2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и формировании проектов областного бюджета на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации мероприятий программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.Н.Анпилов |
г. Курск
от 10 июня 2004 г.
N 929-III ОД
Программа
содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы
(утв. постановлением Курской областной Думы
от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД)
Паспорт
программы содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы
Наименование Программы - программа содействия занятости населения Курской
области на 2004-2006 годы (далее - Программа)
Основания для - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991
разработки Программы года N 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации", распоряжение Правительства Российской
Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р "О Концепции
действий на рынке труда на 2003-2005 годы",
постановление Минтруда России от 15 ноября 2000
года N 83"Об утверждении Методических рекомендаций
по разработке территориальных программ содействия
занятости населения"
Государственный - Департамент федеральной государственной службы
заказчик Программы занятости населения по Курской области (далее -
Департамент ФГСЗН по Курской области)
Основные разработчики - Департамент ФГСЗН по Курской области органы
Программы исполнительной власти Курской области Федерация
профсоюзных организаций Курской области
Цель Программы - обеспечение гарантий, предусмотренных Законом
Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации". Создание условий для
оперативного удовлетворения потребностей граждан в
свободном выборе рода деятельности с различным
режимом труда и с учетом половозрастных и иных
особенностей граждан
Задачи Программы - реализация специальных мероприятий по
профилированию безработных граждан в целях
повышения эффективности предоставляемых им услуг и
сокращению длительной безработицы
в том числе:
создание условий для достижения соответствия между
спросом и предложением на рабочую силу;
предупреждение массовой безработицы на рынке
труда;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей
силы посредством обеспечения возможностей
профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения под гарантию трудоустройства;
совершенствование предоставляемых услуг
безработным гражданам и незанятому населению по
профессиональной ориентации, социальной адаптации
на рынке труда;
совершенствование организационных форм содействия
занятости населения с учетом специфических
потребностей отдельных социально-демографических
групп населения;
обеспечение регулирования привлечения и
использования иностранной рабочей силы, создание
условий для легальной трудовой деятельности
иммигрантов;
обеспечение государственных гарантий безработным
гражданам;
информационно-аналитическое обеспечение настоящей
Программы
Сроки и этапы - 2004-2006 годы
реализации Программы
Исполнители основных - Департамент ФГСЗН по Курской области
мероприятий Программы комитет по экономике и развитию Курской области
комитет образования Курской области
комитет по труду Курской области
комитет социального обеспечения Курской области
комитет агропромышленного комплекса Курской
области
комитет по делам молодежи и туризму Курской
области
управление по делам миграции УВД Курской области
комитет финансов Курской области
Федерация профсоюзных организаций Курской области
Объемы и источники - предполагаемые средства федерального бюджета в
финансирования 2004-2006 гг. - 447561,2 тыс. рублей, в том числе
Программы в 2004 году - 132183,1 тыс. рублей;
средства областного бюджета в 2004-2006 годах -
7650,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году -
500,0 тыс. рублей
- реализация Программы в течение 2004-2006 гг.
Ожидаемые конечные позволит: оказать содействие в трудоустройстве
результаты реализации 60,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 20,0
Программы тыс. человек;
организовать общественные работы для 7,2 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс.
человек;
организовать временное трудоустройство безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите для
0,45 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,15
тыс. человек;
осуществить социальную адаптацию безработных
граждан на рынке труда для 1,5 тыс. человек, в том
числе в 2004 году - 0,45 тыс. человек;
оказать содействие самозанятости населения для
0,06 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,02
тыс. человек;
организовать 120 ярмарок вакансий и учебных
рабочих мест в городах и районах области, в том
числе в 2004 году 40 ярмарок: обеспечить временное
трудоустройство несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет - 15,0 тыс. человек, в
том числе в 2004 году - 3,0 тыс. человек;
организовать временное трудоустройство 250
безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из
числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования, ищущих работу
впервые, в том числе в 2004 году- 192 человека;
направить на профессиональное обучение 3715
человек, в том числе в 2004 году - 1155 человек;
провести профессиональную ориентацию 75,0 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 25,0 тыс.
человек;
оказать социальную поддержку 70,0 тыс. безработных
граждан. в том числе в 2004 году - 23,0 тыс.
безработных;
сдержать уровень регистрируемой безработицы в
2004-2006 годах в пределах 1,4% - 1,5%, в том
числе в 2004 году - в пределах 1,5%
Система организации - Контроль за реализацией Программы осуществляет
контроля за Департамент ФГСЗН по Курской области совместно с
выполнением Программы органами исполнительной власти Курской области и
Федерацией профсоюзных организаций Курской области
Введение
Основные положения настоящей Программы определены исходя из Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р, Плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, Методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденных постановлением Минтруда России от 15 ноября 2000 года N 83, постановления Минтруда России от 22 января 2001 года N 11 "Об утверждении Положения о мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы".
Подготовка Программы осуществлялась с учетом Комплексной программы социально-экономического развития Курской области на 2002-2005 года, утвержденной Законом Курской области от 15 февраля 2002 года N 5-ЗКО, а также предложений органов исполнительной власти Курской области, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере. Программа определяет основные цели и приоритеты государственной политики занятости на 2004-2006 годы, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.
Программа рассчитана на дальнейшее объединение усилий органов исполнительной власти области, деятельность которых влияет на состояние занятости, также объединений работодателей и общественных организаций. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству, профессиональному обучению незанятого населения и безработных граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
I. Анализ ситуации на рынке труда в Курской области
Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2000-2002 годов продолжала складываться под негативным воздействием социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленности и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост регистрируемой безработицы.
Среднегодовая численность занятых в экономике за этот период сократилась с 616,6 до 605,5 тыс. человек, или на 1,8%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло на транспорте и в связи, где занятость сократилась на 10,8%, в промышленности - на 6,7%, в сельском хозяйстве - на 4,6%.
С другой стороны увеличили спрос на рабочую силу такие отрасли, как торговля и общественное питание - на 5,9%, финансы, кредит, страхование - на 8,2%, управление - на 2,2%. Таким образом, рынок труда в Курской области характеризуется сокращением спроса на рабочую силу в промышленно-производственном секторе и, как следствие, сокращением занятости на крупных и средних предприятиях и ростом регистрируемой безработицы.
Вместе с тем, в 2000-2002 годах оставалось относительно высоким предложение рабочей силы, которое определялось действием ряда экономических, демографических и социальных факторов.
Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 714,8 тыс. человек), увеличилась к началу 2003 года до 746,1 тыс. человек. Эта тенденция сохранится и в 2004-2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения в трудоспособном возрасте. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнут входить поколения родившихся в период низкой рождаемости 1990-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.
В условиях современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В Курской области наблюдается подъем на образовательном рынке услуг, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении объемов его предложения. Численность студентов дневных отделений только государственных высших учебных заведений выросла с 2000 года по 2002 год на 24,4%.
Несмотря на это, проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих кадров остается острой. В условиях спада производства предприятия покинули наиболее квалифицированные специалисты. Одновременно за годы реформ большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации своих рабочих. Доля в занятом населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 2000 по 2002 годы сократилась с 21,5% до 19,9%. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса и предложения, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров.
Наиболее острой проблемой для рынка труда Курской области остается неэффективная занятость. Она определяет, во-первых, низкую производительность труда; во-вторых, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению; в - третьих, несоответствие спада производства и размеров занятости, то есть излишней рабочей силы.
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости является неполная занятость, которая из года в год остается достаточно высокой. Численность работников организаций, работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила 35,9 тыс. человек, сократившись к уровню 2000 года на 22,7%.
Неформальный сектор экономики составляет существенную долю рынка труда. Официальная статистика отражает лишь некоторую сторону вторичной занятости - это работа по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Только на крупных и средних предприятиях области названные формы вторичной занятости охватывают ежегодно до 4% от общего количества замещенных рабочих мест. Занятые в неформальном секторе экономики Курской области (по материалам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Госкомстатом России) в 2003 году составили 28,1% от общей численности занятого населения.
Иностранная рабочая сила не оказывает существенного влияния на ситуацию на рынке труда. Численность иностранных граждан, привлекаемых на территорию Курской области, в 2002 году составила 701 человек и сократилась по сравнению с 2000 годом на 27%.
