Я, Главный государственный санитарный врач по Курской области А.В. Бунаков, проанализировав ситуацию с организацией питания в общеобразовательных учреждениях области в 2006 - 2007 учебном году, установил, что санитарно-эпидемиологические требования по обеспечению детей полноценным питанием выполняются неудовлетворительно.
Не обеспечено финансирование питания школьников из бюджетов всех уровней. Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году в среднем составил 54 % детей и подростков, что ниже средних показателей по Российской Федерации. В учебное время питается 70 % учащихся начальных классов и 41 % учащихся 5 - 11 классов.
В школах г. Курска, Дмитриевского, Золотухинского, Советского, Солнцевского, Фатежского, Хомутовского районов в образовательных учреждениях не охвачено питанием более 46 % учащихся. По сравнению с прошлым учебным годом значительно ухудшилась ситуация в школах Беловского, Обоянского, Щигровского, Дмитриевского, Фатежского Железногорского районов и в г. Железногорске, где допущено снижение охвата школьников питанием на 14 - 22 %.
Администрациями городских поселений и муниципальных районов, являющихся учредителями общеобразовательных учреждений не принято мер по сокращению количества детей, не получающих горячего питания в школах и не пользующихся буфетной продукцией.
В Хомутовском, Кореневском, Касторенском, Медвенском, Золотухинском районах бесплатно питается только по 18 - 65 школьников. В школах г. Курска получает бесплатное питание 2871 ребенок, что составляет 18 % от общего числа питающихся и не обеспечивает всех нуждающихся детей из многодетных и малообеспеченных семей. В 21 районе области питание детей данной категории вообще не финансируется. В г. Железногорске каждый ребенок получает бесплатное питание 1 раз в неделю, а размер ежедневной дотации составляет всего 2,5 рубля в день.
В Фатежском, Рыльском, Конышевском, Солнцевском и других районах области нарушается режим питания учащихся при длительном пребывании детей в школах, в том числе в группах продленного дня. Вместо 2-разового организовано одноразовое питание. В большинстве школ области отсутствует обеспечение детей полдниками в тех случаях, когда после обеда дети пребывают в группах продленного дня более 4-х часов.
По-прежнему меню составляются с учетом установленной стоимости завтраков и обедов, а не физиологической потребности детей различного возраста в пищевых веществах и энергии. Объемы первых блюд и вес порций мясных, рыбных блюд и гарниров одинаковы для учащихся начальных классов и старшеклассников. Вследствие низкой стоимости рационов калорийность завтраков и обедов составляет не более 70 % физиологической нормы для детей начальных классов и 40 % - для старшеклассников.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В городских школах дети не обеспечены по нормам такими продуктами, как мясо, рыба, творог, молоко, масло сливочное, овощи, фрукты. Доля углеводсодержащих продуктов в общей калорийности завтраков и обедов значительно превышает гигиенические нормы.
Столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи. Полуфабрикатами обеспечиваются только школьные столовые г. Железногорска. Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, особенно в сельских школах, изношенность технологического и холодильного оборудования, его несвоевременный ремонт и замена, отсутствие горячей проточной воды. В большинстве районов вопросы дооснащения школьных столовых решаются неудовлетворительно - планы обеспечения школ оборудованием районными отделами образования не составляются и на рассмотрение территориальных администраций не выносятся.
Конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на организацию питания в школах, осуществляется без учета их возможности обеспечить детей полноценным питанием. Большинство претендентов не удовлетворяют обязательным условиям, а именно: не обеспечивают школьные столовые-доготовочные полуфабрикатами собственного производства, не поставляют продукцию обогащенную витаминами, макро# и микроэлементами, не имеют в штате специалистов-технологов, не осуществляют производственный лабораторный контроль за работой пищеблоков, не обеспечивают своевременное прохождение гигиенической подготовки работников.
В результате надзорных мероприятий, проведенных Управлением Роспотребнадзора, установлено, что в 28 % школ отмечены нарушения санитарно-противоэпидемического режима содержания пищеблоков. Калорийность завтраков и обедов занижена вследствие недовложения продуктов в 8,8 % исследованных проб. Доля нестандартных по санитарно-химическим и микробиологическим показателям проб готовой пищи составляет 3,4 %.
В области более 94 % дошкольных образовательных учреждений находятся в ведении местных органов власти, со стороны которых не принимается необходимых и достаточных мер по улучшению условий пребывания детей, в том числе - организации полноценного питания. В подавляющем большинстве сельских дошкольных образовательных учреждений на пищеблоках отсутствует горячая проточная вода, отмечается нехватка оборудования, посуды, инвентаря. В дошкольных учреждениях Дмитриевского, Мантуровского, Солнцевского, Щигровского,# районов питание детей организуется на 11 - 24 рубля на 1 ребенка в день. В таких условиях дети недополучают молока, мяса, рыбы, творога, овощей, фруктов, соков, а калорийность их питания ниже возрастных норм. Администрация г. Курска также не в полной мере решает вопросы обеспечения детей полноценным питанием в дошкольных образовательных учреждениях города.
Крайне неблагоприятная ситуация сложилась в профессиональных училищах, подавляющая часть которых находится в ведении комитета образования и науки Курской области. При финансировании не учитывается возможность получения подростками нормируемого набора продуктов. Учащиеся получают одноразовое питание на сумму 6 рублей вместо 2-разового. В таких условиях невозможно не только обеспечить требуемое законодательством выполнение норм, но и восполнить высокие энерготраты подростков.
