2. Предложить Администрации Курской области при формировании областного бюджета на 2005 год и последующие годы предусматривать необходимые, средства для реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на период до 2007 года".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет областной Думы по сельскому хозяйству и продовольствию.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.Н. Анпилов |
Областная целевая программа
"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на период до 2007 года"
(утв. постановлением Курской областной Думы от 8 апреля 2004 г. N 876-III ОД)
Паспорт
областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на период до 2007 года"
Наименование - областная целевая программа "Создание
Программы автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости на
период до 2007 года".
В рамках Программы реализуется подпрограмма
"Информационное обеспечение управления
недвижимостью, реформирования и регулирования
земельных и имущественных отношений на период до
2007 года"
Основания - постановление Правительства Российской
принятия решения Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 "Об
о разработке утверждении Федеральной целевой программы
Программы "Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
(2002-2007 годы)";
распоряжение Губернатора Курской области от 21
января 2002 г. N 55-р "О разработке областной
программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
(2002-2007 г.)"
Государственный - комитет по земельным ресурсам и
заказчик - землеустройству по Курской области
координатор
Программы
Государственный - комитет по управлению имуществом Курской
заказчик области
подпрограммы
Основные - комитет по земельным ресурсам и
разработчики землеустройству по Курской области, ФГУ
Программы "Земельная кадастровая палата" по Курской
области
Основные - комитет по управлению имуществом Курской
разработчики области
подпрограммы
Исполнители - исполнители, определяемые на конкурсной основе
Программы в соответствии с действующим законодательством
из числа научно-исследовательских, проектных и
производственных организаций Федеральной службы
земельного кадастра России, Министерства
имущественных отношений Российской Федерации,
других министерств и ведомств
Цель Программы - целью Программы является создание
автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости,
обеспечивающей учет и эффективное использование
земли и иной недвижимости, вовлечение их в
оборот и стимулирование инвестиционной
деятельности на рынке недвижимости в интересах
удовлетворения потребностей общества и граждан
Система - разработка и совершенствование
программных нормативно-правовой базы реализации
мероприятий государственной политики в области
государственного земельного кадастра и учета
недвижимости, реформирования и регулирования
земельных и имущественных отношений;
создание на территории Курской области
автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра как единой
системы государственного учета недвижимости,
содержащей перечни объектов учета и актуальные
данные о них;
разграничение государственной собственности на
землю на собственность Российской Федерации,
собственность области и собственность
муниципальных образований;
постановка на государственный кадастровый учет
земельных участков всех форм собственности и
связанных с ними объектов недвижимого имущества,
подлежащих учету в Государственном регистре баз
и банков данных;
создание автоматизированной системы,
обеспечивающей управление недвижимостью,
реформирование и регулирование земельных и
имущественных отношений;
подготовка и переподготовка кадров,
обеспечивающих государственный кадастровый учет
земель и иных объектов недвижимости, кадастровую
оценку земель и управление недвижимостью на
областном уровне и уровне муниципальных
образований
Сроки реализации - 2002-2004 годы - мероприятия
мероприятий и 2005-2007 годы - Программа
Программы I этап - 2002-2003 годы; (по факту)
II этап - 2004-2005 годы;
III этап - 2006-2007 годы
Объем и источники - всего на 2002-2007 годы - 157,351 млн. рублей,
финансирования в том числе:
мероприятий и предполагаемые средства федерального бюджета
Программы - 52,206 млн. руб., из них
на 2002 год - 5,903 млн.руб.,
на 2003 год - 6,076 млн. руб.,
на 2004 год - 7,227 млн. рублей,
на 2005 год - 11,0 млн.руб.,
на 2006 год - 11,0 млн. руб.,
на 2007 год - 11,0 млн. руб.;
средства областного бюджета - 39,945 млн. руб.,
из них на 2002 год - 6,831 млн. руб.,
на 2003 год - 2,814 млн. руб.,
на 2004 год - 5 млн.рублей,
на 2005 год - 8,5 млн. руб.,
на 2006 год - 8,5 млн. руб.,
на 2007 год - 8,3 млн. руб.;
предполагаемые средства местных бюджетов - 65,2
млн. руб., из них на 2005 г. - 21,7 млн. руб.,
на 2006 г. - 21,7 млн. руб.,
на 2007 г. - 21,8 млн. руб.
