1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) комитет образования и науки Курской области.
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 233743,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету образования и науки Курской области (В.М. Заикин) обеспечить разработку проекта Программы и внесение его до 15.09.2010 г. в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора - |
А.С.Зубарев |
Концепция
областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы"
(утв. распоряжением Правительства Курской области
от 19 августа 2010 г. N 368-рп)
I. Анализ проблемы за последние 3-5 лет и причины ее возникновения
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требования инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект "Образование" (далее - ПНПО), который выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.
Так, в Курской области только в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" за четыре года из федерального и областного бюджетов было выделено более 1 млрд. рублей.
Сегодня 60% школьников Курской области обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям к осуществлению образовательного процесса, в то время как на начало реализации проекта этот показатель составлял 20%.
Укрепилась материально-техническая база школ, что позволило повысить образовательный уровень обучающихся. Приобретение компьютерных классов, интерактивных аппаратно-программных комплексов дало дополнительные возможности для применения компьютерных технологий на уроках различных предметных областей и во внеурочной деятельности. Возникло понимание необходимости развития информационной культуры у участников образовательного процесса. Учителя и обучающиеся овладели новыми методами и приемами использования компьютерной техники в ходе образовательного процесса.
Повысилась профессиональная компетентность педагогических кадров в вопросах предпрофильной подготовки и профильного обучения, организации исследовательской деятельности. К традиционно существующему физико-математическому прибавились следующие профили: оборонно-спортивный; технологический; социально-гуманитарный; социально-экономический; агротехнологический; химико-биологический; физико-химический.
Активизировалась работа органов общественного управления школой. В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, создаются попечительские советы, советы школы, управляющие советы, основными целями которых являются: повышение самостоятельности школы в решение вопросов организации образовательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности, развитие инициативы в работе школьного коллектива, содействие организации и улучшению условий труда педагогических работников общеобразовательных учреждений и др. В практику работы школ вошли публичные отчеты по выполнению программ развития перед родителями и общественностью.
Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования.
Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" 736 общеобразовательных учреждений (ОУ) Курской области подключены к сети Интернет.
Мониторинг оснащения общеобразовательных учреждений Курской области компьютерным оборудованием за 2006 - 2010 годы показывает, что увеличивается количество персональных компьютеров, используемых в ОУ, прослеживается положительная динамика в оснащении ОУ современной телекоммуникационной техникой и мультимедийным оборудованием.
С целью исключения доступа обучающихся общеобразовательных учреждений Курской области к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их образования и воспитания, все компьютеры общеобразовательных учреждений Курской области, подключенные к сети Интернет, обеспечены системой коптентной фильтрации ("Персональный клиент фильтрации") Интернет-ресурсов.
С сентября 2009 года в Курской области проводится работа по реализации проекта "Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации".
В рамках создания единого информационного образовательного пространства Курской области комитетом образования и науки Курской области обеспечено взаимодействие с группой компаний ФинПромМаркет-XXI АВЕРС по использованию в ОУ и ДОУ региона автоматизированных систем управления.
Большое значение в развитии образовательных технологий приобретает оснащение общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием. В 2006 - 2008 годах в Курской области закуплено и поставлено 380 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального и областного бюджетов. Поступившее оборудование успешно используется в образовательном процессе. Организуется повышение квалификации учителей для работы с новым учебным оборудованием. В рамках реализации данного направления приоритетного национального проекта созданы условия и определены требования к комплектности и качеству оборудования, что позволит в дальнейшем муниципалитетам в рамках собственных программ модернизации образования приобретать оборудование с целью обеспечить все школы в полном объеме.
В рамках национального проекта нововведения затронули воспитание - одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплен статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитательной деятельности.
В 2006 - 2010 годах ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получали более 9 тыс. учителей общеобразовательных учреждений.
Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования. Снизился удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, более чем на 10 процентов.