Растет сельская безработица. За период с 2000 по 2002 годы среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве сократилась со 154,3 тыс. человек до 144,7 тыс. человек, или на 6,2 %. Численность зарегистрированных безработных за этот период возросла с 18,2 % до 21,8%.
Главная особенность рынка труда Курской области, сложившаяся к 2003 году - рост числа безработных, потерявших работу в результате высвобождения и увольнения по собственному желанию, а также увеличение неконкурентоспособных групп населения на рынке труда.
Так, за анализируемый период численность безработных, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штата, ликвидацией предприятия, собственного дела увеличилась с 22,9 % до 25,1 %, уволившихся по собственному желанию - с 27,4 % до 30,5 %. Одновременно численность инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости населения увеличилась с 4,3 % до 6,6 %, женщин - с 68 % до 69,6 %.
Отмечается несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных имеющимся вакансиям. Среди безработных доля граждан, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, составляет 45,5%. Остается высокой среди обращающихся в поиске работы доля граждан, никогда не приступавших к трудовой деятельности, или не имеющих профессии (более 30%). В целом обращаемость граждан в областную службу занятости населения увеличилась с 94,5 тыс. человек в 2000 году до 98,5 тыс. человек в 2002 году или на 4%.
Начиная с 2002 года ситуация на областном рынке труда заметно ухудшилась. Общая численность безработных к началу 2003 года сократилась почти на треть и составила в 2002 году 46,2 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных увеличилась с 7,0 тыс. человек в 2000 году до 10,1 тыс. человек к концу 2002 года, или на 42,7%. Уровень регистрируемой безработицы возрос соответственно с 1,1 % до 1,6 %. При этом наблюдалась значительная дифференциация по районам. Если в г. Курске, Курском и Обоянском районах этот показатель превысил среднеобластной и составил 2 %, то в Дмитриевском, Медвенском, Кореневском и Пристенском районах отмечен минимальный уровень регистрируемой безработицы, не превышающий 0,4 - 0,5%.
Снижение спроса на рабочую силу с января по декабрь 2002 года привело к увеличению коэффициента напряженности на рынке труда. Так, напряженность на 1 вакансию на 1 января 2002 года составила 1,3 человека, а в начале 2003 года - 1,8 человек. Увеличение произошло практически во всех районах.
Характерной чертой рынка труда в последние годы является спрос на высококвалифицированные кадры с ужесточением требований, предъявляемых работодателями к претендентам на рабочие места (по возрасту, стажу, образованию и другим критериям). Это одна из основных причин дисбаланса между спросом и предложением, что осложняет трудоустройство обращающихся в службу занятости граждан и способствует сохранению длительной безработицы. По сравнению с 2000 годом средний период нахождения на безработице не изменился и составил к началу 2003 года 5,7 месяца.
Доля безработных, состоящих на учете более года, за этот период сократилась с 8,9 % до 8,1 %. При этом у молодежи 16-29 лет данный показатель сократился втрое - с 12,8 % до 4,3 %, у женщин - с 10,0 % до 9,0 %, у мужчин - с 6,5 % до 5,9 % ,у инвалидов - с 11,7 % до 10,7 %, у городских безработных - с 9,4 % до 8,1 %, а вот у проживающих в сельской местности отмечен рост длительной безработицы - с 6,9 % до 8,0 %, что связано, в первую очередь, с увеличением минимального размера пособия по безработице.
Анализ возрастной структуры безработных показал, что лица, незарегистрированные в областной службе занятости населения, имеют более молодой состав: среди них 40,6 % находятся в возрасте до 30 лет, среди зарегистрированных - 28,4 %. Значительные различия имеются и в составе по полу. Если среди зарегистрированных безработных преобладают женщины - 69,6 %, то у тех, кто не был зарегистрирован, удельный вес женщин значительно меньше - 38,9 %. Различия в уровне образования зарегистрированных и незарегистрированных безработных характеризуются более высокой долей лиц с высшим образованием среди зарегистрированных безработных - 19,4 % против 16,2 % у незарегистрированных безработных.
Численность зарегистрированных безработных на 38,2 % формировалась за счет лиц, которые потеряли работу в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, и на 34,8 % - за счет лиц, оставивших работу по собственному желанию. Среди безработных, не зарегистрированных в областной службе занятости населения, эти показатели составили соответственно 29,9 % и 25,0 %.
