Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Правительства Курской области от 24 апреля 2009 года N 58 "О предоставлении отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" (далее - Постановление Правительства Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие Постановления Правительства Курской области.
Предметом правового регулирования Постановления Правительства Курской области являются общественные отношения в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также жилищного законодательства, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Указанный предмет правового регулирования соответствует пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации), согласно которым социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в ред. от 05.04.2009 N 41-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 28.04.2009 N 72-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в от 29.06.2009 N 135-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 28.04.2009 N 72-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), Федеральным законом от 26.11.1996 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" (в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (в ред. от 28.04.2009 N 72-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"), Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (далее - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (в ред. от 30.12.2008 N 313-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации "О ветеринарии"), Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. от 25.12.2008 N 288-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250) (далее - Указ Президента Российской Федерации), постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" вместо "26.11.1996" следует читать "26.11.1998"
Согласно частям 2, 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из указанного Кодекса, принятых в соответствии с указанным Кодексом, в том числе, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании указанного Кодекса, принятых в соответствии с указанным Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Абзацами 1.# 2, 3 пункта 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", абзацами 1, 2, 3 пункта 17 части 1 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установлено, что гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных указанными пунктами. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Статьями 2, 3 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" предусмотрено, что гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Кроме того, абзацем 1 пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации лицам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами гарантируются меры социальной поддержки, установленные, в том числе, пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 14, подпункту 5 пункта 1 статьи 15, подпункту 5 пункта 1 статьи 16, подпункту 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей лиц совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с подпунктами 9, 10 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими; по плате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения.
Частями 1, 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", частями 1, 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных для инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно абзацу 7 пункта 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", части 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзацу 7 пункта 17 части 1 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", частью 2 статьи 16 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 2 Закона Курской области от 01.12.2004 N 58-ЗКО О социальной поддержке лиц проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда (в ред. от 23.05.2009 N 32-ЗКО), пунктам 3, 4 части 1 статьи 2 Закона Курской области от 09.06.2007 N 42-ЗКО "О звании "Ветеран труда Курской области" (в ред. от 23.05.2009 N 32-ЗКО) ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, ветеранам труда Курской области, постоянно проживающим на территории Курской области, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки по компенсационным выплатам в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению в первоочередном порядке твердым топливом при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 1, пунктом 6 статьи 2 Закона Курской области от 01.12.2004 N 59-ЗКО О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий (в ред. от 23.05.2009 N 32-ЗКО) реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно и являющимся инвалидами или пенсионерами), предоставляются меры социальной поддержки по компенсационным выплатам в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Статьей 4 Закона Курской области от 01.12.2004 N 58-ЗКО, статьей 3.1 Закона Курской области от 09.06.2007 N 42-ЗКО, статьей 3 Закона Курской области от 01.12.2004 N 59-ЗКО установлено, что финансирование указанных мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно статье 36 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", части 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О ветеринарии" специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Курской области от 23.12.2005 N 100-ЗКО О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в ред. от 23.05.2009 N 32-ЗКО) компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются педагогическим, медицинским и библиотечным работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, проживающих и работающих в сельской местности, но состоящие в штатах учреждений здравоохранения, расположенных в городах, а также проживающим с ними членам их семей, специалистам и киномеханикам учреждений культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей, социальным работникам, занятым в государственном секторе социального обслуживания, медицинским, педагогическим и библиотечным работникам учреждений социального обеспечения в случае, если они проживают в сельской местности, рабочих поселках и в поселках городского типа, специалистам Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, городах, не наделенных статусом городского округа в связи с расходами по оплате за пользование жилым помещением, по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления), по оплате коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления)).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области (в ред. закона Курской области от 26.06.2009 N 39-ЗКО) указанным Законом устанавливаются меры государственной поддержки семей, имеющих детей по компенсации многодетным семьям расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 26.3.1. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 48 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Правительство Курской области является коллегиальным органом, обеспечивает деятельность Губернатора Курской области и реализует установленные федеральным законодательством и законодательством области финансово-экономические и социальные функции исполнительной власти области в соответствии с полномочиями, определяемыми Губернатором Курской области. По решениям, принимаемым коллегиально в пределах своих полномочий, издает нормативные правовые акты.
Таким образом, постановление Правительства Курской области от 24 апреля 2009 года N 58 "О предоставлении отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" принято Правительством Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Постановления Правительства Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Постановление Правительства Курской области изучено на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Руководитель |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 16 июля 2009 г. N 02-19-373П на постановление Правительства Курской области от 24 апреля 2009 года N 58 "О предоставлении отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг"
Текст заключения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника