Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению главы
Железногорского района
от 18 мая 2007 г. N 89-р
Методические рекомендации
по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 63, 64, 66.5 Закона Курской области от 04.01.2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" должностными лицами администрации Железногорского района
Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 63, 64, 66.5 Закона Курской области от 04.01.2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" должностными лицами администрации Железногорского района (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ и определяют порядок деятельности должностных лиц администрации Железногорского района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 63, 64, 66.5 Закона Курской области от 04.01.2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (далее - протокол об административных правонарушениях).
2. Перечень должностных лиц администрации Железногорского района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - должностные лица) утверждается распоряжением главы района.
1. Общие вопросы привлечения к административной ответственности
Согласно статье 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ответственность за административное правонарушение наступает с 16 лет.
Понятие должностного лица дано в примечании к статье 2.4 Кодекса. Согласно данному определению должностным лицом является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
При этом руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Понятие юридического лица, а также его признаки, виды, правоспособность определены в статьях 48 - 51 Гражданского кодекса Российской Федерации. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, а также быть зарегистрированы в порядке, определенном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
От имени юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, выступает его законный представитель. В соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Лицо, в отношение# которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением административной комиссии (статья 12 ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области")
Под порядком установления вины согласно Кодексу подразумевается установление наличия в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области".
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть признано виновным, если действовало с умыслом или по неосторожности (статья 2.2. Кодекса).
Также возможно совершение административного правонарушения по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Необходимо принимать во внимание, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативным правовым актом установлены обязанность и срок, в течение которого такая обязанность должна быть выполнена, но это исполнено не было, правонарушение является оконченным с момента истечения установленного срока. Указанное обстоятельство должно обязательно учитываться при составлении протокола, поскольку Кодексом предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, являются (часть 1 статьи 28.1 Кодекса):
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В том случае, если для реального привлечения виновного лица к ответственности у должностного лица нет всей полноты полномочий (например, для привлечения к административной ответственности определенной категории лиц), материалы необходимо направить в прокуратуру либо в другие компетентные органы.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (часть 4 статьи 28.1 Кодекса).
Срок давности привлечения к административной ответственности определяется в соответствии со статьей 4.5 Кодекса.
2. Права и обязанности должностных лиц администрации Железногорского района по составлению протокола об административном правонарушении
2.1. Должностные лица имеют право:
2.1.1. составлять протоколы об административных правонарушениях на юридических, должностных лиц и граждан за:
Сжигание сухой травы на лугах, в лесополосах, в оврагах, на обочинах дорог, около зданий животноводческих и птицеводческих ферм, стоговищ и других продуктов искусственного и естественного процесса растениеводства - статья 63 ЗКО "Об административных правонарушениях на территории Курской области"
Субъектами правонарушения являются юридические, должностные лица и граждане.
Основание ответственности - противоправные действия, осуществляемые субъектами правонарушения выразившиеся в сжигании сухой травы на лугах, в лесополосах, в оврагах, на обочинах дорог, около зданий животноводческих и птицеводческих ферм, стоговищ и других продуктов искусственного и естественного процесса растениеводства.
2.1.2. составлять протоколы об административных правонарушениях на юридических, должностных лиц и граждан за:
несвоевременную уборку и вывоз промышленных и бытовых отходов в населенных пунктах - статья 64 ЗКО "Об административных правонарушениях на территории Курской области"
Субъектами правонарушения являются юридические, должностные лица и граждане.
Основание ответственности - противоправные действия, осуществляемые субъектами правонарушения выразившиеся в несвоевременной уборке и вывозе промышленных и бытовых отходов в населенных пунктах
2.1.3. составлять протоколы об административных правонарушениях на граждан за:
Невыполнение установленных Правилами охраны жизни людей на воде в Курской области мер по обеспечению безопасности населения, на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах - статья 66.5 ЗКО "Об административных правонарушениях на территории Курской области".
Субъектами правонарушения являются граждане.
Основание ответственности - противоправные действия, осуществляемые субъектами правонарушения выразившиеся в невыполнение# установленных Правилами охраны жизни людей на воде в Курской области мер по обеспечению безопасности населения, на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах.
Под мероприятиями по обеспечению безопасности населения, на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах понимаются Меры по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах, установленные постановлением Правительства Курской области от 24 января 2006 г. N 10 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на воде в Курской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Курской области": На пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах работниками спасательных станций и постов, водопользователями, внештатными общественными инспекторами Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области проводится разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде с использованием радиотрансляционных установок, магнитофонов, мегафонов, стендов, фотовитрин с профилактическим материалом и др.
Постановлением Правительства Курской области от 26 сентября 2007 г. N 172 Постановление Правительства Курской области от 24 января 2006 г. N 10 признано утратившим силу
См. Правила охраны жизни людей на водных объектах в Курской области, утвержденные Постановлением Администрации Курской области от 18 сентября 2007 г. N 199
- Каждый гражданин обязан оказывать посильную помощь людям, терпящим бедствие на воде.
- На пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах запрещается:
1) купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;
2) заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
3) подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавательным средствам;
4) прыгать с неприспособленных# для этих целей сооружений в воду;
5) загрязнять и засорять водоемы и берега;
6) купаться в состоянии алкогольного опьянения;
7) приводить с собой собак и других животных;
8) играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать шалости в воде, связанные с нырянием и захватом купающихся и др., подавать крики ложной тревоги;
9) плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах;
10) распивать спиртные напитки;
11) оставлять на берегу, в гардеробах и раздевальных бумагу, банки, стекло и другой мусор.
- Обучение людей плаванию должно проводиться в специально отведенных местах пляжа. Ответственность за безопасность обучаемых несет преподаватель (инструктор, тренер, воспитатель), проводящий обучение или тренировку.
При групповом обучении плаванию число одновременно обучающихся не должно превышать 10 человек. За группой обучающихся, кроме преподавателя, должны постоянно наблюдать дежурный спасатель и дежурный медицинский работник.
- Взрослые обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, их шалостей на воде, плавания на неприспособленных# для этого средствах (предметах) и других нарушений на воде.
- Пляжи лагерей для отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений (далее именуются - лагеря отдыха детей), кроме соответствия общим требованиям к пляжам, должны быть ограждены штакетным забором со стороны суши. На этих пляжах спасательные круги и "концы Александрова" навешиваются на стойках (щитах), установленных на расстоянии 3 метра от уреза воды через каждые 25 метров, оборудуются участки для купания и обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста с глубинами не более 1,2 метра.
В местах с глубинами до 2 метров разрешается купаться хорошо умеющим плавать детям в возрасте 12 лет и более. Эти места ограждаются буйками, расположенными на расстоянии 25 - 30 м один от другого.
- Эксплуатация пляжей в лагерях отдыха детей запрещается без инструкторов по плаванию, на которых возлагается ответственность за безопасность детей и методическое руководство обучением их плаванию.
- Во время купания детей или других мероприятий на воде в лагерях отдыха осуществляется патрулирование спасательной лодки, снабженной спасательным кругом и "концом Александрова".
Купающимся детям запрещается нырять с перил, заплывать за знаки линии заплыва.
2.2. Должностные лица при составлении протокола об административных правонарушениях руководствуются принципом невмешательства в функции, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Курской области. Взаимодействие с указанными органами осуществляется на основе соглашений, планов проведения совместных проверок, совместных приказов (протоколов) и других нормативных документов о порядке взаимодействия.
2.3. При составлении протокола об административных правонарушениях должностные лица обязаны:
Составлять протокол в строгом соответствии с КоАП РФ (ст. статья 28.2 Кодекса)
3. Ограничения при составлении протокола об административном правонарушении
При составлении протокола об административных правонарушениях должностные лица не вправе:
проверять выполнение обязательных требований норм и правил, не относящихся к их компетенции;
требовать от законных представителей юридических лиц, физических лиц предъявления документов, информации, а так же# изымать документы, не относящиеся к выявленному в пределах предоставленной компетенции правонарушению;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате составления протокола об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Оформление протокола об административном правонарушении
В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются (статья 28.2 КоАП РФ):
дата и место составления;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);
место, время совершения и событие административного правонарушения;
статья Закона Курской области "Об административных правонарушениях в Курской области", предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
объяснение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу (потерпевшим, свидетелям, понятым), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 - 25.10 Кодекса, о чем делается запись в протоколе. Им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность дать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении должен быть подписан должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу либо законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Необходимо отметить, что составление протокола об административном правонарушении не лишает уполномоченное должностное лицо права на обращение в случае необходимости в правоохранительные органы с представлением о пресечении правонарушений, в том числе и тех, составление протоколов по которым не отнесено к полномочиям должностного лица.
Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным лицом немедленно после выявления административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 Кодекса). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 Кодекса).
В случае уклонения физического лица, законного представителя юридического лица, совершившего правонарушение, от явки для участия в составлении протокола об административном правонарушении по обращению должностного лица, уполномоченного составлять протокол, они могут быть доставлены принудительно должностным лицом органа внутренних дел (милиции) в помещение органа внутренних дел (милиции) или органа местного самоуправления (часть 1 статьи 27.2 Кодекса). После доставления уполномоченное должностное лицо должно явиться в помещение органа внутренних дел или орган местного самоуправления для составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в течение суток с момента его составления направляется в административную комиссию, для рассмотрения дела (статья 28.8 Кодекса).
Особенно важным при составлении протоколов об административном правонарушении является анализ фактов правонарушений и их юридическая оценка. При этом следует выяснить, насколько полна и достоверна информация о правонарушении, не является ли оно малозначительным, подпадает ли под признаки правонарушения, предусмотренного Кодексом, а также не истекли ли сроки, установленные для привлечения к административной ответственности.
Решения по фактам административных правонарушений должны приниматься оперативно.
Составленный протокол об административном правонарушении, регистрируется в журнале регистрации, учета, и выдачи бланков протоколов об административных правонарушениях.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 24.5 Кодекса, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а по начатому делу должностным лицом, в производстве которого находится дело, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса. Такими основаниями могут быть:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, установившего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 63, 66.5 ЗКО "Об административных правонарушениях" должны быть рассмотрены в 15-дневный срок со дня получения административной комиссией протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть 1 статьи 29.6 Кодекса).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией выносится постановление в соответствии со статьей 29.9 Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 Кодекса).
Лицо считается не подвергнутым административному наказанию по истечении одного года после исполнения постановления об административном наказании (статья 4.6 Кодекса).
5. Планирование, анализ и учёт мероприятий по составлению протоколов
об административных правонарушениях
5.1. Протоколы об административных нарушениях регистрируются в Журнале регистрации, учета, и выдачи бланков протоколов, там же ставится отметка о результатах его рассмотрения административной комиссией.
5.2. На юридических лиц# ведутся контрольно-наблюдательные дела, в которых хранятся копии Протоколов об административных правонарушениях, информация об имевших место источниках ЧС, копии других документов, отражающих состояние объекта за последние 5 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.