Правительство Российской Федерации постановляет :
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации решить в установленном порядке вопрос о передаче части функций государственного заказчика администрации Оренбургской области.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в Перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при формировании проектов федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств для осуществления намеченных Программой природоохранных мероприятий в размере не более 20 процентов суммы, требуемой на их реализацию.
5. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации при формировании расходов Федерального дорожного фонда Российской Федерации предусматривать начиная с 1997 года средства на долевое участие в строительстве объездной дороги вокруг г. Оренбурга пропорционально удельному весу межобластного транзита в общем грузопотоке.
6. Поддержать предложение администрации Оренбургской области о создании с 1 января 1997 г. за счет объединения части страховых фондов (резервов), создаваемых на предприятиях, расположенных на территории Оренбургской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2686), регионального фонда для финансирования расходов, связанных с предупреждением экологических катастроф.
7. Рекомендовать администрации Оренбургской области при формировании бюджета области на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
Председатель Правительства |
В. Черномырдин |
Федеральная целевая Программа
"Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах"
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 658)
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год
Паспорт Федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Оздо-
ровление экологической обстановки и
населения Оренбургской области в
1996-2000 годах"
Дата принятия решения о разработке - Протокол совещания в Правительстве
Программы, дата ее утверждения Российской Федерации от 25 мая 1994
(наименование и номер соответству- г. АЗ-П33-П9-94, постановление Пра-
ющего нормативного акта) вительства Российской Федерации от
19 февраля 1996 г. N 155
Государственный заказчик Программы - Министерство охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Фе-
дерации
Основные разработчики Программы - Оренбургский областной комитет по
охране окружающей среды и природных
ресурсов
комитет по работе жилищно-коммуналь-
ного хозяйства и координации приро-
доохранной деятельности и главное
управление здравоохранения админист-
рации Оренбургской области
центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора Орен-
бургской области
Оренбургское управление лесами
главное управление сельского хозяй-
ства Оренбургской области
Оренбургский областной центр по гид-
рометеорологии и мониторингу окружа-
ющей среды
предприятие "Оренбурггазпром" Рос-
сийского акционерного общества "Газ-
пром"
Акционерное общество "Оренбургнефть"
Центральный научно-исследовательский
институт экономики и информации
цветной металлургии
Программа согласована с заинтересо-
ванными федеральными органами испол-
нительной власти
Цели и задачи Программы - Снижение уровня негативного воздей-
ствия промышленности и сельского
хозяйства на окружающую среду и,
прежде всего, на здоровье населения
достижение нормативных требований к
качеству окружающей среды с учетом
перспективных изменений, обусловлен-
ных развитием производства и демог-
рафическими сдвигами
Сроки и этапы реализации Программы - 1996-2000 годы
Перечень подпрограмм и основных - природоохранные мероприятия на про-
мероприятий мышленных предприятиях и в городском
хозяйстве;
санитарно-эпидемиологические и оздо-
ровительные мероприятия;
природоохранные мероприятия в сель-
ском и лесном хозяйстве, в области
охраны и воспроизводства ресурсов
растительного и животного мира;
мероприятия по контролю за состояни-
ем природной среды;
научно-техническое обеспечение Прог-
раммы
Исполнители подпрограмм и основных - промышленные предприятия, организа-
мероприятий ции и учреждения области независимо
от форм собственности
Объемы и источники финансирования - 11188 млрд. рублей (в ценах 1996
общий объем финансирования г.), в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 973,2
млрд. рублей;
средств бюджета области - 3217,1
млрд. рублей;
собственных средств предприятий -
6992,2 млрд. рублей;
средств внебюджетных источников фи-
нансирования - 5,5 млрд.рублей.
По направлениям затрат:
капитальные вложения - 9816,5
млрд.рублей;
научно-исследовательские и проектно-
изыскательские работы - 92,5 млрд.
рублей;
прочие текущие расходы - 1279
млрд.рублей
Ожидаемые конечные результаты ре- - улучшение показателей состояния здо-
ализации Программы ровья населения, включая снижение
уровня заболеваемости и числа часто
болеющих детей;
снижение выбросов вредных веществ в
атмосферу с доведением их концентра-
ций в воздушном бассейне ряда круп-
ных городов области до нормативного
уровня;
максимально достижимое улучшение
качества питьевой воды в крупных
городах и районных центрах по боль-
шинству оценочных показателей за
счет сокращения сбросов загрязненных
сточных вод в водные объекты, внед-
рение очистных сооружений и систем
водооборота;
рекультивация и возврат в оборот
ранее нарушенных земель;
воссоздание средообразующих функций
ландшафтов на основе восстановления
лесов, создание заповедников и дру-
гих особо охраняемых природных тер-
риторий;
создание эффективной региональной
системы экологического мониторинга
Система контроля за исполнением - контроль за выполнением мероприятий
Программы Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля за реали-
зацией федеральных целевых программ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Высокая степень индустриализации Оренбургской области привела к крайне негативному состоянию окружающей среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентраций вредных веществ в воздухе и водных объектах, деградацией почвы и лесных массивов и, как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Особенно неблагополучное состояние окружающей среды наблюдается в гг. Орске, Новотроицке, Медногорске и Оренбурге, а также в районах деятельности предприятий газодобывающего комплекса. Наибольший объем загрязняющих веществ приходится на долю гг. Орска (44 процента), Новотроицка (21 процент), Медногорска (10 процентов) и Оренбурга (9 процентов). Максимальные концентрации вредных веществ в крупных городах области значительно превышают предельно допустимые коэффициенты.
