Постановление Правительства Курской области
от 20 марта 2001 г. N 198
"Об утверждении Порядка осуществления финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса"
Постановлением Правительства Курской области от 28 июня 2006 г. N 133 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях усиления контроля за использованием средств областного бюджета в соответствии со статьей 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.
2. Комитету финансов Курской области (Ткачева Н.В.) и его территориальным органам - управлениям финансов комитета финансов Курской области при осуществлении финансового контроля за использованием средств областного бюджета в 2001 году и последующие годы охватывать проверками не менее 50% организаций, получающих в различных формах средства областного бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Курской области по финансам Мосолова Э.А.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора - |
А. Зубарев |
Порядок
осуществления финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса
(утв. постановлением Правительства Курской области от 20 марта 2001 г. N 198)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со ст.ст.266 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет порядок осуществления финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса (далее по тексту - финансовый контроль).
2. Финансовый контроль осуществляется комитетом финансов Курской области и его территориальными органами - управлениями финансов комитета финансов Курской области (далее - территориальные органы) путем проведения проверок в соответствии с настоящим Порядком.
3. При организации и проведении финансового контроля, оформлении и реализации их результатов работники комитета финансов Курской области, территориальных органов руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, других министерств, Уставом (Основным Законом) Курской области, законами Курской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Курской области и постановлениями Правительства Курской области.
II. Понятие, цель и задачи финансового контроля
4. Финансовый контроль представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в контролируемом периоде хозяйственных и финансовых операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством установлена ответственность за их осуществление.
Финансовый контроль представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
5. Цель финансового контроля - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и области при осуществлении получателями бюджетных средств хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
6. Основной задачей финансового контроля является проверка операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
соответствие объема расходуемых бюджетных средств объему подтвержденных денежных обязательств;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера.
III. Организация и проведение финансового контроля
7. Финансовый контроль поступления и расходования средств областного бюджета, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в областной собственности, в органах местного самоуправления в части средств бюджетного регулирования в организациях любых форм собственности, являющихся получателями средств областного бюджета, в соответствии с законами об областном бюджете на соответствующий финансовый год, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Финансовый контроль поступления и расходования бюджетных средств в органах местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой проверки органом местного самоуправления.
8. На проведение финансового контроля участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается председателем комитета финансов Курской области или его первым заместителем, руководителем территориального органа.
9. Сроки проведения финансового контроля, состав участников группы и ее руководитель (контролер - ревизор) определяются председателем комитета финансов Курской области, его первым заместителем, руководителем территориального органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач финансового контроля, проверки, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока финансового контроля осуществляется председателем комитета финансов Курской области, его первым заместителем, начальником территориального органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера - ревизора).
10. Конкретные вопросы финансового контроля определяются программой или перечнем основных вопросов (далее - программа финансового контроля). Программа финансового контроля включает: ее тему, период, который должен быть охвачен, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих финансовому контролю и утверждается председателем комитета финансов Курской области или его первым заместителем, руководителем территориального органа.
11. Составлению программы финансового контроля и его проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого его участники обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные данные, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность подлежащих проверке главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.
Руководитель группы до начала финансового контроля знакомит ее участников с содержанием утвержденной программы и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Программа финансового контроля в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных материалов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Порядка.
12. Руководитель группы (контролер - ревизор) должен предъявить главному распорядителю, распорядителю, руководителю кредитной организации, руководителю предприятия, организации любой формы собственности - участнику бюджетного процесса - получателю средств областного бюджета, удостоверение на право проведения финансового контроля, ознакомить его с основными задачами, представить участников группы, решить организационно - технические вопросы проведения финансового контроля и составить рабочий план.
По требованию руководителя группы (контролера - ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества главный распорядитель, распорядитель, руководитель кредитной организации, руководитель предприятия, организации любой формы собственности - участник бюджетного процесса - получатель средств областного бюджета, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения инвентаризации устанавливается руководителем ревизионной группы (контролером - ревизором) по согласованию с главным распорядителем, распорядителем, руководителем предприятия, организации любой формы собственности - участником бюджетного процесса - получателем средств областного бюджета.
13. Финансовый контроль главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса проводится путем осуществления:
финансового контроля плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций по получению и использованию средств областного бюджета:
финансового контроля фактического соответствия совершенных операций со средствами областного бюджета данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств областного бюджета, использования внебюджетных средств, в соответствии со ст. 14 Закона Курской области "Об областном бюджете на 2001 год", доходов от имущества, находящегося в областной собственности, сличения имеющихся у главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы, организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
финансового контроля достоверности отражения произведенных операций по получению и расходованию средств областного бюджета в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки данных, содержащихся в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета;
финансового контроля использования и сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности Курской области: проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
14. Участники группы (контролер - ревизор) исходя из программы финансового контроля определяют необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых финансовым контролем сведений и доказательств по получению и расходованию средств областного бюджета.
15. Главный распорядитель, распорядитель, руководитель кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участник бюджетного процесса - получатель средств областного бюджета обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками группы (контролером - ревизором) финансового контроля, предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными услугами и т.п.
