Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации города Курска
от 19 июля 1996 г. N 528
Положение
о городском звене предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее положение на территории города Курска определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов территориальной подсистемы, реализует основные вопросы функционирования городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется ГЗЧС).
2. ГЗЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечивая безопасность населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба на территории города Курска от чрезвычайных ситуаций.
3. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", основными задачами ГЗЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения, территорий от чрезвычайный ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, повышение устойчивости функционирования объектов экономики, независимо от их организованно-правовых форм, а также подведомственным им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования ГЗЧС определяются положением об этой подсистеме, утверждаемым главой администрации города.
ГЗЧС является составной частью Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданной для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению города.
ГЗЧС объединяет органы управления исполнительной власти города всех уровней, различные организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждению# и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ГЗЧС включает в себя координирующий орган - городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям: постоянно действующий орган управления - штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, звенья, соответствующие административно-территориальному делению, органы повседневного управления, силы и средства, медицинские, продовольственные, системы связи, оповещения информационного обеспечения.
5. Координирующими органами ГЗЧС являются:
на местной уровне, охватывающем территорию города Курска, - городская комиссия по чрезвычайным ситуациям;
на местном уровне, охватывающем территорию административных округов города, - окружные комиссии по чрезвычайным ситуациям;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, или объектах экономики - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положение о комиссиях по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти города, административных округов, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждается решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти и объектов экономики.
6. Территориальное звено предназначено для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя координирующий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (городскую, окружную), постоянно действующий орган управления, орган повседневного управления, силы и средства звеньев, продовольственные, медицинские, материальные ресурсы, системы связи и оповещения, информационного обеспечения (в отдельных звеньях - специальные учебные заведения).
Задачи территориальных звеньев, их организация и порядок функционирования, состав сил и средств определяются положениями, утвержденными руководителями соответствующих органов исполнительной власти.
7. Основными задачами городской комиссии по чрезвычайным ситуациям являются:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и предупреждение в состоянии готовности пунктов управления;
организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание материальных ресурсов;
взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решений о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения к этим работам трудоспособного населения;
планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуированного населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений городской территориальной подсистемы к действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Основные задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям:
руководство окружными звеньями на подведомственных территориях;
участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшение ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;
создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материальных ресурсов, используемых на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в период ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшим;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направление сил и средств для их ликвидации;
руководство действиями в ходе возникновения развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;
руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
9. Задачи# объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям является:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти города и административных округов;
на объектовом уровне - отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайный ситуациям.
11. Органами повседневного управления ГЗЧС являются:
пункты управления, оперативно-дежурная смена по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (пункты управления административных округов);
дежурно-диспетчерские службы специализированных подразделений аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, учреждений и предприятий;
органы повседневного управления ГЗЧС осуществляют управление и контроль за функционированием звеньев ГЗЧС.
12. В состав сил и средств ГЗЧС входят силы и средства органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подразделяются на силы и средства:
наблюдение и контроль;
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Силы и средства наблюдения и контроля состоит# из службы СНЛК (учреждений СНЛК).
14. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит# из:
формирований служб экстренной медицинской помощи управления Здравоохранения города Курска, а также других министерств и ведомств Российской Федерации;
военизированных и профессиональных противопожарных формирований противопожарной службы УВД города и объектов экономики министерств;
территориальных и объектовых формирований гражданской обороны города;
восстановительных и пожарных поездов Курского отделения Московской железной дороги;
аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объектов экономики;
формирований обеспечения действий сил по ликвидации чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечения населения городских организаций, учреждений и предприятий;
частей химических войск Вооруженных Сил РФ, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, расположенных на территории города (согласно плана# взаимодействия);
аварийно-спасательных формирований (укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течении# постоянной готовности).
15. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и главы администрации города.
16. Решениями руководителей медицинских, строительных организаций и других существующих специализированных организаций, служб и подразделений, расположенных на территории города, создаются внештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
17. Информационное обеспечение функционирования ГЗЧС осуществляется управляющей системой и включает:
городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям;
городской запасный пункт управления;
средства связи и передачи данных.
