29 июля 2004 г.
В целях комплексного решения проблем по снижению заболеваемости и смертности населения Курской области Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2006 годы)".
2. Предложить Администрации Курской области при формировании областного бюджета на 2003 год и последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации указанной целевой программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Курской областной Думы по здравоохранению и охране окружающей среды.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
областной Думы |
А.Н.Анпилов |
г. Курск
14 ноября 2002 г.
N 568-III ОД
Областная целевая программа
"Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2003-2006 годы)"
(утв. постановлением Курской областной Думы
от 14 ноября 2002 г. N 568-III ОД)
29 июля 2004 г.
Паспорт областной целевой программы "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2003-2006 годы)"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3. Программное обеспечение
4. Ресурсное обеспечение программы
5. Механизм реализации программы
6. Организация управления и контроль за ходом реализации программы
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Приложение. Мероприятия областной целевой программы "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера
(2003-2006 годы)"
Постановлением Курской областной Думы от 29 июля 2004 г. N 961-III ОД в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Предупреждение и борьба
с заболеваниями социального характера (2003-2006 годы)"
Наименование - областная целевая программа "Предупреждение и
Программы борьба с заболеваниями социального характера
(2003-2006 годы)"
Основание для - постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 13 ноября 2001 г. N 790 "О федеральной целевой
Программы Программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2002 - 2006 годы)"
Государственный - комитет здравоохранения Курской области
заказчик Программы
Разработчик - комитет здравоохранения Курской области
Программы
Исполнители - комитет здравоохранения Курской области, другие
Программы органы исполнительной власти Курской области
Перечень - "Сахарный диабет", "Неотложные меры борьбы с
подпрограмм туберкулезом в Курской области",
"Вакцинопрофилактика", "О мерах по развитию
онкологической помощи населению Курской области",
"О мерах по предупреждению дальнейшего
распространения заболеваний, передаваемых половым
путем", "Неотложные меры по предупреждению
распространения в Курской области заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(Анти-ВИЧ/СПИД)", "Совершенствование службы
медицины катастроф Курской области"
Цели Программы - снижение заболеваемости, инвалидизации и
смертности населения, стабилизация
эпидемиологической ситуации, связанной с
заболеваниями социального характера, на основе
комплексного решения проблем их профилактики,
диагностики, лечения и реабилитации больных
Задачи Программы - развитие материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений, службы
медицины катастроф, оздоровительных учреждений;
совершенствование методов профилактики, раннего
выявления, диагностики, лечения заболеваний
социального характера и реабилитации больных;
проведение научно-исследовательских работ в
области эпидемиологии, профилактики, диагностики,
лечения заболеваний социального характера и
реабилитации больных; повышение профессиональной
квалификации медицинских работников в области
предупреждения и борьбы с заболеваниями
социального характера и специалистов областной
службы медицины катастроф; предупреждение и
ликвидация медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций, совершенствование
деятельности областной службы медицины катастроф
Сроки и этапы - 2003-2006 годы I этап (2003-2004 годы):
реализации проведение мероприятий по профилактике,
Программы диагностике, раннему выявлению, лечению
заболеваний социального характера; укрепление
материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений, службы
медицины катастроф, оздоровительных учреждений;
повышение уровня готовности системы
здравоохранения к оказанию экстренной медицинской
помощи населению в чрезвычайных ситуациях;
повышение квалификации медицинских работников в
области предупреждения и борьбы с заболеваниями
социального характера и специалистов областной
службы медицины катастроф
- II этап (2005-2006 годы): продолжение проведения
мероприятий по профилактике, диагностике, раннему
выявлению, лечению заболеваний социального
характера и реабилитации больных, по укреплению
материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений, разработке и
внедрению в медицинскую практику результатов
научно-исследовательских изысканий и новых
технологий, повышению квалификации медицинских
работников в области предупреждения и борьбы с
заболеваниями социального характера и специалистов
областной службы медицины катастроф
Программные - программные мероприятия включают в себя
мероприятия следующие направления: профилактика, диагностика,
лечение заболеваний социального характера и
повышение уровня готовности системы
здравоохранения к ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций; научное обеспечение
Программы; укрепление материально-технической базы
учреждений здравоохранения; повышение
профессиональной квалификации медицинских
работников в области предупреждения и борьбы с
заболеваниями социального характера и специалистов
областной службы медицины катастроф
Объемы и источники - общая сумма затрат из областного финансирования
финансирования Программы бюджета составляет 283,946 млн. рублей,
Программы в том числе 2003 год - 72,588 млн. рублей; 2004
год - 53,362 млн. рублей, 2005 год - 90,280 млн.
рублей, 2006 год - 67,715 млн. рублей
Ожидаемые конечные - снижение заболеваемости населения туберкулезом
результаты до 50 случаев на 10 тыс. взрослого населения, до 8
реализации случаев на 100 тыс. детей, сифилисом - в 6,3 раза,
Программы гонореей - в 3 раза, хламидиозом - на 10
процентов, вирусным гепатитом В - в 2 раза,
дифтерией, корью, эпидемическим паротитом#,
коклюшем - до единичных случаев;
- полная ликвидация полиомиелита и врожденной
краснухи; снижение на 30 процентов случаев
осложнений при сахарном диабете; снижение
смертности населения Курской области от
заболеваний социального характера, в том числе от
туберкулеза - до 12 случаев на 100 тыс. населения,
от онкологических заболеваний - на 1,5 процента;
увеличение продолжительности жизни больных с
заболеваниями социального характера, в том числе
на 5-7 лет, граждан, страдающих диабетом; спасение
жизни и сохранение здоровья населения в
чрезвычайных ситуациях
Система организации - комитет здравоохранения Курской области и другие
контроля за органы исполнительной власти Курской области
исполнением осуществляют контроль за реализацией Программы в
Программы установленном порядке.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Сахарный диабет - одно из наиболее распространенных заболеваний в промышленно развитых странах, где им больны до 4-5 процентов всего населения, и является острейшей медико-социальной проблемой.
По результатам эпидемиологических исследований в Российской Федерации количество больных сахарным диабетом достигает 8 млн. человек.
В Курской области зарегистрировано около 17,8 тыс. человек, больных сахарным диабетом, в том числе свыше 3 тыс.человек - инсулинозависимых. Основной причиной ранней инвалидизации и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота - в 10 раз, нефропатия - в 12-15 раз, гангрена конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
Для решения комплекса вопросов, обеспечивающих высокое качество жизни, больным сахарным диабетом требуется поддержка со стороны государства.
Туберкулез - актуальнейшая медико-социальная проблема.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Курской области за последние годы в целом оценивается как крайне напряженная. Заболеваемость населения туберкулезом продолжает увеличиваться. Уровень заболеваемости составляет 57,2 случая на 100 000 населения. Увеличивается показатель заболеваемости остро заразными формами туберкулеза с 23,5 до 26,6 случаев на 100 000 населения. Заболеваемость туберкулезом детского населения увеличилась в 2,5 раза и составила 8,4 против 3,1 на 100 000 населения. На диспансерном учете в Курской области состоит 12219 больных туберкулезом. Увеличение больных туберкулезом обусловлено низкой эффективностью лечения, что объясняется выявлением больных с запущенными формами туберкулеза, число которых из года в год увеличивается. Это не только осложняет эпидемиологическую обстановку, но и увеличивает стоимость лечения. Ежегодно 76% больных туберкулезом, впервые выявленных среди трудоспособного населения, выходят на инвалидность.
Неудовлетворительная оснащенность и материально-техническая база противотуберкулезных учреждений не позволяют использовать новые методы диагностики и лечения больных туберкулезом. Существенно осложняет эпидемиологическую ситуацию высокая заболеваемость туберкулезом среди контингента учреждений, исполняющих уголовные наказания, где из-за финансовых трудностей мероприятия по борьбе с туберкулезом проводятся крайне неудовлетворительно. Кроме того, потенциальными источниками распространения туберкулеза среди населения являются животноводческие хозяйства, где не в полном объеме проводятся противотуберкулезные оздоровительные мероприятия.
В создавшейся социально-экономической ситуации, в условиях нарастающего распространения туберкулезной инфекции и угрожающего прогноза существует необходимость принятия дополнительных неотложных мероприятий по борьбе с туберкулезом, отраженных в настоящей программе.
В настоящее время в Курской области эпидемиологическая ситуация по некоторым инфекциям, управляемым средствами вакцинопрофилактики, остается напряженной. В 2000 году зарегистрировано 6411 случаев заболевания краснухой, что в 2,2 раза больше, чем в 1999 году и на 53% выше заболеваемости по Российской Федерации. Произошла активизация природных очагов сибирской язвы и бешенства. В области не полностью решены вопросы соблюдения санитарных правил транспортировки и хранения вакцин. На 75 фельдшерско-акушерских пунктах холодильники для хранения медицинских иммунобиологических препаратов находятся в аварийном состоянии. В ряде районов отмечается недостаток термоконтейнеров. Из-за недостаточного материально-технического обеспечения в лечебно-профилактических учреждениях и центрах Госсанэпиднадзора не внедряются программные средства анализа и обработки информации с использованием компьютерной техники в целях проведения эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики.
Проблема профилактики инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией, может быть успешно решена только при осуществлении комплекса организационных, медицинских, экономических, правовых и других мер программного характера.
Одной из основных причин смерти и инвалидизации населения, в том числе его трудоспособной части, являются злокачественные новообразования.
Организация выявления больных на ранних стадиях развития опухолевого процесса является одной из основных задач онкологической службы и здравоохранения в целом. Это обусловлено тем, что выявление и лечение пациентов на ранних стадиях развития злокачественного процесса в 75% случаев обеспечивают длительный и стойкий клинический эффект. В то же время обнаружение опухоли с обширным распространением исключает возможность достижения удовлетворительных клинических результатов.
В Курской области наблюдается ежегодное увеличение числа больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования. Так, в 2000 г. этот диагноз впервые установлен в трудоспособном возрасте у 1405 больных. В структуре причин инвалидности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения и составляют 11%. Удельный вес онкологических заболеваний, выявленных в поздних стадиях, по Курской области за последние годы возрос с 21,9% до 25,0%.
По существующим нормативам на 100000 жителей необходимо 0,4 онкологические койки. В Курской области имеется - 0,2 койки. Исходя из численности населения потребность области в онкологических койках составляет 533 койки. Имеющийся в области онкологический диспансер на 275 коек и диспансерное отделение на 81 посещение не удовлетворяют нужд ни в плане госпитализации больных, ни в организации специализированного приема в поликлиническом диспансерном отделении.
Экономические потери от злокачественных новообразований к 2007 году по Курской области могут составить 1,383 млрд. рублей.
Высокий уровень инвалидизации и смертности населения от злокачественных новообразований, наносимый государству экономический ущерб ставит онкологию в ряд социально значимых проблем, решение которых возможно только при государственной поддержке.
С 1989 года в области отмечается рост заболеваемости сифилисом. В 2001 г. заболеваемость сифилисом достигла 141 случая на 100000 населения (1989 г. - 2,6 случая). Озабоченность вызывает заболеваемость сифилисом среди детей, подростков и беременных женщин. За последние 3 года сифилисом переболело 57 детей до 14 лет, среди них 19,2% составили случаи врожденного сифилиса, 24,5% детей заразились сифилисом половым путем. Остается высоким уровень заболеваемости гонореей (108,4 случая на 100000 населения в 2001 г.)
Продолжается рост других инфекций, передаваемых половым путем, особенно скрытых форм, что приводит к позднему их выявлению и способствует дальнейшему распространению.
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация обусловлена:
расширением путей передачи инфекции, вызванной ростом проституции, в том числе детской, увеличением миграционных процессов, токсико- и наркомании, алкоголизма;
недостатками в организации и неудовлетворительном качестве диагностики, лечения заболеваний, передаваемых половым путем, обусловленными изношенностью медицинского оборудования, нехваткой тест-систем, реактивов;
недостаточной законодательной базой, отсутствием нормативных межведомственных документов и, как следствие, должного взаимодействия между заинтересованными ведомствами и службами;
неэффективно действующим законодательством в отношении лиц из групп повышенного риска (наркоманов, проституток, бомжей, мигрантов и др.).
Неблагоприятные последствия заболеваний, передаваемых половым путем, заключаются в увеличении числа лиц, страдающих бесплодием, ухудшением демографических показателей. Рост их числа создает благоприятные условия для быстрого распространения ВИЧ-инфекции среди населения.
Стремительность нарастания масштабов пандемии ВИЧ-инфекции в мире, эпидемия ВИЧ-инфекции в России, при отсутствии надежных средств профилактики и лечения, создают угрозу личной, общественной, государственной безопасности, дают право отнести эту проблему к самым острым вопросам современности,
С начала регистрации ВИЧ-инфекции в Курской области (1994 г.) и по состоянию на 31.12.2001 г. зарегистрирован 131 ВИЧ-инфицированный. Однако это не соответствует истинному положению дел, так как обследовано всего 10 % населения области. За это время родилось пять детей от ВИЧ-инфицированных матерей, 72 человека данной категории больных постоянно проживают на территории области.
Темпы роста заболеваемости с каждым годом увеличиваются: в 1994 г. зарегистрировано 2 случая (1,5%) ВИЧ-инфекции, в 1995 и 1996 годах - по 1 случаю (0,8%), в 1997 - 13 случаев (9,9%), в 1998 - 11 случаев (8,4%) (кроме того, родилось двое детей у ВИЧ-инфицированных матерей), в 1999 - 13 случаев (9,9%), в 2000 году - 42 случая (32,1%) и родилось двое детей от ВИЧ-инфицированных матерей, в 2001 году - 48 случаев (36,6%) и родился один ребенок от ВИЧ-инфицированной матери. Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей.
Вместе с тем материально-техническое состояние областного центра СПИД и лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции, не отвечают современным требованиям, в основном из-за недостатка финансовых средств.
Проблема распространения ВИЧ-инфекции в Курской области требует скоординированных действий соответствующих учреждений и организаций в рамках программных мероприятий.
По природным условиям территория Курской области не подвержена крупным стихийным бедствиям. Возможные "ЧС" природного характера (половодье в период весеннего паводка, сильный снегопад, приводящий к снежным заносам) по своим масштабам относятся к местным "ЧС".
В области насчитывается 288 крупных и средних предприятий. Специализацию промышленности определяет электроэнергетика. По территории области проходят 4 нефтепродукто- и газопровода. На территории области также размещаются 104 потенциально опасных объекта. В их числе атомная электростанция, 32 химически опасных и 68 взрывоопасных объектов, в т.ч. -24 нефтебазы с запасами ГСМ в емкостях наземного типа общей емкостью 13886 тонн, 3 объекта жилищно-коммунального хозяйства, использующих мазут, вместимостью емкостей 29 тыс. куб. м, 7 спиртзаводов общей производительностью до 350 тонн спирта. Радиационноопасным объектом является Курская атомная электростанция с большим количеством радиоактивных веществ в производстве. На территории области хранятся запасы хлора, аммиака, хлорпикрина.
Таким образом, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах области реально существует.
Для эффективной локализации возможных последствий "ЧС" и снижения экономического ущерба при их возникновении необходимо постоянное совершенствование службы медицины катастроф.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целями Программы являются: стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Курской области, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни путем обеспечения специализированной медицинской помощью больных, проведения профилактики заболеваний социального характера и их осложнений с привлечением достаточных материально-технических ресурсов. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: укрепление и восстановление материально-технической базы фтизиатрической, онкологической, кожно-венерологической служб, диабетологического центра и отделений эндокринологической службы, центров по борьбе со СПИДом и службы медицины катастроф;
проведение и совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний социального характера, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
совершенствование эпидемиологического надзора за заболеваниями социального характера;
обеспечение раннего выявления заболеваний социального характера, современного уровня диагностики, лечения больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний социального характера на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного, совершенствование лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области;
предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование деятельности областной службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию медицинской помощи пострадавшим и санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения области при различных чрезвычайных ситуациях;
повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации заболеваний социального характера.
Сроки реализации Программы: 2003-2006 годы:
I этап (2003-2004 годы):
проведение мероприятий по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению заболеваний социального характера;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений;
повышение квалификации медицинских работников;
проведение научно-исследовательских работ.
