1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 гг.
2. Определить:
государственным заказчиком-координатором областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 гг. (далее - Программа) - комитет социального обеспечения Курской области;
государственными заказчиками Программы - комитет социального обеспечения Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 74 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Рабочей группе при Межведомственной областной постоянно действующей комиссии по взаимодействию в организации борьбы с преступностью и социальной профилактике правонарушений обеспечить в срок до 7 октября 2010 года разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора - |
А.С.Зубарев |
Концепция
областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 годы
(утв. распоряжением Правительства Курской области
от 1 октября 2010 г N 459-рп)
I. Анализ проблемы и причины ее возникновения
В последнее время государством уделяется большое внимание мерам по усилению борьбы с преступностью и предупреждению рецидива, поэтому проблема социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, приобретает особую значимость.
На протяжении 2007 - 2009 гг. в Курской области увеличивалась численность лиц, освободившихся из учреждений отбывания наказания в виде лишения свободы, в том числе не имеющих места жительства или средств к существованию и возможности трудоустройства.
Количество освободившихся осужденных, из них: |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
1976 |
2029 |
2202 |
2406 |
2595 |
||
не имеющих места жительства |
32 |
29 |
14 |
27 |
48 |
|
в том числе в возрасте |
до 18 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
мужчины от 18 до 60 лет |
31 |
26 |
14 |
27 |
47 |
|
мужчины старше 60 лет |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
|
женщины от 18 до 55 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
женщины старше 55 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
не имевших средств к существовании и возможности трудоустройства |
13 |
19 |
9 |
19 |
21 |
|
в том числе в возрасте |
до 18 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
мужчины от 18 до 60 лет |
12 |
16 |
9 |
17 |
16 |
|
мужчины старше 60 лет |
1 |
3 |
0 |
0 |
2 |
|
женщины от 18 до 55 лет |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
|
женщины старше 55 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально-полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе. Для социализации человека в общество, а также в целях предупреждения рецидива преступности важно оказать поддержку лицу, освободившемуся из мест лишения свободы, в виде психологической, юридической, медицинской, материальной и иной, необходимой для его полноправного участия в жизни общества.
За прошедший период 2010 года на учетах уголовно-исполнительных инспекций области состояло 5632 осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
К отрицательным факторам, толкающим осужденных к совершению повторных преступлений, относится отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная и наркотическая зависимость и т.п.
По имеющимся статистическим данным, за прошедший период 2010 года не были заняты трудом либо учебой 2039 осужденных - 36,2% от общего числа состоявших на учете (аналогичный период прошлого года - 1907 чел. - 30,2%).
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.
В настоящее время в социальной помощи нуждаются 609 осужденных - 17,4% от состоящих на учете инспекций.
Определенная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основывающейся на специальных методиках и подходах. Количество данной категории граждан, освободившихся из исправительных учреждений Курской области, составило: в 2007 году - 14 чел.; в 2008 году - 27 чел.; в 2009 г. - 48 чел.
Отсутствие жилья, средств к существованию, вынуждают их, находясь на свободе, заниматься бродяжничеством, попрошайничеством, толкают на совершение новых преступлений.
Нерешенность проблем указанной категории граждан негативно влияет на состояние криминогенной и эпидемиологической ситуации на территории области.
Социальная адаптация этих граждан, которые являются жителями Курской области, невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны органов социального обеспечения, службы занятости населения, общественных организаций. Прежде всего, необходимо, чтобы осужденные после освобождения имели соответствующий правовой и социальный статус, который обеспечил бы им нормальный с точки зрения общества образ жизни.
Среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане.
В настоящее время на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Курской области состоят 1044 подростка, находящихся в социально опасном положении, в том числе 2 - освобожденных из мест лишения свободы, 10 - условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, 4 - вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 83 - условно осужденных.
Согласно сведениям УФСИН России по Курской области в 2009 году среднесписочная численность несовершеннолетних, содержащихся в Локнинской воспитательной колонии, составляла 49 человек (в 2007 году - 80, в 2008 году - 60).
В 2009 году из воспитательной колонии освобождено 15 человек, в том числе 4 подростка, не достигших возраста 18 лет и проживающих на территории Курской области (в 2007 году - 31, в 2008 году - 21).
