Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 года N 151, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Администрации Курской области от 27 марта 2009 года N 100 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009 - 2012 годы" (далее - постановление Администрации Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие постановления Администрации Курской области.
Предметом правового регулирования постановления Администрации Курской области являются общественные отношения, связанные с финансированием, за счет средств областного бюджета комплекса мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, создания условий для функционирования сельского хозяйства Курской области.
Указанный предмет правового регулирования соответствует сфере ведения, определенной пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации) согласно которому, финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 09.02.2009 N 4-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 310-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (в ред. от 30.12.2008 N 318-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства").
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
Статьей 2 вышеназванного Федерального закона определено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется, в том числе, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Указанные программы формируются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 10 октября 2008 года N 321 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации" принятие решения о разработке областной программы, формирование и утверждение ее включают в себя утверждение областной программы Администрацией Курской области.
Перечисленным положениям федерального и регионального законодательства соответствует пункт 1 постановления Администрации Курской области.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 48 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 14.10.2008 N 74-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области, обеспечивающим исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Курской области, законов и иных нормативных правовых актов области.
Пунктом "з" части 2 статьи 49 Устава Курской области установлено, что Администрация Курской области издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Курской области постановления и распоряжения.
Таким образом, постановление Администрации Курской области от 27 марта 2009 года N 100 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009 - 2012 годы" принято Администрацией Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Администрации Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Постановление Администрации Курской области изучено на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Временно исполняющий обязанности |
Н.А.Шайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 20 апреля 2009 г. N 02-19-181П на постановление Администрации Курской области от 27 марта 2009 года N 100 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009 - 2012 годы"
Текст заключения официально опубликован не был