Основными загрязнителями окружающей среды являются акционерные общества "Носта", "Комбинат "Южуралникель", "Орскнефтеоргсинтез", "Медногорский медносерный комбинат", "Газпром", "Оренбургнефть" и другие. В области ежегодно сбрасывается 1,2 млн.куб.м неочищенных стоков, что привело к высокой степени загрязненности водных объектов. Качество питьевой воды продолжает ухудшаться почти по всем нормируемым показателям. Экологическую напряженность усиливает трансграничный перенос вредных веществ со стороны Челябинской области и Республики Башкортостан. Воды реки Урал, являющейся основным источником водоснабжения области, поступают на ее территорию с повышенной концентрацией загрязняющих веществ.
Интенсивное освоение газовых и нефтяных месторождений на западе области привело к значительному загрязнению почв, открытых водоемов и подземных вод углеводородами, нарушению ландшафта и природных экосистем.
Такая ситуация обуславливает повышение заболеваемости органов дыхания, нервной и мочеполовой систем, системы кровообращения человека. За последние пять лет уровень смертности населения области увеличился с 9,6 до 13 человек на 1000 человек населения. Комплексная медико-экологическая оценка окружающей среды свидетельствует о повышении уровня воздействия загрязнения окружающей среды на организм человека. Важность принятия срочных и эффективных мер по стабилизации и улучшению экологической обстановки обосновывается необходимостью обеспечения нормальной среды обитания человека. Оздоровление окружающей среды и населения региона вызывает необходимость использования программного метода на федеральном уровне при решении экологических проблем Оренбургской области.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (далее именуется - Программа) является резкое снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня.
Реализация природоохранных мероприятий, включенных в Программу, позволит создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, существенно снизить заболеваемость и увеличить продолжительность жизни людей.
Программа ориентирована на решение двух задач:
предотвращение наносимого ущерба посредством снижения выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду;
ликвидация последствий ущерба, нанесенного здоровью людей и окружающей среде.
Достижение программных целей осуществляется на основе решения задач, включающих реконструкцию и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий с внедрением экологически безопасных, малоотходных технологий, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, перепрофилирование (в том числе в результате конверсии) отдельных предприятий, осуществление природоохранных мероприятий на сельскохозяйственных предприятиях, в коммунальном хозяйстве городов, лесном хозяйстве, широкое внедрение мер по оздоровлению населения.
Обоснование включения мероприятий в Программу осуществлялось на основе оценки экономических, экологических и социальных показателей реализации природоохранных мероприятий, отражающих уменьшение негативного воздействия промышленных предприятий на экосистемы, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения.
Программа учитывает мероприятия других федеральных и отраслевых программ, затрагивающих экологические проблемы, в том числе Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России, федеральной целевой программы "Возрождение Волги" и других.
3. Система программных мероприятий
Природоохранные программные мероприятия сформированы на основе предложений хозяйствующих субъектов, областных природоохранных органов, муниципальных органов исполнительной власти, а также исследований и разработок научных и проектных организаций.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве (приложение 1);
санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия (приложение 2);
природоохранные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, в области охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира (приложение 3);
мероприятия по контролю за состоянием природной среды (приложение 4);
научно-техническое обеспечение Программы (приложение 5).
Природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве включают предложения по реконструкции и модернизации производства на основе внедрения малоотходных и безотходных экологически безопасных технологий, включая переработку отходов, строительство систем оборотного водоснабжения и водоочистки. Намечено отселение населения из санитарно-защитных зон предприятий, вынос отдельных предприятий из селитебных зон.
Санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия включают меры по улучшению лечебно-оздоровительной работы, рационализации питания и профилактике заболеваний. Предусмотрена широкая профилактическая витаминизация детского населения и беременных женщин, создание детских оздоровительных центров.
В целях реабилитации и оздоровления больных с хроническими заболеваниями, особенно органов дыхания, пищеварения, нервной, мочеполовой систем и системы кровообращения, предусмотрено расширить санаторно-курортное лечение.
Для усиления таких специализированных видов помощи, как онкологическая, пульмонологическая, гематологическая, гастроэнтерологическая и ожоговая, намечено строительство соответствующих центров, включая центр гемодиализа.
Для контроля за состоянием здоровья людей предусмотрены мероприятия по эпидемиологическому обследованию и социально-гигиеническому мониторингу.
В области сельскохозяйственного производства намечены мероприятия по коренному улучшению земель, включая мелиоративные работы, обеспечивающие предотвращение деградации угодий, особенно пашни.
