Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
За последние десять лет проблема обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа Первоуральск приобрела еще большую остроту. Это связано с тем, что фактические расходы на развитие этой отрасли не покрывают потребности в ее финансировании. Из-за недостаточных темпов модернизации и развития основных фондов, жилищный фонд и системы коммунальной инженерной инфраструктуры продолжают деградировать.
По состоянию на 01 января 2017 года жилищно-коммунальный комплекс городского округа Первоуральск насчитывал:
1) площадь жилищного фонда - 3839,9 тыс. , в том числе 3591,1 тыс. в частной собственности, 149,4 тыс. в муниципальной собственности;
2) 29 котельных, из которых теплоснабжение города на 90% осуществляется централизованно от Первоуральской ТЭЦ (ОАО "ТГК N 9", производительностью 960 Гкал/час) и от локальных источников (ОАО "Динур", ПМУП "ПЖКУ пос. Динас", ОАО "Первоуральский новотрубный завод" и пр.) Все муниципальные котельные и тепловые сети с ЦТП переданы в аренду ООО "СТК", в хозяйственное ведение ПМУП "ПЖКУ п. Динас" и ПМУП "ПО ЖКХ";
3) 244,0 км инженерных сетей теплоснабжения в двухтрубном исчислении из них 57,99 км или 27,8% нуждающихся в замене;
246,4 км уличной водопроводной сети из них 200,2 км или 81,2% нуждающихся в замене;
191,6 км канализационной сети из них 75,88 км или 39,6% нуждающихся в замене;
4) 1 фильтровальная станция, построенная в 1957 - 1960 годы, производительность водоочистки - 8000 м3/сутки при подъеме воды 26000 /сутки;
5) 25 повысительных насосных станций производительностью от 8 до 160 м3/час;
6) 3 резервуара объемом по 4000 каждый, которые используются как накопители суточных колебаний водоразбора;
7) 491,5 км распределительных и газовых сетей;
Ситуация, сложившаяся в городском округе Первоуральск в сфере обеспечения населения услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также содержания объектов очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, создает серьезную опасность для здоровья населения, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов и усугубляет негативное антропогенное влияние на общую экологическую ситуацию.
Износ основных фондов системы теплоснабжения составляет более 60,0%, водоснабжения и водоотведения - более 65,0%. В результате этого износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 26,0%, в системах теплоснабжения более 20,0%.
Одной из приоритетных проблем городского округа Первоуральск, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня и качества жизни населения, является обеспечение населения качественной питьевой водой и в достаточном количестве. Доля нормативно очищенной воды составляет 39%.
Жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Более 70% многоквартирных домов от общего их количества имеют срок эксплуатации более 30 лет. Износ инженерного оборудования в многоквартирных домах составляет более 70%, конструктивных элементов - более 55%.
Нормативный срок отслужили около 70 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Всего по состоянию на 01 января 2016 признаны в установленном порядке аварийными и подлежащие сносу 30 домов общей площадью 13388,0 , в которых проживают 1009 человек.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 673 Гражданского кодекса Российской Федерации жилое помещение должно быть пригодным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям.
Проблема технического состояния многоквартирных домов, приведение их в соответствие с требованиями нормативных документов остается наиболее острой социальной проблемой.
Общее имущество многоквартирного дома в процессе эксплуатации подвергается физическому износу, влиянию природных и климатических факторов, приходит в негодность в силу ненадлежащей эксплуатации. Для восстановления эксплуатационных показателей и приведения жилого фонда в нормативное техническое состояние необходимо своевременное устранение возникающих неисправностей, в том числе проведение комплексного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с использованием современных строительных материалов и технологий, энергоэффективных решений, которые обеспечат высокий уровень благоустройства и качественное улучшение условий проживания граждан. Большая часть многоквартирных домов по своему фактическому техническому состоянию нуждается в проведении тех или иных видов работ капитального ремонта.
