Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Администрации Курской области от 31 декабря 2009 года N 483 "О порядке финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в части перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - постановление Администрации Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие постановления Администрации Курской области.
Предметом правового регулирования постановления Администрации Курской области являются общественные отношения в сфере здравоохранения, а также социальной защиты, связанные, в частности, с установлением порядка финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в части перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Указанный предмет правового регулирования соответствует пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому координация вопросов здравоохранения, а также социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 26.1. Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 17.12.2009 N 326-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне указанные правоотношения регулируются Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2009 N 213-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации), Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) (далее - Постановление ВС РФ), Федеральным законом от 05 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. от 27.12.2009 N 368-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР"" (в ред. от 01.04.2009 N 293) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации для неработающего населения страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Абзацем 3 части 3 статьи 9 Закона Российской Федерации установлена обязанность страхователя по внесению страховых взносов в порядке, установленном указанным Законом и договором медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 17 Закона Российской Федерации платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 118-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Согласно пункту 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением ВС РФ (далее - Положение), платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, чему соответствует пункт 2 Правил финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в части перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденных постановлением Администрации Курской области (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 6 пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца, чему соответствует пункт 3 Правил.
Пунктами 34, 37 раздела V Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, установлено, что плательщики обязаны вести учет расчетов по средствам страховых взносов (платежей) с Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования. При этом все плательщики ежеквартально составляют расчетные ведомости по страховым взносам (платежам) в двух экземплярах с указанием в них сумм начисленных и уплаченных взносов по форме, утверждаемой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации. Оба экземпляра расчетных ведомостей подписываются руководителем и главным бухгалтером плательщика страховых взносов (платежей), чему соответствует пункт 4 Правил.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 48, подпунктом "з" пункта 2 статьи 49 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 г. N 14-ЗКО) Администрации Курской области, являющейся высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области, предоставлены полномочия по изданию постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории области.
Таким образом, постановление Администрации Курской области от 31 декабря 2009 года N 483 "О порядке финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в части перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения" принято Администрацией Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения и официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Администрации Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза постановления Администрации Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном постановлении Администрации Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 28 января 2010 г. N 02-23-45П на постановление Администрации Курской области от 31 декабря 2009 года N 483 "О порядке финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в части перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения"
Текст заключения официально опубликован не был