Постановление Администрации Курской области
от 17 марта 2009 г. N 90
"Об утверждении областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Администрации Курской области от 31.01.2009 г. N 20 "О порядке реализации в 2009 году областных целевых программ, принятых до 31 декабря 2008 г." Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)".
2. Правительству Курской области (А.С. Зубарев) до внесения изменений в Закон Курской области "Об областном бюджете на 2009 год" обеспечить финансирование областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением N 10 к Закону Курской области "Об областном бюджете на 2009 год" на реализацию областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2005 - 2010 годы)".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор Курской области |
А.Н.Михайлов |
Областная целевая программа
"Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
(утв. постановлением Администрации Курской области от 17 марта 2009 г. N 90)
15 апреля, 6 июля 2010 г.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Водный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах"; Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; постановление Администрации Курской области от 31.01.2009 г. N 20 "О порядке реализации в 2009 году областных целевых программ, принятых до 31 декабря 2008 г." |
Государственный заказчик |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики Программы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цели и задачи Программы |
- |
цель Программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области в топливно-энергетических, минеральных, водных и биологических ресурсах. Основные задачи: стабилизация экологической обстановки и ее улучшение в районах и населенных пунктах области; обеспечение потребностей экономики области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования; осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными условиями, сохранение биоразнообразия; формирование территориальной системы комплексного мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды; научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей среды; формирование экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
|
увеличение разведанных запасов минерального сырья (мергеля, глины и т.д.); увеличение разведанных запасов подземных пресных вод: количество отчетов по подсчету разведанных запасов подземных пресных вод; организация процесса проведения режимных наблюдений за состоянием геологической среды; площадь рекультивации отработанных бесхозных карьеров твердых полезных ископаемых; снижение ущерба, наносимого в результате подтопления: количество ГТС, в отношении которых проведены работы по капитальному ремонту; разработка проектов водохозяйственных мероприятий; издание доклада о состоянии окружающей среды за отчетный год; оформление паспортов ООПТ Курской области: проведение комплексного экологического обследования территорий для придания статуса ООПТ; проведение работ по межеванию границ с закреплением на местности для организации ООПТ; выявление новых редких видов животных, а также установление ранее неизвестных местообитаний животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Курской области; выявление новых редких видов растений и растительных сообществ, а также установление ранее неизвестных местообитаний растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Курской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2009 - 2010 годы |
Перечень подпрограмм |
- |
"Минерально-сырьевые ресурсы"; "Водные ресурсы и водные объекты"; "Регулирование качества окружающей среды"; "Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения"; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области; |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы на 2009 - 2010 гг. за счет средств областного бюджета - 8,928 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 4,823 млн. рублей; 2010 г. - 4,105 млн. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
по минерально-сырьевым ресурсам: увеличение поисково-разведочного задела для обеспечения прироста ресурсов полезных ископаемых; повышение обеспеченности экономики области основными минерально-сырьевыми ресурсами, запасами подземных вод; внедрение рациональных и природосберегающих технологий недропользования; по водным ресурсам: снижение негативного воздействия на окружающую природную среду и оздоровление водных объектов, источников водоснабжения, водопользования и рекреации; снижение развития процесса подтопления на территории области; достижение устойчивой стабилизации уровней подземных вод, снижение загрязненности подземных вод; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; в области охраны окружающей природной среды: снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты; оздоровление экологической обстановки в городах и населенных пунктах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды; развитие системы мониторинга окружающей среды; сохранение и развитие сети особо охраняемых территорий регионального значения; формирование системы кадастровых оценок редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Курской области; разработка и реализация планов мероприятий по сохранению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов или их групп; ведение и обновление Красной книги Курской области |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основой экономического, промышленного и социального развития страны и ее субъектов является наличие и рациональное использование природных ресурсов (недра, вода, атмосфера и т.д.).
Курская область является одним из субъектов Российской Федерации, обладающим уникальными по объемам и разнообразию природными ресурсами, способными обеспечить нужды Курской области, а также, по некоторым видам сырья, и другие регионы.
В настоящее время наиболее важной задачей является обеспечение аграрного и строительного комплексов области запасами сырья (песок, глина, суглинки, мел, мергель, трепел, фосфориты, цеолиты и т.п.) для устойчивого развития указанных отраслей путем проведения прогнозно-поисковых, поисково-оценочных и геологоразведочных работ. Не менее важной проблемой является обеспечение запасами подземных вод для водоснабжения населения в ряде районов области. Выявленные в процессе поисково-оценочных работ проявления и ресурсы глинистого, цементного, карбонатного сырья и других полезных ископаемых при продолжении работ с целью оценки возможности их промышленного использования и последующего предоставления для разведки и добычи предприятиям и организациям, безусловно, будут способствовать экономическому развитию Курской области.
ОАО "Михайловский ГОК", разрабатывающий с 1960 г. Михайловское месторождение железных руд, является одним из крупнейших предприятий черной металлургии.
Разработка полезных ископаемых открытым способом оказывает типичное отрицательное влияние на окружающую среду: изъятие сельскохозяйственных угодий, снижение уровня грунтовых вод, заиливание поверхностных водотоков, загрязнение воздушного бассейна при ветровой эрозии отвалов, дроблении полезного ископаемого и его дальнейшей переработке. Площадь нарушенных земель при добыче железной руды составила 6343,3 га; рекультивация ведется недостаточными темпами.
Воздействие на окружающую среду мелких карьеров общераспространенных полезных ископаемых значительно меньше. Как правило, они не затрагивают водоносных горизонтов. Однако, наличие более 100 заброшенных карьеров, не имеющих в настоящее время владельцев и часто являющихся территориями несанкционированных свалок, требует проведения горнотехнической и биологической рекультивации. Частичной рекультивации требуют почти все действующие карьеры кирпичного сырья, песка и мела.
Источником покрытия потребности в воде в Курской области являются поверхностные и подземные воды. Хозяйственно-питьевое водоснабжение Курской области осуществляется исключительно из подземных горизонтов. Для водоснабжения промышленности используется также поверхностный сток рек.
Из 54 объектов-водопользователей, осуществлявших сброс сточных вод в водные объекты, только 29 имеют очистные сооружения, 25 предприятий-водопользователей вообще не имеют очистных сооружений. Остальные водопользователи осуществляют сброс нормативно чистых вод.