В течение 2009 года в Курской области шло масштабное общественное и профессиональное обсуждение концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". В обсуждении приняли участие учителя, родители, ученики, представители общественности
В целях реализации концепции "Наша новая школа" распоряжением Правительства Курской области от 29.03.2010 г. N 121-рп утвержден план первоочередных действий по модернизации общего образования в Курской области на 2010 год, в котором определены основные направления развития образования Курской области:
1. Поэтапное внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В 2010 году в области проводится работа по созданию организационно-педагогических условий для перехода общеобразовательных учреждений на образовательный стандарт нового поколения.
В настоящее время утвержден стандарт начальной школы (1 - 4 класс). Обязательное его введение начнется с 1 сентября 2011 года. Школам предстоит разработать свои образовательные программы. Завершается разработка стандарта для основной и старшей школы.
На базе КИНГЮ (ПКиГШ)СОО через курсовые мероприятия для учителей начальных классов, руководителей школ, специалистов муниципальных методических служб проводится учебно-просветительская работа, разъясняется содержание, структура, специфика ФГОС. Разработан план мероприятий по подготовке к введению стандарта нового поколения, организованы семинары для слушателей различных категорий совместно с издательством "Просвещение", ведется разработка методических материалов для специалистов отрасли образования, подготовлен специальный выпуск журнала "Педагогический поиск", в котором публикуются материалы, связанные с введением ФГОС.
Планируется организация мониторинга готовности общеобразовательных учреждений и школ-интернатов, расположенных на территории Курской области к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Органами управления образованием муниципальных районов и городских округов разрабатываются комплексные планы мероприятий по подготовке и введению с 2011/2012 учебного года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
Сегодня в нашем регионе эта работа осуществляется в рамках областной подпрограммы "Одаренные дети".
Ее результатом является увеличение доли детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста, до 35%.
В целях создания непрерывной системы работы с одаренными детьми на весенних каникулах впервые прошли сборы обучающихся с целью подготовки их к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников.
По результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010 году в Курской области 3 победителя (Балицкий Алексей - МОУ "СОШ N 11 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Железногорска (математика), Плохих Игорь - МОУ "СОШ N 6 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Курска (химия), Маслова Полина - МОУ "Гимназия N 1" г. Железногорска (литература) и 8 призеров по литературе, обществознанию, информатике, экономике, немецкому языку, физической культуре основам православной культуры.
3. Совершенствование учительского корпуса.
Прошедшие годы закрепили некоторую положительную динамику процессов, протекающих в кадровом обеспечении отрасли.
Сегодня педагогический корпус области включает в себя около 15 тысяч педагогических работников общеобразовательных учреждений, свыше 7 тысяч из них работают на селе.
Абсолютное большинство учителей - специалисты, обладающие высокой профессиональной компетентностью, имеющие высшее профессиональное образование.
Статистические данные свидетельствуют о планомерном увеличении числа руководящих и педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории. На 01.01.2010 г. этот показатель составил 57%.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в кадровом обеспечении отрасли, актуальным остается вопрос кадрового воспроизводства. Доля работающих пенсионеров составляет 16,3 %, в то время как молодых специалистов, со стажем работы до 5 лет, только 6,6 %.
К сожалению, по-прежнему невысоким остается процент учителей-мужчин, работающих в отрасли. На сегодня их только около 15 %.
Планируется переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время).
Изменится и система аттестации педагогов. С 2011 года кроме аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категории вводится новый вид аттестации - аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Начнется постепенный в течение пяти лет переход к аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности. Кроме того, полномочия по аттестации полностью перейдут к полномочиям органов управления образованием субъектов РФ.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
За период с 2007 по 2009 годы построено и реконструировано 13 учебных заведений.
В 2008 году введены в эксплуатацию 2 школы на 222 уч. места (школа в с. 2-е Поныри на 162 уч. места и школа в с. Ефросимовка Советского района на 60 уч. мест) и реконструирована школа-интернат в г. Дмитриев на 80 мест. В 2009 году введена в эксплуатацию 2-я Рождественская школа Медвенского р-на на 162 уч. места, реконструирована школа в с. Мансурово Советского района на 70 уч. мест и построен детский дом в пос. Новоандросово Железногорского района на 100 мест.
С 2007 года открыто 6 не функционирующих детских садов. В 2007 - 2009 годах построены и сданы в эксплуатацию 3 детских сада (NN 3, 135 г. Курска, детский сад в с. Мантурово).
