Постановлением Курской областной Думы от 23 декабря 2004 г. N 1051-III ОД в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Курской областной Думы от 17 июля 2003 г. N 754-III ОД
"Об областной целевой Программе "Развитие малого предпринимательства
в Курской области на 2003-2005 годы"
23 декабря 2004 г.
Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие малого предпринимательства в Курской области на 2003-2005 годы".
2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2003 год и формировании областного бюджета на 2004-2005 годы предусмотреть необходимые средства для реализации областной целевой программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы |
А.Н. Анпилов |
Областная целевая Программа
"Развитие малого предпринимательства в Курской области
на 2003-2005 годы"
(утв. постановлением Курской областной Думы
от 17 июля 2003 г. N 754-III ОД)
23 декабря 2004 г.
Паспорт
областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства
в Курской области на 2003-2005 годы"
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Курской области на 2003-2005 годы" (далее именуется - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- поручение Правительства Курской области |
Государственный заказчик Программы |
- комитет развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области |
Основной разработчик Программы |
- комитет развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области |
Цели Программы | - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, обеспечивающего насыщение рынка товарами и услугами; устранение административных барьеров; увеличение доходной части бюджета; решение социально-экономических проблем |
Основные задачи Программы |
- формирование положительного образа субъектов малого предпринимательства; - создание правовых иорганизационных условий для развития малого предпринимательства; - внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; - обеспечение занятости населения за счет создания рабочих мест на новых и действующих малых предприятиях; - развитие информационной поддержки малого предпринимательства |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2003-2005 годы I этап - второе полугодие 2003 года II этап - 2004 год III этап - 2005 год |
Основные направления Программы |
- нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства; - развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; - совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства; - повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем; - организационно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности |
Исполнители Программы |
- комитет развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; - комитет агропромышленного комплекса Курской области; - комитет промышленности и ТЭК Курской области; - комитет строительства и стройиндустрии Курской области; - комитет торговли и бытового обслуживания Курской области; - комитет по управлению имуществом Курской области; комитет финансов Курской области; - комитет по экономике и развитию Курской области; - органы местного самоуправления области; - Курская торгово-промышленная палата; - Курский региональный фонд поддержки малого предпринимательства; - Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей"; - Курский региональный институт переподготовки руководящих кадров и специалистов АПК |
Объемы и источники финансирования |
- общий объем расходов на реализацию Программы - 35,88 млн. рублей, в том числе: предполагаемые средства федерального бюджета - 5,0 млн. рублей; средства областного бюджета - 30,88 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- создание новых рабочих мест; - увеличение поступлений в бюджет области; - увеличение производства товаров и услуг; - формирование предпринимательской среды в районах области |
Система контроля за реализацией Программы |
- ежегодный отчет комитета развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Губернатору Курской области и Правительству Курской области |
I. Общие положения
Современное состояние малого предпринимательства Курской области не отвечает потенциальным возможностям региона. Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства свидетельствуют о том, что инерционное развитие этого сектора экономики с опорой на действующие организационно-экономические механизмы не может вывести предпринимательство области из создавшегося положения.
Необходим поиск новых, более действенных механизмов, способных сформировать комплексную, реалистичную систему государственной поддержки малого предпринимательства области. Настоящая Программа является одним из таких механизмов.
Программа разработана в соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принятой на заседании Государственного Совета Российской Федерации 19 декабря 2001 года, Законом Курской области от 10 августа 2001 г. N 64-ЗКО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Курской области" , Комплексной программой социально-экономического развития Курской области на 2002-2005 годы, прогнозами развития малого предпринимательства на перспективу до 2005 года.
Малое предпринимательство Курской области представляет собой сложный социально-экономический комплекс экономики области. Для него характерно большое разнообразие видов экономической деятельности. В настоящее время малое предпринимательство представляют 63,9 тыс. хозяйствующих субъектов, действующих в области, в том числе 2,9 тыс. (4,5%) малых предприятий, 61 тыс. (95,5%) индивидуальных предпринимателей.
Среднесписочная численность работников малого предпринимательства в области составляет 88,6 тыс.чел. (16,8% от числа занятого населения), в том числе на малых предприятиях - 27,6 тыс.чел. (31,1%), в индивидуальном бизнесе-61,0 тыс.чел. (68,9%).
Отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием в ней торговли - около 60% от числа работающих. Каждый пятый представитель малого бизнеса работает в сфере услуг. Промышленный сектор представлен в основном малыми предприятиями, в нем занято 7% представителей малого бизнеса. В строительстве трудятся 5,4%, фермерское хозяйство ведут 5,9% (рис.1).
Трудовые ресурсы сферы малого предпринимательства по территории области распределены неравномерно: свыше половины сконцентрированы в г.Курске, что связано с более высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры города. Около 11 % трудовых ресурсов - в г.Железногорске и Железногорском районе, около 7% - в г.Курчатове и Курчатовском районе, 2,9% - в Курском, 2,2% - в Обоянском, 2,0% - в Суджанском районах, 2,4% - в г.Рыльске, 2,18% - в г.Щигры, от 1% до 1,5% - в Золотухинском, Октябрьском, Фатежском и Льговском районах.
Малые предприятия области, их распределение по сферам деятельности.
Экономические аспекты деятельности
По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования за 2001 год на территории Курской области учтено 8647 малых предприятий, из них активно действуют - 2975. Суммарная величина уставного капитала малых предприятий составляет 217,6 млн.рублей. Анализ структуры уставного капитала малых предприятий области показывает, что 51,7% акционеров-учредителей являются физическими лицами, 35,8% - субъекты малого предпринимательства, 12,6% - органы исполнительной власти и крупные коммерческие организации. Роль иностранного капитала в формировании малого предпринимательства незначительна (0,1% уставного капитала приходится на долю иностранных граждан). С привлечением иностранного капитала созданы малые предприятия маслосыродельной и молочной промышленности (0,6% уставного капитала), хлебопекарной промышленности (13,8%), сельского хозяйства (0,1%).
Основным видом собственности малых предприятий является частная (96,4%), смешанная российская (без иностранного участия) составляет 3%.
По видам деятельности малые предприятия охватывают практически все отрасли экономики области. Анализ структуры отраслей экономики показывает, что большинство предприятий малого бизнеса занимается торговой деятельностью и общественным питанием (57%),что объясняется тем, что предприятия малого бизнеса в основном ориентированы на низко-затратные виды деятельности, где необязательны капитальные вложения на основные средства и затраты на текущие активы. Значительное развитие малые предприятия получили в промышленности (12,1%) и строительном комплексе (11,7%). В сельском хозяйстве сосредоточено 5,9% от количества действующих малых предприятий, на долю транспорта и связи приходится около 5% (рис. 2).
Отличительной особенностью деятельности малых предприятий является активное привлечение работников на условиях вторичной занятости. В 2001 году малыми предприятиями на условиях вторичной занятости было привлечено 2947 человек, в том числе по совместительству- 1744 человека, по договорам гражданско-правового характера - 1203 человека. Наибольший удельный вес внешние совместители занимают на предприятиях заготовительной деятельности -38,5%, в здравоохранении - 21,5%, в учреждениях финансов, кредитов, страхования, пенсионного обеспечения - 18,5%, народного образования -18,2%, аудиторской деятельности - 14,2%. Удельный вес средней численности работающих по договорам граждане коправового характера выше в тех отраслях экономики, где преобладают работники интеллектуального труда: банковская деятельность (66,7%), прочие финансово-кредитные организации (77,5%), народное образование, культура и искусство (54,5%), наука и научное обслуживание (15,2%).
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях за 2001 год составила 1179,1 рублей. Оплата работающих на малых предприятиях различна в зависимости от вида деятельности, специфики их работы, формы собственности.
Выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности малых предприятий в 2001 году составил 3276 млн. рублей и возрос по сравнению с 1999 годом в 1,7 раза. В структуре экономики малых предприятий доминирующую роль играет торговля и общественное питание, удельный вес ее в общем объеме выпущенной продукции, оказанных услуг в 2001 году составил 40,6%, удельный вес промышленности - 27,6%, строительства - 17,1%, на долю транспорта и связи приходится 3,8%, сельского хозяйства 2,4% (рис. 3).
Промышленность
По состоянию на 01.01,2002 года в промышленности Курской области активно действуют 337 малых предприятий. Значительная доля малых промышленных предприятий сконцентрирована в отрасли машиностроения и металлообработки (35%), легкой промышленности (20%), пищевом производстве (12%).
За истекший год ими произведено промышленной продукции на сумму 876,5 млн.рублей, 41% этого объема составляет продукция пищевой промышленности, 19% - машиностроения и металлообработки, 13% -легкой, 9% - мукомольно-крупяной.
На долю малых предприятий приходится 100% производства в области технологической оснастки для машиностроения, гипса (алебастра), чулочно-носочных изделий (носков), головных уборов из искусственного меха, сумок. Существенна доля малых предприятий в формировании рынка потребительских товаров. На эту категорию производителей приходится 83% выпуска в области пальто женских из натурального меха, 50% - головных уборов из натурального меха, 54,2% -майонеза, 76,7% - косметических изделий, 35,5% - диванов, кушеток. В ассортименте малых предприятий - колбасные и хлебобулочные изделия, крупяная и макаронная продукция, строительные материалы, мебель, трикотажные и швейные изделия.
Строительство
В строительстве в 2001 году фактически действовало 327 малых строительных организаций (11,7% от общего числа малых предприятий) с численностью работающих 4836 человек, что составляет 17,5% от численности занятых на малых предприятиях всех отраслей экономики. Ими в 2001 году выполнены подрядные работы на сумму 561 млн.рублей или 17,1% к общему итогу деятельности малых предприятий. В структуре работ, выполняемых малыми предприятиями по договорам строительного подряда, преобладает текущий ремонт (44,6%). Новое строительство, реконструкция, расширение и техническое перевооружение производства составляет 33,9%.
Сельское хозяйство
В сфере сельского хозяйства 166 малых предприятий (5,9%), занимающихся в основном растениеводством.
В 2001 году малыми сельскохозяйственными предприятиями произведено продукции, работ и услуг на сумму 79,1 млн.рублей (2,4%).
Доля малых сельскохозяйственных предприятий в основных экономических показателях отрасли незначительна и составляет по посевной площади - 0,7%, по производству зерна - 1,2%, по производству сахарной свеклы - 1,2%, овощей открытого грунта - 6,9%.
Торговля и общественное питание
По состоянию на 01.01.2002 г. в области действует 1595 предприятий торговли и общественного питания (57% от общего числа малых предприятий), из которых 51% - предприятия оптовой торговли, 38% -розничной, около 5% - общественное питание, менее одного процента -внешняя торговля. В 2001 году указанными предприятиями реализовано товаров на сумму 1331 млн.рублей (40,6% от общего объема товаров и услуг по всем видам деятельности).
Малые предприятия в торговле имеют свои преимущества перед крупными в связи с тем, что за счет мелкооптовых закупок гибко реагируют на запросы потребителей. В обороте оптовой торговли 49,4% составляет продукция производственно-технического назначения, из них сельскохозяйственное сырье (22,9%), твердое, жидкое и газообразное топливо, нефтепродукты (9,4%).
26,7% в обороте оптовой торговли потребительскими товарами приходится на непродовольственные товары и 23,9% - на продовольственные Среди непродовольственных товаров 19,6% занимают табачные изделия; 17,5% - легковые автомобили; 11,5% - строительные материалы, скобяные изделия, краски, лаки, эмали, стекло. Треть оптового оборота продовольственными товарами приходится на молочные продукты, 19,2% - на сахар и сахарные кондитерские изделия, 10,9% - на алкогольные напитки и пиво.
В обороте розничной торговли 72,1% составляют потребительские товары и 27,9% - продукция производственно-технического назначения.
Среди потребительских товаров 46,1 % составляют продовольственные товары, 53,9% - непродовольственные товары. В структуре продовольственных - 25,9% занимают алкогольные напитки и пиво, 22,7% - хлеб, хлебопродукты и мучные кондитерские изделия, 9,4% - мясо, включая мясо птицы, мясные продукты.
Из непродовольственных товаров наибольший удельный вес приходится на лекарственные средства, фармацевтические и медицинские товары (18,4%), мебель (11,3%), строительные материалы, скобяные изделия, краски, лаки, эмали, стекло (8,6%).
Среди продукции производственно-технического назначения наибольший удельный вес (97,5%) занимает твердое, жидкое и газообразное топливо и нефтепродукты.
