В соответствии Федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом города Курска Курское городское Собрание решило:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Экологическая безопасность и природные ресурсы города Курска" на 2009 - 2013 годы.
2. Решение вступает в силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Закурдаев |
Муниципальная целевая программа
"Экологическая безопасность и природные ресурсы города Курска" на 2009 - 2013 годы
(утв. решением Курского городского Собрания от 18 сентября 2008 г. N 76-4-ОС)
Паспорт
муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность и природные ресурсы города Курска" на 2009 - 2013 годы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Экологическая безопасность и природные ресурсы города Курска" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) |
|
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетный кодекс Российской Федерации, Устав города Курска, Распоряжение Администрации города Курска от 19.08.2008 г. N 1754-ра |
|
Заказчик Программы |
Администрация города Курска |
|
Заказчик - координатор Программы |
Комитет экологической безопасности и природопользования города Курска |
|
Основные разработчики Программы |
Комитет экологической безопасности и природопользования города Курска; Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска; Департамент строительства и инвестиционных программ города Курска; Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска. |
|
Основные цели Программы |
Основными целями Программы являются: обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду; предотвращение вредного воздействия выбросов, сбросов, отходов производства и потребления на здоровье городского населения и окружающую среду; изменение отношения населения города Курска к проблеме охраны окружающей среды. |
|
Основные задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: стабилизация экологической обстановки на территории город Курска; развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды и природных ресурсов; техническое перевооружение промышленности, совершенствование действующих, внедрение новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду; улучшение санитарно-экологического состояния родников, рек, водоемов и прилегающих к ним зон, расположенных на территории города; |
|
|
увеличение рекреационной емкости территории города; благоустройство и восстановление территории городских лесов; обеспечение экологической безопасности хранения, переработки и утилизации отходов; улучшение информированности и экологической грамотности населения города Курска в сфере охраны окружающей среды и природопользования. |
|
Сроки реализации Программы |
2009 - 2013 годы |
|
Перечень основных мероприятий |
В перечень основных мероприятий Программы входит: Мониторинг состояния окружающей среды на территории города Курска. Ликвидация источников загрязнения за счет вывода предприятий (отдельных производств) за пределы селитебной зоны. Создание, организация и благоустройство санитарно-защитных зон предприятий. Комплекс мер, направленных на снижение уровня шума, негативного воздействий электромагнитных полей, устранение недопустимых воздействий радиоактивного излучения в селитебной зоне. Замена сырья и топлива на более экологичное, в том числе перевод котельных на использование альтернативного топлива (газ). Модернизация, реконструкция и ремонт устаревшего оборудования, позволяющие сократить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ввод в эксплуатацию нового оборудования, позволяющего повысить степень очистки выбросов до 90 %. Комплекс мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами от автотранспорта. Сокращение использования водных ресурсов, в том числе воды питьевого качества. Обеспечение населения экологически чистой питьевой водой. Строительство новых и реконструкция имеющихся очистных сооружений, систем оборотного водоснабжения, насосных станций с целью повышения технического уровня и безопасности функционирования сооружений. Контроль и поддержание в работоспособном состоянии производственного оборудования и коммуникаций предприятий, способствующих предотвратить загрязнение поверхностных вод. |
|
|
Организация и проведение работ по содержанию и восстановлению твердых покрытий городской территории, предотвращающих попадание загрязняющих веществ на почву и в грунтовые. воды. Улучшение санитарно-экологического состояния расположенных на территории города родников, водоемов и прилегающих к ним зон. Проведение работ по снижению и ликвидации уровня подтопления городских территорий. Озеленение и благоустройство территории города Курска. Организация и проведение работ по содержанию, благоустройству и восстановлению городских лесов и лесов пригородной зоны. Комплекс мероприятий, направленных на снижение захламления территории города отходами производства и потребления. Организация и проведение мероприятий информационного, рекламно-просветительного, познавательного характера, направленных на повышение уровня экологических знаний и культуры населения города Курска. |
|
Исполнители основных мероприятий |
Комитет экологической безопасности и природопользования города Курска; Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска; Муниципальное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству"; Департамент строительства и инвестиционных программ города Курска; МКП "УКС Администрации города Курска"; Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска; Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, а также предприятия, организации города Курска и организации, с которыми на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключаются муниципальные контракты. |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009 - 2013 годы - 4282 млн. руб., в том числе: бюджет города Курска - 939,9 млн. руб.; бюджет Курской области - 1683 млн. руб.; Федеральный бюджет - 594,4 млн. руб.; внебюджетные источники - 1064,7 млн. руб. |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска и комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: - улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе Курске; - улучшить качество питьевого водоснабжения; - улучшить качество и увеличить количество дорог с твердым покрытием; - создать и развить зеленые зоны общего пользования; - обеспечить экологическую безопасность населения и территории города; - снизить количество выбрасываемых в атмосферный воздух вредных веществ на 739 тонн; - сократить водопотребление на 833 тыс. куб. м; - повысить уровень безопасности гидротехнических сооружений; - снизить подтопление территорий и объектов города; - улучшить санитарно-экологическое состояние расположенных на территории города родников, рек, водоемов и прилегающих к ним зон; - увеличить рекреационную емкость территории города; - благоустроить и восстановить территории городских лесов; - ликвидировать с территории города более 44 тыс. куб. м несанкционированных свалок; - сократить количество размещения отходов производства и потребления в природную среду на 22 тыс. тонн отходов; - снизить возможность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций. |
Введение
Загрязнение окружающей природной среды в настоящее время является одной из самых серьезных проблем во всем мире, оказывающей значительное влияние на качество жизни и здоровья населения. Территория города Курска в этом смысле не является исключением и тоже подвергается негативному воздействию, в том числе выбросов, сбросов, отходов и т.д.