Таким образом, большая часть жилого фонда нуждается в направлении больших объемов инвестиций для поддержания его в технически исправном и пригодном для проживания состоянии, а восстановление жилищного фонда является одной из важнейших задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На территории городского округа проблема изношенного жилищного фонда решается путем его капитального ремонта и реконструкции.
В Свердловской области сформирована долгосрочная программа капитального ремонта, в основе которой создана информационная база, содержащая паспорта всех многоквартирных домов, включающие сведения о дате постройки, дате и видах проводимых ремонтных работ. В зависимости от этих данных определены очередность, виды работ и плановые периоды проведения капитального ремонта на 30-летний период. В программу по городскому округу Первоуральск включены 1112 домов. Общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов, включенных в муниципальную программу до 2022 года, составит 508,5 тыс. кв. метров, в 2016 году планируется отремонтировать 96,7 тыс. кв. метров.
В ходе анализа состояния жилищно-коммунального хозяйства городского округа Первоуральск выявлены следующие основные проблемы:
1) недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
2) неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
3) высокий уровень морального и физического износа жилых домов, а также коммунальных объектов и сооружений;
4) неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки коммунальных ресурсов; высокий уровень морального и физического износа жилых домов, а также коммунальных объектов и сооружений.
Достижение целей программы позволит создать достойные условия проживания граждан. Однако, принимая во внимание значительные финансовые затраты на внедрение мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, выполнять их только за счет средств местного бюджета затруднительно. Привлечение средств областного бюджета - это эффективное использование программно-целевого метода для решения поставленных задач, направленных на развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергетической эффективности на территории городского округа Первоуральск.
Подпрограмма 1
"Улучшение жилищных условий граждан на территории городского округа Первоуральск" муниципальной программы "развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск на 2018 - 2023 годы"
По состоянию на 01 января 2017 года площадь жилищного фонда городского округа Первоуральск составила 3794,0 тыс. , в том числе 3532,2 тыс. в частной собственности, 162,4 тыс. в муниципальной собственности.
Состояние жилищного фонда городского округа Первоуральск характеризуется высоким процентом износа, что приводит к увеличению затрат на его содержание. Сокращение объемов жилищного строительства, отсутствие реальных источников финансирования для проведения текущих и капитальных ремонтов, передача в муниципальную собственность значительного количества ведомственного жилья, находившегося в неудовлетворительном состоянии, привело к тому, что в течение последних лет сложилась устойчивая тенденция к увеличению объемов ветхого и аварийного жилищного фонда.
Нормативный срок отслужили около 70 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Всего по состоянию на 01 января 2016 года признано непригодным для проживания 30 домов общей площадью 13888,0 , из них в 2016 году снесено и расселено 4 дома площадью 1720,91 в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10 июня 2013 года N 728-ПП "Об утверждении Плана мероприятий (дорожная карта) "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Свердловской области до 31 января 2017 года" и изменений к нему от 18 марта 2015 года N 185-ПП. В рамках реализации Программы в 2017 году необходимо переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу 10 многоквартирных домов площадью 4986,1 , в которых проживает 297 граждан. Кроме того, по состоянию на 01 января 2016 года еще 16 жилых домов признано аварийными, высокий уровень износа которых также требует расселения и ликвидации, данные дома будут включены в муниципальную программу после продления действия региональной адресной программы.
Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города и населенных пунктов.
Перечень аварийных домов, подлежащих сносу в 2018 году в рамках мероприятия 1. Снос аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда:
N пп |
Адрес аварийного дома |
1 |
Ул. З. Космодемьянской 22 |
2 |
Ул. Цветочная 3 |
3 |
Ул. Цветочная 5 |
4 |
Ул. Сакко и Ванцетти 6 |
5 |
Ул. Химиков 3 |
6 |
Ул. Папанинцев 22а |
7 |
Ул. М. Сибиряка 3 |
8 |
Ул. Розы Люксембург 10 |
9 |
Ул. М. Сибиряка 5/1 |
Мероприятия, реализуемые в рамках программы позволят повысить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием жилых домов, а также создать условия для приведения жилищного фонда в соответствии со стандартами качества, снизить число граждан, проживающих в жилищном фонде с высоким уровнем износа, сократить количество ветхих жилых домов.