В том числе объем финансирования подпрограммы
- 61,493 млн. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета -
29,579 млн. рублей, в том числе на 2002 год
- 4,503 млн. руб., на 2003 год - 5,076 млн. руб.,
на 2004 год - 5,0 млн. руб., на 2005 год - 5,0
млн. руб., на 2006 год - 5,0 млн. руб.,
на 2007 год - 5,0 млн. руб.;
средства областного бюджета -10,914 млн. руб., в
том числе на 2003 год -0,914 млн. руб., на 2004
год - 2,0 млн.руб., на 2005 год - 3,0 млн. руб.,
на 2006 год - 3,0 млн. руб., на 2007 год
- 2,0 млн. руб.;
предполагаемые средства местных бюджетов - 21,0
млн. руб., из них на 2005 г. - 7,0 млн. руб., на
2006 г.- 7,0 млн. руб., на 2007 г.- 7,0 млн.
руб.
Ожидаемые - создание правовой и научно-методической основы
конечные рационального использования земли и иных
результаты объектов недвижимости, находящихся в
реализации собственности Российской Федерации, областной и
Программы муниципальных образований;
создание единой автоматизированной системы
государственного учета объектов недвижимости на
базе государственного земельного кадастра;
постановка на государственный кадастровый учет
фактически существующих в области земельных
участков, как объектов прав и налогообложения;
разграничение государственной собственности на
землю и регистрация права собственности на
земельные участки Российской Федерации, области
и муниципальных образований;
создание единой автоматизированной системы
управления недвижимостью, реформирования и
регулирования земельных и имущественных
отношений;
создание системы электронного обмена сведениями
между органами (организациями) по формированию,
кадастровому учету, технической инвентаризации,
оценке, регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним органами по управлению
государственным и муниципальным имуществом,
комитетами природных ресурсов, налоговыми
органами и др.;
подготовка кадров в области управления
недвижимостью, ведения государственного
земельного кадастра и учета недвижимости;
увеличение поступлений земельного налога и
арендной платы за землю в областной и местные
бюджеты за счет реализации программных
мероприятий, с обеспечением окупаемости затрат
на реализацию программы в течение 2-3 лет
Система контроля - управление реализацией Программы и контроль за
за реализацией ходом ее выполнения осуществляет в установленном
Программы порядке государственный заказчик - координатор
Программы - комитет по земельным ресурсам и
землеустройству по Курской области. Управление
реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее
выполнения осуществляет в установленном порядке
государственный заказчик подпрограммы - комитет
по управлению имуществом Курской области.
Введение
Областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на период до 2007 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 и распоряжения Губернатора Курской области от 21. 01. 2002 г. N 55-р и нацелена на выполнение системы мероприятий на уровне Курской области, предусмотренных Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745.
Реализация Программы будет содействовать созданию государственного земельного кадастра как одной из основополагающих инфраструктур государства в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости Курской области в интересах сохранения общественной стабильности и укрепления экономики.
Примечание: объемы финансирования 2002-2004 гг. данной Программы даны по фактическому выделению средств из федерального и областного бюджетов по видам мероприятий, предусмотренных Программой.
1. Основные итоги земельных преобразований в Курской области за 1991-2003 годы
В области завершен первый этап земельных преобразований. В ходе земельной реформы ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Проведена реорганизация 554 колхозов и совхозов. Образовалось 897 хозяйств. Осуществлена приватизация 1873,5 тыс. гектаров земель области (62,5%). Собственниками земельных долей стали 295,5 тыс. работников.
Создан фонд перераспределения на площади 254,9 тыс. гектаров. Часть земель фонда передана в ведение городских, поселковых и сельских органов власти для осуществления ими своих полномочий по распоряжению землей.
Расширяются приусадебные земли, развиваются коллективное садоводство и огородничество, индивидуальное жилищное и гаражное строительство:
- владельцами приусадебных земель стали 228,8 тыс. человек на площади 115,8 тыс. га
- владельцами садовых и огородных участков - 173,8 тыс. человек на площади 18,9 тыс. га
- участниками индивидуального жилищного строительства -72,5 тыс. человек на площади 8,7 тыс. га
- участками для сенокошения и выпаса скота пользуются 133,1 тыс. человек на площади 202,8 тыс. га.