Предусмотрена реконструкция очистных сооружений животноводческих комплексов и птицефабрик. Намечено расширение сети особо охраняемых природных территорий, оздоровление пойменной зоны реки Урал в районах добычи газа и конденсата, восстановление и защита лесного фонда области.
Одним из направлений по улучшению экологической обстановки является создание искусственных лесных насаждений. Лесовосстановительные работы на территории области планируются в объеме 2250 гектаров ежегодно. Кроме того, Программой предусмотрена рекультивация и детоксикация земель, загрязненных нефтепродуктами и тяжелыми металлами, на площади более 21 тыс. гектаров с последующим возвратом этих земель в сельскохозяйственное производство. Запланировано также озеленение городов области и развитие садово-паркового хозяйства.
Мероприятия по контролю за состоянием природной среды включают организацию информационно-аналитического центра с пунктом приема и обработки космической информации, внедрение системы автоматизированного контроля и увеличение постов наблюдения (в том числе на предприятиях) за состоянием атмосферного воздуха и трансграничным переносом вредных веществ.
С целью экологического воспитания населения, прежде всего школьников, Программой предусмотрено создание регионального центра по экологическому образованию и воспитанию на базе Оренбургского государственного технического университета. Намечено создание на базе постоянно действующей областной станции юных натуралистов учебно-практического экологического центра. На радио и телевидении области предполагается создать просветительско-обучающие программы и информировать население о правилах поведения в сложных экологических ситуациях.
Научно-техническое обеспечение Программы содержит перечень необходимых разработок по обеспечению экологической безопасности области.
Намечено осуществить исследования по сохранению биологического разнообразия на территории области и изучение экологического состояния сельскохозяйственных угодий в промышленных зонах. Запланировано проведение клинико-эпидемиологического обследования населения в экологически неблагоприятных районах области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджета области, внебюджетных источников, включая Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, экологические фонды, а также за счет собственных средств предприятий. С целью привлечения дополнительных финансовых средств намечается создание в области регионального фонда за счет объединения страховых фондов (резервов) предприятий, образуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661.
В дальнейшем предполагается организация целевого регионального экологического банка и экологической страховой компании.
Общие затраты на осуществление мероприятий Программы составляют 11168 млрд.рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 973,2 млрд.рублей, средств бюджета области - 3217,1 млрд.рублей, собственных средств предприятий - 6992,2 млрд.рублей и прочих внебюджетных источников - 5,5 млрд.рублей.
Финансовые средства распределяются по следующим направлениям: капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие текущие затраты.
Капитальные вложения за период реализации Программы составят 9816,5 млрд.рублей, прочие текущие расходы - 1279 млрд.рублей. Стоимость научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ составит 92,5 млрд. рублей.
После утверждения Программы государственный заказчик и администрация Оренбургской области на основе доведенных лимитов из федерального и областного бюджетов заключают соглашения (контракты) с соответствующими организациями - подрядчиками преимущественно на конкурсной основе.
Средства для финансирования мероприятий за счет собственных средств предприятий аккумулируются на счетах этих предприятий и расходуются ими на реализацию экологических мероприятий, предусмотренных Программой под контролем государственного заказчика и администрации Оренбургской области.
Финансовые средства, получаемые в виде платы за загрязнение окружающей среды, расходуются на мероприятия Программы в соответствии с установленным порядком.
Средства прочих источников аккумулируются в региональном фонде Программы, откуда производится прямое финансирование соответствующих природоохранных мероприятий.
Объемы финансирования по Программе приведены в приложении 6.
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, которое в установленном порядке передает часть функций государственного заказчика администрации Оренбургской области. Для организации управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения государственным заказчиком и администрацией Оренбургской области образуется исполнительная дирекция, которая с привлечением независимых экспертов определяет очередность выполнения мероприятий с учетом реального финансирования.
Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе. Важной задачей проведения открытых конкурсов является привлечение средств частных инвесторов для проведения работ по отдельным объектам и проектам Программы.
Порядок организации и проведения конкурсов включает условия проведения конкурсов, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям, процедуру рассмотрения этих предложений и оформление результатов конкурсов.
Условия конкурса публикуются исполнительной дирекцией в средствах массовой информации.
Конкурсный отбор исполнителей программных мероприятий проводят дирекция Программы и экспертная группа, созданная для оценки предложений.
Механизм реализации Программы предусматривает использование всех экономических рычагов, включая ассигнования из федерального бюджета, бюджета области и средств предприятий, дотаций и субсидий, кредитов на льготных условиях, государственной контрактной системы, привлечение иностранного и частного капитала.
Государственный заказчик и администрация Оренбургской области периодически рассматривают материалы о ходе реализации Программы, заслушивают отчеты исполнительной дирекции, проводят проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств. Государственный заказчик и администрация Оренбургской области по формам Государственного комитета Российской Федерации по статистике формируют отчетные данные, организуют ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации мероприятий Программы и направляют в Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство экономики Российской Федерации необходимую информацию о выполнении Программы.