Неудовлетворение физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии приводит к нарушениям умственного и физического развития и росту заболеваемости, что подтверждается результатами всероссийской диспансеризации детей различных возрастных групп и анализом заболеваемости детей в Курской области.
В области отмечается крайне негативная тенденция уменьшения числа здоровых детей и увеличения количества, страдающих хроническими заболеваниями.
За последние пять лет, отмечается неблагоприятная динамика роста первичной заболеваемости среди детского населения на 31 %, подросткового - на 37 %.
Оценка острой заболеваемости показала, что 11 % посещающих дошкольные учреждения относятся к группе часто и длительно болеющих детей. Физическое развитие 23 % детей, посещающих детские дошкольные учреждения, и 27 % учащихся школ оценивается как дисгармоничное, в том числе дефицит и избыток массы тела имеет 11,5 % детей в дошкольных учреждениях и 15 % учащихся школ. Каждый двадцатый ребенок в дошкольных учреждениях и школах не достиг возрастных параметров биологической зрелости. Функциональное состояние 12 % школьников оценивается как пониженное в сравнении с возрастной нормой. Только 71 % учащихся может заниматься физической культурой по общим программам, а более 1,5 тысяч детей и подростков по состоянию здоровья вообще освобождены от занятий физкультурой.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать Главам администраций исполнительной государственной власти муниципальных районов и поселений, руководителям органов местного самоуправления:
1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Обеспечить финансирование питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечивающие возрастные физиологические потребности детей в пищевых веществах и энергии.
1.3. Обеспечить допуск к деятельности по организации питания в учреждениях образования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на конкурсной основе с учетом требований санитарного законодательства.
1.4. Обеспечить создание на базах существующих предприятий общественного питания специализированных цехов для приготовления и доставки полуфабрикатов в школьные столовые-доготовочные.
2. И.о. Председателя комитета образования и науки Курской области А.Ф. Уколову:
2.1. Проанализировать систему организации и рационы питания, материально-техническое состояние пищеблоков в общеобразовательных учреждениях. Разработать и внести в Правительство Курской области проект областной программы "Организация рационального питания детей в учреждениях образования области".
2.2. Обеспечить нормативно-правовую базу деятельности предприятий, выполняющих функции комбинатов школьного питания, а также работы столовых в учреждениях образования.
2.3. Осуществлять постоянный контроль и координацию деятельности по организации питания детей в учреждениях образования. Принять меры по расторжению договоров на право организации питания и поставки продовольствия при наличии грубых нарушений в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся указанными видами деятельности, в том числе по представлениям контрольных (надзорных) служб.
2.4. Создать на базе учреждений профессионального образования, постоянно действующие курсы для получения соответствующего образования и повышения квалификации работников школьных столовых.
2.5. Рекомендовать руководителям органов и учреждений образования создавать при сельских школах фермерские хозяйства для выращивания плодоовощной продукции с объёмом производства, обеспечивающим нужды собственной столовой, и для расширения ассортимента продуктов питания учащихся, как одну из форм решения проблемы полноценного питания школьников.
2.6. Обеспечить полноценным питанием и витаминизированными продуктами подростков, обучающихся в профессиональных училищах.
3. Руководителям органов и учреждений образования:
3.1. Осуществлять контроль организации, качества и режима питания учащихся. Обеспечить проведение лабораторного контроля в школьных столовых и анализ выполнения норм питания, предусмотрев это в договорах с предприятиями (индивидуальными предпринимателями), организующими питание в школах.
3.2. Обеспечить работу всех школьных столовых и кратность питания детей в зависимости от продолжительности пребывания учащихся в школах.
3.3. Принять необходимые меры по обеспечению пищеблоков школ необходимым холодильным и технологическим оборудованием.
3.4. Ввести и укомплектовать штатные единицы работников пищеблоков в школы, имеющие столовые.
3.5. Принять необходимые меры по организации питания детей из многодетных и малообеспеченных семей.
4. Управлению Роспотребнадзора по Курской области и его территориальным отделам:
4.1. В течение декабря 2006 г. и 1 квартала 2007 г. провести проверку организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
4.2. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Курской области до 20 апреля 2007 года представить в Управление информацию с анализом состоянии# питания в общеобразовательных учреждениях и принятых мерах по оптимизации системы организации питания, довести до сведения администраций муниципальных районов и поселений результаты анализа состоянии# питания в общеобразовательных учреждениях и принятых мерах.
4.3. Довести текст настоящего постановления до сведения администраций исполнительной государственной власти Муниципальных районов и поселений, руководителем# органов местного самоуправления, органов и учреждений образования.
5. ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии по Курской области":
5.1. Организовать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", мониторинг физического развития и алиментарно-зависимых заболеваний в организованных детских коллективах, начиная с отчетных данных за 2006 год.
5.2. Обеспечить проведение ежеквартального анализа выполнения норм потребления продуктов питания в детских коллективах по данным производственного контроля в детских учреждениях.
5.3. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за питанием в детских учреждениях.
6. Просить Правительство Курской области разработать концептуальные подходы к решению проблемы обеспечения детей и подростков, обучающихся в дошкольных учреждениях, школах, учреждениях начального профессионального образования, полноценным, сбалансированным и регулярным питанием.
7. Контроль выполнения настоящего постановления оставляю за собой.
|
А.В. Бунаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Курской области от 21 декабря 2006 г. N 22 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"
Текст постановления опубликован на web-сайте Управления Роспотребнадзора по Курской области
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области от 15 декабря 2006 г. N 01-5971