Правила охраны поверхностных вод
(утв. Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.)
Настоящие Правила фактически прекратили действие в связи с тем, что со дня введения в действие Водного кодекса РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации
Настоящие Правила введены взамен Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, утвержденных Минводхозом СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР и Минрыбхозом СССР от 16 мая 1974 г. N 1166
1. Основные положения
1.1. Настоящие Правила составлены в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, Законом СССР об охране и использовании животного мира, Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР.
В настоящее время охрана вод в Российской Федерации регулируется следующими документами:
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ,
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире",
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1
Охрана вод организуется в целях защиты здоровья населения, обеспечения благоприятных условий водопользования и экологического благополучия водных объектов. Охране от загрязнения, засорения и истощения подлежат все водные объекты на территории СССР.
Правила регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, включающих хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды, дождевые, талые и поливомоечные воды застроенных территорий, сбросные воды мелиоративных систем и дренажные воды. Правила регламентируют также различные виды хозяйственной деятельности, включая гидротехническое строительство, которые оказывают или могут оказать неблагоприятное воздействие на состояние поверхностных вод.
Примечание. 1) Требования к охране подземных вод регламентированы Положением об охране подземных вод.
2) Требования к охране морских вод регламентированы Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей и Положением о защите и сохранении морской среды в экономической зоне СССР.
1.2. Требования настоящих Правил обязательны:
- для проектных и научно-исследовательских организаций при определении мест строительства (реконструкции) предприятий, зданий, сооружений и других объектов, при планировании всех видов работ на водотоках, водоемах, в водоохранных полосах (зонах) и в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных видов рыб, при разработке мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов;
- для всех предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных водопользователей, деятельность которых оказывает влияние на состояние вод;
- для организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством государственное управление, включая государственный контроль, в области использования и охраны вод.
1.3. Система мер, направленных на достижение целей охраны вод, включает:
а) нормирование качества воды в водном объекте;
б) регламентацию сброса нормированных веществ, исходя из условий соблюдения норм качества воды в контрольном створе водоемов и водотоков или неухудшение ее состава и свойств, в случае, когда нормы эти превышаются;
в) регламентацию различных видов хозяйственной деятельности, влияющих на состояние вод, исходя из условий, указанных в п.1.3б;
г) планирование, разработку и осуществление водоохранных мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных норм сброса в водный объект веществ и водоохранных требований к различным видам хозяйственной деятельности, последовательное снижение массы загрязняющих веществ, вплоть до полного прекращения их сброса в водные объекты;
д) организацию прибрежных водоохранных зон и запретных лесных полос, защищающих нерестилища ценных видов рыб;
е) экспертизу новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, могущих повлиять на состояние вод;
ж) разработку и реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов вследствие залпового или аварийного сброса загрязняющих веществ;
з) контроль за соблюдением установленных условий сброса нормированных веществ и выполнением водоохранных требований к различным видам хозяйственной деятельности;
и) контроль состава и свойств воды водотоков и водоемов;
к) учет, обобщение и обработку информации по вопросам охраны и использования вод в целях управления качеством воды и регулирования использования водных ресурсов;
л) привлечение к ответственности за нарушение требований и правил охраны водных объектов.
1.4. Все меры по охране вод должны исходить из условий первоочередного удовлетворения хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения.
1.5. Водопользователи на основе установленных условий сброса нормированных веществ и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление ведомственного контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов вследствие залпового или аварийного сброса.
1.6. Государственный контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также органами Государственного комитета СССР по охране природы (далее - органами Госкомприроды) и органами государственного санитарного надзора Министерства здравоохранения СССР в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
О государственном контроле за использованием и охраной водных объектов см. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ
1.7. Требования по охране поверхностных вод, включаемые в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, должны соответствовать положениям настоящих Правил.
2. Нормирование качества воды водоемов и водотоков
2.1.Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.
Настоящими Правилами установлены нормы качества воды водоемов и водотоков для условий хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования.
