В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2006 - 2010 годы".
2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2006 год и при формировании областного бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать средства, необходимые на реализацию областной целевой программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет по сельскому хозяйству, земельным отношениям, природопользованию и экологии Курской областной Думы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.А. Кичигин |
г. Курск
28 сентября 2006 г.
N 138-IV ОД
Областная целевая программа
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2006 - 2010 годы"
(утв. постановлением Курской областной Думы от 28 сентября 2006 г. N 138-IV ОД)
Паспорт
областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2006 - 2010 годы"
Наименование программы - областная целевая программа "Сохранение
и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и
агроландшафтов Курской области на
2006 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства Курской
Программы области от 09.06.2006 г. N 296-р
"О разработке областной целевой
программы "Сохранение и восстановление
плодородия почв земель сельскохозяйст-
венного назначения и агроландшафтов
Курской области на 2006 - 2010 годы"
Государственный заказчик - комитет агропромышленного комплекса
Программы Курской области
Основные разработчики - комитет агропромышленного комплекса
Программы Курской области
ГНУ "Всероссийский научно-исследова-
тельский институт земледелия и защиты
почв от эрозии"
ФГОУВПО "Курская государственная
сельскохозяйственная академия
им. профессора И.И. Иванова"
ФГУ государственная станция агрохими-
ческой службы "Курская"
ОАО "Курское землеустроительное
проектно-изыскательское предприятие
"Курскгипрозем"
Агентство лесного хозяйства по Курской
области
ФГУ "Управление "Курскмелиоводхоз"
Цели и задачи Программы - целью Программы является сохранение и
воспроизводство плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и
агроландшафтов, создание на этой основе
условий роста объемов производства
конкурентно способной# сельскохозяйст-
венной продукции для укрепления
продовольственной безопасности области;
задачи Программы:
обеспечение условий для снижения
интенсивности обработки почвы,
сохранения и воспроизводства ее
плодородия;
предотвращение выбытия сельскохозяйст-
венных угодий из оборота;
увеличение производства сельскохозяйст-
венной продукции;
поддержание на допустимом уровне
баланса гумуса и элементов питания
в почве;
предотвращение развития процессов
деградации почв (эрозия, подкисление,
дегумификация, заболачивание и др.);
обеспечение рационального использования
земель сельскохозяйственного
назначения.
Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы
Перечень основных - проведение агрохимической мелиорации
мероприятий Программы почв на площади 187,5 тыс. гектаров,
внесение 6,7 млн. тонн органических
удобрений, 325 тыс. тонн минеральных
удобрений (в действующем веществе),
вовлечение в сельскохозяйственный
оборот 300 тыс. гектаров необрабаты-
ваемой пашни, создание полезащитных и
противоэрозионных лесных насаждений на
площади 3 тыс. гектаров, реконструкция
существующих и строительство новых
гидромелиоративных систем, проведение
землеустроительных мероприятий
Исполнители основных - комитет агропромышленного комплекса
мероприятий Программы Курской области;
предприятия и организации, определяемые
на конкурсной основе
Объемы и источники - общий предполагаемый объем
финансирования Программы финансирования Программы составляет
6555,3 млн. руб., в том числе:
средства федерального бюджета -
696,3 млн. рублей;
средства областного бюджета -
948,1 млн. рублей;
средства внебюджетных источников -
4910,9 млн. рублей
Система организации контроля - контроль за реализацией Программы
за реализацией Программы осуществляет Правительство Курской
области и Курская областная Дума
Ожидаемые конечные результаты - прирост сельскохозяйственной продукции
реализации Программы - 2963 тыс. тонн зерновых единиц
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На территории Курской области завершено действие федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы" и областной комплексной программы "Повышение плодородия почв Курской области на 2003 - 2005 годы".