В сложившихся условиях, для обеспечения безопасности и комфортности проживания граждан городского округа Первоуральск, данная Подпрограмма не может быть реализована только за счет средств собственников многоквартирных домов и местного бюджета, возникает необходимость в привлечении государственной поддержки.
Подпрограмма 2
"Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры на территории городского округа Первоуральск" муниципальной программы "развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск на 2018 - 2023 годы"
Коммунальная инфраструктура теплоснабжения, электроснабжения водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск характеризуется высоким уровнем износа основных фондов и значительными издержками на производство услуг. Содержание коммунальной инфраструктуры в ее нынешнем виде непосильно ни для потребителей коммунальных услуг, ни для бюджетной сферы, ни для организаций коммунального комплекса.
Износ основных фондов организаций коммунального комплекса составляет более 60% и продолжает увеличивается, что снижает надежность и устойчивость систем инженерного оборудования. В течение последних лет практически не обновляется основное технологическое оборудование энергоемких предприятий. До настоящего времени не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения, а также привлечения инвестиции в данную отрасль.
Из-за ветхости коммуникационных (инженерных) сетей значительно превышены нормативы потери энергоресурсов. Например, суммарные потери в тепловых сетях достигают 22,0% от производимой тепловой энергии, что составляет около 20 млн. руб. в год. Имеет место перерасход топлива в котельных из-за плохой водоподготовки и не отлаженного процесса горения (потери составляют - 12% и выше). Коэффициент полезного действия отдельных котельных колеблется в пределах 30% из-за недозагруженности производственных мощностей.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем теплоснабжения и водоснабжения, коммуникаций энергетики почти полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще больше усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накапливанию недоремонтов и падению надежности инженерных сетей.
Использование устаревших материалов, технологий и оборудования приводят к повышенным потерям тепловой энергии, снижению температурного режима в жилых помещениях, повышению объемов водопотребления, загрязнению водных источников недостаточно очищенными сточными водами, снижению качества коммунальных услуг теплоснабжения и водоотведения.
Одной из приоритетных проблем городского округа Первоуральск является обеспечение населения качественной питьевой водой и в достаточном количестве. Для достижения этих целей необходимо решить комплекс задач по кардинальному улучшению систем водоподготовки на открытых и подземных источниках питьевого водоснабжения, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, за счет реализации технических, санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития транспортных водопроводных сетей и систем водозабора.
Состояние коммунального хозяйства характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
Перечень циркуляционных трубопроводов, подлежащих строительству в 2018 году в рамках мероприятия 7. Строительство циркуляционных трубопроводов централизованной системы горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до многоквартирных домов:
N пп |
Циркуляционные трубопроводы |
1 |
N 18 (ул. Вайнера, 3) |
2 |
N 21 (ул. Строителей, 18) |
3 |
N 23 (ул. Вайнера, 25) |
4 |
N 31 (ул. Строителей, 30) |
5 |
N 7 (ул. Ватутина, 48а) |
6 |
N 19 (ул. Вайнера, 56) |
7 |
N 8 (ул. Ватутина, 68а) |
8 |
N 8 (ул. Ватутина, 68а) |
9 |
N 31 (ул. Строителей, 30) |
10 |
N 19 (ул. Вайнера, 56) |
11 |
N 18 (ул. Вайнера, 3) |
12 |
N 24 (ул. Вайнера, 37) |
13 |
N 23 (ул. Вайнера, 25) |
14 |
N 8 (ул. Ватутина, 68а) |
15 |
N 7 (ул. Ватутина, 48а) |
16 |
N 31 (ул. Строителей, 30) |
17 |
N 20 (ул. Малышева, 1а) |
18 |
N 22 (ул. 1 Мая, 5) |
19 |
N 31 (ул. Строителей, 30) |
20 |
Здание котельной п. Билимбай |
21 |
N 11 (ул. Советская, 15 а) |
22 |
N 63 (ул. Юбилейная, 10) |
23 |
N 63 (ул. Юбилейная, 10) |
24 |
62а (ул. Зои Космодемьянской, 26) |
25 |
62а (ул. Зои Космодемьянской, 26) |
26 |
N 63 (ул. Юбилейная, 10) |
27 |
N 63 (ул. Юбилейная, 10) |
Все это свидетельствует о наличии в отрасли острой потребности в Программе "Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск на 2018 - 2023 годы".
