• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Курской областной Думы от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД "О Программе содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы"

2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и формировании проектов областного бюджета на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации мероприятий программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
областной Думы

А.Н.Анпилов

 

г. Курск

от 10 июня 2004 г.

N 929-III ОД

 

Программа
содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы
(утв. постановлением Курской областной Думы
от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД)

 

Паспорт
программы содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы

 

Наименование Программы - программа содействия занятости населения Курской
                       области на 2004-2006 годы (далее - Программа)

 

Основания для          - Закон Российской Федерации  от  19  апреля  1991
разработки Программы   года N 1032-1 "О занятости населения в  Российской
                       Федерации", распоряжение Правительства  Российской
                       Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р "О  Концепции
                       действий на рынке труда на 2003-2005 годы",
                       постановление Минтруда России от  15  ноября  2000
                       года N 83"Об утверждении Методических рекомендаций
                       по разработке территориальных программ  содействия
                       занятости населения"

 

Государственный        - Департамент федеральной  государственной  службы
заказчик Программы     занятости населения по Курской  области   (далее -
                       Департамент ФГСЗН по Курской области)

 

Основные разработчики  - Департамент  ФГСЗН  по  Курской  области  органы
Программы              исполнительной власти  Курской  области  Федерация
                       профсоюзных организаций Курской области

 

Цель Программы         - обеспечение  гарантий,  предусмотренных  Законом
                       Российской  Федерации  "О  занятости   населения в
                       Российской  Федерации".   Создание     условий для
                       оперативного удовлетворения потребностей граждан в
                       свободном выборе  рода  деятельности  с  различным
                       режимом труда и с  учетом  половозрастных  и  иных
                       особенностей граждан

 

Задачи Программы       -   реализация    специальных       мероприятий по
                       профилированию   безработных   граждан     в целях
                       повышения эффективности предоставляемых им услуг и
                       сокращению длительной безработицы
                       в том числе:
                       создание условий для достижения соответствия между
                       спросом и предложением на рабочую силу;
                       предупреждение  массовой  безработицы   на   рынке
                       труда;
                       повышение качества и конкурентоспособности рабочей
                       силы    посредством    обеспечения    возможностей
                       профессионального обучения безработных  граждан  и
                       незанятого населения под гарантию трудоустройства;
                       совершенствование      предоставляемых       услуг
                       безработным гражданам и  незанятому  населению  по
                       профессиональной ориентации, социальной  адаптации
                       на рынке труда;
                       совершенствование организационных форм  содействия
                       занятости   населения   с   учетом   специфических
                       потребностей  отдельных  социально-демографических
                       групп населения;
                       обеспечение    регулирования         привлечения и
                       использования иностранной рабочей  силы,  создание
                       условий  для   легальной   трудовой   деятельности
                       иммигрантов;
                       обеспечение государственных  гарантий  безработным
                       гражданам;
                       информационно-аналитическое обеспечение  настоящей
                       Программы

 

Сроки и этапы          - 2004-2006 годы
реализации Программы

 

Исполнители основных   - Департамент ФГСЗН по Курской области
мероприятий Программы  комитет по экономике и развитию Курской области
                       комитет образования Курской области
                       комитет по труду Курской области
                       комитет социального обеспечения Курской области
                       комитет   агропромышленного   комплекса    Курской
                       области
                       комитет  по  делам  молодежи  и  туризму   Курской
                       области
                       управление по делам миграции УВД Курской области
                       комитет финансов Курской области
                       Федерация профсоюзных организаций Курской области

 

Объемы и источники     - предполагаемые средства федерального  бюджета  в
финансирования         2004-2006 гг. - 447561,2 тыс. рублей, в том  числе
Программы              в 2004 году - 132183,1 тыс. рублей;
                       средства областного бюджета в  2004-2006   годах -
                       7650,0 тыс. рублей, в том  числе  в  2004   году -
                       500,0 тыс. рублей
                       - реализация Программы  в  течение  2004-2006  гг.