Введена и действует платность землепользования. Ставки земельного налога и арендная плата за землю дифференцированы в зависимости от функционального использования, качества земельных участков и их местоположения.
Обеспечены поступления земельных платежей во все уровни бюджетов в 1999 году - 171,7 млн. рублей, в 2000 году -211,4 млн. рублей, в 2001 году - 306,8 млн. рублей. В территориальный бюджет в 2001 году поступило 225,6 млн. рублей.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. В 2001 году зарегистрировано 5860 случаев сделок с землей, из них: 2612 сделок по купле-продаже земельных участков, 2976 - передачи по наследству, 272 - дарения.
Эффективное управление и использование земельных ресурсов, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере управления недвижимостью ограничены отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета, оценки, налогообложения.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качества земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, совершенствовать систему управления недвижимости, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Курской области является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Однако достижение указанной цели сдерживается рядом нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, снижающих социально-экономический потенциал развития региона.
В ходе реформ 90-х годов в области не уделялось должного внимания созданию условий для активизации гражданского оборота земель и иной недвижимости, внедрению правовых и экономических механизмов перехода прав собственности на землю и иную недвижимость к эффективно хозяйствующим субъектам.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение объектами земли и иной недвижимости осуществляются раздельно. Земельные участки и иная недвижимость не являются средствами обеспечения финансовых (ипотечных) кредитов. Как следствие возникают проблемы, связанные с использованием земельных участков и иной недвижимости как полноценного актива, что в свою очередь снижает инвестиционную предпринимательскую активность.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью напрямую связана с отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Преодоление указанных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие области, позволит реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизирует вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создаст основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформирует базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствования системы управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.
Необходимость решения перечисленных выше проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, необходимостью скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, институционального, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов. С этой целью в Программе выделена подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений на период до 2007 года", направленная на разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированных систем управления недвижимостью на уровне Курской области и муниципальных образований на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.
3. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан.
Основными задачами Программы являются:
разработка, совершенствование и внедрение созданных с использованием единых методологических и программно-технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости;
освоение автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур государственного учета объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков;
ввод в эксплуатацию в государственных органах по ведению государственного земельного кадастра и учету объектов недвижимости программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости;
обеспечение совместимости информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, и создание системы электронного обмена сведениями между ними;
организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, а также межевание и кадастровую оценку земель.
Система мероприятий, реализуемая в рамках Программы и подпрограммы, увязана по этапам и срокам реализации, а также по объему финансирования и обеспечивает осуществление разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированных баз данных государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости и автоматизированной системы управления недвижимостью.
4. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на период до 2007 года и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.
На I этапе (2002-2003 годы) совместно с органами технической инвентаризации и государственным учреждением "Центр государственного градостроительного кадастра Курской области", осуществляющим ведение градостроительного кадастра, осуществляется переход к ведению единого государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними зданий, строений, сооружений, являющихся объектами прав и налогообложения, как единых объектов недвижимости на базе программно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра. В результате проведения инвентаризации к концу 2003 года формируется в качестве объектов государственного кадастрового учета список землепользовании в черте городов и других поселений, а также на землях, занятых предприятиями и организациями промышленности, транспорта, связи и объектами иного несельскохозяйственного назначения, на которые до 2002 года не были выданы правоустанавливающие документы и сведения о которых не были внесены в государственный земельный кадастр. Завершается кадастровая оценка земель всех категорий для целей налогообложения. В органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра на уровне области, районов и муниципальных образований, проводится установка и введение в эксплуатацию программно-технических комплексов на основе коренной модернизации ранее установленного оборудования. Устанавливаются и вводятся в эксплуатацию программно-технические комплексы, поддерживающие функционирование федеральной вертикали органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в том числе 35 производственно-технических комплексов по Курской области. Формируются и актуализируются автоматизированные базы данных об объектах недвижимости на основе сведений, получаемых в результате инвентаризации и межевания объектов кадастрового учета, межведомственного обмена сведениями.
Проводится оснащение органов технической инвентаризации и ведения градостроительного кадастра средствами модемной связи и программным обеспечением для обмена данными между ними и органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
На II этапе (2004-2005 годы) в основном завершается комплектование и ввод в эксплуатацию производственно-технических комплексов, освоение специального программного обеспечения для государственного учета в единой автоматизированной системе объектов недвижимости всех видов (земельные участки, здания, сооружения, участки лесного фонда, обособленные водные объекты, многолетние насаждения, участки недр с полезными ископаемыми и др.) как объектов права и налогообложения.
Осуществляется подключение программно-технических комплексов к абонентской компьютерной сети электронного доступа и обмена сведениями. К концу 2005 года в основном завершается формирование структурных элементов системы областного и муниципального уровней.
Выполняется обновление планово-картографической основы, создается опорная межевая сеть, проводится обследование и межевание земель для ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на городских землях и межселенных территориях.
Проводится обучение и переподготовка специалистов различных органов формирования, технической инвентаризации, оценки объектов недвижимости и регистрации прав на них, а также ведение государственных лесного, водного, градостроительного и других кадастров и регистров в целях обеспечения поэтапного перехода к массовому внедрению технологий государственного учета и кадастровой оценки объектов недвижимости всех видов в единой системе на всей территории Курской области. Осуществляется внедрение современных средств дистанционного обучения.
Вводятся в эксплуатацию информационно-справочные системы, позволяющие обеспечить массовый доступ граждан, юридических лиц, органов государственной власти к сведениям единой системы государственного учета объектов недвижимости.
На III этапе (2006-2007 годы) проводятся заключительные мероприятия по вводу в действие всей системы.
К концу 2007 года на территории России и области начинает функционировать единая автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети, в состав которой входят 35 программно-технических комплексов на уровне административных районов и городов, 1 программно-технический комплекс на областном уровне.
Совместно с организациями, обеспечивающими ведение государственных градостроительного кадастра, лесного кадастра, водного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и других кадастров и реестров, и с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется переход к государственному учету в единой системе объектов недвижимости на основе распределенных автоматизированных банков данных и электронных систем доступа и обмена сведениями между ними.
Уточняются и отражаются в государственном земельном кадастре сведения о землях и границах области и административных районов муниципальных образований.
В 2007 году завершается подготовка и переподготовка специалистов в организационных структурах, обеспечивающих ведение автоматизированных баз данных государственного учета единых объектов недвижимости, функционирование системы электронного доступа и межведомственного обмена сведениями, информационную безопасность системы, техническую поддержку и сопровождение эксплуатируемых информационных технологий и программных средств.
5. Система программных мероприятий
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
создание нормативной правовой и институциональной базы единой государственной системы учета недвижимости на базе государственного земельного кадастра. В рамках этого направления предполагается осуществить мероприятия по: совершенствованию нормативной правовой базы государственного учета объектов недвижимости; совершенствованию структуры органов государственного управления в этой сфере; разработке новых и совершенствованию действующих технологий и методик государственного кадастрового учета земельных участков, единых объектов недвижимости и иных объектов недвижимости, обучению и переобучению кадров;
автоматизация ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Мероприятия этого направления включают: поэтапное дооснащение органов, осуществляющих государственный учет объектов недвижимости программно-техническими средствами; поэтапную разработку технологий кадастрового учета, проектирование, разработку и внедрение специального программного обеспечения, необходимого как для автоматизации государственного учета всех видов объектов недвижимого имущества, так и для информационного обеспечения органов управления на всех четырех уровнях (муниципальный, региональный, федеральный окружной и федеральный); создание систем электронного обмена данными, обучение применению систем автоматизации;
развертывание средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов;
территориальное зонирование, установление границ области и муниципальных образований, установление границ с особым режимом использования зон (ограничения, обременения), аэрофотосъемка и картографирование, разграничение земель по уровням собственности с составлением реестра, межевание земель, инвентаризация земель всех форм собственности, предусматривающая выявление и постановку на государственный кадастровый учет фактически используемых, но не учтенных ранее земельных участков;
государственная кадастровая оценка земель для целей налогообложения и внесения результатов оценки в виде экономических характеристик земельных участков в государственный земельный кадастр;
создание системы формирования объектов недвижимости на основе принципа свободной конкуренции организаций-исполнителей этих работ и разработка порядка взаимодействия этих структур с органами по ведению государственного земельного кадастра и с правообладателями на объекты недвижимости, определение механизмов реализации полномочий и ответственности этих структур;
создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, органов государственного управления на основе разработки, согласования и внедрения общих классификаторов, информационных моделей объектов управления, протоколов и механизмов, обеспечивающих межведомственный доступ к информации; а также разработку соответствующих программных комплексов и баз данных. На основе создания единого информационно-коммуникационного пространства в Программе предусмотрена отработка интегрированных технологий по формированию, учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, базирующихся на принципе "одного окна";
обучение и переподготовка кадров. Особенностью этих мероприятий является массовая подготовка кадрового состава специалистов различных министерств и ведомств, осуществляющих на всей территории работы по формированию, технической инвентаризации, кадастровому учету, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество, налогообложению, эксплуатации программно-технических комплексов и обеспечению информационной безопасности в единой государственной системе учета объектов недвижимости.