За счет средств областного бюджета проведена реконструкция здания детского сада в пос. Кшенский Советского района на 40 мест. Подготовлен к открытию после капитального ремонта Усланский детский сад Обоянского района на 50 мест. В г. Железногорске более 150 детей принял после капитального ремонта детский сад N 12. Ведется реконструкция зданий детских садов в Кореневском, Курском районах, г. Курске.
В 2010 году в рамках федеральной целевой программы "Дети России", подпрограммы "Дети и семья" на 2007 - 2010 годы предусмотрено начало реконструкции объекта "Октябрьская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии с лимитом финансирования 9,63 млн. рублей.
Губернатором Курской области утвержден "План проведения капитальных ремонтов областных и муниципальных учреждений образования в 2010 году", который предусматривает проведение ремонтов в 57 учреждениях образования на сумму 90,2 млн. рублей.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Уже разрабатываются федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей. Ведется целенаправленная работа по увеличению количества и качества занятий физкультурой в школе. В целях выполнения рекомендаций Министерства образования и науки РФ в 44 общеобразовательных учреждениях области введен 3-й час физической культуры за счет школьного компонента.
В марте 2010 года завершена работа по формированию сборника методических рекомендаций по работе с детьми-инвалидами на уроках физической культуры.
На сегодняшний день в системе образования области функционируют 27 детско-юношеских спортивных школ с общим количеством обучающихся 12755 человек на 147 отделениях по 20 видам спорта.
В соответствии с календарным планом областных спортивно-массовых мероприятий, ежегодно проводится областная спартакиада обучающихся общеобразовательных школ по 13 видам спорта, в которой принимают участие сборные команды из 33 административных единиц региона.
Традиционно проводится более 55 зональных и финальных областных соревнований с общим охватом около 9 тысяч обучающихся.
Одновременно с проведением областной спартакиады среди обучающихся проводятся районные и городские соревнования по 5 видам спорта.
С целью развития массового детско-юношеского спорта, по договору с ООО "Газпром трансгаз Москва", в апреле - мае 2010 года введены в эксплуатацию 23 многопрофильных спортивных площадок на территории образовательных учреждений Курской области. Это позволит улучшить качество физического воспитания.
В течение 2008 - 2009 годов были построены спортивные залы в Поныровской СОШ Поныровского района, Верхнерагозсцкой СОШ, Мансуровской ООШ Советского района, 2-й Рождественской СОШ Медвенского района. В 2009 году произведен капитальный ремонт спортивного зала Солнцевской СОШ Солнцевского района, Черкасскопореченской СОШ Суджанского района, Солдатской СОШ Фатежского района.
При активной поддержке органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, в большинстве ДЮСШ области созданы группы общей физической подготовки для всех желающих детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет. В результате этой деятельности в систематические оздоровительные занятия вовлечены свыше 45 тысяч обучающихся.
Спортивные массовые мероприятия проводятся не только среди обучающихся общеобразовательных учреждений, но и среди воспитанников детских домов, школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных школ, детей-инвалидов, обучающихся категории "трудных" подростков.
К проведению спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в области привлечено более тысячи педагогов, в том числе: 769 учителей общеобразовательных учреждений и 370 тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей.
По данным комитета здравоохранения Курской области, 57,3 % детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания. За последние 5 лет на первые места в ранговой таблице заболеваемости среди школьников занимают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения.
В 2010 году у детей и подростков наблюдается рост заболеваний костно-мышечной системы (на 38 %), нервной системы (на 30 %).
Основными причинами серьезного ухудшения состояния здоровья детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях, являются неблагоприятные социально-экономические и экологические условия жизни, значительные нервно-эмоциональные нагрузки, испытываемые в процессе обучения, высокая частота факторов поведенческого риска (нарушений режима дня, питания, вредных привычек, низкой физической активности).