6. Оценка ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от реализации Программы
В результате реализации Программы существенно улучшатся экологическая ситуация на территории области и некоторые показатели здоровья людей, в том числе снизится уровень заболеваемости детей. Будет улучшено качество питьевой воды по большинству оценочных показателей за счет сокращения сбросов загрязненных стоков, строительства и реконструкции очистных сооружений и систем водооборота. Выбросы в атмосферу вредных веществ сократятся на 578 тыс.тонн.
Осуществление реконструкции и технического перевооружения ряда предприятий, а также внедрение в полном объеме пылегазоочистного оборудования позволят довести содержание вредных примесей в воздухе до уровня предельно допустимых концентраций в гг.Орске, Новотроицке, Медногорске и Оренбурге.
Осуществление мер по утилизации и обезвреживанию отходов позволит использовать металлургические шлаки для получения цветных и черных металлов и производства строительных материалов. Решится проблема обезвреживания городского мусора, будет газифицировано 92 населенных пункта, организовано централизованное водоснабжение в 44 населенных пунктах и отселены жители из санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Будет рекультивировано и детоксицировано 18 тыс.гектаров нарушенных и загрязненных земель, что позволит возвратить эти земли в сельскохозяйственное производство. В результате лесозащитных работ намечается восстановить 698 тыс.гектаров лесов. Осуществление в полном объеме мероприятий Программы позволит уменьшить уровень заболеваемости населения, а также создать нормальную среду обитания.
Реализация Программы позволит обеспечить экологически безопасные условия жизнедеятельности населения на территории области.
Приложение 1
к федеральной целевой программе
"Оздоровление экологической обстановки
и населения Оренбургской области
в 1996-2000 годах"
Природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве (в ценах 1996 года)
-------------------------------------------------------------------------
| | Объемы финан-
| | сирования
| Срок | (млрд.рублей)
| выполнения |-----------------------
| | всего | в том числе
| | | за счет
| | | средств
| | | федерального
| | | бюджета
-------------------------------------------------------------------------
Металлургический комплекс
Акционерное общество "Южуралникель"
Вовлечение в переработку руд Саха- 1996-2000 50 -
ринского рудника с повышенным содер- годы
жанием никеля (800 тыс.тонн руды в
год)
Переработка конвертерных шлаков в 1996 год 6,1 -
шахтной плавке
Модернизация пылеулавливающих уста- 1997 год 3 -
новок
Реконструкция карт соленакопителе- 1996-1998 30 -
йиспарителей мощностью 4785 куб.м годы
Строительство участка по производст- 1996-1998 125 -
ву 612 тыс.куб.м шлакового песка в годы
год из отвальных шлаков с выделением
никелевого концентрата
Акционерное общество "Орский завод 1997-1998 10 -
обработки цветных металлов" Строи- годы
тельство установок очистки промсто-
ков и утилизации шлама
Реконструкция системы оборотного 1996-1997 4 -
водоснабжения годы
Модернизация литейного производства 1997-1998 8 4,4
с целью получения бесслиткового про- годы
ката и бескислородной меди
Акционерное общество "Медногорский
медносерный комбинат"
Реконструкция металлургического цеха 1996-1997 70 -
годы
Строительство нового сернокислотного 1996-1999 1070 -
цеха и реконструкция действующего годы
Реконструкция оборотных систем сер- 1996-1999 5 -
нокислотного цеха годы
Реконструкция отделения цементации и 1996-1997 12,5 -
нейтрализации, отстойника, пруда-на- годы
копителя
Строительство шламового цеха 1996 год 245 -
Акционерное общество "Носта" Строи- 1996-1998 995 -
тельство установок по очистке отхо- годы
дящих газов агломерационного произ-
водства
Мероприятия по подавлению выбросов 1997-1998 8 8*
из межконусного пространства домен- годы
ных печей
Строительство центральных вытяжных 1997-1999 47,9 47,9*
станций годы
Строительство газоочистных установок 1997-1998 3 3*
вращающихся печей кричного отделения годы
Строительство установок по беспыле- 1996-1997 2,7 -
вой выдаче кокса и бездымной загруз- годы
ке коксовых печей
Строительство установки термического 1996 год 8 -
разложения аммиака
Строительство установки по очистке 1997-1999 4,3 4,3*
коксового газа от серы годы
Строительство коллекторной системы 1997-1998 7,4 7,4*
сбора и обезвреживания выбросов цеха годы
улавливания
Реконструкция газоочистных установок 1996 год 8,5 -
сталеплавильного агрегата
Строительство котлов-утилизаторов и 1996-1998 27,4 -
системы предварительной очистки га- годы
зов мартеновских печей
Установка рукавных фильтров 1996-1998 11,7 -
годы
Замена энергетических котлов и газо- 1996-1997 35,5 -
очистных установок тепловой элект- годы
ростанции
Вывод дробильно-сортировочной фабри- 1997-1999 5 5*
ки за черту города годы
Строительство установки по непечной 1997-1999 48 48*