Основные мероприятия по реализации Программы, сгруппированные по видам работ, указаны в приложении N 1.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит создать условия для планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений: обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости, активного вовлечения их в хозяйственный оборот, стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирования банка данных о земле и иной недвижимости, как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющая в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений о недвижимости, как объектах гражданско-правового оборота и налогообложения;
сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет по итогам инвентаризации и разграничения собственности на землю фактически существующие в области земельные участки. При этом по итогам кадастровой оценки будут актуализированы их экономические характеристики, необходимые для определения налогооблагаемой базы;
проведено разграничение государственной собственности на землю и зарегистрированы права собственности на земельные участки Российской Федерации, области и муниципальных образований;
созданы правовая и научно-методическая основы рационального использования земли и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, области и муниципальных образований; созданы программно-технические комплексы, информационные технологии и программное обеспечение управления недвижимостью на областном и муниципальном уровнях;
развернуты программно-технические комплексы, информационные технологии, программное обеспечение ведения государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости со средствами обеспечения информационной безопасности на уровне области и муниципальных образований;
создана система электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми органами и др.;
создана информационная база о единых объектах недвижимости (земельных участках и прочно связанного с ними недвижимого имущества), позволяющая сформировать в налоговых органах фискальный реестр в целях перехода на взимание налога на недвижимость;
созданы как единый государственный информационный ресурс автоматизированные базы данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества, об участках лесного фонда, участках недр, обособленных водных объектах;
сформирована инфраструктура научно-технического сопровождения, обеспечения информационной безопасности, подготовки и переподготовки кадров для работы с системами ведения государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости, управления и распоряжения ими;
подготовлены кадры в области ведения государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости;
обеспечена открытость и публичность сведений единой системы государственного учета недвижимости на основе государственного земельного кадастра, реализованы технологии эффективного информационного обслуживания участников рынка земли и иных объектов недвижимости.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета области, местных бюджетов.
Объем и источники финансирования мероприятий и Программы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Объем и источники финансирования мероприятий и областной Программы на период до 2007 года (млн. рублей)
2002-2007 годы всего, млн. руб. |
В том числе по годам | ||||||
финансирование мероприятий | финансирование Программы | ||||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | ||
Всего по мероприятиям и Программе |
157,351 | 12,734 | 8,89 | 12,227 | 41,2 | 41,2 | 41,1 |
из них: За счет федерального бюджета |
52,206 | 5,903 | 6,076 | 7,227 | 11,0 | 11,0 | 11,0 |
в том числе: | |||||||
капитальные вложения |
2,249 | 1,158 | 0,291 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
прочие нужды | 49,957 | 4,745 | 5,785 | 7,027 | 10,8 | 10,8 | 10,8 |
Областной бюджет | 39,945 | 6,831 | 2,814 | 5,0 | 8,5 | 8,5 | 8,3 |
в том числе: | |||||||
капитальные вложения |
2,4 | - | - | - | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
прочие нужды | 37,545 | 6,831 | 2,814 | 5,0 | 7,7 | 7,7 | 7,5 |
Местные бюджеты | 65,2 | - | - | - | 21,7 | 21,7 | 21,8 |
в том числе: | |||||||
капитальные вложения |
6,0 | - | - | - | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
прочие нужды | 59,2 | - | - | - | 19,7 | 19,7 | 19,8 |
В том числе по подпрограмме - всего |
61,493 | 4,503 | 5,99 | 7,0 | 15,0 | 15,0 | 14,0 |
из них: | |||||||
Федеральный бюджет |
29,579 | 4,503 | 5,076 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
в том числе: | |||||||
капитальные вложения |
2,249 | 1,158 | 0,291 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
прочие нужды | 27,33 | 3,345 | 4,785 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 |
Областной бюджет | 10,914 | - | 0,914 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 |
в том числе: | |||||||
капитальные вложения |
2,4 | - | - | - | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
прочие нужды | 8,514 | - | 0,914 | 2,0 | 2,2 | 2,2 | 1,2 |
Местные бюджеты | 21,0 | - | - | - | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
в том числе: | |||||||
капитальные вложения |
3,0 | - | - | - | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
прочие нужды | 18,0 | - | - | - | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