Платные услуги населению
В 2001 году предприятиями малого бизнеса, специализирующимися на оказании транспортных услуг, услуг связи, бытового обслуживания, здравоохранения и социального обеспечения предоставлено платных услуг населению на сумму 139,7 млн.рублей. Их вклад в сферу бытовых услуг в целом по области составляет: 96,9% - химическая чистка и крашение, 29,5% - техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, 36,7% - услуги бюро путешествий и туристских агентств, 24,6% - прокат бытовых товаров и предметов личного пользования, 46,2% -услуги фотографий, 70,1% - стирка белья, одежды и других изделий, 25,8% - услуги парикмахерских, косметических салонов.
Развитие фермерства в Курской области
Анализ работы крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что в ближайшее время они не в состоянии создать конкуренцию сельскохозяйственным предприятиям и обеспечить необходимый для области уровень сельскохозяйственного производства.
К 1 января 2002 года в области насчитывалось 1425 крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлено 137,5 тыс.га земли, в том числе 136,0 тыс.га сельскохозяйственных угодий (98,9% закрепленной за фермерами площади), что составляет 5,7% сельхозугодий области. В среднем на одно крестьянское хозяйство приходится по 96 га земли, в том числе 92 га пашни. По размеру земельного участка фермерские хозяйства подразделяются так: до 5 га имеют 7% фермеров, от 6 до 50 га - 43% и свыше 50 га - 50% фермеров.
Крестьянскими хозяйствами в 2001 году произведено зерна - 6,5% от общего производства в области, овощей - 0,2%, мяса - 0,2%, молока -0,4%, яиц - 0,3%.
II. Основные цели и приоритеты областной политики по развитию
малого предпринимательства
Малое предпринимательство области обладает большим потенциалом роста и жизнеспособностью, настойчиво увеличивает производство и поставку на рынок товаров и услуг, стабильно обеспечивает поступление налогов в местные бюджеты, постоянно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов народного хозяйства. Постоянно увеличивающееся число людей, имеющих дополнительную занятость и извлекающих доходы из малого бизнеса, способствует формированию "среднего класса", являющегося социальной основой стабильного развития общества. Все это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением, требующим внимания, формирования и реализации активной государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для его развития.
Однако, несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство Курской области сталкивается с серьезными трудностями, находится в положении неустойчивого равновесия. Основные проблемы малого предпринимательства связаны с несовершенством законодательной базы предпринимательской деятельности, жестким налоговым прессингом, недостаточностью начального капитала и собственных оборотных средств, трудностями с получением производственных помещений и крайне высокой арендной платой, низкой покупательной способностью населения и отсюда трудностями со сбытом продукции. Это приводит к тому, что 65% малых предприятий от их общего числа в Курской области, зарегистрировавшись, долгое время не могут организовать свое дело и приступить к работе.
Развитие малого предпринимательства в Курской области по сравнению с областями Центрально-Черноземного региона (ЦЧР) и Российской Федерации в 2001 году выглядит следующим образом:
N п/п |
Показатели развития | Курская область |
ЦЧР | РФ |
1. | Число малых предприятий на тысячу жителей (единиц) |
2,0 | 3,4 | 5,8 |
2. | Удельный вес населения, занятого в малом бизнесе, в общем числе экономически активного населения (%) |
4,6 | 6,5 | 9,8 |
3. | Удельный вес инвестиций в малый бизнес в общем объеме инвестиций на развитие экономики (%) |
1,2 | 2,7 | 2,2 |
4. | Производство продукции малыми предприятиями в расчете на 1 малое предприятие (тыс. руб.) |
531,5 | 308,8 | 414,1 |
Сравнительный анализ развития малого бизнеса в Курской области, Центрально-Черноземном регионе и Российской Федерации показывает значительное лидирующее положение Курской области по сравнению с регионами ЦЧР и Российской Федерацией в целом по показателю производства продукции малыми предприятиями в расчете на 1 малое предприятие. Однако по числу малых предприятий на тысячу жителей, удельному весу населения, занятого в малом бизнесе, в общем числе экономически активного населения и по объему инвестиций в малый бизнес Курская область значительно отстает.
Этот факт указывает на необходимость принятия комплексных мер по активизации предпринимательской деятельности в области.
Программой определены следующие приоритетные для области направления предпринимательской деятельности:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного, производственного и социально-культурного назначения;
инновационная и природоохранная деятельность;
переработка вторичного сырья;
транспортная деятельность;
повышение качества услуг торговли.