18. Основными функциями системы информационного обеспечения ГЗЧС являются:
сбор и отработка данных, полученных от информационных подсистем оповещения о фактах чрезвычайных ситуаций;
сбор и отработка информации от абонентов системы;
обеспечение обмена информацией между различными уровнями ГЗЧС (территориальный, объектовый), комиссиями по чрезвычайным ситуациям, пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор информации осуществляется путем передачи формализованных донесений;
содержание, вид информации о чрезвычайных ситуациях, сроки и порядок ее передачи определяются инструкциями, разрабатываемыми городской комиссией по чрезвычайным ситуациям.
19. В зависимости от обстановки, масштаба возникшей чрезвычайной ситуации решением главы администрации и органов местного самоуправления в пределах территории устанавливается один из режимов функционирования ГЗЧС:
режим повседневной деятельности; функционирование подсистемы при нормальной производственно промышленной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности; функционирование подсистемы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации; при возникновении ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Основными мероприятиями при функционировании ГЗЧС является:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
выполнение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращение возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств ГЗЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание чрезвычайных ситуаций резервных фондов, медицинских, продовольственных и материальных ресурсов;
осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистемы и звеньев ГЗЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
проведение# в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижения при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
21. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резервы финансовых и материальных ресурсов города (за счет средств городского бюджета);
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления (за счет средств местного бюджета);
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов (за счет собственных ресурсов организаций);
номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим, и предназначены для проведения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
22. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляют:
частных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (при отсутствии таких комиссий - административные комиссии, городские комиссии);
объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией объектов, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп окружных, городских комиссий по чрезвычайным ситуациям;
местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией города, - комиссии по чрезвычайным ситуациям города, административного округа в зависимости от границ распространения чрезвычайной ситуации.
23. Оперативные группы комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней, предназначенные для организации и выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствий. Состав оперативных групп формируется из персонального состава комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации, основными задачами оперативной группы в районе бедствия являются:
а) при функционировании в режиме повышенной готовности:
выявление причин, оценка характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации;
координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением мер по предотвращению чрезвычайной ситуации;
б) при функционировании в чрезвычайном режиме:
оценка масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирование развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типов планов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовых, продовольственных, медицинских и материальных ресурсов (средства жизнеобеспечения населения, оборудование для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.) из резервов по распространению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организации и граждан;
координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.
24. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами звеньев и территориальной подсистемы, на территории и объектах, на которых они возникли.
25. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что объектовые или окружные, городские комиссии по чрезвычайным ситуациям не могут самостоятельно справиться с ее локализацией, они обращаются за помощью в областную комиссию по чрезвычайным ситуациям;
областная комиссия по чрезвычайным ситуациям мотет взять на себя руководство либо оказать помощь силами и средствами;
по указанию Президента Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации.
26. Выполнение целевых программ по вопросам безопасности и защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующими руководящими органами с целью координации финансовой, инвестиционной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их дестабилизирующего воздействия, а также с целью подготовки к ликвидации аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.
Территориальные целевые программы разрабатываются в соответствии с решениями органов исполнительной власти и финансируются из местного бюджета. Содержание проектов, составляющих основную программу, и объемы финансирования согласовываются с соответствующими органами, участвующими в их реализации.
27. Финансирование ГЗЧС и ее звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых средств из городского и местного бюджетов.
Распорядителями указанных фондов являются соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
28. Местные чрезвычайные фонды продовольственных, медицинских и материальных ресурсов создаются за счет бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций на экономику.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов.
29. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках ГЗЧС на основе планов действий органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
30. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях организуется штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (города и административных округов), осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках, по месту работы, жительства и в ходе специальных учений, тренировок.
31. Готовность и уровень подготовки органов управления, сил и средств территориальной подсистемы ежегодно планируются и проводятся в ее звеньях при проведении командно-штабных учений, комплексных учений и штабных тренировок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.