Инвестиции (капитальные вложения), выделяемые за счет средств федерального бюджета, планируется использовать для приобретения средств вычислительной и информационно-коммуникационной техники, программного обеспечения, программно-аппаратных средств защиты информации от несанкционированного доступа, инженерных средств обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы на объектах их установки с учетом полного покрытия территории области. Ввод оборудования производится во всех 35 органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра на муниципальном уровне, на областном уровне, в органах комитета по управлению имуществом Курской области, а также на уровне муниципальных образований. Все указанные программно-технические комплексы при участии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации интегрируются в абонентскую компьютерную сеть, покрывающую всю территорию страны и базирующуюся на коммуникационных услугах компьютерных сетей общего назначения и государственных сетей специального назначения.
Средства по статье "прочие нужды", выделяемые из федерального бюджета, направляются на информационное обеспечение разрабатываемой автоматизированной системы, включая создание и актуализацию автоматизированных баз данных, работы по внедрению автоматизированных технологий ведения государственного учета недвижимости в единой системе во всех органах кадастрового учета. Создание и ввод в эксплуатацию информационных систем и автоматизированных технологий управления и распоряжения недвижимостью, подготовку и переподготовку кадров, а также на техническую поддержку и обеспечение эксплуатации автоматизированных систем.
Средства областного бюджета в объеме 39,945 млн. рублей при реализации настоящей Программы направляются на финансирование работ по инвентаризации и оценке земель, по созданию опорной межевой сети, установлению границ и межеванию территорий муниципальных образований, разграничению государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации и Курской области, создание и обновление картографической основы для ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета объектов недвижимости, а также на финансирование работ по внедрению программно-технических комплексов и подготовке кадров по управлению земельными ресурсами и иной недвижимостью.
Участие области в реализации федеральной Программы и финансировании программных мероприятий за счет средств областного бюджета определяется соглашениями между государственными заказчиками федеральной Программы и подпрограммы с Администрацией Курской области.
Участие муниципальных образований в реализации областной Программы и финансировании программных мероприятий за счет средств их бюджетов определяется соглашениями между заказчиками областной Программы и подпрограммы с соответствующими муниципальными образованиями.
В ходе реализации Программы и подпрограммы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального, областного и местных бюджетов.
8. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Курской области (заказчик-координатор Программы) и комитет по управлению имуществом Курской области (заказчик подпрограммы).
Государственные заказчики Программы и подпрограммы ежегодно направляют в комитет по экономике и развитию Курской области и комитет финансов Курской области, муниципальные образования предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой и входящей в ее состав подпрограммой.
Государственные заказчики Программы и подпрограммы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы и подпрограммы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы и подпрограммы уточняют указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе и подпрограмме за счет средств федерального и областного бюджетов производится целевым назначением через государственных заказчиков.
Выполнение мероприятий Программы и подпрограммы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
9. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых и региональных программ.
Государственные заказчики Программы и подпрограммы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области и органами местного самоуправления.
Государственные заказчики Программы и подпрограммы обеспечивают в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и подпрограмме и эффективности использования финансовых средств.
Экспертные проверки хода реализации Программы осуществляются комитетом экономики и развития Курской области, комитетом финансов Курской области, комитетом по управлению имуществом Курской области и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Курской области.
10. Социально-экономическая эффективность Программы
Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет проведения структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры области, позволяющей обеспечить эффективное использование земель и иной недвижимости, как важнейших составляющих национального богатства региона.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий достигается за счет возрастания доходов областного и местных бюджетов за счет увеличения поступления земельных платежей в результате проведения разграничения государственной собственности на землю и повышения эффективности управления недвижимостью на федеральном и региональном уровнях.