Таким образом, за период с 2000 по 2002 год в сфере занятости и на рынке труда Курской области произошли количественные и качественные изменения, характеризующиеся:
увеличением численности трудоспособного населения;
снижением численности населения, занятого экономической деятельностью;
перераспределением численности занятых по формам собственности в пользу отраслей непроизводственной сферы;
незначительным сокращением неэффективной занятости; активизацией процессов высвобождения работников; расширением занятости в неформальном секторе экономики; дефицитом высококвалифицированных работников; снижением общей численности безработных; ростом числа зарегистрированных безработных;
значительной дифференциацией районов области по уровню регистрируемой безработицы;
ростом сельской безработицы;
снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда.
II. Прогноз спроса и предложения рабочей силы
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Курской области в течение 2004-2006 годов сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий в кадрах как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
По балансу трудовых ресурсов Курской области ожидается снижение трудовых ресурсов с 771,5 тыс. человек по оценке 2003 года до 767,8 тыс. человек в 2006 году. По прогнозу комитета по экономике и развитию Курской области среднегодовая численность занятых сократится с 602,5 тыс. человек в 2003 году до 599,0 тыс. человек в 2006 году. Сохранится тенденция снижения численности занятых в материальном производстве с 447,5 тыс. человек в 2003 году до 443,8 тыс. человек в 2006 году (в основном за счет предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности).
В 2004-2006 годах предполагается незначительный рост спроса на рабочую силу. Однако, ожидаемое увеличение при сохраняющейся вынужденной неполной занятости, а также то, что в подавляющем большинстве это коснется лишь высококвалифицированных рабочих, окажется явно недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы и удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.
Общая численность безработных сохранится в пределах 49,0-50,0 тыс. человек, доля безработных в численности экономически активного населения области будет варьироваться в пределах 7,5%-7,7%. Расширение профессионально - квалификационной структуры спроса приведет к незначительному снижению численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости за 2004-2006 годы в среднем на 5% и сократится к 2006 году до 9,0 тыс. человек.
Сложным останется трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Именно эти группы населения, а также значительная часть пенсионеров, лиц, ранее незанятых, нуждающаяся в трудоустройстве в связи с низким уровнем жизни, оказывают давление на рынок труда. В прогнозном периоде можно ожидать расширения указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве.
Система государственного профессионального образования слабо учитывает изменения, происходящие на рынке труда и в спросе на рабочую силу в профессиональном плане. Это приведет к тому, что значительная часть выпускников профессиональных учебных заведений не сможет трудоустроиться. Доля указанной категории в предложении рабочей силы составила в 2003 году 7,2%, а в 2006 году может достигнуть 9%. В связи с финансовыми трудностями сворачивается внутрипроизводственное обучение, работодатели проявляют слабую заинтересованность в повышении квалификации кадров, организации опережающего обучения. Усиливается разрыв между качеством рабочей силы, которую требуют работодатели, и квалификацией претендентов на рабочие места.
Сводные данные о прогнозе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Курской области приведены в таблице.
Таблица
Сводная таблица спроса и преложения рабочей силы на рынке труда Курской области
человек
Перечень характеристик | 2003 год (ожидаемое) |
Прогноз на: | ||
2004 год | 2005 год | 2006 год | ||
Спрос на рабочую силу | ||||
Всего | 102792 | 106400 | 107300 | 108000 |
в том числе: | ||||
на начало прогнозируемого периода на имеющиеся вакансии |
5492 | 7100 | 7300 | 7500 |
потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде |
6300 | 6800 | 7000 | 7200 |
потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала |
91000 | 92500 | 93000 | 93300 |
Предложение рабочей силы | ||||
Всего | 158392 | 163700 | 164000 | 164600 |
в том числе: | ||||
численность безработных на начало года |
46200 | 48500 | 50000 | 49200 |
из них зарегистрированных в службе занятости населения |
10051 | 11000 | 13200 | 13000 |
численность высвобожденных в течение года работников |
6200 | 6500 | 6000 | 5600 |
численность работников, уволившихся по собственному желанию |
87492 | 88600 | 88700 | 88800 |
численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения |
11400 | 12500 | 13000 | 14800 |
численность граждан, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации |
2100 | 2300 | 2200 | 2000 |
численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
1500 | 1600 | 1400 | 1300 |
механический приток населения в трудоспособном возрасте |
2000 | 2100 | 900 | 600 |
численность граждан, не имеющих работы по другим причинам |
1500 | 1600 | 1800 | 2300 |
Соотношение спроса и предложения | ||||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу: |
55600 | 57300 | 56700 | 56600 |
количество вакансий (на конец года) |
7100 | 7300 | 7500 | 7600 |
общая численность безработных | 48500 | 50000 | 49200 | 49000 |
численность официально зарегистрированных безработных |
10000 | 9500 | 9300 | 9000 |
Справочно: | ||||
Численность занятых в экономике | 602500 | 601500 | 600000 | 599000 |
Численность экономически активного населения |
651000 | 651500 | 649200 | 648000 |
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению |
7,5 | 7,7 | 7,6 | 7,6 |
Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению |
1.5 | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2004-2006 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью (от относительно благополучной до напряженной) в отдельных районах и отраслях экономики свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, для усиления влияния на его состояние интегрированных действий исполнительных органов государственной власти Курской области, объединений работодателей, объединений профсоюзов и других общественных организаций.