Вместе с тем, в 50 % школ с количеством обучающихся боле 100 человек еще не созданы условия для функционирования медицинских кабинетов. В настоящее время лицензии на осуществление медицинской деятельности имеют только 89 медицинских кабинета. Из 84 общеобразовательных учреждений, не имеющих лицензии, на сегодняшний день в медицинских блоках 27 общеобразовательных школ проведен ремонт (32,1%), в 44 - проводится (52,4%), в 13 - еще не начинался (15,5%).
В 11 общеобразовательных учреждениях имеются свидетельства о государственной регистрации права, в 13 - подготовлены пакеты документов и в 39 - проводятся мероприятия для его получения (75,0%).
Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательных учреждениях области возложено на медицинских работников, находящихся в штатах общеобразовательных учреждений и учреждений здравоохранения - 36 и 34 соответственно. В 16 общеобразовательных учреждениях, или 19,0%, ставки медицинских работников еще не введены. 57 медицинских работников прошли курсы повышения квалификации (67,8%).
В 9 общеобразовательных учреждениях области обеспеченность медицинским оборудованием и инструментарием в соответствии с СанПиН составляет 100%, в 45 - (65,5 %) - частично, в 30 - (37,5%) - еще не приобреталось.
В целях создания благоприятных факторов, способствующих снижению заболеваемости детей и улучшению здоровья школьников, большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.
За последние годы произошла значительная диверсификация учреждений профессионального образования. В области функционируют 23 учреждения начального профессионального образования, 42 средних специальных учебных заведения, 27 учреждений высшего профессионального образования.
Продолжается структурно-содержательная модернизация сети учреждений начального профессионального образования в направлении удовлетворения рынка труда области квалифицированными кадрами.
Внесены изменения в структуру подготовки рабочих кадров, оперативно пересматривается перечень профессий, по которым ведется обучение рабочих и специалистов. Повышение качества подготовки рабочих кадров, ориентация профилей обучения па потребительский спрос способствовали росту востребованности выпускников. Уровень трудоустройство несмотря на кризисные явления в 2009 году составил 91,7%.
Произошло качественное обновление среднего профессионального образования, интеграция с другими образовательными структурами, формирование современной системы управления, которая соединяет региональные и межрегиональные, отраслевые и межотраслевые интересы и потребности. В области действуют четыре интегрированных учреждения, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
В Курской области сформировалась многофункциональная система высшего профессионального образования. Вузы региона представляют широкий перечень качественных образовательных услуг и специальностей.
Становится более значительным вклад вузов как крупного работодателя в региональное развитие. Идет внедрение инновационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов с высшим образованием, создание инновационного вида высших учебных заведений: университетских комплексов, бизнес-школ, технопарков и т.д.
Осуществляется переход на двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратуру.
В Курской области действует 116 научных школ, ведется научно-исследовательская работа по 138 направлениям.
Многие научные школы курских вузов имеют заслуженное уважение и авторитет не только в России, но и за рубежом.
Активно развивается международное сотрудничество с Данией, Чехией, Колумбией, Венгрией, Болгарией, Германией, Великобританией, Австрией и другими странами, В ведущих курских вузах (Юго-Западный университет, КГУ, КГСХА, КГМУ) проходят обучение более 1300 студентов из 32 стран мира.
В то же время в условиях динамичного социально-экономического развития Курской области достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования в социально-экономическое и социокультурное развитие Курской области.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, овладение выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
Недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентации, мотивацию к здоровому образу жизни.
Улучшение демографической ситуации в Курской области требует принятия мер по обеспечению доступности дошкольного образования для широких слоев населения.
На 1.01.2010 года охват детей дошкольным образованием составил 53,4%, что не удовлетворяет потребность граждан.
Устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования не позволяет в полном объеме проводить занятия секций и кружков. Работа по укреплению материально-технической базы требует дополнительного финансирования. Необходим ремонт помещений, обновление и пополнение учебного оборудования, из-за отсутствия транспортных средств прекращена практика проведения экскурсий и выездных семинаров.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем развития образования программными методами, и об актуальности этой работы.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование", и увеличение бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество.
Программа как организационная основа реализации политики в области образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Кроме того, мероприятия Программы носят комплексный характер и затрагивают все субъекты системы образования. Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на подведомственные учреждения.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий регионального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере образования.