Существенный вклад в увеличение доходных частей областного и местных бюджетов будет достигнут уже на первом этапе реализации Программы за счет расширения охватываемых земельными платежами площадей в результате завершения инвентаризации земель и выявления земельных участков, являющихся объектами налогообложения. Увеличению доходной части будет содействовать и переход к установлению налогооблагаемой базы на основе кадастровой оценки земель.
Окупаемость затрат на реализацию Программы будет обеспечена в течение 2-3 лет.
Постоянно обновляемые в автоматизированной системе сведения о количестве и качестве различных категорий земель позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме их использования и субъектах права на земельные участки - конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель.
Дополнительным эффектом реализации Программы, роль которого в осуществлении структурных реформ на порядок выше поддающейся прямому расчету экономической эффективности, будет активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала.
В целом, реализация комплекса программных мероприятий позволит создать в системе государственного управления исчерпывающее правовое, информационное и технологическое обеспечение процессов формирования, учета, оценки и налогообложения недвижимости всех форм собственности, а также управление и распоряжение недвижимостью государственных и муниципальных форм собственности, позволяющее достичь намеченных Правительством Российской Федерации целей в области социального развития и модернизации экономики.
Областная подпрограмма
"Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Курской области на период до 2007 года"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Курской области на период до 2007 года" разработана во исполнение распоряжения Губернатора Курской области от 21.01.2002 г. N 55-р "О разработке областной программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)"
На территории Курской области система мероприятий подпрограммы направлена:
на проведение разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Курской области и собственность муниципальных образований;
на создание автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне Курской области и муниципальных образований;
на развертывание программно-технических комплексов, обеспечивающих сбор и хранение информационной базы данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, и прочно связанными с ними объектами недвижимости, позволяющих осуществлять контроль за использованием земель, находящихся в государственной собственности Курской области и муниципальной собственности; обеспечение поступления платежей в областной и местные бюджеты.
В конечном итоге это позволит обеспечить эффективное управление земельными и имущественными отношениями в Курской области.
Решение перечисленных выше проблем в рамках целевой областной программы обусловлено необходимостью координации деятельности по осуществлению программных мероприятий различного характера.
Объем решаемых в рамках подпрограммы задач, связанных с разграничением государственной собственности на землю и созданием автоматизированной системы управления недвижимостью, требуют координации этой работы комитетом по управлению имуществом Курской области. Выполнение программных мероприятий невозможно осуществить без привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целями подпрограммы являются разграничение государственной собственности на землю и создание в Курской области автоматизированной системы управления недвижимостью, обеспечивающей эффективное управление едиными земельно-имущественными объектами на уровне области. Основными задачами подпрограммы являются:
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения реализации государственной политики в области земельных и имущественных отношений на территории Курской области;
разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Курской области и собственность муниципальных образований;
создание автоматизированной системы, обеспечивающей эффективное управление недвижимостью;
развертывание программно-технических комплексов для создания и ведения баз данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в областной и муниципальной собственности, и прочно связанными с ними объектами недвижимости;
контроль за использованием государственных земель и обеспечение поступления платежей за землю в областной и местные бюджеты;
подготовка и переподготовка кадров, обеспечивающих управление землей и иной недвижимостью.
3. Сроки и основные этапы выполнения подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на период до 2007 года и должна быть реализована в три этапа в рамках областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на период 2007 до года".
На I этапе осуществляется разработка нормативно-правовых документов, позволяющих осуществлять управление недвижимостью, производить единый государственный учет объектов недвижимости, регулировать земельные и имущественные отношения в Курской области.
Проводятся мероприятия по разграничению государственной собственности на землю в части земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество, приватизированное из областной или муниципальной собственности, а также земельных участков на которых расположено недвижимое имущество и находящееся в областной или муниципальной собственности.
Проводятся работы по межеванию и инвентаризации земель, по закладке пунктов опорно-межевой сети. Осуществляются работы по проведению зонирования и категорирования земель Курской области.
Начинается приобретение и развертывание программно-технических средств по ведению информационных баз данных о земельных участках и объектах недвижимости, относящихся к государственной собственности Курской области и собственности муниципальных образований.
