2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и формировании проектов областного бюджета на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации мероприятий программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.Н.Анпилов |
г. Курск
от 10 июня 2004 г.
N 929-III ОД
Программа
содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы
(утв. постановлением Курской областной Думы
от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД)
Паспорт
программы содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы
Наименование Программы - программа содействия занятости населения Курской
области на 2004-2006 годы (далее - Программа)
Основания для - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991
разработки Программы года N 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации", распоряжение Правительства Российской
Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р "О Концепции
действий на рынке труда на 2003-2005 годы",
постановление Минтруда России от 15 ноября 2000
года N 83"Об утверждении Методических рекомендаций
по разработке территориальных программ содействия
занятости населения"
Государственный - Департамент федеральной государственной службы
заказчик Программы занятости населения по Курской области (далее -
Департамент ФГСЗН по Курской области)
Основные разработчики - Департамент ФГСЗН по Курской области органы
Программы исполнительной власти Курской области Федерация
профсоюзных организаций Курской области
Цель Программы - обеспечение гарантий, предусмотренных Законом
Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации". Создание условий для
оперативного удовлетворения потребностей граждан в
свободном выборе рода деятельности с различным
режимом труда и с учетом половозрастных и иных
особенностей граждан
Задачи Программы - реализация специальных мероприятий по
профилированию безработных граждан в целях
повышения эффективности предоставляемых им услуг и
сокращению длительной безработицы
в том числе:
создание условий для достижения соответствия между
спросом и предложением на рабочую силу;
предупреждение массовой безработицы на рынке
труда;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей
силы посредством обеспечения возможностей
профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения под гарантию трудоустройства;
совершенствование предоставляемых услуг
безработным гражданам и незанятому населению по
профессиональной ориентации, социальной адаптации
на рынке труда;
совершенствование организационных форм содействия
занятости населения с учетом специфических
потребностей отдельных социально-демографических
групп населения;
обеспечение регулирования привлечения и
использования иностранной рабочей силы, создание
условий для легальной трудовой деятельности
иммигрантов;
обеспечение государственных гарантий безработным
гражданам;
информационно-аналитическое обеспечение настоящей
Программы
Сроки и этапы - 2004-2006 годы
реализации Программы
Исполнители основных - Департамент ФГСЗН по Курской области
мероприятий Программы комитет по экономике и развитию Курской области
комитет образования Курской области
комитет по труду Курской области
комитет социального обеспечения Курской области
комитет агропромышленного комплекса Курской
области
комитет по делам молодежи и туризму Курской
области
управление по делам миграции УВД Курской области
комитет финансов Курской области
Федерация профсоюзных организаций Курской области
Объемы и источники - предполагаемые средства федерального бюджета в
финансирования 2004-2006 гг. - 447561,2 тыс. рублей, в том числе
Программы в 2004 году - 132183,1 тыс. рублей;
средства областного бюджета в 2004-2006 годах -
7650,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году -
500,0 тыс. рублей
- реализация Программы в течение 2004-2006 гг.
Ожидаемые конечные позволит: оказать содействие в трудоустройстве
результаты реализации 60,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 20,0
Программы тыс. человек;
организовать общественные работы для 7,2 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс.
человек;
организовать временное трудоустройство безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите для
0,45 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,15
тыс. человек;
осуществить социальную адаптацию безработных
граждан на рынке труда для 1,5 тыс. человек, в том
числе в 2004 году - 0,45 тыс. человек;
оказать содействие самозанятости населения для
0,06 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,02
тыс. человек;
организовать 120 ярмарок вакансий и учебных
рабочих мест в городах и районах области, в том
числе в 2004 году 40 ярмарок: обеспечить временное
трудоустройство несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет - 15,0 тыс. человек, в
том числе в 2004 году - 3,0 тыс. человек;
организовать временное трудоустройство 250
безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из
числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования, ищущих работу
впервые, в том числе в 2004 году- 192 человека;
направить на профессиональное обучение 3715
человек, в том числе в 2004 году - 1155 человек;
провести профессиональную ориентацию 75,0 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 25,0 тыс.
человек;
оказать социальную поддержку 70,0 тыс. безработных
граждан. в том числе в 2004 году - 23,0 тыс.
безработных;
сдержать уровень регистрируемой безработицы в
2004-2006 годах в пределах 1,4% - 1,5%, в том
числе в 2004 году - в пределах 1,5%
Система организации - Контроль за реализацией Программы осуществляет
контроля за Департамент ФГСЗН по Курской области совместно с
выполнением Программы органами исполнительной власти Курской области и
Федерацией профсоюзных организаций Курской области
Введение
Основные положения настоящей Программы определены исходя из Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р, Плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, Методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденных постановлением Минтруда России от 15 ноября 2000 года N 83, постановления Минтруда России от 22 января 2001 года N 11 "Об утверждении Положения о мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы".
Подготовка Программы осуществлялась с учетом Комплексной программы социально-экономического развития Курской области на 2002-2005 года, утвержденной Законом Курской области от 15 февраля 2002 года N 5-ЗКО, а также предложений органов исполнительной власти Курской области, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере. Программа определяет основные цели и приоритеты государственной политики занятости на 2004-2006 годы, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.
Программа рассчитана на дальнейшее объединение усилий органов исполнительной власти области, деятельность которых влияет на состояние занятости, также объединений работодателей и общественных организаций. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству, профессиональному обучению незанятого населения и безработных граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
I. Анализ ситуации на рынке труда в Курской области
Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2000-2002 годов продолжала складываться под негативным воздействием социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленности и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост регистрируемой безработицы.
Среднегодовая численность занятых в экономике за этот период сократилась с 616,6 до 605,5 тыс. человек, или на 1,8%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло на транспорте и в связи, где занятость сократилась на 10,8%, в промышленности - на 6,7%, в сельском хозяйстве - на 4,6%.
С другой стороны увеличили спрос на рабочую силу такие отрасли, как торговля и общественное питание - на 5,9%, финансы, кредит, страхование - на 8,2%, управление - на 2,2%. Таким образом, рынок труда в Курской области характеризуется сокращением спроса на рабочую силу в промышленно-производственном секторе и, как следствие, сокращением занятости на крупных и средних предприятиях и ростом регистрируемой безработицы.
Вместе с тем, в 2000-2002 годах оставалось относительно высоким предложение рабочей силы, которое определялось действием ряда экономических, демографических и социальных факторов.
Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 714,8 тыс. человек), увеличилась к началу 2003 года до 746,1 тыс. человек. Эта тенденция сохранится и в 2004-2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения в трудоспособном возрасте. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнут входить поколения родившихся в период низкой рождаемости 1990-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.
В условиях современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В Курской области наблюдается подъем на образовательном рынке услуг, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении объемов его предложения. Численность студентов дневных отделений только государственных высших учебных заведений выросла с 2000 года по 2002 год на 24,4%.
Несмотря на это, проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих кадров остается острой. В условиях спада производства предприятия покинули наиболее квалифицированные специалисты. Одновременно за годы реформ большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации своих рабочих. Доля в занятом населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 2000 по 2002 годы сократилась с 21,5% до 19,9%. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса и предложения, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров.
Наиболее острой проблемой для рынка труда Курской области остается неэффективная занятость. Она определяет, во-первых, низкую производительность труда; во-вторых, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению; в - третьих, несоответствие спада производства и размеров занятости, то есть излишней рабочей силы.
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости является неполная занятость, которая из года в год остается достаточно высокой. Численность работников организаций, работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила 35,9 тыс. человек, сократившись к уровню 2000 года на 22,7%.
Неформальный сектор экономики составляет существенную долю рынка труда. Официальная статистика отражает лишь некоторую сторону вторичной занятости - это работа по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Только на крупных и средних предприятиях области названные формы вторичной занятости охватывают ежегодно до 4% от общего количества замещенных рабочих мест. Занятые в неформальном секторе экономики Курской области (по материалам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Госкомстатом России) в 2003 году составили 28,1% от общей численности занятого населения.
Иностранная рабочая сила не оказывает существенного влияния на ситуацию на рынке труда. Численность иностранных граждан, привлекаемых на территорию Курской области, в 2002 году составила 701 человек и сократилась по сравнению с 2000 годом на 27%.
Растет сельская безработица. За период с 2000 по 2002 годы среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве сократилась со 154,3 тыс. человек до 144,7 тыс. человек, или на 6,2 %. Численность зарегистрированных безработных за этот период возросла с 18,2 % до 21,8%.
Главная особенность рынка труда Курской области, сложившаяся к 2003 году - рост числа безработных, потерявших работу в результате высвобождения и увольнения по собственному желанию, а также увеличение неконкурентоспособных групп населения на рынке труда.
Так, за анализируемый период численность безработных, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штата, ликвидацией предприятия, собственного дела увеличилась с 22,9 % до 25,1 %, уволившихся по собственному желанию - с 27,4 % до 30,5 %. Одновременно численность инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости населения увеличилась с 4,3 % до 6,6 %, женщин - с 68 % до 69,6 %.
Отмечается несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных имеющимся вакансиям. Среди безработных доля граждан, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, составляет 45,5%. Остается высокой среди обращающихся в поиске работы доля граждан, никогда не приступавших к трудовой деятельности, или не имеющих профессии (более 30%). В целом обращаемость граждан в областную службу занятости населения увеличилась с 94,5 тыс. человек в 2000 году до 98,5 тыс. человек в 2002 году или на 4%.
Начиная с 2002 года ситуация на областном рынке труда заметно ухудшилась. Общая численность безработных к началу 2003 года сократилась почти на треть и составила в 2002 году 46,2 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных увеличилась с 7,0 тыс. человек в 2000 году до 10,1 тыс. человек к концу 2002 года, или на 42,7%. Уровень регистрируемой безработицы возрос соответственно с 1,1 % до 1,6 %. При этом наблюдалась значительная дифференциация по районам. Если в г. Курске, Курском и Обоянском районах этот показатель превысил среднеобластной и составил 2 %, то в Дмитриевском, Медвенском, Кореневском и Пристенском районах отмечен минимальный уровень регистрируемой безработицы, не превышающий 0,4 - 0,5%.
Снижение спроса на рабочую силу с января по декабрь 2002 года привело к увеличению коэффициента напряженности на рынке труда. Так, напряженность на 1 вакансию на 1 января 2002 года составила 1,3 человека, а в начале 2003 года - 1,8 человек. Увеличение произошло практически во всех районах.
Характерной чертой рынка труда в последние годы является спрос на высококвалифицированные кадры с ужесточением требований, предъявляемых работодателями к претендентам на рабочие места (по возрасту, стажу, образованию и другим критериям). Это одна из основных причин дисбаланса между спросом и предложением, что осложняет трудоустройство обращающихся в службу занятости граждан и способствует сохранению длительной безработицы. По сравнению с 2000 годом средний период нахождения на безработице не изменился и составил к началу 2003 года 5,7 месяца.
Доля безработных, состоящих на учете более года, за этот период сократилась с 8,9 % до 8,1 %. При этом у молодежи 16-29 лет данный показатель сократился втрое - с 12,8 % до 4,3 %, у женщин - с 10,0 % до 9,0 %, у мужчин - с 6,5 % до 5,9 % ,у инвалидов - с 11,7 % до 10,7 %, у городских безработных - с 9,4 % до 8,1 %, а вот у проживающих в сельской местности отмечен рост длительной безработицы - с 6,9 % до 8,0 %, что связано, в первую очередь, с увеличением минимального размера пособия по безработице.
Анализ возрастной структуры безработных показал, что лица, незарегистрированные в областной службе занятости населения, имеют более молодой состав: среди них 40,6 % находятся в возрасте до 30 лет, среди зарегистрированных - 28,4 %. Значительные различия имеются и в составе по полу. Если среди зарегистрированных безработных преобладают женщины - 69,6 %, то у тех, кто не был зарегистрирован, удельный вес женщин значительно меньше - 38,9 %. Различия в уровне образования зарегистрированных и незарегистрированных безработных характеризуются более высокой долей лиц с высшим образованием среди зарегистрированных безработных - 19,4 % против 16,2 % у незарегистрированных безработных.
Численность зарегистрированных безработных на 38,2 % формировалась за счет лиц, которые потеряли работу в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, и на 34,8 % - за счет лиц, оставивших работу по собственному желанию. Среди безработных, не зарегистрированных в областной службе занятости населения, эти показатели составили соответственно 29,9 % и 25,0 %.
Таким образом, за период с 2000 по 2002 год в сфере занятости и на рынке труда Курской области произошли количественные и качественные изменения, характеризующиеся:
увеличением численности трудоспособного населения;
снижением численности населения, занятого экономической деятельностью;
перераспределением численности занятых по формам собственности в пользу отраслей непроизводственной сферы;
незначительным сокращением неэффективной занятости; активизацией процессов высвобождения работников; расширением занятости в неформальном секторе экономики; дефицитом высококвалифицированных работников; снижением общей численности безработных; ростом числа зарегистрированных безработных;
значительной дифференциацией районов области по уровню регистрируемой безработицы;
ростом сельской безработицы;
снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда.
II. Прогноз спроса и предложения рабочей силы
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Курской области в течение 2004-2006 годов сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий в кадрах как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
По балансу трудовых ресурсов Курской области ожидается снижение трудовых ресурсов с 771,5 тыс. человек по оценке 2003 года до 767,8 тыс. человек в 2006 году. По прогнозу комитета по экономике и развитию Курской области среднегодовая численность занятых сократится с 602,5 тыс. человек в 2003 году до 599,0 тыс. человек в 2006 году. Сохранится тенденция снижения численности занятых в материальном производстве с 447,5 тыс. человек в 2003 году до 443,8 тыс. человек в 2006 году (в основном за счет предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности).
