Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Губернатора Курской области от 20 сентября 2006 года N 424 "О создании и использовании резервов материальных ресурсов Курской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (в ред. от 25 декабря 2009 года N 416) (далее - постановление Губернатора Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие нормативного правового акта, вносящего изменения в постановление Губернатора Курской области.
Предметом правового регулирования постановления Губернатора Курской области являются правоотношения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанные с созданием и использованием резервов материальных ресурсов Курской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Указанный предмет регулирования соответствует пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 26.1. Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 17.12.2009 N 326-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ) (далее - Федеральный закон), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 16.07.2009 N 577) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 794), Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1340).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется указанным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Абзацем 9 части 2 статьи 4 Федерального закона установлено, что к основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относится создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпунктам "а", "ж" пункта 1 статьи 11 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1340 (далее - Порядок), резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
При этом согласно абзацу 4 пункта 3 Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь пунктом 4 Порядка установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Кроме того, согласно абзацу 4 пункта 7 Порядка финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 794 (далее - Положение), единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно пункту 5 Положения территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 пункта 20 Положения установлено создание и использование для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации.
При этом согласно абзацам 6, 7 пункта 5 Положения порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Перечисленным выше положениям федерального законодательства соответствуют пункты 1, 2 постановления Губернатора Курской области, а также Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов Курской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов Курской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, утвержденные рассматриваемым постановлением Губернатора Курской области.
Частью 1 статьи 42 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 г. N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) установлено, что Губернатор Курской области является высшим должностным лицом Курской области, возглавляет на принципах единоначалия высший исполнительный орган государственной власти области - Администрацию Курской области.
Согласно части 1 статьи 45 Устава Курской Губернатор Курской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Курской области и законов области издает постановления и распоряжения.
Таким образом, постановление Губернатора Курской области от 20 сентября 2006 года N 424 "О создании и использовании резервов материальных ресурсов Курской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (в ред. от 25 декабря 2009 года N 416) принято Губернатором Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Губернатора Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза постановления Губернатора Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном постановлении Губернатора Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 28 января 2010 г. N 02-23-52П на постановление Губернатора Курской области от 20 сентября 2006 года N 424 "О создании и использовании резервов материальных ресурсов Курской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (в ред. постановлений Губернатора Курской области от 11 апреля 2008 года N 180, от 25 декабря 2009 года N 416)
Текст заключения официально опубликован не был