IV. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом
Срок реализации Программы: 2011 - 2013 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.
V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам (показателям), позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Целью Программы является внедрение механизмов формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Задачи Программы:
1) внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях;
2) создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса, внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг;
3) внедрение эффективных механизмов организации непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающих возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий по ряду направлений. Задача обеспечения инновационного характера базового образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
1) поэтапное внедрение федерального государственное образовательного стандарта;
2) развитие системы поддержки талантливых детей;
3) совершенствование учительского корпуса;
4) сохранение и укрепление здоровья школьников;
5) изменение инфраструктуры образовательных учреждений;
6) расширение самостоятельности образовательных учреждений;
7) укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений.
Выполнение мероприятий Программы планируется освещать в средствах массовой информации, что, в свою очередь, будет способствовать формированию положительного имиджа Курской области, распространению информации о системе образования в Курской области.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований);
охват выпускников, участвующих в ЕГЭ;
охват выпускников сдавших ЕГЭ;
доля обучающихся в современных условиях, от общего числа обучающихся на всех уровнях образования;
доля образовательных учреждений начального, среднего профессионального образования, оснащенных современным высокотехнологичным учебно-лабораторным оборудованием и информационно-коммуникационными образовательными ресурсами;
уровень трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
доля обучающихся, принявших участие во всероссийских и областных массовых мероприятиях;
увеличение охвата обучающихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений программами профильного изучения предметов от общего числа обучающихся 10 - 11-х классов;
охват детей услугами дошкольного образования;
охват детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, различными видами специальной (коррекционной) помощи;
доля обучающихся, получающих горячее питание в соответствие с нормативными требованиями;
доля общеобразовательных учреждений, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет со скоростью 128 кбит/с;
увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся в различных формах образования, в том числе интегрированных, надомных, дистанционных;
доля учителей образовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей образовательных учреждений;
доля работников образования, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников;
повышение уровня квалификации преподавательского состава (увеличение количества учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку).
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей с запланированными; сравнения фактического объема финансирования мероприятий программы с запланированным.
На основе проведенной эффективности реализации программы могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность реализации Программы снизилась,
эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне,
эффективность реализации Программы повысилась.
Прогнозные значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении N 1 к указанной Программе.
VI. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета.
Общие затраты на реализацию Программы за счет средств областного (бюджета составляют 233743,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 77932,0 тыс. рублей, 2012 год - 77860,0 тыс. рублей, 2013 год - 77951,0 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования мероприятий Программы приведено в приложении N 2. Указанное распределение осуществляется за счет средств областного бюджета, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета.
VII. Предварительная оценка эффективности Программы
Эффективность Программы определяется на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющей оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие Курской области.
Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям.
1) переход на новые образовательные стандарты:
организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Курской области в форме ЕГЭ;
обеспечение образовательных учреждений лицензионными программными продуктами;
подготовка руководящих и педагогических кадров к введению и реализации ФГОС (начального образования) через курсы повышения квалификации;
разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования на основе стандартов дошкольного образования нового поколения;
оснащение образовательных учреждений среднего профессионального образования учебно-наглядным оборудованием для организации лабораторно-практических занятий по педагогическим специальностям в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и среднего профессионального образования;
2) развитие системы поддержки талантливых детей:
проведение областных олимпиад профессионального мастерства;
участие во всероссийских олимпиадах профессионального мастерства среди обучающихся начального и среднего профессионального образования;
создание молодежного лагеря "Лидер" для учреждений НПО, СПО, школ области;
создание электронного банка данных и портфолио одаренных детей;
3) совершенствование учительского корпуса:
выплата денежного поощрения лучшим учителям по результатам конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
привлечение перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в школах, предоставление сведений в федеральный банк вакансий;
совершенствование работы по проведению аттестации педагогических работников;
проведение областных научно-практических конференций со специалистами специальных (коррекционных) образовательных учреждений, издание методических материалов и рекомендаций;
областные и всероссийские массовые мероприятия с работниками органов управления и учреждений образования, обучающимися и воспитанниками школ, школ-интернатов, детских домов, профессиональных училищ, лицеев учреждений дополнительного образования детей, утвержденные планом работы комитета образования и науки Курской области;
централизованные мероприятия комитета образования и науки Курской области:
содержание детей в спецшколах в соответствии с договорами;
изготовление и приобретение бланков, медалей, нагрудных знаков;
4) изменение школьной инфраструктуры:
приобретение и установка программного и учебного оборудования для обеспечения дистанционного образования детей-инвалидов Курской области ОГОУ Центр образования "Новые технологии" Курской области;
укрепление материально-технической базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
приобретение транспортных средств областным учреждениям дополнительного образования детей для подвоза обучающихся и воспитанников па областные массовые мероприятия;
капитальный ремонт учреждений, подведомственных комитету образования и науки Курской области;
5) сохранение и укрепление здоровья школьников:
предоставление субсидий муниципальным образованиям на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся муниципальных образовательных учреждений;
совершенствование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в областных государственных учреждениях для детей-сирот (патронатное воспитание);
создание лагеря "Здоровое поколение";
6) расширение самостоятельности образовательного учреждения:
создание единой информационной сети учреждений дополнительного образования по вопросам художественно-эстетического, научно-технического, военно-патриотического, социально-педагогического;
ежеквартальный выпуск сборников учреждений дополнительного образования;
выпуск телерадио# репортажей, печатных статей по результатам работы отрасли образования.
VIII. Предложения по государственным заказчикам, исполнителям и разработчикам Программы
Государственным заказчиком Программы является комитет образования и науки Курской области. Разработчиками Программы являются ОГОУ ДПО "Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования", ОГУ "Информационно-аналитический центр Курской области".
Исполнителями мероприятий Программы являются: комитет образования и науки Курской области, ОГОУ ДПО "Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования", ОГУ "Информационно-аналитический центр Курской области", ОГОУ ДОД "Областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и молодежи".
Приложение N 1
к Концепции областной целевой
программы "Развитие образования
Курской области на 2011 - 2013 годы"
Прогнозные значения
целевых индикаторов и показателей областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы"
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей целей и задач Программы |
Единица измерения |
Значения индикаторов и показателей Программы |
||||
До начала реализации Программы 2010 г. |
1 год реализации Программы |
2 год реализации Программы |
3 год реализации Программы |
За период реализации Программы |
|||
Цель: внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина | |||||||
Задача N 1. Внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях | |||||||
1. |
Доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований) |
процентов |
66 |
70 |
72 |
74 |
74 |
2. |
Доля обучающихся, принявших участие во всероссийских и областных массовых мероприятиях |
процентов |
89 |
91 |
93 |
95 |
95 |
3. |
Увеличение охвата обучающихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений программами профильного изучения предметов от общего числа обучающихся 10 - 11-х классов |
процентов |
60 |
65 |
70 |
80 |
80 |
4. |
Охват детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, различными видами специальной (коррекционной) помощи |
процентов |
55 |
60 |
65 |
70 |
70 |
5. |
Увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся в различных формах образования, в том числе интегрированных, надомных, дистанционных |
процентов |
18 |
20 |
22 |
25 |
25 |
6. |
Охват детей услугами дошкольного образования |
