Постановление Курской областной Думы
от 29 июля 2004 г. N 954-III ОД
"Об областной целевой программе "Социальное развитие села на 2004-2010 годы"
В целях реализации на территории Курской области федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, повышения уровня обеспеченности основных жизненных потребностей сельского населения, Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальное развитие села на 2004-2010 годы".
2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и при формировании на 2005 год и на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации областной целевой программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать аналогичные целевые программы по улучшению положения сельского населения на своей территории.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Курской областной Думы по сельскому хозяйству и продовольствию.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.Н.Анпилов |
г. Курск
от 29 июля 2004 г.
N 954-III ОД
Областная целевая программа
"Социальное развитие села на 2004-2010 годы"
(утв. постановлением Курской областной Думы от 29 июля 2004 г. N 954-III ОД)
Паспорт
областной целевой программы
"Социальное развитие села на 2004-2010 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Социальное
развитие села на 2004 - 2010 годы"
Основание для - постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О
Программы федеральной целевой программе "Социальное
развитие села до 2010 года", поручение
Губернатора Курской области от 09.12.2002 г.
N 06-255
Государственный - Правительство Курской области
заказчик -
координатор Программы
Основные разработчики - комитет агропромышленного комплекса Курской
Программы области, комитет строительства и стройиндустрии
Курской области, комитет промышленности и ТЭК
Курской области, комитет строительства и
эксплуатации автомобильных дорог Курской
области, комитет образования Курской области,
комитет по культуре Курской области, комитет
здравоохранения Курской области, комитет по
физической культуре и спорту Курской области,
комитет транспорта и связи Курской области, ОАО
"Курск-энерго", Курский филиал ОАО
"Центртелеком"
Цели и задачи - развитие социальной сферы и инженерной
Программы инфраструктуры сельских муниципальных
образований и сельских территорий муниципальных
образований Курской области;
создание правовых, административных и
экономических
условий для перехода к устойчивому социально-
экономическому развитию сельских муниципальных
образований Курской области и реализации
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации";
создание условий для завершения передачи
объектов социальной сферы и инженерной
инфраструктуры предприятий и организаций в
ведение органов местного самоуправления;
расширение рынка труда в сельской местности и
обеспечение его привлекательности;
создание основ для повышения престижности
проживания в сельской местности
Сроки и этапы - 2004-2010 годы:
реализации I этап - 2004-2006 годы;
Программы II этап - 2007-2010 годы
Основные мероприятия - мероприятия сгруппированы по следующим
Программы направлениям: жилищное строительство,
образование, здравоохранение, культура,
электрификация, газификация, водоснабжение,
телекоммуникационная связь, дорожное
строительство.
Реализация мероприятий обеспечит:
улучшение жилищных условий сельского населения;
улучшение состояния здоровья сельского населения
за счет повышения доступности и качества
первичной медико-санитарной помощи;
сохранение и развитие базы для занятий
физической культурой и спортом в целях
формирования здорового образа жизни сельского
населения, профилактики правонарушений,
наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся
общеобразовательных учреждений в сельской
местности, при ведение качества образования в
соответствие с современными требованиями;
активизацию культурно-досуговой деятельности на
селе;
развитие и расширение
информационно-консультационного обслуживания
сельского населения;
повышение уровня и качества электро-, водо- и
газоснабжения сельских поселений, обеспечение их
телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских
автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения
на основе сохранения и создания рабочих мест
Исполнители основных - комитет агропромышленного комплекса Курской
мероприятий Программы области, комитет строительства и стройиндустрии
Курской области, комитет строительства и
эксплуатации автомобильных дорог Курской
области, комитет транспорта и связи Курской
области, комитет промышленности и ТЭК Курской
области, комитет образования Курской области,
комитет по культуре Курской области, комитет
здравоохранения Курской области, комитет по
физической культуре и спорту Курской области,
ОАО "Курск- энерго", Курский филиал ОАО
"Центртелеком", администрации исполнительной
государственной власти районов и органы местного
самоуправления
Объемы и источники - общая сумма расходов на реализацию Программы -
финансирования 11536,9 млн.рублей, в том числе:
Программы средства федерального бюджета (предполагаемые) -
1379,0 млн. рублей (11,9 процентов);
средства областного бюджета - 5705,2 млн. рублей
(49,5 процентов), из них средства
территориального дорожного фонда - 960,9 млн.