обработке стали с комплексом газоо- годы
чистки
Строительство системы оборотного 1997-1999 24 24*
водоснабжения доменных печей и на- годы
сосной станции 29
Строительство объектов водношламово- 1997-1999 43,5 43,5*
го хозяйства и оборотного водоснаб- годы
жения аглофабрики
Акционерное общество "Южно-Уральский
криолитовый завод"
Противофильтрационные мероприятия на 1997-1998 5 5*
шламохранилище 1 годы
Химический комплекс
Реконструкция шламонакопителя 1997-1999 28 9
годы
Реконструкция системы газоочистки 1996 год 4 -
трех шахтных печей производства сер-
нистого натрия
Строительство дамбы с системой конт- 1996-1997 13,3 -
роля годы
Акционерное общество "Новотроицкий
завод хромовых соединений"
Машиностроительный комплекс Акцио-
нерное общество "Южуралмаш"
Замена вагранки на электропечь в 1996 год 2,5 -
электросталелитейном цехе
Внедрение фильтровальных установок 1997 год 2,6 -
"Атмосфера-" в сварочном производст-
ве
Строительство шлаконакопителя 1996 год 0,7 -
Акционерное общество "Орский маши-
ностроительный завод"
Реконструкция пылегазоочистного обо- 1996-1998 0,3 -
рудования и установка системы ката- годы
литического дожига в цехах
Реконструкция литейного цеха 1996-1998 0,5 -
годы
Акционерное общество "Орский меха-
нический завод"
Реконструкция очистных сооружений 1996-1998 100,4 -
годы
Акционерное общество "Уралэлектро"
Внедрение установок каталитического 1996-2000 5,8 -
дожига паров ксилола годы
Реконструкция пылегазоулавливающего 1996-1997 2 -
оборудования годы
Реконструкция системы водоочистки 1996-1997 7,7 -
годы
Акционерное общество "Оренбургский
завод "Радиатор"
Реконструкция окрасочных камер, ус- 1996-1998 21,5 -
тановка доочистки их от растворите- годы
лей методами конденсации и катализа
Реконструкция котельных с переводом 1997-1998 1,2 1,2*
их на газовое топливо годы
Реконструкция локальных очистных со- 1997-1998 0,3 0,3*
оружений годы
Товарищество с ограниченной ответст-
венностью "Оренбургский станкостро-
ительный завод"
Оснащение гальванического участка 1997-2000 8 8*
станцией нейтрализации гальваничес- годы
ких остатков
Установка устройства мокрого искро- 1996-1997 5 -
гашения на вагранках годы
Реконструкция окрасочного участка и 1996-1998 30,4 -
строительство сооружений для очистки годы
ливневых вод
Акционерное общество "Бузулукский
завод тяжелого машиностроения"
Замена вагранок и конвертора на 1997-1998 0,1 -
электропечи годы
Акционерное общество "Долина"
Реконструкция гальванического произ- 1997-1998 4,4 -
водства с регенерацией промстоков годы
Реконструкция окрасочного участка 1997 год 22,4 -
Топливно-энергетический комплекс Ак-
ционерное общество "Нефтемаслозавод"
Реконструкция очистных сооружений 1997-1998 8 1,6
годы
Акционерное общество "Орскнефтеорг-
синтез"
Строительство эстакады налива свет- 1997-1998 9 9
лых нефтепродуктов закрытого типа годы
Строительство установки каталитичес- 1996-1997 1335 -
кого риформинга с непрерывной реге- годы
нерацией катализатора
Замена существующих резервуаров на 1997-1999 2 2
резервуары с плавающими крышками годы
Орская ТЭЦ-1 акционерного общества
"Оренбургэнерго"
Реконструкция с переводом на газовое 1996-1998 942,5 -
топливо годы
Внедрение схемы двухступенчатого 1996-1998 65,4 -
сжигания топлива в котлах годы
Внедрение схемы сбора замасленных 1996-1998 53,4 -
стоков на очистных сооружениях годы
Строительство ловчевого дренажа и 1996-2000 65,7 -
насосной станции на золоотвале годы
Медногорская ТЭЦ акционерного об-
щества "Оренбургэнерго"
Реконструкция с заменой котлоагрега- 1997-1999 25 5
тов годы
Сакмарская ТЭЦ акционерного общества "Оренбургэнерго"
Перевод на бессточную систему водос- 1997-1999 9 -
набжения годы
Внедрение методов подавления оксидов 1997 год 0,3 -
азота на котлоагрегатах и системы
двухступенчатого сжигания на котло-
агрегате 3
Каргалинская ТЭЦ акционерного общес-
тва "Оренбургэнерго"
Внедрение контроля за выбросами оки- 1997 год 0,3 -
си азота на котлоагрегатах 1-7
Газоперерабатывающий завод Россий-
ского акционерного общества "Газпром"
Перевод технологических печей с топ- 1996-1998 57,7 -
ливного газа на товарный годы
Газопромысловое управление Россий-
ского акционерного общества "Газ-
пром"
Внедрение электроприводов компрессо- 1996-1997 212,5 -
ров ДСК-1 годы
Строительный комплекс Акционерное
общество "Новотроицкий цементный
завод"
Реконструкция аспирационных систем 1996 год 3,9 -
для беспылевой погрузки цемента и
модернизация электрофильтров враща-
ющихся печей
Транспортный комплекс Оренбургский
локомотиворемонтный завод
Реконструкция очистных сооружений 1996-1998 8,5 -
годы
Оснащение предприятия пылеулавлива- 1996-1998 1,5 -
ющим оборудованием годы
Оснащение пунктов оперативной диаг- 1996-1998 5 -
ностики и ремонта машин годы
Строительство объездной автодороги в 1996-1997 36,1 -
г.Новотроицке годы
Проектирование и строительство объе- 1997-1998 190 38**
здной дороги в г.Оренбурге годы
Коммунальное хозяйство
