См. Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 20 апреля 2009 г. N 02-19-180П на настоящее постановление
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Администрации Курской области от 31.01.2009 г. N 20 "О порядке реализации в 2009 году областных целевых программ, принятых до 31 декабря 2008 г." Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы".
2. Комитету финансов Курской области (В.И. Нордстрем) до внесения изменений в Закон Курской области "Об областном бюджете на 2009 год" обеспечить финансирование областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы" за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением N 10 к Закону Курской области "Об областном бюджете на 2009 год" на реализацию областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на период 2006 - 2010 гг.".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор |
А.Н. Михайлов |
Областная целевая программа
"Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы"
(утв. постановлением Администрации Курской области от 30 марта 2009 г. N 107)
Паспорт
областной целевой программы "Энергосбережение Курской области
на 2009 - 2010 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Энергосбе-
режение Курской области на
2009 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки - Федеральный закон от 3 апреля 1996 г
Программы N 28-ФЗ "Об энергосбережении",
Указ Президента Российской Федерации
от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых
мерах по повышению энергетической и
экологической эффективности российской
экономики",
Закон Курской области от 21 апреля
2004 г. N 18-ЗКО "Об энергосбережении";
постановление Администрации Курской
области от 31.01.2009 г. N 20
"О порядке реализации в 2009 году
областных целевых программ, принятых до
31 декабря 2008 г."
Государственный - комитет промышленности и энергетики
заказчик Программы Курской области
Основные разработчики - комитет промышленности и энергетики
Программы Курской области, Фонд энергосбережения
Курской области
Цели и задачи Программы - реализация требований Федерального
закона от 3 апреля 1996 г N 28-ФЗ
"Об энергосбережении", Энергетической
стратегии России на период до 2020
года, утвержденной распоряжением Прави-
тельства Российской Федерации от 28
августа 2003 г N 1234-р, Указа Прези-
дента Российской Федерации от 4 июня
2008 г N 889 "О некоторых мерах по по-
вышению энергегической и экологической
эффективности российской экономики".
Создание устовий, обеспечивающих макси-
мально эффективное использование потен-
циала энергетического сектора и
топливно-энергетических ресурсов
для роста экономики и повышения качест-
ва жизни населения Курской области,
за счет сокращения количества потреб-
ляемой энергии, выхода на более высокую
ступень энергоэффективности
Важнейшие целевые - экономический эффект (млн. руб.),
индикаторы и показатели экономия энергоресурсов (тыс. тонн
Программы условного топлива)
Сроки реализации - 2009 - 2010 годы
Программы
Перечень основных - внедрение энергосберегающих технологий,
мероприятий Программы энергоэффективного технологического
оборудования и энергосберегающих мате-
риалов, в том числе
энергосбережение в организациях
бюджетной сферы,
энергосбережение на промышленных
предприятиях независимо от форм
собственности и ведомственной
принадлежности,
энергосбережение в топливно-энергети-
ческом комплексе и муниципальной
энергетике,
освоение и выпуск курскими предприятия-
ми энергосберегающего оборудования и
материалов;
информационная и образовательная
деятельность в сфере энергосбережения
Исполнители основных - органы исполнительной власти Курской
мероприятий Программы области;
Фонд энергосбережения Курской области;
органы местного самоуправления муници-
пальных образований Курской области;
предприятия, учреждения и организации,
расположенные на территории Курской
области, независимо от форм собствен-
ности и ведомственной принадлежности
Объемы и источники - объем финансирования мероприятий
финансирования Программы (в ценах 2009 г.)
Программы составляет 240,638 млн. рублей, в том
числе за счет:
средств областного бюджета - 1,021 млн.
рублей;
средств муниципальных бюджетов и муни-
ципальной энергетики (предполагаемых)
- 17,0 млн. рублей;
аккумулируемых средств Программы -
50,617 млн. рублей;
собственных средств предприятий промыш-
ленности и ТЭК (предполагаемых) - 172,0
млн. рублей.
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется Администрацией
Программы Курской области, Советом Фонда энергос-
бережения Курской области, комитетом
промышленности и энергетики Курской
области, Фондом энергосбережения
Курской области
Ожидаемые конечные - получение общей суммарной экономии
результаты реализации топлива 39 тыс. тонн условного топлива,
Программы и показатели ожидаемый экономический эффект к
эффективности 01.01.2011 году - 360,0 млн. рублей
реализации Программы
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Концепция данной Программы основывается на состоянии энергетики в целом в Российской Федерации, а также тенденциях и направлениях развития топливно-энергетического комплекса области.
На данный момент топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. Он активно влияет на состояние и перспективы развития экономики, так как на его долю приходится 26 % валового внутреннего продукта, около 30 % - объема промышленного производства, 25 % - налоговых доходов консолидированного бюджета и 60 % - валютных поступлений в страну. Поэтому целью энергетической политики страны является максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития.
В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25 - 30 %, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза, что, в первую очередь, сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции.
Требования Федерального закона "Об энергосбережении" и Закона Курской области "Об энергосбережении" исходят из необходимости снижения энергетических затрат на выпускаемую продукцию и сокращения загрязнения окружающей среды. По аналогичным соображениям направление бережливого применения всех видов энергии давно признано одной из главных национальных идей человечества. Кроме того, в условиях большого спроса на нефть, газ и уголь, высоких тарифов на тепло- и электроэнергию Программа позволит смягчить социальные условия жизни населения области.
Таким образом, концепция Программы включает в себя:
предпосылки для решения вышеперечисленных проблем;
методы и средства реализации энергосберегающей политики на территории области;
перечень внедряемых энергосберегающих мероприятий;
анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
переподготовку специалистов по вопросам энергосбережения;
популяризацию идей сокращения потребления всех видов энергии среди населения области;
обеспечение в полном и качественном объеме энергоресурсами каждого потребителя области.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы
Основной особенностью Курской области является практически полное отсутствие собственной минерально-сырьевой базы для развития энергетики и необходимость ориентироваться на завоз топлива из других регионов и получение природного газа по сетям магистральных газопроводов, проходящих через Курский регион.
Целью данной Программы является:
выполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и поручения Президента Российской Федерации от 6 декабря 2008 г. N 11р-25811С;
совершенствование в Курской области технологии и структуры выработки электро- и теплоэнергии на электростанциях и котельных, снижение потерь при транспортировке топливно-энергетических ресурсов и рациональное использование энергии в бюджетных организациях, промышленности и коммунально-бытовом секторе. Программа предусматривает совокупность краткосрочных и долгосрочных мероприятий, целенаправленно реализующих экономию энергии всех видов;
создание условий, обеспечивающих максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения Курской области.
Программа призвана создать условия для выполнения следующих задач:
обеспечение высокого уровня рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
получение максимального эффекта от вкладывания денежных средств в энергосбережение;
развитие в области производств, выпускающих оборудование, приборы и аппаратуру для целей энергосбережения;
распространение принципов возвратного финансирования внедрения энергосберегающих мероприятий;
совмещение снижения удельных расходов энергии с задачами, стоящими перед социальной сферой, и необходимостью снижения негативного влияния на состояние окружающей среды.
Таким образом, функциональным назначением данной Программы является планирование и обеспечение финансирования энергосберегающих мероприятий, создание условий перехода промышленности и экономики на эффективный энергосберегающий путь развития, улучшение социально-бытовых условий, сведение к минимуму дотационных средств и качественное выполнение Федерального закона "Об энергосбережении" и Закона Курской области "Об энергосбережении".
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей в целом за период реализации Программы с разбивкой по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализацию Программы намечено осуществить в период с 2009 по 2010 годы включительно.
III. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования
Проведенный аналитический мониторинг финансирования программы энергосбережения показал, что для реализации потенциала энергосбережения в Курской области только в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности требуется 2600 млн. рублей (в ценах 2002 года).
Учитывая финансово-экономическую ситуацию в области, реализовать этот потенциал в период 2009 - 2010 годов не представляется возможным.
В связи с этим, в Программу на 2009 г. включены и планируются для включения на 2010 г. высокоэффективные, быстро окупаемые энергосберегающие мероприятия, предлагаемые к внедрению в бюджетных учреждениях Курской области, топливно-энергетическом комплексе, на промышленных предприятиях и в жилищно-коммунальном хозяйстве, с суммарными затратами 240,638 млн. рублей.