рублей;
средства внебюджетных источников
(предполагаемые) - 4452,7 млн. рублей (38,6
процентов)
Ожидаемые результаты - реализация Программы позволит:
реализации Программы улучшить жилищные условия более 1,2 тыс.
сельских семей и довести уровень обеспеченности
коммунальными услугами до 45 процентов;
повысить уровень газификации домов (квартир)
природным газом до 50 процентов;
улучшить снабжение сельских потребителей
электроэнергией, довести электропотребление на
бытовые цели до 0,8 МВт-ч на душу населения;
довести долю обучающихся в благоустроенных
общеобразовательных учреждениях в первую смену
до 90 процентов;
повысить уровень обеспеченности детскими
дошкольными учреждениями до 40 процентов;
повысить уровень здравоохранения за счет
увеличения процента оказания врачебной помощи,
увеличить обеспеченность амбулаториями на 300
посещений в смену, дополнительно открыть 46
фельдшерско-акушерских пунктов;
повысить уровень обеспеченности клубными
учреждениями до 200 мест на 1 тыс. человек;
привлечь к регулярным занятиям физической
культурой и спортом 35 процентов учащейся
сельской молодежи и 22 процента работающих в
сельской местности;
повысить уровень обеспеченности сельского
населения питьевой водой из централизованных
водопроводов до 80 процентов;
обеспечить ввод 84,4 тыс. телефонных номеров, в
том числе под замену - 71 ,9 тыс. телефонных
номеров;
привести в нормативно-техническое состояние 654
км автомобильных дорог и расширить сеть
автомобильных дорог общего пользования,
связывающих сельские населенные пункты, на
251,3 км;
сохранить на объектах социальной сферы и
инженерной инфраструктуры 7,3 тыс. рабочих мест
и дополнительно создать 2,3 тыс. рабочих мест
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Из 2,8 тыс. сельских поселений комплексную застройку и благоустройство имеют около 500. Выборочно обустроены примерно 150 поселений, а более 2000 - не вовлечены в этот процесс.
В среднем по Курской области на 100 сельских поселений приходится 8 детских дошкольных учреждений, 16 школ, 20 клубов, 10 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10-20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.
Сложившаяся в социальной сфере на селе ситуация является тормозящим фактором формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских поселений.
За последнее десятилетие, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть жилищного фонда на селе не имеет элементарных коммунальных удобств. Сегодня сельское население области проживает в жилом фонде общей площадью 11,8 млн. квадратных метров, из которого лишь 20 процентов имеет инженерное обустройство. Благоустройство квартир в обобществленном жилом фонде в сельской местности (1,75 млн. кв. метров) составляет: водопроводом - 57 процентов, центральным отоплением - 40 процентов, канализацией - 52 процента, горячим водоснабжением - 26 процентов, газом - 80 процентов.
Показатели рождаемости, смертности, заболеваемости, болезненности свидетельствуют не только о тревожной медико-демографической ситуации на селе, но и о резком ухудшении здоровья сельских жителей. Уровень рождаемости в сельских районах области в 2 раза ниже необходимого для простого воспроизводства. Смертность взрослого населения на селе за последнее десятилетие увеличилась на 20 процентов у мужчин и на 15 процентов у женщин. В структуре причин общей смертности преобладают болезни органов кровообращения (до 60 процентов), травмы и отравления (более 10 процентов). Высок уровень выхода на первичную инвалидность трудоспособного населения. В структуре первичной инвалидности преобладают болезни системы кровообращения (27,6 процентов), злокачественные новообразования (15,8 процентов), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (11 процентов).
Заболеваемость сельских жителей растет, но показатели ее ниже, чем в городе, что связано с низкой обращаемостью населения за медицинской помощью в связи с плохим дорожно-транспортным сообщением, тяжелым материальным положением людей и низкой выявляемостью патологии из-за отсутствия должной материально-технической базы и кадрового состава лечебно-профилактических учреждений районного звена. Особенно остро стоит вопрос по педиатрическим, рентгенологическим, хирургическим и наркологическим кадрам.