Строительство второй очереди городс- 1996-1998 17,9 -
ких очистных сооружений в г.Орске годы
Строительство городской ливневой 1996-2000 212,1 -
канализации с очистными сооружениями годы
в гг.Оренбурге, Орске и Медногорске
Проектирование и строительство поли- 1996-1998 118,5 -
гона твердых бытовых отходов с мусо- годы
роперерабатывающим заводом для
гг.Орска и Новотроицка
Строительство установки по демерку- 1996-1997 0,3 -
ризации люминесцентных ламп в г.Орс- годы
ке
Развитие сети электротранспорта в 1996-2000 200 -
гг.Орске и Оренбурге годы
Строительство полигона твердых быто- 1996-1997 2,5 -
вых отходов в г.Медногорске годы
Расширение городских очистных соору- 1996-1997 15 -
жений и строительство ливневой кана- годы
лизации в г.Новотроицке
Организация централизованного водос- 1996-1998 63,7 -
набжения в 44 сельских населенных годы
пунктах
Окончание строительства новой очере- 1996 год 29,3 -
ди очистных сооружений в г.Оренбурге
Проектирование и строительство поли- 1997-2000 100 10
гона по обезвреживанию и захоронению годы
бытовых и промышленных отходов в
районе г.Оренбурга
Проектирование и строительство мусо- 1996-1998 120 -
роперерабатывающего завода в районе годы
г.Оренбурга
Внедрение в системах теплоснабжения 1997-2000 135,2 -
и горячего водоснабжения аппаратов годы
"Трансоник" вместо пароводяных по-
догревателей и сетевых насосов
Строительство теплоэлектроцентрали 1998-2000 77,5 -
на газовом топливе в г.Оренбурге годы
Строительство очистных сооружений в 1996-1997 5 5
г.Абдулино годы
Развитие систем водоснабжения с рас- 1996-2000 565,1 -
ширением водозаборов, реконструкцией годы
водопроводов и организацией водопод-
готовки на 23 объектах 11 городов,
включая гг.Оренбург, Орск, Медно-
горск и Новотроицк
Строительство очистных сооружений 1996-1998 52,9 -
канализации городов, райцентров, годы
сельских населенных пунктов (всего
81 объект)
Строительство локальных очистных со- 1996-1998 39 -
оружений и шламохранилищ (50 объек- годы
тов)
------------------------------
* Реализация мероприятий за счет федерального бюджета предусматривается по итогам конкурсного отбора проектов.
** За счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.
Приложение 2
к федеральной целевой программе
"Оздоровление экологической обстановки
и населения Оренбургской области
в 1996-2000 годах"
Санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия (в ценах 1996 года)
-------------------------------------------------------------------------
| | Объемы финан-
| | сирования
| Срок | (млрд.рублей)
| выполнения |-----------------------
| | всего | в том числе
| | | за счет
| | | средств
| | | федерального
| | | бюджета
-------------------------------------------------------------------------
Строительство лабораторного корпуса 1996-2000 15 15
для органов госсанэпиднадзора в г. годы
Оренбурге
Строительство межрайонного лабора- 1997-1998 0,8 0,8
торного корпуса для органов госсанэ- годы
пиднадзора в г.Бузулуке
Организация профилактической витами- 1996-1998 48,8 4,3*
низации детей до 14 лет годы
Обеспечение особо нуждающихся бере- 1996-1998 9,6 1,8*
менных и кормящих женщин витаминами годы
и препаратами для лечения анемии ди-
етическим путем
Обеспечение лечебно-профилактическим 1996-1998 53,4 -
питанием рабочих на производствах с годы
вредными условиями труда
Обеспечение учреждений санитарноэпи- 1997-2000 19,7 19,7*
демиологической службы лабораторным годы
оборудованием для проведения сани-
тарно-экологического мониторинга
Проведение эпидемиологического ана- 1997-1998 4 4*
лиза состояния здоровья и основных годы
медико-демографических показателей
населения области
Строительство детского онкологичес- 1997-2000 240 240
кого центра в г.Оренбурге (на 100 годы
коек)
Строительство центра гемодиализа в 1996-1997 96,3 -
г.Орске (на 12 коек) годы
Строительство ожогового центра в 1996-1997 61,4 -
г.Оренбурге (на 295 коек) годы
Приобретение санитарного автотранс- 1996-1998 106,8 21,4
порта, реанимобилей и медицинской годы
техники
Обеспечение населения лекарственными 1996-1998 55,5 21,3*
средствами годы
Обеспечение санитарно-курортного 1996-2000 585,3 -
лечения, реабилитации, диетического годы
и лечебного питания населения
Мероприятия по оздоровлению детей, 1996-1998 145,7 19,1*
имеющих антропогенную патологию годы
вследствие длительного отрицательно-
го воздействия промышленных произ-
водств
Мероприятия, направленные на диаг- 1996-2000 2,5 2,1*
ностику, лечение и профилактику зоб- годы
ной болезни у детей и подростков
Отселение населения из санитарно-за- 1996-2000 707,6 -
щитных зон в гг.Орске, Новотроицке, годы
Оренбурге и Медногорске
Вынос предприятий из жилых зон в 1996-2000 150,8 -
гг.Оренбурге и Орске годы
------------------------------
* Финансирование в 1996-1997 годах осуществляется в рамках Государственной программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы и федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1993-1997 годы.