Подпрограмма 3
"энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск" муниципальной программы "Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск на 2018 - 2023 годы"
Вопросы энергосбережения в муниципальной сфере особенно актуальны в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства и происходящими изменениями в тарифной политике. Без решения этих вопросов не представляется возможным достижение баланса между потреблением энергоносителей и платежеспособного спроса на них.
Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ за органами местного самоуправления закреплено полномочие о разработке топливно-энергетического баланса городского округа.
В соответствии п. 56 Приказа Министерства энергетики РФ от 14 декабря 2011 г. N 600 "Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований" составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.
Подпрограмма 4
"Повышения качества условий проживания граждан на территории городского округа Первоуральск" муниципальной программы "Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск на 2018 - 2023 годы"
Проблема технического состояния многоквартирных домов, приведение их в соответствие с требованиями нормативных документов остается наиболее острой социальной проблемой в городском округе Первоуральск.
Общее имущество многоквартирного дома в процессе эксплуатации подвергается физическому и функциональному износу, силовым нагрузкам, влиянию природно-климатических и техногенных факторов, а также приходит в негодность в силу ненадлежащей эксплуатации. Восстановление эксплуатационных показателей жилищного фонда возможно при своевременном устранении возникающих неисправностей, в том числе путем проведения капитального ремонта.
Существующие темпы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов существенно ниже потребности в проведении таких ремонтов.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом в рамках Подпрограммы подлежат капитальному ремонту все многоквартирные дома, за исключением:
1) домов, официально признанных аварийными и подлежащих сносу;
2) ветхих домов;
3) домов блокированной застройки;
4) домов, помещения в которых принадлежат одному собственнику;
5) многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов;
6) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области.
Большая часть многоквартирных домов по своему фактическому техническому состоянию нуждается в проведении тех или иных видов работ капитального ремонта. Ежегодное недофинансирование работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является острой проблемой и затрудняет перевод жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений, а также формирование механизмов управления жилищным фондом.
Для приведения жилого фонда к нормативному техническому состоянию необходимо проведение комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках долгосрочной программы, которая обеспечит максимальный уровень благоустройства и качественное улучшение условий проживания граждан.
Основной целью Подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области.
Задачей Подпрограммы является приведение технического состояния многоквартирных домов на территории городского округа Первоуральск в соответствие с требованиями нормативных документов.
Подпрограмма формируется на срок 5 лет с реализацией в 2018 - 2022 годах. Подпрограмма формируется для всех многоквартирных домов, находящихся на территории городского округа Первоуральск, вне зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта и формы собственности помещений в многоквартирных домах.
Финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Мероприятия Подпрограммы направлены на реализацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Мероприятия Подпрограммы реализуются на основании ежегодно корректируемого перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Первоуральск, подлежащих капитальному ремонту общего имущества.
Эффект от выполнения Подпрограммы имеет прежде всего социальную направленность: улучшаются условия проживания граждан, обеспечивается сохранность жилищного фонда, повышается эффективность эксплуатации зданий, улучшается внешний эстетический вид жилых зданий, увеличивается надежность функционирования систем инженерно-технического обеспечения, что снижает потери ресурсов внутри дома и обеспечивает надлежащее качество коммунальных услуг, позволяет сэкономить средства собственников жилых помещений по оплате коммунальных услуг и обеспечивает экономию топливно-энергетических ресурсов и комфортное проживание граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.