Врачебную помощь сельским жителям области в 2002 г. оказывали 886 амбулаторно-поликлинических учреждений, в их числе - 37 станций (отделений) скорой медицинской помощи, 52 врачебных амбулатории и 751 фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАЛ). В настоящее время отмечается рост фельдшерского приема, удельный вес которого составил 32 процента в целом по области, а в отдельных районах он превышает 40 процентов.
Материально-техническая база большинства ФАПов неудовлетворительна. В приспособленных помещениях развернуто 537 (71,5 процента) ФАПов и только 26,3 процентов - в типовых зданиях, а 17 ФАПов размещены в аварийных помещениях. 162 (21,6 процента) ФАПа не отвечают современным требованиям. В капитальном ремонте нуждаются 199 ФАПов (26,5 процента). 31,9 процентов ФАПов имеют центральное (газовое и электрическое) отопление, водяное - 23 процента, печное- 43 процента. 20 ФАПов в зимний период не отапливаются, и, как правило, закрыты или переведены в помещения сельской администрации. Телефонизированы 461 (61,4 процента) ФАЛ. Собственным транспортом ФАПы не обеспечены, поэтому транспортировка больных осуществляется скорой помощью районных больниц или личным транспортом больного. Уровень оснащенности ФАПов табельным оборудованием составляет 45,3 процента, лишь в 8 районах области (Золотухинский, Конышевский, Курский, Обоянский, Пристенский, Суджанский, Тимский, Фатежский) решен вопрос с обеспечением ФАПов холодильниками.
Квалификационные категории имеют 394 фельдшера и 70 акушерок, 45 процентов медицинских работников имеют сертификаты специалиста. 34 ФАПа (4,5 процента) не укомплектованы медработниками.
Проблемой современного сельского здравоохранения остается улучшение врачебного обслуживания на уровне сельских врачебных амбулаторий, 78 процентов которых размещаются в приспособленных помещениях. Капитального ремонта требуют 50 процентов амбулаторий. 5 амбулаторий (Ясенковская в Горшеченском районе, Липецкая в Железногорском, Безлепкинская в Мантуровском, Ольховатская в Поныровском, Большежировская в Фатежском районе) не имеют водопровода, 38 процентов амбулаторий имеют только местную канализации, 5 амбулаторий не телефонизировано, 27 - не имеют своего транспорта. В течение ряда лет врачебные амбулатории не обеспечиваются оборудованием. Лишь в двух из них (Коммунаровской и Гирьяновской) имеются рентгенаппараты, в 11 - электрокардиографы, в 41-й - физиокабинеты, в 31-й - стоматологическое оборудование, в 14 - лаборатории. Не укомплектованы врачами 8 врачебных лабораторий.
Отмеченные проблемы сельского здравоохранения характерны и для службы скорой и неотложной медицинской помощи. Однако существуют проблемы, свойственные только сельской службе скорой помощи - это проблемы оказания медицинской помощи жителям большого числа мелких населенных пунктов, удаленных от основных лечебно-профилактических учреждений, при отсутствии коммуникаций и связи.
Стационарная медицинская помощь сельским жителям в 2002 г. оказывалась 72 больницами (в том числе в сельской местности - 61). Среди них - 28 центральных районных больниц, 3 районных и 30 участковых больниц. Общее число больничных коек в сельской местности, включая койки сестринского ухода, составляет 4816 единиц.
Относительная маломощность больничной сети районного звена здравоохранения, включая, так называемые, городские больницы поселков городского типа является следствием малочисленности сельских административных районов. Концентрация новейших медицинских технологий в крупных учреждениях здравоохранения областного уровня диктует необходимость возрождения межрайонных специализированных отделений на базе крупных центральных районных больниц с целью приближения медицинской помощи к месту жительства населения.
До настоящего времени в области не получили необходимого развития стационары, оказывающие медико-социальную помощь больным и престарелым. Низкие цифры госпитализации в ряде участковых больниц (20,0 на 1000, что почти в 10 раз ниже нормативных показателей), при высоком уровне показателя числа койко-дней на 1000 населения, подтверждает необходимость использования коечного фонда в социальных целях и указывает на острую потребность их реорганизации и перепрофилирования.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на селе сократилась на 60 процентов. Их единовременная пропускная способность составляет 17 процентов от норматива. Физической культурой и спортом занимаются всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов.