Приложение 3
к федеральной целевой программе
"Оздоровление экологической обстановки
и населения Оренбургской области
в 1996-2000 годах"
Природоохранные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, в области охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира (в ценах 1996 года)
-------------------------------------------------------------------------
| | Объемы финан-
| | сирования
| Срок | (млрд.рублей)
| выполнения |-----------------------
| | всего | в том числе
| | | за счет
| | | средств
| | | федерального
| | | бюджета
-------------------------------------------------------------------------
Агротехнические и лесомелиоративные 1997-2000 1 1
мероприятия в лесном хозяйстве на годы
площади 6 тыс.га в год
Коренное улучшение, освоение новых 1997-2000 123,9 38,4
земель и мелиорация солонцов на пло- годы
щади 1,4 тыс.га
Рекультивация и детоксикация земель, 1996-1998 20 -
загрязненных нефтепродуктами и соля- годы
ми тяжелых металлов
Создание государственного природного 1997-2000 3 3*
заповедника "Шайтан-Тау" годы
Создание эталонной территории в за- 1997-1999 4 4*
поведнике "Оренбургский" годы
Выполнение комплекса работ по усиле- 1997-2000 1,5 1,5
нию средозащитных, климатообразующих годы
и оздоровительных свойств лесов на
площади 693 тыс.га
Озеленение городов области и разви- 1996-2000 120 -
тие садово-паркового хозяйства на годы
площади 3,7 тыс.га
Агропромышленный комплекс (АПК) 1996-1998 204,8 -
Строительство и реконструкция очист- годы
ных сооружений на переребатывающих
предприятиях АПК
Вынос объектов-загрязнителей из во- 1996-1998 18,4 -
доохранных зон водных объектов годы
Реконструкция и техническое перево- 1997-2000 250 250
оружение очистных сооружений и сис- годы
тем утилизации навоза и стоков на
животноводческих комплексах и птице-
фабриках
Строительство биоэнергетических ус- 1997-2000 10 10
тановок на животноводческих фермах годы
до 100 голов крупного рогатого скота
для получения газа и удобрений
------------------------------
* Финансирование осуществляется в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года.
Приложение 4
к федеральной целевой программе
"Оздоровление экологической обстановки
и населения Оренбургской области
в 1996-2000 годах"
Мероприятия по контролю за состоянием природной среды (в ценах 1996 года)
-------------------------------------------------------------------------
| | Объемы финан-
| | сирования
| Срок | (млрд.рублей)
| выполнения |-----------------------
| | всего | в том числе
| | | за счет
| | | средств
| | | федерального
| | | бюджета
-------------------------------------------------------------------------
Укрепление материально-технической 1997-2000 48 8
базы предприятий, обеспечивающих годы
мониторинг загрязнения окружающей
среды в городах Оренбургской области
Создание регионального центра по 1996 год 5,3 -
экологическому образованию и воспи-
танию населения на базе Оренбургско-
го государственного технического
университета
Создание на базе постоянно действу- 1996-1998 8,8 -
ющей областной станции юных натура- годы
листов учебно-практического экологи-
ческого детского центра в г.Оренбур-
ге
Создание и внедрение в практику 1996-1998 3,2 -
регулярных просветительско-обучающих годы
программ на радио, телевидении. Ин-
формирование населения о правилах
поведения в сложных экологических
ситуациях
Приложение 5
к федеральной целевой программе
"Оздоровление экологической обстановки
и населения Оренбургской области
в 1996-2000 годах"
Научно-техническое обеспечение программы (в ценах 1996 года)
-------------------------------------------------------------------------
| | Объемы финан-
| | сирования
| Срок | (млрд.рублей)
| выполнения |-----------------------
| | всего | в том числе
| | | за счет
| | | средств
| | | федерального
| | | бюджета
-------------------------------------------------------------------------
Разработка принципов сохранения би- 1997-1999 0,16 0,032
ологического и геосистемного разно- годы
образия на территории области
Разработка и внедрение экологически 1997-1999 40,05 8,01
чистой технологии переработки окис- годы
ленных никелевых руд на комбинате
"Южуралникель"
Разработка и внедрение технологии 1997-1999 26,7 5,34
утилизации медьсодержащих отходов в годы
стоках на Медногорском медносерном
комбинате
Экологическое обоснование схем раз- 1997-1998 1,82 0,364
мещения производительных сил на тер- годы
ритории области
Научное обоснование ведения животно- 1997-1998 0,85 0,17
водства в районах с неблагоприятной годы
экологической обстановкой
Разработка системы кадастрового уче- 1997-1999 1,34 0,268
та минеральных ресурсов на террито- годы
рии Оренбургской области
Изучение экологического состояния 1997-1999 0,4 0,08
сельскохозяйственных угодий в пром- годы