Осуществляется формирование автоматизированных баз данных о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости.
На II этапе продолжается проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. Осуществляется дальнейший ввод информации о земельных участках и расположенных на них объектах недвижимости в автоматизированные базы данных.
Продолжается внедрение автоматизированной системы управления и поддерживающих ее программно-технических комплексов.
Внедряются информационные технологии, позволяющие осуществлять информационно-коммуникационное взаимодействие с информационными системами органов исполнительной государственной власти, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и регистрацию прав на недвижимое имущество.
Разрабатываются методики определения арендной платы за земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности Курской области и собственности муниципальных образований.
Проводится переподготовка персонала по вопросам управления недвижимостью, оценки земли, а также обучение пользователей автоматизированной системы управления недвижимостью.
На III этапе планируется завершить основные мероприятия в части разграничения государственной собственности на землю.
В основном создать информационно-техническую базу управления недвижимостью и землями, находящимися в государственной собственности Курской области и собственности муниципальных образований.
Завершить профессиональную подготовку кадров для работы с системой.
4. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы включает в себя следующие направления:
подготовка, согласование и утверждение перечней земельных участков, на которые возникает право собственности Курской области и муниципальных образований, регистрация права собственности на земельные участки;
работы по землеустройству и межеванию, закладке пунктов опорно-межевой сети, составлению планово-картографического материала;
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в области реформирования и регулирования земельных отношений и управления объектами недвижимости;
разработка новых методик расчета арендной платы, обеспечивающих повышение бюджетных доходов;
автоматизация ведения государственного учета объектов недвижимости и управления земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости;
подготовка и обучение специалистов в сфере управления земельными ресурсами, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений, включая подготовку операторов и администраторов автоматизированной системы.
5. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммы будут созданы условия для последовательного проведения государственной политики в области земельных и имущественных отношений на территории Курской области, обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости, активного вовлечения их в хозяйственный оборот, стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирования полноценной базы налогообложения в сфере земельных платежей и увеличения налоговых поступлений в бюджет области и местные бюджеты, совершенствование арендных отношений, формирования банка данных о земле и другой недвижимости как единого информационного ресурса.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Курской области, местных бюджетов.
Объемы и источники финансирования подпрограммы приведены в таблице N 1.
Средства из федерального, областного и местных бюджетов предполагается направить на финансирование работ по разграничению государственной собственности на землю, приобретение вычислительной техники и программного обеспечения для проведения этих работ, на создание и ведение автоматизированных баз данных, на подготовку специалистов.
Средства из федерального, областного и местных бюджетов по статье капитальные вложения планируется использовать для приобретения программно-технических комплексов, средств информационно-коммуникационной техники, программно-аппаратных средств защиты информации от несанкционированного доступа.
Средства, выделяемые из федерального, областного и местных бюджетов на прочие нужды, направляются на проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на земельные участки, относящиеся к областной собственности, регистрацию прав собственности на эти земельные участки, создание баз данных, развертывание и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов, обучение и переподготовку кадров.
Таблица N 1
Объемы и источники финансирования мероприятий 2002-2007 годов и областной подпрограммы
2002-2007 гг. всего млн. рублей |
В том числе | ||||||
финансирование мероприятий |
Финансирование подпрограммы |
||||||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
||
Федеральный бюджет, в том числе: |
29,579 | 4,503 | 5,076 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
капитальные вложения |
2,249 | 1,158 | 0,291 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
прочие нужды | 27,33 | 3,345 | 4,785 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 |
Областной бюджет, в том числе: |
10,914 | - | 0,914 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 |
капитальные вложения |
2,4 | - | - | - | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
прочие нужды | 8,514 | - | 0,914 | 2,0 | 2,2 | 2,2 | 1,2 |
Местные бюджеты в том числе |
21,0 | - | - | - | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
капитальные вложения |
3,0 | - | - | - | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
прочие нужды | 18,0 | - | - | - | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
Итого | 61,493 | 4,503 | 5,99 | 7,0 | 15,0 | 15,0 | 14,0 |
В ходе реализации подпрограммы отдельные мероприятия и объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 8 апреля 2004 г. N 876-III ОД "Об утверждении областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на период до 2007 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был