В последнее время стали интенсивно проявляться процессы подтопления, переувлажнения и заболачивания почв. Особенно наглядно это заметно в поймах и на надпойменных террасах рек. Развитие таких негативных процессов связано с изменением гидрологического режима (строительство плотин, нерегулируемое жилищное строительство, создание прудов и водохранилищ) и другими антропогенными и природными воздействиями (заиление рек и ручьев в результате эрозии почв). Смываемая почва, с вносимыми удобрениями и ядохимикатами, выносится паводковыми и ливневыми водами в лощины, долины, балки, поймы рек. Происходит заиление и загрязнение ручьев, прудов и рек, снижается скорость течения в них, что приводит к повышению уровня стояния поверхностных и грунтовых вод, подтоплению жилых поселков, переувлажнению и заболачиванию прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
На территории Курской области существует несколько категорий ООПТ, к которым относятся: Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина - объект федерального значения; памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительная местность и дендрологический парк, которые являются объектами регионального значения.
Из 58 памятников природы двадцать девять относятся к лесам и лесным культурам. Общая площадь этих особо ценных по своим характеристикам насаждений превышает 2.5 тысячи гектаров.
В восточных районах области особо охраняемыми природными территориями объявлены растительные сообщества, которые сформировались несколько тысяч лет тому назад. Многие из обитающих здесь видов растений занесены в Красные книги России и Курской области и нуждаются в особой охране. Очень живописны в Курской области озера, являющиеся старицами реки Сейм - Лезвино, Малино, Маковье.
Особо охраняемыми природными территориями объявлены выходы палеогеновых песчаников с отпечатками теплолюбивых растений. В мире известно всего шесть подобных природных объектов, два из которых расположены на территории нашей области.
В настоящее время в разряд особо охраняемых природных территорий Курской области можно отнести 58 памятников природы, 16 зоологических заказников, 3 ботанических заказника, лечебно-оздоровительную местность и дендрологический парк.
Все ООПТ занимают 6.71% территории Курской области. Из них самую большую долю составляют зоологические заказники - 94.9%, территория Центрально-Черноземного заповедника - 2.6%, памятники природы (естественные), памятники природы (искусственные), ботанические заказники - 2.5%.
С 2002 года начата работа по обеспечению и расширению сети особо охраняемых природных территорий Курской области. Необходимо финансирование и реализация мероприятий по межеванию территорий, обеспечению паспортизации, обозначению границ и сохранению сети особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Цель Программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области в минеральных, водных и биологических ресурсах.
Основные задачи:
стабилизация экологической обстановки в области и ее улучшение в районах и населенных пунктах области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды;
обеспечение потребностей экономики области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;
осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;
предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;
развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия;
формирование государственной системы комплексного мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды;
научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей среды;
формирование экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Реализация Программы спланирована в течение 2-х лет.
Эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих групп целевых показателей, характеризующих:
увеличение по отношению к показателю 2008 года количества опоискованных и оценённых прогнозных ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых и подземных пресных вод;
снижение ущерба от подтоплений и других видов негативного воздействия вод, в том числе:
а) снижение по отношению к показателю 2008 года количества пострадавшего населения;
б) снижение по отношению к показателю 2008 года экономического ущерба;
снижение по отношению к показателю 2008 года количества гидротехнических сооружений, находящихся в предаварийном состоянии;
повышение эффективности информационного обеспечения систем мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, в том числе повышение по отношению к показателю 2008 года полноты мониторинга, повышение по отношению к показателям 2008 года достоверности прогноза.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов показателей Программы представлены в приложении N 1.
3. Система программных мероприятий Программы
Система мероприятий Программы включает в себя реализацию следующих подпрограмм:
Минерально-сырьевые ресурсы;
Водные ресурсы и водные объекты;
Регулирование качества окружающей среды;
Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения;
Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 8,928 млн. рублей, в том числе по годам:
2009 г. - 4,823 млн. рублей;
2010 г. - 4,105 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы (приложение N 2) на 2010 год носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на 2010 год.
В ходе реализации мероприятий Программы будут созданы условия стимулирования деловой активности предприятий для направления собственных средств на проведение природоохранных мероприятий и рациональное природопользование.
5. Механизм реализации Программы, включающий механизм управления Программой
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы, перечня проектов по реализации программных мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию Законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик в установленном порядке вносит предложения по уточнению объемов финансирования программных мероприятий с учетом средств областного бюджета.
Исполнение мероприятий Программы (подпрограмм) осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Государственным заказчиком Программы является департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области осуществляет общую координацию работ, обеспечивает нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и организационное сопровождение выполнения Программы, несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Управление реализацией Программы (определение форм и методов) возлагается на департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.
С целью координации работ по реализации Программы может быть создан межведомственный координационный Совет. В состав его могут входить представители муниципальных образований, предприятий, научных и общественных организаций, занимающихся проблемами охраны окружающей среды.
Государственный заказчик организует внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
При необходимости государственный заказчик вносит в Правительство Курской области предложения (с соответствующими обоснованиями, информацией о результатах реализации и оценкой эффективности реализации Программы за отчетный период) о внесении изменений в действующую Программу или о досрочном прекращении и продлении срока ее реализации.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" позволит обеспечить растущие потребности экономики необходимыми природными ресурсами с учетом их рационального использования и снизить отрицательное влияние промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку в городах и населенных пунктах области, создать более комфортные условия для проживания населения.
Достижение цели всей Программы и отдельных подпрограмм характеризуется следующими конечными результатами:
по минерально-сырьевым ресурсам:
экологический эффект от реализации мероприятий по внедрению рациональных и природосберегающих технологий недропользования оценивается в 20 - 30 млн. рублей;
создание поисково-разведочного задела для проведения разведочных и добычных работ позволит сохранить и создать около 100 рабочих мест;
по водным ресурсам:
прекращение процессов зарастания русел водной растительностью, восстановление условий для рыбохозяйственного и рекреационного использования водотоков;
устойчивая стабилизация уровней подземных вод, снижение загрязненности подземных вод первого от поверхности земли водоносного горизонта;
предотвращение экономического и морального ущерба, связанного с подтоплением и разрушением жилых домов, производственных объектов, транспортных коммуникаций;
обеспечение безопасности наиболее потенциально опасных гидротехнических сооружений;
в области охраны и улучшения состояния окружающей среды:
усовершенствование системы экологического мониторинга для контроля природоохранной деятельности;
расширение информационного обеспечения заинтересованных организаций и населения, получение оперативной информации о деятельности предприятий;
обеспечение надежной охраны биологического и ландшафтного разнообразия;
развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, особенно в экологически неблагополучных районах, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основании методики оценки эффективности реализации Программы (приложение N 8).