процентов |
53,4 |
55 |
57 |
60 |
60 |
7. |
Охват выпускников, участвующих в ЕГЭ |
процентов |
97,4 |
97,6 |
97,8 |
98 |
98 |
8. |
Охват выпускников сдавших ЕГЭ |
процентов |
98,7 |
98,8 |
98,9 |
99 |
99 |
Задача N 2. Создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса, внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг | |||||||
9 |
Доля учителей образовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей ' численности учителей образовательных учреждений |
процентов |
6,6 |
7,0 |
8,0 |
8,6 |
8,6 |
10. |
Доля работников образования, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников |
процентов |
0.0 |
10 |
30 |
50 |
50 |
11. |
Доля обучающихся в современных условиях, от общего числа обучающихся на всех уровнях образования |
процентов |
60 |
63 |
65 |
70 |
70 |
12. |
Доля обучающихся, получающих горячее питание в соответствие с нормативными требованиями |
процентов |
63 |
69 |
73 |
75 |
75 |
13. |
Доля образовательных учреждений, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет со скоростью 128 кбит/с |
процентов |
92 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача N 3. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающих возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста | |||||||
14. |
Доля образовательных учреждений начального, среднего профессионального образования, оснащенных современным высокотехнологичным учебно-лабораторным оборудованием и информационно-коммуникационными образовательными ресурсами |
процентов |
5,0 |
10 |
15 |
20 |
20 |
15. |
Уровень трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования |
процентов |
91 |
93 |
94 |
95 |
95 |
16. |
Количество учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку |
процентов |
55 |
60 |
65 |
70 |
70 |
Приложение N 2
к Концепции областной целевой
программы "Развитие образования
Курской области на 2011 - 2013 годы"
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы"
N п\п |
Наименование, цели, задачи, мероприятия |
Сроки выполнения мероприятия |
Исполнители мероприятий |
Направления расходов (капвложения НИОКР и прочие расходы) |
Источники финансирования |
Объем финансирования |
Ожидаемый результат |
|||
всего |
в том числе |
|||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||||||
|
Цель: внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина |
|||||||||
|
Задача 1. Внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях |
|||||||||
1. |
Мероприятия по поэтапному внедрению федерального государственного образовательного стандарта |
2011 - 2013 |
Комитет образования и науки Курской области, КИНПО (ПКиПП) СОО |
|
|
15620,0 |
8140,0 |
4590,0 |
2890,0 |
Введение ФГОС |
2. |
Мероприятия по развитию системы поддержки талантливых детей |
2011 - 2013 |
Комитет образования и науки Курской области, ОЦТРГО |
прочие расходы |
Областной бюджет |
1520,0 |
470,0 |
470,0 |
580,0 |
Проведение 12 олимпиад с участием 150 человек |
|
Задача N 2. Создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса, внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг. |
|||||||||
1. |
Мероприятия по совершенствованию учительского корпуса |
2011 - 2013 |
Комитет образования и науки Курской области |
прочие расходы |
Областной бюджет |
19216,0 |
5451,0 |
7612,0 |
6153,0 |
Повышение качества образования |
2. |
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников |
2011 - 2013 |
Комитет образования и науки Курской области |
прочие расходы |
Областной бюджет |
88201,0 |
28806,0 |
29327,0 |
30068,0 |
Сохранение к укрепление здоровья школьников |
|
Задача N 3. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающих возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста. |
|||||||||
1. |
Мероприятия по изменению инфраструктуры образовательных учреждений |
2011 - 2013 |
Комитет образования и науки Курской области |
прочие расходы |
Областной бюджет |
19157,0 |
5262,0 |
6058,0 |
7837,0 |
Создание условий для занятий с детьми-инвалидами |
2. |
Мероприятия по расширению самостоятельности образовательных учреждений |
2011 - 2013 |
ОЦТРГО |
прочие расходы |
Областной бюджет |
620,0 |
|
|
620,0 |
Информирование общественности о результатах работы |
3. |
Мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений |
2011 - 2013 |
Комитет образования и науки Курской области |
прочие расходы |
Областной бюджет |
89409,0 |
29803,0 |
29803,0 |
29803,0 |
Улучшение условий обучения |
Итого по Программе: |
233743,0 |
77932,0 |
77860,0 |
77951,0 |
|
Приложение N 3
к Концепции областной целевой
программы "Развитие образования
Курской области на 2011 - 2013 годы"
Предельные (прогнозные) объемы
финансирования областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы" по источникам финансирования и видам расходов
Источник финансирования |
Объем финансирования на год, всего (тыс.руб.) |
|||
Всего |
в том числе: |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
Областной бюджет |
233743,0 |
77932,0 |
77860,0 |
77951,0 |
в том числе: прочие расходы |
233743,0 |
77932,0 |
77860,0 |
77951,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Курской области от 19 августа 2010 г. N 368-рп "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника