Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Губернатора Курской области от 14 декабря 2009 года N 400 "О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курской области, и государственными гражданскими служащими Курской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Курской области требований к служебному поведению" (далее - постановление Губернатора Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие постановления Губернатора Курской области.
Предметом регулирования постановления Губернатора Курской области являются правоотношения в сфере установления общих принципов организации системы органов государственной власти, связанные с определением правового положения (статуса) лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Курской области, в частности, устанавливается порядок проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курской области, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Курской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Курской области требований к служебному поведению.
Указанный предмет регулирования соответствует пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 26.1. Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в от 17.12.2009 N 326-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 17.12.2009 N 322-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ Президента Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" под государственными должностями субъектов Российской Федерации понимаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Кроме того, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь, частью 6 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что проверка достоверности и полноты указанных в части 1 указанной статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанный выше порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установлен Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться названным Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перечисленным выше положениям федерального законодательства соответствует Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курской области, и государственными гражданскими служащими Курской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Курской области требований к служебному поведению, утвержденное постановлением Губернатора Курской области.
Частью 1 статьи 42 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 г. N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) установлено, что Губернатор Курской области является высшим должностным лицом Курской области, возглавляет на принципах единоначалия высший исполнительный орган государственной власти области - Администрацию Курской области.
Согласно части 1 статьи 45 Устава Курской Губернатор Курской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Курской области и законов области издает постановления и распоряжения.
Таким образом, постановление Губернатора Курской области от 14 декабря 2009 года N 400 "О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курской области, и государственными гражданскими служащими Курской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Курской области требований к служебному поведению" принято Губернатором Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Губернатора Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза постановления Губернатора Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном постановлении Губернатора Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 20 января 2010 г. N 02-23-14П на постановление Губернатора Курской области от 14 декабря 2009 года N 400 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курской области, и государственными гражданскими служащими Курской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Курской области требований к служебному поведению"
Текст заключения официально опубликован не был