоресурсов бюджетных организаций и жилищного фонда является лишь первым, но крайне необходимым шагом на пути снижения объемов потребления энергоресурсов. При отсутствии приборов учета энергоресурсов все мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов не дают конечного результата, экономии финансовых средств. Приоритетными задачами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются снижение удельных показателей потребления и сокращение потерь электрической, тепловой энергии, воды и природного газа.
Данной подпрограммой были определены следующие основные мероприятия в многоквартирном жилищном фонде городского округа Краснотурьинск в области энергосбережения
1. Проведение энергетических обследований в многоквартирных жилых домах.
Энергетическое обследование определяет необоснованные расходы (потери) энергоресурсов, а также проводится с целью разработки энергетических паспортов для каждого многоквартирного дома. Энергетический паспорт должен определить состояние энергообеспечения и топливно-энергетический баланс. На основании этого документа должна разрабатываться энергетическая стратегия, которая определит самые узкие места в энергосбережении и позволит направить денежные средства на выполнение эффективных мероприятий по энергосбережению топливно-энергетических ресурсов.
Оснащение жилищного фонда приборами коммерческого учета тепловой энергии.
Оснащение системами учета потребления энергоресурсов жилищного фонда является необходимым шагом на пути снижения объемов потребления энергоресурсов. При отсутствии приборов учета энергоресурсов все мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов не дают конечного результата, экономии финансовых средств.
2. Модернизация индивидуальных тепловых пунктов (далее ИТП) с установкой погодного регулирования в многоквартирных жилых домах.
Централизованное регулирование заключается в поддержании на источнике теплоснабжения температурного графика нагрева теплоносителя в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха, обеспечивающего в течение отопительного сезона заданную внутреннюю температуру отапливаемых помещений при неизменном расходе сетевой воды. Температурная инерционность существующего метода регулирования, связанная со значительными циркуляционными объемами теплоносителя, протяженностью теплотрасс и потерями, приводит к тому, что теплоснабжающая организация в осенне-весенний периоды, при достаточно высоких температурах и существенных колебаниях наружного воздуха, отпускает тепловой энергии больше нормированной, а в диапазоне низких зимних температур подает теплоноситель с температурой ниже графика и потребитель вынужден оплачивать некачественное тепло, испытывая при этом неудобства.
Выход из этой ситуации возможен только за счет установки систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения на каждом объекте. Эти системы поддерживают нормированную температуру горячего водоснабжения, а также температуру теплоносителя системы отопления в зависимости от температуры наружного воздуха по заданному отопительному графику, корректируют отопительный график по желанию потребителя, осуществляют ночное снижение температурного графика, производят динамичный подъем температуры помещения после ночного снижения температур, осуществляют защиту от завышения температуры обратной воды. Внедрение систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения позволит оптимизировать режимы теплопотребления, то есть ликвидировать "перетопы" и "недотопы", а температуру горячей воды регулировать на нормированном уровне.
Третьим шагом является внедрение систем регулирования потребления энергоресурсов. Централизованное регулирование заключается в поддержании на источнике теплоснабжения температурного графика нагрева теплоносителя в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха, обеспечивающего в течение отопительного сезона заданную внутреннюю температуру отапливаемых помещений при неизменном расходе сетевой воды.
Еще одним методом эффективности использования топливно-энергетических ресурсов является энергетическое обследование с целью разработки энергетических паспортов для каждого бюджетного учреждения и многоквартирного дома. Энергетический паспорт должен определить состояние энергообеспечения и топливно-энергетический баланс. На основании этого документа должна быть разработана энергетическая стратегия, которая определит самые узкие места в энергосбережении и позволит направить денежные средства на выполнение эффективных мероприятий по энергосбережению топливно-энергетические ресурсы.
Энергетическое обследование (энергоаудит) - это технико-экономическое обследование систем энергогенерирования, энергораспределения и энергопотребления предприятия с целью определения возможностей экономии затрат на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, разработка технических, организационных и экономических мероприятий, помогающих предприятию снизить затраты энергоресурсов, денежных средств и, как следствие, себестоимость производимой и (или) реализуемой продукции.
К основным целям энергоаудита можно отнести
1. Получение объективных данных об объеме потребляемых топливно-энергетических ресурсов;
2. Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3. Оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
4. Разработка эффективных мер для снижения материальных затрат предприятия;
5. Разработка мероприятий по энергосбережению, проведение их стоимостной оценки;
6. Разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
7. Разработка энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов.
Задачами энергетического обследования являются
1. Снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на собственные нужды за счет внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;
2. Определение показателей энергоэффективности (потенциала энергосбережения);
3. Снижение потерь при распределении и потреблении топливно-энергетических ресурсов;
4. Создание новых или модернизация существующих систем учета топливно-энергетических ресурсов.
Добровольное энергетическое обследование имеет основной целью разработку и внедрение мероприятий, направленных на оптимизацию использования (потребления) топливно-энергетических ресурсов, а также разработку программ энергосбережения и повышения энергоэффективности деятельности предприятия или учреждения.
Также в существующей подпрограмме предусмотрены мероприятия по энергосбережению в сетях уличного освещения.
Начиная с 2008 года в рамках действующих на тот момент программ энергосбережения в сетях уличного освещения были начаты работы по замене светильников уличного освещения с лампами накаливания и неэффективными дуговыми ртутными лампами высокого давления на новые с использованием натриевых ламп высокого давления.
Для достижения наибольшей экономии в 2014 году начата замена проводов уличного освещения на самонесущие изолированные провода (СИП) с использованием 5 провода для управления и связи между подстанциями.
Также начата работа по модернизации таймеров включения уличного освещения с дополнительной установкой фото-реле.
В целях реализации многотарифного учета электроэнергии в сетях уличного освещения планируется произвести замену старых приборов учета на многотарифные приборы учета.
Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели реализации подпрограммы 5
Основная цель, достижение которой предусмотрено муниципальной программой, а также показатели, характеризующие реализацию муниципальной программы, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению подпрограммы 5
В целях достижения цели муниципальной программы и выполнения поставленных задач, разработан план мероприятий по выполнению муниципальной программы. Перечень мероприятий муниципальной программы с
указанием годовых размеров расходов по источникам финансирования, а также
взаимосвязь с показателями, в достижении которых направлены мероприятия, приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Исполнителями муниципальной программы являются
1. Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Краснотурьинск;
2. Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства";
3. Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.