II этап (2005-2006 годы):
продолжение проведения мероприятий по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению заболеваний социального характера и реабилитации больных, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, разработке и внедрению в медицинскую практику результатов научно-исследовательских работ и новых технологий, повышению квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера.
3. Программное обеспечение
Подпрограммой "Сахарный диабет" предусмотрена разработка системы мероприятий по разделам:
развитие диабетологической службы;
обеспечение лекарственными средствами и средствами контроля сахарного диабета (инсулинами, глибенкламидом, глюкометрами, тест-полосками и другими);
организация школ по обучению лиц, больных сахарным диабетом, самостоятельному контролю содержания сахара в крови, применению сахароснижающих лекарственных средств и рациональному питанию;
предоставление санитарно-реабилитационной помощи больным сахарным диабетом;
повышение квалификации медицинских кадров для обеспечения эффективной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом.
Подпрограммой "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом" предусмотрена реализация мероприятий по следующим направлениям:
1) лечебно-профилактические мероприятия по туберкулезу: обеспечение противотуберкулезных учреждений в достаточном количестве противотуберкулезными препаратами, рентгенологической пленкой, одноразовым инструментарием, средами и химическими реактивами, дезинфекционными средствами;
проведение профилактических противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулеза;
проведение специфических профилактических мероприятий среди детского, подросткового и взрослого населения области;
развитие новых форм организации лечебного процесса - организация наркологических кабинетов на базе областного и городского диспансеров, иммунологической лаборатории, отделения интенсивного лечения больных туберкулезом на базе областного противотуберкулезного диспансера;
разработка и внедрение медицинских стандартов лечения и диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;
приобретение диагностического оборудования для выявления и лечения туберкулеза различных локализаций;
дооснащение лабораторий противотуберкулезных учреждений;
приобретение рентгенологической и флюорографической техники;
компьютеризация и программное обеспечение противотуберкулезной службы;
обеспечение системы информирования населения о мерах профилактики туберкулеза - публикация материалов в печати, организация выступлений по радио, телевидению, распространение санитарно-просветительных материалов среди населения.
2) развитие инфраструктуры противотуберкулезной службы: строительство лечебного корпуса поликлиники, пищеблока областного противотуберкулезного диспансера;
организация реабилитационного центра для детей и подростков больных туберкулезом;
ремонт очистных сооружений областного противотуберкулезного диспансера;
подготовка кадров для противотуберкулезной службы.
Перечень мероприятий подпрограммы "Вакцинопрофилактика" предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени и ресурсам. В подпрограмме предусматриваются мероприятия по следующим разделам:
достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками населения Курской области;
создание эффективной системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики;
подготовка кадров по вопросам вакцинопрофилактики;
создание постоянной системы информации населения о состоянии эпидобстановки и роли иммунопрофилактики.
Программные мероприятия подпрограммы "О мерах по развитию онкологической помощи" содержат 4 раздела:
1) создание "Канцер-регистра" населения по Курской области (развернутый список онкологических больных). Для реализации данного направления в подпрограмме предусматривается организация и создание базы данных на всех онкологических больных с целью более точного учета всех нозологических форм злокачественных новообразований и возможности проведения краткосрочных и долгосрочных прогнозов по онкологическим проблемам, складывающимся в Курской области, а также создание дополнительного госпитального регистра для оперативного учета объемов и качества проводимого лечения онкологическим больным;
2) профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация онкологических больных. Планируется совершенствование морфологической диагностики злокачественных новообразований (цитологической, иммуноморфологической) и дооснащение медицинским оборудованием онкологической службы для проведения профилактических исследований населения Курской области с целью профилактики онкологических заболеваний среди населения, повышения эффективности профилактических осмотров для раннего выявления злокачественных новообразований;
3) обеспечение лекарственными средствами. Для реализации данного направления в Подпрограмме предусматривается обеспечение онкологической службы химиопрепаратами и гормонами для лечения злокачественных новообразований современными лекарственными средствами;
4) организация и укрепление материально-технической базы онкологической службы. В подпрограмме предусматривается капитальный ремонт и реконструкция радиологического отделения, строительство онкологического диспансера, дооснащение онкологической службы медицинским оборудованием и радиодиагностической техникой с целью разработки и внедрения современных технологий обследования и лечения больных злокачественными новообразованиями; организация восстановительного лечения для онкологических больных.