зонах области и его влияния на эко-
логическую чистоту продукции живот-
новодства
Экспериментальное изучение и обосно- 1997-1999 0,8 0,16
вание использования факторов бакте- годы
риальной персистенции в клинико-ла-
бораторной и экологической практике
Клинико-эпидемиологическое и инстру- 1997-1999 12,55 2,51
ментальное обследование взрослого и годы
детского населения в экологически
неблагоприятных районах области
Исследование целесообразности стро- 1997-1999 0,8 0,16
ительства установки по производству годы
коагулянта для очистки питьевых и
сточных вод
Разработка технологии переработки 1997-1999 0,5 0,1
хвостов обогащения Гайской обогати- годы
тельной фабрики
Расчет потоков переноса загрязненных 1996-1999 1,7 -
веществ через границы Оренбургской годы
области из соседних субъектов Рос-
сийской Федерации
Оценка площадей поврежденных и дег- 1996-1998 0,8 -
радировавших земель Оренбургской об- годы
ласти по данным дистанционного зон-
дирования
Развитие материальной базы, инфраст- 1996-1998 1,5 -
руктуры и природоохранных функций годы
государственного природного заповед-
ника "Оренбургский"
Развитие материальной базы, инфраст- 1996-1999 1,5 -
руктуры и природоохранных функций годы
заповедника "Бузулукский Бор"
Анализ эффективности выполнения 1997-1999 1,07 -
Программы и ее корректировка годы
Приложение 6
к федеральной целевой программе
"Оздоровление экологической обстановки
и населения Оренбургской области
в 1996-2000 годах"
Объемы финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (млрд.рублей, в ценах 1996 года)
-------------------------------------------------------------------------
| Объемы финансирования -
|-----------------------------------------
| всего| В том числе по источникам финан-
| | сирования
| |----------------------------------
| | феде- |бюджет |средст- |внебюд-
| | ральный|области|ва пред-|жетные
| | бюджет |приятий| |источни-
| | | | |ки
-------------------------------------------------------------------------
Природоохранные мероприятия на 7114,5 290,6 1031,2 5792,7 -
промышленных предприятиях и в
городском хозяйстве
Санитарно-эпидемиологические и 3159,1 349,5 1897,8 911,8 -
оздоровительные мероприятия
Природоохранные мероприятия в 756,6 307,9 205,5 243,2 -
сельском и лесном хозяйстве, в
области охраны и воспроизводст-
ва ресурсов растительного и
животного мира
Мероприятия по контролю за сос- 65,3 8 57,3 - -
тоянием природной среды
Научно-техническое обеспечение 92,5 17,2 25,3 44,5 5,5
Программы
Итого 11188 973,2 3217,1 6992,2 5,5
Утверждена федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах", государственным заказчиком которой выступает Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Основной целью Программы является резкое снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня для создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения, снижения заболеваемости и увеличения продолжительность жизни людей.
Программа ориентирована на решение двух задач: предотвращения наносимого ущерба посредством снижения выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и ликвидации последствий ущерба, нанесенного здоровью людей и окружающей среде.
Программа включает в себя мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению действующих промышленных предприятий с внедрением экологически безопасных, малоотходных технологий, выводу из эксплуатации устаревшего оборудования, перепрофилированию (в том числе в результате конверсии) отдельных предприятий, осуществлению природоохранных мероприятий на сельскохозяйственных предприятиях, в коммунальном хозяйстве городов, лесном хозяйстве, широкому внедрению мер по оздоровлению населения.
Планируется проведение лесовосстановительных работ в ежегодном объеме 2250 гектаров, работ по рекультивации и детоксикации земель, загрязненных нефтепродуктами и тяжелыми металлами, на площади более 21 тыс. гектаров с последующим возвратом этих земель в сельскохозяйственное производство. Запланировано также озеленение городов области и развитие садово-паркового хозяйства.
Общие затраты на осуществление мероприятий Программы запланированы в сумме 11168 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
В результате реализации Программы предусматривается сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ на 578 тыс. тонн, газификация 92 населенных пунктов, проведение централизованного водоснабжение в 44 населенных пунктах, возвращение в сельскохозяйственное производство 18 тыс. гектаров восстановленных земель, восстановление 698 тыс. гектаров лесов.
Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 658 "О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июня 1996 г., N 26, ст. 3131, в "Российской газете" от 23 июля 1996 г.