В случае отказа главного распорядителя, распорядителя, руководителя кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению финансового контроля, руководитель группы (контролер - ревизор) сообщает об этих фактах в комитет финансов Курской области.
16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель группы (контролер - ревизор) составляет об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Порядка, и докладывает председателю или первому заместителю председателя комитета финансов Курской области, руководителю территориального органа. Председатель, первый заместитель председателя комитета финансов Курской области, руководитель территориального органа направляет главному распорядителю, распорядителю, руководителю кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета.
Финансовый контроль проводится после восстановления в контролируемой организации бухгалтерского учета.
IV. Оформление и реализация результатов ревизии
17. Результаты финансового контроля оформляются актом (справкой), которые подписываются руководителем группы (контролером - ревизором), членами группы, главным распорядителем, распорядителем, руководителем кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета и главным бухгалтером (бухгалтером).
Один экземпляр оформленного акта (справки) финансового контроля, подписанного руководителем группы (контролером - ревизором), вручается главному распорядителю, распорядителю, руководителю кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе главного распорядителя, распорядителя, руководителя кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) по согласованию с руководителем группы (контролером - ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом (справкой) финансового контроля и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту (справке) финансового контроля подписывающие его должностные лица делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю группы (контролеру - ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель группы (контролер - ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения председателем или первым заместителем председателя комитета финансов Курской области, руководителем территориального органа направляются главному распорядителю, распорядителю, руководителю кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета и приобщаются к материалам финансового контроля.
В случае отказа должностных лиц подписать или получить акт (справку) финансового контроля руководитель группы (контролер - ревизор) в конце акта (справки) производит запись об их ознакомлении с актом (справкой) и отказе от подписи или получения акта (справки).
В этом случае акт (справка) финансового контроля может быть направлен в адрес главного распорядителя, распорядителя, руководителя кредитной организации, предприятия, организации любой формы собственности - участника бюджетного процесса - получателя средств областного бюджета по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта (справки), остающемуся на хранении в комитете финансов Курской области, территориальном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта (справки).
18. Акт (справка) финансового контроля состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта (справки) финансового контроля должна содержать следующую информацию:
наименование темы проверки;
дату и место составления акта (справки) финансового контроля;
кем и на каком основании проведен финансовый контроль (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер проверки или ссылку на задание, распоряжение или другие документы, по которым работнику поручено провести финансовый контроль);
проверяемый период и сроки проведения финансового контроля;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая проверка, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта (справки) финансового контроля может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта финансового контроля должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе.
19. В акте (справке) финансового контроля руководитель группы (контролер - ревизор) должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты финансового контроля излагаются в акте (справке) на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися у главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, в кредитных организациях, других участников бюджетного процесса и в других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других контрольных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе финансового контроля, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте (справке) финансового контроля не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте (справке) финансового контроля не должна даваться правовая и морально - этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц в проверяемой организации, их поступков, намерений и целей.
Объем акта (справки) финансового контроля не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы финансового контроля.
20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранений или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе проведения финансового контроля составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается руководителем группы (контролером - ревизором) и соответствующими должностными и материально ответственными лицами - получателями средств областного бюджета, других организаций. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт (справку) финансового контроля.
21. Материалы финансового контроля состоят из акта (справки) финансового контроля и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте (справке) финансового контроля (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы финансового контроля представляются председателю комитета финансов Курской области или его первому заместителю, руководителю территориального органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его у получателей бюджетных средств.
Каждый материал финансового контроля в делопроизводстве комитета финансов Курской области, территориальных органов должен составлять отдельное дело с соответствующим номером, наименованием и количеством томов этого дела.
22. Председатель комитета финансов Курской области, его первый заместитель, руководители территориальных органов по представленным материалам финансового контроля в срок не более 10 календарных дней определяют порядок реализации материалов финансового контроля.
23. По результатам финансового контроля председатель комитета финансов Курской области, его первый заместитель, руководители территориальных органов направляют в адрес главных распорядителей, распорядителей, руководителей кредитных организаций, других предприятий, организаций - получателей средств областного бюджета предложения для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
24. Результаты финансового контроля, проведенного по обращениям органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, докладываются этим органам комитетом финансов Курской области, территориальными органами вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба.
25. Материалы финансового контроля, проведенного по мотивированным постановлениям и требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах комитета финансов Курской области, территориальном органе должны быть оставлены копии: акта (справки) финансового контроля, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы финансового контроля, проведенного без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которого были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостача денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов финансового контроля в установленном порядке.
26. Комитет финансов Курской области, территориальные органы обеспечивают контроль за ходом реализации материалов финансового контроля и при необходимости принимают другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
27. Комитет финансов Курской области систематически изучает и обобщает материалы финансового контроля и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля в области, а также ежегодно обобщает материалы проверок и письменно докладывает Губернатору Курской области, первому заместителю Губернатора - Председателю Правительства Курской области и заместителю Председателя Правительства Курской области по финансам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курской области от 20 марта 2001 г. N 198 "Об утверждении Порядка осуществления финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Курской области от 28 июня 2006 г. N 133 настоящее Постановление признано утратившим силу