Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 года N 151, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Курской области на Закон Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области" (в ред. от 14 сентября 2009 года N 58-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило внесение изменений и дополнений в Закон Курской области.
Предметом правового регулирования Закона Курской области являются общественные отношения в сфере гражданского законодательства, связанные с определением основных принципов формирования залогового фонда Курской области, представляющего собой совокупность имущества и имущественных прав, находящихся в собственности Курской области, служащих обеспечению исполнения обязательств области, иных обязательств, а также общественные отношения, связанные с определением порядка и условий его использования.
Указанный предмет правового регулирования соответствует сфере ведения, определенной пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации), согласно которому гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009 N 175-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (далее - Гражданский кодекс (Часть первая), Законом Российской Федерации от 29 мая 1992 года N 2872-1 "О залоге" (в ред. от 30.12.2008 N 306-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации "О залоге").
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть I) гражданское законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, в том числе, по определению порядка осуществления права собственности и других вещных прав, регулированию договорных и иных обязательств, а также других имущественных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть I) субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть I) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О залоге" определено, что залог возникает в силу договора или закона; закон, предусматривающий возникновение залога, должен содержать указание на то, в силу какого обязательства и какое именно имущество должно признаваться находящимся в залоге.
На основании части 3 статьи 15 Закона Курской области от 02 декабря 2002 года N 56-ЗКО "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области" (в ред. от 25.02.2009 N 1-ЗКО) для обеспечения исполнения обязательств в соответствии с областным законом создаются специальные залоговые фонды.
В соответствии с частью 1 статьи 23, статьей 30 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области, реализующим свои полномочия, в том числе, путем принятия законов Курской области.
Согласно подпункту б пункта 1 статьи 31 Устава Курской области к полномочиям Курской областной Думы отнесено осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и Курской области в пределах полномочий области.
Таким образом, Закон Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области" (в ред. от 14 сентября 2009 года N 58-ЗКО) является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым Курской областной Думой в соответствии с ее компетенцией, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Закон Курской области изучен на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Руководитель Государственный советник |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 30 сентября 2009 г. N 02-19-521П на Закон Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области" (в ред. Законов Курской области от 01 декабря 2008 года N 92-ЗКО, от 14 сентября 2009 года N 58-ЗКО)
Текст заключения официально опубликован не был