Подпрограмма "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передающихся половым путем" предусматривает осуществление мер по разделам:
укрепление материально-технической базы дермато-венерологических учреждений и оснащение их современным лабораторным и диагностическим оборудованием;
расширение первичной профилактики посредством создания информационно-пропагандистской системы по профилактике заболеваний, передающихся половым путем, в том числе разработка методических материалов для обучения населения методам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем (подростков, молодежи и др.), с привлечением местной прессы;
организации циклов радио- и телепередач по обучению методам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем;
повышение уровня сексуальной культуры населения, в том числе детского и подросткового;
совершенствование системы эпидемиологического надзора за группами повышенного риска с проведением мониторинга эпидемиологической ситуации;
увеличение объема амбулаторного лечения больных сифилисом до 70% и сокращение за счет этих мероприятий расходов на дорогостоящее стационарное лечение;
повышение квалификационного уровня медицинских работников по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, передаваемых половым путем;
улучшение качества диагностики, в том числе экспресс-диагностики заболеваний, передаваемых половым путем;
внедрение современных схем лечения заболеваний, передаваемых половым путем, за счет обеспечения областного кожно-венерологического диспансера, дерматовенерологических кабинетов районных лечебно-профилактических учреждений современными диагностическими и лекарственными средствами;
снижение числа осложнений, вызванных заболеваниями, передаваемыми половым путем, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья населения в целом, и, прежде всего, на репродуктивное, ведущих к ухудшению демографической ситуации в области.
В подпрограмме "Неотложные меры по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)" предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
реконструкция и дооснащение современным оборудованием центров по профилактике и борьбе со СПИДом;
укрепление материально-технической базы центров по профилактике и борьбе со СПИДом;
совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией;
создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ/СПИДа, в том числе:
а) разработка, издание и распространение санитарно-просветительных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции, адаптированных к различным группам населения;
б) создание и трансляция по государственным и коммерческим каналам местного телевидения и радиовещания тематических передач по проблеме ВИЧ/СПИДа;
в) распространение видеофильмов и видеоклипов для трансляции по каналам местного телевидения;
г) широкое внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений консультаций на индивидуальной анонимной основе, развитие добровольного тестирования, организация и проведение кампаний по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи;
д) внедрение единой компьютерно-аналитической системы учета и отчетности, распространение оперативной эпидемиологической информации, подготовка предложений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий;
обеспечение безопасности донорской крови, органов и тканей путем проведения карантина донорской крови и ее препаратов;
сокращение платного донорства и проведение рекламных кампаний по привлечению к участию в донорстве лиц, не заинтересованных в материальном вознаграждении;
внедрение в лечебно-профилактических учреждениях современных методов дезинфекции;
приобретение для персонала областного центра СПИД и лечебно-профилактических учреждений, работающих в условиях высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией, защитной одежды и профилактических препаратов;
обеспечение современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний на основе закупок наиболее эффективных тест-систем, в том числе для экспресс-диагностики этой инфекции в родовспомогательных учреждениях, отделениях трансплантации органов и тканей, отделениях переливания крови, а также препаратов для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
повышение качества диагностики и лечения обвиняемых и осужденных к лишению свободы, прежде всего за счет обеспечения лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, тест-системами и препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей путем создания кабинетов психологической помощи и социальной поддержки с привлечением к этой работе соответствующих специалистов;
подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; распространение информационно-методических материалов, внедрение специальных программ для студентов медицинских вузов.
Подпрограммой "Совершенствование службы медицины катастроф" предусмотрена система мероприятий по разделам:
внедрение и развитие единой информационной системы всероссийской службы медицины катастроф - включение областного центра медицины катастроф во Всероссийскую сеть автоматизированной системы управления; формирование и обновление медицинского имущества, средств спасения и оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
укрепление материально-технической базы службы медицины катастроф;
подготовка медицинских кадров;
страхование медицинских работников.
Постановлением Курской областной Думы от 29 июля 2004 г. N 961-III ОД в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования Подпрограммы "Сахарный диабет" на 2003-2006 годы составляет 1774,08 тыс. руб., в том числе, на 2003 год - 497,52 тыс. рублей, 2004 год - 425,52 тыс. рублей, 2005 год - 425,52 тыс. рублей, 2006 год - 425,52 тыс. рублей.
Объем финансирования Подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом 2003-2006 годы" составляет 42486,3 тыс. рублей, в том числе на 2003 год - 13179,5 тыс. рублей, 2004 год - 6875,5 тыс. рублей, 2005 год -11174,5 тыс. рублей, 2006 год - 11256,8 тыс. рублей.
Реализация Подпрограммы "Вакцинопрофилактика" потребует 29300 тыс. рублей. Распределение объемов финансирования мероприятий Подпрограммы по годам: 2003 г.- 5000 тыс. руб.; 2004 г.- 10300 тыс. руб.; 2005 г.5500 тыс. руб.; 2006 г.- 8500 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы "О мерах по развитию онкологической помощи" составит 174510 тыс. рублей, в том числе в 2003 году - 43943 тыс. рублей, в 2004 году - 29833 тыс. рублей, в 2005 году - 60907,5 тыс. рублей, в 2006 году - 39826,5 тыс. рублей.
Объем финансирования Подпрограммы "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем" на 2003-2006 годы составляет 16464 тысяч рублей, в 2003 году - 4116 тыс. рублей, в 2005 году - 8232 тыс. рублей, в 2006 году - 4116 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы "Неотложные меры по предупреждению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)" на 2003-2006 годы составляет 2020 тыс. рублей, в том числе в 2003 году - 880 тыс. рублей, в 2004 году - 380 тыс. рублей, в 2005 году - 380 тыс. рублей, в 2006 году - 380 тыс. рублей.
Объем финансирования Подпрограммы "Совершенствование службы медицины катастроф" на 2003-2006 годы составляет 17391,9 тыс. рублей, в том числе на 2003 год - 4971,9 тыс. рублей, 2004 год - 5548 тыс. рублей, 2005 год - 3661 тыс. рублей, 2006 год - 3211 тыс. рублей.
Общий объем финансирования Программы на 2003-2006 годы составит 283946,28 тыс. руб., в том числе на 2003 год - 72587,92 тыс. руб., на 2004 год - 53362 тыс. руб., на 2005 год - 90280,5 тыс. руб., на 2006 год - 67715,8 тыс. руб.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета согласовываются заказчиком Программы с органами исполнительной власти Курской области и подлежат ежегодному уточнению.
5. Механизм реализации программы
Реализация мероприятий программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых комитетом здравоохранения Курской области как государственным заказчиком - координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий на конкурсной основе. Контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнению контракта.
Ежегодно выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются заказчиком среди исполнителей.
Комитет здравоохранения Курской области обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями, участвует в подготовке ежегодного доклада (первый квартал) в Администрацию Курской области, Курскую областную Думу о ходе реализации Программы.
Заказчик Программы ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Заказчик Программы ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из областного бюджета и в установленном порядке представляет их в комитет финансов Курской области.
6. Организация управления и контроль за ходом
реализации программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом здравоохранения Курской области совместно с областными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию мероприятий Программы.
Исполнители программных мероприятий ежегодно отчитываются перед комитетом здравоохранения Курской области.
7. Оценка социально-экономической
эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: обеспечить снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения в трудоспособном возрасте от заболеваний социального характера; обеспечить проведение мероприятий по предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера; повысить эффективность оказания медицинской помощи населению Курской области; стабилизировать эпидемиологическую ситуацию.
Экономическая эффективность Программы заключается в оптимизации расходов области на профилактику, диагностику, лечение (в том числе дорогостоящее - стационарное) заболеваний социального характера и реабилитацию больных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 14 ноября 2002 г. N 568-III ОД "Об утверждении областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2006 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Курской областной Думы от 23 декабря 2004 г. N 1056-III ОД
Постановление Курской областной Думы от 29 июля 2004 г. N 961-III ОД