В 2004-2006 годах предполагается незначительный рост спроса на рабочую силу. Однако, ожидаемое увеличение при сохраняющейся вынужденной неполной занятости, а также то, что в подавляющем большинстве это коснется лишь высококвалифицированных рабочих, окажется явно недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы и удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.
Общая численность безработных сохранится в пределах 49,0-50,0 тыс. человек, доля безработных в численности экономически активного населения области будет варьироваться в пределах 7,5%-7,7%. Расширение профессионально - квалификационной структуры спроса приведет к незначительному снижению численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости за 2004-2006 годы в среднем на 5% и сократится к 2006 году до 9,0 тыс. человек.
Сложным останется трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Именно эти группы населения, а также значительная часть пенсионеров, лиц, ранее незанятых, нуждающаяся в трудоустройстве в связи с низким уровнем жизни, оказывают давление на рынок труда. В прогнозном периоде можно ожидать расширения указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве.
Система государственного профессионального образования слабо учитывает изменения, происходящие на рынке труда и в спросе на рабочую силу в профессиональном плане. Это приведет к тому, что значительная часть выпускников профессиональных учебных заведений не сможет трудоустроиться. Доля указанной категории в предложении рабочей силы составила в 2003 году 7,2%, а в 2006 году может достигнуть 9%. В связи с финансовыми трудностями сворачивается внутрипроизводственное обучение, работодатели проявляют слабую заинтересованность в повышении квалификации кадров, организации опережающего обучения. Усиливается разрыв между качеством рабочей силы, которую требуют работодатели, и квалификацией претендентов на рабочие места.
Сводные данные о прогнозе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Курской области приведены в таблице.
Таблица
Сводная таблица спроса и преложения рабочей силы на рынке труда Курской области
человек
Перечень характеристик | 2003 год (ожидаемое) |
Прогноз на: | ||
2004 год | 2005 год | 2006 год | ||
Спрос на рабочую силу | ||||
Всего | 102792 | 106400 | 107300 | 108000 |
в том числе: | ||||
на начало прогнозируемого периода на имеющиеся вакансии |
5492 | 7100 | 7300 | 7500 |
потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде |
6300 | 6800 | 7000 | 7200 |
потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала |
91000 | 92500 | 93000 | 93300 |
Предложение рабочей силы | ||||
Всего | 158392 | 163700 | 164000 | 164600 |
в том числе: | ||||
численность безработных на начало года |
46200 | 48500 | 50000 | 49200 |
из них зарегистрированных в службе занятости населения |
10051 | 11000 | 13200 | 13000 |
численность высвобожденных в течение года работников |
6200 | 6500 | 6000 | 5600 |
численность работников, уволившихся по собственному желанию |
87492 | 88600 | 88700 | 88800 |
численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения |
11400 | 12500 | 13000 | 14800 |
численность граждан, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации |
2100 | 2300 | 2200 | 2000 |
численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
1500 | 1600 | 1400 | 1300 |
механический приток населения в трудоспособном возрасте |
2000 | 2100 | 900 | 600 |
численность граждан, не имеющих работы по другим причинам |
1500 | 1600 | 1800 | 2300 |
Соотношение спроса и предложения | ||||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу: |
55600 | 57300 | 56700 | 56600 |
количество вакансий (на конец года) |
7100 | 7300 | 7500 | 7600 |
общая численность безработных | 48500 | 50000 | 49200 | 49000 |
численность официально зарегистрированных безработных |
10000 | 9500 | 9300 | 9000 |
Справочно: | ||||
Численность занятых в экономике | 602500 | 601500 | 600000 | 599000 |
Численность экономически активного населения |
651000 | 651500 | 649200 | 648000 |
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению |
7,5 | 7,7 | 7,6 | 7,6 |
Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению |
1.5 | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2004-2006 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью (от относительно благополучной до напряженной) в отдельных районах и отраслях экономики свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, для усиления влияния на его состояние интегрированных действий исполнительных органов государственной власти Курской области, объединений работодателей, объединений профсоюзов и других общественных организаций.