Выполнение указанных программ позволило приостановить снижение почвенного плодородия, выбытие земельных угодий из сельскохозяйственного оборота. За время реализации областной программы повышения плодородия сельхозтоваропроизводители области внесли под сельскохозяйственные культуры 138 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений, 1,9 млн. тонн органических удобрений, выполнили агрохимическую мелиорацию кислых почв на площади 12,3 тыс. гектаров. Путем проведения культуртехнических работ введено в сельскохозяйственный оборот 170 тыс. гектаров пахотных земель, из них 8 тыс. гектаров за счет средств федерального и областного бюджетов. Хозяйствами области приобретено и высеяно 18,5 тыс. тонн элитных семян зерновых культур, из которых 15 тыс. тонн просубсидированы из средств федерального и областного бюджетов. На склонах, по краям оврагов и балок на площади 664 гектара лесхозами заложены противоэрозионные лесные насаждения и осуществлен за ними агротехнический уход. На реконструкцию и восстановление объектов гидромелиорации из федерального бюджета направлено 28 млн. рублей.
Среднегодовое производство зерна в период действия федеральной и областной программ по повышению почвенного плодородия составило 1702 тыс. тонн, что на 215 тыс. тонн или на 15 процентов больше по сравнению с периодом 2000 - 2001 годов. Рост производства зерна в 2005 году по сравнению с предшествующим 2004 годом составил 306 тыс. тонн или 19 процентов. Экономический эффект от выполнения программ по повышению плодородия почв в 2005 году превысил 760 млн. рублей.
В целом за 3 года на реализацию всего комплекса программных мероприятий предусматривалось направить 2391,3 млн. рублей. Фактически было направлено 1732,0 млн. рублей или 72 процента от предусмотренного, в том числе 199,7 млн. рублей из федерального бюджета, 24,6 млн. рублей - из областного и 1507,7 млн. рублей - из внебюджетных источников.
В связи с недостаточным выделением средств из областного бюджета и недостатка средств у сельхозтоваропроизводителей, часть намеченных мероприятий не была выполнена в полном объеме, в результате чего на пахотных землях области по-прежнему наблюдается ухудшение качественных показателей почвенного плодородия.
По данным агрохимического обследования в последние 3 года в целом по области из-за резкого уменьшения объемов накопления и применения органических удобрений увеличилось количество почв с очень низким содержанием гумуса на 0,8 % и низким содержанием -# на 0,4 %.
Сопоставление показателей реакции почвенной среды показывает тенденцию к подкислению пахотных земель. За последние годы количество кислых почв увеличилось на 0,6 % и соответственно уменьшились площади почв близких к нейтральным и нейтральных# на 0,9 %. Всего в области насчитывается площадей с кислой реакцией среды 1036 тыс. гектаров (56 % от пашни), из них сильно- и среднекислых, требующих первоочередного известкования - 327 тыс. гектаров.
Наблюдается увеличение площадей со средним содержанием фосфора на 2,5 % и соответственно, уменьшение их с повышенным, высоким и очень высоким его содержанием, и увеличение площади с низким и средним содержанием обменного калия на 3,6 % и, соответственно, уменьшение площадей с высоким и очень высоким его содержанием. За последние 5 - 7 лет в отдельных хозяйствах наблюдается падение содержания подвижного фосфора до 1,5 раз и обменного калия до 2 раз. Средневзвешенное содержание подвижного фосфора уменьшилось на 2 мг/кг почвы. Доля пашни с низким и средним содержанием фосфора увеличилась до 30 %, обменного калия - до 40,8 %.
Площади почв с низким и очень низким содержанием щелочногидролизуемого# азота составляют 1547 тыс. гектаров или 93 %, при этом азот является одним из основных лимитирующих факторов получения урожая всех сельскохозяйственных культур.
Основной причиной снижения содержания в почвах подвижного фосфора, обменного калия, щелочногидролизуемого# азота является недостаточное внесение фосфорных, калийных и азотных удобрений.
По распаханности сельхозугодий (82,7 %) Курская область занимает одно из первых мест в России. Рельеф густо изрезан разветвленной овражно-балочной сетью. 59 % пашни и 70 % других сельхозугодий расположены на склонах. В комплексе все это приводит к интенсивной эрозии, в результате которой ежегодные потери гумуса достигают 0,2 - 0,3 тонны на гектар пашни. Водной эрозии подвержено 530 тыс. гектаров пашни, 750 тыс. гектаров являются эрозионно опасными. В области насчитывается 15,4 тыс. гектаров промоин и 12,1 тыс. гектаров оврагов, число и площадь которых продолжают увеличиваться.
Вместе с тем, лесистость территории области с учетом защитных лесных насаждений в два раза меньше оптимальной (17 - 22 %) и составляет всего 9,5 %, а облесенность пашни - 1,2 %, вместо 5 - 8 %, рекомендуемых для Центрально-Черноземной зоны.
В целях создания законченной системы полезащитных и противоэрозионных лесных насаждений в период с 1998 по 2010 годы предусматривалось заложить полезащитные лесные насаждения на площади 10,2 тыс. гектаров и противоэрозионные - на 24 тыс. гектарах. Фактически с 1998 по 2005 годы полезащитных лесных полос создано всего 73 гектара и противоэрозионных - 2259 гектаров, что составляет соответственно 0,7 и 9,4 % от запланированных объемов.
Планирование и организация работ, обеспечивающих сохранение и повышение почвенного плодородия, рациональное использование земель и их охрану, невозможно без осуществления комплекса землеустроительных мероприятий, имеющих особую актуальность в настоящее время, когда устарели все сведения о качественном и количественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения и все картографические материалы по землеустройству.
В настоящее время на территории области используют земли сельскохозяйственного назначения более 1800 землепользователей. В связи с высокой стоимостью и недостатком финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей работа по изготовлению проектов землеустройства ведется недостаточными темпами.
II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, рациональное использование биологического потенциала и природных ресурсов и создание на этой основе условий увеличения объемов производства конкурентно способной# сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей области и обеспечения ее продовольственной безопасности.
Достижение цели намечено за счет решения следующих задач:
обеспечения условий для сохранения и воспроизводства плодородия почвы;
повышения степени использования биоклиматического потенциала и увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
поддержания на допустимом уровне баланса гумуса и элементов питания в почве;
предотвращения развития процессов деградации почв (эрозии, подкисления, дегумификации, заболачивания и др.);
предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения из оборота и обеспечения их рационального использования;
использования передовых ресурсосберегающих почвозащитных технологий обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, способных до минимума свести негативные воздействия на почву и сохраняющих положительный баланс основных элементов плодородия;
освоения научно обоснованных, экологически сбалансированных почвозащитных систем земледелия на ландшафтной основе;
обеспечения государственной поддержки сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Программой предусматривается оказание за счет средств областного бюджета государственной поддержки хозяйствам всех организационно-правовых форм собственности при выполнении агрохимических, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических мероприятий, а также внедрении в производство научных разработок, направленных на сохранение и повышение почвенного плодородия с тем, чтобы увеличить привлечение на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных источников (средств сельхозпредприятий, инвестиционных компаний, кредитов банков и др.).
Главная задача, на решение которой необходимо сосредоточить все усилия заключается в осуществлении комплексных мер, позволяющих обеспечить производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году в следующих объемах (приложение N 1):
Зерновые культуры 2,5 млн. тонн
Сахарная свекла 3,5 млн. тонн
Подсолнечник 50 тыс. тонн
Картофель 1,2 млн. тонн
Овощи 170 тыс. тонн
Кормовые культуры в пересчете на кормовые единицы 1,46 млн. тонн
корм. ед.
Задача устойчивого производства растениеводческой продукции должна решаться на основе сбалансированного использования ресурсного потенциала без ущерба для окружающей природной среды, при четкой дифференциации земель по функционально-целевому назначению.
Программа рассчитана на 5 лет. Однако мероприятия, представленные в ней, не могут быть ограничены рассматриваемым периодом.
III. Система программных мероприятий
Система комплексных мер по сохранению и воспроизводству плодородия почвы включает в себя:
- агрохимические мероприятия, в том числе мероприятия направленные на увеличение объемов приобретения и применения минеральных, микробиологических и удобрений на основе гуминовых кислот;
- агролесомелиоративные мероприятия;
- гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;
- совершенствование землеустройства;
- научное обеспечение.
Агрохимические мероприятия
Система агрохимических мероприятий включает в себя:
комплексное агрохимическое обследование сельскохозяйственных угодий и разработку на этой основе проектно-сметной документации на выполнение отдельных видов агрохимических и мелиоративных работ и рекомендаций по применению средств химизации;
внесение органических (в том числе органо-минеральных# компостов), минеральных, микробиологических удобрений и удобрений на основе гуминовых кислот, биогумуса для регулирования баланса питательных веществ в почве;
агрохимическую мелиорацию почв, включая известкование и фосфоритование кислых почв;
комплексное агрохимическое окультуривание полей.
В период с 2006 по 2010 годы предполагается выполнить следующие объемы агрохимических работ:
Планируемые объемы агрохимических мероприятий на 2006 - 2010 годы
Наименование работ |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2006 - 2010 гг. |
Комплексное агрохимическое обследование сельхозугодий (тыс. га) |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
1500 |
Внесение минеральных удобрений (тыс. тонн д.в.) |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
325 |
Внесение органических удобрений (млн. тонн) |
1,21 |
1,28 |
1,34 |
1,39 |
1,45 |
6,67 |
в том числе органо-минеральных# компостов |
0,01 |
0,05 |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,96 |
Применение биогумуса (тыс. тонн) |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
16,5 |
Внесение удобрений на основе гуминовых кислот и микробиологических удобрений (тонн) |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
250 |
Известкование кислых почв (тыс. га) |
32,3 |
34,9 |
35,5 |
36,0 |
36,3 |
175 |
Фосфоритование кислых почв (тыс. га) |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
12,5 |
Комплексное агрохимическое окультуривание полей (тыс. га) |
6,9 |
8,3 |
9,1 |
9,9 |
10,8 |
45 |
Программой предусматривается выполнение агрохимических мероприятий за счет средств внебюджетных источников (средств хозяйств, инвестиционных компаний, кредитов банков и др.), федерального и областного бюджетов (путем возмещения части стоимости затрат). Средства федерального бюджета перечисляются в виде субсидий при условии выделения средств из областного бюджета.
В целом за пять лет для повышения почвенного плодородия за счет средств внебюджетных источников планируется использовать 6,7 млн. тонн органических удобрений. Для более эффективного использования соломы и других послеуборочных остатков сельскохозяйственных культур ставится задача максимально использовать органические удобрения путем приготовления органо-минеральных# компостов и довести их применение к 2010 году до 0,5 млн. тонн.
В целях увеличения объемов применения минеральных, микробиологических удобрений и удобрений на основе гуминовых кислот предусматривается компенсация части затрат на их приобретение сельхозтоваропроизводителям на минеральные удобрения в 2007 - 2010 годах в размере 20 % (в том числе из федерального бюджета - 15 %, областного бюджета - 5 %), удобрения на основе гуминовых кислот и микробиологические за счет средств областного бюджета - 30 % от их стоимости.
Для получения экологически чистой сельскохозяйственной продукции путем внедрения технологии ее производства с применением биогумуса предлагается субсидирование из областного бюджета части затрат на производство биогумуса в размере 20 %.
Важнейшим фактором восстановления и сохранения почвенного плодородия является агрохимическая мелиорация почв, имеющих кислую реакцию среды. Для стимулирования объемов работ по агрохимической мелиорации предусматривается компенсация затрат на проведение известкования кислых почв и фосфоритования из федерального бюджета в размере 10 % и областного бюджета - в размере 40 %. Преимущественной поддержкой будут пользоваться сельхозтоваропроизводители, использующие для известкования и фосфоритования местные мелиоранты.
В целях определения качественных показателей почв для планирования объемов применения органических, минеральных удобрений и агрохимической мелиорации необходимо ежегодно проводить комплексное агрохимическое обследование почв сельхозугодий на площади до 300 тыс. гектаров с компенсацией затрат в размере 10 % из федерального бюджета и 40 % из областного бюджета.
В хозяйствах с плотностью крупного рогатого скота 20 и более голов на 100 гектаров сельхозугодий предусматривается проведение комплексного агрохимического окультуривания полей с низким естественным плодородием и повышенной кислотностью (внесение органических и минеральных удобрений, известкование, фосфоритование) с компенсацией затрат в размере 40 % из областного бюджета.
Наряду с внесением органических удобрений, одним из самых низкозатратных способов сохранения и повышения почвенного плодородия является использование в севообороте сидеральных культур, многолетних и однолетних бобовых трав и злаково-бобовых травосмесей, которые способствуют накоплению биологического азота и гумуса в почве, уменьшению эрозионных процессов. Программой намечается ежегодное расширение площадей посева зернобобовых культур, многолетних и однолетних бобовых трав до 30 - 50 тыс. гектаров и сидеральных паров до 10 - 30 тыс. гектаров. В этих целях предусматривается субсидирование в размере 10 % стоимости семенного материала за счет средств областного бюджета. В качестве сидеральных культур рекомендуется использовать посевы люпина, гороха, вики, люцерны, клевера и других культур, что позволит обеспечить дополнительное поступление в почву 0,12 - 0,16 тонн биологического азота на гектар.
Агролесомелиоративные мероприятия
Агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов обеспечивает повышение класса и разрядов почв с ростом урожайности на 2 - 5 ц/га в зависимости от исходного состояния их плодородия. Улучшается гидротермический коэффициент, более чем в 4 раза сокращается поверхностный сток. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях: на 18 - 23 % по зерновым культурам, на 20 - 26 % - по техническим, на 29 - 31 % - по кормовым. Защитные лесные насаждения являются основой ландшафтного земледелия, его экологическим каркасом. Согласно действующим нормативам каждый гектар полезащитной лесной полосы защищает 20 гектаров сельскохозяйственных угодий, гектар противоэрозионных насаждений - 10 гектаров сельхозугодий.
В 2006 - 2010 годах в рамках Программы предлагается создать защитные лесные насаждения на площади 3,0 тыс. гектаров, в том числе полезащитных лесных полос - 1,0 тыс. гектаров и противоэрозионных лесонасаждений - 2,0 тыс. гектаров, провести агротехнические уходы в насаждениях до пятилетнего возраста, с учетом ранее созданных (в переводе на однократный), на площади 32,0 тыс. гектаров, осуществить рубки ухода в насаждениях I - V классов возраста на площади 2,0 тыс. гектаров, реконструкцию и ремонт существующих защитных лесных насаждений на площади 0,1 тыс. гектаров.
Предусматривается осуществить финансирование из областного бюджета 90 % затрат по созданию полезащитных лесных насаждений, агротехническому уходу за защитными лесными насаждениями до 5-летнего возраста, рубкам ухода в насаждениях I - V возрастов, реконструкции и ремонту лесных насаждений, 10 % затрат на данные виды агролесомелиоративных работ предполагается привлечь из средств внебюджетных источников.
Закладку противоэрозионных лесных насаждений предлагается осуществить за счет финансирования из областного бюджета 45 % намечаемого объема работ с привлечением на эти цели средств федерального бюджета (45 % намечаемого объема) и внебюджетных источников - 10 % намечаемого объема.
Для создания завершенных многофункциональных систем защитных лесных насаждений агролесомелиоративные работы предполагается сконцентрировать в пределах водосборных ландшафтных территориальных структур.
В целях более эффективной защиты почв от эрозии необходимо провести единовременную инвентаризацию существующих защитных лесных насаждений и земель агролесомелиоративного фонда, определить объемы агротехнических и лесоводственных (рубки ухода, реконструкция) мероприятий по улучшению их фитосанитарного состояния, а также выполнения ими эколого-мелиоративных функций. На эти цели потребуется выделение средств из областного бюджета в сумме 1 млн. рублей.
Гидромелиоративные мероприятия
За счет средств федерального бюджета предусматривается развитие базы специализированных федеральных мелиоративных водохозяйственных организаций, финансирование эксплуатационных затрат по содержанию мелиоративных систем и сооружений, отнесенных к федеральной собственности.
В рамках программы намечается выполнить строительство и реконструкцию мелиоративных систем и сооружений, отнесенных к федеральной собственности: реконструкцию магистрального трубопровода и насосной станции в ГУП КЗОМС Курчатовского района, реконструкцию плотины оросительной системы в ФГУП "Учебно-опытное хозяйство "Знаменское" КГСХА (г. Курск), реконструкцию гидротехнического сооружения на р. Рогозна (Октябрьский район), строительство гидротехнического сооружения для регулирования осушительной системы на р. Илек (Беловский район). На эти цели предусматривается выделение средств из федерального бюджета в сумме 45,1 млн. рублей.
Культуртехнические мероприятия
По состоянию на начало 2006 года в области площадь необрабатываемой пашни составляет 368 тыс. гектаров, из которых 300 тыс. гектаров необходимо ввести в сельскохозяйственный оборот путем проведения культуртехнических работ с привлечением на эти цели средств из федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников (собственных средств хозяйств и инвестиционных компаний). Предусматривается компенсировать часть затрат на проведение культуртехнических работ из федерального бюджета в размере 10 % и областного бюджета - 40 %.
Совершенствование землеустройства
Землеустроительная поддержка реализации программы будет обеспечиваться по трем основным направлениям:
- осуществление информационно-обеспечивающих мероприятий;
- обновление картографической основы области с привязкой границ землепользователей к местности;
- обеспечение хозяйств схемами и проектами землеустройства.
1. Информационно-обеспечивающие мероприятия
В рамках информационно-обеспечивающих мероприятий предполагается создание географической информационной системы "Плодородие" (ГИС), которая включает в себя:
проведение комплексной инвентаризации существующей землеустроительной и почвенной информации и создание электронных архивов информации. Данное мероприятие необходимо провести в целях сохранения почвенной и землеустроительной информации, полученной в предшествующие годы и последующего перехода к высокоточному земледелию. Стоимость работ составляет 600 тыс. рублей в год, в том числе 300 тыс. рублей из федерального и 300 тыс. рублей из областного бюджета;
создание земельно-информационной системы (ЗИС). Стоимость работ по созданию системы на один административный район составляет 1 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 500 тыс. рублей и областного бюджета 500 тыс. рублей;
создание ключевых полигонов для контроля геоинформационной системы. Стоимость работ по созданию ключевых полигонов составляет 500 тыс. рублей в год, в том числе за счет средств федерального бюджета 400 тыс. рублей и областного бюджета 100 тыс. рублей.
2. Обновление картографической основы области
Отсутствие систематического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения не позволяет своевременно отслеживать и анализировать процессы эрозии, переувлажнения, заболачивания, залесенности и закустаренности земель, изменения границ и площадей контуров сельскохозяйственных угодий.
Проведение землеустройства, почвенного обследования, противоэрозионных лесомелиоративных, гидротехнических, культуртехнических и агрохимических мероприятий требуют обновления картографической основы области, которая не обновлялась в последние 25 лет при нормативе 10 - 15 лет. В связи с этим программой намечено обновление картографической основы области ежегодно по два района. Стоимость работ по обновлению картографической основы (аэрофотосъемка, дешифрирование снимков, создание планов и карт) составляет 6,3 млн. рублей на один район или 12,6 млн. рублей в год, в том числе из федерального бюджета 5 млн. рублей и областного бюджета 7,6 млн. рублей.
3. Обеспечение хозяйств схемами и проектами землеустройства
В целях стабилизации землепользования сельхозтоваропроизводителей на территории области разрабатываются проекты перераспределения земель. Стоимость разработки проекта перераспределения с постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет в среднем на одно хозяйство составляет 150 тыс. рублей или ежегодно по 100 хозяйствам 15 млн. рублей. Программой предусматривается в течение ближайших трех лет полностью завершить перераспределение земельных угодий за счет средств внебюджетных источников.
Научное обеспечение Программы
В целях научного обеспечения мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв в рамках реализации Программы планируется внедрить в базовых хозяйствах и в дальнейшем рекомендовать для широкого применения в сельскохозяйственном производстве перспективные разработки научных и научно-исследовательских учреждений. Среди предлагаемых разработок наиболее значимыми являются:
- разработка и внедрение приемов повышения и восстановления плодородия эродированных земель, в том числе:
внедрение технологии использования растительных остатков в качестве органического удобрения (стоимость внедрения технологии ежегодно на площади 1,5 тыс. гектаров составляет 3 млн. рублей);
залужение и консервация эродированных земель (стоимость внедрения разработки ежегодно на площади 25 тыс. гектаров составляет 1 млн. рублей);
- обоснование и разработка биологической системы земледелия в условиях Курской области (стоимость разработки 700 тыс. рублей);
- разработка приемов повышения плодородия необрабатываемых сельскохозяйственных земель (стоимость разработки 800 тыс. рублей);
- другие научные разработки, направленные на повышение эффективности мероприятий по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, внедрение технологий, обеспечивающих экологическую безопасность почв и производство экологически чистой продукции (на общую сумму 2 млн. рублей).