Информация об оценке эффективности реализации Программы за отчетный финансовый год и в целом за период реализации Программы представляется государственным заказчиком Программы Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области и комитет по экономике и развитию Курской области ежегодно в срок до 1 марта по установленным формам.
7. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком.
Государственный заказчик Программы представляет в комитет по экономике и развитию Курской области:
ежеквартально в установленные сроки справочную и аналитическую информацию о реализации областной Программы;
до 1 марта каждого года отчет о реализации областной Программы за отчетный год.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области ежегодно в срок до 1 марта представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области, включая оценку эффективности реализации Программы.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в Паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
Федеральный закон от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" |
Государственный заказчик |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цель и основные задачи подпрограммы |
- |
цель подпрограммы - стабилизация минерально-сырьевой базы Курской области и обеспечение ее развития с учетом текущих и перспективных потребностей экономики в минерально-сырьевой продукции, в качественной питьевой воде, улучшение социально-экономической обстановки в области. Основные задачи: удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (агропромышленного комплекса, стройиндустрии, дорожного строительства) в минеральном сырье и природных материалах; обеспечение населения области запасами подземных вод питьевого качества, проведение государственного мониторинга состояния геологической среды, защита водоносных горизонтов от загрязнения и рациональное их использование; оперативное и достоверное информационное обеспечение органов управления фондом недр о состоянии геологической среды; осуществление горно-техническо# рекультивации отработанных бесхозных карьеров твердых полезных ископаемых |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
увеличение разведанных запасов минерального сырья (мергеля, глины и т.д.); увеличение разведанных запасов подземных пресных вод; организация процесса проведения режимных наблюдений за состоянием геологической среды; площадь рекультивации отработанных бесхозных карьеров твердых полезных ископаемых |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2009 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы на 2009 - 2010 годы за счет средств областного бюджета составляет 2,834 млн. рублей, в том числе: 2009 г. - 1,623 млн. рублей, 2010 г. - 1,211 млн. рублей |
Перечень мероприятий подпрограммы |
- |
локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр с целью восполнения запасов минерального сырья и подземных вод питьевого качества; геологоразведочные работы с целью обеспечения прироста разведанных запасов подземных вод; ведение государственного мониторинга состояния и охраны геологической среды; охрана геологической среды (горно-техническая# рекультивация отработанных бесхозяйных карьеров твердых полезных ископаемых); научно-исследовательские работы, информационное и техническое обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы |
Исполнитель основных мероприятий подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
увеличение поисково-разведочного задела для обеспечения прироста ресурсов полезных ископаемых; повышение обеспеченности экономики области основными минерально-сырьевыми ресурсами, запасами подземных вод; внедрение рациональных и природосберегающих технологий недропользования |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы" разработана для обеспечения регулирования всех видов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы Курской области и охране недр, определения масштабов и сроков их проведения с учетом прогнозов социально-экономического развития области.
Намерения крупных инвесторов по реализации в Курской области инвестиционных проектов по строительству керамических и цементных заводов требуют проведения прогнозно-поисковых и поисково-оценочных работ по выявлению инвестиционно-привлекательных участков недр, перспективных на высококачественное цементное и глинистое сырьё.
Есть необходимость проведения поисково-оценочных и разведочных работ на подземные питьевые воды, так как свыше 20% водозаборов в райцентрах Курской области эксплуатируется на неразведанных месторождениях с неутвержденными запасами.
Выявлены проявления тугоплавких глин, цеолитов и т. д., которые требуют дальнейшей оценки.
Техногенное влияние на окружающую среду и недра в области значительно, поэтому возникающие в этой связи проблемы требуют решения как на федеральном, так и на областном уровне, необходимо продолжение ведения государственного мониторинга состояния геологической среды и постановка работ по защите недр от загрязнения, в том числе водоносных горизонтов - источников питьевого водоснабжения.
В г. Курске и других населенных пунктах Курской области выявлены очаги загрязнения подземных вод сеноман-нижнемелового водоносного комплекса нефтепродуктами и фенолами. В связи с этим необходима постановка поисков и оценки альтернативных источников питьевого водоснабжения в глубоких горизонтах, а также геологическое изучение (поисково-оценочные работы) питьевых подземных вод для обеспечения защищенными источниками водоснабжения населенных пунктов области, в том числе в период чрезвычайных ситуаций. Необходима постановка работ по выработке оптимальных режимов эксплуатации водозаборов, водопроводных систем с целью рационального использования подземных водоносных горизонтов.
В целом же низкая конкурентоспособность ряда разведанных или опоискованных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности Курской области минеральными ресурсами.
2. Основная цель, и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Цель подпрограммы - стабилизация минерально-сырьевой базы Курской области и обеспечение ее развития с учетом текущих и перспективных потребностей экономики в минерально-сырьевой продукции, в качественной питьевой воде, улучшение социально-экономической обстановки в области.
Основными задачами подпрограммы являются:
удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (агропромышленного комплекса, стройиндустрии, дорожного строительства) в минеральном сырье и природных материалах;
обеспечение населения области запасами подземных вод питьевого качества, проведение государственного мониторинга состояния геологической среды, защита водоносных горизонтов от загрязнения и рациональное их использование;
оперативное и достоверное информационное обеспечение органов управления фондом недр о состоянии геологической среды;
осуществление горно-технической# рекультивации отработанных бесхозных карьеров твердых полезных ископаемых.
Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов предусмотрено осуществлять в объемах, обеспечивающих потребности развития экономики в соответствии с прогнозами развития, определенными Программой социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы.
Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:
локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр с целью восполнения запасов минерального сырья и подземных вод питьевого качества;
геологоразведочные работы с целью обеспечения прироста разведанных запасов подземных вод;
ведение государственного мониторинга состояния и охраны геологической среды;
охрана геологической среды (горно-техническая# рекультивация отработанных бесхозяйных карьеров твердых полезных ископаемых);
научно-исследовательские работы, информационное и техническое обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Реализация подпрограммы спланирована в течение 2 лет (2009 - 2010 годы).