По состоянию на 1 июня 2010 года в Локнинской воспитательной колонии содержится 39 осужденных несовершеннолетних, из числа которых у 9 человек в текущем году истекает срок наказания. За 5 месяцев текущего года из воспитательной колонии было освобождено 6 человек.
В 2009 году несовершеннолетними, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, было совершено 90 преступлений (в 2007 году -116, в 2008 году - 87), что составляет 13,7% от общего количества зарегистрированных преступлений (654). За 5 месяцев текущего года на территории Курской области отмечено снижение количества преступлений, совершенных подростками, раннее привлекавшимися к уголовной ответственности, на 51% (с 45 в 2009 году до 23 в 2010 году). Число указанного вида преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений (202), совершенных несовершеннолетними, составляет 11,3%.
Реализация Программы будет способствовать повышению эффективности социальной, медицинской, правовой и иной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, восстановлению ими утраченных и нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции в общество, профилактике рецидивной преступности.
Также в рамках Программы предполагается решить аналогичные проблемы граждан, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества (более 5,6 тыс. человек), и лиц без определенного места жительства, статистических данных по которым не имеется.
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития области и стратегии развития области
Основной целью Программы является социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства, одной из составляющих - создание областного центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, оказывающего содействие в трудовом устройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность, регистрацию по месту пребывания лиц без определенного места жительства, и иную разностороннюю помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.
Введение в действие предлагаемой Программы по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, будет способствовать улучшению социально-экономического положения названных лиц, создаст предпосылки для возврата части из них, находящихся в трудоспособном возрасте, к легальной трудовой деятельности, что повлечет за собой увеличение налоговых и пенсионных отчислений.
Таким образом, данная Программа в полной мере отвечает основной цели Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, а именно: созданию условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В законодательной базе Курской области фактически отсутствуют нормы, регулирующие порядок предоставления социального обслуживания и предоставления социальных услуг лицам, освободившимся из мест лишения свободы, что приводит к возникновению проблем в реализации мер организационно-технического характера по реабилитации названной категории граждан, являющихся частью трудоспособного населения, что в свою очередь ухудшает их социально-экономическое положение, создает препятствия для возвращения к нормальной жизни в социуме.
Применение программно-целевого метода позволит гарантировать лицам, освободившимся из мест лишения свободы, а также лицам без определенного места жительства право на предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания, а также оказание реабилитационных услуг, направленных на реализацию комплекса мероприятий, сглаживающих последствия негативного воздействия на психологическое, психоэмоциональное, физическое состояние человека, отбывшего наказание, а также способствующих возвращению человека в социум.
Кроме того, разработка Программы обусловлена необходимостью создания эффективной межведомственной системы реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
IV. Ориентировочные сроки, этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы планируется осуществить в 2011 - 2014 годах.
С учетом того, что в рамках Программы ежегодно планируется решать аналогичные задачи, не имеется оснований для разграничения этапов реализации Программы. В связи с этим ее осуществление предполагается провести в один этап.
V. Предложения по целям и задачам Программы, основным целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим оценивать эффективность областной программы по годам, предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Основными целями Программы являются:
социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства;
сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Курской области.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы;
реализация мер социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, направленных на восстановление утраченных социальных связей;
предупреждение повторных преступлений и правонарушений среди осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы;
совершенствование системы педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач:
снижение доли лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу;
увеличение доли трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве обратившихся в центры занятости населения;
увеличение доли лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги, в общем количестве нуждающихся лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы в целом и за период реализации Программы с разбивкой по годам представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Реализация мероприятий Программы позволит снизить социальную напряженность в области за счет:
снижения уровня рецидивной преступности; увеличения числа трудоустроенных лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
создания необходимых условий для обеспечения полезной занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
уменьшения количества несовершеннолетних, вовлеченных в преступные группировки и сообщества;
увеличения количества лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которым оказана социальная помощь.
VI. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы по всем ее направлениям с разбивкой по основным мероприятиям и обоснование потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию программных мероприятий составит 74 млн. рублей, в том числе: в 2012 году - 26 млн. рублей; в 2013 году - 34,3 млн. рублей; в 2014 году - 13,7 млн. рублей.