В соответствий с Уставом города Курска, Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения городского округа являются организация мероприятий по охране окружающей среды; организация благоустройства и озеленения территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и, промышленных отходов. Реализовать на практике решение поставленных задач возможно при применении программного подхода.
В настоящее время на территории города действует "Комплексная программа социально-экономического развития города Курска на 2006 - 2008 гг.", в рамках которой выполняется комплекс мероприятий "Программы по оздоровлению окружающей среды города Курска на 2006 - 2008 годы", предусматривающий выполнение работ и мероприятий по снижению загрязнения окружающей природной среды на территории города.
Ряд вопросов, изложенных в этой программе, реализованы, другие же в связи со сложившейся экологической обстановкой требуют корректировки, что обосновывает целесообразность разработки новой Программы, которая сохранит преемственность по отношению к прежней Программе по обозначенным в ней проблемам.
При разработке Программы взяты за основу областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Курской области (2005 - 2010 гг.)", утвержденная Постановлением Курской областной Думы от 10 июня 2004 г. N 912-III ОД, а также мероприятия действующей "Программы по оздоровлению окружающей среды города Курска на 2006 - 2008 годы", первоочередные природоохранные мероприятия, предложения организаций, предприятий и учреждений города.
При общем понимании проблемы, как органами всех ветвей исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на территории города, так и в целом населением Курска может быть достигнут уровень экологически безопасного состояния окружающей среды и эстетически привлекательного внешнего вида города.
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Город Курск - развитый промышленный, культурный, научный и финансовый центр Курской области, расположенный на площади более 18 тыс. га с численностью населения около 410 тыс. человек. В Курске сосредоточено около половины всех промышленных предприятий Курской области, в том числе предприятий теплоэнергетики, стройиндустрии, машиностроения и других промышленных объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Несколько последних лет на территории города происходят изменения в структуре как промышленного производства, так и в характере хозяйствования субъектов. При практически полном прекращении основных производств на некоторых городских предприятиях, таких как ОАО "Курскагромаш", ООО "Курскхимволокно", ООО "Керамика", ЗАО "Рышковский кирпичный завод", ОАО "Курский завод стройматериалов" резко возросло количество мелких производств (производство пластиковых окон и дверей, металлических дверей и других металлоизделий), крупных и мелких торговых объектов, организаций сферы обслуживания, в том числе косметические салоны, медицинские кабинеты, объекты общественного питания. Значительная часть из перечисленных объектов располагается в помещениях первых этажей жилых домов, переведенных в нежилой фонд. В настоящее время на территории города осуществляют деятельность автосалоны ведущих производителей автомобилей Европы и Азии. Город переживает строительный бум, причем на его территории активно ведется как многоэтажное строительство, так и индивидуальная жилая застройка.
Быстрый рост интенсивности транспортных потоков, большая нагрузка на геологические структуры, подтопление, загрязнение воздуха и водных объектов, проблема с всевозрастающим объемом бытовых отходов - все это оказывает негативное влияние на экологическую обстановку в городе.
За пять лет (с 2003 по 2007 гг.) средний уровень загрязнения воздуха в городе Курске снизился почти на 17 %, несмотря на это, по данным ГУ "Курский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями", он продолжает оцениваться как высокий.
Основными источниками загрязнения атмосферы города Курска являются автотранспорт, предприятия теплоэнергетики, стройиндустрии, машиностроения.
Вклад автотранспорта в суммарные выбросы 2007 года составляет 93 %, что выше уровня 2006 года в 1,8 раза.
По сравнению со средними концентрациями загрязняющих веществ Европейской части России, в городе Курске они в основном ниже, за исключением диоксида азота и формальдегида, концентрации которых выше.
Средняя годовая концентрация формальдегида в целом по городу в 3,7 раза выше допустимой и в 1,4 раза выше средней по России и средней концентрации за 2006 год. Наиболее загрязнена северная часть города по ул. К. Маркса, далее - ул. Мирная, ул. Энгельса и район поселка "Аккумулятор".
Среднегодовая концентрация диоксида азота в целом по городу по сравнению с 2006 годом увеличилась и составила 2,0 ПДК. Наиболее загрязнены диоксидом азота районы улиц Ленина, Союзная, Энгельса, К. Маркса, поселка "Аккумулятор", где средние концентрации диоксида азота изменялись от 1,5 до 2,5 ПДК.
Отмечается неудовлетворительное качество воды в водоемах, находящихся на территории города Курска.
Основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов являются недостаточно очищенные сточные канализационные воды, сточные воды промышленных предприятий, автотранспорт, несанкционированные мусорные свалки и поверхностный сток с территорий города. Существование свалок отходов на берегах рек и в водоохранных зонах представляет собой достаточно серьезный вклад в понижение качества воды.
Наибольшее количество недостаточно очищенных сточных вод сбрасываются в реку Сейм предприятием МУП "Курскводоканал" (31,9 млн. куб. м в год). Очистные сооружения полной биологической очистки МУП "Курскводоканал" работают недостаточно эффективно, так как на них поступают сточные воды ряда предприятий-абонентов, не имеющие# локальных очистных сооружений, и загрязненные нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и др.
В проекте расширения городских очистных сооружений до 320 тыс. куб. м в сутки предусмотрены сооружения доочистки по взвешенным веществам и органическим загрязнениям до нормативов допустимых сбросов, но отсутствие финансирования не позволяет приступить к реализации намеченных планов.
На территории города практически отсутствует организованная система сбора, отвода и очистки поверхностного стока. Построенные отдельные участки ливневой канализации общей протяженностью 51,5 км осуществляют сброс поверхностных вод в реки, водоемы или на рельеф без очистки, в результате этого наблюдается значительное загрязнение и заиление водотоков.
