В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях усиления социальной поддержки инвалидов Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов Курской области на 2006 - 2008 годы" (далее именуется - Программа).
2. Предложить Администрации Курской области при формировании проектов областного бюджета на 2006 год и последующие годы предусматривать необходимые денежные средства на финансирование мероприятий Программы.
3. Предложить органам местного самоуправления разработать аналогичные целевые программы по социальной поддержке инвалидов на 2006 - 2008 годы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.Н. Анпилов |
г. Курск
22 декабря 2005 г.
N 1321-III ОД
Областная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов Курской области на 2006 - 2008 годы"
Паспорт
областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Курской области на 2006 - 2008 годы"
I. Cодержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Государственная политика в Российской Федерации в отношении инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В Курской области численность инвалидов за последние 10 лет увеличилась почти вдвое и к 1 сентября 2005 года достигла 117000 человек. Такой темп роста числа инвалидов в области требует принятия комплекса мер по созданию условий для их реабилитации и восстановления социального статуса.
В соответствии с внесенными изменениями в федеральные законодательные акты значительная часть обязательств по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки отнесена к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, целый ряд вопросов, касающихся реабилитации, трудоустройства инвалидов, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, условий для занятий спортом и творчеством, остался в ведении органов исполнительной государственной влаcти субъектов Российской Федерации.
Практический опыт показал, что только комплексные реабилитационные учреждения могут обеспечить людей с ограниченными возможностями максимально полной и своевременной реабилитацией, способствующей адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду. Основным реабилитационным учреждением системы социального обеспечения Курской области является ГУСОН "Областной медико-социальный реабилитационный центр имени преподобного Феодосия Печерского". Большую роль в образовании и социальной реабилитации инвалидов играют Курское ПУ-интернат и ОГУСОН "Железногорский дом-интернат для умственно отсталых детей "Надежда". Все вышеназванные учреждения нуждаются в материально-техническом оснащении, в том числе реабилитационным и бытовым оборудованием.
Действенной формой социальной реабилитации инвалидов является приобщение их к творчеству, искусству и спорту. В последние годы стали традиционными областные спартакиады среди инвалидов, фестивали художественной самодеятельности, выставки творческих работ. Для совершенствования и развития данных направлений в работе с инвалидами в настоящую Программу включен ряд спортивных и культурно-массовых мероприятий. На пути развития спортивного движения среди лиц с ограниченными возможностями возникли проблемы, связанные с отсутствием материальной базы, тренерского состава и методического обеспечения. Большинство указанных проблем позволило бы решить предусмотренное Программой открытие кабинета спортивной реабилитации на базе ГУСОН "Областной медико-социальный реабилитационный центр имени преподобного Феодосия Печерского".
Несмотря на утвержденный Правительством Российской Федерации федеральный перечень технических средств реабилитации, обеспеченность инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности остается на низком уровне. Программой предусмотрены средства на приобретение дополнительных видов сурдо- и тифлотехники для инвалидов по зрению и слуху.
На сегодняшний день остро стоит проблема создания безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных слоев населения, так как сложившаяся практика строительства объектов общественного и жилищно-гражданского назначения, организация транспортного и информационного обслуживания в подавляющем большинстве случаев не учитывает специфических потребностей данных категорий. Для комплексного и эффективного решения проблем доступности инвалидов к средствам информации и объектам социальной инфраструктуры необходимо принятие закона Курского области.
Остается сложным положение в сфере профессиональной реабилитации инвалидов. В настоящее время почти единственными предприятиями, дающими реальную возможность для трудоустройства инвалидов, являются специализированные предприятия общероссийских общественных объединений инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ). Отмена ранее существовавших льгот по налогооблажению# способствовала резкому ухудшению положения дел на данных предприятиях и в сочетании с отсутствием государственного заказа на производимую продукцию поставила под угрозу сохранение производственной базы этих предприятий. Программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на поддержку ведущих областных общественных организаций инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ) и их специализированных предприятий.
Эффективное решение важнейших проблем инвалидов возможно только при активной государственной поддержке в рамках реализации областной целевой программы.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов;
повышение эффективности деятельности реабилитационных учреждений.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
создание современной научно-методической базы деятельности реабилитационных учреждений, совершенствование их материально-технического, организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;
создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов по реабилитации инвалидов;
обеспечение профессиональной подготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально-экономических условиях;
усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов;
создание нормативной правовой базы для комплексного и эффективного решения вопросов обеспечения безбарьерного доступа инвалидам к информации и объектам социальной инфраструктуры;
создание условий для проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий среди инвалидов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
III. Основные мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают систему мер по следующим направлениям:
1) формирование сети реабилитационных учреждений, совершенствование их деятельности;
2) информационное и кадровое обеспечение в сфере социальной поддержки и реабилитации инвалидов;
3) формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;
4) профессиональная реабилитация инвалидов, государственная поддержка областных общественных организаций инвалидов и их специализированных предприятий;
5) организация спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий для инвалидов.
Перечень мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы разработаны в рамках полномочий и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Важной составляющей социальной реформы, проводимой с 2005 года Правительством Российской Федерации, является создание общегосударственных автоматизированных регистров льготных категорий граждан, в том числе инвалидов. Функции по формированию вышеуказанных регистров в части социально-экономического положения льготных категорий и потребности в реабилитационных мероприятиях инвалидов возложены на органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации. Без современной компьютерной техники и профессионально подготовленных специалистов выполнить поставленные Правительством Российской Федерации задачи не представляется возможным, в связи с чем Программой предусмотрены средства на приобретение компьютеров и подготовку специалистов, в том числе на 2007 год - 105,0 тыс. рублей, на 2008 год - 95,0 тыс. рублей.
За последние годы в области осуществлен ряд мероприятий по созданию для инвалидов безбарьерной среды жизнедеятельности, в частности, налажен механизм согласования органами социального обеспечения заданий на проектирование строящихся и подлежащих реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Для комплексного решения проблем в сфере создания безбарьерной среды жизнедеятельности назрела необходимость в принятии соответствующего закона Курской области, разработка проекта которого включена в перечень мероприятий Программы.
Для некоторых категорий инвалидов, в частности инвалидов по зрению и слуху, среда жизнедеятельности может стать доступной только при наличии вспомогательных средств и технических средств реабилитации. Учитывая острую потребность инвалидов (в комитете социального обеспечения Курской области в очереди на получение специального тифлотехнического средства для чтения "говорящих книг" состоят более 200 инвалидов первой группы по зрению и около 100 инвалидов по слуху на получение часов-будильников с вибросигналом) в ряде технических средств реабилитации, не вошедших в федеральный перечень, Программой предусматривается выделение средств на приобретение тифло- и сурдотехнических средств реабилитации в сумме 3000,0 тыс. рублей, в том числе в 2007 году -1400,0 тыс. рублей, в 2008 году -1600,0 тыс. рублей.
Основной базой для социально-трудовой реабилитации инвалидов в настоящее время являются специализированные предприятия общественных организаций инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ). В связи с отменой ранее существующих льгот по налогообложению и отсутствием государственного заказа на производимую продукцию основные специализированные предприятия г. Курска: ООО КПО "Магнит" ВОС, КООО ВОИ "Спутник" и ООО "Курское СРП ВОГ" оказались в критической ситуации.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что наладить рентабельное, эффективное производство специализированным предприятиям без государственной поддержки очень сложно. Учитывая изложенное, в Программу включены мероприятия, направленные на оказание помощи специализированным предприятиям общественных организаций инвалидов как организационного характера, так и требующие субсидирования из областного бюджета.
Кроме этого, в Программу включены меры по оказанию государственной поддержки самим общественным организациям инвалидов в проведении мероприятий по социальной реабилитации инвалидов.
Объем предполагаемых субсидий на поддержку общественных организаций инвалидов и их специализированных предприятий предусмотрен в сумме 2250,0 тыс. рублей, в том числе на 2007 год - 1275,0 тыс. рублей, на 2008 год - 975,0 тыс. рублей.
В Курской области ежегодно проводятся областные спартакиады среди инвалидов, смотры художественной самодеятельности и выставки творческих работ инвалидов. В данных мероприятиях принимают участие около 2000 тысяч инвалидов. Учитывая особую значимость спорта и творчества в реабилитации инвалидов, Программой предусмотрено выделение финансовых средств на проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, в том числе в 2007 году - 385,0 тыс. рублей, 2008 году - 415,0 тыс. рублей.
Всего на реализацию Программы предусмотрено 6500,0 тыс. рублей, в том числе на 2007 год - 3315,0 тыс. рублей, на 2008 год - 3185,0 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет комитет социального обеспечения Курской области (государственный заказчик). Комитет социального обеспечения Курской области также является исполнителем большинства мероприятий Программы. Исполнителями мероприятий, на реализацию которых Программой предусмотрено финансирование, являются также комитет финансов Курской области, комитет по физкультуре и спорту Курской области, областное государственное унитарное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие УВД Курской области. Указанные исполнители являются главными распорядителями финансовых средств, предусмотренных Программой на то или иное мероприятие, и несут ответственность за нецелевое использование указанных средств, в соответствии с действующим законодательством.
Для финансирования Программы исполнители ежегодно подготавливают и представляют в установленном порядке в комитет финансов Курской области бюджетные заявки на ассигнования, предусматриваемые в областном бюджете. Финансирование Программы осуществляется через главных распорядителей.
Реализация программных мероприятий за счет бюджетных средств осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Изменение Программы, а также продление срока ее реализации осуществляются в порядке, установленном законодательством Курской области.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
стабилизировать уровень инвалидности в Курской области и повысить качество жизни инвалидов;
создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидности и инвалидов;
создать условия для более эффективной работы реабилитационных учреждений, повысить показатели реабилитации инвалидов;
обеспечить около 2000 инвалидов по зрению и слуху (25 % от общей численности данной категории инвалидов) техническими средствами реабилитации;
путем оказания поддержки общественным организациям инвалидов и их специализированным предприятиям трудоустроить около 500 инвалидов;
создать нормативно-правовую базу для комплексного и эффективного решения вопросов обеспечения инвалидам безбарьерного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры;
ежегодно привлекать к занятиям спортом и творчеством около 2000 инвалидов.
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке комитетом социального обеспечения Курской области, являющемся государственным заказчиком Программы.
Комитет социального обеспечения Курской области:
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, обеспечивает подготовку и предоставление предложений по финансированию мероприятий Программы в очередном финансовом году;
представляет в комитет по экономике и развитию Курской области ежемесячно в установленные сроки справочную и аналитическую информацию о реализации Программы и до 1 февраля каждого года отчет о ходе реализации Программы за отчетный год.
Комитет по экономике и развитию Курской области с участием комитета финансов Курской области, комитета социального обеспечения Курской области до 1 марта каждого года подготавливает и представляет в Правительство Курской области, а также в Курскую областную Думу информацию о ходе реализации Программы за отчетный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 22 декабря 2005 г. N 1321-III ОД "Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов Курской области на 2006 - 2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Курской областной Думы от 13 марта 2008 г. N 577-IV ОД