Для привлечения дополнительных инвестиций в Сводный департамент государственной энергетической политики Министерства энергетики Российской Федерации представлены предложения по участию Курской области в ФЦП "Повышение эффективности энергопотребления в Российской Федерации". Включенные в заявку первоочередные энергосберегающие инвестиционные проекты Курской области имеют инновационный характер и отвечают приоритетам и критериям отбора мероприятий, объектов и проектов при формировании федеральных целевых программ и источников их финансирования в объеме 117,66 млн. рублей, а именно:
а) в бюджетной сфере:
установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов в бюджетных учреждениях Курской области - 5 проектов;
установка АСКУЭ в бюджетных организациях Курской области - 2 проекта;
замена изношенных деревянных оконных блоков на стеклопакеты в бюджетных учреждениях Курской области на 16 объектах;
б) на промышленных предприятиях Курской области:
освоение промышленного производства серии низковольтных комплектных устройств (НКУ) управления мощными электрическими экскаваторами ЭКГ-12К, ЭКГ-20К с энергосберегающими электроприводами (ОАО "Рудоавтоматика");
организация серийного производства комплектных вентильно-реактивных приводов (ООО "Свободинский электромеханический завод");
организация серийного производства вентильно-реактивных тяговых приводов мощностью 40 кВт для электромобилей (ООО "Свободинский электромеханический завод");
организация серийного производства мини-ТЭС с утилизатором тепла (ОАО "Электроагрегат").
В настоящее время формируется очередная федеральная целевая программа энергосбережения, концепцию которой планируется принять к ноябрю 2009 года, и при положительном решении Курская область может получить финансовую помощь с 2010 года.
Перечень мероприятий Программы, их ресурсное обеспечение и сроки реализации приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализацию мероприятий Программы и объемы финансирования следует уточнять и планировать ежегодно при разработке прогнозов социально-экономического развития области в соответствии с действующим региональным законодательством.
Консолидация и использование аккумулируемых средств Программы осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 14.02.2008 г. N 83.
Финансовое обеспечение областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы" приведено в таблице.
Таблица
(млн. рублей) | ||||
N |
Источник финансирования |
Всего за период реализации Программы |
в том числе по годам: |
|
2009 г. |
2010 г. |
|||
1 |
Областной бюджет |
1,021 |
0,451 |
0,57 |
2 |
Муниципальные бюджеты, в том числе и предприятия муниципальной энергетики (предполагаемые) |
17,000 |
8,000 |
9,00 |
3 |
Аккумулируемые средства Программы |
50,617 |
24,917*) |
25,70 |
4 |
Собственные средства предприятий промышленности и топливно-энергитического комплекса (предполагаемые) |
172,000 |
84,000 |
88,00 |
|
Всего: |
240,638 |
117,368 |
123,27 |
*) с учетом переходящих средств Программы.
V. Механизм реализации Программы
Для осуществления проведения энергосберегающей политики в Курском регионе критерием оценки принимаемых решений являются технические, экономические и социальные аспекты. Это в целом позволит вести продуманную политику по рациональному использованию бюджетными организациями и жилищно-коммунальным хозяйством топливно-энергетических ресурсов, техперевооружению предприятий топливно-энергетического комплекса, создать более устойчивое и качественное представление услуг в обеспечении энергоресурсами потребителей и осуществлять предсказуемую тарифную политику.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование и утверждение Советом Фонда энергосбережения Курской области Плана финансирования мероприятий по энергосбережению на основании рекомендаций научно-технического экспертного Совета Фонда энергосбережения Курской области.
Фонд энергосбережения Курской области ежегодно проводит независимый финансовый аудит своей деятельности и представляет отчет Совету Фонда энергосбережения Курской области о целевом использовании средств.
VI. Оценка социально-экономической, экологической эффективности Программы
Планируемый суммарный экономический эффект от реализации областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы" составит на 01.01.2011 г. 360,0 млн. рублей. За период реализации Программы экономия эиергоресурсов составит 39,0 тыс. тонн условного топлива, а вредные выбросы в атмосферу сократятся к 2010 году по углекислому газу и оксидам азота на 1 %.
Оценки# эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей с запланированными; сравнения фактического объема финансирования мероприятий Программы с запланированным; фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой.
Методика оценки эффективности реализации Программы разработана ГОУ ВПО "Курский государственный технический университет" в рамках реализации областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на период 2006 - 2010 гг." и приведена в выпущенном в Сборнике информационно-аналитических материалов по энергосбережению для реализации областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на период 2006 - 2010 гг.".
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Межведомственную координацию и финансирование реализации энергосберегающих мероприятий Программы осуществляет Фонд энергосбережения Курской области. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - комитет промышленности и энергетики Курской области. В ходе реализации Программы комитет промышленности и энергетики Курской области совместно с Фондом энергосбережения Курской области вносит в Совет Фонда энергосбережения Курской области предложения по уточнению мероприятий Программы и их финансированию с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий и эффективному использованию финансовых средств.
Приложение N 1
к областной целевой программе
"Энергосбережение Курской области
на 2009 - 2010 годы"
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы"
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей целей и задач Программы |
Единица измерения |
Значение индикаторов и показателей Программы |
|||
До начала реализации Программы |
2009 г. |
2010 г. |
За период реализации Программы |
|||
1. |
Цель. Сокращение расходов областного бюджета на оплагу за потребляемые топливно-энергетические ресурсы Задача. Установка приборов учета топливно-энергетических ресурсов Показатель. Количество учреждений, финансируемых из областного бюджета, оснащенных приборами учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов |
% |
98 |
2 |
- |
2 |
2. |
Цель. Реализация потенциала энергосбережения Задача. Внедрение энергоэффективного оборудования, технологий и энергосберегающих материалов для эффективного использования энергоресурсов на стадии переработки, выработки, транспортировки и потребления |
|
|
|
|
|
Показатель N 1 - объем съэкономленных# энергоресурсов |
тыс. ту. т# |
- |
13 |
26 |
39 |
|
Показатель N 2 - объем съэкономленных# финансовых средств на оплату топливно-энергетических ресурсов |
млн. рублей |
- |
120 |
240 |
360 |
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Энергосбережение Курской области
на 2009 - 2010 годы"
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы"
|
|
|
|
|
|
(млн. рублей) |
|
||
N п/п |
Наименование цели, задачи, мероприятия |
Сроки выполнения |
Исполнители мероприятий |
Направление расходов |
Источники финансирования |
Объем финансирования |
Ожидаемый результат (в натуральном выражении - целевые значения) |
||
Всего |
в том числе: |
||||||||
2009 г |
*) 2010 г. |
||||||||
1. |
Внедрение энергосберегающих проектов в организациях бюджетной сферы, проведение НИОКР, метрологическое обеспечение, образовательная и информационная деятельность, внедрение энергосберегающих проектов на предприятиях топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятиях и муниципальной энергетики Курской области на 60 % - и 25 % - возвратной основе |
2009 - 2010 гг. |
Органы исполнительной власти Курской области, Фонд энергосбережения Курской области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Курской области, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности |
В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 14.02.2008 г. N 83 |
Всего - в том числе |
240,638 |
117,368 |
123,27 |
экономия энергоресурсов - 39 тыс. тонн условного топлива; экономический эффект - 3 60,0 млн. руб. |
областной бюджет |
1,021 |
0,451 |
0,570 |
||||||
аккумулируемые средства Программы |
50,617 |
24,917 |
25,70 |
||||||
|
|
|
|
|
местные бюджеты и муниципальной энергетики (предполагаемые) |
17,00 |
8,00 |
9,00 |
|
прочие источники (предполагаемые) |
172,00 |
84,00 |
88,00 |
||||||
|
Всего по Программе |
|
|
|
Всего, в т.ч. |
240,638 |
117,368 |
123,27 |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
1,021 |
0,451 |
0,570 |
|
|
|
|
|
|
аккумулируемые средства Программы |
50,617 |
24,917 |
25,70 |
|
|
|
|
|
|
местные бюджеты и муниципальной энергетики (предполагаемые) |
17,00 |
8,00 |
9,00 |
|
|
|
|
|
|
прочие источники (предполагаемые) |
172,00 |
84,00 |
88,00 |
*) Окончательный объем финансирования Программы на 2010 год будет уточнен с учетом денежных средств, которые будут предусмотрены в тарифах на электрическую и тепловую энергию для финансирования в 2010 году энергосберегающих проектов Программы, возвратных средств Программы, а также экономии денежных средств, полученных от проведения конкурсов по исполнению проектов и мероприятий Программы, переходящих средств Программы с 2009 года и средств, которые будут предусмотрены законом Курской области "Об областном бюджете на 2010 год"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Курской области от 30 марта 2009 г. N 107 "Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на 2009 - 2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 10 апреля 2009 г. N 67 - 68
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 19 ноября 2010 г. N 553-па
Постановление Администрации Курской области от 23 апреля 2010 г. N 162-па
Постановление Администрация Курской области от 27 января 2010 г. N 20-па