К числу интенсивно развивающихся негативных процессов относится подъем уровня грунтовых вод, приводящий к возникновению зон подтопления на территории города Курска. Основной причиной образования зон подтопления является нарушение водного баланса под влиянием деятельности человека. К настоящему времени в черте города выявлены значительные территории, подверженные подтоплению грунтовыми водами. Так, проблема подтопления городских территорий существует в:
- Сеймском округе (левобережная территория реки Сейм: п. Рышково, п. Кислинский, п. Химволокно; правобережная - жилые кварталы в районе улиц Малиновая, Литовская, Луговая, Энгельса и жилой квартал Пригородных улиц);
- Железнодорожном округе (межречье реки Тускарь и протоки Кривец и левобережье реки Тускарь на участке между протокой Кривец и улицей Чайковского, улица Интернациональная и переулок Жуковский);
- Центральном округе (парк культуры и отдыха 50 лет ВЛКСМ и участки жилых кварталов).
В последние годы в значительной степени усложнилась проблема с сохранностью и восстановлением рек на территории города. Состояние рек, их водоохранных и прибрежных зон вызывает тревогу. Из-за заиления, заболачивания рек ухудшился их пропускной режим.
Важную роль в обеспечении нормальных условий жизни человека играют зеленые насаждения. Озеленение дворовых территорий выполняется в основном за счет размещения газонов и кустарников, однако низкорослые зеленые насаждения имеют маленькую крону и не способны создать тень, сохранить влажность на вновь застроенных участках, выделить необходимое количество кислорода, аккумулировать пыль.
Многие годы большая часть зеленых зон города, включая лесопарки, находится в запущенном состоянии, их территории в большинстве своем завалены упавшими деревьями, часть растительного покрова больна, повреждена или уничтожена.
Появилась проблема замены старых деревьев, растущих вдоль дорог, на дворовых территориях, территориях школ, так как срок жизни высокорослых зеленых насаждений в основном составляет 40 - 50 лет.
Городские леса включают в себя более 20 урочищ, расположенных на землях города Курска, в том числе урочища: "Шуклинка", "Паровое", "Пасека", "Сетное", "Солянка", "Парк", "Хохлов лес", "Агрегатное", "Горелый лес", "Конное", "Плоское" и другие. Общая площадь городских лесов составляет 3049 га. Специалисты ФГУП "Воронежлеспроект", подготовившие материалы лесоустройства и выполнившие анализ лесохозяйственных работ в период до 2005 г., отмечают:
- высокий процент (32,7 %) погибших лесных культур ревизионного периода и 46,7 % лесных культур неудовлетворительного состояния;
- недостаточное и несвоевременное проведение рубок ухода;
- недостаточное внимание вопросу обеспечения сохранности лесных культур.
Эстетическая оценка городских лесов невысокая - близкая к среднему классу 2,2, что связано со значительной захламленностью насаждений (10 м3/га), их избыточной увлажненностью в местах речных пойм, наличием большого количества сухостойного леса, значительной полнотой насаждений и др.
Санитарно-гигиеническая оценка характеризуется средним классом 2,1, что также обусловлено наличием сухостойных, фаутных деревьев и захламленностью.
Биологическая устойчивость характеризуется средним классом 2,2 по причинам наличия болезней (корневой губки, некроза ветвей, стволовой гнили и др.) усыхающих деревьев в перестойных насаждениях, захламленности.
Начиная с 1997 года мероприятия по уходу, защите и воспроизводству лесов на территории города практически не проводились. Около 2000 га городских лесов находятся в плохом состоянии (сильно захламлены сухостоем, валежником, больными аварийными деревьями, мусором, отходами потребления и др.).
С 1 января 2007 года вступил в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, регулирующий имущественные, договорные отношения в сфере лесопользования и. способы управления лесами, в соответствии с которым значительно изменились функции, задачи, структура органов охраны и управления лесами.
До вступления в силу нового Лесного кодекса основную часть работ по ведению лесного хозяйства выполнял по договору с комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска (далее - Комитет) Курский лесхоз. В 2007 году лесхоз в соответствии с Лесным кодексом РФ реорганизован, а городское лесничество ликвидировано, в результате чего выполнение функций по ведению лесного хозяйства Курским лесхозом стало не возможным#.
Для выполнения работ по ведению лесного хозяйства в 2007 году при Комитете создан отдел ведения лесного хозяйства, основными задачами которого являются:
- ведение лесного хозяйства на территории лесов города Курска, организация работ по охране, защите и воспроизводству леса;
- обеспечение проведения на территории лесов города Курска муниципального лесного контроля и надзора (охрана леса);
- организация и проведение разъяснительной и пропагандистской работы среди населения по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории города Курска.
С целью регулирования вопросов в сфере ведения лесного хозяйства на территории города Курска разработаны и утверждены следующие правовые акты:
- постановление Администрации города Курска от 17.04.2007 г. N 1088 "Об охране городских лесов";
- постановление Администрации города Курска от 05.09.2007 г. N 2450 "О ставках платы объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, расположенного в границах города Курска";
- постановление Администрации города Курска от 30.11.2007 г. N 3362 "О возложении функций по распоряжению лесными участками на территории города Курска и утверждении типовых форм договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений".
Однако отсутствие правовых актов о передаче лесов в муниципальную собственность препятствует полноценному осуществлению деятельности по охране, защите и воспроизводству лесов.
Вызывает тревогу состояние земель города. Основная проблема - захламление городской территории отходами, в том числе превращение в несанкционированные свалки овражной сети города.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция, к ежегодному увеличению образования отходов более чем на 6 % при этом наблюдается укрупнение контейнерных площадок свыше нормативно разрешенных. Отдельные площадки для хранения бытовых отходов превышают нормативный радиус обслуживания жилья, часть вновь организованной жилой застройки не имеет централизованных мест сбора отходов, все это ведет к захламлению части городских земель отходами и возникновению несанкционированных свалок в оврагах, парковых зонах, лесах и на берегах рек.