Примечание. По мере разработки и утверждения экологических требований и норм состояния водных объектов, а также специальных требований к охране вод, используемых для целей сельского хозяйства, эти требования будут учтены, а Правила при очередном пересмотре дополнены соответствующими разделами.
2.1.1. К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.
К коммунально-бытовому водопользованию относится использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения. Требования к качеству воды, установленные для коммунально-бытового водопользования, распространяются на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест, независимо от вида их использования.
2.1.2. К рыбохозяйственному водопользованию относится использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.
Рыбохозяйственные водные объекты или их участки могут относиться к одной из трех категорий:
к высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;
к первой категории относятся водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода;
ко второй категории относятся водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.
2.1.3. Виды водопользования на водном объекте в пределах области (края), союзной (автономной) республики определяются органами Госкомприроды совместно с органами государственного санитарного надзора и подлежат утверждению областными (краевыми) исполнительными комитетами Советов народных депутатов или Советами Министров союзных (автономных) республик.
О использовании водных объектов см. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ
На пограничных между территориально-административными единицами водных объектах вид водопользования устанавливается совместным решением соответствующих органов.
2.2. Нормы качества воды водных объектов включают:
- общие требования к составу и свойствам воды водотоков и водоемов для различных видов водопользования (приложение 1);
- перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения (приложение 2);
- перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях (приложение 3).
Примечания. 1) В перечнях ПДК должны быть указаны: полное наименование вещества и его синонимы (если они существуют), лимитирующий признак вредности, класс опасности, нормативное числовое значение с указанием единицы измерения. При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.
2) Перечни нормированных веществ и величины их ПДК в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения, утверждаются Минздравом СССР, для рыбохозяйственных целей - Минрыбхозом СССР.
Перечни нормированных веществ и величин их ПДК по мере разработки и уточнения издаются в качестве дополнений к настоящим Правилам.
Методики анализа содержания веществ в поверхностных и возвратных (сточных) водах разрабатываются компетентными организациями, утверждаются и рекомендуются к применению Госкомприродой СССР.
Роскомрыболовством 14 августа 1995 г. утвержден Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов
2.3. Для всех нормированных веществ при рыбохозяйственном водопользовании и для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности при хозяйственно-питьевом и культурно-бытовом водопользовании; при поступлении в водные объекты нескольких веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности и с учетом примесей, поступающих в водный объект от вышерасположенных источников, сумма отношений концентраций (С1, С2 ......Сn) каждого из веществ в контрольном створе к соответствующим ПДК не должна превышать единицы:
С1/ПДК1 + С2/ПДК2 + ... + Сn/ПДКn у 1.
2.4. При сбросе возвратных (сточных) вод или при других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества воды водоемов и водотоков или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для хозяйственно-питьевого водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п.), а в водоемах - на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.
При сбросе возвратных (сточных) вод или при других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние рыбохозяйственных водотоков и водоемов, нормы качества воды в водных объектах или ее природных состав и свойства в случае превышения этих норм должны соблюдаться в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае республиканскими (областными) Советами народных депутатов по представлении органов Госкомприроды, но не далее, чем в 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников примесей, влияющих на качество воды (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
Примечание. В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.
2.5. Водный объект или его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества воды в водном объекте. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
2.6. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов Госкомприродой СССР совместно с Минздравом СССР и/или Минрыбхозом СССР могут устанавливаться региональные нормы качества воды в соответствии с естественными фоновыми концентрациями. Информация о региональных нормах качества воды публикуется в виде дополнений к настоящим Правилам.
2.7. Для уникальных водных объектов, имеющих экологическую, научную, историческую или культурную ценность, могут устанавливаться особые требования к качеству воды. Таким водным объектам может быть придан статус заповедника или заказника в установленном законом порядке.
См. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
2.8. Отдельные водотоки, водоемы или их участки могут быть предоставлены в обособленное водопользование для использования преимущественно в определенных хозяйственных целях, например, для рыборазведения, охлаждения подогретых вод (пруды-охладители), создания лесотоварных баз и других целей.
Предоставление водного объекта в обособленное водопользование производится в порядке, установленном законодательством.
3. Охрана водных объектов при сбросе возвратных (сточных) вод
и различных видах хозяйственной деятельности
3.1. Установленные условия сброса возвратных (сточных) вод и водоохранные требования к различным видам хозяйственной деятельности должны обеспечить нормативное качество воды в контрольных створах водного объекта или, при их превышении, сохранение состава и свойств воды, сложившихся под влиянием природных процессов.
3.2. Запрещается сбрасывать в водные объекты:
- возвратные (сточные) воды, содержащие вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК или ОДУ, а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля, за исключением тех веществ, что содержатся в воде водного объекта;
- возвратные (сточные) воды, которые с учетом их состава и местных условий при соответствующем технико-экономическом обосновании могут быть направлены в системы оборотного водоснабжения, для повторного использования, для орошения в сельском хозяйстве при соблюдении агротехнических, санитарных и ветеринарных требований или для других целей народного хозяйства;
- производственные, хозяйственно-бытовые сточные воды, дождевые и талые воды, отводимые с территорий промышленных площадок и населенных мест, не прошедшие очистку до установленных требований;
- сточные воды, оказывающие токсическое действие на живые организмы (по результатам биотестирования);
- возвратные (сточные) воды в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечебных целей, в местах массового скопления рыб (нерестовые, нагульные участки, зимовальные ямы), на участках искусственного разведения и выращивания рыб и других водных животных и растений, а также в водные объекты или их участки, объявленные в установленном порядке заказниками или заповедниками;
- возвратные (сточные) воды, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а также содержащие вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не установлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в разрешении на сброс возвратных (сточных) вод или в разрешении на специальное водопользование (природопользование).
3.3. Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосбора, а также в системы канализации пульпы, концентрированных кубовых осадков, шламов, образующихся в результате обезвреживания сточных вод, в том числе содержащихся радионуклиды, других технологических и бытовых отходов.
3.4. Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и продуктопроводов, нефтепромыслов, а также сброс мусора, неочищенных сточных, подсланевых, балластных вод, сброс в воду других веществ с плавучих средств водного транспорта.
Примечание. Допускается сброс сточных вод с судов после очистки и обеззараживания на судовых установках, разрешенных к эксплуатации органами Госкомприроды и органами государственного санитарного надзора.
3.5. При проведении строительных, дноуглубительных и взрывных работ, при добыче полезных ископаемых, прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, при проведении сельскохозяйственных и других видов работ, включая все виды гидротехнического строительства на водных объектах и (или) в водоохранных зонах, должны соблюдаться нормы и требования настоящих Правил.
3.6. Не допускается проведение дноуглубительных и дноочистительных работ и сброса грунта, мусора, строительных и других материалов в районах нерестилищ, нагульных площадей, зимовальных ям, участков, служащих миграционными путями рыб. Нерестилища осетровых и лососевых рыб должны ограждаться бонами. Пропуск судов и других плавучих средств должен производиться в обход нерестилищ.
3.7. Молевой сплав леса, сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги запрещается на судоходных путях, а также на водных объектах, перечень которых утверждается в соответствии с действующим законодательством с учетом особого значения этих объектов для рыбного хозяйства, водоснабжения или других целей.
3.8. В верхнем и нижнем бьефах водохранилищ должен поддерживаться режим колебаний уровня воды, обеспечивающий благоприятные условия работы водозаборов, нереста, развития и ската молоди рыб, а также безопасность судоходства.
3.9. Сброс возвратных (сточных) вод в водные объекты является одним из видов специального водопользования и осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке органами Госкомприроды по согласованию с органами Государственного санитарного надзора, и с учетом требований рыбного хозяйства.
Условия отведения возвратных (сточных) вод в водные объекты определяются с учетом:
а) степени смешения возвратных (сточных) вод с водой водного объекта на расстоянии от места выпуска возвратных (сточных) вод до ближайшего контрольного створа водопользования;
б) фонового состава и свойств воды водных объектов в местах выпуска сточных вод.