Разработка и внедрение научно-исследовательских работ будет осуществляться на конкурсной основе с возмещением 40 % затрат из областного бюджета, остальные 60 % будут профинансированы из средств внебюджетных источников.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Для финансирования Программы наряду со средствами областного бюджета предполагается использовать средства федерального бюджета и средства внебюджетных источников (средства собственников, владельцев и пользователей земель, кредиты банков, средства инвестиционных компаний и другие источники). Общая стоимость комплекса работ, предусмотренного Программой, составляет 6555,3 млн. рублей. При этом за счет средств федерального бюджета предполагается финансирование в сумме 696,3 млн. рублей, средств областного бюджета - 948,1 млн. рублей и внебюджетных источников - 4910,9 млн. рублей.
Из общей суммы средств, предусмотренных Программой на повышение плодородия земель области, предполагается израсходовать в 2006 г. - 1076,42 млн. рублей, 2007 г. - 1235,22 млн. рублей; 2008 г.- 1326,42 млн. рублей; 2009 г. - 1406,82 млн. рублей; 2010 г. - 1510,42 млн. рублей. Распределение указанных средств по источникам финансирования приведено в приложении N 3.
Выделяемые на Программу объемы средств подлежат ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетных и внебюджетных источников.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является комитет агропромышленного комплекса Курской области, который в ходе реализации Программы осуществляет координацию деятельности исполнителей, ее нормативное и методическое обеспечение.
Государственный заказчик осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субсидий, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, взаимодействует с федеральными и областными органами исполнительной власти, учреждениями, предприятиями и хозяйствами всех организационно-правовых форм собственности.
С учетом выделяемых средств государственный заказчик ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм их реализации, состав исполнителей, а также вносит в областную Думу предложения по корректировке, продлении срока реализации Программы либо прекращении ее выполнения.
По истечении срока реализации Программы государственный заказчик подготавливает доклад о ее выполнении и об эффективности использования средств за весь период реализации Программы и представляет его в Правительство Курской области и Курскую областную Думу.
VI. Прогнозируемые результаты осуществления комплекса мероприятий Программы
Реализация намеченных Программой мероприятий обеспечит предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв и сокращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, приведет к улучшению экологической обстановки в области, повышению устойчивости агросферы к антропогенным нагрузкам, ослаблению отрицательного влияния природных факторов на сельскохозяйственное производство (водная и ветровая эрозии, засуха и др.), росту урожайности сельскохозяйственных культур и производства продукции растениеводства, создаст правовую и экономическую базу повышения плодородия сельскохозяйственных земель. Все это позволит улучшить экономическое состояние хозяйств области, поднять уровень жизни населения, особенно в сельской местности.
Выполнение объемов агрохимических, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических, землеустроительных мероприятий обеспечит увеличение среднегодового прироста продуктивности пашни на 3,2 центнера с гектара в пересчете на зерно и ежегодную прибавку до 593 тыс. тонн зерновых единиц. Стоимость дополнительной продукции в ценах 2006 года составит 1482 млн. рублей в среднем за год или по 800 рублей в расчете на гектар пашни.
Ежегодный прирост продукции растениеводства будет достигнут за счет проведения предусмотренных в Программе работ в намеченном объеме и при условии соответствующего их финансирования.
Такие факторы, как известкование, внесение органических удобрений, гидро- и агролесомелиоративные мероприятия будут действовать в течение длительного периода.
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный контроль за реализацией Программы позволит обеспечить выполнение предусмотренных в ней показателей, соблюдение собственниками, владельцами, пользователями, включая арендаторов земельных участков, требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв, сохранения существующего агроландшафта и улучшения экологической обстановки.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Курской области и Курская областная Дума.
Ежегодно, в срок до 1 апреля комитет агропромышленного комплекса Курской области направляет в Правительство Курской области и Курскую областную Думу отчет о ходе реализации Программы, полученных результатах и эффективности использования финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 28 сентября 2006 г. N 138-IV ОД "Об областной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2006 - 2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Курской областной Думы от 7 мая 2009 г. N 957-IV ОД настоящее постановление признано утратившим силу
Действие названного Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Курской областной Думы от 9 октября 2008 г. N 764-IV ОД
Постановление Курской областной Думы от 30 апреля 2008 г. N 635-IV ОД