Главная цель Программы - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, обеспечивающего насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни, являющегося основой социально-экономической стабильности в обществе.
III. Основные мероприятия Программы
В Программе предусмотрены мероприятия по следующим основным направлениям:
1) нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, предусматривающее дальнейшее формирование пакета законодательных и нормативных правовых актов, отражающих интересы малого предпринимательства и направленных на создание благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства в области;
2} развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, предусматривающее создание действенного финансово-кредитного и инвестиционного механизма, основанного на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малого предпринимательства. Особое внимание будет уделено расширению возможностей для привлечения инвесторов и гарантийному обеспечению инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;
3) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства, предусматривающее возможность разработки механизма доступа субъектов малого предпринимательства к использованию государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства за счет включения в экономический оборот свободного имущества и повышения эффективности его использования;
4) повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, предусматривающее дальнейшее развитие информационных центров и технологий, проведение мониторинга и создание информационной базы о состоянии и эффективности функционирования малых предприятий и систем их поддержки, развитие в регионе инфраструктурного комплекса некоммерческих организаций, создаваемых субъектами малого предпринимательства для защиты и продвижения собственных интересов и инициатив на системной основе, создание базовых учебно-консультационных центров для обучения предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности, издание учебно-методической литературы и информационных материалов.
Важное место в этом разделе отводится организации ярмарок, выставок продукции малых предприятий, организации их участия в межрегиональных и российских форумах, совещаниях, конференциях и симпозиумах;
5) организационно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, предусматривающее:
обеспечение конструктивного взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных формирований, заинтересованных организаций по вопросам развития малого бизнеса на территории области;
создание постоянно действующей системы подготовки и повышения квалификации управленческих структур, работающих с субъектами малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
организацию обучения активной части незанятого населения навыкам ведения собственного дела;
целенаправленную и скоординированную работу средств массовой информации по поддержке субъектов малого предпринимательства, рекламированию их продукции, включая проведение радио- и телепередач, формирующих благоприятный имидж предпринимателей.
IV. Механизм реализации Программы
В целях выполнения поставленных задач развития малого предпринимательства определен следующий механизм реализации Программы:
1. Проведение полномасштабной деятельности для развития регионального малого предпринимательства:
в отраслевом разрезе:
предусмотреть использование материальной базы (незагруженных производственных мощностей) крупных и средних предприятий и выделение ведомствами определенных финансовых средств на развитие отраслевого малого предпринимательства;
отдельных проектов, и использование механизма государственных заказов, инвестиционных конкурсов, инвестиционных соглашений.
Программа исходит из необходимости наиболее эффективного использования всех видов финансовых, материальных, природных ресурсов.
Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы в 2003-2005 годах, составляет 35,88 млн. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
(млн. рублей)
2003 год | 2004 год | 2005 год | Итого | |
Всего | 2,38 | 30,00 | 3,50 | 35,88 |
в том числе: | ||||
предполагаемые средства федерального бюджета |
- | 5,00 | - | 5,00 |
средства областного бюджета | 2,38 | 25,00 | 3,50 | 30,88 |
V. Оценка эффективности реализации мероприятий Программы
Предполагается, что при сохранении в целом благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики региона, а также при соблюдении объемов и сроков финансирования мероприятий Программы, будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства:
увеличение количества действующих малых предприятий и доведение их числа в 2005 году до 5000 предприятий;
достижение вклада малых предприятий в экономику области в 2003 году в объеме 3,7 млрд. рублей, в 2004 году - 4,3 млрд. рублей, в 2005 году - 6,1 млрд. рублей;
ежегодный прирост доли малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции не менее чем на 2 % и достижение его уровня в 2005 году в размере 12 %;
повышение уровня налоговых поступлений в бюджет области от субъектов малого предпринимательства ежегодно на 10 процентов.
Количественные показатели развития малого предпринимательства предполагается обеспечить улучшением качественных параметров: легализацией и декриминализацией деятельности малых предприятий, оптимизацией структуры регионального предпринимательства, производством высококачественной, конкурентоспособной продукции и услуг, повышением престижности труда на малых предприятиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 17 июля 2003 г. N 754-III ОД "Об областной целевой Программе "Развитие малого предпринимательства в Курской области на 2003-2005 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Курской областной Думы от 23 декабря 2004 г. N 1051-III ОД