Естественное самоочищение вод от поступающих в них веществ принимается во внимание если этот процесс достаточно выражен и его закономерности изучены.
3.9.1. На основании расчетов для каждого выпуска возвратных (сточных) вод устанавливается предельно допустимые сбросы (ПДС) веществ, соблюдение которых должно обеспечить нормативное качество воды в контрольных створах водных объектов в соответствии с требованиями настоящих Правил или неухудшение сформировавшихся под влиянием природных факторов состава и свойств воды, качество которой хуже нормативного.
3.9.2. ПДС устанавливается для каждого контролируемого показателя с учетом фоновой концентрации, категории водопользования, норм качества воды в водном объекте, его ассимилирующей способности и оптимального распределения между водопользователями массы веществ, сбрасываемых с возвратными (сточными) водами.
Расчет ПДС целесообразно производить одновременно для всех водопользователей речного бассейна или водохозяйственного участка с рассмотрением взаимного влияния выпусков возвратных (сточных) вод.
3.9.3. При установлении ПДС расчетный расход сбрасываемых сточных вод принимается как максимальный среднечасовой за фактический период сбора возвратных (сточных) вод.
3.9.4. При определении кратности разбавления сбрасываемых вод водой водотока в контрольном створе водопользования принимаются следующие расчетные условия:
а) для незарегулированных водотоков - расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95%-ной обеспеченности;
б) для зарегулированных водотоков - установленный гарантированный расход ниже плотины (санитарный допуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе.
При определении кратности разбавления сбрасываемых вод водой водоема в контрольных створах водопользования принимаются следующие расчетные условия:
а) кратчайшее расстояние и минимальная скорость течения на участке от места выпуска возвратных (сточных) вод до границы водопользования (контрольного створа);
б) наименее благоприятный режим, определяемый путем сопоставления расчетов для ветрового воздействия, условий сработки и заполнения водохранилищ при открытом и подледном режиме;
в) среднемесячный уровень воды 95%-ной обеспеченности.
Примечания. 1) Данные о гидрологическом режиме и фоновых значениях нормированных показателей могут быть получены в установленном порядке в органах Госкомгидромета при наличии наблюдений на водных объектах.
При отсутствии наблюдений водопользователям необходимо организовать проведение специальных исследований с привлечением соответствующих научно-исследовательских и проектных организаций и контролирующих органов.
2) Фоновая концентрация нормированного вещества является количественной характеристикой, определяемой для данного источника примесей в заданном створе водного объекта при наиболее неблагоприятных естественных условиях формирования состава и свойств воды в нем с учетом влияния на заданный створ всех прочих источников примесей за исключением данного источника.
3.10. В особо маловодные периоды (при гидрологических условиях хуже расчетных, указанных в п.3.9.4 настоящих Правил), условия водопользования устанавливаются органами Госкомприроды по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
3.11. Действующие предприятия-водопользователи, сбрасывающие возвратные (сточные) воды установленных ПДС, обязаны разработать и согласовать с местными Советами народных депутатов и органами Госкомприроды планы мероприятий по достижению ПДС, которые являются неотъемлемой частью планов социально-экономического развития этих предприятий. Указанные планы в полном объеме должны быть обеспечены финансовыми и материально-техническими ресурсами.
В период реализации указанных планов или их отдельных этапов, соответствующих нормативным срокам продолжительности строительства и ввода в эксплуатацию водоохранных сооружений, предприятия осуществляют сброс возвратных (сточных) вод на основании временных разрешений, выдаваемых органами Госкомприроды. Лимиты временно согласованного сброса веществ с возвратными (сточными) водами, указываемые в этих разрешениях, устанавливаются по наилучшим результатам, которые могут быть достигнуты на данном предприятии, исходя из наличия и эффективной работы существующих систем оборотного водоснабжения, очистных и других водоохранных сооружений.