Нельзя отрицать наличия неразрывной связи между экологической культурой, воспитанием, образованием, уровнем социально-экономического развития и качеством жизни населения. Какие бы меры ни принимали муниципальные власти, как бы активно ни действовали экологические организации, город не станет здоровой средой обитания, если не произойдет радикальных изменений в сознании и поведении горожан. И здесь основная роль принадлежит экологизации воспитания и образования.
Необходимо, чтобы с детских лет каждый человек учился понимать и ощущать теснейшую, неразрывную связь людей и природы, экономики и экологии, чтобы эти знания стали приоритетом в его деятельности. В любой сфере экономное отношение к воде, теплу, электричеству, сохранению чистоты улиц и дворов, забота о дереве во дворе, речушке должны стать элементами нашей культуры и повседневной жизни.
Анализ экологической ситуации, сложившейся в городе Курске за последние годы, свидетельствует о том, что загрязнение природной среды остается достаточно высоким.
В общем виде проблему загрязнения окружающей природной среды на территории города можно определить как высокий уровень загрязнения воздуха, неудовлетворительное качество воды в водоемах, недостаточная пропускная способность режима рек, подверженность территорий подтоплению грунтовыми водами, запущенное состояние городских лесов, недостаточное количество зеленых зон общего пользования и др.
Реализовать на практике решение поставленных задач возможно при применении комплексного подхода, что наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации Программы.
II. Основные цели и задачи Программы. Сроки её реализации
Основными целями Программы являются:
- обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду;
- предотвращение вредного воздействия выбросов, сбросов, отходов производства и потребления на здоровье городского населения и окружающую среду;
- изменение отношения населения города Курска к проблеме охраны окружающей среды.
Достижение указанных целей планируется осуществить в ходе реализации следующих задач Программы:
- стабилизации экологической обстановки на территории город Курска;
- развития системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды и природных ресурсов;
- технического перевооружения промышленности, совершенствования действующих, внедрения новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду;
- улучшения санитарно-экологического состояния родников, рек, водоемов и прилегающих к ним зон, расположенных на территории города;
- увеличения рекреационной емкости территории города;
- благоустройства и восстановления территории городских лесов;
- обеспечения экологической безопасности хранения, переработки и утилизации отходов;
- улучшения информированности и экологической грамотности населения города Курска в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В случае неполного финансирования Программы реализация некоторых мероприятий может выйти за рамки Программы, в связи с чем заказчик может выйти с предложением о прекращении реализации Программы или о проведении корректировки в зависимости от финансовых возможностей и изменений в нормативно-правовых документах, регламентирующих правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. При выполнении мероприятий в более ранние сроки заказчик принимает решение о досрочном прекращении реализаций Программы.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы, планируемых для выполнения на территории города Курска в 2009 - 2013 годах, предусматривает решение конкретных задач и сгруппирован по следующим разделам:
- снижение негативных воздействий на человека в зонах его проживания;
- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- охрана и рациональное использование водных ресурсов;
- охрана почв, растительного и животного мира;
- экологическое воспитание, образование, информирование населения.
3.1. Снижение негативных воздействий на человека в зонах его проживания
С целью снижения негативных воздействий на человека в зонах его проживания будет# осуществляться постоянный мониторинг состояния окружающей среды с выявлением источников сверхлимитного загрязнения и проводиться конкретные мероприятия по ликвидации источников загрязнения, организации и благоустройству санитарно-защитных зон и др.
Проведение мониторинга окружающей среды на территории города Курска включает наблюдение за:
- экологическим качеством воздушной среды - обеспечением контроля за выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- экологическим состоянием поверхностных вод и водных объектов - соблюдением нормативов предельно допустимых сбросов на водосборную площадь водных объектов;
- состоянием загрязнения почвы - осуществлением контроля в местах захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов.
На эти цели будет направлено 29,2 млн. руб., в том числе собственных средств организаций 28,7 млн. руб. и средств бюджета города - 0,5 млн. руб. Осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды будут ГУ "Курский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями", комитет экологической безопасности и природопользования города Курска, ООО "Курскоблнефтепродукт", ООО "Курскхимволокно", ОАО "Курские электрические сети", ОАО "Курский завод крупнопанельного домостроения", МУП "Гортеплосеть", ФГУП Курский завод "Маяк", ОАО "Счетмаш", ЗАО "Курскрезинотехника", ООО Курский завод "Аккумулятор", Курское ОАО "Прибор", и др.
Ликвидацию источников загрязнения, осуществляя вывод отдельных производств химических субстанций, выполнит ОАО "Фармстандарт-Лексредства". К 2011 году это позволит снизить негативное влияние на человека, снизит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 3,54 кг, сбросы - на 10,6 тыс. куб. м, отходы - на 10,1 тонн, и потребует затрат в сумме 0,2 млн. руб. (собственные средства организации).
В течение 2009 - 2013 годов такие предприятия и организации, как ЗАО "Курскрезинотехника", ООО "Курский завод Аккумулятор", ООО "Мелиз", ООО "Курскоблнефтепродукт" затратят 1,7 млн. руб. на создание, организацию и благоустройство своих санитарно-защитных зон для снижения негативных воздействий на человека в зонах его проживания, включая разработку проектов.
Снижению уровня шума и электромагнитного воздействия будут способствовать проводимые МУП "Курскэлектротранс" работы по капитальному ремонту 24,9 км п.п. трамвайных путей (429,4 млн. руб.), а также по замене и капитальному ремонту контактной сети протяженностью 25,4 км п.п. (28,3 млн. руб.). Финансирование мероприятия будет осуществляться за счет собственных средств и средств областного бюджета по 137,3 и 320,4 млн. руб. соответственно.
Всего на выполнение мероприятий планируется затратить 488,8 млн. руб., в том числе за счет собственных средств организаций 167,9 млн. руб., средств областного бюджета - 320,4 млн. руб. и средств бюджета города - 0,5 млн. руб.