 

Ожидаемые конечные     позволит:  оказать  содействие  в  трудоустройстве
результаты реализации  60,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году -  20,0
Программы              тыс. человек;
                       организовать  общественные  работы  для  7,2  тыс.
                       человек, в том  числе  в  2004  году  -   1,4 тыс.
                       человек;
                       организовать временное трудоустройство безработных
                       граждан, особо нуждающихся в социальной защите для
                       0,45 тыс. человек, в том числе в 2004 году -  0,15
                       тыс. человек;
                       осуществить   социальную   адаптацию   безработных
                       граждан на рынке труда для 1,5 тыс. человек, в том
                       числе в 2004 году - 0,45 тыс. человек;
                       оказать  содействие  самозанятости  населения  для
                       0,06 тыс. человек, в том числе в 2004 году -  0,02
                       тыс. человек;
                       организовать  120  ярмарок  вакансий   и   учебных
                       рабочих мест в городах и районах  области,  в  том
                       числе в 2004 году 40 ярмарок: обеспечить временное
                       трудоустройство   несовершеннолетних     граждан в
                       возрасте от 14 до 18 лет - 15,0  тыс.   человек, в
                       том числе в 2004 году - 3,0 тыс. человек;
                       организовать   временное       трудоустройство 250
                       безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из
                       числа выпускников учреждений начального и среднего
                       профессионального   образования,   ищущих   работу
                       впервые, в том числе в 2004 году- 192 человека;
                       направить  на   профессиональное     обучение 3715
                       человек, в том числе в 2004 году - 1155 человек;
                       провести  профессиональную  ориентацию  75,0  тыс.
                       человек, в том числе  в  2004  году  -   25,0 тыс.
                       человек;
                       оказать социальную поддержку 70,0 тыс. безработных
                       граждан. в том числе  в  2004  году  -   23,0 тыс.
                       безработных;
                       сдержать  уровень  регистрируемой    безработицы в
                       2004-2006 годах в пределах  1,4%  -  1,5%,   в том
                       числе в 2004 году - в пределах 1,5%

 

Система организации    - Контроль за реализацией  Программы  осуществляет
контроля за            Департамент ФГСЗН по Курской области  совместно  с
выполнением Программы  органами исполнительной власти Курской  области  и
                       Федерацией профсоюзных организаций Курской области

Введение

 

Основные положения настоящей Программы определены исходя из Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р, Плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, Методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденных постановлением Минтруда России от 15 ноября 2000 года N 83, постановления Минтруда России от 22 января 2001 года N 11 "Об утверждении Положения о мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы".

Подготовка Программы осуществлялась с учетом Комплексной программы социально-экономического развития Курской области на 2002-2005 года, утвержденной Законом Курской области от 15 февраля 2002 года N 5-ЗКО, а также предложений органов исполнительной власти Курской области, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере. Программа определяет основные цели и приоритеты государственной политики занятости на 2004-2006 годы, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.

Программа рассчитана на дальнейшее объединение усилий органов исполнительной власти области, деятельность которых влияет на состояние занятости, также объединений работодателей и общественных организаций. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству, профессиональному обучению незанятого населения и безработных граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан.

I. Анализ ситуации на рынке труда в Курской области

 

Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2000-2002 годов продолжала складываться под негативным воздействием социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленности и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост регистрируемой безработицы.

Среднегодовая численность занятых в экономике за этот период сократилась с 616,6 до 605,5 тыс. человек, или на 1,8%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло на транспорте и в связи, где занятость сократилась на 10,8%, в промышленности - на 6,7%, в сельском хозяйстве - на 4,6%.

С другой стороны увеличили спрос на рабочую силу такие отрасли, как торговля и общественное питание - на 5,9%, финансы, кредит, страхование - на 8,2%, управление - на 2,2%. Таким образом, рынок труда в Курской области характеризуется сокращением спроса на рабочую силу в промышленно-производственном секторе и, как следствие, сокращением занятости на крупных и средних предприятиях и ростом регистрируемой безработицы.

