Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к Положению об учетной политике
муниципалитета города Ярославля
Порядок
осуществления муниципалитетом города Ярославля внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Порядок осуществления муниципалитетом города Ярославля внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) определяет правила осуществления муниципалитетом, как главным администратором бюджетных средств, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
I. Осуществление внутреннего финансового контроля
1.1. Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета города Ярославля, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета муниципалитетом, как главным администратором бюджетных средств;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.2. Должностные лица осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями, при этом выполняют следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Ярославской области и муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
д) контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе инвентаризации;
е) иные контрольные действия.
1.3. Контрольные действия осуществляются видами и способами, изложенными в постановлении мэрии города Ярославля от 06.06.2014 N 1413 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств бюджета города Ярославля, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Ярославля, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Ярославля" (далее - постановление мэрии N 1413).
1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной руководителем аппарата муниципалитета картой внутреннего финансового контроля по форме, установленной постановлением мэрии N 1413.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) не позднее 5 дней до начала очередного финансового года;
б) в течение 10 дней при принятии решения руководителем аппарата муниципалитета о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
в) в течение 30 дней со дня вступления в силу изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в Журналах внутреннего финансового контроля (приложение 1 к Порядку), которые ведутся в каждом структурном подразделении аппарата муниципалитета, а также в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
1.5. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется руководителю аппарата муниципалитета: за I полугодие - до 20 июля текущего года, за II полугодие до 20 января года, следующего за отчетным.
1.6. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карты внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
в) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
г) изменение внутренних стандартов и процедур, в том числе учетной политики;
д) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных
документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
е) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
ж) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
з) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений аппарата муниципалитета.
1.7. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органа внутреннего муниципального финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных председателю муниципалитета, как руководителю главного администратора бюджетных средств.
Составление, утверждение и ведение карты внутреннего финансового контроля
1.8. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
1.9. Карта внутреннего финансового контроля составляется по форме, установленной постановлением мэрии N 1413.
1.10. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций по форме, установленной постановлением мэрии N 1413.
1.11. Утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем аппарата муниципалитета.
1.12. Утверждение карты внутреннего финансового контроля проводится: - до начала очередного финансового года;
- при принятии решения о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Учет и хранение журнала учета результатов внутреннего финансового контроля
1.13. Учет и хранение журнала учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется каждым структурным подразделением аппарата муниципалитета.
1.14. Записи в журнал учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
1.15. Журналы учета результатов внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке.
На обложке указывается:
- наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур;
- название и порядковый номер папки (дела);
- отчетный период: год квартал (месяц);
- начальный и последний номера журналов операций;
- количество листов в папке (деле).
1.16. Хранение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
1.17. Соблюдение требований к хранению журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.
Составление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных журналов учета результатов внутреннего финансового контроля
1.18. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля финансово-экономический отдел составляет сводную по муниципалитету полугодовую и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля (далее - сводная отчетность).
1.19. Сроки составления сводной отчетности: полугодовой - не позднее 15 августа;
годовой - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Сводная отчетность составляется на основе отчетности структурных подразделений аппарата муниципалитета, подписывается руководителем структурного подразделения и предоставляется в финансово-экономический отдел в сроки:
полугодовая - не позднее 5 августа;
годовая - не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным.
1.20. Отчетность структурных подразделений аппарата муниципалитета составляется на основе данных журналов учета результатов внутреннего финансового контроля и отчетов ведомственного финансового контроля.
1.21. Сводная отчетность подписывается начальником отдела и консультантом - главным бухгалтером финансово-экономического отдела и представляется руководителю аппарата муниципалитета.
1.22. Отчетность структурных подразделений и сводная бюджетная отчетность составляется по форме согласно приложению 2 к Порядку.
II. Осуществление внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит муниципалитета осуществляется работниками аппарата муниципалитета в соответствии с должностными инструкциями, на основе функциональной независимости.
2.2. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения аппарата муниципалитета
2.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем аппарата муниципалитета. Внеплановые аудиторские проверки проводятся на основании соответствующего поручения председателя муниципалитета.
2.4. Аудиторские проверки проводятся в форме камеральных проверок, в ходе которых проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета города Ярославля;
в) ведения учетной политики, в том числе на предмет соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
Порядок Составления и утверждения плана внутреннего финансового аудита
2.5. План внутреннего финансового аудита (приложение 3 к Порядку) представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых планируется в очередном финансовом году.
2.6. План внутреннего финансового аудита формируется финансово-экономическим отделом на основании анализа внутреннего финансового аудита за прошедший период, а также с учетом планов контрольных мероприятий, осуществляемых иными органами муниципального финансового контроля, в целях исключения дублирования контрольных мероприятий.
План утверждается руководителем аппарата муниципалитета до начала очередного финансового года не позднее 31 числа месяца, предшествующего планируемому периоду.
По каждой аудиторской проверке в плане внутреннего финансового аудита указываются:
а) тема аудиторской проверки;
б) объекты аудита;
г) проверяемый период;
д) срок проведения аудиторской проверки.
2.7. При планировании аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную сводную бюджетную отчетность муниципалитета в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
д) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.8. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах: осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке; проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой города Ярославля и органом внутреннего муниципального финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности муниципалитета.
2.9. Внесение изменений в план внутреннего финансового аудита допускается не позднее, чем за две недели до начала проведения внутреннего финансового аудита, в отношении которого вносятся такие изменения.
Порядок Проведения, предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, отчетность о результатах аудита
2.10. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (приложение 4 к Порядку), утвержденной руководителем аппарата муниципалитета не позднее 15 календарных дней до начала аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки проведения.
2.11. Срок проведения аудиторских проверок не может превышать 25 рабочих дней.
2.12. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
а) в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния на объекте аудита бухгалтерского (бюджетного) учета финансовых и хозяйственных операций, отчетности, документации, в том числе в части осуществления внутреннего финансового контроля (на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности);
б) в случае непредставления объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствования проведению аудиторской проверки и (или) уклонения от проведения аудиторской проверки (на период устранения перечисленных обстоятельств).
2.13. Решение о приостановлении проведения аудиторской проверки принимается руководителем аппарата муниципалитета на основании мотивированного представления субъекта внутреннего финансового аудита и оформляется надписью на данном представлении.
Аудиторская проверка может быть приостановлена только один раз.
Срок приостановления аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления аудиторской проверки, и не может превышать 20 календарных дней.
2.14. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение 5 к Порядку), который составляется в двух экземплярах, один - для проверяемого структурного подразделения.
2.15. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки (приложение 6 к Порядку), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города Ярославля.
2.16. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется на рассмотрение руководителя аппарата муниципалитета в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта аудиторской проверки. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель аппарата муниципалитета вправе принять одно или несколько из решений о:
а) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении в установленном порядке служебных проверок;
г) направлении материалов в орган внутреннего муниципального финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
2.17. Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита муниципалитета (приложение 7 к Порядку) и пояснительная записка к нему составляется финансово-экономическим отделом в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, и направляется руководителю аппарата муниципалитета.
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения:
а) о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок в количественном и денежном выражении;
б) о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов внутреннего финансового аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
в) о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектами внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;
г) о соответствии ведения бюджетного учета объектами внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) о передаче материалов в орган внутреннего муниципального финансового контроля и (или) правоохранительные органы;
е) о привлечении к ответственности должностных лиц объектов внутреннего финансового аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
ж) о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;
з) о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.