III. Ключевые проблемы в сфере занятости на рынке труда
На основе анализа и прогноза социально-экономической сферы Курской области можно выделить следующие ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда в 2004-2006 годах:
сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
активизация процессов высвобождения работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом ввода новых рабочих мест в отраслях экономики;
значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы;
сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве, отсутствие опережающего обучения персонала;
недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе;
сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других), обусловленная ужесточением требований работодателей;
высокий уровень женской безработицы;
увеличение среди обращающихся в поиске работы доли граждан, не приступавших к трудовой деятельности, или не имеющих профессии.
IV. Цели и задачи программы
Рынок труда будет развиваться под влиянием тех факторов, которые определены в Комплексной программе социально-экономического развития Курской области на 2003-2005 годы. В этой связи основными приоритетными направлениями политики занятости в 2004-2006 годах будут:
создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу;
увеличение уровня занятости;
предупреждение критической ситуации на рынке труда;
повышение эффективности специальных мероприятий содействия занятости населения;
развитие форм профессионального обучения и профориентации незанятого населения, как средства повышения профессионального уровня граждан, обратившихся в службу занятости и испытывающих сложности в трудоустройстве;
вовлечение в сферу занятости ряда социально-демографических групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; уволенные с военной службы, и члены их семей и другие).
Основные цели Программы:
обеспечение гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно удовлетворяющего потребности работодателей в необходимой рабочей силе, а граждан, ищущих работу, - в соответствующем рабочем месте, позволяющем обеспечить более высокий уровень потребления.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
минимизация сроков трудоустройства;
совершенствование работы по профилактике безработицы, организационных форм содействия трудоустройству ищущих работу граждан с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессиональных категорий населения, меняющегося спроса на рабочую силу и в соответствии с их профессиональным опытом, образованием, медицинскими рекомендациями;
социальная интеграция и адаптация граждан, особо нуждающихся в социальной защите (несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; инвалиды; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из мест лишения свободы, и другие), путем вовлечения их в специальные мероприятия содействия занятости; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы посредством обеспечения возможностей профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения под гарантию трудоустройства;
совершенствование предоставляемых услуг безработным гражданам и незанятому населению по профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения;
улучшение информационного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения Курской области;
эффективное использование бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству.
V. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости
В условиях ограниченности финансовых ресурсов приоритетными в государственной политике по вопросам занятости должны стать направления, ориентирующие, в первую очередь, на рост эффективности труда, согласование на областном уровне целевых установок политики в области занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях. В городах и районах области с преобладанием моноэкономической структуры производства, где нет еще улучшения экономической конъюнктуры (прежде всего, в области инвестиций) политика в сфере занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Предусматривается принятие конкретных мер по проблеме обеспечения занятости населения в сельской местности.
В целях более эффективной реализации политики на рынке труда будет осуществляться совершенствование деятельности областной службы занятости населения по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, укреплению в этих целях непосредственных контактов с работодателями.
В сфере осуществления политики занятости на рынке труда Курской области необходимо обеспечить:
повышение роли органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления в решении проблем на рынке труда;
в случае возникновения напряженной ситуации на рынке труда в городах и районах области, - реализацию мер по сдерживанию безработицы;
осуществление мер по социальной поддержке безработных в городах и поселках с моноэкономической структурой;
восстановление и развитие традиционных связей с предприятиями области - потенциальными потребителями выпускников учебных заведений всех уровней;
развитие системы профориентации учащихся общеобразовательных школ, основанной на учете потребностей экономики;
усиление внимания к развитию малого бизнеса, сферы услуг и самозанятости, позволяющих создать условия для трудоустройства, в особенности отдельных категорий женщин и инвалидов;
обеспечение выработки соответствующих условий привлечения иностранной рабочей силы с целью защиты интересов областного рынка труда;
в условиях ограниченности средств федерального бюджета обеспечение привлечения средств областного бюджета и средств работодателей.
VI. Развитие рынка труда
Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда
Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда будет способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и иных программах разделов по созданию рабочих мест и влиянию реализации этих программ на ситуацию на рынке труда;
проведение мониторинга результатов реализации активных программ занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
проведение анализа перспектив развития занятости в проблемных отраслях экономики;
развитие социального партнерства на рынке труда в целях реализации активных программ по содействию занятости работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации отраслей экономики;
осуществление планирования потребности в рабочей силе и корректировка структуры профилей профобучения с учетом перспектив социально-экономического развития области;
разработка и реализация программ содействия занятости населения моноэкономических территориальных образований с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих предприятий.
Содействие в трудоустройстве и оказание консультационных услуг
Основные меры будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, организацию трудоустройства граждан, обратившихся в целях поиска работы, и реализацию специальных мероприятий по обеспечению занятости безработных.
За счет средств, выделенных на текущее финансирование областной службы занятости населения, будут оказываться бесплатные услуги по приему граждан и незанятого населения, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признания их безработными, помощь в профессиональном обучении и профориентационные услуги, услуги по организации назначения и выплаты пособия по безработице, другие бесплатные услуги, предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Особое внимание будет уделено формированию банка вакансий. Предполагается, что 2004-2006 годах от предприятий и организаций области поступит 120,0 тыс. вакансий, в том числе в 2004 году - 40,0 тыс. вакансий.
При содействии службы занятости населения:
трудоустроится 60,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 20,0 тыс. человек;
получат консультационные услуги 195,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 65,0 тыс. человек.
VII. Мероприятия по содействию трудоустройству.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
В целях эффективного информационного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения предусматривается:
реализация мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости населения;
регулярное информирование в средствах массовой информации населения и работодателей о ситуации на рынке труда, процессах, происходящих в сфере занятости, о спросе и предложении на рабочую силу, возможностях профессионального обучения;
формирование у граждан, ищущих работу, активной позиции на рынке труда;
разъяснение положений системы социальной защиты безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, будут реализованы следующие мероприятия:
обеспечение занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; оказание помощи в адаптации и повышении конкурентоспособности на рынке труда; исключение дискриминации женщин в профессиональной сфере; обеспечение возможности профессионального обучения;
организация трудоустройства инвалидов, в том числе на квотируемые рабочие места; осуществление профессиональной реабилитации инвалидов; проведение тестирования их профессиональных возможностей, адаптации к трудовой деятельности;
организация трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с учетом их опыта и профессиональной подготовки по гражданским специальностям;
содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности;
трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, создание условий для обеспечения их трудовой занятости и профессиональной реабилитации, проведение мероприятий по профориентации, психологической поддержке, адаптации к рынку труда.
Организация оплачиваемых общественных работ
Проведение общественных работ относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения. Цель привлечения безработных и незанятых граждан к общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
совершенствование координации действий органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, областной службы занятости населения, работодателей по финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования общественных работ;
расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребностей конкретных муниципальных образований и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение;
улучшение информированности населения о возможности участия в общественных работах.
Предусматривается в 2004-2006 годах предоставить возможность участия в общественных работах 7,2 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс. человек. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт")
Продолжится развитие групповых форм обучения поиску работы, обеспечивающих повышение мотивации трудоустройства, формирование позиции, ориентированной на максимальную эффективность самостоятельного поиска работы.
Мерами, способствующими трудоустройству длительно безработных граждан, станет реализация во всех районах области программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт", которая позволит охватить в 2004-2006 годах 1,5 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,45 тыс. человек.
Основные цели указанных программ:
дополнительное повышение шансов трудоустройства;
преодоление негативных последствий безработицы;
социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы;
восстановление мотивации к труду.
Оказание содействия самозанятости населения
Содействие самозанятости населения будет развиваться по следующим направлениям:
консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных и незанятых граждан профессиям, позволяющим организовать собственное дело;
финансовая, организационно-методическая помощь безработным гражданам, желающим организовать собственное дело;
сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, с целью подготовки незанятых граждан к организации собственного дела. Предусматривается, что за 2004-2006 годы 60 безработных граждан получат поддержку в их предпринимательской инициативе.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
В целях предоставления возможности работодателям самостоятельного и оперативного подбора кадров из числа граждан, ищущих работу, и непосредственного подбора рабочего места гражданами, ищущими работу, предусматривается регулярно проводить ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в том числе специализированные ярмарки вакансий, мини-ярмарки. В 2004-2006 годах будет проведено 120 ярмарок вакансий, в том числе в 2004 году - 40 ярмарок вакансий.
Оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам
В целях смягчения последствий массового высвобождения работников с предприятий области предусматривается:
организация временных консультационных пунктов для ознакомления работников с нормами действующего законодательства, регламентирующего вопросы высвобождения, подбор подходящей работы;
разработка и издание справочно-информационных материалов по вопросам содействия трудоустройству и профессионального обучения высвобождаемым работникам, оформление наглядной информации по процедуре высвобождения, правах и обязанностях работников, законодательных нормах и другое.
Содействие занятости на селе
Численность безработных, проживающих в сельской местности и зарегистрированных в службе занятости населения, в течение 2002 года увеличилась в 1,7 раза и составила на начало 2003 года 2152 человека, в то время как общее количество "сельских" безработных достигло 6,0 тыс. человек. Таким образом, основная часть безработных жителей села находится за пределами регулируемого рынка труда и социально не защищена.
Специфика сельского рынка труда выражается в ограниченности сферы приложения труда и возможности территориального перемещения. Поэтому основными направлениями содействия занятости различным категориям жителей села является их ориентация на гибкие формы и виды сельской занятости: самозанятость, временные и общественные работы, получение новой профессии, обучение навыкам поиска работы.
В связи со структурной перестройкой сельскохозяйственной отрасли и связанными с нею изменениями в сфере занятости сельского населения, предусматривается:
сотрудничество с администрациями исполнительной государственной власти районов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями области по решению проблем сельской занятости путем заключения соглашений (договоров) о совместной деятельности;
проведение профессиональной ориентации сельской молодежи;
обучение безработных граждан по профессиям, дающим право для открытия собственного дела;
содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы на основе предоставления информационно-консультационных услуг, оказания финансовой помощи безработным гражданам на организацию самостоятельной занятости;
организация общественных работ в сфере сельскохозяйственного производства;
организация ярмарок вакансий рабочих и учебных мест для безработных граждан, проживающих в сельской местности.
Альтернативная гражданская служба
В целях регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предусматривается обеспечить:
участие в формировании банка вакантных рабочих мест в организациях, подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления, для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в Курской области;
взаимодействие с заинтересованными структурами по организации участия представителей органов государственной службы занятости населения в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;
учет и контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы в пределах компетенции органов государственной службы занятости населения.
Трудовая мобильность
В последние годы наблюдается тенденция сокращения численности постоянного населения Курской области с 1311,5 тыс. человек в 2000 году до 1269,0 тыс. человек на 1 января 2003 года. Основными факторами ее снижения являются естественная и миграционная убыль населения. Вместе с тем, незначительный приток рабочей силы из стран дальнего зарубежья, стран СНГ и Балтии существенного влияния на рынок труда не оказывает.
а) Регулирование внутренней миграции
В целях регулирования внутренней миграции предусматриваются следующие меры:
взаимодействие с работодателями, осуществляющими деятельность на территории Курской области и за ее пределами, нуждающимися в дополнительной рабочей силе, в целях формирования банка вакансий для граждан, прибывающих в область и выбывающих из нее;
содействие в трудоустройстве гражданам, прибывающим на территорию Курской области для постоянного проживания или участия во временных (сезонных) работах;
организация работы по содействию семьям российских граждан в сельскохозяйственном переселении;
выплата денежных компенсаций гражданам, переселяющимся с целью трудоустройства в сельской местности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность";
размещение в средствах массовой информации сведений о потребности работодателей в привлечении дополнительной рабочей силы.
б) Регулирование внешней трудовой миграции
Регулирование внешней трудовой миграции будет проводиться в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающим разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России.
В целях регулирования внешней трудовой миграции предусматривается:
участие в работе Межведомственной комиссии по подготовке предложений по определению размера квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
определение масштабов привлечения и использования иностранной рабочей силы на основе учета заявок работодателей, ожидаемого высвобождения, дополнительной потребности экономики области в рабочей силе, наличия свободных рабочих мест и вакансий по отраслям экономики;
организация оперативной работы по подготовке и выдаче работодателям заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы;
взаимодействие с работодателями по получению сведений о потребности в иностранных работниках с целью формирования всероссийского банка вакансий.
Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев сопряжено с необходимостью создания условий для приема и размещения мигрантов. В целях обеспечения социальной, трудовой и бытовой адаптации данной категории граждан планируется:
организация постоянного сотрудничества Департамента ФГСЗН по Курской области с управлением по делам миграции УВД Курской области для определения возможностей размещения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;
обеспечение в приоритетном порядке занятости безработных граждан из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
оказание консультативной и методической помощи беженцам и вынужденным переселенцам, изъявившим организовать собственное дело.
VIII. Профессиональное обучение безработных граждан
В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства будут использованы как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:
развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства органов службы занятости населения Курской области, органов исполнительной власти области, образовательных учреждений, работодателей и профсоюзных организаций, расположенных на территории Курской области;
повышение статуса профессионального обучения, как преобладающего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;
обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;
внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса и конкурентоспособность граждан на рынке труда.
IX. Профессинальная ориентация
Специалисты, имеющие допуск к профориентационной работе с безработными гражданами и незанятым населением, работают во всех городских и районных центрах занятости населения. Особое внимание уделяется категориям безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите: инвалидам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и другим категориям.
Практически во всех образовательных учреждениях работают психологи. Социальные работники трудятся в учреждениях социальной защиты и образования. Психологическая служба работает в системе управления исполнения наказаний Минюста России по Курской области. Учреждения здравоохранения, рекрутинговые фирмы занимаются вопросами, связанными с оказанием психологической помощи населению.
Качественные и количественные характеристики специалистов позволяют говорить о возможности создания системы оказания психологических и профориентационных услуг населению в Курской области.
В целях дальнейшего развития системы профессиональной ориентации в Курской области предусматривается:
создание областной модели межведомственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
разработка системы информационного воздействия на все слои населения Курской области в целях повышения социальной значимости профориентационной работы;
совершенствование профориентационной работы в общеобразовательных школах (введение в учебный план курса "Выбор профессии", создание советов по профориентации, организация кабинетов, уголков профориентации);
проведение социальной и психологической адаптации учащейся молодежи;
проведение профориентационной работы с гражданами, увольняемыми вследствие ликвидации предприятия (организации), сокращения численности (штата);
внедрение технологии оценки профессиональной компетентности;
оказание комплекса профориентационных услуг безработным гражданам;
профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, и членов их семей;
профессиональная ориентация инвалидов;
профессиональная ориентация граждан, подлежащих освобождению и освобожденных их учреждений, исполняющих наказание.
X. Информационные технологии
В целях планомерного развития информатизации областной службы занятости населения предусматривается сосредоточить усилия на следующих направлениях:
эксплуатация автоматизированной единой государственной системы контроля за использованием бюджетных средств территориальными органами службы занятости населения (АИС "Занятость-Контроль", "Парус");
эксплуатация программно-технологического комплекса "Катарсис";
развитие телекоммуникационных систем в сочетании с возрастающими мощностями персональных компьютеров и темпами развития сетевых технологий;
использование информационных ресурсов интернета;
совершенствование инфраструктуры телекоммуникационной связи с применением современных технологий обмена данными;
обновление существующего парка персональных компьютеров.
XI. Социальная поддержка безработных граждан
В течение 2004-2006 годов в части поддержки доходов безработных граждан предусматривается реализовать за счет средств федерального бюджета следующие меры:
выплаты пособий по безработице в период активного поиска работы;
выплаты пособий по безработице в период участия безработных в общественных работах;
оказание материальной и иной помощи безработным гражданам;
выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости населения;
возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации затрат, связанных с досрочным выходом на пенсию безработных, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата).
Предусматривается, что социальная поддержка ежегодно будет оказываться для 22,0-23,0 тыс. безработных граждан.
XII. Контроль за ходом реализации программы
В реализации настоящей Программы принимают участие центры занятости населения в городах и районах области, заинтересованные органы исполнительной власти Курской области, областной совет работодателей, Федерация профсоюзных организаций области.
Контроль за ходом реализации всех этапов Программы осуществляет Департамент ФГСЗН по Курской области.
Оценка результатов настоящей Программы в ходе ее реализации и по итогам выполнения рассматривается не реже одного раза в год:
на заседаниях областного координационного комитета содействия занятости населения;
на заседаниях областной трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений;
на заседаниях коллегии Департамента ФГСЗН по Курской области.
Отчеты о ходе реализации Программы в установленном порядке представляются в Минтруд России.
ХIII. Оценка ожидаемой эффективности реализации программы
Реализация Программы позволит:
улучшить условия для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий;
создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы;
сдержать неконтролируемый рост численности безработных.
Программой предусмотрено:
сдержать уровень безработицы в 2004-2006 годах в пределах 1,4%-1,5%;
оказать содействие в трудоустройстве 60,0 тыс. безработным и незанятым гражданам, в том числе в 2004 году - 20,0 тыс. человек;
организовать общественные работы для 7,2 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс. человек;
организовать временное трудоустройство 0,45 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе в 2004 году - 0,15 тыс. человек;
обеспечить временное трудоустройство 15,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в 2004 году - 3,0 тыс. человек;
организовать временное трудоустройство 250 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в том числе в 2004 году - 192 человека;
оказать содействие самозанятости 60 безработных, в том числе в 2004 году - 20 человек;
предоставить возможность прохождения профессионального обучения с целью последующего трудоустройства 3715 безработных и незанятых граждан, в том числе в 2004 году - 1155 человек;
провести профессиональную ориентацию 75,0 тыс. человек, в 2004 году - 25,0 тыс. человек;
осуществить социальную поддержку 70,0 тыс. безработных граждан, в 2004 году - 23,0 тыс. человек.
XIV. Финансирование программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов.
Предполагаемые средства федерального бюджета в 2004-2006 годах составят 447561,2 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 132183,1 тыс. рублей. Средства областного бюджета в 2004-2006 годах составят 7650,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 500,0 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД "О Программе содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был