III. Ключевые проблемы в сфере занятости на рынке труда
На основе анализа и прогноза социально-экономической сферы Курской области можно выделить следующие ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда в 2004-2006 годах:
сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
активизация процессов высвобождения работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом ввода новых рабочих мест в отраслях экономики;
значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы;
сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве, отсутствие опережающего обучения персонала;
недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе;
сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других), обусловленная ужесточением требований работодателей;
высокий уровень женской безработицы;
увеличение среди обращающихся в поиске работы доли граждан, не приступавших к трудовой деятельности, или не имеющих профессии.
IV. Цели и задачи программы
Рынок труда будет развиваться под влиянием тех факторов, которые определены в Комплексной программе социально-экономического развития Курской области на 2003-2005 годы. В этой связи основными приоритетными направлениями политики занятости в 2004-2006 годах будут:
создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу;
увеличение уровня занятости;
предупреждение критической ситуации на рынке труда;
повышение эффективности специальных мероприятий содействия занятости населения;
развитие форм профессионального обучения и профориентации незанятого населения, как средства повышения профессионального уровня граждан, обратившихся в службу занятости и испытывающих сложности в трудоустройстве;
вовлечение в сферу занятости ряда социально-демографических групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; уволенные с военной службы, и члены их семей и другие).
Основные цели Программы:
обеспечение гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно удовлетворяющего потребности работодателей в необходимой рабочей силе, а граждан, ищущих работу, - в соответствующем рабочем месте, позволяющем обеспечить более высокий уровень потребления.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
минимизация сроков трудоустройства;
совершенствование работы по профилактике безработицы, организационных форм содействия трудоустройству ищущих работу граждан с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессиональных категорий населения, меняющегося спроса на рабочую силу и в соответствии с их профессиональным опытом, образованием, медицинскими рекомендациями;
социальная интеграция и адаптация граждан, особо нуждающихся в социальной защите (несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; инвалиды; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из мест лишения свободы, и другие), путем вовлечения их в специальные мероприятия содействия занятости; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы посредством обеспечения возможностей профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения под гарантию трудоустройства;
совершенствование предоставляемых услуг безработным гражданам и незанятому населению по профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения;
улучшение информационного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения Курской области;
эффективное использование бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству.
V. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости
В условиях ограниченности финансовых ресурсов приоритетными в государственной политике по вопросам занятости должны стать направления, ориентирующие, в первую очередь, на рост эффективности труда, согласование на областном уровне целевых установок политики в области занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях. В городах и районах области с преобладанием моноэкономической структуры производства, где нет еще улучшения экономической конъюнктуры (прежде всего, в области инвестиций) политика в сфере занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Предусматривается принятие конкретных мер по проблеме обеспечения занятости населения в сельской местности.
В целях более эффективной реализации политики на рынке труда будет осуществляться совершенствование деятельности областной службы занятости населения по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, укреплению в этих целях непосредственных контактов с работодателями.