Выполнение перечисленных мероприятий позволит объективно оценивать состояние окружающей среды, определять источники повышенного загрязнения и принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки на территории города Курска, снижать загрязнение окружающей природной среды и создавать безопасные условия для жизнедеятельности населения города.
3.2. Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха
Среди наиболее острых проблем остается увеличение загрязнения атмосферного воздуха, поэтому Программой ставится задача - обеспечить снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Снижение загрязнения воздушного бассейна может быть достигнуто выполнением работ, направленных на сокращение образования вредных веществ от технологического оборудования и автотранспортных средств.
Замену сырья и топлива на более экологичное, осуществляя перевод котельных на использование природного газа, проведут ФГУП "Курский завод Маяк" и Локомотивное депо "Курск" Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Мероприятие позволит снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха на 660 тонн и обеспечить состояние окружающей среды в пределах допустимой концентрации. На выполнение работ предприятия затратят 63,6 млн. руб. собственных средств.
Такие предприятия, как филиал ОАО "ТГК-4" "Курская региональная генерация", ЗАО "Курскрезинотехника", ОАО "Курскмедстекло", ОАО "Фармстандарт Лексредства", ФГУП "Курская биофабрика", МУП "Гортеплосеть", ОАО "Курский завод крупнопанельного домостроения", ООО "Комбинат строительных материалов и работ" и другие проведут работы по модернизации, реконструкции и ремонту устаревшего оборудования, позволяющие сократить выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ на 33,3 тонны, затратив на их выполнение 358,7 млн. руб. собственных средств.
Ввод в эксплуатацию нового оборудования и технологий, позволяющих сократить выбросы загрязняющих веществ и повысить степень очистки выбросов до 90 %, будут осуществлять ООО "Курская кожа", ЗАО "Курскрезинотехника", ООО "Курский завод Аккумулятор", ФГУП "Курская биофабрика" и ООО "Мелиз", ООО "Комбинат строительных материалов и работ" и другие. Это приведет к снижению выбросов в атмосферный воздух за пять лет на 41 тонну. Затраты на мероприятия составят 26,9 млн. руб. за счет собственных средств.
Для сокращения вредного влияния транспорта на окружающую природную среду предусмотрено выполнение комплекса мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. Такие предприятия, организации города, как ОАО "ПАТП города Курска", ООО "Предприятие пассажирского автотранспорта", МУП "Курскэлектротранс", ОАО "Курскмедстекло", МУП "Курскводоканал", ФГУП "Курская биофабрика", ОАО "Курский завод крупнопанельного домостроения", ОАО "ЖБИ" и другие будут регулярно проводить контроль содержания вредных веществ в отработавших газах автотранспорта, а также выполнять регулировку топливной аппаратуры и двигателей подвижного состава. Постоянное, выполнение указанного мероприятия приведет к снижению выбросов от автотранспорта примерно на 1 тонну в год. За пять лет будет освоено 46,7 млн. руб. за счет собственных средств предприятий.
Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска совместно с ОАО "ПАТП города Курска" проведут мероприятия по выбору оптимальных скоростных режимов движения на линии и ввод запрета стоянки автобусов с работающими двигателями на конечных остановках и площадках отстоя, что также будет способствовать снижению выбросов от автотранспорта.
Расширение и строительство городских автомобильных дорог, повышающие качество движения транспортных средств, также будет# способствовать снижению выбросов от автотранспорта. Расширение дороги по улицам Кавказская и Пучковка от улицы К. Маркса до улицы 50 лет Октября, проводимое департаментом строительства и инвестиционных программ города Курска совместно с МКП "УКС Администрации города Курска" за счет средств областного бюджета (672,2 млн. руб.), увеличит пропускную способность и будет способствовать снижению выбросов от автотранспорта.
Общие затраты на мероприятия раздела составят 1168,1 млн. руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 672,2 млн. руб. и средств организаций - 495,9 млн. руб.
3.3. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Водоснабжение производственных процессов, населения города и городской инфраструктуры проводится за счет запасов поверхностных и подземных источников. Намечаемые мероприятия призваны сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении проблем в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов.
Сокращение использования водных ресурсов, в том числе воды питьевого качества на 833,3 тыс. куб. м будет достигнуто за счет:
- перевода отдельных производств (цехов) на техническую воду, который выполнят ЗАО "Курскрезинотехника", ООО "ПО Концерн "Курсктрикотажпром", филиал ОАО "ТГК-4" "Курская региональная генерация" на сумму 3,3 млн. руб., обеспечив снижение потребления воды на 63 тыс. куб. м;
- внедрения технологий, уменьшающих использование воды в производственных процессах, выполняемого ФГУП "Курская биофабрика" (поэтапное внедрение автономной автоматической водоподготовки в главном производственном корпусе за счет средств федерального бюджета и внедрение новой технологии производства туберкулина за счет собственных средств), ЗАО "Курскрезинотехника" (установка двух экструдеров для питания зазоров каландра) и другими организациями города, что позволит снизить водопотребление на 32,5 тыс. куб. м, затратив в общем объеме 60,5 млн. руб., в том числе средств федерального бюджета 17,5 млн. руб. и средств организаций 43 млн. руб.;
- установки оборудования, предотвращающего утечку воды из систем водоснабжения, проводимой предприятиями, организациями города за счет собственных средств, - 34,2 млн. руб. (МУП "Курскводоканал", ЗАО "Курскрезинотехника", ООО "Курский завод Аккумулятор", ООО "ПО Концерн "Курсктрикотажпром" и другие), что позволит исключить потерю воды на 220,8 тыс. куб. м;
- своевременного обнаружения и устранения поврежденных участков систем водоснабжения МУП "Гортеплосеть", ЗАО "Курскрезинотехника", ОАО "Счетмаш", ОАО "Курские электрические сети", ЗАО "Курская подшипниковая компания", что позволит предотвратить утечку воды на 517 тыс. куб. м. Затраты на выполнение данного мероприятия составят 44 млн. руб. собственных средств организаций.
Для улучшения качества питьевого водоснабжения в 2009 - 2013 годы по городу Курску департамент строительства и инвестиционных программ города Курска совместно с МКП "УКС Администрации города Курска" наметил выполнить мероприятия по расширению Шумаковского водозабора и строительству станции обезжелезивания Киевского водозабора на сумму 1139,5 млн. руб. за счет бюджетов всех уровней, в том числе городского - 55 млн. руб., областного - 536,5 млн. руб. и федерального - 548 млн. руб.
Строительство новых и реконструкция имеющихся очистных сооружений, систем оборотного водоснабжения, насосных станций с целью повышения технического уровня и безопасности функционирования сооружений будут произведены на: МУП "Гортеплосеть" - реконструкция участка канализации продувочных вод котлов котельной; МУП "Курскводоканал" - реконструкция главной насосной станции канализации в урочище Моква, насосных станций водопровода, уличных сетей канализации; ООО "Курскоблнефтепродукт" - строительство очистных сооружений; ЗАО "Курская подшипниковая компания" - внедрение блока по доочистке промышленных стоков от солей тяжелых металлов и других предприятиях города. Кроме того, МКП "УКС Администрации города Курска" проведет реконструкцию канализационных коллекторов в урочище "Солянка" и по улице Заводская, а комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска - реконструкцию насосных станций. Всего будет затрачено 311,7 млн. руб., в том числе средств предприятий - 153,3 млн. руб., средств областного бюджета - 152,9 млн. руб. и бюджета города - 5,5 млн. руб.
В 2009 - 2013 годах предприятия города: филиал ОАО "ТГК-4" "Курская региональная генерация", ФГУП "Курская биофабрика" - фирма БИОК, ООО "Курскхимволокно", МУП "Курскводоканал", ООО "Курскоблнефтепродукт" и другие будут осуществлять постоянный контроль и поддержку в работоспособном состоянии производственного оборудования и коммуникаций, способствующих предотвращению загрязнения поверхностных вод. Общая стоимость работ составит 36,4 млн. руб. (собственные средства предприятий).
Кроме того, на организацию и проведение работ по содержанию и восстановлению твердых покрытий городской территории, предотвращающих попадание загрязняющих веществ на почву и в грунтовые воды, комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска и предприятиями города будет затрачено 307,4 млн. руб., в том числе из бюджета города - 289 млн. руб. и за счет средств предприятий - 18,4 млн. руб.
Одним из водоохранных мероприятий по улучшению санитарно-экологического состояния городских рек и прилегающих к ним зон является благоустройство и очистка их берегов от аварийных, сухих деревьев с оголенной корневой системой, сильно наклоненных над руслами, а также поваленных, лежащих в руслах рек. Расчистка позволит улучшить пропускную способность русла, вскрыть забитые илом родники, создать благоприятные условия для рекреации. Наиболее значительные объемы работ предусмотрены на реках Тускарь, Сейм, протоке Кривец и других водных объектах, в том числе родниках, расположенных на территории города. Мероприятия будут выполняться за счет средств федерального бюджета на сумму 28,9 млн. руб. (Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области - расчистка рек) и бюджета города Курска - 25 млн. руб. (Комитет экологической безопасности и природопользования города Курска - очистка берегов).
К числу интенсивно развивающихся процессов относится подъем уровня грунтовых вод, приводящий к возникновению зон подтопления на территории города. Одним из путей решения этой проблемы является чистка существующих водоотводных каналов, промывка и прочистки водоотводных лотков, ливневой канализации, расчистка русел рек и предотвращение загрязнения пойм рек во время паводка, на это из городского бюджета необходимо выделить 148,1 млн. руб., областного - 1 млн. руб.
Общий объем финансирования на мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов составит 2140 млн. руб., в том числе за счет собственных средств предприятий - 332,6 млн. руб. и за счет средств бюджетов: городского - 522,6 млн. руб., областного - 690,4 млн. руб. и федерального - 594,4 млн. руб.
3.4. Охрана почв, растительного и животного мира
Озеленение территории города Курска, оздоровление существующих зеленых насаждений, благоустройство городских парков и скверов; создание, восстановление, развитие и благоустройство лесопарковых зон, а также посадку зеленых насаждений на территории города будут осуществлять за счет бюджета города Курска комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (83,3 млн. руб.) и комитет экологической безопасности и природопользования города Курска (31,1 млн. руб.) по договорам с подрядными организациями. Кроме того, предприятия, организации города возьмут на себя выполнение мероприятий по озеленению собственной территории за счет собственных средств (20,8 млн. руб.).
Реализуя мероприятия по ведению лесного хозяйства, комитет экологической безопасности и природопользования города Курска решит следующие задачи: приведет в порядок городские участки леса; ликвидирует захламленность, аварийные и больные лесные насаждения; улучшит эстетический вид. Выполнение мероприятий позволит увеличить рекреационную емкость городских лесов. Работы будут выполняться за счет бюджета города Курска на сумму 135,2 млн. руб. и проводиться по трем основным направлениям:
- организация лесопользования (рубки ухода за лесом, проводимые путем удаления из насаждений нежелательных деревьев и создания благоприятных условий для роста лучших деревьев; очистка участков леса от захламления, позволяющая значительно улучшить их качественные характеристики, ликвидировать реальную угрозу возникновения и распространения очагов опасных вредителей или болезней, обеспечить снижение травматической и пожарной опасности);
- выполнение профилактических мероприятий и работ по охране леса от пожара (устройство минерализованных полос и уход за ними; ведение очистки (санитарной рубки) лесных участков после пожара; изготовление, установка аншлагов противопожарной тематики и других);
- воспроизводство лесов (посадка лесных культур и уход за молодняком).