Вместе с тем, в 2000-2002 годах оставалось относительно высоким предложение рабочей силы, которое определялось действием ряда экономических, демографических и социальных факторов.

Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 714,8 тыс. человек), увеличилась к началу 2003 года до 746,1 тыс. человек. Эта тенденция сохранится и в 2004-2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения в трудоспособном возрасте. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнут входить поколения родившихся в период низкой рождаемости 1990-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.

В условиях современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В Курской области наблюдается подъем на образовательном рынке услуг, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении объемов его предложения. Численность студентов дневных отделений только государственных высших учебных заведений выросла с 2000 года по 2002 год на 24,4%.

Несмотря на это, проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих кадров остается острой. В условиях спада производства предприятия покинули наиболее квалифицированные специалисты. Одновременно за годы реформ большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации своих рабочих. Доля в занятом населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 2000 по 2002 годы сократилась с 21,5% до 19,9%. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса и предложения, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров.

Наиболее острой проблемой для рынка труда Курской области остается неэффективная занятость. Она определяет, во-первых, низкую производительность труда; во-вторых, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению; в - третьих, несоответствие спада производства и размеров занятости, то есть излишней рабочей силы.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости является неполная занятость, которая из года в год остается достаточно высокой. Численность работников организаций, работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила 35,9 тыс. человек, сократившись к уровню 2000 года на 22,7%.

Неформальный сектор экономики составляет существенную долю рынка труда. Официальная статистика отражает лишь некоторую сторону вторичной занятости - это работа по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Только на крупных и средних предприятиях области названные формы вторичной занятости охватывают ежегодно до 4% от общего количества замещенных рабочих мест. Занятые в неформальном секторе экономики Курской области (по материалам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Госкомстатом России) в 2003 году составили 28,1% от общей численности занятого населения.

Иностранная рабочая сила не оказывает существенного влияния на ситуацию на рынке труда. Численность иностранных граждан, привлекаемых на территорию Курской области, в 2002 году составила 701 человек и сократилась по сравнению с 2000 годом на 27%.

Растет сельская безработица. За период с 2000 по 2002 годы среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве сократилась со 154,3 тыс. человек до 144,7 тыс. человек, или на 6,2 %. Численность зарегистрированных безработных за этот период возросла с 18,2 % до 21,8%.

Главная особенность рынка труда Курской области, сложившаяся к 2003 году - рост числа безработных, потерявших работу в результате высвобождения и увольнения по собственному желанию, а также увеличение неконкурентоспособных групп населения на рынке труда.

Так, за анализируемый период численность безработных, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штата, ликвидацией предприятия, собственного дела увеличилась с 22,9 % до 25,1 %, уволившихся по собственному желанию - с 27,4 % до 30,5 %. Одновременно численность инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости населения увеличилась с 4,3 % до 6,6 %, женщин - с 68 % до 69,6 %.

Отмечается несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных имеющимся вакансиям. Среди безработных доля граждан, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, составляет 45,5%. Остается высокой среди обращающихся в поиске работы доля граждан, никогда не приступавших к трудовой деятельности, или не имеющих профессии (более 30%). В целом обращаемость граждан в областную службу занятости населения увеличилась с 94,5 тыс. человек в 2000 году до 98,5 тыс. человек в 2002 году или на 4%.

Начиная с 2002 года ситуация на областном рынке труда заметно ухудшилась. Общая численность безработных к началу 2003 года сократилась почти на треть и составила в 2002 году 46,2 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных увеличилась с 7,0 тыс. человек в 2000 году до 10,1 тыс. человек к концу 2002 года, или на 42,7%. Уровень регистрируемой безработицы возрос соответственно с 1,1 % до 1,6 %. При этом наблюдалась значительная дифференциация по районам. Если в г. Курске, Курском и Обоянском районах этот показатель превысил среднеобластной и составил 2 %, то в Дмитриевском, Медвенском, Кореневском и Пристенском районах отмечен минимальный уровень регистрируемой безработицы, не превышающий 0,4 - 0,5%.

Снижение спроса на рабочую силу с января по декабрь 2002 года привело к увеличению коэффициента напряженности на рынке труда. Так, напряженность на 1 вакансию на 1 января 2002 года составила 1,3 человека, а в начале 2003 года - 1,8 человек. Увеличение произошло практически во всех районах.

Характерной чертой рынка труда в последние годы является спрос на высококвалифицированные кадры с ужесточением требований, предъявляемых работодателями к претендентам на рабочие места (по возрасту, стажу, образованию и другим критериям). Это одна из основных причин дисбаланса между спросом и предложением, что осложняет трудоустройство обращающихся в службу занятости граждан и способствует сохранению длительной безработицы. По сравнению с 2000 годом средний период нахождения на безработице не изменился и составил к началу 2003 года 5,7 месяца.

Доля безработных, состоящих на учете более года, за этот период сократилась с 8,9 % до 8,1 %. При этом у молодежи 16-29 лет данный показатель сократился втрое - с 12,8 % до 4,3 %, у женщин - с 10,0 % до 9,0 %, у мужчин - с 6,5 % до 5,9 % ,у инвалидов - с 11,7 % до 10,7 %, у городских безработных - с 9,4 % до 8,1 %, а вот у проживающих в сельской местности отмечен рост длительной безработицы - с 6,9 % до 8,0 %, что связано, в первую очередь, с увеличением минимального размера пособия по безработице.

Анализ возрастной структуры безработных показал, что лица, незарегистрированные в областной службе занятости населения, имеют более молодой состав: среди них 40,6 % находятся в возрасте до 30 лет, среди зарегистрированных - 28,4 %. Значительные различия имеются и в составе по полу. Если среди зарегистрированных безработных преобладают женщины - 69,6 %, то у тех, кто не был зарегистрирован, удельный вес женщин значительно меньше - 38,9 %. Различия в уровне образования зарегистрированных и незарегистрированных безработных характеризуются более высокой долей лиц с высшим образованием среди зарегистрированных безработных - 19,4 % против 16,2 % у незарегистрированных безработных.

Численность зарегистрированных безработных на 38,2 % формировалась за счет лиц, которые потеряли работу в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, и на 34,8 % - за счет лиц, оставивших работу по собственному желанию. Среди безработных, не зарегистрированных в областной службе занятости населения, эти показатели составили соответственно 29,9 % и 25,0 %.

Таким образом, за период с 2000 по 2002 год в сфере занятости и на рынке труда Курской области произошли количественные и качественные изменения, характеризующиеся:

увеличением численности трудоспособного населения;

снижением численности населения, занятого экономической деятельностью;

перераспределением численности занятых по формам собственности в пользу отраслей непроизводственной сферы;

незначительным сокращением неэффективной занятости; активизацией процессов высвобождения работников; расширением занятости в неформальном секторе экономики; дефицитом высококвалифицированных работников; снижением общей численности безработных; ростом числа зарегистрированных безработных;

значительной дифференциацией районов области по уровню регистрируемой безработицы;

ростом сельской безработицы;

снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда.

II. Прогноз спроса и предложения рабочей силы

 

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Курской области в течение 2004-2006 годов сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий в кадрах как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.

По балансу трудовых ресурсов Курской области ожидается снижение трудовых ресурсов с 771,5 тыс. человек по оценке 2003 года до 767,8 тыс. человек в 2006 году. По прогнозу комитета по экономике и развитию Курской области среднегодовая численность занятых сократится с 602,5 тыс. человек в 2003 году до 599,0 тыс. человек в 2006 году. Сохранится тенденция снижения численности занятых в материальном производстве с 447,5 тыс. человек в 2003 году до 443,8 тыс. человек в 2006 году (в основном за счет предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности).

В 2004-2006 годах предполагается незначительный рост спроса на рабочую силу. Однако, ожидаемое увеличение при сохраняющейся вынужденной неполной занятости, а также то, что в подавляющем большинстве это коснется лишь высококвалифицированных рабочих, окажется явно недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы и удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.

Общая численность безработных сохранится в пределах 49,0-50,0 тыс. человек, доля безработных в численности экономически активного населения области будет варьироваться в пределах 7,5%-7,7%. Расширение профессионально - квалификационной структуры спроса приведет к незначительному снижению численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости за 2004-2006 годы в среднем на 5% и сократится к 2006 году до 9,0 тыс. человек.

Сложным останется трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Именно эти группы населения, а также значительная часть пенсионеров, лиц, ранее незанятых, нуждающаяся в трудоустройстве в связи с низким уровнем жизни, оказывают давление на рынок труда. В прогнозном периоде можно ожидать расширения указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве.

Система государственного профессионального образования слабо учитывает изменения, происходящие на рынке труда и в спросе на рабочую силу в профессиональном плане. Это приведет к тому, что значительная часть выпускников профессиональных учебных заведений не сможет трудоустроиться. Доля указанной категории в предложении рабочей силы составила в 2003 году 7,2%, а в 2006 году может достигнуть 9%. В связи с финансовыми трудностями сворачивается внутрипроизводственное обучение, работодатели проявляют слабую заинтересованность в повышении квалификации кадров, организации опережающего обучения. Усиливается разрыв между качеством рабочей силы, которую требуют работодатели, и квалификацией претендентов на рабочие места.

Сводные данные о прогнозе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Курской области приведены в таблице.

 

Таблица

 

Сводная таблица спроса и преложения рабочей силы на рынке труда Курской области

 

                                                                  человек
Перечень характеристик 2003 год
(ожидаемое)
Прогноз на:
2004 год 2005 год 2006 год
Спрос на рабочую силу
Всего 102792 106400 107300 108000
в том числе:        
на начало прогнозируемого
периода на имеющиеся вакансии
5492 7100 7300 7500
потребность в работниках на
новых рабочих местах,
предусмотренных к вводу в
прогнозируемом периоде
6300 6800 7000 7200
потребность в работниках на
замену выбывающих по
собственному желанию и другим
причинам, не связанным с
сокращением численности
персонала
91000 92500 93000 93300
Предложение рабочей силы
Всего 158392 163700 164000 164600
в том числе:        
численность безработных на
начало года
46200 48500 50000 49200
из них
зарегистрированных в службе
занятости населения
10051 11000 13200 13000
численность высвобожденных в
течение года работников
6200 6500 6000 5600
численность работников,
уволившихся по собственному
желанию
87492 88600 88700 88800
численность выпускников
общеобразовательных школ и
профессиональных учебных
заведений всех уровней, а также
лиц, прекративших обучение до
окончания учебного заведения
11400 12500 13000 14800
численность граждан, уволенных
из Вооруженных Сил Российской
Федерации
2100 2300 2200 2000
численность граждан,
освобожденных из мест лишения
свободы
1500 1600 1400 1300
механический приток населения в
трудоспособном возрасте
2000 2100 900 600
численность граждан, не имеющих
работы по другим причинам
1500 1600 1800 2300
Соотношение спроса и предложения
Неудовлетворенный спрос на
рабочую силу:
55600 57300 56700 56600
количество вакансий (на конец
года)
7100 7300 7500 7600
общая численность безработных 48500 50000 49200 49000
численность официально
зарегистрированных безработных
10000 9500 9300 9000
Справочно:        
Численность занятых в экономике 602500 601500 600000 599000
Численность экономически
активного населения
651000 651500 649200 648000
Уровень общей безработицы, в %
к экономически активному
населению
7,5 7,7 7,6 7,6
Уровень регистрируемой
безработицы, в % к экономически
активному населению
1.5 1,5 1,4 1,4

 

Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2004-2006 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью (от относительно благополучной до напряженной) в отдельных районах и отраслях экономики свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, для усиления влияния на его состояние интегрированных действий исполнительных органов государственной власти Курской области, объединений работодателей, объединений профсоюзов и других общественных организаций.