Задачи на 2009 - 2010 годы - обеспечение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих текущим, среднесрочным и долгосрочным потребностям Курской области.
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.
Более 56% предусмотренных на реализацию подпрограммы средств будет направлено на выполнение работ, связанных с изучением, локализацией и оценкой ресурсного потенциала недр Курской области.
Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр включает в себя проведение прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ. В результате предполагается обеспечить формирование фонда резервных участков и месторождений и провести их геолого-экономическую оценку.
Основной объем работ будет направлен на прирост запасов полезных ископаемых, прежде всего сырья для стройиндустрии, агропромышленного комплекса и подземных вод.
В результате этих работ будет осуществлен перевод прогнозных ресурсов в оцененные и разведанные запасы промышленных категорий.
Бесхозные скважины могут являться источниками загрязнения эксплуатируемых водоносных горизонтов. Подпрограммой предусматривается выявление и обследование неработающих скважин и их консервация и ликвидация для предотвращения загрязнения водоносных горизонтов - источников питьевого водоснабжения.
Подпрограмма также предусматривает развитие государственного мониторинга состояния геологической среды и водных объектов для обеспечения органов исполнительной власти информацией о тенденциях ее изменения под воздействием природных и антропогенных факторов и повышения эффективности государственного управления в области изучения и использования подземных водных ресурсов, гидрогеологического, инженерно-геологического и геоэкологического обеспечения недропользования. Будет продолжено ведение территориального фонда геологической информации, развитие государственного банка цифровой геологической информации, а также проведение мероприятий по освоению минерально-сырьевой базы Курской области, реализации программ лицензирования пользования участками недр.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 3 к Программе.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в раздел IV настоящей подпрограммы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых средств на выполнение подпрограммы составляет 2,834 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 1,623 млн. рублей,
2010 г. - 1,211 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы, включающий механизм управления подпрограммой
Механизм реализации подпрограммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий подпрограммы, перечня проектов по реализации подпрограммных мероприятий.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик в установленном порядке вносит предложения по уточнению объемов финансирования программных мероприятий с учетом средств областного бюджета.
Исполнение мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить поисково-разведочный задел и необходимый уровень прироста полезных ископаемых, повысит обеспеченность экономики области основными минерально-сырьевыми ресурсами, запасами подземных вод, повысит инвестиционную привлекательность месторождений полезных ископаемых Курской области.
Ежегодные поступления за недропользование от уплаты налогов и платежей в бюджетную систему Курской области за период реализации подпрограммы увеличатся в 1,2 - 1,3 раза.
Экологический эффект от реализации мероприятий подпрограммы по внедрению рациональных и природосберегающих технологий недропользования под контролем постоянно действующего мониторинга за состоянием недр и окружающей среды оценивается в 20 - 30 млн. рублей.
Социально-экономическая эффективность подпрограммы будет заключаться в создании поисково-разведочного задела для проведения разведочных и добычных работ, что позволит сохранить и создать более 100 рабочих мест.
7. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области ежегодно в срок до 1 марта представляет информацию о ходе реализации подпрограммы за отчетный год Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области, включая оценку эффективности реализации подпрограммы.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в Паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
Водный кодекс Российской Федерации |
Государственный заказчик |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цель и основные задачи подпрограммы |
- |
цель подпрограммы - увеличение пропускной способности водотоков, предотвращение загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, уменьшение площади подтопляемых территорий. Основные задачи: предотвращение ущерба, нанесенного в результате подтопления; обеспечение безопасности наиболее потенциально опасных гидротехнических сооружений; обеспечение водохозяйственных мероприятий проектно-сметной документацией |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
|
снижение ущерба, наносимого в результате подтопления: количество ГТС, в отношении которых проведены работы по капитальному ремонту; разработка проектов водохозяйственных мероприятий |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2009 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы на 2009 - 2010 годы всего за счет средств областного бюджета составляет 4,180 млн. рублей, в том числе: 2009 г. - 2,200 млн. рублей, 2010 г. - 1,980 млн. рублей |
Перечень мероприятий подпрограммы |
- |
строительство, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений; проведение работ по снижению уровня подтопления грунтовыми водами территорий муниципальных образований; строительство, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений; проведение работ по снижению уровня подтопления грунтовыми водами территорий муниципальных образований; выполнение проектных работ по природоохранным мероприятиям; информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение программных мероприятий |
Исполнитель основных мероприятий подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
|
снижение негативного воздействия на окружающую природную среду и оздоровление водных объектов, источников водоснабжения, водопользования и рекреации; снижение развития процесса подтопления на территории области; достижение устойчивой стабилизации уровней подземных вод, снижение загрязненности подземных вод; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Вода является важнейшим жизненным компонентом окружающей среды, обеспечивающим экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. На территории Курской области насчитывается 902 постоянных и временных водотока, из которых 188 имеют длину более 10 км, принадлежащих к бассейнам рек Днепра и Дона. Средний многолетний объем поверхностного стока, формируемый в пределах области, составляет 3900 млн. м3 в год. В области разведано и эксплуатируется 75 месторождений подземных вод с общими эксплуатационными запасами 1199,43 тыс. м3 в сутки. Учтенный суммарный отбор подземных вод по области составил 504,6 тыс. м3 в сутки.
На территории Курской области имеется около тысячи искусственных водоемов (прудов), созданных с помощью гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 150 имеют объем наполнения более 1,0 млн. м3, в т.ч. четыре объекта - с объемом до 100,0 млн. м3 воды каждый. Большинство сооружений построено в 70 - 80-е годы, их нормативный срок истекает, наблюдается тенденция износа сооружений. За последние 10 - 15 лет в результате изменения форм собственности, дефицита финансовых средств, невыполнения ремонтно-эксплуатационных мероприятий многие из них стали потенциально опасными и могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время реки области испытывают огромную антропогенную нагрузку и, зачастую, их природной самоочищающей способности недостаточно для нейтрализации загрязняющих веществ, попадающих в водоемы.
Русла рек на многих участках заросли водной растительностью, заилились. Из-за неудовлетворительного проведения противоэрозионных мероприятий на водосборе в русла рек попадает большое количество наносов, которые ухудшают их транспортирующую способность. Наносы, откладываясь в руслах рек, препятствуют фильтрации грунтовых вод, тем самым уменьшая сток. Реки Сейм, Псел и их притоки загрязнены фосфатами, нитритами, нефтепродуктами, органическими и другими загрязняющими веществами.
