Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 года N 151, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Администрации Курской области от 4 мая 2009 года N 141 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2009 - 2010 годы" (далее - Постановление Администрации Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие Постановления Администрации Курской области.
Предметом регулирования Постановления Администрации Курской области являются общественные отношения, связанные с финансированием, за счет средств областного бюджета и иных источников, комплекса мероприятий, направленных на развитие образования в Курской области.
Указанный предмет регулирования соответствует пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации), согласно которому финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации, а также пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 09.02.2009 N 4-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации; полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009 N 58-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.02.2009 N 19-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" (в ред. от 24.03.2008 N 199) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства Российской Федерации вместо "29.12.2005" следует читать "23.12.2005"
Согласно пункту 1 статьи 3, подпункту 2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним, в том числе, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования; к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Абзацем 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются, в том числе, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, чему соответствует пункт 1 Постановления Администрации Курской области.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных целевых программ развития образования рекомендовано учитывать положения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной указанным Постановлением.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом, в том числе, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим программу.
Приложением N 9 Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2009 год Закона Курской области от 10.12.2008 N 109-ЗКО Об областном бюджете на 2009 год (в ред. от 25.02.2009 N 10-ЗКО) областной целевой программе "Развитие образования Курской области на 2009 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Администрации Курской области предусмотрено 17483,0 тыс. рублей.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 48 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) установлено, что Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области. Администрация Курской области возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области.
Подпунктом з пункта 2 статьи 49 Устава Курской области установлено, что Администрация Курской области издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Курской области постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области.
Таким образом, постановление Администрации Курской области от 4 мая 2009 года N 141 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2009 - 2010 годы" принято Администрацией Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения, официально опубликованным в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область).
В результате проведения юридической экспертизы Постановления Администрации Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Постановление Администрации Курской области изучено на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Руководитель |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 25 мая 2009 г. N 02-19-222П на постановление Администрации Курской области от 4 мая 2009 года N 141 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2009 - 2010 годы"
Текст заключения официально опубликован не был