Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Администрации Курской области от 20 октября 2008 года N 324 "Об утверждении Положения о порядке и правилах предоставления имущества Курской области в залог" (в ред. от 03 декабря 2009 года N 410) (далее - постановление Администрации Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило внесение изменений в постановление Администрации Курской области.
Предметом правового регулирования постановления Администрации Курской области являются правоотношения, связанные распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности, а именно устанавливается порядок действий органов государственной власти Курской области при залоге имущества Курской области, включенного в состав областного залогового фонда.
Указанный предмет правового регулирования соответствует пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации), согласно которому гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 23.11.2009 N 261-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (далее - Гражданский кодекс (Часть первая), Законом Российской Федерации от 29 мая 1992 года N 2872-1 "О залоге" (в ред. от 30.12.2008 N 306-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса (Часть первая) в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать, в том числе субъекты Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 209 указанного Кодекса установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Также пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса (Часть первая) определено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса (Часть первая), то есть, в том числе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации залог возникает в силу договора или закона; закон, предусматривающий возникновение залога, должен содержать указание на то, в силу какого обязательства и какое именно имущество должно признаваться находящимся в залоге.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации залогом может быть обеспечено действительное требование, в частности, вытекающее из договора займа, в том числе банковской ссуды, договоров купли-продажи, имущественного найма, перевозки грузов и иных договоров. Предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. Предметом залога не могут быть требования, носящие личный характер, а также иные требования, залог которых запрещен законом.
Особенности правового регулирования в сфере управления государственной собственностью Курской области реализованы Законом Курской области от 2 декабря 2002 года N 56-ЗКО "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области" (в ред. от 15.09.2009 N 78-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Так, в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Курской области правомочия собственника от имени области осуществляют органы государственной власти области, в том числе, Администрация Курской области.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 7 Закона Курской области Администрация Курской области разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам управления и распоряжения областной собственностью в пределах установленной компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Курской области комитет по управлению имуществом Курской области является уполномоченным органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим от имени Курской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области, правомочия собственника в отношении имущества и земельных участков, находящихся в областной собственности.
Частями 1, 3 статьи 15 Закона Курской области определено, что залог объектов областной собственности может осуществляться для обеспечения обязательств области, обязательств областных унитарных предприятий и иных обязательств; для обеспечения исполнения обязательств в соответствии с областным законом создается залоговый фонд.
Принципы формирования залогового фонда Курской области, а также порядок и условия его использования установлены Законом Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области" (в ред. от 10.12.2009 г. N 116-ЗКО) (далее - Закон Курской области "О залоговом фонде Курской области").
Согласно статье 2 Закона Курской области "О залоговом фонде Курской области" залоговый фонд - совокупность имущества и имущественных прав, находящихся в собственности Курской области (далее - области), служащих обеспечением исполнения обязательств области, обязательств областных унитарных предприятий, а также обеспечением исполнения обязательств инвесторов - победителей конкурсного отбора инвестиционных проектов, привлекающих заемные средства для реализации на территории области бизнес-проектов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Курской области "О залоговом фонде Курской области" управление залоговым фондом осуществляется органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на управление и распоряжение государственной собственностью Курской области.
Согласно части 7 статьи 14.1. Закона Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. от 14.09.2009 N 59-ЗКО) правила реализации порядка предоставления имущества области в залог в обеспечение обязательств инвесторов перед кредитными организациями по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов, определяется Администрацией Курской области.
Перечисленным положениям федерального и регионального законодательства соответствуют пункты 1, 2 Постановления Администрации Курской области.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 48 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. 04.05.2009 г. N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области, возглавляемым высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области.
Подпунктом "з" пункта 2 статьи 49 Устава Курской области установлено, что Администрация Курской области издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Курской области постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области.
Таким образом, постановление Администрации Курской области от 20 октября 2008 года N 324 "Об утверждении Положения о порядке и правилах предоставления имущества Курской области в залог" (в ред. от 03 декабря 2009 года N 410) принято Администрацией Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Администрации Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст постановления Администрации Курской области соответствуют требованиям юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза постановления Администрации Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном постановлении Администрации Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник Управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 23 декабря 2009 г. N 02-19-756П на постановление Администрации Курской области от 20 октября 2008 года N324 "Об утверждении Положения о порядке и правилах предоставления имущества Курской области в залог" (в ред. постановления Администрации Курской области от 21 августа 2009 года N 278, от 03 декабря 2009 года N410)
Текст заключения официально опубликован не был