Распределение объемов финансирования по направлениям программных мероприятий, а также информация о необходимых сроках и объемах финансирования приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Предельный прогнозный объем финансирования Программы и распределение по государственным заказчикам приведены в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Средства из областного бюджета на финансирование мероприятий выделяются на соответствующий финансовый год в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете.
Объемы финансирования Программы в ходе реализации корректируются с учетом утвержденных расходов областного бюджета на очередной финансовый год, мероприятия - уточняются.
VII. Предложения по государственным заказчикам (государственному заказчику-координатору), исполнителям и разработчикам мероприятий Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы предлагается определить комитет социального обеспечения Курской области; государственными заказчиками Программы - комитет социального обеспечения Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области.
Исполнителями Программы будут комитет социального обеспечения Курской области, Управление федеральной службы исполнения наказаний по Курской области, Управление внутренних дел по Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области, комитет по труду и занятости населения Курской области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курской области, комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской области.
Приложение N 1
к Концепции
областной целевой программы
"Социальная реабилитация лиц,
освободившихся из мест лишения
свободы" на 2011 - 2014 годы
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 годы
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей Программы |
Единица измерения |
Значения индикаторов и показателей Программы |
|||||
До начала периода реализации Программы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
За период реализации Программы |
|||
1. |
Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу |
% |
(2010 год) 15,2 |
15 |
14,5 |
14 |
13,5 |
13,5 |
2. |
Доля трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве граждан, обратившихся в центры занятости населения |
% |
(2010 год) 14 |
20 |
25 |
30 |
40 |
40 |
3. |
Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги, в общем количестве нуждающихся лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью |
% |
(2010 год) 60 |
65 |
70 |
80 |
90 |
90 |
Приложение N 2
к Концепции
областной целевой программы
"Социальная реабилитация лиц,
освободившихся из мест лишения
свободы" на 2011 - 2014 годы
Распределение
прогнозного объема финансирования по основным направлениям программных мероприятий областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 годы
N п/п |
Наименование, цели, задачи мероприятия |
Направления расходов |
Источник финансирования (областной бюджет) |
Объем финансирования (млн. рублей) |
|||||
2011 - 2014 гг., всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
Прочие расходы |
Капитальные вложения |
||||||||
|
Создание областного центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства в том числе: |
18 |
56 |
74 |
74 |
|
26 |
34,3 |
13,7 |
|
Капитальный ремонт и реконструкция здания |
- |
56 |
56 |
56 |
- |
26 |
30 |
- |
|
Приобретение технологического, медицинского, реабилитационного оборудования, жесткого и мягкого инвентаря |
4,3 |
|
4,3 |
4,3 |
|
|
4,3 |
|
|
Содержание учреждения (ТЭРы, заработная плата и пр.) |
13,7 |
- |
13,7 |
13,7 |
- |
- |
- |
13,7 |
Приложение N 3
к Концепции
областной целевой программы
"Социальная реабилитация лиц,
освободившихся из мест лишения
свободы" на 2011 - 2014 годы
Предельный прогнозный объем
финансирования областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 годы по направлениям расходования и государственным заказчикам
Источники финансирования, направление расходов |
Всего за период реализации Программы, (млн. рублей) |
в том числе по годам: |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
Всего, в том числе: |
74,0 |
- |
26,0 |
34,3 |
13,7 |
областной бюджет |
74,0 |
- |
26,0 |
34,3 |
13,7 |
из общего объема капитальные вложения - всего |
56,0 |
- |
26,0 |
30,0 |
|
в том числе областной бюджет |
56,0 |
|
26,0 |
30,0 |
|
прочие расходы |
18,0 |
- |
- |
4,3 |
13,7 |
в том числе областной бюджет |
18,0 |
|
|
4,3 |
13,7 |
Из них: |
|
|
|
|
|
комитет социального обеспечения Курской области |
18,0 |
- |
- |
4,3 |
13,7 |
комитет строительства и архитектуры Курской области |
56,0 |
- |
26,0 |
30,0 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Курской области от 1 октября 2010 г. N 459-рп "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 гг."
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения официально опубликован не был