Постановление Главы Администрации Курской области
от 5 августа 1996 г. N 395
"О примерном порядке подготовки и оформления проектов правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления"
Постановлением Губернатора Курской области от 5 апреля 2006 г. N 170 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьёй 3 Закона Курской области от 13 мая 1996 года "О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Курской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Примерный порядок подготовки и оформления проектов правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
2. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации |
В.Шутеев |
Примерный порядок
подготовки и оформления проектов правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
(утв. постановлением главы администрации Курской области
от 5 августа 1996 г. N 395)
Настоящий Примерный порядок подготовки и оформления проектов правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - проектов правовых актов) определяет общие требования к порядку подготовки и оформления проектов правовых актов, предусмотренных статьёй 6 Закона Курской области "О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Курской области". (Бюллетень N 8 актов областной Думы; четырнадцатое заседание, 13 мая 1996 г.).
1. Общие требования к порядку подготовки проектов правовых актов.
1.1. Проекты правовых актов должны составляться на основе изучения относящихся к теме проекта:
федеральных законов, законов Российской Федерации и РСФСР; актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иных актов федеральных органов государственной власти;
законов области;
ранее принятых по данному вопросу правовых актов органов государственной власти области, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, приказов иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
практики применения вышеуказанных правовых актов;
научной литературы и иных материалов, по усмотрению разработчиков проектов правовых актов.
Кроме этого разработчикам проектов правовых актов с заинтересованными сторонами необходимо уточнить весь круг затрагиваемых в них вопросов.
1.2. Если при подготовке проекта правового акта выявляется необходимость внесения существенных изменений в ранее принятые правовые акты или по одному и тому же вопросу имеется несколько правовых актов, то в целях их упорядочения разрабатывается проект нового правового акта. В него включаются новые, а также ранее принятые нормативные положения, которые сохраняют свою силу. Ранее принятые правовые акты признаются утратившими силу, о чем указывается в проекте правового акта.
1.3. Проекты правовых актов подлежат согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования. Последовательность согласования определяется представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования или должностным лицом местного самоуправления, которому поручена подготовка проектов правовых актов.
При наличии юридической службы (юрисконсульта) проекты правовых актов должны проходить юридическую экспертизу и согласовываться (визироваться) руководителем юридической службы (юрисконсультом).
Проекты правовых актов, предусматривающие выделение средств из бюджета муниципального образования, должны согласовываться с финансовым органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, специально на то уполномоченным.
1.4. Проекты правовых актов считаются согласованными при наличии необходимых виз должностных лиц. Виза проставляется в нижней части лицевой стороны последнего листа проекта правового акта и состоит из подписи должностного лица с расшифровкой подписи и даты визирования. При необходимости может указываться должность лица, визирующего документ. Проекты правовых актов в обязательном порядке визируются исполнителем и руководителем органа, вносящего проект правового акта.
При наличии особого мнения по проектам правовых актов оно налагается в письменной форме и прилагается к проекту правового акта.
Сроки согласования (визирования) проектов правовых актов в органах местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями не должны превышать 3-х рабочих дней.
1.5. Проекты правовых актов, оформленные в установленном порядке и согласованные с заинтересованными лицами, вносятся в представительный орган местного самоуправления не позднее 10 дней до дня проведения заседания представительного органа местного самоуправления, представляются на рассмотрение главы муниципального образования в определяемом им порядке.
Документы, подготовленные с нарушением установленного порядка и не прошедшие необходимого согласования, возвращаются главой муниципального образования исполнителям, внесшим проекты правовых актов.
2. Общие требования к содержанию и оформлению проектов правовых актов.
2.1. Проекты правовых актов должны иметь следующие реквизиты:
1) символ муниципального образования;
2) наименование вида проекта правового акта: решение представительного органа местного самоуправления, постановление представительного органа местного самоуправления, постановление выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), распоряжение выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), приказ иного органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления;
3) графу для проставления даты и номера правового акта;
4) место принятия (издания) правового акта;
5) заголовок к тексту;
6) текст правового акта;
7) подпись;
8) визы;
9) приложения (если они имеются).
Каждый реквизит должен иметь строго определенное место и оформляется на бланках установленной формы. Бланки правовых актов изготавливаются из бумаги белого цвета формата А-4 (210 х 297мм).
2.2. Заголовок в краткой форме обозначает предмет, регулируемый правовым актом. Он заключает в себе обычно ответ на вопрос: о чем (о ком) издан документ. Иногда он обозначает вопросы, которые регулирует акт ("Вопросы подготовки...", "Вопросы органа местного самоуправления..." и т.д.), и которые свойственны документам, дополняющим ранее изданные и более широко охватывающим предмет регулирования.
2.3. Текстовая часть проектов правовых актов может подразделяться на две: преамбулу (вступительную часть) и постановляющую (распорядительную) часть.
Преамбула включается в текст проекта правового акта, если требуется разъяснение целей и мотивов принятия проекта правового акта и содержит обоснование принятия проекта правового акта. В ней излагаются состояние вопроса, цели, задачи проекта правового акта, а также могут содержаться ссылки на законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми принимается данный документ. В преамбулу не включаются положения нормативного характера. Преамбула может отсутствовать, если предписываемые проектом правового акта действия не нуждаются в разъяснении.
Постановляющая (распорядительная) часть должна содержать перечень мероприятий или действий, предписываемых проектом правового акта, их исполнителей и сроков исполнения. Постановляющая часть проекта правового акта излагается в повелительной форме. Она должна начинаться с наименования органа принимающего правовой акт с последующим словом решил(а) или постановляет.
Слова решил(а), постановляет должны печататься без разрядки, отдельной строкой от нулевого положения табулятора (от границы левого поля).
Постановляющая часть может делиться на пункты, если проект правового акта предписывает несколько различных по характеру действий, а пункты на подпункты, абзацы. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. Каждый пункт должен начинаться с указания исполнителя и конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме.
В качестве исполнителей могут быть указаны организации или структурные подразделения администрации муниципального образования. Наименования упоминаемых в проекте правового акта предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений администрации муниципального образования и других объектов должны быть названы в соответствии с их уставами, положениями. Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя только в том случае, если исполнение действия предписывается конкретному лицу. Должность исполнителя, структурное подразделение администрации муниципального образования, наименование организации, фамилия исполнителя пишутся в дательном падеже. При написании фамилии рядом следует писать инициалы.
Пункты, как правило, имеют единую (сквозную) нумерацию для всего акта, нумеруются арабскими цифрами с точкой. После строчных буквенных обозначений со скобкой: а), б), в), ( знак препинания не ставится; подпункты можно начинать со строчной буквы и отделять точкой с запятой. Если подпункт состоит из нескольких абзацев, то они отделяются друг от друга точками. Абзацы нумерации не имеют.
Пункты, подпункты, абзацы располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от более общих положений к более конкретным.
Каждый пункт проекта правового акта должен содержать законченную мысль и включать, как правило, одно предписание. Несколько связанных между собой предписаний помещаются в один пункт в тех случаях, когда они взаимно дополняют и обусловливают друг друга или обращены к одному субъекту.
Если требуется многократно упомянуть в проекте правового акта тот или иной объект (круг объектов), а равно когда в акте неоднократно употребляется то или иное понятие, при первом упоминании о таком объекте (круге объектов, понятии) приводится его полное и в скобках сокращенное наименование по форме ( (далее именуется. или ( далее(...), а в последующем тексте употребляется только его сокращенное наименование.
Проекты правовых актов в необходимых случаях должны содержать пункты о возложении контроля над их выполнением и сроках вступления в силу.
2.4. В приложениях к проектам правовых актов помещаются перечни, положения, таблицы, графики, образцы документов, бланков, и т.п., если они необходимы для надлежащего применения акта. При наличии приложений к проекту правового акта в соответствующих пунктах проекта на эти приложения дается ссылка ( при наличии нескольких приложений они нумеруются).
Если в тексте акта дается ссылка "согласно приложению" или "прилагается", то на первой странице в приложениях в правом верхнем углу пишется: Приложение к решению ______________(наименование органа) от "____"____________ 1996 г. N___
Если в тексте акта указывается "утвердить прилагаемое Положение...", утвердить прилагаемый Регламент ...", "утвердить прилагаемые Перечень..., Положение ...", то в приложениях нормативного характера перед его заголовком в правом верхнем углу помещается гриф утверждено, например, утверждено постановлением (наименование органа) от... N... . Слово утверждено согласуется в роде и числе с первым словом наименования приложения.
Например, "утверждено ... Положение", "утверждены ... Мероприятия...", "утверждена... Программа...".
2.5. Реквизиты проекта правового акта, состоящие из нескольких строк, печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов "Гриф утверждения", "Приложение" отделяют друг друга 1,5-2 межстрочными интервалами.
Реквизиты документов отделяют друг от друга 2-4 межстрочными интервалами.
Текст проекта правового акта печатают через полтора межстрочных интервала (тексты документов, подготавливаемых к типографскому изданию, допускается печатать через два межстрочных интервала).
Расшифровку подписи в реквизите "подпись" печатают на уровне последней строки наименования должности без пробела между инициалами имени и фамилией.
Максимальная длина строки многострочных реквизитов - 28 знаков.
Если заголовок проекта правового акта превышает 140 знаков (5 строк), его допускается продлевать до границы правого поля. Точку в конце заголовка не ставят.
От границы левого поля (0-е положение табулятора) печатают следующие реквизиты: "Заголовок к проекту", "Текст (без образцов), наименование должности в реквизите "подпись", а также слова в постановляющей части "решил(а)", "постановляет";
после 5 знаков от границы левого поля (1-е положение табулятора) - начало пунктов, абзацев в тексте;
после 40 знаков от границы левого поля (5-е положение табулятора - начало реквизитов "Гриф утверждения", "Приложение";
после 48 знаков от границы левого поля (6-е положение табулятора) - расшифровка подписи в реквизите "подпись".
При оформлении проектов правовых актов на двух и более страницах вторая и последующая страницы должны быть пронумерованы (приложения имеют собственную нумерацию). Номера страниц должны быть проставлены посередине верхнего поля листа (10-15 мм от верхнего края листа) арабскими цифрами без слова "страница" (стр.) и знаков препинания. Точка и тире при этом не ставится.
Правильно: 15
Неправильно: 16. - 16 -
2.6. На лицевой стороне последнего листа внизу слева проставляются инициалы имени и фамилии машинистки, а на обратной стороне этого листа проставляется дата печатания, фамилия исполнителя и номер его служебного телефона.
3. Общие требования к выпуску и регистрации принятых правовых актов.
3.1. Решения и постановления, принятые представительным органом местного самоуправления, при необходимости дорабатываются исполнителями в 2-дневный срок, оформляются на бланках установленной формы и направляются на подпись соответствующим должностным лицам.
Решение представительного органа местного самоуправления с сопроводительным письмом лица, председательствовавшего на заседании представительного органа местного самоуправления, направляется главе муниципального образования или иному выборному должностному лицу местного самоуправления, предусмотренному уставом муниципального образования для подписания и обнародования.
Постановления представительного органа местного самоуправления подписываются лицом, председательствовавшим на заседании.
3.2. Принятые и подписанные правовые акты подлежат регистрации. Регистрация заключается в проставлении в установленном месте даты принятия (подписания) правового акта и присвоении ему порядкового номера. Порядковые номера присваиваются правовым актам по единой нумерации, которая ведется с начала избрания и до истечения срока полномочий представительного органа местного самоуправления, раздельно для решений, постановлений и распоряжений.
К порядковому номеру решения представительного органа местного самоуправления добавляются (через дефис) порядковый номер созыва и порядковый номер заседания представительного органа данного созыва (например, 3-1-9, где 3 - порядковый номер решения по единой нумерации, 1 - номер созыва представительного органа, 9 - порядковый номер заседания представительного органа данного, т.е. первого, созыва).
К порядковому номеру постановления представительного органа местного самоуправления добавляются (через дефис) порядковый номер созыва, порядковый номер заседания представительного органа данного созыва и буква "п" (например, 10-4-7-п, где 10 - порядковый номер постановления по единой нумерации, 4 - номер созыва представительного органа, 7 - порядковый номер заседания представительного органа четвертого созыва, п - вид правового акта (постановление).
Если по вопросам деятельности представительного органа выборным должностным лицом местного самоуправления (главы муниципального образования) издается распоряжение, то к порядковому номеру распоряжения добавляются (через дефис) буквы "рпо" (распоряжение по вопросам представительного органа).
Нумерация правовых актов, принятых на сходах граждан в случае осуществления ими полномочий представительного органа местного самоуправления, ведется в пределах календарного года отдельно для решений и постановлений. К порядковым номерам правовых актов, принятых на сходах граждан, добавляются (через дефис) буквы "сг" (сход граждан).
Копии правовых актов, принятых представительным органом местного самоуправления заверяются печатью.
3.3. Подписанные главой муниципального образования правовые акты подлежат регистрации. Регистрация заключается в проставлении в установленном месте даты принятия (подписания) правового акта и присвоении ему порядкового номера. Порядковые номера присваиваются правовым актам по единой нумерации, которая ведется с начала и до конца календарного года раздельно для постановлений и распоряжений.
К порядковому номеру распоряжения добавляется (через дефис) буква "р".
Копии правовых актов, принятых главой муниципального образования заверяются печатью и направляются исполнителям и иным организациям в соответствии с указателем рассылки, который готовит исполнитель правового акта.
3.4. Нормативные правовые акты публикуются в средствах массовой информации, о них сообщается в передачах радио и телевидения области. Решение об этом должно быть оговорено в тексте проекта правового акта.
4. Некоторые особенности подготовки и оформления проектов правовых актов иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.*
4.1. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) нормативные правовые акты - приказы.
4.2. Проекты приказов готовятся по поручению должностных лиц местного самоуправления или их заместителями.
В необходимых случаях для подготовки проекта приказа может быть создана рабочая группа или определен круг должностных лиц, на которых возлагается ответственность за подготовку проекта приказа.
4.3. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.
В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является нормативный правовой акт области, то указываются его дата, номер, наименование.
Распорядительная часть начинается словом "Приказываю".
В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий.
Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа.
4.4. Проект приказа во исполнение акта органа государственной власти области должен быть подготовлен в течение 10 дней, если в акте органа государственной власти области не установлен другой срок.
4.5. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.
Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.
_______________________
* К иным органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления относятся органы и должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования в соответствии со статьей 13 Закона Курской области "О местном самоуправлении в Курской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.