Подтопление территорий создается в результате подъема уровня подземных вод земной поверхности и вызывается природными или техногенными факторами. Подтопление приводит к нарушению хозяйственной деятельности человека на данной территории, ухудшает экологическую обстановку, требует применения защитных мероприятий.
Хозяйственное освоение территории Курской области зачастую сопровождается подъемом уровня грунтовых вод первого от поверхности земли водоносного горизонта (так называемая "верховодка") и подтоплением территорий. Причины подтопления, как правило, не природного, а техногенного характера, то есть возникающие в результате хозяйственной деятельности. В зависимости от источника техногенное подтопление можно условно разделить на гидротехническое и градостроительное.
Гидротехническое подтопление обуславливается развитием подпора грунтовых вод от прудов, водохранилищ и отстойников сточных вод, возникая в их прибрежной полосе. Подтопление наблюдается вследствие заиления русел рек и выходов грунтовых вод (родников).
Градостроительное подтопление в большинстве случаев связано с нарушениями нормативных требований по застройке, низким качеством работ и ошибками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов; недооценкой роли геологической среды и протекающих в ней процессов. Градостроительное подтопление обусловлено утечками из водопроводной и канализационной сети, фильтрационными потерями из технологических накопителей, нарушением существующих условий поверхностного стока при недостаточном развитии ливневой канализации, ликвидации естественной системы дренажа и экранированием поверхности территорий непроницаемыми покрытиями.
Градостроительное подтопление характерно для нескольких десятков улиц г. Курска (почти 30% территории города), где уровень подземных вод фиксируется на глубине 1 - 3 метра, весной вода достигает отметок естественного рельефа. Соединяясь с паводковыми водами, они создают обстановку стихийного бедствия. Подтопление вызывает: ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, загрязнение подземных вод, угнетение изменения видового состава флоры и фауны на подтапливаемых территориях.
Подпрограмма призвана сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении следующих приоритетных проблем в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов:
обеспечение потребностей населения и экономики Курской области в водных ресурсах на основе эффективного использования водно-ресурсного потенциала;
обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод на гражданские и промышленные объекты экономики.
2. Основная цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Для восстановления и обеспечения сохранности малых рек необходимо проведение комплексных водоохранных мероприятий, направленных на увеличение транспортирующей способности водного потока путем расчистки и восстановления русла. Указанные работы целесообразно проводить в комплексе со строительством очистных сооружений, обустройством водоохранных зон, ужесточением контроля хозяйственной деятельности в пойме рек и их водосборе.
Работы по обустройству водоохранных зон и прибрежных полос планируются с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов. Необходимым условием является ужесточение требований по соблюдению нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах рек, озер и водохранилищ.
Защита территорий от подтопления является социально-экономической и научно-технической проблемой, которая требует решения в рамках целевой программы. Вопросы, связанные с защитой от затопления подземными водами, в области решаются медленно.
Цель подпрограммы - увеличение пропускной способности водотоков, предотвращение загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, уменьшение площади подтопляемых территорий.
Подпрограмма ориентирована на решение следующих задач:
предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления;
обеспечение безопасности наиболее потенциально опасных гидротехнических сооружений;
обеспечение водохозяйственных мероприятий проектно-сметной документацией.
Реализация подпрограммы спланирована в течение 2 лет (2009 - 2010 годы).
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в раздел 3 настоящей подпрограммы внесены изменения
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы предусматривает расходы на проведение природоохранных мероприятий на реках и их водосборах, мероприятий по защите территории населенных пунктов и социально значимых объектов от вредного воздействия вод, в том числе на:
Абзацы второй-третий исключены;
строительство, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений;
проведение работ по снижению уровня подтопления грунтовыми водами территорий муниципальных образований;
выполнение проектных работ по природоохранным мероприятиям;
информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение программных мероприятий.
Перечень мероприятий представлен в приложении N 4 к Программе.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых средств на выполнение подпрограммы составляет 4,180 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 2,200 млн. рублей,
2010 г. - 1,980 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы, включающий механизм управления подпрограммой
Механизм реализации подпрограммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий подпрограммы, перечня проектов по реализации подпрограммных мероприятий.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик в установленном порядке вносит предложения по уточнению объемов финансирования программных мероприятий с учетом средств областного бюджета.
Исполнение мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммы
Экологическая и социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы определяется значительным снижением негативного воздействия на окружающую природную среду и оздоровлением водных объектов - источников водоснабжения, водопользования и рекреации; снижением развития процесса подтопления на территории области. В результате реализации подпрограммы предполагается достижение устойчивой стабилизации уровней подземных вод, снижения загрязненности подземных вод первого от поверхности земли водоносного горизонта.
Реализация мероприятий по снижению уровня подтопления поверхностными и грунтовыми водами и капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволит предотвратить экономический ущерб, связанный с затоплением и разрушением жилых домов, производственных объектов, транспортных коммуникаций.
Экологическая эффективность мероприятий по снижению уровня подтопления поверхностными и грунтовыми водами и капитальному ремонту гидротехнических сооружений определяется уменьшением поступлений загрязняющих веществ с затопляемых территорий в водоемы области, что способствует улучшению качества воды в реках и подземных водоносных горизонтах.
7. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области ежегодно в срок до 1 марта представляет информацию о ходе реализации подпрограммы за отчетный год Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области, включая оценку эффективности реализации подпрограммы.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в Паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
Государственный заказчик |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цель и основные задачи подпрограммы |
- |
цель подпрограммы - улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния экологического фактора на здоровье населения Курской области. Основные задачи: усиление системы мониторинга состояния поверхностных водных объектов с целью эффективности системы контроля за состоянием водных объектов и выявления источников загрязнения; утилизация непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
издание доклада о состояния окружающей среды за отчетный год |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2009 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы на 2009 - 2010 г. всего за счет средств областного бюджета составляет 0,394 млн. рублей, в том числе: 2009 г. - 0,200 млн. рублей, 2010 г. - 0,194 млн. рублей |
Перечень мероприятий подпрограммы |
- |
Абзацы первый-второй исключены; подготовка и издание докладов, сборников о состоянии окружающей среды, иных материалов, проведение мероприятий экологической направленности; |
Исполнитель основных мероприятий подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- |
снижение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты; оздоровление экологической обстановки в городах и населенных пунктах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды; развитие системы мониторинга поверхностных водных объектов; обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Состояние окружающей среды в большинстве районов Курской области продолжает оставаться напряженным. Уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв зачастую превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов и занятых несанкционированными свалками.
Из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняется ландшафт, например, в Железногорском районе в результате добычи железной руды открытым способом. Обостряются проблемы сохранения биоразнообразия растительного и животного мира.
Основными экологическими проблемами на территории области по-прежнему остаются:
неудовлетворительное экологическое состояние (морально и устаревшие технологии и оборудование) предприятий промышленности и коммунального хозяйства, являющихся основными источниками загрязнения атмосферы, водоемов и почв;
недостаточная оснащенность источников загрязнения окружающей среды средствами контроля за выбросами вредных веществ;
неэффективная работа действующих очистных и противоэрозионных гидротехнических сооружений;
несовершенство систем и методов контроля за состоянием окружающей среды;
низкий уровень экологической образованности населения;
недостаточное законодательное и нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды.
Работу над улучшением качества окружающей среды необходимо продолжить и ускорить ее темпы. Для этих целей предлагается специальная подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды".
2. Основная цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью подпрограммы является улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния экологического фактора на здоровье населения Курской области.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
усиление системы мониторинга состояния поверхностных водных объектов с целью эффективности системы контроля за состоянием водных объектов и выявления источников загрязнения;
утилизация непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов;
обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области.
Реализация подпрограммы спланирована в течение 2 лет (2009 - 2010 годы).
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в раздел 3 настоящей подпрограммы внесены изменения
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы предусматривает осуществление следующих мероприятий:
Абзацы второй-третий исключены;
подготовка и издание докладов, сборников о состоянии окружающей среды, иных материалов, проведение мероприятий экологической направленности;.
Перечень мероприятий представлен в приложении N 5 к Программе.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых средств на выполнение подпрограммы составляет 0,394 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 0,200 млн. рублей,
2010 г. - 0,194 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы, включающий механизм управления подпрограммой
Механизм реализации подпрограммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий подпрограммы, перечня проектов по реализации подпрограммных мероприятий.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик в установленном порядке вносит предложения по уточнению объемов финансирования программных мероприятий с учетом средств областного бюджета.
Исполнение мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит вести оперативный контроль за сбросом вредных веществ в водные объекты, усовершенствовав систему мониторинга водных объектов, снизить объемы сброса вредных веществ путем реконструкции и строительства очистных сооружений, уменьшить эрозию почв за счет строительства и реконструкции противоэрозионных гидротехнических сооружений, расширить информационное обеспечение заинтересованных организаций и населения, получать оперативную информацию о деятельности предприятий, обеспечивать повышения квалификации кадров в условиях изменения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.
7. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области ежегодно в срок до 1 марта представляет информацию о ходе реализации подпрограммы за отчетный год Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области, включая оценку эффективности реализации подпрограммы.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в Паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения"
15 апреля 2010 г.
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
Государственный заказчик |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цель и основные задачи подпрограммы |
- |
цель подпрограммы - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования. Основные задачи: паспортизация; проведение работ по межеванию земельных участков; ведение кадастра ООПТ регионального значения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
оформление паспортов ООПТ Курской области; проведение комплексного экологического обследования территорий для придания статуса ООПТ, проведение работ по межеванию и закреплению на местности границ территорий ООПТ |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2009 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы на 2009 - 2010 годы всего за счет средств областного бюджета составляет 1,330 млн. рублей, в том числе: 2009 г. - 0,700 млн. рублей, 2010 г. - 0,630 млн. рублей |
Перечень мероприятий подпрограммы |
- |
осуществление работ по межеванию земельных участков, паспортизацию и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Курской области |
Исполнитель основных мероприятий подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными условиями, сохранение биоразнообразия |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
В Курской области имеются различные категории особо охраняемых природных территорий:
государственный природный биосферный заповедник;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологический парк;
лечебно-оздоровительная местность.
Центрально-Черноземный заповедник является одним из старейших заповедников России, входит в число 22 биосферных резерватов страны. В 1998 году был награжден дипломом Совета Европы, что свидетельствует о высокой оценке его деятельности на мировом уровне, подчеркивает ценность и значимость этого уникального природного образования. На его территории сохраняются наиболее ценные типичные и эталонные (целинные луговые степи) природные комплексы лесостепной зоны, ландшафтное и биологическое разнообразие территории. Заповедник препятствует усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, является фундаментальным элементом в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Начиная с 2002 г., проводится важная и актуальная работа по инвентаризации и паспортизации памятников природы области, в которой принимают участие сотрудники Центрально-Черноземного заповедника, Курского государственного университета, Курского областного краеведческого музея. За период с 2002 по 2008 гг. оформлены паспорта на 21 памятник природы. В ходе проведения комплексных обследований территорий памятников природы в указанный период вскрылись такие проблемы, как отсутствие паспортов или схем границ ООПТ, а также привязки к местности площадей, значительный антропогенный пресс, необоснованные рубки и пр., что обуславливает необходимость продолжения этой работы.
В перечне ООПТ крайне слабо представлены степные объекты, хотя в области еще имеются территории с высоким видовым разнообразием степной растительности, в составе которой присутствуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Необходимо организовать комплексные научные исследования, направленные на расширение сети особо охраняемых территорий в Курской области, включая создание новых ООПТ, пока они еще окончательно не утратили своих уникальных особенностей.
Государственные природные заказники-территории, образованные с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов животных и растений, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах области.
Государственные природные заказники образованы с целью воспроизводства и сохранения животных (выхухоли, бобра, выдры, куницы, сурка), среды их обитания, в поддержание целостности их естественных сообществ в сочетании с ограниченным использованием других видов охотничьих животных.
Дендрологический парк регионального значения служит для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
К лечебно-оздоровительной местности отнесена территория, обладающая природными ресурсами (лечебные грязи) и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
2. Основная цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Цель подпрограммы - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования.
Основные задачи подпрограммы:
паспортизация;
проведение работ по межеванию земельных участков;
ведение кадастра ООПТ регионального значения.
Реализация подпрограммы спланирована в течение 2 лет (2009 - 2010 годы).