III. Ключевые проблемы в сфере занятости на рынке труда

 

На основе анализа и прогноза социально-экономической сферы Курской области можно выделить следующие ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда в 2004-2006 годах:

сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;

активизация процессов высвобождения работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом ввода новых рабочих мест в отраслях экономики;

значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы;

сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве, отсутствие опережающего обучения персонала;

недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе;

сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других), обусловленная ужесточением требований работодателей;

высокий уровень женской безработицы;

увеличение среди обращающихся в поиске работы доли граждан, не приступавших к трудовой деятельности, или не имеющих профессии.

IV. Цели и задачи программы

 

Рынок труда будет развиваться под влиянием тех факторов, которые определены в Комплексной программе социально-экономического развития Курской области на 2003-2005 годы. В этой связи основными приоритетными направлениями политики занятости в 2004-2006 годах будут:

создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу;

увеличение уровня занятости;

предупреждение критической ситуации на рынке труда;

повышение эффективности специальных мероприятий содействия занятости населения;

развитие форм профессионального обучения и профориентации незанятого населения, как средства повышения профессионального уровня граждан, обратившихся в службу занятости и испытывающих сложности в трудоустройстве;

вовлечение в сферу занятости ряда социально-демографических групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; уволенные с военной службы, и члены их семей и другие).

Основные цели Программы:

обеспечение гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно удовлетворяющего потребности работодателей в необходимой рабочей силе, а граждан, ищущих работу, - в соответствующем рабочем месте, позволяющем обеспечить более высокий уровень потребления.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

минимизация сроков трудоустройства;

совершенствование работы по профилактике безработицы, организационных форм содействия трудоустройству ищущих работу граждан с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессиональных категорий населения, меняющегося спроса на рабочую силу и в соответствии с их профессиональным опытом, образованием, медицинскими рекомендациями;

социальная интеграция и адаптация граждан, особо нуждающихся в социальной защите (несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; инвалиды; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из мест лишения свободы, и другие), путем вовлечения их в специальные мероприятия содействия занятости; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы посредством обеспечения возможностей профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения под гарантию трудоустройства;

совершенствование предоставляемых услуг безработным гражданам и незанятому населению по профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда;

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения;

улучшение информационного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения Курской области;

эффективное использование бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству.

V. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости

 

В условиях ограниченности финансовых ресурсов приоритетными в государственной политике по вопросам занятости должны стать направления, ориентирующие, в первую очередь, на рост эффективности труда, согласование на областном уровне целевых установок политики в области занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях. В городах и районах области с преобладанием моноэкономической структуры производства, где нет еще улучшения экономической конъюнктуры (прежде всего, в области инвестиций) политика в сфере занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Предусматривается принятие конкретных мер по проблеме обеспечения занятости населения в сельской местности.

В целях более эффективной реализации политики на рынке труда будет осуществляться совершенствование деятельности областной службы занятости населения по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, укреплению в этих целях непосредственных контактов с работодателями.