Комплекс мероприятий, направленных на снижение захламления территории города отходами производства и потребления, включает в себя выполнение следующих работ:
- организация площадок временного хранения отходов производства и потребления (комитет жилищно-коммунального хозяйства совместно с подрядными организациями будет вести работы по строительству контейнерных площадок для сбора мусора, а также изготовление и замену старых контейнеров и урн для сбора и утилизации отходов за счет средств городского бюджета в размере 49,1 млн. руб. Предприятия города Курска проведут работы по организации на своей территории площадок для временного хранения производственных отходов за счет собственных средств на сумму 2 млн. руб.);
- усовершенствование системы сбора, хранения, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов (комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска проведет работу по совершенствованию сбора и вывоза отходов, затратив на это из средств бюджета города 3,1 млн. руб. Усовершенствование системы сбора и утилизации автопокрышек, отработанного масла, аккумуляторных батарей, промасленной ветоши, люминесцентных ламп, а также организацию раздельного сбора отходов производства и потребления выполнят за счет собственных средств предприятия, организации города (8,4 млн. руб.));
- обеспечение в течение 2009 года комплекса мер, направленных на наведение полного учета образования и утилизации отходов на территории города Курска по видам и классам опасности, согласно нормативам образования отходов, утвержденным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области;
- в качестве использования предусмотренных федеральным законом мер экономического регулирования представление с 1 января 2009 года налоговых льгот индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим сбор и переработку вторичного сырья (пластмасса, стекло, полиэтилен, автошины и др.) в виде освобождения их от арендной платы и налога на землю;
- выделение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим сбор и переработку промышленных отходов, земельных участков под оборудование площадок, необходимых для приема, складирования и хранения перерабатываемого им вторичного сырья.
Выполнение мероприятия позволит утилизировать 9,5 тыс. тонн отходов производства и потребления.)#.
- Проведение комплекса мер по снижению образования несанкционированных свалок отходов на территории города Курска, включая их ликвидацию. Мероприятие будет выполнено комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска совместно с подрядными организациями путем ликвидации 44 тыс. куб. м несанкционированных свалок, что потребует 15 млн. руб. из бюджета города Курска;
- рекультивация существующего полигона твердых бытовых отходов (ТБО), будет проведена за счет средств городского бюджета в размере 80 млн. руб. комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска;
- разработка и внедрение технологий, ведущих к снижению объемов образования отходов и негативного их влияния на окружающую природную среду: комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска и МУП Курскводоканал до 2013 года проведут строительство цеха обезвоживания осадка с изменением технологической схемы обработки осадка, это позволит уменьшить его влажность с 97 % до 75 % и объем почти в 2 раза, а также приведет к уменьшению площадей иловых площадок; ФГУП "Курская биофабрика" выполнит реконструкцию и режимную наладку утилизационной печи с сокращением количества сжигаемых отходов производства; ООО "Курская кожа" внедрит новые технологии, ведущие к снижению образования отходов ила. Общие затраты составят 48,3 млн. руб., из них средства бюджета города Курска - 17,5 млн. руб. и собственные средства предприятий - 30,8 млн. руб. Реализуемые мероприятия дадут сокращение образования отходов на 4,9 тыс. тонн;
- внедрение технологий по использованию отходов в качестве вторичных ресурсов проведут ЗАО "Курскрезинотехника" (переработка резиновых и резинотканевых отходов); ОАО "Счетмаш" (переработка отходов пластмасс); ОАО ЖБИ (вторичное использование отработанных масел) и другие, в результате чего к 2013 году уменьшение отходов составит 6,2 тыс. тонн при затратах 6,2 млн. руб. (собственные средства организаций).
Общие затраты на выполнение мероприятий по охране почв, растительного и животного мира составят 482,5 млн. руб., в том числе за счет собственных средств предприятий - 68,2 млн. руб. и за счет средств бюджета города - 414,3 млн. руб.
Кроме того, значительная часть мероприятий, направленных на уменьшение объемов образования и накопления отходов, но не включенных в данную Программу, выполняется в рамках реализации муниципальной целевой программы "Отходы" на 2008 - 2010 годы по городу Курску.
3.5. Экологическое воспитание, образование, информирование населения
В рамках реализации Программы планируется проведение в средствах массовой информации мероприятий информационного, рекламно-просветительного, познавательного характера, направленных на повышение уровня экологических знаний и культуры населения города Курска; разработка программы по повышению уровня экологической культуры населения, в том числе в детских садах, школах, учебных заведениях.
Основными организаторами и исполнителями мероприятий выступают комитет экологической безопасности и природопользования города Курска, комитет образования города Курска, организации культурной и образовательной сферы города, постоянно ведущие воспитание, просвещение, образование и информирование населения в области экологии. Затраты составят 2,5 млн. руб. за счет средств бюджета города Курска.
Перечень мероприятий Программы с указанием объемов финансирования на их реализацию, сроков исполнения и ответственных исполнителей приведен в приложении 1.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет консолидации средств из городского, областного, федерального бюджетов и средств организаций.
Объем финансирования Программы за счет средств областного и федерального бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании федерального и областного бюджетов на соответствующий год.
Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы за весь период её реализации, составляет 4282 млн. руб., в том числе за счет средств:
бюджета города - 939,9 млн. руб., или 22 %;
областного бюджета - 1683 млн. руб., или 39 %;
федерального бюджета - 594,4 млн. руб., или 14 %;
привлеченных средств - 1064,7 млн. руб., или 25 %.