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы предусматривает осуществление работ по межеванию земельных участков, паспортизацию и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Курской области.
Перечень мероприятий представлен в приложении N 6 к Программе.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых средств на выполнение подпрограммы составляет 1,330 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 0,700 млн. рублей,
2010 г. - 0,630 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы, включающий механизм управления подпрограммой
Механизм реализации подпрограммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий подпрограммы, перечня проектов по реализации подпрограммных мероприятий.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик в установленном порядке вносит предложения по уточнению объемов финансирования программных мероприятий с учетом средств областного бюджета.
Исполнение мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммы
Результаты реализации мероприятий подпрограммы:
сохранение, развитие и оптимизация сети особо охраняемых природных территорий Курской области;
обеспечение надежной охраны биологического и ландшафтного разнообразия ООПТ Курской области;
комплексное обследование ООПТ с определением на местности их границ, инвентаризация и паспортизация ООПТ;
ведение единой базы данных и создание геоинформационной системы, информирование населения о состоянии ООПТ;
профилактика нарушений установленного режима.
7. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области ежегодно в срок до 1 марта представляет информацию о ходе реализации подпрограммы за отчетный год Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области, включая оценку эффективности реализации подпрограммы.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в Паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений"
15 апреля 2010 г.
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
Государственный заказчик |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цель и основные задачи подпрограммы |
- |
цель подпрограммы - сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Курской области. Основные задачи: охрана и восстановление популяций редких видов наземных животных; охрана и восстановление популяции редких видов растений и растительных сообществ |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
выявление новых редких видов животных, а также установление ранее неизвестных местообитаний животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Курской области; выявление новых редких видов растений и растительных сообществ, а также установление ранее неизвестных местообитаний растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Курской области |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2009 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы на 2009 - 2010 годы всего за счет средств областного бюджета составляет 0,190 млн. рублей, в том числе: 2009 г. - 0,100 млн. рублей, 2010 г. - 0,090 млн. рублей |
Перечень мероприятий подпрограммы |
- |
учреждение и ведение Красной книги Курской области; охрана и восстановление популяций редких видов наземных животных (проведение исследований по обоснованию системы мероприятий по охране и восстановлению популяций редких видов наземных животных); охрана и восстановление популяций редких видов растений и растительных сообществ (проведение исследований по обоснованию системы мероприятий по охране и восстановлению популяций редких видов растений и растительных сообществ) |
Исполнитель основных мероприятий подпрограммы |
- |
департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
формирование системы кадастровых оценок редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Курской области; разработка и реализация планов мероприятий по сохранению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов или их групп; ведение и обновление Красной книги Курской области |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Центрально-Черноземным заповедником, при участии сотрудников Курского государственного университета, в течение 1997 - 2001 гг. проводилась активная работа по подготовке Красной книги Курской области. Разработана и издана Красная книга Курской области. Требуется дальнейшая инвентаризация редких и исчезающих видов наземной (водной) флоры и фауны, уточнение их местообитаний, лимитирующих факторов и разработка конкретных мер охраны с целью создания системы кадастровых оценок животного и растительного мира природных экосистем области и оценки их биологического разнообразия. Особое внимание необходимо уделить мониторингу динамики численности редких видов водной флоры и фауны в районах Курской области, подверженных наибольшему антропогенному воздействию.
2. Основная цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Основная цель подпрограммы - сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Курской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
охрана и восстановление популяций редких видов наземных животных;
охрана и восстановление популяции редких видов растений и растительных сообществ.
Реализация подпрограммы спланирована в течение 2 лет (2009 - 2010 годы).
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы приведена в приложении N 7 к Программе и предусматривает осуществление следующих мероприятий:
учреждение и ведение Красной книги Курской области;
охрана и восстановление популяций редких видов наземных животных (проведение исследований по обоснованию системы мероприятий по охране и восстановлению популяций редких видов наземных животных);
охрана и восстановление популяций редких видов растений и растительных сообществ (проведение исследований по обоснованию системы мероприятий по охране и восстановлению популяций редких видов растений и растительных сообществ).
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых средств на выполнение подпрограммы составляет 0,190 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 0,100 млн. рублей,
2010 г. - 0,090 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы, включающий механизм управления подпрограммой
Механизм реализации подпрограммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий подпрограммы, перечня проектов по реализации подпрограммных мероприятий.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными подпрограммой, государственный заказчик-координатор в установленном порядке вносит предложения по уточнению объемов финансирования подпрограммных мероприятий с учетом средств областного бюджета.
Исполнение мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммы
В результате реализации мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
сформирована система кадастровых оценок редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Курской области;
разработаны стратегии и планы действий по сохранению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов или их групп;
разработан пакет типовых нормативов для ведения Красной книги Курской области;
создана база данных по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных и растений Курской области.
7. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Курской области и государственным заказчиком.
Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области ежегодно в срок до 1 марта представляет информацию о ходе реализации подпрограммы за отчетный год Губернатору Курской области, в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области, включая оценку эффективности реализации подпрограммы.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
15 апреля 2010 г.
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей |
Ед. измерения |
Значения индикаторов и показателей |
||
2009 г. |
2010 г. |
За период реализации Программы |
|||
1. |
Увеличение разведанных запасов минерального сырья (мергеля, глины и т.д.) |
млн. м3 |
50 |
100 |
150 |
2. |
Увеличение разведанных запасов подземных пресных вод |
м3/сут. |
500 |
- |
500 |
3. |
Количество отчетов по подсчету разведанных запасов подземных пресных вод |
шт. |
- |
1 |
1 |
4. |
Ликвидация (тампонаж) неработающих скважин |
шт. |
- |
6 |
6 |
5. |
Количество объектов, на которых проводятся режимные наблюдения |
шт. |
63 |
- |
63 |
6. |
Количество рекультивированных отработанных бесхозных карьеров твердых полезных ископаемых |
шт. |
1 |
- |
1 |
7. |
Протяженность расчищенных водотоков |
км |
2 |
- |
2 |
8. |
Величина предотвращенного ущерба, наносимого в результате подтопления |
млн. рублей |
116,26 |
- |
116,26 |
9. |
Количество ГТС, в отношении которых проведены работы по капитальному ремонту |
шт. |
1 |
2 |
3 |
10. |
Количество разработанных проектов водохозяйственных мероприятий |
шт. |
1 |
2 |
3 |
11. |
Информация об изменениях:См. текст позиции 11 |
|
|
|
|
12. |
Информация об изменениях:См. текст позиции 12 |
|
|
|
|
13. |
Количество экземпляров доклада о состояния окружающей среды за отчетный год |
экз. |
1200 |
1500 |
2700 |
14. |
Количество оформленных паспортов ООПТ Курской области |
шт. |
3 |
- |
3 |
15 |
Выявление новых редких видов наземных животных |
видов |
10 |
11 |
21 |
16. |
Выявление новых редких видов растений и растительных сообществ |
видов |
8 |
10 |
18 |
17. |
Количество проведенных комплексных экологических обследований территорий для придания статуса ООПТ |
шт. |
- |
4 |
4 |
18. |
Количество территорий, в отношении которых проведены работы по межеванию границ с закреплением на местности для организации ООПТ |
шт. |
- |
2 |
2 |
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Ресурсное обеспечение
областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
Постановлением Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы"
15 апреля, 6 июля 2010 г.
млн. рублей | ||||
Наименование мероприятий |
2009 год |
2010 год |
Итого 2009 - 2010 годы |
Ожидаемые результаты |
1. Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр с целью восполнения запасов минерального сырья и подземных вод питьевого качества (всего), в том числе: |
0,923 |
1,211 |
2,134 |
|
1.1 поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые |
0,623 |
1,211 |
1,834 |
Локализация потенциала минерально-сырьевых ресурсов |
1.2 воспроизводство подземных пресных вод |
0,300 |
- |
0,300 |
Оценка запасов месторождений подземных пресных вод в райцентрах и населенных пунктах Курской области |
1.3 исключена Информация об изменениях:См. текст позиции 1.3 |
|
|
|
|
2. Ведение государственного мониторинга состояния и охраны геологической среды |
0,300 |
- |
0,300 |
Получение прогноза состояния недр с целью предупреждения опасных природных и техногенных процессов |
3. Охрана геологической среды (горно-техническая# рекультивация отработанных бесхозяйных карьеров твердых полезных ископаемых) |
0,400 |
- |
0,400 |
Осуществление горно-технической# рекультивации отработанных бесхозных карьеров твердых полезных ископаемых |
4. Исключена Информация об изменениях:См. текст позиции 4 |
|
|
|
|
Итого по подпрограмме |
1,623 |
1,211 |
2,834 |
|
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 4
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты"
15 апреля 2010 г.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 5
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды"
15 апреля 2010 г.
млн. рублей | ||||
Наименование мероприятий |
2009 год |
2010 год |
Итого 2009 - 2010 годы |
Ожидаемые результаты |
1. Исключена Информация об изменениях:См. текст позиции 1 |
|
|
|
|
2. Исключена Информация об изменениях:См. текст позиции 2 |
|
|
|
|
3. Подготовка и издание докладов, сборников о состоянии окружающей среды, иных материалов, проведение мероприятий экологической направленности |
0,200 |
0,194 |
0,394 |
Информационно-аналитическое обеспечение населения о состоянии окружающей среды |
4. Исключена Информация об изменениях:См. текст позиции 4 |
|
|
|
|
Итого по подпрограмме |
0,200 |
0,194 |
0,394 |
|
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 6
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения"
15 апреля 2010 г.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 7
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Перечень
мероприятий подпрограммы "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений"
15 апреля 2010 г.
Постановлением Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 8
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)"
Методика
оценки эффективности реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
15 апреля 2010 г.
Методика оценки эффективности реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" разработана с учетом специфики проведения мероприятий экологической направленности и позволяет определить степень достижения целей и задач Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации.
Основными критериями (показателями) оценки эффективности реализации Программы являются:
1) Кинд. - показатель достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов, определяемый по формуле:
Кинд. = (Кинд.1 + Кинд.2 + _ + Кинд.n) / n,
где:
- Кинд.1,2,..n - показатели достижения за отчетный период запланированных значений конкретных целевых индикаторов (определяются путем деления фактически достигнутого значения целевого индикатора на планируемое);
- n - общее количество целевых индикаторов, запланированных Программой;
2) Кфин. - показатель финансовой обеспеченности программных мероприятий. Определяется по формуле:
Кфин. = (Кфин.1 + Кфин.2 + _ + Кфин.n) / n,
где:
- Кфин.1,2,..n - показатели финансовой обеспеченности по каждому программному мероприятию (определяются путем деления фактически выделенного объема финансирования из областного бюджета на реализацию программного мероприятия к запланированному объему);
- n - общее количество программных мероприятий.
3) Косв. - показатель освоения средств, выделенных из областного бюджета на реализацию программных мероприятий. Определяется по формуле:
Косв. = (Косв.1 + Косв.2 + _ + Косв.n) / n,
где:
- Косв.1,2,..n - показатели финансовой обеспеченности по каждому программному мероприятию (определяются путем деления стоимости фактического выполнения работ к величине средств, фактически выделенных из областного бюджета на реализацию программного мероприятия);
- n - общее количество программных мероприятий.
4) Квып. - показатель степени выполнения программных мероприятий. Определяется по формуле:
Квып. = (Квып.1 + Квып.2 + _ + Квып.n) / n,
где:
- Квып.1,2,..n - показатели степени выполнения по каждому программному мероприятию (определяются государственным заказчиком на основании анализа выполнения работ подрядными организациями),
- n - общее количество программных мероприятий.
Показатель эффективности реализации Программы в целом (Кф.) определяется по формуле:
.
На основании полученных значений показателя Кэф. дается оценка эффективности реализации Программы. При достижении значений показателя Кэф >= 1 Программа считается условно выполненной.
Программа считается выполненной в полном объеме при достижении всех запланированных значений целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области в топливно-энергетических, минеральных, водных и биологических ресурсах. Определены основные задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей. Утверждена система мероприятий Программы, включающая в себя реализацию следующих подпрограмм: Минерально-сырьевые ресурсы; Водные ресурсы и водные объекты; Регулирование качества окружающей среды и др. Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 15,983 млн. руб.
Постановление Администрации Курской области от 17 марта 2009 г. N 90 "Об утверждении областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 27 марта 2009 г. N 56 -57
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 6 июля 2010 г. N 284-па
Постановление Администрации Курской области от 15 апреля 2010 г. N 152-па