В сфере осуществления политики занятости на рынке труда Курской области необходимо обеспечить:

повышение роли органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления в решении проблем на рынке труда;

в случае возникновения напряженной ситуации на рынке труда в городах и районах области, - реализацию мер по сдерживанию безработицы;

осуществление мер по социальной поддержке безработных в городах и поселках с моноэкономической структурой;

восстановление и развитие традиционных связей с предприятиями области - потенциальными потребителями выпускников учебных заведений всех уровней;

развитие системы профориентации учащихся общеобразовательных школ, основанной на учете потребностей экономики;

усиление внимания к развитию малого бизнеса, сферы услуг и самозанятости, позволяющих создать условия для трудоустройства, в особенности отдельных категорий женщин и инвалидов;

обеспечение выработки соответствующих условий привлечения иностранной рабочей силы с целью защиты интересов областного рынка труда;

в условиях ограниченности средств федерального бюджета обеспечение привлечения средств областного бюджета и средств работодателей.

VI. Развитие рынка труда

 

Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда

 

Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда будет способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:

обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и иных программах разделов по созданию рабочих мест и влиянию реализации этих программ на ситуацию на рынке труда;

проведение мониторинга результатов реализации активных программ занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

проведение анализа перспектив развития занятости в проблемных отраслях экономики;

развитие социального партнерства на рынке труда в целях реализации активных программ по содействию занятости работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации отраслей экономики;

осуществление планирования потребности в рабочей силе и корректировка структуры профилей профобучения с учетом перспектив социально-экономического развития области;

разработка и реализация программ содействия занятости населения моноэкономических территориальных образований с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих предприятий.

Содействие в трудоустройстве и оказание консультационных услуг

 

Основные меры будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, организацию трудоустройства граждан, обратившихся в целях поиска работы, и реализацию специальных мероприятий по обеспечению занятости безработных.

За счет средств, выделенных на текущее финансирование областной службы занятости населения, будут оказываться бесплатные услуги по приему граждан и незанятого населения, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признания их безработными, помощь в профессиональном обучении и профориентационные услуги, услуги по организации назначения и выплаты пособия по безработице, другие бесплатные услуги, предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Особое внимание будет уделено формированию банка вакансий. Предполагается, что 2004-2006 годах от предприятий и организаций области поступит 120,0 тыс. вакансий, в том числе в 2004 году - 40,0 тыс. вакансий.

При содействии службы занятости населения:

трудоустроится 60,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 20,0 тыс. человек;

получат консультационные услуги 195,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 65,0 тыс. человек.

VII. Мероприятия по содействию трудоустройству.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

 

В целях эффективного информационного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения предусматривается:

реализация мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости населения;

регулярное информирование в средствах массовой информации населения и работодателей о ситуации на рынке труда, процессах, происходящих в сфере занятости, о спросе и предложении на рабочую силу, возможностях профессионального обучения;

формирование у граждан, ищущих работу, активной позиции на рынке труда;

разъяснение положений системы социальной защиты безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

 

Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите

 

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, будут реализованы следующие мероприятия:

обеспечение занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; оказание помощи в адаптации и повышении конкурентоспособности на рынке труда; исключение дискриминации женщин в профессиональной сфере; обеспечение возможности профессионального обучения;

организация трудоустройства инвалидов, в том числе на квотируемые рабочие места; осуществление профессиональной реабилитации инвалидов; проведение тестирования их профессиональных возможностей, адаптации к трудовой деятельности;

организация трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с учетом их опыта и профессиональной подготовки по гражданским специальностям;

содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности;

трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, создание условий для обеспечения их трудовой занятости и профессиональной реабилитации, проведение мероприятий по профориентации, психологической поддержке, адаптации к рынку труда.

Организация оплачиваемых общественных работ

 

Проведение общественных работ относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения. Цель привлечения безработных и незанятых граждан к общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

совершенствование координации действий органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, областной службы занятости населения, работодателей по финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования общественных работ;

расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребностей конкретных муниципальных образований и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение;

улучшение информированности населения о возможности участия в общественных работах.

Предусматривается в 2004-2006 годах предоставить возможность участия в общественных работах 7,2 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс. человек. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (программы "Клуб ищущих работу" и "Новый с

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Курской областной Думы от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД "О Программе содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия


Текст постановления официально опубликован не был