В 2002 году в Курской области сеть сельских дошкольных учреждений составляла 27 процентов от их общего количества. По сравнению с 1993 годом указанная сеть сократилась на 80 процентов, количество детей - на 78 процентов. Количество детских садов, находящихся в ведении сельхозпредприятий, сократилось с 1991 года на 90 процентов. Из имеющихся на начало 2003 года дошкольных образовательных учреждений 75 процентов - малокомплектные (1-3 группы).
По сравнению с 1990 годом количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 117 единиц при сокращении численности учащихся на 3129 человек. За последние годы сократилась подготовка рабочих кадров и специалистов для агропромышленного комплекса в профессиональных училищах сельскохозяйственного профиля. В 1992 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 1817 чел., в 2001 году - 1474 чел.
За десять лет число сельских клубов и домов культуры сократилось на 23 процента, киноустановок - на 49 процентов, библиотек - на 27 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 1,2 млн. экземпляров (16 процентов).
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения, розничная торговая сеть на селе, по сравнению с 1990 годом, сократилась на 60 процентов, осталось менее половины предприятий общественного питания. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
К началу 2001 года более 3,0 тыс. км воздушных электрических линий и 500 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельхозпредприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 6 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 236,0 тыс. домов (квартир), из них 167,7 тыс. природным газом, а остальные - сжиженным.
Централизованное водоснабжение существует в 1,4 тыс. сельских поселений, им охвачено 60 процентов сельского населения области. Большинство систем водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно, при этом, 46 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 5 процентов - в полном восстановлении. В результате 60 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Только 28 процентов абонентов имеют автоматический выход на междугородные телефонные станции.
На начало 2003 года в Курской области имелось 5938 км территориальных автомобильных дорог общего пользования, 5731 км из них или 96,5 процентов - дороги с твердым покрытием. Кроме того, в области 3176 км ведомственных дорог, обеспечивающих подъезды к населенным пунктам и подлежащих переводу в сеть автомобильных дорог общего пользования после приведения их в нормативное состояние или строительства. Обеспеченность переводимых дорог с твердым покрытием составляет 21,3 процентов (677 км). Из 2807 сельских населенных пунктов соединено дорогами с твердым покрытием - 1446 .
Ведомственные автомобильные дороги строились по нормативам, отличным от нормативов дорог общего пользования. Кроме этого, после их постройки содержанием автомобильных дорог никто не занимался и они пришли в неудовлетворительное техническое состояние. Поэтому, 677 км ведомственных автомобильных дорог подлежат приведению в нормативное состояние с последующей передачей их в сеть автомобильных дорог общего пользования. 2499 км фунтовых дорог подлежат новому строительству.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обеспечения сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья 1361 сельский населенный пункт остается без автобусного сообщения, а в период весенней и осенней распутицы движение автотранспорта затруднено.
В результате недостаточных инвестиций в сельской местности снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 году уменьшилась на 1,3 тыс. человек (0,9 процента) и на начало 2001 года составила 150,4 тыс. человек. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 процента до 56 процентов.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны, определенных на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной программы "Социальное развитие села на 2004-2010 годы" (далее именуется - Программа) обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного производства страны необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти области и органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских поселений.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских поселений;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских поселений;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
создание условий для завершения передачи сельскохозяйственными предприятиями и организациями объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
активизация культурной деятельности на селе;
развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских поселений.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на региональном и местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Сроки реализации Программы (2004-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из ресурсных возможностей федерального и областного бюджетов в 2004-2006 годах, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
III. Меропроятия программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, Комплексной программой социально-экономического развития Курской области на 2002-2005 годы и включает мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению реализации Программы за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий федерального, областного и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Для выполнения Программы будут разработаны и приняты в установленном порядке необходимые нормативно-правовые акты.