В сфере осуществления политики занятости на рынке труда Курской области необходимо обеспечить:
повышение роли органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления в решении проблем на рынке труда;
в случае возникновения напряженной ситуации на рынке труда в городах и районах области, - реализацию мер по сдерживанию безработицы;
осуществление мер по социальной поддержке безработных в городах и поселках с моноэкономической структурой;
восстановление и развитие традиционных связей с предприятиями области - потенциальными потребителями выпускников учебных заведений всех уровней;
развитие системы профориентации учащихся общеобразовательных школ, основанной на учете потребностей экономики;
усиление внимания к развитию малого бизнеса, сферы услуг и самозанятости, позволяющих создать условия для трудоустройства, в особенности отдельных категорий женщин и инвалидов;
обеспечение выработки соответствующих условий привлечения иностранной рабочей силы с целью защиты интересов областного рынка труда;
в условиях ограниченности средств федерального бюджета обеспечение привлечения средств областного бюджета и средств работодателей.
VI. Развитие рынка труда
Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда
Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда будет способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и иных программах разделов по созданию рабочих мест и влиянию реализации этих программ на ситуацию на рынке труда;
проведение мониторинга результатов реализации активных программ занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
проведение анализа перспектив развития занятости в проблемных отраслях экономики;
развитие социального партнерства на рынке труда в целях реализации активных программ по содействию занятости работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации отраслей экономики;
осуществление планирования потребности в рабочей силе и корректировка структуры профилей профобучения с учетом перспектив социально-экономического развития области;
разработка и реализация программ содействия занятости населения моноэкономических территориальных образований с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих предприятий.
Содействие в трудоустройстве и оказание консультационных услуг
Основные меры будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, организацию трудоустройства граждан, обратившихся в целях поиска работы, и реализацию специальных мероприятий по обеспечению занятости безработных.
За счет средств, выделенных на текущее финансирование областной службы занятости населения, будут оказываться бесплатные услуги по приему граждан и незанятого населения, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признания их безработными, помощь в профессиональном обучении и профориентационные услуги, услуги по организации назначения и выплаты пособия по безработице, другие бесплатные услуги, предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Особое внимание будет уделено формированию банка вакансий. Предполагается, что 2004-2006 годах от предприятий и организаций области поступит 120,0 тыс. вакансий, в том числе в 2004 году - 40,0 тыс. вакансий.
При содействии службы занятости населения:
трудоустроится 60,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 20,0 тыс. человек;
получат консультационные услуги 195,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 65,0 тыс. человек.
VII. Мероприятия по содействию трудоустройству.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
В целях эффективного информационного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения предусматривается:
реализация мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости населения;
регулярное информирование в средствах массовой информации населения и работодателей о ситуации на рынке труда, процессах, происходящих в сфере занятости, о спросе и предложении на рабочую силу, возможностях профессионального обучения;
формирование у граждан, ищущих работу, активной позиции на рынке труда;
разъяснение положений системы социальной защиты безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, будут реализованы следующие мероприятия:
обеспечение занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; оказание помощи в адаптации и повышении конкурентоспособности на рынке труда; исключение дискриминации женщин в профессиональной сфере; обеспечение возможности профессионального обучения;
организация трудоустройства инвалидов, в том числе на квотируемые рабочие места; осуществление профессиональной реабилитации инвалидов; проведение тестирования их профессиональных возможностей, адаптации к трудовой деятельности;
организация трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с учетом их опыта и профессиональной подготовки по гражданским специальностям;
содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности;
трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, создание условий для обеспечения их трудовой занятости и профессиональной реабилитации, проведение мероприятий по профориентации, психологической поддержке, адаптации к рынку труда.
Организация оплачиваемых общественных работ
Проведение общественных работ относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения. Цель привлечения безработных и незанятых граждан к общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
совершенствование координации действий органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, областной службы занятости населения, работодателей по финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования общественных работ;
расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребностей конкретных муниципальных образований и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение;
улучшение информированности населения о возможности участия в общественных работах.
Предусматривается в 2004-2006 годах предоставить возможность участия в общественных работах 7,2 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 1,4 тыс. человек. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (программы "Клуб ищущих работу" и "Новый с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 10 июня 2004 г. N 929-III ОД "О Программе содействия занятости населения Курской области на 2004-2006 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был