По мере осуществления отдельных этапов плана водоохранных мероприятий по достижению ПДС лимиты временно согласованного сброса веществ с возвратными (сточными) водами должны быть пересмотрены в сторону уменьшения и назначения в соответствии с проектными результатами, которые должны быть достигнуты за счет ввода в эксплуатацию новых сооружений и устройств, предусмотренных очередным этапом плана.
В период выполнения плана водоохранных мероприятий в нормативные сроки и в установленном объеме при условии соблюдения лимитов временно согласованного сброса веществ с возвратными (сточными) водами, не причиняющего существенного ущерба другим юридическим и физическим лицам, на предприятие не налагается каких-либо штрафных санкций. В случае причинения существенного ущерба он должен быть компенсирован в установленном законом порядке.
При невыполнении плановых объемов водоохранного строительства в нормативные сроки или превышении установленных лимитов временно согласованного сброса веществ с возвратными (сточными) водами к предприятию и его должностным лицам применяются санкции в соответствии с действующим законодательством.
Плата за сброс возвратных (сточных) вод производится в установленном порядке.
3.12. Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже его границы по течению водотока на расстоянии, исключающем влияние сгонно-нагонных явлений.
Сброс сточных, сбросных и дренажных вод в черте населенного пункта допускается в исключительных случаях на основании разрешений, выдаваемых органами Госкомприроды СССР и согласованных с органами государственного санитарного надзора, либо, если это предусмотрено законодательством союзной республики, местными Советами народных депутатов. В этих случаях нормативные требования, установленные к составу и свойствам воды водных объектов коммунально-бытового водопользования, должны относиться к самим сбрасываемым водам.
Примечание. При сбросе возвратных (сточных) вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления, рассеивающего выпуска. Требования к составу и свойствам сбрасываемой воды могут быть ужесточены с целью соблюдения норм качества воды в ближайшем рыбохозяйственном контрольном створе ниже черты города.
3.13. Если фоновые показатели состава и свойств воды водотоков и водоемов, формировавшиеся под влиянием природных факторов, не соответствуют нормативным требованиям по п.2.2 настоящих Правил, то сброс возвратных (сточных) вод, а также любые другие виды хозяйственной деятельности не должны приводить к дальнейшему ухудшению качества воды в местах водопользования по сравнению с фоновыми показателями. В обоснованных случаях органы Госкомприроды могут разрешать поэтапное достижение этих требований, аналогично тому, как это предусмотрено в п.3.11.
3.14. В случаях, когда состав и количество сбрасываемых вод могут резко изменяться в течение суток, а также при наличии периодических сбросов возвратных (сточных) вод допускается при соответствующем экологическом и технико-экономическом обосновании устройство в составе водоохранного комплекса емкостей-регуляторов (усреднителей), а также других сооружений для регулирования объема сброса вод в зависимости от состояния водного объекта.
Сброс вод через эти сооружения может осуществляться только в периоды, когда имеется резерв свободной ассимилирующей способности водотока по специальной программе, согласованной с органами Госкомприроды.
3.15. Предприятия, организации и учреждения должны обеспечить надлежащее санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора, продуктов эрозии почвы, сырья и отходов производства.
3.16. Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств, других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.
3.17. В целях охраны водотоков и водоемов от загрязнения и засорения продуктами эрозии почв и другими веществами, выносимыми неорганизованным поверхностным стоком с территории сельскохозяйственных угодий, создаются водоохранные зоны, прибрежные полосы и запретные полосы лесов, защищающие места нереста ценных видов рыб. Размеры этих зон и полос, а также режим хозяйственной деятельности в них устанавливается Советами народных депутатов по предложению органов Госкомприроды, с учетом санитарных и рыбоохранных требований.
3.18. Деятельность предприятий и хозяйств не должна приводить к увеличению донных отложений или накоплению в них вредных веществ, приводящих, как следствие, к загрязнению водных объектов, а также к загрязнению вод газовыми и аэрозольными выбросами через атмосферу.
Если в результате производственной деятельности предприятий и хозяйств в прошлом было допущено образование слоя донных отложений или накопление в них вредных веществ, то эти предприятия и хозяйства должны обеспечить расчистку русла реки или ложа водоема и принять меры по предотвращению дальнейшего заиления и загрязнения водного объекта. За засорение водных объектов применяются санкции в соответствии с действующим законодательством.
3.19. В обоснованных случаях в целях повышения ассимилирующей способности водных объектов следует предусматривать регулирование пропусков из вышерасположенных водохранилищ, а для ликвидации дефицита кислорода искусственную аэрацию водоемов и водотоков.
3.20. Для объектов и сооружений, подверженных авариям (нефте- и продуктопроводы; нефте- и продуктохранилища, накопители сточных вод, канализационные коллекторы и очистные сооружения, суда и другие плавучие средства, нефтяные скважины, буровые платформы и др.), должны быть разработаны и осуществлены противоаварийные мероприятия. На указанных объектах должны иметься планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.
Все водопользователи должны иметь согласованные с органами Госкомприроды планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями, хозяйствами или судами.
3.21. Сброс, удаление и обезвреживание возвратных (сточных) вод, содержащих радионуклиды, должны осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности.
См. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
4. Планирование, разработка и согласование мероприятий по охране вод
4.1. Мероприятия по охране вод являются составной частью пятилетних и годовых планов экономического и социального развития министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, отдельных регионов и населенных пунктов, а также долгосрочных водоохранных программ и программ научно-технического прогресса на период 10-20 лет.
4.2. Мероприятия по охране вод должны разрабатываться с учетом схем комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейнов рек и озер, отдельных регионов, территориально-производственных комплексов. При соответствующем экологическом и технико-экономическом обосновании должно быть обеспечено создание межотраслевых водоохранных комплексов и систем управления качеством вод, в строительстве которых водопользователи должны принимать непосредственное участие на долевых началах.
4.3. При проектировании новых и реконструкции действующих предприятий следует ориентироваться на ресурсосберегающие технологические процессы, комплексное использование и переработку сырья и технологических отходов, применение безотходных, маловодных или безводных технологических процессов, создание замкнутых систем технологического водоснабжения, комплексный подход при обработке твердых, жидких и газообразных отходов.
4.4. При проектировании систем канализации, сооружений очистки обезвреживания возвратных (сточных) вод должны быть рассмотрены в зависимости от конкретных условий возможность и целесообразность:
а) использования возвратных (сточных) вод для подпитки системы водоснабжения предприятий или цехов;
б) использования очищенных и обеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод в техническом водоснабжении предприятий или цехов;
См. Методические указания МУ 2.1.5.1183-03 "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 11 января 2001 г.
в) использования сточных вод одних предприятий для технического водоснабжения других предприятий или цехов;
г) очистки производственных сточных вод совместно с дождевыми и талыми водами, отводимыми с территории предприятия, с целью использования очищенных вод для технического водоснабжения;
д) совместной очистки и обеззараживания сточных вод данного предприятия со сточными водами других предприятий района или населенного пункта;
е) самостоятельного отведения и очистки производственных сточных вод отдельных предприятий или цехов, если это облегчает осуществление оборотной системы водоснабжения, утилизации ценных веществ из сточных вод или их очистку, обезвреживание и обеззараживание;
ж) использования сточных, сбросных и дренажных вод для орошения сельскохозяйственных культур и лесопосадок;
з) регулируемого выпуска возвратных (сточных) вод и водные объекты;
и) закачки сточных, сбросных и дренажных вод в подземные, надежно изолированные горизонты и выработки;
к) накопления на судах и других плавучих средствах сточных вод и мусора в течение рейса между портами, оборудованными сооружениями для приема, очистки утилизации и безопасного удаления сточных вод и мусора.
4.5. До начала проектирования новых производств или технологических процессов заказчик проекта или его вышестоящая организация должны организовать разработку ПДК для тех веществ, содержащихся в возвратных (сточных) водах проектируемого производства, по которым такие нормативы отсутствуют, а также разработку методов анализа этих веществ на уровне ПДК. При отсутствии ПДК и методов анализа содержания этих веществ в воде ввод в эксплуатацию новых производств или технологических процессов запрещается.