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности;
привлечение внебюджетных источников финансирования, включая ипотечное жилищное кредитование;
ведение мониторинга преобразования жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения положительного опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
Механизм бюджетного финансирования:
- средства федерального бюджета выделяются области на безвозвратной основе на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в соответствии с Порядком, утвержденным Правительством России;
- средства областного бюджета предоставляются сельским гражданам в виде субсидий на долевое финансирование и на компенсацию процентной ставки за пользование кредитом для строительства (приобретения) жилья, в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Курской области.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 позволит:
улучшить жилищные условия более 1200 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
привлечь для финансового обеспечения указанных мероприятий внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реструктуризация сети общеобразовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов;
ввод в действие дошкольных образовательных учреждений вида "Начальная школа - детский сад";
создание сельских дошкольных учреждений, в том числе принадлежащих сельхозпредприятиям, с вариативными формами дошкольного образования (группы с гибким режимом подготовки к школе, для детей - инвалидов, кратковременного пребывания);
создание центров довузовской подготовки обучающихся;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах;
совершенствование работы по обеспечению сельскохозяйственных предприятий кадрами массовых профессий;
осуществление подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования по заявкам сельскохозяйственных организаций и на основе договоров, предусматривающих льготы для обучающихся (доплаты к стипендиям, льготный проезд к месту практики и т.п.);
более тесное взаимодействие органов местного самоуправления, профессиональных училищ и сельских общеобразовательных школ при проведении профориентационной работы с сельской молодежью;
содействие учебным заведениям начального профессионального образования в вопросах организации и проведения производственной практики учащихся, проведении стажировок педагогических кадров училищ на базе эффективно работающих сельскохозяйственных организаций.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 2 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.
В сфере образования будет сохранено 609 рабочих мест и создано 96 рабочих мест.
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;
совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;
развитие института врача общей практики (семейный врач).
В результате реализации мероприятий согласно приложению N 3 обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями повысится до 8,6 тыс. посещений в смену на 10 тыс. жителей, будет восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов.
В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
разработка региональных, муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;
создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8-10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату больничных листов.
В сфере сельского здравоохранения, физкультуры и спорта будет сохранено 2829 рабочих мест и создано 46 рабочих мест.
4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;
повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений - зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению N 4 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
В результате развития сельских учреждений культуры будет сохранено 1095 рабочих мест и создано 170 рабочих мест.
5. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
повышение качества потребляемой на селе электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложениям N 5, 6 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности и сохранить 478 рабочих мест.
6. Развитие газификации в сельской местности
Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
осуществление строительства распределительных газовых сетей;
повышение уровня газификации на селе до 50 процентов;
внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования природного газа.
Средства областного бюджета предоставляются на долевое финансирование газификации в сельской местности в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Курской области.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 7 позволит значительно улучшить окружающую среду и условия быта сельского населения.
Реализация мероприятий позволит сохранить в системе газификации села 2640 рабочих мест и создать дополнительно 2039 рабочих мест.
7. Развитие водоснабжения в сельской местности
Главными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Программа предусматривает мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 8 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 80 процентов.
8. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения телефонной связью и другими информационными услугами.
Программа предусматривает ввести в действие 84,4 тыс. номеров на новых электронных (цифровых) АТС, обеспечить прирост обонентской сети на 9,5 тыс. номеров и замену устаревшего оборудования АТС на 71,9 тыс. номеров, а также максимальное использование свободных емкостей АТС и линейных сооружений и организацию телефонной связи в приграничных районах Курской области (Кореневский, Беловский, Рыльский, Суджанский, Хомутовский, Глушковский), обеспечивающую на территории области выполнение различными ведомствами своих служебных обязанностей на российско-украинской границе протяженностью около 300 км.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложениям N 9, 10 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать новые рабочие места.
Государственным заказчиком по реализации мероприятий в области развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является комитет транспорта и связи Курской области.
9. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности в рамках Программы рассматривается как первый этап реализации стратегической цели - соединение всех сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с твердым покрытием для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения.
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности позволит создать 156 рабочих мест.
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности приведены в приложении N 11.
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Мероприятия Программы осуществляются за счет предполагаемых средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Средства областного бюджета предоставляются на долевое финансирование мероприятий Программы по объектам, определяемым в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для областных государственных нужд и их финансировании за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Администрации Курской области.
Объемы выделяемых из областного бюджета средств могут корректироваться в соответствии с утвержденными планами капитального строительства объектов.
В целях удовлетворения потребности участников Великой Отечественной войны, проживающих в сельской местности, в установке квартирных телефонов и подавших заявление на установку телефона после 01.07.2003 года в областном бюджете на 2005-2010 годы предусматриваются ассигнования в сумме 36, 3 млн. рублей. Средства предназначены для компенсации оператору связи расходов, связанных с подключением телефона и строительством недостающих линий связи или с приобретением сотовых телефонов для участников Великой Отечественной войны. Конкретная сумма на каждый финансовый год определяется в установленном порядке.
Общий объем финансирования Программы в 2004-2010 годах составляет 11536,9 млн. рублей, в том числе за счет предполагаемых средств федерального бюджета - 1379,0 млн. рублей (11,9 процентов), средств областного бюджета - 5705,2 млн. рублей (49,5 процентов), из них средства территориального дорожного фонда - 960,9 млн. рублей, внебюджетных источников - 4452,7 млн. рублей (38,6 процентов).
Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов в объеме согласно приложению N 12.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Для решения проблемы выравнивания районов области по обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры до среднеобластного уровня, в областном бюджете предусматриваются соответствующие ассигнования.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственным заказчиком Программы.
Комитет агропромышленного комплекса Курской области совместно с администрациями исполнительной государственной власти районов и органами местного самоуправления организует ведение статистической отчетности по ее реализации (форма N 1-СРС).
Для подтверждения выделяемых объемов софинансирования из областного бюджета и защиты средств долевого финансирования из федерального бюджета, ответственные исполнители разделов Программы обеспечивают ежемесячную статистическую отчетность (пообъектно) установленной формы.
V. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, органов исполнительной государственной власти Курской области и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком (координатором программы) - Правительством Курской области или по его поручению - отраслевыми, территориальными органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления Курской области средств федерального, областного и местных бюджетов для реализации Программы;
разработку методических материалов для исполнителей Программы в муниципальных образованиях;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на реализацию Программы, направляются в соответствии с Порядками (Положениями) отбора объектов строительства и реконструкции их финансирования, утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Курской области.
VI. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет Правительство Курской области, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы.
Ответственный за выполнение Программы в целом - комитет агропромышленного комплекса Курской области:
обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и областного бюджетов, выполнению соглашений с органами местного самоуправления о финансировании программных мероприятий за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников;
с участием заинтересованных органов исполнительной власти Курской области и администраций исполнительной государственной власти районов подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Мин-сельхоз России, Правительство Курской области и Курскую областную Думу информацию о ходе реализации Программы за прошедший год;
на основе соглашений осуществляет взаимодействие с ответственными исполнителями программных мероприятий:
в области образования - с комитетом образования Курской области;
в области здравоохранения - с комитетом здравоохранения Курской области и комитетом по физической культуре и спорту Курской области;
в области культуры - с комитетом по культуре Курской области;
в области электрификации - с комитетом промышленности и ТЭК Курской области;
в области газификации - с комитетом строительства и стройиндустрии Курской области;
в области строительства автомобильных дорог - с комитетом строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области
в области телекоммуникации - с комитетом транспорта и связи Курской области.
VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы
В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного, торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания сельского населения.
Более 1800 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 40 процентов. Будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях повсеместно достигнет 90 процентов, а уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями составит 40 процентов. Кроме того, повысится уровень оказания услуг здравоохранения за счет увеличения процента оказания врачебной помощи, клубными учреждениями - до 200 мест на 1 тыс. человек, при этом количество привлеченных к регулярным занятиям физкультурой и спортом составит 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента работающих в сельской местности.
Обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 90 процентов, развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить дополнительно 84,4 тыс. сельских потребителей телефонной и информационной связью, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут снижены до 20-25 процентов.
В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8-10 процентов.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 7318 рабочих мест, создания дополнительно 2297 рабочих мест и получения сельским населением дополнительных доходов.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе:
улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 29 июля 2004 г. N 954-III ОД "Об областной целевой программе "Социальное развитие села на 2004-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Курской областной Думы от 7 мая 2009 г. N 959-IV ОД настоящее постановление признано утратившим силу
Действие названного Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Курской областной Думы от 3 декабря 2008 г. N 849-IV ОД
Постановление Курской областной Думы от 28 апреля 2005 г. N 1156-III ОД