Распределение объема финансирования мероприятий Программы по разделам, источникам и годам реализации Программы представлено в таблице:
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
N п/п |
Годы |
Общая сумма, млн. руб. |
в том числе за счет средств: |
|||
бюджета города |
областного бюджета |
федерального бюджета |
привлеченных средств организаций |
|||
|
Всего |
4282 |
939,9 |
1683 |
594,4 |
1064,7 |
в том числе: | ||||||
|
2009 |
782,5 |
180,6 |
283,8 |
79,8 |
238,3 |
|
2010 |
1018,1 |
178 |
352,5 |
134,1 |
353,5 |
|
2011 |
918,2 |
183,4 |
382,9 |
123,5 |
228,4 |
|
2012 |
762 |
193,2 |
328,8 |
123,5 |
116,5 |
|
2013 |
801,2 |
204,7 |
335 |
133,5 |
128 |
1. |
Снижение негативных воздействий на человека в зонах его проживания |
488,8 |
0,5 |
320,4 |
|
167,9 |
|
2009 |
122,4 |
01 |
81,8 |
|
40,5 |
|
2010 |
111,7 |
0,1 |
74,1 |
|
37,5 |
|
2011 |
107,3 |
0,1 |
70,7 |
|
36,5 |
|
2012 |
68,9 |
0,1 |
43,8 |
|
25 |
|
2013 |
78,5 |
0,1 |
50 |
|
28,4 |
2. |
Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха |
1168,1 |
|
672,2 |
|
495,9 |
|
2009 |
228 |
|
100 |
|
128 |
|
2010 |
287,8 |
|
120 |
|
167,8 |
|
2011 |
269,6 |
|
152,2 |
|
117,4 |
|
2012 |
188,7 |
|
150 |
|
38,7 |
|
2013 |
194 |
|
150 |
|
44 |
3. |
Охрана и рациональное использование водных ресурсов |
2140 |
522,6 |
690,4 |
594,4 |
332,6 |
|
2009 |
340,6 |
102 |
102 |
79,8 |
56,8 |
|
2010 |
522,8 |
97,3 |
158,4 |
134,1 |
133 |
|
2011 |
434,7 |
99,7 |
160 |
123,5 |
51,5 |
|
2012 |
412,3 |
109,4 |
135 |
123,5 |
44,4 |
|
2013 |
429,6 |
114,2 |
135 |
133,5 |
46,9 |
4. |
Охрана почв, растительного и животного мира |
482,5 |
414,3 |
|
|
68,2 |
|
2009 |
91,1 |
78,1 |
|
|
13 |
|
2010 |
95,3 |
80,1 |
|
|
15,2 |
|
2011 |
106,1 |
83,1 |
|
|
23 |
|
2012 |
91,6 |
83,2 |
|
|
8,4 |
|
2013 |
98,4 |
89,8 |
|
|
8,6 |
5. |
Экологическое воспитание, образование, информирование населения |
2,5 |
2,5 |
|
|
|
|
2009 |
0,4 |
0,4 |
|
|
|
|
2010 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
2011 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
2012 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
2013 |
0,6 |
0,6 |
|
|
|
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса мероприятий, необходимых для полноценной реализации целей и задач Программы.
Заказчиком Программы является Администрация города Курска. Заказчиком-координатором - комитет экологической безопасности и природопользования города Курска. Исполнителями Программы являются комитет экологической безопасности и природопользования города Курска, комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска, департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска, департамент строительства и инвестиционных программ города Курска, а также организации, с которыми на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключаются муниципальные контракты.
Заказчик и исполнители программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению ее мероприятий, а также своевременному предоставлению справочной и аналитической информации о ходе ее реализации в комитет экономики, труда и занятости Администрации города Курска и комитет экологической безопасности и природопользования города Курска.
Заказчику Программы предоставляется право распределять бюджетные инвестиции по получателям бюджетных средств.
VI. Оценка экологической эффективности реализации Программы
Основным ожидаемым результатом выполнения Программы является улучшение уровня экологически безопасного окружающей природной среды.
В процессе реализации Программы планируется получение следующих результатов:
- активизация деловой активности в сфере охраны окружающей среды на территории города Курска;
- минимизация техногенного и антропогенного воздействия на природные объекты;
- адаптация к городским условиям лесных массивов расположенных в жилой зоне;
- улучшение экологической обстановки.
Выполнение основных мероприятий Программы позволит получить следующий социальный и экологический эффект.
1. Социальный эффект:
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в городе Курске;
- улучшение качества питьевого водоснабжения;
- улучшение качества и увеличение количества дорог с твердым покрытием;
- создание и развитие зеленых зон общего пользования.
2. Экологический эффект:
- обеспечение экологической безопасности населения и территории города;
- снижение количества выбрасываемых в атмосферный воздух вредных веществ на 739 тонн;
- сокращение водопотребление на 833 тыс. куб. м;
- повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений;
- снижение подтопления территорий и объектов города;
- улучшение санитарно-экологического состояния расположенных на территории города родников, рек, водоемов и прилегающих к ним зон;
- увеличение рекреационной емкости территории города;
- благоустройство и восстановление территорий городских лесов;
- ликвидация с территории города более 44 тыс. куб. м несанкционированных свалок;
- сокращение количества размещения отходов производства и потребления в природную среду на 22 тыс. тонн отходов;
- снижение возможности возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
VII. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Взаимодействие между исполнителями Программы и контроль целевого использования бюджетных средств осуществляет заказчик - Администрация города Курска.
Заказчик-координатор - комитет экологической безопасности и природопользования города Курска осуществляет мониторинг хода реализации Программы, сбор информации от исполнителей мероприятий Программы и в установленные сроки по установленной форме предоставляет в Администрацию города Курска отчет о ходе реализации муниципальной целевой программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска и комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска.
Осуществление контроля за реализацией Программы обеспечит эффективное и целевое использование бюджетных средств.
Приложение
к муниципальной целевой Программе
"Экологическая безопасность
и природные ресурсы города Курска"
на 2009 - 2013 годы
Перечень
мероприятий Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курского городского Собрания от 18 сентября 2008 г. N 76-4-ОС "Об утверждении муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность и природные ресурсы города Курска" на 2009 - 2013 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был
Решением Курского городского Собрания от 25 февраля 2011 г. N 351-4-ОC настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Курского городского Собрания от 12 февраля 2009 г. N 147-4-ОС