Если в возвратные (сточные) воды недействующих предприятиях поступают вещества, на которые не установлены ПДК, водопользователь обязан за свой счет и в сроки, согласованные с органами Госкомприроды, организовать разработку соответствующих нормативов на эти вещества и методов их анализа на уровне ПДК.
Разработка санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных ПДК производится соответственно учреждениями Минздрава СССР и Минрыбхоза СССР или по согласованию с этими министерствами другими специализированными организациями на договорных условиях.
Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов утвержден Роскомрыболовством 14 августа 1995 г.
4.6. Предпроектные и проектные материалы объектов, сооружений и планы мероприятий, оказывающих влияние на состояние водных объектов, подлежат экологической экспертизе органами Госкомприроды и согласованию с органами государственного санитарного надзора.
См. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
Подлежат экологической экспертизе и согласованию в установленном порядке:
а) схемы комплексного использования и охраны вод;
б) документация по выбору площадки для строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод;
в) проекты предельно допустимых сборов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты с возвратными (сточными) водами, и проекты планов водоохранных мероприятий по их достижению;
г) технико-экономические обоснования и расчеты (ТЭО и ТЭР), проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод;
д) ходатайство о выдаче разрешения на специальное водопользование (природопользование) для проектируемых, реконструктируемых и действующих предприятий, учреждений и организаций;
е) проектные материалы по производству работ на водных объектах и в прибрежных зонах, по углублению и расчистке русла, добыче полезных ископаемых и водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубке леса, а также документация на буровые и другие работы, оказывающие влияние на состояние вод;
ж) проектная документация по размещению береговых устройств для приема загрязненных вод и мусора с судов водного транспорта;
з) проекты головных типов судов для сбора сточных вод и мусора от судов и других плавучих средств водного транспорта, а также головные типы судов для удаления нефтепродуктов с поверхности воды;
и) регламенты применения на водосборе средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов.
4.7. При решении вопроса о выборе и отведении площадки для строительства или реконструкции предприятия, сооружения или другого объекта, влияющего на состояние вод, следует руководствоваться региональной или бассейновой схемой использования и охраны вод.
Примечание. Перечень материалов, представляемых на согласование при выборе площадки и при согласовании проектной документации, определяется нормативными документами Госстроя СССР.
4.8. Условия подключения производственных предприятий к городской канализации определяются органами жилищно-коммунального хозяйства.
Условия приема сточных вод предприятий в канализационный коллектор, находящийся в ведении другого предприятия, должен быть согласован с владельцем канализации и очистных сооружений.
5. Контроль состояния водных объектов
и водоохранной деятельности водопользователей
5.1. Контроль за использованием и охраной вод ставит целью оценку процессов формирования качества воды в водных объектах для управления ими и включает:
а) получение данных о гидрологических, гидробиологических, физических и химических показателях, характеризующих состояние водных объектов;
б) учет и контроль расходов, состава свойств возвратных вод;
в) контроль за соблюдением нормативов в местах водопользования.
Контроль осуществляется как водопользователями, так и органами государственного контроля в соответствии с их компетенцией.
5.2. Водопользователи осуществляют контроль:
а) объемов забираемой, используемой и возвратной воды и их соответствии установленным лимитам;
б) состава и свойств возвратных вод и их соответствия установленным нормам сброса;
в) состава и свойств сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и использования вод и их соответствия технологическим регламентам;
г) состава и свойств воды водотоков и водоемов в местах собственных водозаборов, в фоновых и контрольных створах водного объекта, принимающего возвратные (сточные) воды водопользователя и соблюдения норм качества воды в контрольных створах.
Примечание. Фоновые и контрольные створы могут входить в общегосударственную службу наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК).
5.3. Управления по эксплуатации водохранилищ, каналов и других водохозяйственных систем осуществляют контроль качества воды в используемых водных объектах и объемов забираемых, передаваемых и сбрасываемых вод.
5.4. Для осуществления контроля за использованием и охраной вод на предприятиях-водопользователях организуется лабораторная служба. Для выполнения анализов проб воды водопользователи могут привлекать другие организации.
Все результаты измерений заносятся в журналы установленной формы, на машинограммы или другие машинные носители, а также используется при заполнении экологического паспорта предприятия.
5.5. Места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей устанавливаются водопользователями по согласованию с органами Госкомприроды и указываются в разрешении на специальное водопользование (природопользование).
5.6. В контрольных створах водных объектов и в системах водоотведения должны быть оборудованы места для отбора проб воды, в том числе и за пределами территории предприятия, доступные для работников контролирующих органов.
5.7. По предписанию органов Госкомприроды водопользователи обязаны обеспечить токсикологический контроль сточных вод, установку и эксплуатацию автоматизированных устройств, предназначенных для постоянного контроля за расходом, составом и свойствами сбрасываемых вод, а также объединение этих устройств в автоматизированные системы, позволяющие осуществлять централизованный контроль и управление сбросом вод.
5.8. Водопользователи обязаны предоставлять достоверные сведения о расходах и составах сбрасываемых вод и качестве воды водных объектов органами Госкомприроды по формам и в сроки, установленные государственной статистической отчетностью, а для текущей информации - в порядке, согласованном этими органами.
Органы Госкомприроды осуществляют оценку достоверности информации, представляемой водопользователями.
5.9. В местных органах Госкомприроды создаются банки данных о качестве воды водных объектов в зоне их деятельности, источниках загрязнения и засорения водных объектов, поступающих от этих источников примесей в поверхностные воды. Указанные данные являются составной частью экологического паспорта территории (района, области, региона).
5.10. Водопользователи обязаны представлять информацию органам Госкомприроды о превышении установленных нормативов сброса загрязняющих веществ с указанием причин и принимаемых мер по устранению нарушений, а также об аварийных ситуациях и связанных с ними экстремальных уровнях загрязненности водных объектов.
5.11. Органы Госкомприроды осуществляют регистрацию водопользований, государственный контроль за рациональным использованием вод, проведением мероприятий по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, работой очистных и других водоохранных сооружений, сбросом возвратных (сточных) вод всех категорий, соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах в соответствии с действующим законодательством.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Министерство природных ресурсов РФ
Органы Госкомприроды осуществляют контроль за сохранением условий миграции, обитания и воспроизводства рыбных запасов и других гидробиоресурсов и выполнением других рыбохозяйственных требований.
5.12. Органы государственного санитарного надзора во взаимодействии с органами Госкомприроды осуществляют государственный контроль за проведением мероприятий по ликвидации и предупреждению загрязнения водных объектов, используемых для удовлетворения питьевых, бытовых, оздоровительных и иных нужд населения, за санитарным состоянием водных объектов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также водных объектов, используемых в лечебно-оздоровительных целях, в соответствии с Положением о государственном санитарном надзоре в СССР.
5.13. Контроль качества воды в трансграничных водных объектах осуществляется на основе двух- и многосторонних международных соглашений с использованием согласованных критериев и методов оценки состояния поверхностных вод.
5.14. Результаты контроля состояния водных объектов и водоохранной деятельности водопользователей учитывают при взимании платы и штрафов за водные ресурсы и сброс загрязняющих веществ, а также при определении меры ответственности юридического или физического лица, действие или бездействие которого проводит к ущербу вследствие изменения состояния водного объекта.
6. Ответственность за нарушение Правил
Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Об ответственности за нарушение порядка природопользования водами см.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила охраны поверхностных вод (утв. Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.)
Текст Правил официально опубликован не был
Правила введены с 1 марта 1991 г.
Настоящие Правила введены взамен Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, М., 1975 г.
Настоящие Правила фактически прекратили действие в связи с тем, что со дня введения в действие Водного кодекса РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации