Решение Курчатовского городского суда Курской области
от 13 июля 2006 г. N 2-307
(извлечение)
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральным законам и недействующими ст.ст. 6, 8, 10, ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ст.ст. 47 и 52 устава муниципального района "Курчатовский район" Курской области. В обоснование своих требования прокурор указал, что ст. 6 устава не соответствует требованиям ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части порядка вступления в силу муниципальных правовых актов; статья 8 устава не соответствует требованиям ст.ст. 19 и 20 того же закона; в статье 10 устава не содержится положений, изложенных в ч. 4 ст. 22 Закона об условиях и порядке назначения местного референдума; часть 2 ст. 11 устава противоречит ч. 2 ст. 23 Закона, определяющей порядок и условия назначения муниципальных выборов; ч. 1 ст. 19 устава не соответствует ч. 1 ст. 36, п. 11 ст. 37 Закона, статья 47 устава не соответствует ст.ст. 53 и 55 Закона; статья 52 устава не соответствует ч. 1 ст. 77 Закона, определяющей, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами законов. Прокурор считает, что приведенные выше несоответствия устава федеральному закону нарушают избирательные и иные права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что статьи ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющие принципы организации местного самоуправления, должным быть дословно переписаны в устав. Так, в ст. 8 устава не определен конкретно порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и осуществления ими этих полномочий, что не соответствует ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; в статье 10 устава не конкретизирован порядок организации и проведения местного референдума; в ч. 2 ст. 11 Устава не определен порядок назначения муниципальных выборов; в ч. 1 ст. 19 устава не указано, какими конкретными полномочиями наделен глава администрации района; ч. 1 ст. 21 устава не содержит указания на порядок досрочного прекращения полномочий главы администрации, осуществляемых на основе контракта; в ст. 47 устава не конкретизирован порядок образования доходов и формирования расходов местного бюджета; в статье 52 устава не содержится указания на возможность осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления законов. По мнению прокурора каких-либо противоречий действующему законодательству в ст. 6 устава не усматривается.
Представитель представительного собрания Курчатовского района и администрации Курчатовского района Курской области считает, что в удовлетворении заявления прокурора следует отказать, поскольку ни одно из положений, закрепленных в уставе, не противоречит действующему законодательству. Так, в ст. 8 устава указано, что органы местного самоуправления района осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Курской области, издаваемыми в пределах их компетенции. Порядок наделения администрации района отдельными государственными полномочиями определяется Уставом Курской области, и необходимости включения этих положений в устав района не имеется. Статья 10 устава, наряду с положениями, не противоречащими федеральному законодательству, содержит указание на то, что гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а так же порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и законами Курской области, что напрямую указывает на соответствие данных положений устава законам, имеющим большую юридическую силу. Частью 2 ст. 11 устава определен конкретный порядок и сроки назначения муниципальных выборов в соответствии с ч. 2 ст. 23 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Полномочия главы администрации района указаны не в ст. 19, а в ст. 20 устава. Необходимость в определении порядка досрочного прекращения полномочий главы администрации, осуществляемых на основе контракта, в Курчатовском районе отсутствует, поскольку глава администрации района избирается на муниципальных выборах, что предусмотрено ст. 19 устава. Общий порядок образования доходов и формирования расходов определен ст. 47 устава с указанием на то, что он должен соответствовать законодательству Российской Федерации и Курской области, конкретные положения о доходах и расходах содержаться в ежегодно принимаемом местном бюджете района. В уставе действительно не содержится положения о том, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами законов, однако такой надзор осуществляется вышеуказанными органами на основании федеральных законов независимо от того, внесено это положение в устав района или нет. Представительное собрание района согласно внести дополнение о надзорных органах в устав района.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении заявления прокурора надлежит отказать по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушающего права и свободы гражданина, противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено в судебном заседании, решением представительного собрания Курчатовского района Курской области N 6 от 6 декабря 2005 года принят устав муниципального района "Курчатовский район" Курской области, который зарегистрирован ГУ МЮ РФ по Центральному федеральному округу 9 декабря 2005 года и официально опубликован 21 декабря 2005 года в номере 103 газеты "Слово".
Согласно ст. 6 устава муниципального района муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), что соответствует ст. 15 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Каких-либо положений, в частности о порядке вступления в силу правовых актов о налогах и сборах, противоречащих ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд в ст. 6 устава не усматривает.
Как следует из содержания ст. 8 устава, органы местного самоуправления района осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Курской области, издаваемыми в пределах их компетенции. Таким образом, суд не усматривает в оспариваемой статье устава какого-либо противоречия федеральному законодательству, поскольку статьей 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Доводы прокурора о том, что в уставе не конкретизирован порядок наделения администрации района отдельными государственными полномочиями, суд не считает основанием для признания данной статьи устава не действующей, поскольку передача указанных выше полномочий осуществляется соответствующими законами Российской Федерации и Курской области независимо от указания на порядок наделения этими полномочиями в уставе муниципального района. Каких-либо положений, противоречащих ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющей порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, суд в ст. 8 устава не усматривает, более того, данная статья устава содержит ссылку на то, что органы местного самоуправления района осуществляют данные полномочия в соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.
Статья 10 устава содержит указание на то, что гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а так же порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и законами Курской области, что напрямую указывает на соответствие данных положений устава законам, имеющим большую юридическую силу, а поэтому доводы прокурора о противоречии данной статьи устава федеральному закону несостоятельны.
Частью 2 ст. 11 устава определен конкретный порядок и сроки назначения муниципальных выборов, а именно, что муниципальные выборы назначаются представительным собранием Курчатовского района не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, определяемого в соответствии с федеральным законодательством. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Курской области. Приведенные положения устава не противоречат ч. 2 ст. 23 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", избирательному кодексу Курской области, в связи с чем суд не находит оснований для признания данной статьи противоречащей закону.
Полномочия главы администрации района действительно не определены в ст. 19 устава, однако они содержатся в ст. 20 и их объем не противоречит ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а так же закрепленному в ст. 37 того же закона принципу единоначалия при осуществлении главой администрации своих полномочий. О несоответствии закону каких-либо конкретных полномочий главы администрации Курчатовского района, перечисленных в ст. 20 устава, прокурором не заявлено.
Согласно ст. 19 устава глава Курчатовского района Курской области избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию Курчатовского района, заключение контракта с главой администрации не предусмотрено. Таким образом, необходимости в определении порядка досрочного прекращения полномочий главы администрации, осуществляемых на основе контракта, в Курчатовском районе не имеется и отсутствие в ст. 21 устава указания на порядок досрочного прекращения полномочий главы администрации, осуществляемых на основе контракта, не может являться основанием для признания данной статьи противоречащей закону.
В соответствии со ст. 47 устава доходы местного бюджета Курчатовского района образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации должно происходить в очередном финансовом году за счет средств местного бюджета. О каких-либо конкретных противоречиях положений статьи 47 устава законодательству, имеющему большую юридическую силу, в заявлении прокурора не указано и в судебном заседании не заявлено. В результате сопоставления содержания оспариваемой статьи устава со ст.ст. 53 и 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд каких-либо противоречий не усматривает.
В рассматриваемом уставе не содержится положения о том, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами законов. Вместе с тем, такой надзор осуществляется вышеуказанными органами на основании федеральных законов независимо от того, внесено это положение в устав района или нет. В уставе, и в частности в ст. 52, отсутствует указание на запрет осуществления органами прокуратуры, другими уполномоченными федеральными органами надзора за исполнением законов органами местного самоуправления Курчатовского района, а поэтому какого-либо противоречия положений данной статьи действующему законодательству и, в частности ст. 77 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд не усматривает.
Доводы прокурора о том, что статьи ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющие принципы организации местного самоуправления, должным быть дословно переписаны в устав, не основаны на законе, поскольку действующим законодательством таких требований к содержанию устава муниципального образования не предъявляется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Курчатовского межрайонного прокурора о признании противоречащими федеральным законам и недействующими ст.ст. 6, 8, 10, ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ст.ст. 47 и 52 Устава муниципального района "Курчатовский район" Курской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Курский областной суд через Курчатовский городской суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курчатовского городского суда Курской области от 13 июля 2006 г. N 2-307
Текст решения предоставлен Курчатовским городским судом Курской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании